Практика модернизации образования
25
В.И. КОШКИН, ректор
А.И.ГОРДЕЕВ, проректор Московский государственный индустриальный университет
А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, ректор ИА. КАПЛУНОВ, проректор
А.А. МАЛЬЦЕВА, директор ИнноЦентра им. ЕА. Лурье Тверской государственный университет Е.Л. ПУСТОВАЛОВА, аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова
О повышении
эффективности
всероссийских
студенческих
олимпиад
Рассмотрены основные пути и методы повышения эффективности системы всероссийских студенческих олимпиад и конкурсов как инструмента выявления и поддержки молодых талантов. Предлагается организовывать два типа олимпиад: «предметные » - для младших курсов и «проектные » - для старших.
Ключевые слова: студенческие олимпиады, конкурсы, концепция выявления и развития талантов
В последнее десятилетие в нашей системе образования наметились серьезные изменения, обусловленные современными тенденциями социально-экономического развития. В условиях массовизации высшего образования постоянно идет поиск новых форм и методов стимулирования интереса учащихся к познанию и саморазвитию, получению качественного образования.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации в 2012 г., определяет работу по выявлению и развитию одаренной молодежи, основанную на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах '.Особое место в системе поддержки талантливой молодежи отводится мероприятиям, которые обеспечивают формирование унее мотивации к новым достижениям в учебной и исследовательской деятельности, к совершенствованию знаний, умений, компетенций.
Соревновательные мероприятия по отбору и поддержке талантливой молодежи на сегодня включают: 1
v стипендиальные, в рамках которых поддержку получают кандидаты, соответствующие определенным критериям по значимости предшествующих отбору достижений, без ограничения их числа и ранжирования по уровню;
v грантовые, представляющие собой отбор кандидатов для получения целевого финансирования на реализацию работ (проектов) в рамках определенной тематики;
v конкурсные, которые предполагают отбор и оценку кандидатов по определенным критериям, требованиям в рамках специально организованных соревнований с последующим ранжированием участников и выявлением победителей.
Конкурсные мероприятия, в свою очередь, существенно различаются по форме проведения, содержанию, критериальным и организационным подходам к определению победителей. Система исследовательских конкурсов и олимпиад среди студентов, сформированная в Российской Федерации, является уникальной и не имеет аналогов как на постсоветском пространстве, так и в мире в целом. Раз-
1 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012) // Администратор образования, № 11, июнь, 2012.
26
Высшее образование в России • № 11, 2014
личают следующие уровни конкурсных мероприятий:
• стипендии Президента Российской Федерации, стипендии Правительства Российской Федерации;
• конкурсы федеральных органов исполнительной власти: Министерства образования и науки Российской Федерации (Всероссийская олимпиада студентов образовательных организаций высшего образования, Всероссийский студенческий форум), Министерства обороны Российской Федерации (Всеармейская олимпиада курсантов высших военно-учебных заведений), Министерства внутренних дел Российской Федерации (Конкурс на лучшую научноисследовательскую работу обучающихся в образовательных организациях МВД России), Федерального агентства по делам молодежи (Грантовый конкурс молодёжных проектов на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер-2014», Зворыкинский проект, Всероссийский конкурс молодежных проектов);
• конкурсы государственных компаний и компаний с государственным участием: Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Турнир молодых профессионалов «ТеМП»), ОАО «РЖД» (Конкурс «Новое звено», Стипендия президента ОАО «РЖД»), ОАО «Роснано» (Российская молодежная премия в области наноиндустрии), ОАО «РВК» (Конкурс «Бизнес инновационных технологий»), ОАО «Рос-сети »(Всероссийский конкурс инновационных проектов и разработок в сфере умной энергетики «Энергопрорыв»), ОАО «ГАО ВВЦ» (Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи);
• конкурсы государственных фондов: Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новыхтехнологий (Конкурс инновационных проектов в области фотоники, Конкурс «Моя идея для России»), Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Участник молодежного научно-инновационного конкурса — УМНИК);
• конкурсы негосударственных фондов: Фонда Михаила Прохорова (открытый благотворительный конкурс «Академическая мобильность»), Благотворительного фонда Владимира Потанина (Стипендиальный конкурс Владимира Потанина), Благотворительного фонда «Система» (Открытый молодежный конкурс «Intellect2All»), ООО «Национальный фондподдержки инноваций в сфере образования» (Открытые международные студенческие дисциплинарные Интернет-олимпиады), Фонда поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие» (Конкурс прорывных идей «Эврика»);
• конкурс Всероссийской политической партии «Единая Россия» (Всероссийский конкурс прорывных проектов в области IT-технологий «IT-прорыв!»);
• конкурс Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (Конкурс научных и инновационных проектов InnoStar, Олимпиада CAD-OLYMP);
• конкурсы некоммерческих и общественных организаций: Национальной Ассоциации инноваций и развития информационных технологий - НАИРИТ (Всероссийский конкурс по поддержке высокотехнологичных инновационных молодежных проектов), Некоммерческого партнерства «Глобальная энергия» (Общероссийский конкурс молодежных исследовательских проектов в области энергетики «Энергия Молодости»), Общественной организации «Вольное экономическое общество России» (Всероссийский конкурс научных работ молодежи «Экономический рост России»), Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» (Всероссийский конкурс научно-технических разработок среди молодежи предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса) и др.
