СОВРЕМЕННАЯ НАУКА № 4/2016
В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM - OPEN ACCESS - 41
Юридические науки
УДК 342.92
Научная специальность 12.00.14 — Административное право; административный процесс
О ПОНЯТИИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПОЛИЦИЕЙ»
Э.Х. Мамедов*
Аннотация. Путем анализа и этимологической характеристики автором статьи предпринимается попытка дать оригинальное определение институту «обеспечения законности мер административного принуждения, применяемых полиций». Рассматриваются такие понятия как: законность; меры административного принуждения, применяемые полицией; обеспечение законности и ее способы. Проводится анализ и этимологическая характеристика указанных определений.
Ключевые слова: обеспечение законности мер административного принуждения, применяемых полиций; законность; способы обеспечения законности; меры административного принуждения, применяемые полицией.
CONCEPT OF «ENSURING THE LEGALITY OF ADMINISTRATIVE COERCION MEASURES THAT ARE APPLIED BY THE POLICE»
E.H. Mamedov*
Abstract. By analyzing and etymological characteristics of the author of the article attempts to define the definition of «ensuring the legality of administrative coercive measures applied by the police», previously not found in the legal literature. We consider and study concepts such as: rule of law; administrative enforcement measures applied by the police; the rule of law and its methods. The analysis and etymological characteristics of these definitions.
Keywords: ensuring the legality of administrative coercive measures applied by the police; rule of law; ways to ensure the rule of law; administrative enforcement measures applied by the police.
Строгое и неуклонное соблюдение законов и основанных на них актов, подзаконный характер исполнительно-распорядительной деятельности — основа функционирования всего аппарата государственного управления.
Впервые институт обеспечения законности был создан в Швеции в XVII в. путем введения должности королевского уполномоченного, основной функцией которого был контроль за соблюдением субъективных прав и свобод [1, с. 131].
На разных этапах становления российской государственности вопросу обеспечения законности уделялось особое внимание, как в дореволюционную эпоху, так и после. Со времен создания полиции в России при Петре I проблемы обеспечения законности применения мер административного принуждения, и способы ее обеспечения носят значимый характер [2, с. 37-46].
Требования социалистической законности научно разрабатывались В.И. Лениным в тезисах «Об очеред-
ных задачах Советской власти», наброске тезисов постановления «О точном соблюдении законов», письме «О «двойном» подчинении и законности» [3, с. 16]. Далее, данные положения развивались в Советском государстве. На XXV съезде КПСС особо подчеркивалась необходимость укрепления законности и правопорядка в Советском государстве как составной части процесса дальнейшего развития советской демократии: «...без дисциплины и прочного общественного порядка демократия неосуществима. Именно ответственный подход каждого гражданина к своим обязанностям, к интересам народа создает единственно надежную базу для наиболее полного воплощения принципов социалистического демократизма...» [4, с. 85].
Таким образом, еще в Советском Союзе подчеркивалось, что обеспечение законности в деятельности административного управления во многом способствует повышению эффективности и качества работы аппарата государственного управления.
* Мамедов Эдуард Халиллаевич,
преподаватель кафедры гражданского права гражданского процесса
Санкт-Петербургский университет МВД России
Контакты: пр-т Энгельса, д. 119, Санкт-Петербург, Россия, 194354
E-mail: [email protected]
* Eduard K. Mamedov,
Lecturer of the Department of civil law and civil procedure St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Contacts: pr-t Engel'sa, d. 119, Saint-Petersburg, Russia, 194354 E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА № 4/2016 Юридические науки
На современном этапе по-прежнему требования законности в органах внутренних дел играют особую роль. Законодатель, рассматривая вопросы правоотношения между гражданами и полицией в различных отраслях права, пришел к выводу, что при посягательстве на сотрудника основным и дополнительным объектом посягательства выступают как жизнь и здоровье сотрудника, так и государственная власть. Аналогично можно спроецировать данную идею (принцип) и в обратную сторону. То есть, если сотрудник полиции, исполняя свои служебные обязанности и служебный долг, нарушает действующее законодательство, то он своими действиями затрагивает интересы не только отдельного гражданина, но и общества в целом, поскольку любые нарушения законности, где бы они ни совершались, протекают так или иначе публично, на виду у населения и затрагивают интересы многих граждан. В таком случае неправильные, несправедливые, неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел, и прежде всего полиции, подрывают их авторитет, наносят ущерб общественным интересам.
Таким образом, важное значение укрепления законности современной полиции раскрывается в ее деятельности, поскольку неправомерные действия полицейского вдвойне опасны, как для отдельного человека, так и для общества, а также государства в целом.
В юридической литературе существует множество определений таких терминов, как: «административное принуждение», «меры административного принуждения», «обеспечение законности принуждения» (как государственного, так и отраслевого, в том числе административного), «способы обеспечения законности». Однако вопросы обеспечения законности применения полицией мер административного принуждения исследуются впервые, несмотря на наличие ст. 1.6 КоАП РФ — «Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением».
