Научная статья на тему 'О подходах к созданию Общероссийского Регистра организаций, удостоверяющих качество образования'

О подходах к созданию Общероссийского Регистра организаций, удостоверяющих качество образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТР / АККРЕДИТАЦИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / АГЕНТСТВА ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА И ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ОБЩЕРОССИЙСКОГО РЕГИСТРА ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОЦЕНКЕ И АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ACCREDITATION / REGISTER / QUALITY ASSURANCE / QUALITY ASSURANCE AGENCIES / MODEL OF ALL-RUSSIAN QUALITY ASSURANCE AGENCIES REGISTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубин Юрий Борисович, Коваленко Александр Антонович, Семкина Татьяна Александровна, Соболева Эрика Юрьевна

Рынок услуг по оценке качества образования и независимой аккредитации вузов в РФ только вступает в фазу активного развития. Регулирование данного рынка является неотъемлемым условием его процветания. Поэтому проект в рамках ФЦПРО – модель Общероссийского регистра организаций по оценке и аккредитации образовательных программ – вызвал интерес не только российских, но и зарубежных специалистов в области качества и гарантий качества образования. В Европе независимыми агентствами по гарантии качества образования активно реализуются принципы «публичности» и «гласности» проведения экспертиз. Их деятельность регулируется Европейским регистром агентств по гарантии качества (EQAR). В данной статье рассказывается о проекте Общероссийского регистра и возможностях его дальнейшей реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About approaches to creation of all-Russian quality assurance agencies register

RF-market of service on education quality assurance and independent accreditation of universities is only entering into a phase of active development. Regulation of this market is an integral requirement of its prosperity. That is why the project developed in the framework of Federal Education Development Programme – model of All-Russian Quality Assurance Agencies Register has evoked interest not only in Russia but also of international experts in quality assurance. In Europe the quality assurance agencies actively use in their work principles of publicity and openness of assessment conducting. Their work is regulated by European Register of Quality Assurance Agencies (EQAR). In this article is described the model of All-Russian Quality Assurance Agencies Register and the ways of its implementation.

Текст научной работы на тему «О подходах к созданию Общероссийского Регистра организаций, удостоверяющих качество образования»

телей вузов // Высшее образование в России. 2013. №2. С. 3-8.

4. Как платят профессорам? Глобальное срав-

нение систем вознаграждения и контрактов / Под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко; пер. с англ. Е.В. Сивак под науч. ред. М.М. Юдкевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. 439с.

5. Боровская М.А, Масыч М.А, Бечвая М.Р.

Сравнительный анализ систем стимулирования персонала высших учебных заведений // Сборник научных трудов Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2012». Вып. 4. Т. 29. Одесса: КУП-РИЕНКО, 2012. С. 80-87.

6. Программа «Развитие науки и технологий»

на 2013-2020 годы. URL: 1тр://минобр-науки.рф

7. Программа «Развитие образования» на

2013-2020 годы. URL: 1тр://минобрнау-ки.рф

8. Указ Президента РФ «О мерах по реализа-

ции государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599.

9. Указ Президента РФ «О мероприятиях по

реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года № 597.

10. Постановление Правительства РФ №583 от 5.08.08 г. с последующими изменениями // «РГ» - Федеральный выпуск № 4727 от 13 августа 2008 г.

11. Трудовой кодекс РФ. URL: http:// www.trkodeks.ru/

Ю.Б. РУБИН, профессор, член-корр. РАО, ректор

А.А. КОВАЛЕНКО, канд. ф.-м. наук Т.А. СЕМКИНА, доцент Э.Ю. СОБОЛЕВА, доцент Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

О подходах к созданию общероссийского регистра организаций, удостоверяющих качество образования

Рынок услуг по оценке качества образования и независимой аккредитации вузов в РФ только вступает в фазу активного развития. Регулирование данного рынка является неотъемлемым условием его процветания. Поэтому проект в рамках ФЦПРО - модель Общероссийского регистра организаций по оценке и аккредитации образовательных программ - вызвал интерес не только российских, но и зарубежных специалистов в области качества и гарантий качества образования. В Европе независимыми агентствами по гарантии качества образования активно реализуются принципы «публичности» и «гласности » проведения экспертиз. Их деятельность регулируется Европейским регистром агентств по гарантии качества (EQAR). В данной статье рассказывается о проекте Общероссийского регистра и возможностях его дальнейшей реализации.

Ключевые слова: регистр, аккредитация, оценка качества и гарантии качества образования, агентства по оценке качества и гарантии качества образования, модель Общероссийского регистра организаций по оценке и аккредитации образовательных программ

Модернизация российской системы профессионального образования привела к ряду позитивных сдвигов, но все еще сохраняются проблемы, требующие принятия энергичных и быстрых мер для преодоления ее отставания от потребностей эко-

номики и общества. Одна из таких проблем заключается в недостаточном участии в экспертизе качества образования студентов, академического и профессиональных сообществ и общественных организаций.

В высоком уровне качества образования

заинтересованы все участники рынка образовательных услуг, однако их конкретные интересы различаются. Поэтому результаты экспертизы качества всегда зависят от того, с каких позиций она проводится. Так, качество, признаваемое государством и учебными заведениями как вполне приемлемое в силу того, что подготовка выпускников соответствует требованиям ФГОС, может оцениваться работодателями и студентами как низкое из-за несоответствия профессиональной подготовки выпускников требованиям современного производства и рынка труда.

