УДК 32:316.346.32-053.81
Подхомутникова Марина Викторовна
Podhomutnikova Marina Victorovna
кандидат политических наук, преподаватель кафедры истории и культурологии
Кубанского государственного университета тел.: (918) 989-14-84
Candidate of Political Sciences,
lecturer of the chair of history and culturology, Kuban State University
tel.: (918) 989-14-84
О ПОЛИТИЧЕСКОЙ АПАТИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
ABOUT POLITICAL APATHY OF MODERN YOUTH IN RUSSIA
Аннотация:
The summary:
Статья освещает тему политической апатии российской молодежи. Сегодняшняя ситуация настолько очевидно формирует апатию в обществе, что возникла нужда в описании и объяснении этого явления.
The article highlights the theme of political apathy of Russian youth. The current situation is so obviously creates apathy in society, that there was need for a description and explanation of this phenomenon.
Ключевые слова:
апатия, молодежь, политика, неформальные практики власти.
Keywords:
apathy, youth, politics, informal practices of power.
Под апатией понимают отношение индивида к политике и политической деятельности, основными чертами которого выступают пассивность и отсутствие интереса к этой сфере жизни общества. Позицию апатии могут разделять как люди, довольные своим положением, своим социальным статусом и считающие его достаточно прочным и устойчивым, а потому не видящие особой необходимости в каких-то дополнительных действиях по поддержке своего существующего положения, так и граждане, недовольные своим положением по самым разным основаниям: в силу разуверенности, отсутствия, по их мнению, возможностей изменения существующего положения [1, с. 8]. Наиболее распространенной формой апатии является воздержание от действий.
Политическая апатия стала охватывать российское общество в 1990-е гг. В силу этого и стал возможен в России «золотой век» политтехнологий, которые эффективны именно в условиях, когда большинству населения все равно, кому будет принадлежать власть. Политическая апатия - это бесстрастное отношение к политике, к выборам. Она породила опасения, из-за которых был отменен нижний порог явки. Но вот любопытные данные. На выборах в Думу в 1995 г. явка составила 64,5 %, в 2003-м - 55,7 %, в 2007-м - 63 %. Снижение минимальное. Отмену порога можно определить так - институционализация политической апатии населения. Была стихийной - теперь узаконили: можете не ходить, ничего страшного.
Снижение интереса к политике сопровождается отчетливо выраженной тенденцией деидеологизации как населения в целом, так и молодежи. С 1997 по 2007 г. сократилось число приверженцев всех основных идейно-политических течений современной России -«левых», «правых», «центристов», «национал-патриотов». В наибольшей степени в глазах молодежи потускнела идеология «центризма», претендующая на нахождение некоего синтеза, вбирающая в себя «все хорошее» и отбрасывающая «все плохое» других идеологических доктрин. И, напротив, с 41 до 58% выросло число тех, кто себя никак идеологически не идентифицирует [2].
То, что современная российская молодежь не интересуется политикой, сообщили социологи, проводившие опрос молодежи в январе 2010 г. на тему «Интересы и досуг совре-
менной российской молодежи» [3]. Более 70 % молодых людей в возрасте 16-20 лет деполитизированы. На первой позиции рейтинга интересов у молодежи стоит музыка, за ней следует сфера Интернета и игр, затем идет кино. Молодые люди легко могут перечислить новые музыкальные композиции, разбираются в режиссерах и актерах, им известны все крупные кинопремьеры. Но если задать молодому человеку вопрос, касающийся экономической или политической жизни страны, то четкого мнения и ясного ответа услышать не придется.
Молодежь составляет почти треть населения России. Значительная часть из них демонстрирует политическую пассивность. Например, при участии в выборах, по статистике, самая низкая явка на избирательные участки наличествует у представителей возрастной группы от 18 до 25 лет. Хроническое нежелание участвовать на выборах -уже давно распространенное явление в молодежной среде. Хотя, может быть, подобная аполитичность и является своеобразной формой гражданского участия. Сегодня 55 % учащихся и студентов затрудняются ответить на вопрос, кто был прав в августовские дни 1991 г., а самый частый среди 18-24-летних ответ (как и в остальных возрастных группах) - ни те, ни другие (39 %; в родительском поколении 40-50-летних этот показатель составил 53 %) [4, с. 71].
Невысокий интерес молодежи к политике во многом объективно обусловлен. Прежде всего тем, что спектр жизненных интересов, особенно подростков и юношества, локализован на проблеме вхождения во взрослую жизнь, а социальный опыт ограничивается пока межличностными и внутрисемейными коммуникациями. Но по мере увеличения социальных связей (институт, армия, работа и т. д.) происходит перераспределение жизненных интересов в сторону общественного и политического участия.
У самой молодежи существует ряд мнений на тему своего безразличия к политике и власти. Молодые люди на различных форумах, блогах, таких как: www.liveinternet.ru, vip.karea.ru, forum.urup.ru, www.intellectuals и других, пишут о том, что «Что ни делай - ничего не изменится. (Голосуй не голосуй, все равно получишь своего президента)». Состояние безысходности, несовершенства законов и власти порождает апатию молодежи.
Утверждать, что аполитичность современной молодежи носит тотальный характер, было бы неправильно. Более трети молодых россиян (34 %) регулярно смотрят новости по телевидению, а еще 60 % - иногда делают это. Каждый десятый (11 %) живо интересуется аналитическими программами о современной политической и экономической жизни страны, а еще 51 % опрошенных эти программы смотрят эпизодически. Более четверти молодых россиян (28 %) постоянно читают печатную периодику (газеты, журналы) [4, с. 71]. Учитывая то, что многие черпают информацию из Интернета, становится очевидным, что современная молодежь «в курсе» того, что происходит как в стране, так и за ее пределами. Другое дело, что у современной молодежи помимо политики есть множество других сфер и областей приложения своей энергии и активности. Это и учеба, и создание семьи, и выбор профессии.
