Научная статья на тему 'О понятии авторского правоотношения'

О понятии авторского правоотношения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4120
520
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / СВЯЗАННЫЕ С АВТОРСКИМИ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / АВТОРСКИЕ ПРАВА / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ / ПРАВО ДОСТУПА / ПРАВО НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвина А. И.

Введение: в настоящее время в юридической литературе практически отсутствует разработанное понятие авторского правоотношения, в то же время указанная категория является ключевой в авторском праве. Цели и задачи: статья посвящена исследованию понятия авторского правоотношения, существующего в дореволюционной цивилистике, в советское время и в современной юридической доктрине; в рамках исследования обосновывается необходимость разграничения понятия правоотношения в сфере авторской деятельности, правоотношения в сфере авторского права и авторского правоотношения. Методы: при исследовании использованы методы: диалектический метод, анализ, синтез, метод научной абстракции, моделирования, а также формально-юридический, сравнительно-правовой и технико-юридический. Результаты: сделана попытка дать определение авторского правоотношения, под которым предлагается понимать преимущественно абсолютное правоотношение, возникающее в связи с созданием произведения и включающее в себя отношения по обладанию личными неимущественными правами на произведение, по использованию исключительного права на произведение и по осуществлению иных прав на произведение. Особое внимание уделяется анализу особенностей иных авторских прав: права следования, права доступа, права на отзыв и права на вознаграждение за использование служебного произведения. Выводы: сделан вывод о том, что отношения, складывающиеся в сфере авторской деятельности, представляют собой целый комплекс правоотношений, который включает в себя гражданско-правовые, конституционные, административные и уголовные правоотношения, иначе говоря, все те отношения, которые могут повлиять на создание произведения, на вопросы обладания и распоряжения правами на произведение. Под правоотношениями в сфере авторского права предлагается понимать гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с созданием произведения и участием исключительного права на произведение в экономическом обороте. Авторские правоотношения рассматриваются как основной вид правоотношений среди других правоотношений, существующих в сфере авторского права (обязательственных, наследственных, деликтных и других).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О понятии авторского правоотношения»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Юридические науки Выпуск 2(24)

УДК 347.78.01

О ПОНЯТИИ АВТОРСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

А.И. Литвина

Соискатель кафедры гражданского и семейного права

Пермский государственный национальный исследовательский университет

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

E-mail: [email protected]

Аннотация: Введение: в настоящее время в юридической литературе практически отсутствует разработанное понятие авторского правоотношения, в то же время указанная категория является ключевой в авторском праве. Цели и задачи: статья посвящена исследованию понятия авторского правоотношения, существующего в дореволюционной цивилистике, в советское время и в современной юридической доктрине; в рамках исследования обосновывается необходимость разграничения понятия правоотношения в сфере авторской деятельности, правоотношения в сфере авторского права и авторского правоотношения. Методы: при исследовании использованы методы: диалектический метод, анализ, синтез, метод научной абстракции, моделирования, а также формально-юридический, сравнительно-правовой и технико-юридический. Результаты: сделана попытка дать определение авторского правоотношения, под которым предлагается понимать преимущественно абсолютное правоотношение, возникающее в связи с созданием произведения и включающее в себя отношения по обладанию личными неимущественными правами на произведение, по использованию исключительного права на произведение и по осуществлению иных прав на произведение. Особое внимание уделяется анализу особенностей иных авторских прав: права следования, права доступа, права на отзыв и права на вознаграждение за использование служебного произведения. Выводы: сделан вывод о том, что отношения, складывающиеся в сфере авторской деятельности, представляют собой целый комплекс правоотношений, который включает в себя гражданско-правовые, конституционные, административные и уголовные правоотношения, иначе говоря, все те отношения, которые могут повлиять на создание произведения, на вопросы обладания и распоряжения правами на произведение. Под правоотношениями в сфере авторского права предлагается понимать гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с созданием произведения и участием исключительного права на произведение в экономическом обороте. Авторские правоотношения рассматриваются как основной вид правоотношений среди других правоотношений, существующих в сфере авторского права (обязательственных, наследственных, деликтных и других).

