9.3. О ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ДЕКЛАРАЦИЙ
Логвинова Инна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых основ управления
Место работы: Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Logvmovajnna@mail.ru
Аннотация: В статье автор рассматривает декларации как политико-юридические документы. Показана роль деклараций в истории конституционализма. Выявлены признаки декларации как политического документа и акта, имеющего юридическую силу. Определен механизм придания декларации юридической силы. Исследована взаимосвязь между декларациями и иными актами конституционного значения, прежде всего, конституциями. Особенно подчеркнута роль деклараций в истории российского конституционализма. Предпринята попытка определить место декларации в системе источников конституционного права. Отмечено значение этих документов в иных отраслях права. Показаны различные подходы исследователей к проблеме определения природы деклараций. В результате исследования сделаны выводы, которые позволяют классифицировать декларации по признакам юридической силы, правовой формы и иным. Выявлено значение декларации как политико-правовой формы, выражающей основные принципы учредительной власти.
Ключевые слова: конституционное право, конституционализм, конституция, история конституционализма, право, декларации, источник права, форма права, учредительная власть, правовые принципы.
ON THE POLITICAL AND LEGAL IMPORTANCE OF DECLARATIONS
Logvinova Inna V., Ph. D. in Law, Department of Legal Foundation for Administration
Place of employment: Moscow State Institute of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
Logvinova_inna@mail.ru
Abstract: In the article the author considers declarations as political and legal documents. The role of declarations in the history of constitutionalism is shown. Signs of a declaration as a political document and an act having legal effect are detected. Mechanism for enforcing a declaration is determined. The relationship between declarations and other constitutional acts, first and foremost, the constitutions, is investigated. The role of declarations in the history of Russian constitutionalism is especially emphasized. An attempt is made to define the place of a declaration in the system of sources of constitutional law. The importance of these documents in other areas of law is noted. Different approaches of researchers to the problem of determining the nature of declarations are shown. As a result of research, the conclusions are made, which allow categorization of declarations according to the legal effect, legal form and others. The importance of a declaration as a politico-legal form, expressing the basic principles of the constituent authorities, is revealed.
Keywords: constitutional law, constitutionalism, constitution, history of constitutionalism, law, declarations, source of law, form of law, constituent power, legal principles.
В современном праве термин «декларация» используется в разных значениях. Под декларацией в конституционно-правовом смысле понимается акт, имеющий официальное, торжественное, программное содержание. В других отраслях права декларации представляют собой официальные документы, с сообщением некоторых необходимых сведений (торговая декларация, налоговая декларация, декларация о доходах). В международном праве декларации - официальные документы, принятые международными организациями и содержащие концептуальные положения, принципы. В данной статье декларация рассматривается только в ее политико-правовом значении с позиции конституционно-правовой науки.
В истории многих государств декларации сыграли выдающуюся роль в период, связанный с переломными историческими событиями и учреждением новой государственности. В современной науке пока нет единого мнения о возможности отнесения деклараций к источникам конституционного права. Вместе с тем, этот вопрос имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Начиная с периода Нового времени, принятие деклараций чаще всего было связано с революционными изменениями в различных странах. В ходе буржуазных и буржуазно-демократических революций в государствах учреждались основы новой политической власти. В декларациях эта власть формулировала свои программные заявления. Впоследствии они получали конституционное оформление. Декларации символи-
зируют целую историческую эпоху, оказывают влияние на историю отдельной страны, а иногда имеют и более масштабное значение (Декларация независимости США 1776 г., Декларация прав человека и гражданина Франции 1789 г.)
В истории нашей страны можно привести примеры, когда декларации принимались в связи с революционными событиями: Декларация Временного правительства о его составе и задачах от 3.03.1917 г., Декларация прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г., Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 12 (25) января 1918 г. Декларация «Об образовании Союза Советских Социалистических Республик» наряду с Договором «Об образовании Союза Советских Социалистических Республик» от 30.12. 1922 г. ознаменовали собой создание нового государства.
В современной России декларации принимались в связи с процессами демократизации и перехода к новому этапу развития российского государства в последний период существования и после распада СССР: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР от 22 ноября 1991 г.
В Новое время сложилась доктрина учредительной власти, которая исходила из того, что народ, как суверен и носитель власти, учреждает государственную власть путем принятия новых конституционных актов.
Основоположник этой концепции учредительной власти французский политический деятель эпохи Великой Французской революции Э. Сийес (Emmanuel Joseph Sieyès) [27]. Учредительная власть выполняет миссию подготовки новой конституции [26]. По мнению Т. Пей-на (T. Paine), конституция представляет собой акт народа, который образует власть, а власть без конституции - это власть без права [24]. Идея высшего права, создаваемого учредительной властью, представляет собой неотъемлемый элемент европейского конституционного наследия и лежит в основе современного демократического конституционализма [20].
