Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (188).
Филология. Искусствоведение. Вып. 41. С. 42-45.
к. Г. Демушов
о понятии лженаука’
В ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье на основе анализа толковых словарей русского языка выявляются лексемы, обозначающие понятие ‘лженаука’, обнаруживаются семантические различия, позволяющие разграничить лексемы, репрезентующие различные виды таких вненаучных взглядов, как антинаука, квазинаука, паранаука, псевдонаука.
Ключевые слова: лексема, значение, толкование, словарная статья.
Предметом анализа в статье стали лексемы, выявленные методом сплошной выборки из шести толковых словарей, изданных в разное время и разными авторскими коллективами (критерий отбора: слово должно содержать корень наук и префиксальную часть, которая каким-либо образом соотносит данное слово со словом наука)1. Данный метод позволил выявить следующие лексемы: антинаучный, квазинаучный, лженаука, лженаучный, паранаука, паранаучный, псевдонаука, псевдонаучность, псевдонаучный. Кроме того, в работе использованы следующие методы семантического анализа лексики: компонентный анализ (для выделения составляющих слово сем), перефразирование (для прояснения смысла словарных дефиниций) и подстановка (для проверки адекватности толкований). Цель статьи - на основании словарных дефиниций сформулировать непротиворечивые определения лексем лженаука, квазинаука, паранаука, псевдонаука, семантически разграничивающие эти слова.
В БАС слово антинаучный2 получает определение: «Направленный против научных теорий, положений; ненаучный»3. Эта дефиниция опирается на значение префикса анти-: «Приставка, обозначающая противоположность или враждебность; то же, что “противо”»4. О префиксе противо-, в свою очередь, сообщается, что он «(в)носит значения: препятствие чему-либо, борьба с чем-либо»5.
Исходя из сказанного, можно выделить следующие семы лексемы антинаука: ‘направленность против’, ‘против научных теорий’, ‘противоположность’, ‘враждебность’, ‘препятствие’, ‘борьба’, ‘ненаучность’.
Прилагательное антинаучный в СТС определяется тем же способом, что и в БАС, однако получает несколько иное значение: ‘противоречащий, противоположный науке’6.
Следовательно, в СТС подчёркивается не столько агрессивность антинауки, сколько её противоположность науке.
Лженаука в БАС определяется как «(у)че-ние, теория, ложно выдаваемые за научные»7. Из этой дефиниции следуют некоторые выводы. Во-первых, лженаука ненаучна по содержанию, во-вторых, представители лженауки понимают ненаучность своих взглядов, в-третьих, и это главное, они намеренно, осознавая последствия, выдают свои взгляды за научные. Последние два утверждения являются дифференциальными признаками лексемы лженаука, они выделяет её среди других лексем, репрезентующих различные виды вненаучных взглядов.
В ОШ слово лженаука определяется через первую часть: ‘ложная, неверная наука’8. Это определение расходится с тем, которое дано в БАС. Из него не ясна специфика лженауки. Попытаемся устранить неясность обращением к словарной статье, в которой толкуется лексема неверный. Она многозначна, однако только в одном из значений она является синонимом к лексеме ложный: «Не соответствующий действительности, ошибочный, ложный»9. Не соответствовать действительности, быть ошибочными могут и вполне научные гипотезы или теории, тем не менее, они не относятся к лженауке, поскольку отбрасываются при проверке, благодаря чему прирастает новое научное знание об объективной действительности, только это знание имеет определённую специфику: оно сообщает исследователям, что путь в данном направлении приведёт в тупик, следовательно, нужно либо менять теорию, либо методы её проверки10. Рассмотрим другой синоним первой части лексемы лженаука - слово ложный. В ОШ зафиксировано четыре значения этого слова, для нас релевантны первые два (в третьем и
четвертом значении11 оно не может сочетаться со словом наука): «1. Содержащий ложь, ошибочный, неправильный. Л. слух. Ложные показания. Стоять на ложном пути или идти по ложному пути (действовать неправильно, ошибочно). Л. шаг (неправильный, опрометчивый поступок). Ложное положение (неловкое, двусмысленное положение). В ложном свете представлять, изображать что-н. (намеренно искажая). 2. Мнимый, намеренно выдаваемый за истинное. Ложная тревога. Ложная атака»11. Ложь, в свою очередь, толкуется в словаре как «(н)амерен-ное искажение истины, неправда, обман»11. Таким образом, ложный - это либо намеренно искажающий истину, либо намеренно выдаваемый за истину. Опора на второе значение слова ложный (если принять допущение, что в данном случае истина равна научным знаниям) помогает выделить адекватный набор сем слова лженаука: ‘неверное учение’, ‘намеренно’, ‘выдавать за науку’, ‘выдавать за истину’. Одно из значений слова выдать: «(н)еправильно представить кем-чем-н., объявить не тем, кто (что) есть на самом деле»12 позволят переформулировать последние две семы: ‘неправильно представлять наукой’, ‘неправильно представлять истиной’.