Перечисленные выше и многие другие
Практика модернизации образования
27
конкурсы в большинстве своем проводятся на регулярной основе и направлены на выявление перспективных молодых людей, обладающих выдающимися среди сверстников знаниями,навыками, компетенциями (олимпиады); поощрение особых успехов в учебе(стипендии); содействие проведению перспективных исследований и разработок (гранты, конкурсы научных работ); стимулирование молодежи к техническому творчеству, разработке инновационных идей и проектов (конкурсы технического творчества, инновационных проектов); развитие мобильности в молодежной среде (конкурсы на участие в стажировках, научных школах, гранты для поездок).
В системе российских конкурсов, направленных на отбор и выявление наиболее перспективной молодежи, особое место занимает Всероссийская студенческая олимпиада (ВСО), которая проводится в Российской Федерации начиная с 2006 г. Структура олимпиадных мероприятий ВСО характеризуется значительной дифференциацией. Так, в 2014 г. было организовано 114 конкурсных мероприятий по различным дисциплинам и направлениям подготовки. Наибольшее число олимпиад проведено по укрупненным группам «Экономика и управление», «Физико-математические науки», «Гуманитарные науки». Также следует выделить группы «Информатика и вычислительная техника», «Химическая техника и биотехнологии», «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Естественные науки», «Образование и педагогика», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника». При этом отсутствовали конкурсные мероприятия по группам «Здравоохранение», «Авиационная и ракетнокосмическая техника», «Оружие и системы вооружения», «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов ».
Формирование перечня олимпиад осуществляется исходя из действующего Регламента на основе заявок вузов. При
условии их соответствия утвержденным критериям олимпиада включается в систему мероприятий ВСО в рассматриваемом периоде.
Анализ показывает ряд проблем в организации олимпиад. Прежде всего, отметим проблему недостаточного охвата олимпиад-ными мероприятиями некоторых дисциплин и направлений подготовки и, наоборот, в отдельных случаях - их дублирование. В 2014 г. для студентов экономических специальностей проводились олимпиады по следующим дисциплинам: «Финансы», «Мировая экономика (зарубежное страноведение)», «Налоги и налогообложение», «Банковское дело. Финансы и кредит», «Экономика организации» (две олимпиады), «Менеджмент организации» (две олимпиады), «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (две олимпиады), «Статистика. Математические методы в экономике. Экономика», «Регионоведение», «Управление персоналом» (две олимпиады), «Планирование на предприятии», «Финансовый менеджмент. Финансы и кредит », «Антикризисное управление», «Экономика (профиль - мировая экономика)», «Экономика(профиль -страхование) ». В системе олимпиад отсутствовали такие диснцплины, как маркетинг, экономическая теория, экономика труда, а также профильные дисциплины направлений подготовки. Между тем, к примеру, олимпиады по дисциплине «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» проводились и в Самаре, и в Красноярске. Территориальная диверсификация позволила обеспечить большее число участников, но при этом в рамках одной дисциплины было определено два победителя. Существенно различается и «базовое » количество участников в первых, самых массовых турах олимпиад. Для одних победитель выявляется из ста тысяч участников, в других - из ста. Те и другие считаются победителями ВСО.
Системы различных состязаний молодежи активно развиваются во всем мире. Термин «геймификация » в условиях высокоразвитых «экономик знаний » уже стал
28
Высшее образование в России • № 11, 2014
общеупотребительным и относится почти ко всем сферам человеческой деятельности. Не использовать данные технологии в образовательном процессе - значит, проиграть в конкурентной борьбе по привлечению талантливых молодых людей.