Принципы новой власти, которые оформляет конституция, сначала находят свое выражение в декларациях, поэтому эти документы необходимо относить к процессу учреждения новой власти. Учредительная власть первоначальна, затем возникает производная (институционализированная) власть. Е. Танчев приводит интересное сравнение: «учредительная власть в процессе создания конституции и учреждаемые власти, осуществляющие управление в соответствие с ней, находятся в положении, сходном с положением драматурга, пишущего сценарий, которому должны следовать актеры, играющие свои роли» [20]. Как только конституция написана, для учредительной власти повестка дня исчерпана, и она находится в состоянии ожидания, тогда как учреждаемые власти начинают исполнять возложенные на них функции [20, 25]. Именно поэтому не только конституции, но и декларации имеют огромное значение на этапе конструирования (учреждения) новой власти. Содержание деклараций, как правило, находит воплощение в новой конституции, следовательно, декларативные положения и принципы наполняются конституционным смыслом, получают конституционно-правовую форму, конкретизируются в законодательных актах. Вследствие чего, в теории учредительной власти (constituent power) необходимо выделять еще один важный аспект, а именно, разработку и принятие деклараций как программных политико-юридических актов, с которых начинается процесс конституционных преобразований, разработки самой конституции и конструирования новой государственности. В результате такого подхода к исследованию деклараций, можно констатировать, что они являются документами политического значения.
Кроме того, декларации имеют не только политическую, но и юридическую сущность, т.к. в них обычно выражаются важнейшие правовые принципы, права и свободы человека и гражданина, другие положения, которые являются источником для конституций и законодательных актов.
Но являются ли декларации формой (источником) права? Под формой (источником) права принято понимать официальную форму выражения и закрепления юридических норм. В юридической науке имеет место дискуссия о соотношении понятий форма и источник права [10, 18]. Под источником в материальном смысле понимают экономические, политические, социальные и иные условия жизни общества. Источники в формальном смысле - непосредственные формы объектирования правовых норм, внешние формы выражения права [14].
Формам конституционного права присущи все признаки, характерные для источников иных отраслей права:
- определенность,
- общеобязательность,
- общеизвестность [4].
О. Е. Кутафин добавляет к ним еще два:
- непосредственная связь с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты;
- определение конституционным правом основ содержания и формы источников права всех отраслей права, включая и само конституционное право [16].
Декларации, которые соответствуют этим признакам, можно отнести к источникам конституционного права. Так, к актам конституционного значения относит некоторые декларации Б. С. Эбзеев: американские декларации прав, в частности, Декларацию независимости США 1776 г., Декларацию прав человека и гражданина Франции 1789 г. [22]. Советские декларации также отнесены Б. С. Эбзеевым к юридическим актам: Декларация прав народов России от 15 ноября 1917 г. [9], закрепившая равенство и суверенность народов России, право народов на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмену всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие меньшинств и этнографических групп, населяющих Россию [22]. Заметное влияние на конституционный процесс и создание советского государства оказала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.), т.к. она юридически закрепляла результаты революции и подводила итоги законодательной деятельности первых месяцев советской власти. Декларация, по предложению В. И. Ленина, была включена в качестве первого раздела в Конституцию РСФСР 1918 г. [6].
Р. В. Енгибарян, рассматривая понятие «конституционный закон», в контексте проблемы источников права, отмечал, что во французской конституционной доктрине и практике это понятие расширено путем включения в него комплекса принципов, за которыми Конституционный совет признал конституционное значение. На основе практики Конституционного совета французские юристы сформулировали понятие «конституционный блок», который включает наряду с Конституцией 1958 г. Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г., а также ряд органических законов и ордонансов [11]. Таким образом, нормы Декларации 1789 г. получили юридическую силу и значение наряду с Конституцией страны. Этот пример доказывает, что декларации как источники конституционного права имеют политико-правовую природу.
По мнению О. Е. Кутафина, конструирование российского государства как суверенного и демократического в нач. 90-х гг. ХХ в. привело к пробуждению в общественном сознании идей конституционализма [17]. Отправным юридическим документом этого процесса стала Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1993 г. Хотелось бы подчеркнуть, что О. Е. Кутафин четко относит эту Декларацию к юридическим документам. Декларация оказала существенное воздействие на конституционные поправки, которые были внесены в действующую Конституцию РСФСР 1978 г. Так, например, была изменена преамбула и статья 1 Конституции РСФСР. Декларация была объявлена основой для разработки новой Конституции и совершенствования законодательства. «Такого рода Декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются
новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должны быть подчинено соответствующее законодательство» [13].