Лексема псевдонаука в БАС определяется через отсылку к слову лженаука13. Не помогает уточнить значение этой лексемы и словарная статья, характеризующая словообразовательный элемент псевдо-.
Проанализированные лексемы аналогично толкуются в МАС. Но в этом словаре появляется прилагательное квазинаучный, дефиницию которого можно вывести из словарной статьи, посвящённой словообразовательному элементу квази-. Он толкуется так: «Первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам: мнимый, ненастоящий, например: квазинаучный, квазиреволю-ционный, квазиалмазный»14. Квазинаучный, таким образом, - мнимонаучный.
В СТС слово псевдонаука объясняется в словарной статье, посвящённой словообразовательному элементу псевдо-: «(...) (От греч. рэеи^э - ложь, вымысел). Вносит зн. сл.: ложный, мнимый. Псевдогерой, псевдогуманист, псевдоделовой, псевдоинтерес, псевдоклассицизм, псевдонародный, псевдонаука»15. Псевдонаука, следовательно, получает значение ‘ложная, мнимая наука’. Последнее прилагательное позволяет конкретизировать зна-
чение лексемы псевдонаука. Мнимый - это: «1. Не существующий в действительности; кажущийся, воображаемый (...). 2. Притворный, ложный (.. ,)»16. Для нас здесь важно значение ‘кажущийся, воображаемый’. Опора на него позволяет различить слова псевдонаука и лженаука. Если для лексемы лженаука характерен набор сем: ‘учение, теория’, ‘намеренно’, ‘выдавать за науку’, ‘выдавать за истину’, то для лексемы псевдонаука набор сем выглядит несколько иначе: ‘учение, теория’, ‘кажущийся научным’, ‘выдаваемый за научный’, ‘не существующий в действительности’, ‘существующий в воображении’. Впрочем, это только одна из возможных интерпретаций, поскольку словарь не даёт однозначного критерия для того, чтобы предпочесть последний набор сем тому, который соответствует лексеме лженаука. Однако следует учесть, что слово псевдонаука может включать эти семы, а лженаука - нет.
В БТС псевдонаука получает развёрнутое определение: «Исследование, преследующее не истинно научные цели, а подгоняющее результаты к своим субъективным гипотезам; лженаука»17. Эта дефиниция к тому набору сем слова псевдонаука, который представлен выше, добавляет семы ‘ненаучная цель’, ‘подгонять результат’, ‘субъективная гипотеза’.
В СТС не представлено слово лженаука, но есть слово лжеучение: «Мнимонаучная теория»18. Данное толкование совпадает с дефиницией слова псевдонаука в этом же словаре. Слова квазинаука в СТС нет, но есть прилагательное квазинаучный, значение то же, что и в МАС: ‘мнимонаучный’.
Появляется в СТС слово паранаучный, которого не было в БАС. Оно также определяется через значение первой части: «ПАРА., первая часть сложных сл. (от греч. para - рядом, возле, вне). Вносит зн.: находящийся рядом с тем, что названо во второй части слова. Параиммунитет, паракультура, парана-учный, парамагнетизм»19. Однако такому толкованию соответствуют не все приведённые примеры, из чего следует, что слова рядом, возле, вне следует понимать не только в непосредственно пространственном значении. Если последовать за трактовкой авторов СТС, паранаука - это нечто, находящееся рядом с наукой (пусть даже не в буквальном смысле). Такого определения недостаточно для отделения паранауки не только от других областей вненаучного знания, но и от науки: так, пара-
лингвистика находится рядом с лингвистикой (в том смысле, что изучает те невербальные средства, которые сопровождают речевой акт), но имеет научный статус.
Слово паранаука получает развёрнутое определение в ТС: «Область знаний, изучающая необычные космические, природные, психические и т. п. явления (обычно не поддающиеся рациональному объяснению)»20. Данная словарная статья вызывает ряд вопросов. Что значит «изучает необычные явления»? Вспышка сверхновой, кодирование наследственной информации в гене, рождение и аннигиляция элементарных частиц -всё это явления, причём необычные, трудно поддающиеся пониманию обывателя, однако они не вызывают трудности в объяснении у специалистов. Что, далее, значит выражение «обычно не поддающиеся рациональному объяснению» (какое ещё может быть объяснение)? Иногда эти явления всё-таки поддаются рациональному объяснению? Тогда они должны быть предметом изучения обычной науки. Что, наконец, значит слово «явления» в определении? Оно многозначно. В данном случае можно говорить о следующем его значении21: «4. Всякое проявление чего-л., каких-л. сил, процессов и т. п. Химические явления. Метеорологические явления. Явления природы. Остаточные явления в лёгких. || То, что происходит, случается, имеет место в окружающей действительности; событие, факт. Временное явление. Отрицательное явление действительности»22. Из этого следует, что паранаучные явления имеют место в действительности, тогда кто их регистрировал? Впрочем, если не определиться с тем, что значит слово необычные, под «явления» паранауки можно подвести всё что угодно.
