УДК 330.131.5:614.2
Соломенцев Виталий Владимирович
ФГБОУ ВПО Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) филиал «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»
Россия, Санкт-Петербург Доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Кандидат медицинских наук. E-Mail: [email protected]
О порядке удержания денежных средств с осужденных, совершивших акты умышленного причинения вреда своему здоровью в учреждениях уголовно-исполнительной системы России
Аннотация: Случаи умышленного причинения вреда своему здоровью осужденными встречаются во всех исправительных учреждениях. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 медико-санитарное обеспечение осужденных, а также обеспечение прав осужденных находится в компетенции Федеральной службы исполнения наказаний. Однако за данную категорию травм осужденные обязаны возместить государству полную стоимость денежных средств, затраченных на их лечение. Это законодательно закреплено в статье 102 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Процедура взыскания материального ущерба с осужденных не определена законодательно. Исполнительный лист при непогашенном долге при освобождении осужденного передается в службу судебных приставов по месту жительства должника. Наличие ведомственного нормативного правового акта позволит снизить число случаев умышленного причинения вреда своему здоровью осужденными в виду неизбежных финансовых издержек за совершенное деяние. В уголовно-исполнительной системе происходит эксперимент по реформированию организации медицинской помощи (Тверь и Санкт-Петербург) созданию медико-санитарных частей в субъектах Российской Федерации.
Решение этой проблемы может быть в виде Приказа Министерства юстиции Российской Федерации или Федеральной службы исполнения наказаний России.
Ключевые слова: Возмещение материального ущерба; исполнительный лист;
лечебно-профилактические учреждения; материальная ответственность; осужденный; медицинские услуги; право на медицинскую помощь; профилактика травм; уголовноисполнительная система; умышленное причинение вреда своему здоровью; членовредительство.
Идентификационный номер статьи в журнале 159PVN613
Vitaliy Solomentsev
North-West (Saint-Petersburg) Branch of the Federal State- Funded Educational Institution of Higher Vocational Training «Russian Law Academy of Ministry of Justice of Russian Federation»
Russia, Saint-Petersburg E-Mail: [email protected]
On the procedure of money checkage of convicted persons, who committed willful damage of own health in Russian penal system’s institutions
Abstract: Cases of willful damage of own health of convicted persons could be met in any Correctional Institution. In accordance with the Edict of the President of the Russian Federation of 13 October 2004 No 1314 - health service support and safeguards for the rights of convicted persons are within the competence of Federal Penitentiary Service.
However for this type of injuries convicted persons have to compensate the State full cash flow, which was spent on their treatment. This is legislated in Asset 102of Penal Code of the Russian Federation. The procedure of recovery of property damage is not defined by law. Enforcement order in case of outstanding debt with the release of the convicted person is transferred to the Court Bailiffs Service according to the place of residence of the debtor. The presence of official normative legal act will reduce the number of cases of willful damage of own health of convicted persons in terms of unavoidable financial costs for the committed offence. In Penal System takes place an experiment for the reforming of organization of healthcare services (Tver and Saint-Petersburg), development of health facilities in constituent entities of the Russian Federation.
The solution of this problem may be in the form of the Order of the Department of Justice or the Federal Penitentiary Service of Russian Federation.
Keywords: Indemnity; enforcement order; medical facilities; financial responsibility; convicted person; medical services; right in medical services; injury prevention; Penal System; willful damage of own health; self-mutilation.
Identification number of article 159PVN613
В каждом учреждении уголовно-исполнительной системы (УИС) Минюста России имеются осужденные, совершающие акты умышленного причинения вреда своему здоровью, и склонные к таким действиям. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 медико-санитарное обеспечение осужденных, а также обеспечение прав осужденных находится в компетенции Федеральной службы исполнения наказаний.
