ББК ТЗ(2Р—4Че) + ФЗ(2Р-4Че)113
И. В. Сибиряков
«О ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СРЕДИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ОБЛАСТИ»: ПОПЫТКА КРИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОДНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ БЮРО ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБКОМА ВКП (Б)
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и правительства Челябинской области. Проект № 07-06-96017-Урал
После окончания Великой Отечественной войны внимание партийных органов к жизни и деятельности отдельных групп советской интеллигенции заметно выросло1. Во многом это внимание было связано с той особой ролью, которую должна была сыграть интеллигенция в новой послевоенной жизни Советского Союза, в обострившейся борьбе за власть между отдельными группировками старой и новой советской политической элиты.
Мощные идеологические кампании, инициированные высшим партийным руководством в 1946—1948 гг., заставили региональных партийных чиновников внимательно проверить состояние дел в провинциальных отделениях творческих союзов, в средствах массовой информации, в учебных заведениях. Челябинский обком ВКП(б) исключением не был.
4 июля 1949 г. на заседании бюро Челябинского обкома ВКП (б) был специально поставлен вопрос «О политической работе среди интеллигенции области»2. Предварительно членам бюро была разослана докладная записка «О политической работе среди интеллигенции области». По итогам обсуждения данного вопроса бюро приняло развернутое постановление, текст которого позволяет лучше понять многие проблемы, накопившиеся в жизни провинциальной советской интеллигенции в первые послевоенные годы.
Постановление открывалось традиционной для партийных документов такого рода констатацией позитивного влияния решений ЦК ВКП (б) на развитие ситуации в регионе. «Бюро обкома ВКП (б) отмечает, что после решений ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам партийные организации городов и районов области улучшили политическую работу среди интеллигенции». Показательно, в чем конкретно, по мнению авторов постановления, состояло это улучшение. Во-первых, «горкомы и райкомы партии стали чаще обсуждать вопросы политического воспитания интеллигенции, глубже вникать в содержание работы учебных заведений и культурных учреждений». Во-вторых, заметно выросло число «работников интеллигентного труда» охваченных всеми формами политического просвещения (университеты марксизма-ленинизма, специальные лектории, семинары, группы самооб-
разования). В-третьих, многие горкомы и райкомы партии ввели в систему «проведение собраний и совещаний различных групп интеллигенции по важнейшим вопросам текущего момента и идеологической работы партии, а так же по обсуждению научно-теоретических докладов и вопросов участия интеллигенции в общественно-политической жизни»3.
В докладной записке, подготовленной для членов бюро, были приведены конкретные примеры работы партийных органов в этом направлении. («В 1948 г. были подготовлены и проведены областные конференции научных работников, учителей школ народного образования, местных писателей, воспитателей дошкольных учреждений и театральных работников. В 1949 г. проведены областные семинары лекторов-обще-ственников, работников кинофикации, радиовещания, медицинских работников и других групп интеллигенции.... Магнитогорский ГК ВКП (б) провел пленум по обсуждению вопроса «Об идейно-политической работе среди учителей школ города», организовал постоянно действующий семинар секретарей школьных парторганизаций по вопросам практики партийно-педагогической работы среди учительства.... В области работали 4 вечерних университета марксизма-ленинизма, в которых училось 2152 чел.... всеми формами политического просвещения было охвачено 25 700 человек работников интеллигентного труда. Кроме того, заочно обучались в высших и средних учебных заведениях свыше 7 тыс. человек. ... В 1948 г. лекторами обкомов и горкомов партии по марксистко-ленинской теории прочитано 11 407 лекций. При Челябинском горпарт-кабинете организовано чтение циклов лекций по диалектическому и историческому материализму, истории ВКП (б), политэкономии, по вопросам внешней политики СССР и современным международным отношениям. В Магнитогорске работал кинолекторий по истории ВКП (б). Четыре раза в месяц работал лекторий при Златоустовском горпарткабинет, где читались лекции по политэкономии, философии, вопросам международных отношений. Во всех группах самостоятельно изучающих под руководством консультантов проводились теоретические собеседования и конференции. Для преподавателей выс-