Ключевые слова: авторское правоотношение; правоотношения, связанные с авторскими; произведение; авторские права; исключительное право; право следования; право доступа; право на вознаграждение

Введение

Понятие правоотношения в юридической доктрине является одним из самых сложных. С одной стороны, это связано с многочисленными теоретическими подхо-

© Литвина А.И., 2014

дами к определению сущности правоотношения в целом, с другой - со стремлениями авторов дать относительно краткое определение, раскрывающее при этом все существенные признаки явления.

Также на понимании правоотношения в рамках авторского права не может не ска-

заться отсутствие единого выработанного подхода к понятию правоотношения в теории права.

Понятие авторского правоотношения в дореволюционной цивилистике

Впервые в российской цивилистике авторское правоотношение было выделено как самостоятельное правоотношение в работах профессора Г.Ф. Шершеневича.

Так, в труде «Курс гражданского права» Г.Ф.Шершеневич указывал: «Современные общественные условия вызвали к жизни целый ряд новых отношений... сюда же относятся интересы автора, художника, композитора, заключающиеся в создании литературных, художественных или музыкальных произведений... принимая под свою защиту интересы всех этих лиц, законодатель воспрещает посторонним лицам совершение подобных действий и тем самым создает особого рода правоотношения». [18, с. 334].

Данные правоотношения он именовал исключительными и считал, что все исключительные права (правоотношения) делятся на две группы - авторские и промышленные [18, с. 334].

Под авторскими правами

Г.Ф. Шершеневич понимал исключительное право автора на воспроизведение и распространение его произведения (литературного, музыкального, художественного или периодического издания) [18, с. 334-340].

Г.Ф. Шершеневич не дал прямого ответа на вопрос, что же следует понимать непосредственно под авторскими правоотношениями, но указал ряд существенных признаков данных правоотношений: это абсолютные по своему характеру гражданско-правовые отношения, возникающие в отношении результата умственного труда - произведения; содержанием которых выступают юридические возможности «совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания»; активным субъектом является автор произведения, пассивным - «все лица подчиненные одной и той же политической власти»; и, соответственно, эти правоотношения самостоя-

тельны и отличны от вещных правоотношений [18, с. 333].

Еще один дореволюционный цивилист, также уделивший внимание авторскому праву, Я.А. Канторович охарактеризовал отношения, регулируемые законом об авторском праве как отношения, имеющие как гражданско-правовые, так и публично правовые черты. В силу того, что авторское право затрагивает важные публичные интересы, интересы общества в целом, Я.А. Канторович говорил о двойственном характере авторского права [8, с. 2].

В целом Я.А. Канторович также исходил из тезиса о том, что авторские права -это особый вид монопольных прав, однако они являются результатом не общеустановленных гражданских правоотношений, а скорее изъятиями из них, установленными законом в пользу писателей [8, с. 41], авторские правоотношения могут быть как гражданско-правовыми, так и публичными (иметь «чисто-полицейские свойства» [8, с. 41]), но в любом случае авторские правоотношения рассматриваются как абсолютные правоотношения.

Подходы к понятию авторского правоотношения в советский период

Советская юридическая доктрина также отчасти касалась понятия авторского правоотношения. Данный вопрос авторского права затрагивали в своих работах такие ученые-правоведы, как В.И. Корецкий, В.И. Серебровский, Б.С. Антимонов,

Е.А. Флейшиц, О.С. Иоффе, М.И. Никитина, Э.П. Гаврилов, С.А. Чернышева.

Необходимо отметить, что в свое время В.И. Корецким совершенно справедливо было высказано мнение, что в советской юридической литературе, посвященной авторскому праву, очень мало уделяется внимания авторским правоотношениям в целом, что обычно исследование ограничивается анализом лишь отдельных элементов авторского правоотношения [9, с. 145]. Не умаляя заслуг советских юристов в области авторского права, считаем возможным разделить указанную позицию.