Как источник конституционного права декларации рассматривает С. А. Авакьян. Он также отмечает, что декларации относятся к актам «сильного политического значения»[1]. Однако некоторые декларации, по его мнению, теряют самостоятельное значение в связи с включением в текст Конституции страны. Те же, что его сохраняют, оказывают разное влияние на общественные процессы в большей или в меньшей степени. К правовой форме, в которой могут быть закреплены важнейшие конституционно-правовые нормы, относит декларации и профессор М. В. Баглай [2].
Следовательно, целый ряд авторов разделяют позицию, что самостоятельными источниками конституционного права являются декларации, принятые специальными учредительными собраниями или парламентами. Эти документы учреждают государство как субъект конституционного и международного права, провозглашают важнейшие права и свободы человека, личности и гражданина, определяют статус народов и национальных языков [15].
М. П. Авдеенкова и Ю. А. Дмитриев занимают иную позицию: они однозначно не считают декларации источниками конституционного права [14]. Авторы ссылаются на то, что Федеральное Собрание по смыслу 101, 102, 103, 105 и 108 статей Конституции Российской Федерации принимают только пять видов нормативных правовых актов: законы о поправках к Конституции, федеральные конституционные законы, федеральные законы, регламенты палат и постановления (последние два только по вопросам ведения палат Федерального Собрания). На взгляд исследователей этот перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Воззвания, обращения, заявления и декларации следует относить к актам политического характера, в т.ч. Декларации 1990-1991 гг., принятые в нашей стране. Отрицая Декларации как формы конституционного права, признавая за ними только значение политических актов, тем не менее, исследователи относят их к источникам конституционно-правовой науки. Вместе с тем, стоит согласиться с точкой зрения М. В. Баглая, что Конституция РФ не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, но поскольку это и не исключено, то такие акты могут быть приняты парламентом, но без притязания на их высшую юридическую силу и без соблюдения обычной законодательной процедуры [2]. Но в этом случае речь будет идти исключительно об актах политического значения, а не об источниках права. Следовательно, в современном российском праве к источникам конституционного права можно отнести только декларации, принятые в 1990-1991 гг. В последствие подобные акты не принимались, и если они будут приняты, то их можно будет отнести только к актам политического значения. Стоит отметить, что к 1993 г. относится принятие декларации в форме исключительно политического документа: «Политическая декларация Верховного Совета Российской Федерации» (от 23.07.1993 г. № 5514-1). Политический характер этого акта определил принявший ее орган.
Некоторые исследователи предлагают классифицировать декларации на виды по различным правовым основаниям: по времени действия, форме правления,
политическому режиму, форме государственно-территориального устройства, принявшему их государственному органу, степени влияния на конституцию, направленности регулирования, виду конституционной реформы [3].
Прежде всего, их следует классифицировать в зависимости от того к какому типу социального регулирования они относятся: содержат ли декларации политические или правовые нормы. Декларации представляют собой, прежде всего политические документы, которые обладают высоким политическим потенциалом. Некоторые из них так и остаются исключительно политическими документами (Декларация якобинцев во Франции 1793 г., декларация Временного правительства в России 2 марта 1917 г.). Подобные декларации не относятся к источникам конституционного права, являются политическими документами и источниками для конституционно-правовой науки. Декларации, принимаемые в официальном порядке органами государственной власти, определяют важнейшие изменения в политической жизни страны, оказывают воздействие на конституционные документы и сами являются конституционными документами. В этом случае они имеют характер политико-юридических актов и относятся к источникам отрасли конституционного права. К таким источникам нужно относить и декларации, которые включаются в тексты конституций или в конституционный блок, как во Франции V Республики. Независимо от того имеют они значение самостоятельных документов или нет. Особенности правовой формы не меняет сути того, что декларации изначально принимались как самостоятельные акты и при включении в текст конституции их содержание не менялось, значение не утрачивалось.