История
ших учебных заведений при институтах работали семинары по вопросам марксистско-ленинской философии, политической экономии и истории ВКП (б). В Челябинском пединституте в этом году проведены конференции об учении Вильямса, о советском творческом дарвинизме и на тему «Два мира — две идеологии». В Советском районе г. Челябинска проведены три конференции учителей с вопросами: «Идейно-политическое воспитание учащихся», «Борьба с второгодничеством», «Пути и методы достижения полной и высокой успеваемости». ... Во Дворце культуры металлургов г. Магнитогорска для интеллигенции был организован лекторий музыкальных знаний, читались циклы лекций о Пушкине, Горьком, Чернышевском, Белинском, об островском, о писателях-лауреатах Сталинской премии и другие. Было проведено 8 читательских конференций по книгам: «Далеко от Москвы» Ажаева, «Счастье» Павленко, «Повесть о настоящем человеке» Полевого, «Белая береза» Бубен-нова и др. мероприятия. ... В клубе ИТР треста «Еманжелинуголь» в 1948 г. и в первом квартале 1949 г. прочитано 128 лекций, проведено 12 вечеров с концертами художественной самодеятельности, 4 литературных вечера и 2 читательские конференции ... .Во всех сельских районах прошли районные собрания интеллигенции по обсуждению задач улучшения культурно-просветительской работы среди интеллигенции, об итогах августовской сессии Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина, марксистско-ленинского учения о социализме и коммунизме и др.
В большинстве городов прошли собрания интеллигенции с вопросами: «О постепенном переходе от социализма к коммунизму», «О положении в биологической науке», «Советский патриотизм и реакционная сущность буржуазного космополитизма», «Великий Сталинский план преобразования природы», «Идеологическая работа в современных условиях и задачи интеллигенции». «Мировое значение творчества A.C. Пушкина» и др. Всего в 1948 г. было проведено 350 районных и городских собраний интеллигенции...)4.
Естественно, что все эти меры должны были дать позитивные результаты, о чем авторы текста постановления подробно рассказали во второй его части. «В результате проведенной политической работы среди интеллигенции, — сказано в постановлении, — значительно возросла ее сознательность, трудовая и политическая активность, улучшилось качество работы многих предприятий, учебных заведений, социально-бытовых и культурных учреждений».
Среди всех групп интеллигенции области в постановлении были выделены особо заслуги инженерно-технической интеллигенции. «Твор-
ческое содружество инженеров и стахановцев, начатое по почину Александра Иванова, превратилось в важнейшую традицию инженерно-технической интеллигенции области. Инженеры и техники предприятий принимают активное участие в патриотическом движении за сверхплановые накопления, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение культуры производства и безусловное выполнение всех обязательств, взятых работниками промышленности области в письме к товарищу Сталину»5.
Следует обратить внимание и на еще один очень характерный оборот, использованный в тексте постановления бюро Челябинского обкома ВКП (б). «Лучшие представители интеллигенции оказывают большую помощь партийным организациям в пропагандистской и массово-политической работе среди населения. Только в г. Челябинске 1569 интеллигентов работают пропагандистами, более 5800 — агитаторами и 335 — лекторами. Основная масса интеллигенции является подлинной опорой парторганизаций во всех проводимых мероприятиях». Выделение «лучших представителей интеллигенции» в отдельную группу и наличие в тексте постановления оборота «основная масса интеллигенции», на наш взгляд, свидетельствуют о том, что члены бюро Челябинского обкома ВКП (б) прекрасно понимали неоднозначность многих процессов, проходивших в рядах южно-уральской интеллигенции в первые послевоенные годы.
