Научная статья на тему 'О повышении эффективности организации методической работы на кафедре'

О повышении эффективности организации методической работы на кафедре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1231
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / METHODICAL WORK / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL FACULTY MEMBERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григораш Олег Владимирович, Трубилин Александр Иванович

В статье рассматривается организационно-функциональная структура и содержание мероприятий методической работы, приведены современные подходы к повышению эффективности её организации на кафедре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григораш Олег Владимирович, Трубилин Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF improving the efficiency of methodical work OF the Department

The article examines the organizational and functional structure and content of activities and methodical work; the authors have also given current approaches to improve the efficiency of its organization at the department

Текст научной работы на тему «О повышении эффективности организации методической работы на кафедре»

УДК 378

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ

Григораш Олег Владимирович

д.т.н., профессор, заведующий кафедрой,

grigorasch61 @шаЦ.ш

Трубилин Александр Иванович д.э.н., профессор, ректор

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье рассматривается организационно-функциональная структура и содержание мероприятий методической работы, приведены современные подходы к повышению эффективности её организации на кафедре

Ключевые слова: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

UDC 378

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF METHODICAL WORK OF THE DEPARTMENT

Grigorash Oleg Vladimirovich

Doctor of Engineering sciences, professor, head of the

chair, grigorasch61 @mail.ru

Trubilin Alexander Ivanovich

Doctor of Economics, professor, rector

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article examines the organizational and functional structure and content of activities and methodical work; the authors have also given current approaches to improve the efficiency of its organization at the department

Keywords: METHODICAL WORK, EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX, EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT, IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL FACULTY MEMBERS

Известно, что методическая работа - это один из основных видов деятельности кафедры, направленный на организацию учебного процесса [1, 2].

Основная цель методической работы - создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.

В соответствии с этой целью основными задачами, которые должны решаться при организации методической работы на кафедре, являются:

- поиск путей повышения эффективности учебного процесса на основе комплексного использования научных рекомендаций, передовых методов, организационных форм и способов обучения;

- обеспечение логического и дидактического единства учебного процесса, оптимизация содержания учебных дисциплин с обоснованным соотношением теоретического курса и практических занятий, устранение дублирования учебного материала, обеспечение преемственности, непре-

рывности и отраслевой направленности подготовки по фундаментальным и прикладным дисциплинам;

- обеспечение учебно-методической литературой, оснащение учебного процесса современными техническими средствами;

- повышение эффективности методической работы преподавателей, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС).

На рисунке 1 приведена структура основных организационно-функциональных мероприятий методической работы на кафедре, которыми являются:

- разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам кафедры;

- повышение квалификации ППС;

- контроль качества занятий, проводимых ППС;

- разработка и постоянное совершенствование учебно-методического обеспечения учебных дисциплин;

- разработка и постоянное совершенствование (модернизация) материально-технической базы дисциплин.

Ниже предлагаются новые подходы к организации методической работы кафедры по основным ее направлениям (рисунок 1).

1 Учебно-методический комплекс по дисциплине

На современном этапе развития высшего профессионального образования важное значение приобретает учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплинам обучения. Это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

Рекомендуются следующие этапы разработки УМК [1]:

1) формирование цели и задач изучения дисциплины согласно требованиям образовательного стандарта высшего профессионального образования;

2) изучение содержания, примерной типовой программы, рекомендованной учебно-методическим объединением отрасли (если таковая имеется), и имеющей учебной и научной литературы;

Рисунок 1 - Структура организационно-функциональный мероприятий методической работы на кафедре и содержание УМК

3) формирование содержания дисциплины, определение названия тем и количества часов на отдельные виды занятий в соответствии с учебным планом;

4) разработка структуры и содержания лекций, практических, лабораторных и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане);

5) составление вопросов и методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов;

6) разработка фонда оценочных средств (вопросов экзамена (зачета), билетов и тестовых заданий);

7) разработка рабочей учебной программы и календарно-тематического плана;

8) разработка курса лекций, методических указаний для преподавателей по проведению всех видов занятий, учебно-методических пособий для студентов;

9) составление контрольных отчетов по лабораторным работам и образцов оформления контрольной и курсовой работы (проекта);

10) разработка пятилетнего плана подготовки учебно-методических изданий и развития материально-технической базы дисциплины;

11) согласование и утверждение УМК на заседании кафедры;

12) апробация материалов и последующая корректировка УМК;

13) разработка презентаций (мультимедийного обеспечения) по всем видам занятий, как правило, проводится после проведения основной корректировки УМК.