Причинение умышленного вреда своему здоровью (членовредительство) осужденными, в соответствии с действующим законодательством, не является преступлением. Совершение аналогичных действий военнослужащим является уголовным преступлением. Статья 339 «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 - ФЗ предусматривает лишение свободы до 7 лет.
Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) Российской Федерации (РФ) от 08.01.1997 года № 1 - ФЗ в статье 102 «Материальная ответственность осужденных к лишению свободы» часть 2, предусматривает, что «осужденный должен возместить ущерб, причиненный исправительному учреждению, дополнительные затраты, связанные с пресечением его побега, а также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью» [5].
Этот положение было введено в уголовно-исполнительное законодательство России впервые.
Это новый подход по сравнению с ранее действовавшим исправительно-трудовым законодательством, которое не предусматривало возмещение дополнительных затрат по пресечению побега осужденного либо его лечению при умышленном причинении вреда своему здоровью. Новеллы имеют важное значение в сдерживании побегов и нанесения вреда здоровью экономическими методами [8].
Это положение рассчитано на то, чтобы экономическими методами противодействовать противоправному поведению осужденных, наносящих материальный ущерб исправительному учреждению [3].
С. М. Зубарев, В. А. Казакова, А. А. Толкаченко (2012) придерживаются позиций возмещения материального ущерба осужденных, определенных Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1970 года, утратившего силу с 01.07.1997 года.
Особенностью материальной ответственности осужденных к лишению свободы является ее внесудебный порядок. Возмещение причиненного ущерба по любому из оснований осуществляется в соответствии с приказом начальника исправительного учреждения. Неправильно удержанные суммы за причиненный материальный ущерб подлежат возврату осужденному с зачислением на его лицевой счет. Если осужденный не возместил ущерб до окончания срока лишения свободы, то в этом случае администрация исправительного учреждения подает иск на оставшуюся сумму в суд, получает его решение и исполнительный лист о возмещении материального ущерба по любому из оснований, который передается на исполнение по месту постоянного жительства освобождаемого [9].
Рассмотрим ранее действовавшее Исправительно-трудовое законодательство.
Статья 60. Порядок взыскания материального ущерба с лиц, лишенных свободы
Взыскание материального ущерба, причиненного осужденными во время отбывания наказания в местах лишения свободы, производится по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения, которое объявляется осужденному под расписку.
Постановление начальника исправительного учреждения может быть обжаловано вышестоящему начальнику. Подача жалобы не приостанавливает исполнения постановления
о взыскании ущерба.
Вышестоящий начальник вправе изменить размер сумм, подлежащих взысканию, либо отменить постановление о взыскании ущерба в связи с отсутствием вины осужденного.
Неправильно удержанные суммы за причиненный материальный ущерб подлежат возврату осужденному и зачисляются на его лицевой счет.
После освобождения осужденного от наказания ущерб, не возмещенный им во время отбывания наказания, может быть взыскан по решению суда в установленном порядке [6].
Уголовно-исполнительный кодекс РФ разработан с учетом рекомендаций международно-правовых актов, касающихся обращения с осужденными, и при противоречии между ратифицированными Российской Федерацией международными договорами и нормами Кодекса последние должны приводиться в соответствие с международными договорами [7].
Серьезным достижением нового Кодекса является введение обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения осужденных. По закону отбывающие наказания в виде лишения свободы получили право на пенсионное обеспечение и государственное страхование, т.е. в этих правах были приравнены ко всем гражданам Российской Федерации. Обязательное страхование позволяет получать материальное обеспечение при болезни или несчастном случае [7].