К сожалению, как правило, советская юридическая доктрина не содержала прямого определения понятия авторского правоотношения и раскрывала его через понятие авторского права в объективном смысле и через анализ особенностей отдельных элементов авторского правоотношения - субъекта, объекта, содержания.

Так, например, В.И. Серебровский, Б.С. Антимонов, Е.А. Флейшиц, М.И. Никитина в целом указывали, что авторское право в объективном смысле - это часть, институт гражданского права, который регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием продукта человеческой мысли в области литературы, науки и искусства. И, соответственно, исходя из данного понятия авторского права коротко определяли авторские правоотношения, как общественные отношения, урегулированные норами авторского права или, несколько подробнее, как общественные отношения, которые возникают в связи с созданием авторами произведений литературы, науки и искусства и их использованием [2, с.8,18; 10, с. 10,11; 13, с. 19].

Аналогичной позиции придерживался О.С. Иоффе, который определял авторское право в объективном смысле как систему норм, регулирующих личные и имущественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием авторских произведений как индивидуализированного и неповторимого творческого отражения объективной действительности [7, с. 15].

Соответственно, под отношениями, регулируемыми нормами авторского права, О.С. Иоффе понимал отношения, которые возникают вследствие создания и использования авторских произведений, эти отношения являются личными в одной своей части (таковы, например, отношения по поводу авторства на созданное произведение) и имущественными - в другой (например, отношения по оплате использованного произведения) [7, с. 14].

Несколько иного подхода к понятию авторских правоотношений придерживается

Э.П. Гаврилов. Он исходит из того, что авторское право в объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства [4, с. 3]. Соответственно, отношения авторского права - это отношения, касающиеся использования произведения науки, литературы и искусства [4, с. 59]. В авторские правоотношения не входят отношения по созданию произведений, так как авторское право регулирует только те отношения, которые возникают в связи с использованием уже созданного произведения [4, с. 69]. Безусловно, Э.П. Гаврилов, верно заметил, что преимущественно авторское право регламентирует отношения по использованию произведения. Однако, как представляется, отношения по созданию произведения в некоторой своей части все-таки имеют место быть в рамках авторских правоотношений.

В соответствии с положениями ГК РФ, юридическое значение имеет факт создания произведения. Именно с момента создания произведения лицо, его создавшее, признается автором (ст. 1257 ГК РФ), у автора возникают авторские права (ст. 1255 ГК РФ), возникает обязанность по соблюдению авторских прав у всех иных лиц, т.е. возникает авторское правоотношение.

Таким образом, авторское правоотношение возникает не вследствие использования произведения, а именно вследствие его создания. Кроме того, теоретически автор может и не пользоваться правом на использование произведения, но авторское правоотношение при этом все равно возникнет и будет существовать.

Большое внимание анализу авторских правоотношений в свое время было уделено В.И. Корецким. Во-первых, В.И. Корецкий дал подробное определение понятия авторского права, говоря о том, что авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при создании и использовании таких произведений науки, литературы и искусства, которые являются результатом трудовой

творческой деятельности авторов и способствуют развитию культуры [9, с. 145].

Во-вторых, руководствуясь своим определением авторского права и отталкиваясь от него, автор дал определение авторского правоотношения, а именно: авторскими правоотношениями называются такие правоотношения, которые возникли в силу правовых норм, договора или иных юридических фактов между авторами произведений науки, литературы и искусства и организациями (гражданами) по поводу создания и использования этих произведений, в целях развития культуры и реализации прав авторов [9, с. 191].

И, наконец, следует обратить внимание еще на один концептуальный вывод В.И. Корецкого, который прослеживается во всех его работах. В.И. Корецкий делит авторское правоотношение на две группы -гражданское авторское правоотношение и трудовое авторское правоотношение [9, с. 192].