От содержания УМК по дисциплинам зависит и качество организации учебной работы на кафедре. Перечень основной документации, входящей в состав УМК учебной дисциплины кафедры (рисунок 1):

- выписка из государственного образовательного стандарта;

- типовая программа, рекомендованная УМО;

- рабочая программа по учебной дисциплине и календарно-тематический план;

- учебники, курс (конспект) лекций и учебные пособия;

- методические указания для ППС по организации и проведению всех видов занятий;

- учебно-методические разработки для студентов по выполнению лабораторных, контрольных, курсовых работ и проектов;

- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;

- презентации по проведению лекций, практических и групповых занятий;

- контрольные отчёты по лабораторным работам, образцы оформления контрольных и курсовых работ (проектов);

- фонд оценочных средств, включающий в себя экзаменационные билеты, тестовые задания для проверки текущих и остаточных знаний студентов.

УМК может не содержать всех составляющих приведенной на рисунке 1 структуры, но необходимость некоторых из них бесспорна.

Важная роль в содержании УМК дисциплины и в целом методической работе на кафедре принадлежит разработке методических указаний по проведению всех видов занятий.

В [1, 3] изложена общая концепция методики преподавания всех видов занятий по учебной дисциплине с учетом передового опыта ППС кафедры.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов разрабатываются ведущими преподавателями (лекторами), обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. Рекомендации должны содержать не только перечень литературы с указанием страниц, необ-

ходимого материала для изучения, но и содержать пояснения по наиболее сложным вопросам.

Значительно повышается эффективность занятий, в том числе качество усвоения материала, при использовании мультимедийного обеспечения (презентаций) [4, 5]. Основные правила конструирования мультимедийного обеспечения рассмотрены в [1].

Последовательность действий преподавателя при создании мультимедийного обеспечения занятий:

1) разработать алгоритм занятия;

2) на бумаге разместить предполагаемые слайды с необходимым материалом;

3) продумать динамику (анимацию) презентации;

4) разработать мультимедиаконструктор;

5) провести апробацию, в том числе анализ восприятия студентами;

6) рецензирование (редактирование) содержания слайдов и (или) их динамику презентации;

7) отредактировать мультимедиаконструктор.

Как показала практика, целесообразно привлекать для разработки и редактирования мультмедиаконструктора студентов т. е. возложить на них выполнение 4 и 7 пунктов алгоритма создания презентации.

Необходимость разработки контрольных отчётов по лабораторным работам, образцов оформления контрольных и курсовых работ (проектов) обусловлена ускорением темпов проверки как знаний студентов, так и содержания УМК дисциплины.

При изучении дисциплины с первым потоком студентов происходит апробация материалов всех видов занятий. Вопросы апробации подразумевают в последующем и корректировку материалов УМК. Здесь важными являются следующие положения:

- грамотное распределение учебных вопросов, изучаемых на лекциях, как правило, это самые сложные теоретические положения, и среди других видов занятий;

- соблюдение последовательности изучения дисциплины с возможным повторами основного материала на разных видах занятий;

- текущий контроль знаний студентов - основа для корректировки учебного процесса, в том числе, внедрения инноваций в методику преподавания, переработки учебно-методического материала и модернизации материально-технической базы.

Основная корректировка УМК должна проводиться перед началом занятий во втором потоке. После каждого потока могут вноситься небольшие изменения в УМК и в пятилетний план развития дисциплины.

В настоящее время основой фонда оценочных средств являются тестовые задания по проверке текущих и остаточных знаний. Автоматизированная система тестирования значительно ускоряет проверку знаний, но после такой проверки сами тестовые задания должны периодически корректироваться с учетом контингента обучающихся [6, 7].

2 Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава

Одним из основных направлений методической работы, способствующих повышению педагогического мастерства ППС, является проведение методических занятий с преподавателями [1, 8]. Основными формами методических занятий с преподавателями являются (см. рисунок 1):

- инструкторско-методические занятия (ИМЗ);

- демонстрационные (показательные) занятия;

- открытые занятия;

- взаимное посещение занятий;

- пробные занятия для молодых преподавателей.

ИМЗ должен проводить только заведующий кафедрой. Эти занятия проводятся с целью отработки наиболее эффективных методических приёмов организации учебного процесса на кафедре и устанавливают единое понимание и толкование преподавателями сложных вопросов по темам обучения, отдельных вопросов организации самостоятельной работы студентов, контроля качества их подготовки и т. д.