Предлагаем обратить внимание на составные части понятия «обеспечение законности применения полицией мер административного принуждения» с целью их изучения и разработки авторской версии данного термина. В данном контексте центральное звено занимает понятие «административное принуждение, применяемое сотрудниками полиции».
А.И. Каплунов дает определение административному принуждению, применяемому органами внутренних дел, как методу воздействия на сознание и поведение людей (граждан и должностных лиц), выражающемуся в применении сотрудниками ОВД установленных нормами административного и админи-
стративно-процессуального права принудительных мер воздействия психологического, физического, материального и организационного характера, направленных на неукоснительное выполнение физическими и юридическими лицами прав овых о бязанностей при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности или в связи с совершением административно или уголовно наказуемых деяний в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности общества, предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных к административной или уголовной ответственности [5, с. 164, 165].
Данное определение заслуживает особого внимания, поскольку наиболее емко отражает сущность данного вида отраслевого государственного принуждения, применяемого полицией. Однако в конструкции имеется ряд «технических» неточностей, мешающих корректной работе с данной дефиницией и правильному ее восприятию.
Во-первых, первоначальное указание на объект воздействия административного принуждения — «люди (граждане и должностные лица)» не корреспондирует с последующей формулировкой в рассматриваемом определении «физические и юридические лица».
В административном (ст. 2.1 КоАП РФ) законодательстве в качестве объекта воздействия используется формулировка «физические и юридические лица». Причем во второй главе действующего КоАП РФ в категорию «физические лица» включены как иностранные граждане, лица без гражданства, так и должностные лица, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, лица, имеющие специальные звания, а в категорию «юридические лица» входят и иностранные юридические лица. В качестве субъектного состава административного принуждения ст. 22.1 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Юрисдикция административного принуждения органов внутренних дел (полицией) определена ст. 23.3 КоАП РФ.
Говоря о гражданском законодательстве, стоит отметить о наличии еще более широкой формулировки — «Лица» (подразд. 2 ГК РФ), в котором в качестве субъектного состава правоотношения рассматриваются категории не только физических и юридических лиц, но сама Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования. Положения ГК РФ корреспондируют нормам ГПК РФ, в котором гл. 4 сформулирована как «Лица, участвующие в деле», и Кодексу административного судопроиз-
водства Российской Федерации, гл. 4 которого поименована как «Лица, участвующие в деле и другие участники судебного процесса».
Поэтому мы предлагаем использовать наиболее широкие формулировки в качестве объекта воздействия административного принуждения, применяемого полицией, а именно «физические и юридические лица», либо «лица», что соответствует не только административному и административно-процессуальному законодательству, но и гражданскому, а также гражданско-процессуальному законодательству.
Во-вторых, первоначальная формулировка «метод воздействия на сознание и поведение людей...» дублируется с последующей —«...принудительных мер воздействия психологического, физического, материального и организационного характера.». Помимо прочего, ссылка на меры материального характера, по нашему мнению, является не совсем удачной по той причине, что традиционно в юридической научной и учебной литературе отношения материальной ответственности регулируются нормами трудового законодательства, то есть отношения между работником и работодателем, а отношения имущественной ответственности (гражданско-правовой) регулируются нормами гражданского законодательства, что в предмете нашего исследования носит не только более емкое значение, но и отражающее реальность правовых последствий разных видов административного наказания. Вместе с тем, если учесть наличие в субъектном составе в качестве нарушителей должностных лиц, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц, имеющих специальные звания (ст. 2.4, 2.5 КоАП РФ), то следует говорить о дисциплинарной ответственности.
В-третьих, формулировка: «при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности или... в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности общества» дублируется с формулировкой «.. .предупреждения и пресечения правонарушений...».
И, наконец, в-четвертых, в конструкции определения неверно заложена концепция приоритета безопасности, заложенная в Конституции Российской Федерации — 1) личности, 2) общества, 3) государства.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, мы приходим к выводу, что административное принуждение, применяемое полицией — это метод воздействия на физических и юридических лиц, выражающийся в применении сотрудниками полиции установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА № 4/2016
ACCESS -
Юридические науки
психологического, физического, организационного, дисциплинарного и имущественного характера, направленных на неукоснительное выполнение данными лицами правовых обязанностей, в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства при совершении ими административно или уголовно наказуемых деяний, а также для предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных к административной или уголовной ответственности.
Продолжая анализ элементов понятия обеспечения законности мер административного принуждения, применяемых полицией, предлагаем обратить внимание на определение способов обеспечения законности.
Б.Н. Габричидзе под способами обеспечения законности и дисциплины понимает совокупность средств, приемов, методов, а также соответствующих норм, которые обеспечивают исполнение и практическую реализацию закона, иного нормативно-правового акта в соответствии с требованиями и нормами Конституции Российской Федерации, а также требований и правил дисциплины, оформленных в порядке или имеющих общий признанный характер правовых и организационных обычаев [6, с. 322].
