УДК 070
О ПОНИМАНИИ ИНТЕРНЕТ-СМИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ
UNDERSTANDING OF ONLINE MEDIA UNDER THE DEVELOPMENT
OF CITIZEN JOURNALISM
Е.Г. Калугина E.G. Kalugina
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Россия, 236016 г. Калининград, ул. А. Невского, 14
Immanuel Kant Baltic Federal University 14, Nevskogo Str., Kaliningrad, 236016, Russia
E-mail: elenakalug2013@gmail.com
Аннотация
В статье предпринята попытка определить понятие «интернет-СМИ» с учётом наметившейся тенденции к расширению границ медийного сектора интернета в условиях развития гражданской журналистики. Представлены критерии разграничения интернет-СМИ и иных сетевых ресурсов, которые позволяют заключить, что в медийный сектор интернета попадают отдельные сегменты блогосферы, в частности - блоги, функционирующие на платформе интернет-СМИ, и блоги, работающие по принципу интернет-порталов. В контексте сделанных выводов предложено авторское определение интернет-СМИ и рассмотрены научные подходы к классификации сетевых средств массовой информации. Оптимальным представляется деление интернет-СМИ на виды (сетевые версии печатных СМИ, онлайновые СМИ, сайты информационных агентств, сайты радиостанций и сайты телеканалов) и типы, выделенные в соответствии с главными отличительными признаками сетевых ресурсов - интерактивностью, мультимедийностью и гипертекстуальностью.
Abstract
The article attempts to define the concept «online media» considering the emerging tendency towards the expansion of boundaries of the Internet media sector due to the development of citizen journalism. Within this article, the author suggests a set of criteria for differentiating the online media from other network resources. These criteria have been established through the generalization of scientific experience, as well as expert opinions. Consideration of the social media in the context of these criteria makes it possible to conclude that the online media include not only online versions of the traditional media and network resources created by journalists, but also separate blogosphere segments regarded as a product of the so called «organized» citizen journalism. Following this idea, the author proposes her own definition of the online media and analyzes scientific approaches to the online media classification. According to the author, the most suitable differentiation is based on their main distinguishing features, i.e. interactivity, multimedia and hypertextuality. Therefore, both the development of Web 2.0 technologies and the growing popularity of social media as sources of information lead to the expansion of boundaries of the Internet media sector. Nowadays, it is noteworthy to talk about the emerging tendency towards the identification of the online media from all other network resources on an individual basis.
Ключевые слова: интернет-СМИ, гражданская журналистика, блоги, медийный сектор интернета, классификация интернет-СМИ.
Key words: online media, citizen journalism, blogs, Internet media sector, online media classification.
Введение
Усиливающаяся конкуренция между средствами массовой информации, которые создают профессиональные журналисты, и социальными медиа вызывает необходимость переосмысления сложившегося понимания интернет-СМИ. Социологические исследования показывают, что блоги и социальные сети входят наряду с профессиональными СМИ в список основных источников получения информации современного интернет-пользователя. Исследование «Фонда «Общественное мнение», проведённое в 2016 году, свидетельствует о том, что россияне читают новости в социальных сетях, блогах и на форумах чаще, чем в профессиональных сетевых СМИ [ФОМ, 2016].
Очевидно, что выполнение главной, информационной, функции журналистики сегодня присуще не только традиционным средствам массовой информации, но и социальным медиа. Ресурсы, развивающиеся в рамках гражданской журналистики, «переняли» и ряд других функций СМИ, в частности, развлекательную и ценностно-регулирующую. Это обусловливает необходимость осмысления происходящих изменений с позиции установления границ медийного сектора интернета.
