УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10274
О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Сергей Анатольевич КОРОВУШКИН, адъюнкт кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье рассмотрены понятие и сущность конфиденциальной информации, а также необходимость оказания гражданами содействия субъектам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Ключевые слова: конфиденциальная информация, оперативно-розыскная деятельность, гражданин, источник, безопасность.
Annotation. In article the concept and essence of the confidential information and necessity of rendering by citizens of assistance to the subjects who are carrying out operatively-search activity are considered.
Keywords: the confidential information, operatively-search activity, the citizen, source, safety.
Высокий уровень преступности является одним из основополагающих факторов, препятствующих осуществлению позитивных социально-экономических реформ в России. В связи с этим борьба с преступностью — задача общегосударственная, требующая применения правоохранительными органами всех имеющихся в их распоряжении сил, средств и методов1.
Главенствующая роль в противодействии преступности принадлежит оперативной рабо-те2. При этом использование ее сил, средств и методов является одним из важнейших, неотъемлемых условий успешной работы оперативных подразделений органов внутренних дел (ОВД) в решении задач, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений3.
Однако, как показывает практика, оперативно-розыскная деятельность ОВД осуществляется преимущественно негласно, при этом существенную помощь подразделениям органов внутренних дел в борьбе с преступностью оказывают лица, содействующие на конфиденциальной основе4.
В то же время работа и подразделений собственной безопасности МВД России (далее — ПСБ) осуществляется в основном негласными методами.
В свою очередь, гласному содействию граждан ПСБ МВД России не уделяется должного внимания, несмотря на то, что указанная категория лиц зачастую проводит не менее сложную и подверженную риску работу5, чем «конфиденты»6.
В теории оперативно-розыскной деятельности (ОРД) под содействием обычно понимается помощь, поддержка какой-либо деятельности. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, реализуется в следующих видах:
1)гласное;
2) анонимное;
3) негласное (конфиденциальное)7.
Анонимность в переводе с греческого означает «без имени». Без указания имени того, кто пишет, сообщает о чем-нибудь8. Прилагательное «анонимный» используется для описания ситуаций, когда имя действующего лица неиз-вестно9. Идея анонимности заключается в не-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
возможности идентифицировать человека, при этом анонимность может быть связана с понятиями конфиденциальности и свободы10. Иными словами, анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации лицом, не называющим себя и не желающим себя раскрывать11.
Аноним, располагая информацией о событии преступления, о местонахождении субъектов преступления, о лицах, которые могут дать ценные показания по делу, передает эту информацию сотрудникам органа, осуществляющего ОРД, напрямую или через посредника12.
Гласное содействие оказывается лицом, когда оно не требует (и / или не требуется) при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) сохранения в тайне его участия, оно может быть участником уголовного процесса, давать свидетельские показания по уголовному делу13.
Примером привлечения отдельных лиц к подготовке и проведению ОРМ на гласной основе может служить использование помощи этих лиц для проведения оперативно-розыскных мероприятий «проверочная закупка» или «оперативный эксперимент».
С развитием информационного общества все большее значение приобретают проблемы, связанные с защитой конфиденциальной информации. В настоящее время в российском законодательстве данные вопросы полно и системно не решены.
Нами предпринята попытка анализа наиболее острых проблем, связанных с определением понятия и видов конфиденциальной информации.
В понятие «информация» вкладывается различное значение. В статье 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»14 информация — это сведения независимо от формы их представления.
Необходимо также указать и на понятие «документированная информация» — зафиксированная на материальном носителе, информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель.
С точки зрения этимологии слово «конфиденциальный» происходит от латинского confidentia — доверие, и в современном русском языке означает «доверительный, не подлежащий огласке, секретный»15.
Слово «секрет», заимствовано из французского: secret — «тайна». Интересно, что в слова-
ре В. Даля также названы аналогичные значения: «конфиденциальная» — «откровенная, неоглашаемая»16; «тайна» — «кто чего не знает, то для него тайна, все сокрытое, неизвестное, неведомое»17.
Таким образом, можно сделать вывод о равнозначности понятий «конфиденциальная информация», «тайна» и «секрет». Однако понятие тайны в правовой науке не совсем совпадает с понятием конфиденциальной информации, так как тайна означает еще и правовой режим информации18.
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»19 конфиденциальная информация — это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целом данное определение следует признать правильным, за исключением, может быть, того, что не всегда информация с ограниченным доступом является документированной и не обязательно зафиксирована на материальном носителе.