Демонстрационные (показательные) занятия проводятся наиболее опытными преподавателями, в том числе и заведующим кафедрой, и имеют целью продемонстрировать оптимальную организацию и методику проведения занятий по конкретной теме учебной программы, передать положительный опыт преподавания, порядок применения новых методических приемов и технических средств обучения.

Открытые занятия проводятся с целью оценки педагогического мастерства ППС, анализа методики проведения занятия, а также оказания помощи преподавателю в освоении современных методических приёмов.

В деятельности преподавателя всегда может наступить такой момент, когда обычные, традиционные методы ведения занятий не могут обеспечить решения профессиональных задач и проблем. Присутствие на открытых занятиях преподавателей кафедры, их замечания и предложения, требуют от педагога использования новых приемов и способов проведения занятий, анализа своей деятельности.

ВАЖНО. Открытые занятия могут быть плановыми и неплановыми. В последнем случае они проводятся в случае, когда студенты показывают низкие результаты при проверке текущих знаний.

Взаимные посещения занятий преподавателями. Большую пользу в совершенствовании методических навыков в преподавании занятий по учебным дисциплинам кафедры приносит взаимное посещение занятий. Как правило, после проведения открытых и пробных занятий молодым преподавателям рекомендуется посетить занятие опытных методистов.

Основная цель взаимных посещений занятий - обмен преподавателей кафедры опытом и оказание взаимной помощи в планировании, организации и методике проведения занятий.

После каждого взаимного посещения занятия должна быть проведена беседа руководителя занятия с присутствующими на нём с целью уточнения методики.

Пробные занятия проводят начинающие преподаватели кафедры, в том числе аспиранты (как правило, третьего года обучения), в целях приобретения первоначального методического опыта и контроля уровня их методической подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За молодыми преподавателями кафедры должны быть закреплены более опытные (доценты или профессора) или научный руководитель, если преподаватель - аспирант.

После первого пробного занятия, которое проводится с преподавателями, происходит его обсуждение, которое организует заведующий кафедрой. Преподаватели делают замечания и высказывают предложения по усовершенствованию методики преподавания, как правило, рекомендуют посетить занятия опытных методистов кафедры (или других кафедр) и конкретизируют задачи преподавателю, курирующему молодого педагога.

После проведения начинающим преподавателем второго пробного занятия со студентами и его обсуждения на заседании кафедра должна принять решение о допуске к самостоятельному проведению занятий преподавателя или о целесообразности его дальнейшей подготовки.

Необходимо, чтобы в течение первого года преподавания молодые педагоги к каждому занятию составляли план-конспект его проведения [1].

Важной формой повышения квалификации ППС является их участие в научно-методических семинарах и конференциях факультетского или вузовского уровня. На них обсуждаются разработанные учебно-методические материалы, направленные на повышение эффективности

учебного процесса, вопросы внедрения прогрессивных методов, способов и средств обучения, докладываются результаты педагогических экспериментов, проводится обмен опытом работы лучших методистов, а также обсуждаются проблемы, связанные с исполнением требований новых приказов и различных руководящих документов.

3 Контроль качества занятий, проводимых профессорско-преподавательским составом

Важнейшая задача контроля качества проведения занятий - оценка профессиональных качеств ППС кафедры.

Контрольные посещения занятий не должны восприниматься как выражение недоверия по отношению к ППС. Во-первых, они создают для преподавателей мотивацию глубокого изучения дисциплины и усовершенствования методических навыков, а во-вторых, являются составной частью деятельности по принятию заведующим кафедрой управленческих решений [9, 10].

Основные вопросы контроля и оценки качества проведения всех видов занятий ППС рассмотрены в [1]. Необходимо придерживаться во время организации контроля занятий следующих рекомендаций:

- при планировании контрольных посещений занятий, проводимых преподавателями кафедры, её руководитель должен учитывать должностную субординацию и педагогический стаж проверяющего и проверяемого;

- целесообразно, чтобы примерно в 50 % случаев контрольных посещений проверяющими занятий, проводящие их преподаватели кафедры не были поставлены в известность, т. е. 50 % контрольных посещений должны быть неплановыми.

- после контроля занятий проверяющий обязан ознакомить с замечаниями и предложениями как проверяемого преподавателя, так и заведующего кафедрой.

4 Разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения дисциплины

Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины заканчивается непосредственно перед началом проведения занятий, и все разработки включаются в УМК дисциплины. При этом совершенствование учебно-методического обеспечения должно происходить постоянно, но в плановом порядке по результатам оценок студентов после изучения дисциплины и по мере его морального старения.

Как известно, учебная литература переиздаётся не реже чем через 5 лет, а через 10 лет после издания сведения в технической литературе морально устаревают. Эти отправные годы и должны быть положены в основу планирования подготовки учебной и методической литературы на кафедре.