Критерии разграничения интернет-СМИ и иных сетевых ресурсов
Отечественными и зарубежными исследователями выдвинуты различные подходы к выделению интернет-СМИ из всех сетевых ресурсов. Так, ряд российских учёных придерживается мнения, что частью медиасистемы являются те ресурсы, которые провозглашают себя СМИ. [Калмыков, Коханова, 2005; Фомичева, Лукина, 2010]. Голландский исследователь М. Дёзе, напротив, определяет весьма широкие границы медийного сектора интернета, полагая, что к СМИ относятся не только средства массовой информации, создаваемые журналистами, но и сайты, индексирующие информацию или классифицирующие её по категориям, «метамедийные», «комментарийные» сайты, а также блоги, поскольку все эти ресурсы выполняют главную цель журналистики в выборных демократиях мира - предоставляют гражданам информацию, необходимую для реализации свобод и самоуправления [Deuze, 2003]. Выдвигается и ряд других оснований. Обобщив предложенные подходы и экспертные мнения исследователей в области теории массовой коммуникации и интернет-журналистики, мы выделили основные критерии разграничения интернет-СМИ и иных сетевых ресурсов. К ним относятся:
- профессионализм;
- самопозиционирование в качестве СМИ;
- выполнение функций журналистики;
- массовость аудитории;
- соответствие организационным признакам традиционных СМИ;
- степень независимости.
Рассмотрение социальных медиа в контексте этих ограничений позволяет заключить, что в медийный сектор интернета попадают отдельные сегменты блогосферы, в частности -блоги, функционирующие на платформе профессиональных СМИ, и ресурсы, работающие по принципу интернет-порталов (например, OhmyNews, Wikinews, Realnoinfo, «ХайВей») [Kalugina, 2017]. Последние представлены, как правило, коллективными блогами и проектами по публикации пользовательских новостей. Исследователи относят их к журналистике открытых ресурсов (open source journalism) [Giesiger, 2007], которая рассматривается как «организованная» гражданская журналистика [Агеев, 2015].
В рекомендации комитета министров Совета Европы «О новом понятии СМИ» от 2011 года для идентификации средств массовой информации также предлагается ориентироваться на ряд критериев. К ним относятся: 1) намерение действовать в качестве СМИ; 2) цель и основные задачи СМИ; 3) редакционный контроль; 4) профессиональные стандарты; 5) сфера охвата и распространение; 6) ожидания общества [Рекомендация CM/Rec(2011)7, 2011]. Большинство этих критериев коррелирует с выявленными нами. Основными в нормативном документе предлагается считать следующие: «цель и основные задачи СМИ» (соответствует критерию «выполнение функций журналистики»), «редакционный контроль» (в нашем
подходе - «соответствие организационным признакам СМИ») и «сфера охвата и распространение» («массовость аудитории»).
Е.А. Шерстобоева и В.Ю. Павленко выдвигают ряд критериев для выявления интернет-СМИ среди блогов [Шерстобоева, Павленко, 2015]. Таким образом, можно говорить о наметившейся тенденции к выделению средств массовой информации из всех сетевых ресурсов в индивидуальном порядке.
Интернет-СМИ в аспекте взаимовлияния профессиональной и гражданской
журналистики
Наблюдаемое расширение границ медийного сектора в связи с развитием гражданской журналистики приводит к необходимости переосмысления понятия интернет-СМИ. Рассмотрим определения этого вида средств массовой информации, которые приводятся в научной среде и нормативных документах. Исследователи МГУ им. М.В. Ломоносова дают следующее определение: «Интернет-СМИ (также web-СМИ, онлайн-СМИ) - род ресурсов в интернете, выполняющих функции средства массовой информации. СМИ в интернете, так же как и традиционные медиа - газеты, телевидение, радиовещание - производят информацию, создаваемую с определённой периодичностью журналистским коллективом и отражающую жизнь общества» [Интернет-СМИ: теория и практика, 2010: 342]. Однако нами установлено, что периодичность не является ключевым критерием разграничения интернет-СМИ и иных сетевых ресурсов, а контент могут создавать не только журналисты, но и пользователи. Рассматривая коллективные блоги и проекты по публикации пользовательских новостей в аспекте критерия «профессионализм», мы апеллируем к наметившейся тенденции профессионализации блогосферы. Этому процессу способствует, с одной стороны, введение правовых ограничений (закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в России, Staatsvertrag über Mediendienste в Германии), а с другой - стремление самих блогеров следовать канонам работы сетевых СМИ. «Топовые блоги всё больше напоминают интернет-СМИ, успешно монетизируются, а пишет материалы для блога не один человек, а целый коллектив авторов. Особенно ярко выражена эта тенденция в зарубежном блогинге. В топе российского сегмента всё ещё превалирует число блогов одного автора, хотя контент всё больше напоминает материалы СМИ», - указывает К.Л. Зуйкина [Зуйкина, 2015].