При анализе видов конфиденциальной информации возникают сложности, связанные с противоречивостью и недостатками отечественного законодательства. Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Это положение вызывает серьезную критику.
Прежде всего, отметим, что понятия «секретный», «конфиденциальный», тайна» равнозначны, в результате возникает парадокс: секретная информация (государственная тайна) исключена из сферы секретной.
Правда, данное разделение информации оговорено фразой «по условиям ее правового режима», который действительно различается у сведений, составляющих государственную тайну, и у других сведений20.
Но в данном случае эта норма Закона противоречит определению конфиденциальной информации, данному в ст. 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»21.
Исключение государственной тайны из состава конфиденциальной информации не согласуется и с международными актами22.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
В статье 8 ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» информация, отнесенная к государственной тайне, поставлена в один ряд с «иной конфиденциальной информацией».
В свете сказанного представляется неправильной и попытка М.Ю. Емельянинкова обосновать разделение информации с ограниченным доступом на государственную тайну и конфиденциальную информацию, так как «есть сведения, защищать которые владелец или пользователь обязан, и те, защищать которые он имеет право, рассчитывая на помощь государства»23.
Таким образом, к конфиденциальной информации должна быть отнесена вся информация с ограниченным доступом, составляющая любой вид тайны24.
Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности подобной информации.
Итак, к конфиденциальной информации подразделений собственной безопасности относится вся информация об организации и проведении оперативно-розыскной деятельности этих подразделений, включая гласное, анонимное и негласное содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, а также организацию и проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»25.
1 Туманов Г.А. Организация управления в сфере общественного порядка. М., 1972. С. 88.
2 Королев И.А. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью // Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом: вопросы теории и практики. Всерос. науч.-практ. конф. 2015. С. 289—294.
3 Королев И.А. Уголовно-правовое обеспечение борьбы с преступностью // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. кафедры организации оперативно-розыскной деятельности: В 3-х ч. М., 2015. С. 137—147.
4 Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИД Шумиловой И.И. М., 2008. С. 391.
5 Королев И.А. История становления розыскной работы в Российском государстве // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. М., 2016. С. 210—221.
6 Конфидент — физическое лицо, вступившее на основаниях и в порядке, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством, в отношения негласного сотрудничества с оперативно-розыскными органами для оказания им помощи в решении задач ОРД.
7 Королев И.А., Крыжнов А.П. Организованная преступность и коррупция // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 2016. С. 127—131.
8 Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 — 1992 // http://www.ozhegov.org/
9 Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. СПб.:Чудинов А.Н., 1910.
10 Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова. 2005 // Ы^р:/^гашша.ги/ЫТ/?1<1=3.0
11 Гапеенок Д.Е., Королев И.А. Контроль деятельности предприятий и организаций как стратегия ликвидации источников финансирования организованной преступности // Научный портал МВД России. 2012. № 3 (19). С. 93—99.
12 Лапин Е.С., Михайлова Ю.Н. Краткий курс теоретических основ ОРД: Учеб. пособ. для студентов. Саратов: Науч. кн., 2006.
13 Королев И.А., Вяткин А.В. О необходимости постоянной оценки уровня коррупции в субъектах российской федерации // Преодоление коррупции — главное условие утверждения правового государства. Межведомственный науч. сб. Гл. ред: А.И. Комаров. М., 2010. С. 259—261.
14 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149 // СПС «Консультант Плюс»
15 Словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС,1995.
16 ДальВ.И. Толковый словарь: В 4-х т. М.: Рус. яз., 1998. Т. 2.
17 Там же.
18 Дорофеев И.Н., Королев И.А. Нравственно-этические аспекты применения сотрудниками органов внутренних дел специальных (негласных) мер в решении задач борьбы с преступностью // Правоохранительная деятельность территориальных органов МВД России: проблемы и пути их решения: Сб. науч. ст. М., 2017. С. 99—108.
19 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»...
20 Артюхов А.Е., Королев И.А. О результатах оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе со взяточничеством (по материалам МВД по республике Карелия) // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 2016. С. 13—23
21 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
22 Королев И.А. Особенности личности террориста и их влияние на мотивацию террористической деятельности // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. М., 2016. С. 76—82.
23 Емельянинков М.Ю. Частушки о сертификации и лицензировании в области защиты информации, не составляющей государственной тайны // Защита информации. Конфидент. 2000. № 1. С. 14—18.
24 Королев И.А. О необходимости постоянной оценки уровня коррупции // Закон и право. 2019. № 1. С. 150—152.
25 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019