Научная статья на тему 'О понятии мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе'

О понятии мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5561
825
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / TECHNOLOGY MULTIMEDIA / EDUCATIONAL PROCESS / ASPECTS OF USE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стариков Дмитрий Александрович

Внедрение мультимедиа технологий в образовательный процесс является одним из важнейших средств информатизации образования. В статье раскрывается сущность мультимедиа технологий и выявленные автором особенности использования мультимедиа в образовательном процессе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ntroduction of multimedia of technologies in educational process is one of the major means of information of formation. In article the essence of multimedia of technologies and the features of use of multimedia revealed by the author in educational process reveals.

Текст научной работы на тему «О понятии мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе»

О ПОНЯТИИ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

СТАРИКОВ Д.А.

Внедрение мультимедиа технологий в образовательный процесс является одним из важнейших средств информатизации образования. В статье раскрывается сущность мультимедиа технологий и выявленные автором особенности использования мультимедиа в образовательном процессе.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 г. особое внимание уделяется внедрению в систему образования электронных средств учебного назначения, современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые способствуют созданию единого информационного пространства, интеграции России в мировое сообщество, повышению качества, доступности, эффективности и конкурентоспособности отечественного образования.

Проблема обучения студентов вуза с использованием мультимедиа технологий относится к числу тех, которые имеют важнейшее значение в современных социально-экономических условиях модернизации и дальнейшей переструктуризации образования [1]. Особую актуальность и практическую значимость эта проблема приобретает в связи с информатизацией общества и широким распространением глобальной компьютерной сети Интернет.

В последние годы в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными и мультимедиа технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения [2].

Мультимедиа технологии и соответствующие образовательные ресурсы развиваются очень быстро. Если в первом издании российского справочника по CD-ROM и мультимедиа 1995 г. перечислено всего 34 вида мультимедиа-продуктов образовательного назначения, в издании 1996 г. таких продуктов было уже 112, в начале 1998 г. это число превысило 300 единиц, то сейчас этот список составляет более 1,5 тыс. наименований.

Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий.

Мультимедиа (multimedia) можно определить как современную компьютерную информационную технологию, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды. По сути, мультимедиа - это совокупность технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. Мультимедиа аппаратное и программное обеспечение являются определяющими аспектами мультимедиа. Основная проблема создания систем мультимедиа - совместная обработка разнородных данных [1,4].

Introduction of multimedia of technologies in educational process is one of the major means of information of formation. In article the essence of multimedia of technologies and the features of use of multimedia revealed by the author in educational process reveals.

Появление систем мультимедиа подготовлено как требованиями практики, так и развитием теории. Мультимедиа технологии являются одним из многочисленных приемов представления информации.

Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию организации памяти «МЕМЕХ» (1945 г.), предусматривавшей поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием. Эта идея нашла свое выражение и компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста, а затем гипермедиа и, наконец, в мультимедиа, соединившей в себе обе эти системы.

Всплеск интереса в конце 80-х годов прошлого столетия к применению мультимедиа технологии в гуманитарной области связан с именем Б. Гейтса.

В широком смысле «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Основными целями применения мультимедиа являются переход от знаниевой (ЗУН) педагогики к компетентностной, развитие творческих способностей учащихся через интерактивность, которая открывает перед ними огромные познавательные способности. Интерактивность мультимедийных средств подразумевает широкий круг возможностей воздействия на процесс обучения и содержание учебных материалов со стороны пользователя.

Мультимедиа средства можно разделить на несколько видов: мультимедийные средства линейного представления информации; гипертекстовые мультимедийные средства; мультимедийные руководства; средства для создания мультимедиа [4].

Использование методических сценариев, основанных на использовании мультимедиа-средств линейного представления информации, оправдано, когда учащиеся обладают весьма ограниченными предварительными знаниями в области, в которой им предстоит обучаться.