А.А. Калмыков понимает под интернет-СМИ «профессиональное веб-издание, как правило, новостного характера» [Калмыков, 2009: 33]. Такое определение в целом лаконично и точно отражает суть этого типа средств массовой информации, но не даёт представления о том, что следует понимать под профессиональным веб-изданием. Между тем этот аспект важен в условиях происходящей трансформации медиасистемы.
В уже упомянутой рекомендации комитета министров Совета Европы говорится, что в условиях происходящих в медийной среде изменений, вызванных развитием информационно-коммуникационных технологий, понятие «средство массовой информации» (media) включает «всех участников, связанных с производством и распространением контента <...> среди потенциально большого количества людей, и способы применения, которые направлены на то, чтобы содействовать интерактивным массовым коммуникациям (например, в социальных сетях) или другой основанной на контенте широкомасштабной интерактивной деятельности (например, игры в режиме онлайн), при этом сохраняя во всех этих случаях редакционный контроль или надзор над контентом» [Рекомендация CM/Rec(2011)7, 2011]. Авторы документа придают ключевое значение одному из основных признаков сети - интерактивности, который позволяет считать те или иные ресурсы (и реализуемые посредством их формы коммуникации) средствами массовой информации при условии контроля за контентом. Однако в современных реалиях социальные сети и другие сервисы соответствуют демаркационным критериям в гораздо меньшей степени, чем блоги. Вероятно, авторы документа попытались предложить универсальное понятие, которое будет оставаться актуальным при последующих трансформациях медиасистемы.
Мы полагаем, что на сегодняшний день под интернет-СМИ следует понимать ресурсы в сети Интернет, деятельность которых связана с ответственным производством и распространением контента среди потенциально большой аудитории и направлена на выполнение основных функций журналистики.
Подходы к классификации интернет-СМИ
Происходящие трансформации медиасреды и пока ещё относительно короткий срок научного осмысления интернет-журналистики объясняют отсутствие единого подхода к классификации интернет-СМИ. Исследователи выдвигают различные основания для группировки сетевых ресурсов. Так, А.А. Калмыков и Л.А. Коханова в качестве одного из вариантов предлагают классификацию интернет-СМИ по сходности с их традиционными аналогами: интернет-газеты, интернет-журналы, интернет-радио, web-телевидение и специализированные информационные агентства [Калмыков, Коханова, 2005]. Но этот подход не учитывает потенциал пользовательских ресурсов.
М.М. Колесникова подразделяет СМИ в интернете на:
- электронные версии или сетевые представительства традиционных СМИ;
- собственно сетевые СМИ, которые делятся на две группы. Первая включает ресурсы, содержание которых создаётся, размещается в интернете и контролируется редакцией в соответствии с единой концепцией интернет-проекта (сетевые журналы и газеты, ленты новостей, сетевые информационные агентства, порталы). Во вторую группу входят ресурсы, содержание которых контролируется самими пользователями, а материалы не проходят редакционной обработки (тематические форумы, чаты, списки рассылки, гостевые книги, электронные доски объявлений);
- «гибридные» проекты - совместные проекты компаний, специализирующихся на информационных технологиях (IT-компаний) и традиционных СМИ [Колесникова, 2002: 8081]. Этот подход, в отличие от предыдущего, распространяется на пользовательские ресурсы, но отнесение к СМИ тематических форумов, чатов, списков рассылки и гостевых книг представляется спорным. Выявленные критерии разграничения интернет-СМИ и иных сетевых ресурсов не позволяют нам согласиться с такой позицией.