Отдельно стоит отметить проблему исследования политико-правового значения деклараций непризнанных или частично признанных государств. В современном мире конституции стали универсальным явлением [5]. Однако декларации имеют такое же универсальное распространение в связи с процессом учреждения новой государственности. С принятием этих документов определяется момент установления внутреннего суверенитета самопровозглашенным государством. Это важнейший акт, который предваряет принятие Конституции и начало процесса признания такого государства. К таким документам, прежде всего, относится Декларация, принятая 17 февраля 2008 г. парламентом Косово [23]. Декларация независимости Косово являлась, предметом рассмотрения в Международном Суде ООН в Гааге в контексте определения соответствуют, ли нормам международного права одностороннее провозглашение независимости. Консультативное заключение Международного суда было оглашено в 2010 г. и в соответствии с ним декларация независимости Косово не нарушает норм международного права. Данное решение носило политически мотивированный характер и не только не сняло вопрос о возможности одностороннего самопровозглашения государственного суверенитета путем принятия Декларации, но и создало прецедент, который стали использовать в дальнейшем. несмотря на то, что консультативные заключения Международного Суда ООН не имеют обязательной силы. Тем не менее, оно служит серьезным доводом для обоснования позиции, что принятие деклараций о независимости не противоречит международному праву, что и подтверждали многие участники этого процесса.
В Южной Осетии Декларация независимости была принята в период, когда внутри СССР нарастали деструктивные процессы распада. 20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял декларацию о государственном суверенитете Юго-Осетинской советской демократической республики. В этом документе Юго-Осетинская автономная область была провозглашена «Юго-Осетинской советской демократической республикой (ЮОСДР) в составе СССР», а также утверждался «государственный суверенитет как верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». Сессия Верховного Совета Республики Южная Осетия на своем заседании от 21 декабря 1991 года, обсудив вопрос о независимости, провозгласила независимость Республики Южная Осетия, снова приняв соответствующую Декларацию. Аналогично с 1990 г. проходит свой путь обретения независимости Абхазия. На Х сессии Верховного Совета Абхазской АССР 25 августа 1990 г. была принята Декларация «О государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической республики». После событий августа 2008 г. Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии.
25 августа 1991 г. Декларация о независимости была принята депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. До настоящего времени Приднестровье не является признанным государством. Процесс урегулирования проходит в сложных политических условиях.
Процесс распада СССР способствовал обострению ситуации и в Нагорном Карабахе. 2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области и сопредельного Шаумяновского района Азербайджанской ССР [8]. В настоящее время Россия играет важную роль в урегулировании конфликта между Азербайджаном и Арменией по вопросу Нагорного Карабаха [12].
Декларация о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя от 11.03.2014 г. положила начало процессу вхождения Крыма в состав Российской Федерации, который завершился образованием двух новых субъектов в составе России [7, 21].
В Испании, представляющей собой унитарное государство, но в котором имеются проблемы с внутренним единством, уже несколько лет с момента принятия 23 января 2013 г. Декларации о независимости Каталонии, существуют сложные взаимоотношения между властями этой автономной области и центральным правительством [19].
В декларациях закрепляются ценностные установки, мировоззренческие взгляды, традиции, что определяет их политический характер. Декларации содержат положения о правах и свободах человека, принципах государственного устройства, основаниях государственной власти, что определяет их юридический характер. Таким образом, эти акты имеют политико-юридическое значение. Декларации нередко являются отправной точкой для конституционных или законодательных преобразований. Принятие декларации означает начальный этап конструирования новой власти, который при наличии внутренних и внешних условий могут привести к созданию государства. Хотя этот
процесс последние несколько лет вызывают рост напряженности в международных отношениях, тем не менее, он показывает, что в дальнейшем глубоком изучении нуждаются вопросы политической и юридической природы учредительной власти.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76,08%.
Список литературы:
1. Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс : в 2 т. 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма -ИНФРА-М., 2010. Т. 1. С. 76-77.
2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 37, 38.
3. Винников А. Ю. К вопросу о правовых основаниях классификации деклараций //Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 25 (380). Право. Вып. 45. С. 38.
4. Вопросы теории советского конституционного права. Вып. 1 / Ржевский В. А., Фарбер И. Е. - Саратов: При-волж. кн. изд-во, 1967. С. 70-71.
5. Вохмянин Д. В. Наличие Конституций как универсальное явление в государственном праве // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 112-118.
6. Григорьева О. Г. Исторические этапы развития международной правовой помощи по гражданским делам в советском праве // Юридические исследования. 2012. № 4. С. 174, 176.
7. Декларация о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя от 11.03.2014 г. // Государственный Совет Республики Крым. Режим доступа: http://www.crimea. gov.ru/news/11_03_2014_1 (дата обращения 04.03.2017)
8. Декларация «О провозглашении Нагорно-Карабахской Республики» // Министерство иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики. Режим доступа: http://www.nkr.am/ ru/declaration/10/ (Дата обращения 04.03.2017)
9. Декларация прав народов России от 15 ноября 1917 г. // Съезды Советов в постановлениях и резолюциях. М., 1935, С. 30.
10. Дробышевский С. А. Данцева Т. Н. Формальные источники права: монография. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. С. 7.