По целевому назначению и характеру информации основные виды учебных изданий делятся на четыре группы (рисунок 2):

- программно-методические издания;

- учебно-методические издания;

- обучающие издания;

- вспомогательные издания.

Целесообразно рассмотреть содержание перечисленных учебных изданий.

Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. К программно-методическим изданиям относятся учебные планы, учебные и рабочие программы, ка-лендарно-тематические планы. Они предназначены преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.

Учебно-методические издания - методические указания и методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов, по организации самостоятельной работы студентов.

Календарно-тематический план

Рисунок 2 - Классификация учебных изданий

Эти материалы содержат методики овладения дисциплинами и выполнения заданий, дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

Обучающие издания - учебники, учебные пособия и курсы лекций по дисциплине.

Учебник является основным учебным изданием, содержащим базовые знания дисциплины он включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих

«классику» учебной дисциплины. Учебное пособие - это дополнительный материал, необходимый для изучения дисциплины. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике.

Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Курс лекций, кроме того, это авторская работа, отражающая собственную позицию по конкретным проблемам и спорным вопросам.

Важно. Только после издания курса лекций по дисциплине преподаватель может претендовать на получение ученого звания доцента, а после издания учебника - профессора.

Вспомогательные издания - практикумы, сборники задач и упражнений, тестовые задания.

Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, формирование навыков практической работы, овладение формами и методами познания, используемыми в данной сфере. Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса, повторяя теоретические и практические вопросы для детального их рассмотрения и закрепления.

Сборники задач и упражнений, а также тестовые задания развивают у студентов самостоятельность в решении теоретических и практических задач.

5 Разработка и модернизация материально-технической базы дисциплины

Приобретение оборудования, составляющего материально-техническую базу, как и учебно-методического обеспечения дисциплины, заканчивается непосредственно перед началом проведения занятий.

Как известно, качество материально-технического обеспечения дисциплины оценивается наличием, состоянием и применением в учебном

процессе оргтехники, лабораторных установок, макетов, стендов и т. п. [11].

Процессу модернизации материально-технического обеспечения дисциплин должны предшествовать результаты знаний студентов, определяемые полученными на экзаменах (зачетах) оценками. Кроме того, целесообразно, чтобы заведующий кафедрой один раз в семестр планировал проведение заседаний кафедры в учебной лаборатории (аудитории), на которых, кроме основных вопросов повестки дня, заслушивались бы индивидуальные отчеты преподавателей, проводящих занятия в этой лаборатории. Преподавателям периодически необходимо рассказывать свом коллегам, что сделано по развитию материально-технического обеспечения. Замечания и рекомендации коллег, в свою очередь, будут способствовать качественному развитию учебно-методического и материально-технического обеспечения учебной дисциплины [12].

Таким образом, рассмотренные в статье современные подходы к организации методической работы повысят её эффективность и будут способствовать улучшению качества подготовки студентов.

Список литературы

1. Григораш О. В. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры: учеб. пособие для системы дополнительного образования / О. В. Григораш, А. И. Трубилин; под общ. ред. А. И. Трубилина. - Краснодар: КубГАУ, 2012. -596 с.

2. Григораш О.В. Инновации в организационно-методической работе на кафедре / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №07(091). С. 488 -499. - IDA [article ID]: 0911307031. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/31.pdf, 0,75 у.п.л.

3. Григораш О. В. Основы учебно-воспитательной работы: учеб. пособие для молодых преподавателей / О. В. Григораш, А. В. Загорулько, Д. Г. Серый; под общ. ред. О. В. Григораш. - Краснодар: КубГАУ. - 2010. - 126 с.

4. Григораш О.В. О совершенствовании системы подготовки выпускников вузов / О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №09(093). С. 1624 - 1637. - IDA [article ID]: 0931309112. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/112.pdf, 0,875 у.п.л.

5. Трубилин А.И. Реализация инноваций образовательной программы университетом / А.И. Трубилин // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 3. - С. 1318.

6. Григораш О. В. К вопросу улучшения качества подготовки студентов / О. В. Григораш // Вестник высшей школы. Alma mater. - 2013. - № 3. - С. 71-75.

7. Трубилин А. И. Система оценки качества деятельности преподавателей и кафедры вуза / А. И. Трубилин, О. В. Григораш // Вестник высшей школы. Alma mater. -2011. - № 2. - С. 60-64.

8. Трубилин А. И. Традиции, фундаментальность, инновации / А. И. Трубилин // Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - С. 55 - 59.