Деление авторского правоотношения на две группы вызвало серьезную критику. В юридической литературе, посвященной вопросам авторского права; справедливо указывалось на то, что авторское право -это часть гражданского права, соответственно, нормы авторского права являются исключительно гражданско-правовыми, и что не следует объединять два разных правоотношения (авторское и трудовое) в одно правоотношение, тем более что в трудовые правоотношения автор вступает в первую очередь в качестве работника, если речь идет о служебных произведениях [2, с. 18; 10, с. 13].

Определение понятия авторского правоотношения, данное В.И. Корецким, заслуживает в целом положительной оценки, однако в то же время не ясно, почему автор среди оснований возникновения авторского правоотношения указал правовые нормы, которые в принципе не могут быть приняты за какие-либо юридические факты, а среди юридических фактов на первое место поставил договор, а, например, не факт создания произведения.

Авторское правоотношение в современной юридической доктрине

В современной юридической литературе в сфере авторского права понятие авторского правоотношения встречается достаточно редко. Вслед за своими предшественниками современные правоведы, как правило, ограничиваются понятиями авторского права в объективном и субъективном смысле, а из первого можно вывести понятие отношения, регулируемого авторским правом.

Так, например, Н.В. Щербак предлагает понимать под авторским правом в объективном смысле совокупность норм гражданского права, регулирующих исключительное и независимое от других лиц господство над объективно неповторимым результатом творческой деятельности и введение этого результата в экономический (имущественный) оборот [12, с. 719].

Исходя из данного определения можно дать определение отношений, регулируемых авторским правом: это отношения по поводу господства над творческим результатом и отношения по поводу введения этого результата в экономический оборот.

Как представляется, данный подход требует доработки и дополнительных пояснений. Во-первых, следует заметить, что несколько некорректно говорить о введении творческого результата в экономический оборот. По смыслу п. 4 ст. 129 ГК РФ, в экономическом обороте участвует исключительное право на произведение, а не само произведение. Во-вторых, к сожалению, Н.В. Щербак не раскрывает, что следует понимать под господством над объективно неповторимым результатом творческой деятельности.

С точки зрения своего семантического значения «господство» означает обладание полнотой власти над кем-нибудь или чем-нибудь [17, с. 137].

Как представляется, под господством над произведением следует понимать «монополию» автора на произведение: только автор обладает личными неимущественными правами на произведение, в том числе правом на неприкосновенность произведе-

ния, что позволяет автору контролировать целостность и неизменность произведения, только автор или иной правообладатель имеет исключительное и независимое от посторонних лиц право на использование произведения и распоряжение исключительными правами на него, только автор и иной правообладатель имеет «иные» права на произведение, поименованные в ч. 3 ст. 1255 ГК РФ, а также право требования должного поведения от третьих лиц.

В целом, следует отметить, что категория «господство» является скорее экономической, чем юридической и в большей степени применима к праву собственности, чем к авторскому праву.

Е.А. Моргунова понимает авторское право в объективном смысле как систему правовых норм, регулирующих отношения в связи с созданием произведения, использованием исключительного права и переходом исключительного права от одного лица к другому [1, с. 12].

Далее отмечается, что авторское право является комплексным институтом, в который входят нормы как гражданского, так и уголовного, конституционного и административного права [1, с. 12, 13].

Но в то же время под отношениями, регулируемыми нормами авторского права, Е.А. Моргунова понимает общественные отношения, возникающие в связи: с созданием произведения; использованием исключительного права на произведение; с переходом исключительного права на произведение от одного лица к другому [1, с. 13], - которые впоследствии сам автор именует гражданско-правовыми отношениями [1, с. 14].

К сожалению, из данного определения остается не ясным, что следует понимать под отношениями, возникающими в связи с созданием произведения: если это отношения по обладанию всеми авторскими правами, указанными в ст. 1255 ГК РФ, то зачем автор отдельно выделяет отношения, связанные с исключительным правом на произведение, а если речь идет об отношениях, содержанием которых будут выступать личные неимущественные права автора, то

«иные» остаются не охваченными данным определением авторского правоотношения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в авторском праве нет единого четкого признанного понимания авторского правоотношения.