Базовое отличие российских соревновательных систем от зарубежных аналогов является следствием особенностей организации самой системы высшего образования. В первую очередь, это вертикально интегрированная система государственных образовательных учреждений. Те немногие негосударственные вузы, которые реально конкурируют с государственными, вынуждены «играть » по общим правилам. Поэтому система государственных олимпиад (состязаний) формируется, в том числе и содержательно, «сверху вниз» в соответствующей логике: есть актуальная базовая проблема ^ издается нормативный акт ^ собирается группа экспертов, которая вырабатывает и адаптирует позицию государственного органа относительно реального положения дел ^ разрабатывается система подзаконных актов (регламентов, инструкций, методик и приказов).
Основные системные ошибки такого подхода определяются действием следующих факторов:
■ политика государства в лице профильного ведомства (учредителя) претерпевает определенные искажения в логике ее реализации, когда наша система выстраивается не на удовлетворение реальных потребностей, а в соответствии с «видением этих потребностей » вышестоящим институтом;
■ интересы и требования государства зачастую не согласуются с интересами и возможностями исполнителей, поскольку последние не видят смысла в осуществлении проекта именно по заданному алгоритму и на сформулированных условиях; в случае действия по предложенному алгоритму это может существенно снижать эффективность проекта, приводить к его профанации;
■ главным условием успеха любых состязательных процессов является высокое
качество их составляющих - от регламентов до подготовки участников. Это возможно лишь при наличии развитой окружающей среды, что крайне сложно обеспечить в условиях технологического отставания от мирового уровня большинства предприятий реального сектора экономики.
Ясно, что систему студенческих профессиональных состязаний как элемент государственной политики поддержки молодых талантов нужно всемерно поддерживать, совершенствовать и укреплять. Вопрос заключается в правильном целеполагании, необходимом для повышения ее эффективности, с учетом влияния отмеченных выше отрицательных факторов.
Какие основные принципы следует положить в основу формирования нового подхода к организации ВСО?
Во-первых, предлагается существенно ограничить или пересмотреть степень участия государства в этом процессе. Оно должно инициировать и формировать общие требования, поддерживая инициативу и опыт непосредственных участников и организаторов олимпиад. Образно говоря, государство должно выступать в роли организатора турнира, а не главного тренера участвующих в турнире команд.
Во-вторых, государство должно четко сегментировать виды турниров. Если мы хотим получить подлинные соревнования, а не имитацию этого процесса, в них должны участвовать равные соперники. В условиях массового высшего образования различные вузы нацелены на решение разных государственных задач, работают с разными целевыми аудиториями. Бессмысленно профессиональное соревнование между университетом, входящим в мировые рейтинги, и региональным вузом, обеспечивающим развитие конкретной территории или отрасли.
В-третьих, при разработке форматов состязаний необходимо учитывать и задавать уровень подготовки соревнующихся. По сути, это вопрос четкого целеполага-ния в организации конкретного мероприятия.
Практика модернизации образования
29
В-четвертых, нужно найти оптимальное сочетание между стабильностью данной системы соревнований и возможностями ее развития в условиях серьезной динамики изменений внешней среды.
Формирование нового формата ВСО -это процесс не одного дня или нормативного акта с новым регламентом. Это среднесрочная программа на три-пять лет. Не следует одномоментно разрушать годами складывавшуюся систему, тем более что при всех объективных недостатках она успешно работала и поддерживалась участниками на протяжении почти десяти лет. Кроме того, новая система должна формироваться «снизу», максимально открыто собирая и поддерживая наиболее эффективные практики.
Наметим ряд конкретных предложений, которые могли бы лечь в основу такой модели организации ВСО.
В России широкое распространение имеют олимпиады различного уровня между школьниками. В подавляющем большинстве это предметные олимпиады, нацеленные на оценку уровня знаний и способности решения задач. Имеет смысл распространить такой подход и на студенческие олимпиады. Это означает, что нужно регламентировать тематику и уровень подготовки соревнующихся. Так, для студентов первых - третьих курсов должны проводиться предметные олимпиады, направленные на выявление базовых предметных знаний, соответствующих навыков и умений для решения нестандартных задач. Такой подход кажется логичным, коль скоро основными организаторами таких олимпиад являются вузы или группы вузов.
При таком подходе целесообразно выделить два типа олимпиад:
• олимпиады по отдельным дисциплинам. Примерами могут служить олимпиады по математике, физике, химии, информатике, истории и др. с раздельными конкурсами в естественнонаучных, инженерно-технических и социально-экономических областях;
• олимпиады по направлениям подготовки (специальностям), группе специальностей, укрупненным направлениям подготовки, состоящие из меж- и мультидисциплинарных соревнований, в рамках которых проводится оценка комплексных знаний и навыков, необходимых для продолжения специализированного обучения.
