Трибуна студента
УДК 343 ББК 67.7
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10279
О ПОНЯТИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Никита Алексеевич ПАТРУШЕВ, студент Института прокуратуры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье на основе изучения и анализа законодательных и иных нормативных правовых актов, а также научных источников дается авторское определение понятия прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Ключевые слова: надзор, прокуратура, оперативно-розыскная деятельность, уполномоченные прокуроры, понятие надзора.
Annotation. In the article on the basis of study and analysis of legislative and other normative legal acts, as well as scientific sources is given by the author's definition of procuratorial supervision of law enforcement bodies engaged in operational-investigative activities
Keywords: supervision, prosecution, operatively-search activity, authorized prosecutors, the notion of supervision.
Государство выполняет правоохранительную функцию и обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина посредством создания правоохранительной системы, в которую входят правоохранительные орган1. В упрочении правового государства в нашей стране значительное место отводится прокурорскому надзору, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие. Заметим, в рамках настоящей статьи нами рассматривается лишь прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
Анализ и изучение юридической литературы показывает, что среди ученых в теории прокурорского надзора и ОРД по вопросу о понятии прокурорского надзора за ОРД не сложилось единство во мнениях.
С нашей точки зрения, существующие в настоящее время различные взгляды и подходы вполне закономерны, так как вышеназванные теории не стоят на месте, они развиваются, осмысливая происходящие социально-экономические и иные преобразования в обществе.
Вопросы, связанные с организацией прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, находятся в центре внимании научных работников и практиков.
Особая заслуга в этом принадлежит таким ученым, как О.Д. Жук, О.С. Капинус, А.Ф. Ко-зусев, С.Г. Кехлеров, H.H. Карпов, А.Ф. Смирнов, А.Я. Сухарев, Ю.Г. Торбин.
Труды указанных ученых внесли значительный вклад в теорию управления в органах прокуратуры, а также в развитие правовой основы деятельности прокуратуры.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
Рассмотрим более подробно существующие в теории точки зрения ученых по определению понятия «прокурорский надзор».
Одни авторы (A.B. Акчурин, C.B. Легостаев) полагают, что прокурорский надзор — это «вид государственной деятельности, осуществляемой от имени государства специально уполномоченными должностными лицами - прокурорами по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства путем принятия мер к своевременному предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности»2.
Как видим, сторонники данной точки зрения определяют понятие «прокурорский надзор» безотносительно конкретного вида надзора. При этом они исходили из норм, закрепленных в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (1992), хотя в этом Законе отсутствует специальная норма, в которой приводилось бы рассматриваемое понятие, не говоря уже о надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.
Профессор О.Д. Жук предпринял попытку определить понятие «прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД», сформулировав его следующим образом: прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности есть «вид деятельности, осуществляемой уполномоченными прокурорами в пределах своей компетенции в целях обеспечения верховенства и исполнения законов органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность»3.
Данный автор высказывает несколько иное мнение, касаясь целей надзора, полномочий прокуроров и объекта прокурорского надзора. Однако в этом определении умалчивается, каким путем достигаются обозначенные им цели, которые, как нам представляется, почему-то заужены, если исходить из Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Другие авторы (С.Г. Кехлеров, О.С. Капинус и др.) прокурорский надзор определяют как «вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории Российской Федерации за-
конов присущими прокурорам правовыми средствами надзора»4.
Думается, что авторы в данной дефиниции представили ключевые положения, которые вполне можно взять за основу при определении понятия «прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД». Мы разделяем мнение указанных авторов.
Приведем еще одно определение, сформулированное профессором В.В. Черниковым, который полагает, что «прокурорский надзор за ОРД — это осуществляемая от имени государства деятельность прокуратуры, призванная обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении оперативно-розыскными органами и их должностными лицами ОРД путем выявления и своевременного устранения любых нарушений закона и привлечения к ответственности виновных»5.
Чтобы понять разницу между представленными дефинициями, сравнивая их, приведем несколько в ином изложении исследуемое нами понятие. Итак, «надзор прокуратуры — это регламентированная прокурорским правом деятельность прокуратуры по проверке исполнения законов и подзаконных нормативных правовых актов государственными и негосударственными органами»6.
Как нам представляется, заслуживает внимания не столь само определение, а положения, вытекающие из него, а именно:
«1) надзор прокуратуры как вид государственной деятельности;
2) осуществление надзора прокуратуры специально уполномоченным органом государства (прокуратурой);
3) исключительность надзора прокуратуры, означающая невозможность его осуществления иными государственными и негосударственными органами;
4) осуществление полномочий путем проверки исполнения законов»7.
Названные положения, на наш взгляд, в большей мере характеризуют прокурорский надзор, выступая как признак, учитываемый при раскрытии его сущности.
Говоря о прокурорском надзоре, нельзя не отметить одно немаловажное обстоятельство: проверочную деятельность по исполнению законов наряду с прокуратурой могут осуществлять и другие государственные органы8 в виде контроля, также выступающего в качестве фор-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
мы проверочной деятельности по исполнению законов.
Считаем целесообразным в рамках настоящей статьи кратко затронуть и вопрос о том, как сегодня воспринимаются специалистами теории ОРД и практическими работниками предмет и предел прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД?
Ознакомление с научными и учебными изданиями показало наличие разногласий между отдельными исследователями теорий ОРД и прокурорского надзора.
На наш взгляд, в рассматриваемом контексте представляет интерес точка зрения депутата Государственной Думы Российской Федерации A.A. Агеева, предложившего 6 июля 2015 г. проект федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации».
В частности, ч. 2 ст. 79 («Прокурорский надзор за оперативно-разыскной деятельностью») автор предлагает изложить в следующей редакции: «Вопросы организации, тактики, методов и средств оперативно-разыскной деятельности, а также исполнение ведомственных нормативных правовых актов в предмет прокурорского надзора не входит».
Ради справедливости напомним, что такой подход в действительности существовал на основании указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 215/69, МВД России № 1/7818 от 29 сентября 2008 г. «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В этом документе содержалось положение о том, что сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
Как нам представляется, данное положение противоречит ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, не устанавливающей таких пределов (границ).
По-нашему мнению, если попытаться реализовать указанное нами положение, то оно приводит к существенному ограничению предмета прокурорского надзора в данной сфере и неоправданному ослаблению роли и значения органов прокуратуры в целом, что негативно отражается на состоянии законности в сфере ОРД.
Завершая рассмотрение заявленного нами вопроса, хотим предложить свой вариант определения понятия «прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД».
Итак, под прокурорским надзором нами понимается государственно-правовая форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению точного и единообразного соблюдения законов всеми названными органами и их должностными лицами посредством проверки присущим прокурорам правовыми средствами надзора.
1 Болдырев У.К. Современные теоретические представления об организации правоохранительной деятельности в территориальных органах МВД России на районном уровне // Закон и право. 2018. № 4. С. 110—113.
2 Акчурин A.B., Легостаев C.B. Прокурорский надзор в схемах: Учеб. пособие. М., 2019. С. 10.
3 Жук О.Д. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности // Актуальные проблемы прокурорской деятельности: Курс лекций под ред. О.С. Капинус. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2017. С. 44.
4 Настольная книга прокурора / Под общ. ред. С.Г. Кех-лерова, О.С. Капинус. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. С. 1136.
5 Черников B.B. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (глава 19) //Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2014. С. 654.
6 Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / (И.А. Климов и др.) / Под ред. И.А. Климова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 394.
7 Там же.
8 Шалумов M.C. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законом: разграничение компетенции и ответственности // Гос-во и право. 1999. № 1. С. 79, 80.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019