Глубокое исследование по проблеме классификации интернет-СМИ провёл А.А. Никитенко. Он выделяет виды и типы сетевых средств массовой информации. К первым относятся сетевые версии печатных СМИ, онлайновые СМИ, сайты информационных агентств, сайты радиостанций и сайты телеканалов. По типам Никитенко предлагает классифицировать сетевые издания в соответствии с их главными отличительными признаками - интерактивностью, которая в условиях развития гражданской журналистики и увеличения популярности социальных медиа как средств получения информации приобретает ключевое значение, мультимедийностью и гипертекстуальностью. По интерактивности исследователь различает:
- консолидирующие интернет-СМИ - издания, в которых при помощи интерактивных инструментов создаётся дискуссионное пространство. В обсуждение важных социальных, экономических и политических проблем максимально вовлечены журналисты, читатели, представители властных и общественных структур;
- сегрегационные СМИ - издания, в которых выделяются специфические аудиторные группы (подписчики онлайновых и бумажных версий издания, члены клубов читателей). Эти группы пользуются привилегиями при доступе к информации и использовании сайта и составляют наряду с другими привилегированными группами (журналистами, политиками, бизнесменами) основу дискуссионного сообщества;
- деконсолидирующие СМИ, в которых интерактивные сервисы используются для удовлетворения потребности читателей в развлекательной информации и межличностном общении.
Никитенко также выделяет издания с развитой и ограниченной мультимедийностью и с высокой и низкой гипертекстуальностью [Никитенко, 2013]. На сегодняшний день эта
классификация представляется наиболее подходящей как для интернет-СМИ, создаваемых профессиональными журналистами, так и для пользовательских ресурсов, которые относятся к «организованной» гражданской журналистике.
Заключение
Развитие технологий Web 2.0 и растущая популярность социальных медиа как источников получения информации приводят к расширению границ медийного сектора интернета. В условиях происходящих трансформаций решение проблемы разграничения интернет-СМИ и иных сетевых ресурсов требует консолидации усилий исследователей. Нами предложен один из возможных подходов к демаркации на основе ряда критериев.
Взаимовлияние профессиональной и гражданской журналистики приводит к необходимости переосмысления сложившегося понимания интернет-СМИ. Рассмотрение социальных медиа в контексте установленных нами демаркационных критериев позволяет заключить, что помимо электронных версий традиционных средств массовой информации и сетевых ресурсов, создаваемых журналистами, к интернет-СМИ относятся ресурсы, которые являются продуктом «организованной» гражданской журналистики. С учётом выявленных тенденций мы полагаем, что под интернет-СМИ следует понимать ресурсы в сети Интернет, деятельность которых связана с ответственным производством и распространением контента среди потенциально большой аудитории и направлена на выполнение основных функций журналистики.
Происходящие трансформации медиасреды требуют и поиска оптимальной классификации интернет-СМИ. Изучение научных подходов показывает, что пока мнения учёных по этому вопросу существенно расходятся. Вместе с тем его решение позволит упорядочить дальнейшие усилия исследователей в области новых медиа.
Список литературы References
1. Агеев Д.В. 2015. Определение границ «гражданской журналистики». Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика, 1: 76-79.
Ageev D.V. 2015. Opredelenie granic «grazhdanskoj zhurnalistiki». Vestnik VGU. Serija: Filologija. Zhurnalistika, 1: 7б-79.
2. Зуйкина К.Л. 2015. Особенности блогинга в системе политической коммуникации России, США и Великобритании. Медиаскоп, 1. URL: http://mediascope.ru/node/1680 (22 апреля 2016).
Zujkina K.L. 2015. Osobennosti bloginga v sisteme politicheskoj kommunikacii Rossii, SShA i Velikobritanii. Mediaskop, 1. URL: http://mediascope.ru/node/1680 (22 aprelja 2016).
3. Интернет-СМИ: теория и практика. 2010. Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. М., Аспект-Пресс, 348.