Кроме того, отсутствует единая терминология в рамках данного вопроса. Указанные правоотношения называются то авторскими, то правоотношениями в сфере авторского права, то отношениями, регулируемыми авторским правом, то отношениями, регулируемыми нормами права, охватывающими авторскую деятельность.

Сравнительный анализ понятий авторского правооношения, правооношения в сфере авторского

права и правооношения в сфере авторской деятельности

Представляется, что указанные понятия имеют различное смысловое содержание.

Во-первых, необходимо учитывать, что авторская деятельность является понятием более широкого порядка, чем деятельность, регулируемая авторским правом.

С точки зрения своего семантического значения деятельность означает труд, занятие, работу [17, с. 158].

В данном случае следует согласиться с мнением В.И.Корецкого, что отношения, складывающиеся в сфере авторской деятельности, представляют собой целый комплекс правоотношений, который включает в себя гражданско-правовые, конституционные, административные и уголовные правоотношения [9, с. 143], иначе говоря, все те отношения, которые могут повлиять на создание произведения, на вопросы обладания и распоряжения правами на произведения.

В качестве примера, к конституционным правоотношениям в сфере авторской деятельности можно отнести правоотношения, возникающие в связи с закреплением в Конституции РФ основных прав и свобод, касающихся авторов, например, свободы творчества (ст. 44 Конституции РФ), свободы слова (ст. 29 Конституции РФ) и т.д.

Административные правоотношения в сфере авторской деятельности можно условно разделить на две группы: отношения, связанные с правомерной деятельностью авторов и иных участников; отношения, возникающие в связи с совершением административного проступка.

К первым относятся, например, отношения по регистрации программ для ЭВМ и баз данных, регламентированные ст. 1262 ГК РФ и соответствующими подзаконными актами, ко вторым - отношения, регламентированные ст. 7.12 КоАП РФ.

Уголовные правоотношения в сфере авторской деятельности - это отношения, возникающие в связи с совершением преступлений, состав которых предусмотрен ст. 146 УК РФ.

Однако, несмотря на все многообразие правоотношений в сфере авторской деятельности, преимущественно данные отношения являются именно гражданско-правовыми, т.е. отношениями, построенными на равенстве сторон и правомерных действиях их участников.

В связи с тем, что авторское право с точки зрения своей отраслевой принадлежности все-таки представляет собой институт гражданского права [2, с.7; 4, с. 56; 10, с. 10; 12, с. 719 ], то отношениями, существующими в сфере авторского права, могут быть признаны только гражданско-правовые отношения, но никак не конституционные, административные, уголовные.

Иначе говоря, правоотношения в сфере авторского права - это гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с созданием произведения и участием исключительного права на произведение в экономическом обороте (переход исключительного права по договору, без договора и т.д.).

По своему содержанию указанные правоотношения (правоотношения в сфере авторского права) неоднородны.

С одной стороны, в рамках ГК РФ существует ст. 1255, которая содержит перечень авторских прав, данные авторские права преимущественно имеют характер абсолютных прав. Исключение составляют пра-

во следования и право доступа. Указанные выше права должны быть отнесены к правам относительным. Кроме того, следует обратить внимание на поименованное в ст. 125 ГК РФ право на вознаграждение за использование служебного произведения, которое, вообще, не является авторским, о чем подробнее будет сказано в дальнейшем.

Только авторские права составляют содержание авторского правоотношения.

Одно из абсолютных авторских прав -исключительное право на произведение: во-первых, является имущественным правом, во-вторых, оборотоспособно, т.е. выступает предметом договорных правоотношений, передается по наследству, переходит к другому лицу по иным основаниям (без договора).

Данные отношения имеют существенную специфику, связанную с тем, что возникают применительно к имущественному праву на идеальный объект - произведение, в силу чего указанные нормы помещены в ч. IV ГК РФ, а не в раздел 2 ч. I (право собственности и другие вещные права), ч. II (обязательственное право) или ч. III (наследственное и международное частное право) ГК РФ, что позволяет указанные отношения также называть отношениями, регулируемыми авторским правом, или правоотношениями в сфере авторского права.