9. Григораш О.В. Методика оценки качества подготовки студентов и эффективности учебной работы преподавателей и кафедры / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №08(092). С. 1087 - 1099. - IDA [article ID]: 0921308073. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/73.pdf, 0,812 у.п.л.

10. Трубилин А.И. Методика оценки эффективности работы профессорско-преподавательского состава и кафедры / А.И. Трубилин, О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №09(093). С. 1610 - 1623. - IDA [article ID]: 0931309111. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/111.pdf, 0,875 у.п.л.

11. Трубилин А. И. Оценка эффективности деятельности кафедры и факультета: монография / А. И. Трубилин, О. В. Григораш, Г. В. Тельнов. Под общ. ред. А. И. Тру-билина. - Краснодар: КубГАУ. - 2008. - С. 97.

12. Трубилин А.И. Кубанский госагроуниверситет - крупнейший центр образования, науки, инноваций / А.И. Трубилин // АПК: Экономика, управление. - 2012. -№ 10. - С. 8-16.

References

1. Grigorash O. V. Organizacija dejatel'nosti i ocenka rezul'tatov raboty ka-fedry: ucheb. posobie dlja sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija / O. V. Grigorash, A. I. Trubilin; pod obshh. red. A. I. Trubilina. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - 596 s.

2. Grigorash O.V. Innovacii v organizacionno-metodicheskoj rabote na kafed-re / O.V. Grigorash, A.I. Trubilin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj na-uchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №07(091). S. 488 - 499. - IDA [article ID]: 0911307031. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/31.pdf, 0,75 u.p.l.

3. Grigorash O. V. Osnovy uchebno-vospitatel'noj raboty: ucheb. posobie dlja mo-lodyh prepodavatelej / O. V. Grigorash, A. V. Zagorul'ko, D. G. Seryj; pod obshh. red. O. V. Grigorash. - Krasnodar: KubGAU. - 2010. - 126 s.

4. Grigorash O.V. O sovershenstvovanii sistemy podgotovki vypusknikov vuzov / O.V. Grigorash // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubansko-go gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs].

- Krasnodar: KubGAU, 2013. - №09(093). S. 1624 - 1637. - IDA [article ID]: 0931309112.

- Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/112.pdf, 0,875 u.p.l.

5. Trubilin A.I. Realizacija innovacij obrazovatel'noj programmy universi-tetom / A.I. Trubilin // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. - 2008. - № 3. - S. 13-18.

6. Grigorash O. V. K voprosu uluchshenija kachestva podgotovki studentov / O. V. Grigorash // Vestnik vysshej shkoly. Alma mater. - 2013. - № 3. - S. 71-75.

7. Trubilin A. I. Sistema ocenki kachestva dejatel'nosti prepodavatelej i ka-fedry vuza / A. I. Trubilin, O. V. Grigorash // Vestnik vysshej shkoly. Alma mater. - 2011. - № 2. - S. 60-64.

8. Trubilin A. I. Tradicii, fundamental'nost', innovacii / A. I. Trubilin // Vysshee obra-zovanie v Rossii. - 2013. - № 1. - S. 55 - 59.

9. Grigorash O.V. Metodika ocenki kachestva podgotovki studentov i jeffektiv-nosti uchebnoj raboty prepodavatelej i kafedry / O.V. Grigorash, A.I. Trubilin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvenno-go agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Kras-nodar: KubGAU, 2013. -№08(092). S. 1087 - 1099. - IDA [article ID]: 0921308073. - Re-zhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/73.pdf, 0,812 u.p.l.

10. Trubilin A.I. Metodika ocenki jeffektivnosti raboty professorsko-prepodavatel'skogo sostava i kafedry / A.I. Trubilin, O.V. Grigorash // Politema-ticheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarno-go universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: Kub-GAU, 2013. -№09(093). S. 1610 - 1623. - IDA [article ID]: 0931309111. - Rezhim dostu-pa: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/111.pdf, 0,875 u.p.l.

11. Trubilin A. I. Ocenka jeffektivnosti dejatel'nosti kafedry i fakul'teta: monografija / A. I. Trubilin, O. V. Grigorash, G. V. Tel'nov. Pod obshh. red. A. I. Tru-bilina. - Krasnodar: KubGAU. - 2008. - S. 97.

12. Trubilin A.I. Kubanskij gosagrouniversitet - krupnejshij centr obrazo-vanija, nauki, innovacij / A.I. Trubilin // APK: Jekonomika, upravlenie. - 2012. - № 10. - S. 8-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.