В России до недавнего времени молодежью всерьез интересовались разве что экстремистские организации типа скинхедов, нацболов и т. д. При федеральных партиях были молодежные организации - комсомол, молодежное «Единство», «Соколы Жириновского» и т. д., - но заметной роли в российской политике они не играли. Теперь ситуация начинает меняться. Об этом, в частности, свидетельствует стремительный рост популярности «Молодой гвардии Единой России» и недавно созданного молодежного движения «Наши».
Увлечение идеологией стало для российской молодежи новой модой. Одни вступают в партии и движения, потому что не хотят мириться с несправедливостью, другие -чтобы пробиться во власть и сделать карьеру. Однако членство в оппозиционных органи-
зациях может поставить крест на будущем молодого человека. А в «респектабельных» движениях ребят при столкновении с реальной политикой часто ждет крах юношеских иллюзий, так как они быстро узнают, «насколько все это прагматично и цинично». Эксперты уверены, что это увлечение преходяще, а потому большинство активистов вне зависимости от идеологии «в будущем превратятся в одних и тех же обывателей».
В целом, можно констатировать, что массового «прихода» молодежи в политику не предвидится. Особо драматизировать этот факт не следует, поскольку сегодня в стране есть предпосылки для роста доли молодых россиян, ориентированных в первую очередь на реализацию групповых интересов и ценностей форм участия, которые позволят соединить жизненную энергию, направленную на индивидуальную личностную самореализацию с потенциалом общественной и гражданской активности.
Трансформация политического пространства современной России обусловила снижение актуальности мобилизационных практик, объектом которых оказывается молодежь. Вне зоны контроля остается значительный сегмент социальной жизни молодого поколения - повседневные политические практики. Это обстоятельство - основание для популярного в политических кругах тезиса о политической апатии нынешней молодежи, отсутствии у нее гражданского и правового сознания. Первое поколение граждан свободной России, по некоторым оценкам, признается потерянным для активной политической жизни. В.Т. Лисовский [5, с. 20] придерживается той точки зрения, что в период трансформационных процессов в России у молодежи возник ценностный вакуум.
Сегодня молодежь достаточно хорошо осведомлена о теневых экономических практиках и готова их поддерживать. Сама же теневая сторона экономической деятельности рассматривается как неотъемлемый атрибут (нормативный стандарт) рыночной экономики и не вызывает отторжения у молодежи. Неформальная сфера предстает в образе взятки, которая в российском обществе воспринимается уже как своеобразная «культурная норма». А.И. Кирпичников [6, с. 257] указывает, что нормативное отношение к взяточничеству в общественном сознании формируется средствами массовой информации.
На наш взгляд, произошло следующее: молодежь остро ощущает разрыв между словом и делом. Реальные практики «кулуарных, кухонных» разговоров старших, внешняя поддержка партии на собраниях и заседаниях наряду с другими причинами подрывали и углубляли неверие в правоту дела старших; активное развитие общества потребления, в результате которого молодежь превращается в потребителей, пусть и умных, любознательных, осведомленных, но все же потребителей, которые не желают заглянуть в новостную ленту; неверие в то, что можно что-то изменить в политической жизни страны и множество других факторов влияют на развитие апатии молодежи к политике.
Нынешняя молодежная политика, к сожалению, ориентирована в первую очередь на «телевизионную картинку» и PR, а не на саму молодежь. Да и сами организации борются в основном не за сторонников, а за внимание прессы. Неудивительно, что такая виртуальная деятельность полувиртуальных объединений привлекает малое число молодых людей.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что современная российская молодежь в целом мало интересуется политикой. Большинство представителей поколения 1990-х гг. отдают предпочтение деловой карьере и личному успеху. Лишь немногие видят связь между своей жизнью и политическими процессами, происходящими в государстве и, шире, в обществе. Тем не менее в последнее время все большей становится прослойка политически и граждански активной молодежи. В ее ряды вовлекаются в основном студенты в крупных городах, а также молодые специалисты и старшеклассники.
Массовой политизированности еще нет, но количество и активность различных клубов, групп и молодежных организаций растет.
Естественно, что молодежь зачастую смотрит иначе, чем их родители, как на современную политику, так и на прошлое, особенно недавнее. Молодежь ко всему относится более лояльно. То есть при всех издержках современной жизни молодежь не склонна к ее тотальному отрицанию.
Ссылки:
1. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 / рук. проекта Г.Ю. Семигин. М., 1999.
2. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты : аналит. докл. / РАН ; Ин-т социологии. М., 2007.
3. Федоров В. Политизация молодежи,
омоложение политики. URL:
http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=1379 (дата обращения: 21.11.2011) ; Молодежь и политика. URL: http://wciom.ru/arkhiv (дата обращения:
21.11.2011).
4. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.
5. Кирпичников А.И. Российская коррупция. СПб., 2004.
References (transliterated):
1. Politicheskaya entsiklopediya. In 2 vols. Vol. 1 / head of the project G.Y. Semigin. M., 1999.
2. Molodezh' novoy Rossii: obraz zhizni i tsen-nostnye prioritety : analit. dokl. / RAN ; In-t sotsiologii. M., 2007.
3. Fedorov V. Politizatsiya molodezhi,
omolozhenie politiki. URL:
http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=1379 (date of access: 21.11.2011) ; Molodezh' i politika. URL: http://wciom.ru/arkhiv (date of access:
21.11.2011).
4. Lisovskiy V.T. Dukhovniy mir i tsennostnye orien-tatsii molodezhi Rossii. SPb., 2000.
5. Kirpichnikov A.I. Rossiyskaya korruptsiya. SPb., 2004.