Таким образом, под правоотношениями в сфере авторского права, следует понимать весь комплекс гражданско-правовых отношений, возникающий относительно произведения как объекта права: собственно авторские правоотношения, а также обязательственные, наследственные, систему правоотношений по коллективному управлению авторскими правами, правоотношения, обусловливающие права на оригинал произведения, деликтные правоотношения.

Результаты

Условно правоотношения в сфере авторского права можно разделить на две группы: авторские правоотношения, содержанием которых, как уже было отмечено выше, выступают авторские права, указанные в ст. 1255 ГК РФ; иные правоотноше-

ния, связанные с авторскими, производные от них.

Авторское правоотношение - это преимущественно абсолютное правоотношение, возникающее в связи с созданием произведения и включающее в себя отношения по обладанию личными неимущественными правами на произведение (ч. 2 ст. 1255 ГК РФ), по использованию исключительного права на произведение (ч. 2 ст. 1255 ГК РФ) и по осуществлению иных прав на произведение (ч. 3 ст. 1255 ГК РФ).

В данном случае отдельно следует указать на право следования, право доступа и право на отзыв.

Право следования представляет собой право автора изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала произведения, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений. Данным правом пользуются авторы и в отношении авторских рукописей литературных и музыкальных произведений (ст. 1293 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1292 ГК РФ, право доступа представляет собой право требования автора произведения к собственнику оригинала произведения изобразительного искусства на воспроизведение своего произведения.

Право доступа и право следования являются авторскими правами, но не абсолютными, а относительными, так как круг субъектов, на который направлены данные права, достаточно четко определен законом.

Право на отзыв в соответствии со ст. 1269 ГК РФ, представляет собой право на отказ от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Данное право является абсолютным авторским неимущественным правом, так как направлено к неопределенному кругу лиц. В то же время если у правообладателя исключительного права возникают убытки от реализации автором права на отзыв, то автор обязан возместить указанные убытки.

Таким образом, реализация абсолютного права на отзыв может стать основанием возникновения относительного правоотношения между автором и правообладателем исключительного права на произведение по возмещению последнему убытков.

Еще одним «иным» правом является право на вознаграждение автора служебного произведения.

Представляется, что данное право, в силу ст. 1295 ГК РФ, возникает из договора между автором-работником и работодателем и, соответственно, является обязательственным, а не авторским.

В данном случае необходимо иметь в виду, что право на вознаграждение возникает не только при создании служебного произведения. Право на вознаграждение возникает у автора - стороны в возмездном договоре об отчуждении исключительного права, в возмездном лицензионном договоре, в возмездном издательском лицензионном договоре, в возмездном договоре авторского заказа.

Кроме того, в постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 20 марта 2009 г. №5/29 в п. 10.1 дается пояснение, что, по смыслу положений п. 5 ст. 1229 ГК РФ, право на вознаграждение входит в состав исключительного права (за исключением права на вознаграждение за использование служебного произведения).

Как представляется, в этом случае речь следует вести о еще одной разновидности права на вознаграждение, которое присуще любому исключительному праву. Законодатель презюмирует возмездность вне-договорного использования произведения, если иное не установлено законом, об этом свидетельствует, например, отсутствие права на вознаграждение в рамках свободного использования произведения (ст. 1273-1280 ГК РФ) или наличие права на вознаграждение при публичном исполнении музыкального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК РФ), при воспроизведении аудиовизуальных произведений в личных целях (п. 3 ст. 1245 ГК РФ).

Таким образом, право на вознаграждение либо существует в рамках договорных

обязательственных отношений, входящих в сферу авторского права, либо речь идет о еще одном правомочии исключительного права и, следовательно, об элементе содержания абсолютного авторского правоотношения.

