Научная статья на тему 'О повышении качества диссертационных психолого-педагогических исследований'

О повышении качества диссертационных психолого-педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
169
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Рубцов Виктор Алексеевич

На расширенном заседании Бюро отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования 17 июня 2009 года было заслушано сообщение директора Психологического института Российской академии образования, академика РАО, ректора Московского городского психолого-педагогического университета В.В. Рубцова «О повышении качества диссертационных психолого-педагогических исследований». Бюро отметило актуальность и практическую значимость работы, проведенной Педагогическим институтом РАО и Московским городским психолого-педагогическим университетом по повышению качества подготовки кадров высшей квалификации и созданию системы экспертизы диссертационных психолого-педагогических исследований. Одобрена процедура экспертизы диссертационных психолого-педагогических исследований, сложившаяся в Научно-образовательном комплексе «Психология» в составе ПИ РАО МГППУ. Руководителям диссертационных советов по психологии и педагогике рекомендовано: • ·использовать опыт работы НОК «Психология» (ПИ РАО МГППУ) в работе диссертационных советов психолого-педагогического направления; • продолжить работу по поиску новых механизмов повышения качества диссертационных психолого-педагогических исследований. Мы публикуем выдержки из указанного сообщения. По нашему мнению, эту информацию должны использовать в своей работе все председатели диссертационных советов по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О повышении качества диссертационных психолого-педагогических исследований»

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

На расширенном заседании Бюро отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования 17 июня 2009 года было заслушано сообщение директора Психологического института Российской академии образования, академика РАО, ректора Московского городского психолого-педагогического университета В.В. Рубцова «О повышении качества диссертационных психолого-педагогических исследований». Бюро отметило актуальность и практическую значимость работы, проведенной Педагогическим институтом РАО и Московским городским психолого-педагогическим университетом по повышению качества подготовки кадров высшей квалификации и созданию системы экспертизы диссертационных психолого-педагогических исследований.

Одобрена процедура экспертизы диссертационных психолого-педагогических исследований, сложившаяся

в Научно-образовательном комплексе «Психология» в составе ПИ РАО - МГППУ. Руководителям диссертационных советов по психологии и педагогике рекомендовано:

- использовать опыт работы НОК «Психология» (ПИ РАО - МГППУ) в работе диссертационных советов психолого-педагогического направления;

- продолжить работу по поиску новых механизмов повышения качества диссертационных психологопедагогических исследований.

Мы публикуем выдержки из указанного сообщения. По нашему мнению, эту информацию должны использовать в своей работе все председатели диссертационных советов по специальности 13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

Б.Н. Шустин

О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ1

В последние годы много говорится о падении качества диссертационных работ (Д.И.Фельдштейн2, А.А. Деркач3 и др.); особенно это касается работ психолого-педагогического направления. Отметим основные, на наш взгляд, проблемы, которые приводят к падению качества диссертационных исследований:

1. Недостаточное знание методологии научной дисциплины, что приводит к не всегда адекватной оценке добытых фактов и их значения для той области знаний, в которой данная работа выполнялась.

2. Недостатки с постановкой исследовательской проблемы и, как следствие, некорректные названия диссертаций, не отражающие существо работы, нечетко определенные цели и задачи исследования, не согласующиеся между собой гипотезы и положения, выносимые на защиту.

3. Недостаточное владение литературой по исследуемой проблеме; особенно это касается зарубежной литературы, что приводит к замене обсуждения полученных результатов описанием этих результатов.

В.В. РУБЦОВ, академик РАО

4. Проблемы, связанные с недостаточной экспериментальной культурой (формулировка задач, планирование эксперимента, обработка и анализ данных), что приводит к существенным огрехам работы в экспериментальной части исследования.

Совершенствование процедуры предварительной экспертизы диссертационных исследований

С целью усиления контроля над качеством диссертаций все диссертации, выполненные в других учреждениях, проходят дополнительную апробацию на кафедрах или в лабораториях соответствующего профиля. Внешние соискатели проходят стажировку на кафедрах и в лабораториях с предварительным обсуждением диссертаций, предполагаемых к защите в советах НОК. После доработки диссертации по замечаниям рецензентов автора заслушивают еще раз.

Диссертации аспирантов и соискателей МГППУ неоднократно обсуждаются на заседаниях кафедр; если проведено междисциплинарное исследование - на рас-

1 Приводится в сокращении.

2 Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях улучшения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4.

3 Деркач А.А. О мерах по улучшению качества диссертационных психолого-педагогических исследований // Известия Российской академии образования. - 2008. - № 1.