Следующий фрагмент постановления вновь должен был привлечь внимание партийных функционеров к этой ситуации. «Вместе с тем бюро обкома ВКП (б) отмечает, что в политической работе среди интеллигенции области все еще имеют место серьезные недостатки. В некоторых районах она проводится компанейски, недифе-ренцированно и в отрыве от общеполитических вопросов и конкретных задач, решаемых различными группами интеллигенции»6. Особое внимание в постановлении было обращено на формальных характер многих мероприятий проводимых первичными партийными организациями. «Отдельные парторганизации до сих пор продолжают осужденную ЦК ВКП(б) практику невмешательства в дело политобразования беспартийной интеллигенции, в результате чего в ряде мест кружки, политшколы и группы самообразования существовали формально, при чем руководили ими теоретически слабо подготовленные и даже беспартийные пропагандисты».
Особое внимание в постановлении было уделено лекционной пропаганде в рядах интеллигенции. И здесь ситуация выглядела не лучшим образом. В постановлении говорилось, что лекционная пропаганда «зачастую проводилась без учета интересов и запросов различных групп
И. В. Сибиряков
интеллигенции. Крайне мало читалось лекций по теоретическим вопросам, а так же о советском патриотизме и задачах борьбы с буржуазным космополитизмом. Отдельные лекции страдали аполитичностью и безыдейностью». С другой стороны, согласно тексту постановления сама беспартийная интеллигенция недостаточно вовлекалась «в общественно-массовую работу, особенно в лекционную пропаганду естественнонаучных знаний».
Серьезный упрек бюро Челябинского обкома партии высказало местным профсоюзным организациям. «Профсоюзные организации, за исключением союза учителей и политпросветработников, совершенно недостаточно занимались вопросами повышения идейно-политического уровня интеллигенции. В городах Копейске, Троицке, Миассе и др. не уделялось должного внимания вопросам культурно-массовой работы среди отдельных групп интеллигенции. Некоторые Дома учителей, ИТР, большинство клубов и Дворцов культуры слабо вовлекают интеллигенцию в свою работу, неудовлетворительно используют средства искусства для ее воспитания».
Не мене жесткую оценку авторов постановления вызвала позиция многих южно-уральских средств массовой информации. «Городские, районные газеты и местное радиовещание крайне мало организуют выступлений об участии работников умственного труда в социалистическом строительстве, в политическом и культурном воспитании трудящихся, а так же слабо освещают опыт работы парторганизаций среди интеллигенции».
Завершалась вторая часть постановления совершенно логичной для 1949 г. констатацией: «Многие горкомы и райкомы партии не уделяли должного внимания руководству первичными парторганизациями идеологических учреждений, вследствие чего последние зачастую не обеспечивали необходимого уровня политической работы с интеллигенцией. Бюро обкома ВКП (б) считает, что отмеченные недостатки являются следствием недооценки и поверхностного руководства политической работой среди интеллигенции со стороны отдельных горкомов и райкомов партии»7.
Итоговая часть постановления была сформулирована в данном случае совершенно стандартно: «В целях коренного улучшения политической работы среди интеллигенции и дальнейшего повышения ее роли в реализации хозяйственно-по-литических и идеологических задач партии на современном этапе, бюро обкома ВКП (б) ПОСТАНОВЛЯЕТ...». Набор предлагаемых обкомом мер можно назвать стандартным, он не имеет региональной специфики и составлен в жестких рамках партийных традиций. Открывает перечень
предполагаемых мероприятий, вполне ожидаемое требование: «Обязать ГК, РК ВКП (б) устранить отмеченные настоящим постановлением недостатки; политическую работу с интеллигенцией проводить систематически и дифференцированно, с обязательным учетом запросов, особенностей и специфических задач, решаемых различными группами интеллигенции». Исходя из того, что «задача марксистско-ленинского воспитания советской интеллигенции является одной из самых первоочередных и важнейших задач партии», бюро Челябинского обкома ВКП(б) приняло решение обязать ГК, РК ВКП(б) «в области политического просвещения интеллигенции осуществить следующие мероприятия.