Internet-SMI: teorija i praktika. 2010. Ucheb. posobie dlja studentov vuzov / Pod red. M.M. Lukinoj. M., Aspekt-Press, 348.
4. Калмыков А.А. 2009. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация. Автореферат дис. ... доктора филол. наук. Москва, 50 с.
Kalmykov A.A. 2009. Internet-zhurnalistika v sisteme SMI: stanovlenie, razvitie, professionalizacija. Avtoreferat dis. ... doktora filol. nauk. Moskva, 50 s.
5. Калмыков А.А., Коханова Л.А. 2005. Интернет-журналистика. М., Юнити-дана: 383.
Kalmykov A.A., Kohanova L.A. 2005. Internet-zhurnalistika. M., Juniti-dana: 383.
6. Колесникова М.М. 2002. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ: типологический аспект. Дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 183 с.
Kolesnikova M.M. 2002. Periodicheskie izdanija jelektronnyh setej kak vid SMI: tipologicheskij aspekt. Dis. ... kand. filol. nauk. Rostov n/D, 183 s.
7. Никитенко А.А. 2013. Видовая и типологическая дифференциация Интернет-СМИ: теория и прагматика. Дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 235 с.
Nikitenko A.A. 2013. Vidovaja i tipologicheskaja differenciacija Internet-SMI: teorija i pragmatika. Dis. ... kand. filol. nauk. Voronezh, 235 s.
8. Рекомендация CM/Rec(2011)7 Комитета министров государствам-членам о новом понятии СМИ, 21 сентября 2011. URL: http://www.refworld.org.ru/docid/5511765c4.html
Rekomendacija CM/Rec(2011)7 Komiteta ministrov gosudarstvam-chlenam o novom ponjatii SMI, 21 sentjabrja 2011. URL: http://www.refworld.org.ru/docid/5511765c4.html
9. ФОМ. 2016. Новости в интернете. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12491 (16 февраля 2016).
FOM. 2016. Novosti v internete. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12491 (16 fevralja 2016).
10. Фомичева И.Д., Лукина М.М. 2010. Интернет-СМИ как часть медиасистемы. В кн.: Интернет-СМИ: теория и практика. Учеб. пособие для студентов вузов. М., Аспект-Пресс: 63-110.
Fomicheva I.D., Lukina M.M. 2010. Internet-SMI kak chast' mediasistemy. V kn.: Internet-SMI: teorija i praktika. Ucheb. posobie dlja studentov vuzov. M., Aspekt-Press: 63-110.
11. Шерстобоева Е.А., Павленко В.Ю. 2015. Тенденции в регулировании российской блогосферы. Медиаскоп, 4. URL: http://mediascope.ru/node/2039 (28 апреля 2016).
Sherstoboeva E.A., Pavlenko V.Ju. 2015. Tendencii v regulirovanii rossijskoj blogosfery. Mediaskop, 4. URL: http://mediascope.ru/node/2039 (28 aprelja 2016).
12. Deuze M. 2003. The Web and its Journalism: Considering the Consequences of Different Types of Newsmedia Online. New Media & Society, 5(2):203-230.
Deuze M. 2003. The Web and its Journalism: Considering the Consequences of Different Types of Newsmedia Online. New Media & Society, 5(2):203-230.
13. Giesiger M. 2007. Btirgerjournalismus. Versuch einer Begriffsbestimmung. Readers Edition. 18. URL: http://www.readers-edition.de/2007/09/18/buergerjournalismus-versuch-einer-begriffsbestimmung (accessed 04 November 2016).
Giesiger M. 2007. Btirgeijournalismus. Versuch einer Begriffsbestimmung. Readers Edition. 18. URL: http://www.readers-edition.de/2007/09/18/buergerjourn.. (accessed 04 November 2016).
14. Kalugina E. 2017. The Influence of Citizen Journalism on the Internet Media Sector: Demarcation Between Online Media and other Network Resources. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies: 229-250.
Kalugina E. 2017. The Influence of Citizen Journalism on the Internet Media Sector: Demarcation Between Online Media and other Network Resources. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies: 229-250.