Затраты на лечение подтверждаются документами лечебно-профилактического учреждения, в которых дается полный перечень затрат в которые включены оперативное вмешательство, наркоз, лекарственные препараты, перевязочные средства, питание, лабораторное обследование, диагностические процедуры, консультации врачей-специалистов. К дополнительным затратам относятся:
Вызов медицинского транспорта (скорой помощи);
Осмотр и оказание медицинской помощи осужденному бригадой скорой медицинской помощи на месте и в процессе его транспортировки;
Стоимость транспортных затрат в виде стоимости топлива на автомобиль;
Стоимость поста охраны у палаты осужденного при госпитализации осужденного в лечебные учреждения органов здравоохранения;
Стоимость ежедневной доставки в больницу лиц охраны и оружия транспортом исправительного учреждения и транспортные расходы на топливо автомобиля;
Транспортные расходы на доставку осужденного по его выздоровлении обратно в исправительное учреждение и его охрану.
Медицинские расходы подтверждаются счетом из лечебно-профилактического учреждения с расшифровкой всех манипуляций их количества и стоимости. В связи с тем, что на осужденных распространяется только оказание медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, то тарифы указываются их территориальных программ на данный год. Включение счетов по дополнительному медицинскому страхованию или платных услуг недопустимо и не должно оплачиваться.
Учреждение получает счета на оплату. Для того, что бы осужденный их оплатил необходимо его письменное согласие. Если осужденный отказывается оплачивать указанные счета, тогда администрация исправительного учреждения подает иск с суд по месту
дислокации исправительного учреждения о взыскании с осужденного денежных средств, указанных в прилагаемых счетах. Вместе с этим подаются с суд документы проверки, проведенной в исправительном учреждении по указанию начальника исправительного учреждения по факту умышленного причинения вреда своему здоровью осужденным. Администрация исправительного учреждения обязана доказать, что травма получена в результате умышленных действий осужденного. При получении травмы осужденным она фиксируется в журнале учета травматизма учреждения, который ведется медицинской частью исправительного учреждения. Справка из медицинской части с диагнозом передается вместе с рапортом медицинского работника администрации учреждения (оперативному дежурному). Материалы регистрируются в книге происшествий с указанием нома и даты. По полученным первичным данным начальник исправительного учреждения назначает проверку по факту травмы сотруднику оперативной части (отдела).
При проведении проверок сотрудники уголовно-исполнительной системы руководствуются приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 года № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Однако сегодня этот приказ уже нуждается в значительных дополнениях и изменениях.
В ходе проведения проверки берутся письменные объяснения с осужденного, получившего травму, рапорта с медицинских работников, оказывавших первую медицинскую помощь осужденному, письменные показания свидетелей происшествия (сотрудников исправительного учреждения и осужденных). Первичную информацию о том, что травма получена в результате умышленного причинения вреда своему здоровью осужденным дают медицинские работники. По окончании проверки и вынесении заключения материалы передаются на подпись начальнику учреждения. Осужденный знакомится под роспись с заключением проверки. При констатации факта умышленного причинения вреда своему здоровью осужденному предлагается в добровольном порядке возместить материальный ущерб. При отказе осужденного возместить ущерб, составляется акт.
Администрация исправительного учреждения самостоятельно подает иск о возмещении материального ущерба на осужденного в суд.
Так в Главном Управлении (ГУ) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России по Ростовской области был принят приказ от 06.03.2009 г. № 148 «О мерах по совершенствованию работы по взысканию со спецконтингента материального ущерба причиненного ГУ ФСИН по Ростовской области». В приложении 1 к приказу «Методические рекомендации по применению норм действующего законодательства при причинении спецконтингентом материального ущерба учреждениям УИС РФ, физическим и юридическим лицам» определен порядок взыскания ущерба в отдельно взятом территориальном органе в судебном порядке.
Взыскание стоимости лечения производится согласно гражданскому законодательству. В случае если по окончании срока наказания материальный ущерб не был взыскан, администрация предъявляет иск в порядке гражданского судопроизводства [10].
Инициатором подачи иска в суд может быть и прокурор надзирающей прокуратуры. В законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации», главе 4 «Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу» статья 32. «Предмет надзора».
Предметом надзора являются:
Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания [1].