1. В новом учебном году вовлечь в политическую учебу всю интеллигенцию, обратив особое внимание на организацию самостоятельного изучения марксистко-ленинской теории. Для проведения политического просвещения интеллигенции выделить необходимое количество коммунистов, оправдавших себя на пропагандистской работе;
2. Обеспечить централизованное руководство политическим просвещением интеллигенции путем усиления контроля и привлечения руководителей кружков, политшкол, групп самообразования интеллигенции в постоянную работу семинаров пропагандистов;
3. В помощь самостоятельно изучающим марксистско-ленинскую теорию, организовать систематическое чтение циклов лекций, обеспечивая постоянный состав слушателей, регулярно проводить индивидуальные и групповые консультации, теоретические конференции и собеседования. Периодически созывать совещания различных групп интеллигенции по вопросам повышения их идейно-политического уровня и обмена опытом самостоятельного изучения марксизма-ленинизма;
4. В Челябинске и Магнитогорске организовать филиалы университетов марксизма-ленинизма для вузовских работников, привлекая в число слушателей в первую очередь профессоров и доцентов;
5. Шире практиковать проведение в институтах научно-теоретических конференций, обратив особое внимание на их тщательную подготовку»8.
В заключительной части постановления горкомам и райкомам партии Челябинской области было предложено: регулярно рассматривать на бюро и пленумах вопросы политической работы среди интеллигенции; организовать обмен опытом и инструктирование секретарей первичных партийных организаций и руководителей идеологических учреждений по вопросам содержания и практики ведения политической рабо-
История
ты с интеллигенцией; вести непримиримую борьбу со всеми проявлениями аполитичности, безыдейности и космополитизма, давая им принципиальную партийную оценку. «На основе дальнейшего развертывания большевистской критики и самокритики усилить воспитание интеллигенции в коммунистическом духе». Наиболее реальным выглядит предложение, адресованное все тем же горкомам и райкомам партии: систематически проводить общегородские и районные собрания различных групп интеллигенции по обсуждению важнейших вопросов текущего момента, теоретических докладов и вопросов практической работы; настойчиво вовлекать все слои интеллигенции в агитационно-массовую и куль-турно-просветительскую работу среди населения, «повышая тем самым роль интеллигенции в решении всех задач, стоящих перед областью».
Показательно, что перечень конкретных шагов по реализации данного постановления не содержит ни одного качественно нового подхода, приема или метода партийной работы с представителями интеллигенции, который бы не применялся ранее. Вновь обком партии предлагал партийным комитетам: «провести общегородские собрания» и «собрания партийного актива»; «систематически читать лекции и доклады на теоретические и политические темы, о советском патриотизме и задачах борьбы с буржуазным космополитизмом, о приоритете и превосходстве советской науки, обратив при этом особое внимание на повышение идейно-поли-тического уровня лекций»; открыть постояннодействующие лектории для интеллигенции по вопросам науки и искусства. Не отличается новизной идея ежеквартально в сельских районах проводить «день сельского учителя», в программу которого включить лекции и доклады на общеполитические и научно-теоретические темы, просмотр кинокартин, спектаклей, выступления художественной самодеятельности, с последующим их обсуждением9. Задача улучшения работы профсоюзных организаций среди интеллигенции вновь была поставлена перед облпроф-советом.
Но, на наш взгляд, в итоговой части постановления все-таки есть два важных момента. Во-первых, это свидетельство особого внимания партийных органов к инженерно-техническим работникам (данной категории интеллигенции посвящены сразу 2 пункта постановления, которые гласили: «обеспечить создание на крупных предприятиях групп по подготовке инженерно-технических работников к сдаче кандидатского минимума; организовать для них помощь в изучении диалектического и исторического материализма, а так же потребовать от директоров предприятий создания нормальных условий в прове-
дении экспериментальных работ в процессе подготовки диссертаций. Установить систематический контроль за выполнением планов сдачи кандидатского минимума и подготовки диссертаций, как коммунистами, так и беспартийными инженерами» и «регулярно проводить встречи и конференции работников науки и производства по обмену опытом и подведению итогов творческого содружества». Необходимо подчеркнуть, что ни первое, ни второе решение никакого отношения к политическому воспитанию интеллигенции не имели). Во-вторых, это прежняя градация интеллигенции на лучшую и худшую, которая имеет очень важный политический подтекст. Областному радиокомитету, редакции газеты «Челябинский рабочий», районным и городским газетам было предложено «привлечь лучшую часть интеллигенции в качестве постоянного авторского актива, широко освещать передовой опыт борьбы интеллигенции за повышение качества работы предприятий, учреждений и за всеобщий подъем культурного уровня трудящихся»10.