11. Енгибарян Р. В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. - М.: Норма, 2010. С. 27.
12. Киракосян Н. Роль России в урегулировании Нагор-но-Карабахского конфликта // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 221-225.
13. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - М., 2009. С. 20, 24.
14. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций. В 9 т. Т. 1. Основы теории конституционного права / М. П. Авдеенкова, Ю А. Дмитриев. М.: Издательство «Весь мир», 2005. С. 120, 125, 126.
15. Конституционное право: университетский курс: В 2 т.: Т. 1 /под ред. А. И. Казанника, А. Н. Костюкова. - М.: Проспект, 2015) //Электронный ресурс. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=CMB;n=18041 ;req=doc#0 (дата обращения 21.01.2017)/
16. Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. -М., 2001. С. 169.
17. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. - М.: Норма, 2008. С. 127.
18. Разуваев Н. В. Источник права классическая и постклассическая парадигмы: монография /под общ. ред. И. Л. Честнова. - СПб: ИВЭСЭП, 2011. С. 3.
19. Сардарян Г. Т. Регионализация и федерализация в контексте трансформации форм политико-территориального устройства государств // Политика и общество. 2014. № 6. С. 668-670.
20. Танчев Е. Классические и современные проблемы теории и практики учредительной власти // Современный конституционализм: вызовы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, по-
священной 20-летию Конституции Российской Федерации (Санкт-Петербург, 14-15 ноября) /отв. ред. В. Д. Зорькин. - М.: Норма, 2014. С. 45, 50, 60.
21. Указ Президента РФ от 17 марта 2014 г. N 147 «О признании Республики Крым» // СЗ РФ. 2014. № 12. Ст. 1259.
22. Эбзеев Б. С. Введение в Конституцию России: монография. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2013. С. 30, 48, 49.
23. Kosovo Declaration of Independence // Republic of Kosovo Assembly. Режим доступа: http://www.assembly-kosova.org/?cid=2,128,1635 (дата обращения 04.03.2017)
24. Paine T. The Rights of Man. - Harmondsworth, 1971. P. 93, 207.
25. Palmer R. Age of Democratic Revolution. Princeton, 1959. Vol. I. P. 215.
26. Schmitt C. Constitution Theory. - Duke, 2008. P. 126-129.
27. Sieyès E. Qu'est-ce que Tiers état? Paris: A. Correard, 1822. P. 137-145, 153-180.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью канд. юрид. наук, доцента кафедры правовых основ управления МГИМО МИД России Логвиновой И. В. на тему: «О политико-юридическом значении деклараций» В представленной научной статье автор рассмотрела интересную научную проблему о роли деклараций в процессе учреждения государственной власти. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время принимаются декларации в связи с реализацией права на самоопределение народов в непризнанных или частично признанных государствах, а также внутри некоторых государств, где наблюдаются сецессионные явления. Предметом исследования данной статьи является изучение деклараций как политико-юридических документов. С позиции науки конституционного права анализируются вопросы политической и правовой природы деклараций. На большом примере источников исследователь делает вполне конкретные выводы. Изученные источники и теоретические работы по теме, позволили достаточно цельно и логично представить проблему. Методология
исследования включает историко-правовой, аксиологический и формально-юридический методы.
Концепция учредительной власти обычно исследуется применительно к сущности конституций. Автор предлагает рассматривать и декларации как важнейшую часть процесса конструирования учредительной власти. Несмотря на всю дискуссионность вопроса, тем не менее, в статье определен механизм придания декларации юридической силы. Исследована взаимосвязь между декларациями и иными актами конституционного значения, прежде всего, конституциями. Особенно подчеркнута роль деклараций в истории российского конституционализма.
В результате исследования сделаны выводы, которые позволяют классифицировать декларации по признакам юридической силы, правовой формы и иным. Выявлено значение декларации как политико-правового документа, выражающего основные принципы учредительной власти. Показана роль деклараций в истории конституционализма.
Предложенные автором выводы обладают качеством новизны, позволяют расширить теоретические представления о политико-правовой природе деклараций, их месте в системе источников конституционного права. Заслуживает внимания утверждение автора, что в современном российском праве к источникам конституционного права можно отнести только декларации, принятые в 1990-1991 гг. Кроме того, следует согласиться с тем, что одним из критериев классификации деклараций может быть тип социального регулирования: содержат ли они политические или правовые нормы.
Исследование Логвиновой И. В. будет интересно специалистам, как в сфере юриспруденции, так и политологии, в связи с чем считаю возможным рекомендовать статью к опубликованию в научном издании.
Рецензент:
кандидат юридических наук,
доцент кафедры правовых основ управления
Григорьева О. Г.