Научная статья на тему 'О повышении уровня практической подготовки студентов экономических специальностей'

О повышении уровня практической подготовки студентов экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Галина Федоровна, Пищ Иван Иванович

Рассмотрены проблемы повышения уровня практической подготовки студентов экономических специальностей. Предлагается дополнить учебные планы по базовым дисциплинам выполнением курсовых проектов (работ), увеличить количество часов по практическим занятиям, т. к. инновационные методы обучения (разбор производственных ситуаций, деловых игр и др.) требуют значительных затрат времени. Сделаны также конкретные предложения по улучшению организации и проведения сквозной производственной практики студентов, что обеспечит более высокий уровень их практической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Галина Федоровна, Пищ Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О повышении уровня практической подготовки студентов экономических специальностей»

66

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2011. № 8. Учебно-методическая работа

УДК 378:33

Г. Ф. Кузнецова, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ);

И. И. Пищ, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ)

О ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ подготовки СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рассмотрены проблемы повышения уровня практической подготовки студентов экономических специальностей. Предлагается дополнить учебные планы по базовым дисциплинам выполнением курсовых проектов (работ), увеличить количество часов по практическим занятиям, т. к. инновационные методы обучения (разбор производственных ситуаций, деловых игр и др.) требуют значительных затрат времени. Сделаны также конкретные предложения по улучшению организации и проведения сквозной производственной практики студентов, что обеспечит более высокий уровень их практической подготовки.

The problems of raising the level of practical training for students of economics are described, concluded in the revision of the curriculums in order to introduce the course work to the specific disciplines, the usage of innovative technologies in practical studies, analysis of work situations, business games, improving the organization of ongoing practical experience work of students. The specific suggestions to improve the training of specialists of economics are made.

Введение. В условиях рыночной экономики и ускоренного инновационного развития предприятий предъявляются высокие требования к качеству подготовки специалистов высшей школы, рациональному сочетанию теоретических знаний с умением грамотно решать производственные задачи, выполнять научно-исследовательские работы и быстро адаптироваться к условиям практической деятельности на предприятии.

Основная часть. Формирование профессиональных способностей и навыков у студентов является целью практической подготовки будущих специалистов. Данный процесс должен обеспечиваться не только за счет получения глубоких теоретических знаний, но и подкрепляться различными формами и методами такой учебной работы, как практические и лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование, сквозная производственная практика.

Требования к решению этих задач отражаются в образовательных стандартах и учебных планах специальностей. Для обеспечения высокого качества выпускаемых специалистов в процессе обучения необходимо сформировать социально-профессиональную компетентность, позволяющую сочетать академические, профессиональные навыки для выработки и принятия решений по оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия, планированию и организации производства; умения работать с первичными документами, обосновать нестандартные управленческие решения в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

Полученные в процессе обучения знания и навыки должны помочь будущему специалисту на производстве:

— планировать хозяйственную деятельность организаций различных форм собственности;

— принимать методы экономического обоснования инвестиционных (инновационных) проектов;

-разрабатывать стратегию развития предприятия;

— анализировать и оценивать результаты его хозяйственной деятельности.

Однако в учебных планах перечень дисциплин и предусмотренный в них объем и состав учебной нагрузки не всегда обеспечивают качественное решение этих задач.

Так, при организации учебного процесса по новым учебным планам специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» возникают некоторые проблемы, которые необходимо решать, т. к. они не способствуют повышению уровня подготовки специалистов.

Прежде всего, это резкое сокращение количества часов по изучению базовых дисциплин: «Анализ хозяйственной деятельности» (было отведено 99 часов, в новых планах - 51), «Планирование на предприятиях отрасли» (было 133 часа, стало 85) и др.

При этом в новых учебных планах не предусмотрено выполнение по этим и другим дисциплинам курсовых работ.

Имеет место также резкое сокращение количества часов по практически занятиям, например, по планированию - на 30%, по анализу хозяйственной деятельности — на 60%. Между тем, в условиях перестройки высшей школы на практических занятиях следует применять новые методы обучения: разбор производственных ситуаций, деловых игр и др., которые требуют значительного увеличения числа часов на их проведение.

Особое внимание должно быть уделено прохождению производственной практики (особен-

Обучение техническим и естественнонаучным дисциплинам

67

но технико-экономической и преддипломной). Целью производственной практики является обучение студентов практическим навыкам и подготовка их к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.

Основными задачами производственной практики являются: закрепление и расширение полученных в университете теоретических знаний; приобретение студентами производственных навыков по обоснованию стратегических, перспективных и текущих планов развития предприятия, бизнес-планов инвестиционных проектов, анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия, менеджменту и осуществлению других видов практической деятельности, предусмотренных программой производственной практики; изучение документации, дефективных, методических и инструктивных материалов; получение опыта общественно-политической, организаторской и воспитательной работы в трудовых коллективах. Реализация этих задач должна найти отражение в программах сквозной производственной практики и контроле их выполнения. Более высокий уровень производственной практики может быть обеспечен за счет подбора высококвалифицированных специалистов от университета и опытных специалистов по профилю подготовки студентов от предприятий.

Желательно практиковать проведение студентами научно-исследовательских работ на предприятии по индивидуальному заданию, предоставлять им рабочие места в качестве дублера экономиста, нормировщика или менеджера, а также организовывать прохождение стажи-

ровки на предприятии, где будет работать будущий специалист.

Заключение. С целью повышения уровня практической подготовки специалистов экономического профиля необходимо:

1) внести изменения в учебные планы и предусмотреть выполнение курсовых работ по дисциплинам «Анализ хозяйственной деятельности», «Планирование на предприятиях отрасли» и увеличить число часов на практические занятия;

2) разработать методические пособия практических занятий с включением в них конкретных производственных ситуаций (задач), деловых игр, тестов, программ машинного контроля знаний;

3) обеспечить более высокий уровень прохождения производственной практики за счет подбора высококвалифицированных специалистов по профилю подготовки студентов от предприятий;

4) целесообразно во время прохождения производственной практики обеспечить студентам возможность получения практических навыков по организации производства, планированию, управлению и анализу хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений путем предоставления им рабочих мест в качестве дублера экономиста, нормировщика или менеджера;

5) практиковать прием и защиту отчетов по производственной практике на предприятии с привлечением руководителей практики как от университета, так и от предприятия.

Поступила 07.04.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.