Даже беглый анализ текста данного постановления бюро Челябинского обкома ВКП (б) позволяет сделать ряд выводов: во-первых, идеологические кампании 1946—1949 гг., направленные на определенную политическую и творческую переориентацию советской интеллигенции в южно-уральской провинции прошли формально и реальных серьезных результатов не дали; во-вторых, художественная интеллигенция, которая в центре оказалось одной из главных жертв этих компаний, в провинции сумела отделаться «малой кровью», (примечательно, что в тексте постановления нет ни одной фамилии, представителей южно-уральской интеллигенции, нет названия ни одного творческого союза или общественной организации), в-третьих, партийные функционеры пытались придать работе с представителями интеллигенции системный характер, а главным методом решения, возникающих в этой работе проблем, считали дифференцированный подход к различным группам интеллигенции; в-четвертых, складывается ощущение, что региональные партийные чиновники в 1949 г. очень слабо представляли себе, что еще можно было бы сделать для того, чтобы действительно усилить политическую работу среди интеллигенции особенно в районах и небольших городах Челябинской области, поэтому постановление и носит столь формальный характер; в-пятых, повседневная кропотливая работа по политическому воспитанию интеллигенции возлагалась на плечи горкомов и райкомов партии и без того перегруженных огромным числом разнообразных проблем и испытывавших острый дефицит кадров, умеющих работать с интеллигенцией (обком
И.В. Сибиряков
партии оставлял за собой лишь миссию контроля), что существенно снижало вероятность успешной реализации этого постановления на практике.
На наш взгляд, это постановление во многом носит имитационный характер и ориентированно в первую очередь на вышестоящие партийные инстанции, что, с одной стороны, можно расценивать как проявление мудрости бюро Челябинского обкома ВКП(б), а, с другой, как проявление его слабости, которая имела не только субъективные, но и объективные причины.
Примечания
1. Зезина, М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950—1960-е гг. / М.Р. Зезина. — М. Диалог — МГУ. 1999. — 398 с.; История советской политической цензуры: документы и комментарии. — М. : РОССПЭН, 1997. — 672 с.; Власть и художественная интеллигенция: документы ЦК РКП (б)
— ВКП (б), ВЧК — ОГПУ —НКВД о культурной политике. 1917—1953. —М.: МФД, 1999. — 872 с.; Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР 1945—1953 гг. / сост. Хлевнюк О.В. и др. — М : Россия, 2002. — 655 с.; Зубкова, Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность Советская жизнь. 1945—1953./Е.Ю. Зубкова. — М.: РОССПЭН, 2003 — 230 с.; Сталин и космополитизм. 1945—1953: документы Агитпропа ЦК КПСС. — М.: МАТЕРИК-АЛЬФА, 2005. — 768 с.; Янковская, Г.А. Искусство, деньги и политика / Г.А. Янковская. — Пермь: Перм. гос. ун-т. 2007. — 312 с. и др.
2. ОГАЧО. Ф. 288, оп. 1, д. 77, Л. 20—25.
3. Там же. Л. 20—21.
4. Там же. Л. 186—188.
5. Там же. Л. 21.
6. Там же. Л. 21.
7. Там же. Л. 22.
8. Там же. Л. 23.
9. Там же. Л. 24.
10. Там же Л. 25.