Факт умышленного причинения вреда своему здоровью осужденным подлежит доказыванию в суде администрацией исправительного учреждения.
Суд после рассмотрения материалов дела выносит постановление о возмещении материального ущерба исправительному учреждению.
Осужденный обязан возместить ущерб из средств, имеющихся на его лицевом счете. Ущерб могут возместить родственники и иные лица перечислением суммы иска на счет учреждения или перечислением на личный счет осужденного. В последующем администрация учреждения удерживает денежные средства со счета осужденного. Сумма удержаний оговаривается с осужденным, так как у него могут быть и иные иски, назначенные судом. Осужденный может не иметь денежных средств на лицевом счету не работать. В данном случае администрация исправительного учреждения обязана его трудоустроить.
Осужденный может отказаться от работы по достижении пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет, женщин - 55 лет) или если является инвалидом 1 или 2 группы. Данное положение закреплено в статье 103 УИК РФ.
В случае освобождения осужденного из мест лишения свободы при непогашенном частично или полностью иске, он передается для погашения по месту убытия осужденного для дальнейшего проживания. Порядок погашения долга регламентирован положениями закона Российской Федерации от 02.10. 2007 г. № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве». Статья 13. «Требования, предъявляемые к исполнительным документам», определяет реквизиты и перечень необходимой информации для проведения процедуры взыскания долга [2].
Незаконно удержанные денежные средства в соответствии со статьей 102 УИК РФ администрации исправительного учреждения обязана возвратить осужденному.
С принятием Постановления Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 «Об
утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» предусмотрено:
6. Первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь оказываются в медицинских организациях лицам, лишенным свободы, в соответствии с договором об оказании медицинской помощи, заключаемым между учреждением уголовноисполнительной системы и медицинской организацией (далее - договор), примерная форма которого утверждается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
7. Договор должен содержать следующие положения:
а. виды медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией, и режим ее работы;
б. виды, сроки и объем медицинской помощи, которую медицинская организация обязана оказывать лицам, лишенным свободы;
в. расходы медицинской организации по оказанию медицинской помощи лицам,
лишенным свободы, подлежащие оплате учреждением уголовно-
исполнительной системы, их размеры и сроки оплаты;
г. обеспечение учреждением уголовно-исполнительной системы
конфиденциальности полученных от медицинской организации сведений,
касающихся состояния здоровья лиц, лишенных свободы, выявленных у них заболеваний и проведенного (необходимого в дальнейшем) лечения.
16. Медицинская организация оформляет и направляет в учреждение уголовноисполнительной системы, с которым заключен договор, счета, счета-фактуры, акты об оказанных медицинских услугах, на основании которых учреждение уголовно-
исполнительной системы осуществляет в соответствии с договором оплату понесенных медицинской организацией расходов по оказанию медицинской помощи [4].
Однако эти правила не определяют порядок оплаты лечения осужденных, причинивших умышленный вред своему здоровью.
В настоящее время в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции России нет единого подхода к механизму удержания денежных средств с осужденных, совершивших акты умышленного причинения вреда своему здоровью.
Проводимый ФСИН России эксперимент по реформированию организации медицинской помощи (г. Тверь и г. Санкт-Петербург) и созданию медико-санитарных частей в субъектах Российской Федерации на данную проблему не ориентирован.
Наличие ведомственного нормативного правового акта позволит снизить число случаев умышленного причинения вреда своему здоровью осужденными в виду неизбежных финансовых издержек за совершенное деяние.
Решение этой проблемы мы видим в виде Приказа Министерства юстиции Российской Федерации или Федеральной службы исполнения наказаний России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Российской Федерации от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011 г. № 329 - ФЗ) [Электронный ресурс.] // Консультант Плюс, 2013. 1 электрон. опт. диск (СБ-КОМ).
2. Закон Российской Федерации от 02.10.2007 г. № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 07.12.2011 г. № 415 - ФЗ). [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, 2013. 1 электрон. опт. диск (СБ-КОМ).