Организация предметных олимпиад должна осуществляться при непосредственном участии государства с привлечением экспертов профильных научно-методических советов. Места проведения таких олимпиад должны определяться на конкурсной основе на два-три года вперед. Организацией олимпиад по направлениям подготовки должны заниматься сами вузы или группы вузов (возможно, УМО). Участие государства должно сводиться к определению статуса данной олимпиады на среднесрочный период (до трех лет) и присуждению гранта на ее проведение на следующий год (подтверждение статуса и возможность получения следующего гранта).
Организуя соревнования студентов старших курсов, логично выходить на уровень специализированных проектов, квалификационных работ при активном участии предприятий реального сектора. Такие соревнования можно увязывать с наработками движения World Skills Russia, привлекая к выполнению конкурсных проектов талантливую рабочую молодежь. Задача государства -инициировать развитие этого процесса в целом; дальнейшее активное участие государства может привести к замене рыночных механизмов менее эффективным государственным администрированием.
В отечественной практике имеется достаточно примеров «раскрученных» молодежных проектов (Зворыкинский проект, Фестиваль науки и др.), участники которых получили дополнительные возможности для профессиональной и творческой самореализации, приобрели новые знания и полезные контакты, а их достижения -общественное признание. Развитие олимпи-адного движения является одной из при-
30
Высшее образование в России • № 11, 2014
оритетных задач современной системы поддержки талантливой молодежи. При правильной его организации оно будет способствовать росту качества образования в вузах, мотивации к учению, популяризации передовых знаний и достижений.
В целом ВСО является достаточно результативным проектом поиска и поддержки молодых талантов, соответствует тре-
бованиям и критериям, предъявляемым на федеральном уровне кподобным мероприятиям. Анализ функционирования системы олимпиад показывает, что резервы роста ее эффективности имеются. Олимпиады могут стать настоящим «двигателем » страны к инновационному обществу с ценностными ориентациями на науку, образование и высокие технологии.
Авторы:
КОШКИН Валерий Иванович - д-р физ.-мат. наук, профессор, ректор, Московский государственный индустриальный университет, [email protected]
ГОРДЕЕВ Александр Игоревич - проректор по стратегическому развитию, Московский государственный индустриальный университет, [email protected]
БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ Андрей Владленович - д-р физ.-мат. наук, профессор, ректор, Тверской государственный университет, [email protected]
КАПЛУНОВ Иван Александрович - д-р техн. наук, профессор, проректор по научноинновационной деятельности, Тверской государственный университет, [email protected]
МАЛЬЦЕВА Анна Андреевна - канд. экон. наук, доцент, директор ИнноЦентра им. Е.А. Лурье, Тверской государственный университет, [email protected]
ПУСТОВАЛОВА Евгения Леонидовна - аспирант, магистр экономики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, [email protected]
KOSHKIN V.I, GORDEEV A.I, BELOTSERKOVSKY A.V, KAPLUNOVI.A, MALTSEVA A.A., PUSTOVALOVA E.L. IMPROVING THE EFFICIENCY OF NATIONAL STUDENT COMPETITION
Abstract. The article considers the new ways and methods for improving the efficiency of national student contests and Olympiads as a tool for identifying and supporting young talents. The authors suggest a new approach to the organization of the Olympiad movement including such principles as the limitation of the state’s role (it should be only a general initiator and supporter), segmentation of contest types, determination of contestants’ level, finding the optimal combination between of the system’s stability and its capability to develop.
Keywords: student contests, Olympiads, concept for identifying and supporting young talents
Authors:
KOSHKIN Valeriy I. - Dr. Sci., Prof., Rector, Moscow State Industrial University, Moscow, Russia, [email protected]
GORDEEV Alexander I., Moscow State Industrial University, Vice-Rector for Strategic Development, [email protected]
BELOTSERKOVSKY Andrey V. - Dr. Sci. (Physics), Prof., Rector, Tver State University, Dr., Tver’, Russia, [email protected]
KAPLUNOV Ivan A. - Dr. Sci., Prof., Vice-Rector for research and innovation, Tver State University, Tver’, Russia, [email protected]
MALTSEVA Anna A. - Ph.D., Associate Professor, Director of Innovation center, Tver State University, Tver’, Russia, [email protected]
PUSTOVALOVA Evgeniya L. - Ph.D. course student, M.Sc. in economy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, [email protected]