Таким образом, в исследованных словарях в той или иной мере толкуются лексемы, соответствующие понятиям ‘антинаука’, ‘квазинаука’, ‘лженаука’, ‘паранаука’ и ‘псевдонаука’. Они (лексемы) характеризуются как синонимы, причём доминантой синонимического ряда выступает слово лженаука. Интегральные семы синонимического ряда: ‘учения, взгляды’, ‘связанный с наукой’, ‘не являющийся научным’. Вместе с тем, ограничиваясь только данными словарей, можно сформулировать семантические различия между некоторыми из перечисленных слов. Антинаука - это учение, которое по своему содержанию противоположно и враждебно
науке, его целью является борьба с наукой и препятствие ее распространению и развитию. Лженаука - это учение, представители которого выдают свои взгляды, выраженные в наукообразной форме, за научные факты или теории, ясно осознавая их ненаучный характер. Псевдонаука - это такие взгляды, носители которых могут вполне искренне думать, что занимаются наукой, однако их занятия не соответствуют существующему представлению о научности, потому что они не пытаются выяснить истину, а подгоняют факты под собственные субъективные гипотезы. Дать сходные определения лексемам квазинаука и паранаука, оставаясь в рамках только материалов словарей, не представляется возможным, необходимо привлечение данных философии, научной публицистики.
Примечания
1 В статье термины ‘лексема’ и ‘слово’ употребляются как синонимы.
2 В «Словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова прилагательные антинаучный, квазинаучный мотивируются прилагательным научный (префиксальный способ образования), т. к. отсутствуют соответствующие существительные. Прилагательные же псевдонаучный и лженаучный имеют по-лимотивированную словообразовательную структуру. Прилагательное псевдонаучный может быть мотивировано прилагательным научный, тогда словообразовательное значение можно сформулировать как ‘ложно научный’, а может быть мотивировано существительным псевдонаука, получая значение ‘относящийся к псевдонауке’. Аналогично мотивируется и прилагательное лженаука. См.: Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка : в 2 т. 2-е изд., стер. М., 1990.
3 Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. Т. 1. / гл. ред. В. И. Чернышев. М. ; Л., 1950. Стлб. 151.
4 Там же. Стлб. 150.
5 Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. Т. 1. М. ; Л., 1961. Стлб. 1454.
6 См.: Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2003.С. 21.
7 Словарь современного русского литературного языка. Т. 1. Стлб. 203.
8 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. М., 2006. С. 325.
9 Там же. С. 401.
10 Этот принцип нашёл наиболее полное воплощение в концепции фальсификационизма К. Поппера. Ср. лаконичную формулировку этого тезиса Т. Куном: «Если гипотеза выдерживает достаточно строгую проверку, ученый сделал открытие или, по крайней мере, разрешил головоломку, с которой он столкнулся. Если же нет, он должен либо оставить эту головоломку вовсе, либо попытаться разрешить ее с помощью другой гипотезы». Кун, Т. Логика открытия или психология исследования // Философия науки. Вып. 3. Проблемы анализа знания. М., 1997. С. 23.
11 Ср .: «3. Вызванный ошибочными представлениями о нравственности, предрассудками. Ложная скромность, Ложный стыд. 4. полн. ф. В составе сложных названий означает виды, явления, по нек-рым признакам сходные с другими, основными (спец.). Ложная акация. Ложные солнца». Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. С. 331.
12 Там же. С. 111.
13 Словарь современного русского литературного языка. Т. 11. Стлб. 1617.
14 Словарь русского языка : в 4 т. Т. 2. / под ред. Е. П. Евгеньевой. М., 1983. С. 43.
15 Современный толковый словарь русского языка. С. 652.
16 Там же. С. 352.
17 Большой толковый словарь русского языка. С.1042.
18 Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2003. С. 318.
19 Там же. С. 495.
20 Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / под ред. Г. Н. Скляревской. М., 2001. С. 554.
21 В первом значении лексема явление употребляется только с названиями лиц; третье значение этого слова философское, оно является обобщением четвертого значения; пятое, наоборот, спецификацией четвертого.
22 Словарь русского языка : в 4 т. Т. 4. / под ред. Е. П. Евгеньевой. М., 1984. С. 778.