3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю. И. Калинина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. -640 с.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, 2013. 1 электрон. опт. диск (СБ-ЯОМ)..
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 года №
1 - ФЗ (с изменениями и доп. На 25 ноября 2012 г.). - М.: ЭКСМО, 2012. - 128 с.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепция и основные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам / В. И. Селиверстов, И. В. Шмаров, Л. В. Яковлева. - М.: Юристъ, 1997. - 400 с.
7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Краткий
комментарий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2002. - 240 с.
8. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В. И.
Селиверстова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 571 с.
9. Уголовно-исполнительное право: учебник для бакалавров / С. М. Зубов, В. А. Казакова, А. А. Толкаченко; отв. Ред. А. С. Михлин. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во Юрайт; И Д Юрайт, 2012. - 435 с.
10. Уголовно-исполнительное право: учебник для юридических вузов и
факультетов / В. Б. Малинин, Л. Б. Смирнов. - М.: Межрегиональный институт экономики и права: Юридическая фирма «Контракт»: Волтерс Клувер, 2010. -368 с.
Рецензент: Жидик Владимир Вячеславович - профессор кафедры организации кадровой и воспитательной работы, доктор медицинских наук, доцент ФКОУ ДПО Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний (ФКОУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России).
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Zakon Rossijskoj Federacii ot 17.01.1992 g. № 2202-1 «O prokurature Rossijskoj Federacii» (v red. ot 21.11.2011 g. № 329 - FZ) [Jelektronnyj resurs.] // Konsul'tant Pljus, 2013. 1 jelektron. opt. disk (CD-ROM).
Zakon Rossijskoj Federacii ot 02.10.2007 g. № 229 - FZ «Ob ispolnitel'nom proizvodstve» (v red. ot 07.12.2011 g. № 415 - FZ). [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant Pljus, 2013. 1 jelektron. opt. disk (CD-ROM).
Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Pod obshh. red. Ju. I. Kalinina. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Jurist#, 2003. - 640 s.
Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28.12.2012 g. № 1466 «Ob utverzhdenii Pravil okazanija licam, zakljuchennym pod strazhu ili otbyvajushhim nakazanie v vide lishenija svobody, medicinskoj pomoshhi v medicinskih organizacijah gosudarstvennoj i municipal'noj sistem zdravoohranenija, a takzhe priglashenija dlja provedenija konsul'tacij vrachej-specialistov ukazannyh medicinskih organizacij pri nevozmozhnosti okazanija medicinskoj pomoshhi v uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy». [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant Pljus, 2013. 1 jelektron. opt. disk (CD-ROM).
Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 goda № 1 - FZ (s izmenenijami i dop. Na 25 nojabrja 2012 g.). - M.: JeKSMO, 2012. - 128 s.
Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii. Koncepcija i osnovnye polozhenija. Sopostavitel'nyj tekst. Postatejnyj kommentarij k novellam / V. I. Seliverstov, I. V. Shmarov, L. V. Jakovleva. - M.: Jurist#, 1997. - 400 s.
Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: Kratkij kommentarij. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Delo, 2002. - 240 s.
Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii: Uchebnik / Pod red. V. I. Seliverstova. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Jurist#, 2004. - 571 s.
Ugolovno-ispolnitel'noe pravo: uchebnik dlja bakalavrov / S. M. Zubov, V. A. Kazakova, A. A. Tolkachenko; otv. Red. A. S. Mihlin. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.: Izd-vo Jurajt; I D Jurajt, 2012. - 435 s.
Ugolovno-ispolnitel'noe pravo: uchebnik dlja juridicheskih vuzov i fakul'tetov / V. B. Malinin, L. B. Smirnov. - M.: Mezhregional'nyj institut jekonomiki i prava: Juridicheskaja firma «Kontrakt»: Volters Kluver, 2010. - 368 s.