Выводы

Итак, в сфере авторского права существуют как абсолютные авторские правоотношения, так и относительные правоотношения. Не все отношения, регулируемые авторским правом, могут быть названы авторскими. Авторские правоотношения - это правоотношения, содержанием которых выступают собственно авторские права. Иные отношения, существующие в сфере авторского права, регулируются авторским правом постольку, поскольку они связанны с авторскими правоотношениями, производ-ны от них.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Авторское право: учеб. пособие / Е.А. Моргунова; отв.ред. В.П. Мозолин. М.: Норма, 2009. 288 с.

2. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Курс советского гражданского права. Авторское право. М., 1957. 280 с.

3. Волынкина М. Ограниченные исключительные права: мистика или реальность? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2013. №10. С. 5-11.

4. Гаврилов Э.П. Советское авторское право: основные положения, тенденции развития. М.: Наука, 1984. 222 с.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 дек. 2006 №230-ФЗ // Рос. газета. 2006. 22 дек.

6. Гражданское право: учебник / под ред. Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2011. Т. 1. 765 с.

7. Иоффе О.С. Основы авторского права. Авторское, изобретательское право, право на открытие: учеб. пособие. М.: Знание, 1969. 127 с.

8. Канторович Я.Л. Авторское право на литературные, музыкальные, художе-

ственные и фотографические произведения. Пг., 1916. 803 с.

9. Корецкий В.И. Авторские правоотношения в СССР. Сталинабад, 1959. 372 с.

10. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань: Изд-во Казан. ун-та. 1972. 132 с.

11. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. 533 с.

12. Российское гражданское право: учебник / под ред. Е.А. Суханова. М.: Статут, 2010. Т. 1. 958 с.

13. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. 283 с.

14. Теория государства и права: учебник / под ред. А.Б. Венгерова. М.: Омега-Л, 2008. 608 с.

15. Теория государства и права: учебник / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: ИД «Дело», 2013. 512 с.

16. Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В.В. Лазарева, С В. Липень. М.: Юрайт, 2012. 634 с.

17. Толковый словарь / под ред. С.И. Ожегова. М., 1961. 900 с.

18. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Афтограф, 2001. 719 с.

References

1. Avtorskoye pravo: ucheb. posobiye / Ye.A. Morgunova; otv.red. V.P. Mozolin [Copyright: Tutorial]. M.: Norma, 2009. 288 s. (In Russ).

2. Antimonov B.S., Fleyshits Ye.A. Kurs so-vetskogo grazhdanskogo prava. Avtorskoye pravo [Course of Soviet Ovil Law. Copyright]. M., 1957. 280 s. (In Russ).

3. Volynkina M. Ogranichennyye isklyuchitelnyye prava: mistika ili realnost? [Limited Exclusive Rights: Mystic or Reality?] // Intel-lektualnaya sobstvennost. Avtorskoye pravo i smezhnyye prava - Intellectual property. Copyright and adjacent rights. 2013. №10. S. 5-11. (In Russ).

4. Gavrilov E.P. Sovetskoye avtorskoye pravo: osnovnyye polozheniya, tendentsii razvitiya

[Soviet Copyright Basics and Trends]. M.: Nauka, 1984. 222 s. (In Russ).

5. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast chetvertaya ot 18 dek. 2006 №230-FZ [The Civil Code of the Russian Federation (Part Four) of December 18, 2006 №230-FZ] // Ros. gazeta - Russian newspaper. 2006. 22 dek. (In Russ).

6. Grazhdanskoye pravo: uchebnik / pod red. Yu.K. Tolstogo. [Civil Law: Textbook]. M.: Prospekt, 2011. T. 1. 765 s. (In Russ).

7. loffe O.S. Osnovy avtorskogo prava. Avtorskoye, izobretatelskoye pravo, pravo na otkrytiye: ucheb. posobiye [Basics of Copyright. Author, Inventor's Right , the Right to Discovery: Textbook]. M.: Znaniye, 1969. 127 s. (In Russ).

8. Kantorovich Ya.L. Avtorskoye pravo na litera-turnyye, muzykalnyye, khudozhestvennyye i fo-tograficheskiye proizvedeniya [Copyright of Literary, Musical, Artistic and Photographic Works]. Pg., 1916. 803 s. (In Russ).