Следует отметить, что с Советского периода формирования науки административного права вопросами обеспечения законности занимались: В.А. Власова [7], Л.Л. Дедков [8], Д.А. Керимова [9], А.Е. Лунев [10], В.М. Чхиквадзе [11] и др.
Результатом научных исследований указанных авторов стало выделение и закрепление таких традиционных способов обеспечения законности, как контроль, надзор и обжалование.
В свою очередь Б.Н. Габричидзе, формулируя понятие системы1 способов обеспечения законности и дисциплины!, приходит к выводу, что это целостная совокупность способов, приемов, методов, форм, а также деятельность органов исполнительной власти, других органов государственной власти (суда, прокуратуры, арбитражных судов), осуществляющих обеспечительные и контр ольно -надз орные функции и полном о чия в сфере укрепления законности и дисциплины в государственном управлении [6, с. 325].
С учетом вышеизложенных дефиниций, мы может сформулировать и дать определение термину «обеспечение законности мер административного принуждения, применяемых полиций» как деятельность физических и юридических лиц, органов исполнительной власти, прокуратуры и суда, осуществляющих функции по контролю, надзору и обжалованию методов воздействия на физических и юридических лиц, выражающийся в применении сотрудниками полиции
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА № 4/2016 Юридические науки
установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия психологического, физического, организационного, дисциплинарного и имущественного характера, направленных на неукоснительное выполнение данными лицами правовых обязанностей, в
целях обеспечения безопасности личности, общества и государства при совершении ими административно или уголовно наказуемых деяний, а также для предупреждения и пресечения прав онарушений, привлечения виновных к административной или уголовной о тв етств енно сти.
Литература/References
1. Мушкет И.И. Генезис «Полицейского права» в контексте эволюции правовой системы России (исто-рико-теоретический анализ): Дисс. ... докт. юрид. наук. СПб., 2003. 452 c. [Mushket II. Genesis of the «Police Law» in the context of the evolution of the legal system of Russia (historical and theoretical analysis) [PhD]. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2003. 452 p. Russian].
2. Ченкова В.И. Полиция и органы местного управления в феодальной России XVIII: Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. 185 с. [Chenkova VI. Police and local government in feudal Russia XVIII [PhD]. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2001. 185 p. Russian].
3. Седых В.Я. Обеспечение законности в административной деятельности воинских должностных лиц. М., 1978. [Sedykh VY. Ensuring legality in the administrative activities of military officials. Moscow: publisher unknown; 1978. Russian].
4. Материалы XXV съезда КПСС [Materials XXV Congress of the CPSU. Russian].
5. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: Моногр. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. 378 с. [Kaplunov AI. Administrative coercion applied by law enforcement bodies: theory and practice. Sal'nikov VP, editor. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2004. 378 p. Russian].
6. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. Учебник для вузов. М.: Норма, Инфра-М, 1998. 607 с. [Gabrichidze BN, EliseevBP. Russian Administrative Law. Textbook for high schools. Moscow: Norma, Infra-M; 1998. 607 p. Russian].
7. Власов В.А. Обеспечение социалистической законности в советском государственном управлении: Учеб. пособие. М.: ВПШ при ЦК КПСС, 1958. [Vlasov VA. Ensuring socialist legality in the Soviet government: Textbook. Moscow: Higher Party School under the CPSU Central Committee; 1958. Russian].
8. Дедков Л.Л. Обеспечение законности в общенародном государстве. Минск: Изд-во «Беларусь», 1980. 172 с. [DedkovLL. Ensuring legality in the whole state. Minsk: Publishing house «Belarus»; 1980. 172 p. Russian].
9. Керимов Д.А. Обеспечение законности в СССР. М.: Госюриздат, 1956. 167 с. [Keiimov DA. Ensuring the rule of law in the USSR. Moscow: Gosyurizdat; 1956. 167 p. Russian].
10. Лунев А.Е. Обеспечение законности в советском государственном управлении. М.: Юридическая литература, 1963. 156 с. [LunevAE. Ensuring the rule of law in the Soviet government. Moscow: Yuridicheskaya literatura; 1963. 156 p. Russian].
11. Чхиквадзе В.М. Социалистическая законность и способы ее обеспечения. М.: Наука, 1968. 216 с. [Chkhikvadze VM. Socialist legality and ways to ensure it. Moscow: Nauka; 1968. 216 p. Russian].
12. Дрозд А.О. Административно-юрисдикционная деятельность, осуществляемая участковыми уполномоченными полиции (по материалам ГУ МВД России по Алтайскому краю): Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. 166 с. [Drozd AO. Administrative and jurisdictional activities carried out by district police commissioners (based on the materials of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Altai Territory) [PhD]. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2012. 166 p. Russian].
13. Чуйкина О.О. Административное принуждение: проблемы определения понятия // Евразийский юридический журнал. 2013. № 12 (67). С. 160, 161. [Chuykina OO. Administrative coercion: Problems of defining the concept. Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. 2013(12):160-1. Russian].
© ®
© Мамедов Э.Х./Mamedov E.H., 2016. Это произведение распространяется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. [This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License].