-----(£(Я=

4

От главного редактора

ширенных заседаниях, с приглашением специалистов других факультетов.

Диссертации, выполненные в институте или университете, проходят апробацию на заседаниях профильных кафедр и лабораторий с обязательным присутствием членов Диссертационного совета.

На всех заседаниях с оценкой защищаемых работ помимо официальных выступают и неофициальные оппоненты, как члены Совета, так и присутствующие сотрудники института и университета, представители других учреждений, а также практики, приглашенные на защиту. Это позволяет оценивать не только теоретическую, но и практическую значимость работ.

Порядок приема документов и допуска к защите

Документы принимаются в соответствии с описью, утвержденной ВАК РФ. По решению Диссертационного совета кроме указанных в описи документов диссертанты сдают текст диссертации и автореферата в электронной форме.

При приеме документов проверяется правильность их оформления. Если при проверке обнаруживаются ошибки в оформлении документов, они возвращаются на доработку. С этой целью в помощь диссертантам разработан пакет с образцами правильно оформленных документов в электронной форме.

Все данные о диссертанте заносятся в базу данных, в которой фиксируются все этапы прохождения экспертизы диссертационной работы (от момента подачи документов до защиты диссертации). Хранятся также копии статей, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Так как порядок экспертизы кандидатских диссертаций несколько отличается от порядка экспертизы докторских диссертаций, рассмотрим их последовательно.

Порядок прохождения кандидатских диссертаций

На ближайшем после подачи документов заседании Диссертационного совета утверждаются по два рецензента на каждую поданную в Совет диссертацию (из состава Совета), в базе данных фиксируются фамилии рецензентов, дата и номер протокола заседания. Рецензии на диссертационные исследования сдаются Ученому секретарю не позднее чем через две недели после их распределения.

Если у рецензентов есть замечания к диссертационным исследованиям, то соискатель оповещается об этом и диссертация отправляется на доработку. После доработки процедура рецензирования и экспертизы повторяется вплоть до достижения требуемого качества работы. В случае получения положительных рецензий тексты диссертаций и авторефератов передаются заместителям председателя Совета для дополнительной экспертизы. Если заместители председателя оценивают работу позитивно, поданное диссертационное исследование получает возможность представления к защите на ближайшем заседании Совета. На этом Совете утверждаются оппоненты и ведущая организация. В базе данных

фиксируются дата и номер протокола представления работ. После защиты производится оформление документов, необходимых для подачи в ВАК РФ.

Порядок прохождения докторских диссертаций

На ближайшем после подачи документов заседании Диссертационного совета утверждается соответствующая профилю диссертации кафедра университета или лаборатория института для предварительного обсуждения диссертации сотрудниками подразделения и двумя рецензентами из состава Совета; назначается дата обсуждения диссертационного исследования на заседании подразделения. (В базе данных фиксируется название кафедры, лаборатории, фамилии рецензентов, дата и номер протокола заседания.)

В случае необходимости доработки диссертационного исследования указанная кафедра или лаборатория становится куратором диссертационной работы вплоть до доведения ее до возможности обсуждения на методологическом семинаре института или университета.

На методологическом семинаре диссертант выступает с докладом. В заседании методологического семинара принимают участие члены Совета, сотрудники кафедры или лаборатории - кураторы, три рецензента из состава Совета, а также приглашенные специалисты. После обсуждения на семинаре текст диссертации дорабатывается и подается для экспертизы заместителям председателя Диссертационного совета.

В случае совпадения положительных оценок доработанная диссертация принимается Советом для дальнейшего прохождения с утверждением официальных оппонентов, ведущей организации; дается разрешение на печать реферата, определяются сроки защиты.

После защиты производится оформление документов, необходимых для подачи в ВАК РФ.

Меры по повышению качества диссертационных исследований

• Обоснования тем исследований и сами темы, после предварительного обсуждения на заседаниях профильной кафедры (лаборатории), рассматриваются и утверждаются на Ученом совете института или факультетов университета.

• Все без исключения работы соискателей из других учреждений дорабатываются в профильных подразделениях в течение нескольких месяцев и повторно обсуждаются для официального представления диссертации в специализированный Совет.

• Как видно из приведенных выше обновленных процедур приема диссертационных работ, Советы должны уделять большое внимание тщательной предварительной экспертизе диссертаций.

Как показывает практика, прохождение работы через серию публичных обсуждений приводит автора к более глубокому проникновению в полученный материал, а полученные в ходе этих обсуждений замечания позволяют снять многие вопросы еще до поступления диссертации в Специализированный совет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.