9. Koretskiy V.I. Avtorskiye pravootnosheniya v SSSR [Copyright Relations in the USSR]. Stalinabad, 1959. 372 s. (In Russ).

10. Nikitina M.I. Avtorskoye pravo na proizvedeniya nauki, literatury i iskusstva [Copyright in Works of Science, Literature and Art]. Kazan: Izd-vo Kazan. un-ta. 1972. 132 s. (In Russ).

11. Postateynyy kommentariy k Grazhdanskomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii, chasti pervoy /

pod red. P.V. Krasheninnikova [Commentaries on the Civil Code of the Russian Federation , the First Part]. M.: Statut, 2011. 533 s. (In Russ).

12. Rossiyskoye grazhdanskoye pravo: uchebnik / pod red. Ye.A. Sukhanova [Russian Civil Law: Textbook]. M.: Statut, 2010. T. 1. 958 s. (In Russ).

13. Serebrovskiy V.I. Voprosy sovetskogo avtorskogo prava [Problems of Soviet Copyright]. M., 1956. 283 s. (In Russ).

14. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik / pod red. A.B. Vengerova [Theory of State and Law: Textbook]. M.: Omega-L, 2008. 608 s. (In Russ).

15. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik / pod red. N.I. Matuzova, A.V. Malko [Theory of State and Law: Textbook]. M.: ID «Delo», 2013. 512 s. (In Russ).

16. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya bakalavrov / pod red. V.V. Lazareva, S.V. Lipen [Theory of State and Law: a Textbook for Bachelors]. M.: Yurayt, 2012. 634 s. (In Russ).

17. Tolkovyy slovar /pod red. S.I. Ozhegova [Explanatory Dictionary]. M., 1961. 900 s. (In Russ).

18. Shershenevich G.F. Kurs grazhdanskogoprava [The Course of Civil Rights]. Tula: Aftograf, 2001. 719 s. (In Russ).

ABOUT THE NOTION COPYRIGHT LEGAL RELATIONSHIP A.I. Litvina

Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: [email protected]

Abstract: Introduction: currently in the legal literature is practically no relationship developed the concept of copyright, at the same time; they said category is key to copyright. Purpose: it is investigated the notion of copyright legal relationship existing in prerevolutionary period, in the Soviet era and in the contemporary legal doctrine, the study substantiates the need to distinguish between legal concepts in the author's activities, relations in the field of copyright and copyright legal relationship. Methods: the study was conducted using techniques such as: the dialectical method, analysis, synthesis, method of abstraction, modeling, and formal-legal, comparative legal, technical, and legal. Results: an attempt was made to define the copyright legal relationship, under

which it is proposed to understand the predominantly absolute legal relations arising in connection with the creation of the work and includes relationship to possess moral rights in a work for your exclusive right to work and to implement other rights to the work. Special attention is paid to the analysis of other features of copyright: the right route, the right of access, right of withdrawal and the right to remuneration for the use of the service work. Conclusions: concluded that the relations in the sphere of activity of the author are a complex of relations, which includes civil, constitutional, administrative and criminal relationship, in other words, all those relationships that may affect the creation of the work, questions of possession and disposal of rights in the work. Under the legal relations in the field of copyright proposed to understand the civil legal relations arising in connection with the creation of the work and participation of exclusive right to work in the economic turnover. Copyright legal relationship considered as the main form of other legal relationships that exist in the field of copyright (obligation, inheritance and other tort).

Keywords: copyright legal relationship; work; copyrights; exclusive rights; droit de suite; right of access; the right to remuneration

Информация для цитирования:

Литвина А.И. О понятии авторского правоотношения // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 2(24). С. 84-93.

Litvina A.I. O ponjatii avtorskogo pravootnoshenija [About The Notion Copyright Legal Relationship] // Vestnik Permskogo universiteta. Ser. : Juridicheskie nauki - Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. №2(24). P. 84-93. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.