Как правило, мультимедийные средства обучения, реализующие нелинейное представление учебной информации, основываются на технологиях и принципах гипертекста и гипермедиа. По сравнению со средствами линейного представлением мультимедиа-информации такие средства обладают гораздо большим потенциалом интерактивности.

Проблема создания и дальнейшего сопровождения мультимедийных средств обучения осложняется многообразием используемых при разработке программно-технических средств и инструментариев. Это вызывает определенную трудность, а часто и невозможность комплексно использовать различные обучающие программы в рамках одного учебного курса. Не менее сложной проблемой является «нестыковка» компьютерных фрагментов курсов, как по логике построения, так и по технике организации диалога с обучаемым, появляющаяся при отсутствии единой схемы, в рамках которой проектировались и в нишах которой располагались бы эти курсы.

Внедрение мультимедиа технологий в образовательный процесс требует рассмотрения в нескольких аспектах: педагогическом, психологическом, физиологическом, валеологическом и реализующем.

Применение средств мультимедиа в обучении позволяет:

- решить задачи гуманизации образования;

- повысить эффективность учебного процесса;

- развить личностные качества обучаемых;

- развить коммуникативные и социальные способности обучаемых;

- существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения;

- определить обучаемого в качестве активного субъекта познания;

- учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности;

- осуществить самостоятельную учебную деятельность;

- привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.

При использовании мультимедиа в образовании должны быть учтены многие аспекты. Даже принимая во внимание повсеместное распространение средств мультимедиа в современном мире, необходимо осознавать, что доступность учебных материалов и аппаратного обеспечения для студентов варьируется в очень широких пределах.

Чтобы в полной мере реализовать академический потенциал мультимедийных технологий, студентам требуется поддержка компетентных преподавателей. Подобно использованию учебников, применение мультимедийных средств обучения обогащает стратегию преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только «поставляет» («передает», «транслирует») информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает студенту в учебном процессе.

Использование мультимедийных средств в открытом образовании позволяет студентам работать над учебными материалами по-разному [2].

В этом случае студент имеет возможность решить, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности мультимедиа приложения и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, студенты становятся активными участниками образовательного процесса.

Мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментарием, позволяющим предоставить преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся.

Существует множество достаточно общих возможных негативных аспектов применения мультимедийных средств обучения в системе открытого образования. В их числе рассеивание внимания, возможное отсутствие обратной связи, недостаточная доступность и ряд других аспектов.

Среди множества целей построения и использования мультимедийных ресурсов в системе открытого образования можно выделить две основные группы:

- формирование у обучаемых технологических умений работы с современными телекоммуникационными средами;

- формирование интеллектуальных информационных умений.

Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах открытого и дистанционного учебного процесса.

1. Мультимедиа может стимулировать когнитивные стороны обучения, такие как восприятие и осознание информации.

2. Мультимедиа может повысить мотивацию и качество обучения.

3. Мультимедиа может помочь в развитии умений и навыков совместной работы и коллек-

тивного познания у обучаемых.

4. Мультимедиа средства теоретически могут развить у обучаемых более осознанный подход к обучению, и, следовательно, помочь в формировании глубокого понимания учебного материала.

Библиографический список:

1. Алексеева, М.Б. Технология использования систем мультимедиа: учеб. пособие [Текст] / М.Б. Алексеева, С.Н. Балан. - СПб.: Бизнес-Пресса, 2002. - 176 с.

2. Андреев, А.А. Основы открытого образования [Текст] / А.А. Андреев, С.Л. Каплан [и др.];

отв. ред. В.И. Солдаткин. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - Т. 1. - 676 с.

3. Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] А.В. Осин. - М.: Агентство «Издат. сервис», 2004. - 319 с.

4. Фролов, И.Б. Мультимедиа для Windows [Текст] / И.Б. Фролов, Е.В. Музыченко. - М.: Майор, 2003. - 191 с.

Ключевые слова: мультимедиа технологии, образовательный процесс, аспекты использования.

Keywords: technology multimedia, educational process, aspects of use.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.