Развитие рынка образовательных услуг показало, что наиболее успешными оказались учебные заведения, ориентирующиеся в своей деятельности не только на ФГОС и спрос населения, но и на требования работодателей и рынка труда к уровню и набору итоговых компетенций выпускников. Изменение роли студентов и работодателей в оценке качества образования заставляет учебные заведения повышать качество обучения за счет постоянного мониторинга изменений конъюнктуры рынка труда, быстрого обновления содержания программ, внедрения инновационных методов преподавания, более эффективного использования образовательных и материально-технических ресурсов.

В настоящее время все участники рынка образовательных услуг пришли к пониманию того, что разнонаправленность даваемых ими оценок затрудняет достижение высокого качества образования и необходима согласованная оценка, учитывающая интересы всех сторон и позволяющая выявлять слабые места процесса подготовки специалистов. Развитие мировой системы образования ясно указало, что подобная согласованная оценка качества образования может быть получена только независимым оценщиком, не подведомственным ни органам государственной власти в сфере образования, ни работодателям, ни учебным заведениям, ни союзам студентов [1].

В России создание системы независимой оценки качества профессионального образования стало особенно актуальным в последнее десятилетие по следующим причинам:

1) с развитием рыночной экономики и выходом вузов на международный рынок образовательныхуслуг для многих учебных заведений оценка качества образования с позиции потребителя (работодателей, студентов и выпускников) становится не менее значимой, чем оценка государством;

2) для России как страны, подписавшей Болонскую декларацию, создание и развитие системы независимой оценки качества образования является обязательством;

3) модернизация российской системы образования и активизация деятельности независимых экспертных организаций привели к значительному росту интереса общества и учебных заведений к независимой внешней оценке и общественной аккредитации;

4) традиционный механизм контроля качества образования - государственная аккредитация - основан на четкой стандартизации содержания образования и количественных критериях оценки. Поэтому введение в действие ФГОС, позволяющих учебным заведениям самостоятельно определять от 50 до 70% содержания учебных циклов, и предоставление ряду университетов права обучать студентов по собственным образовательным стандартам неизбежно приведут к тому, что традиционный механизм контроля будет испытывать значительные трудности и понадобится механизм оценки, адекватный новым условиям. Международная практика ясно показала, что таким механизмом является независимая оценка;

5) в 2010 г. закон «Об образовании» был дополнен ст. 33.2, п. 41 которой разрешает при проведении государственной аккреди-тационной экспертизы рассматривать сведения о результатах независимой (обще-

ственной или общественно-профессиональной) аккредитации образовательных организаций (п. 3 ст. 100 ФЗ «Об образовании в РФ»).

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ прямо указано, что до 2020 г. должны быть сформированы механизмы «оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей». Для решения указанной задачи предлагается создать механизмы «участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования» и на их основе - систему «независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения» [2].

Российская система независимой оценки качества профессионального образования в соответствии с духом Болонского процесса должна основываться на дальнейшем расширении автономии учебных заведений и переносе на них основной ответственности за качество профессионального образования, а также - на создании независимых экспертных организаций, действующих в сфере удостоверения качества образования.

Формирование системы независимой оценки качества образования и аккредитации программ и учебных заведений сопровождается развитием рынка услуг в данной сфере. Этот рынок, как и любой другой, требует регулирования, поскольку на нем неизбежно и достаточно быстро появятся организации, которые, активно предлагая учебным заведениям свои услуги, не смогут обеспечить необходимый уровень экспертизы качества образования или просто не станут об этом заботиться. Возможно появление «недобропорядочных» организаций, которые под видом оценки и аккредитации станут лоббировать интересы слабых учебных заведений, стремясь максимально облегчить им прохождение процедур государственной аккредитации.

Поэтому регулирование рынка необходимо проводить не только для защиты интересов уже существующих независимых экспертных организаций-оценщиков качества образования [3], но и для предупреждения появления на рынке недобропорядочных оценщиков, деятельность которых будет наносить вред учебным заведениям и компрометировать идеи независимой оценки качества образования и аккредитации программ и учебных заведений.

Модель формирования Общероссийского регистра организаций (ОРРО), действующих в сфере независимой оценки качества образования и(или)аккредитации Разработка модели регулирования рынка услуг в сфере удостоверения качества образования осуществлялась в 20112012 гг. в рамках соответствующего проекта ФЦПРО.

Предлагаемый механизм регулирования данного рынка заключается в том, что при проведении государственного контроля качества образования, в том числе при принятии решения о государственной аккредитации, результаты независимой оценки качества образования и аккредитации программ и (или) учебных заведений будут учитываться только в том случае, если они были получены экспертными организациями, включенными в Регистр. Для включения в Регистр экспертная организация должна будет пройти внешнюю оценку своей деятельности и получить аккредитацию, чтобы подтвердить свою независимость и соответствие процедур оценки и аккредитации, а также компетентности экспертов и ресурсов установленным требованиям [4].

Включение в Регистр независимой экспертной организации, действующей в сфере удостоверения качества образования, де-факто будет означать:

• признание данной организации государственными органами управления обра-

зованием в качестве органа, осуществляющего экспертизу качества образования;

• удостоверение высокого качества экспертиз, проводимых организацией;

• подтверждение независимости и добропорядочности организации;

• предоставление экспертной организации - члену Регистра дополнительных конкурентных преимуществ.

Регулирование Регистром рынка услуг в сфере удостоверения качества образования должно включать два взаимосвязанных процесса: мониторинг деятельности экспертных организаций и процесс их оценки и аккредитации.

Мониторинг, проводимый Регистром, должен быть постоянным и охватывать все организации, осуществляющие экспертизу качества профессионального образования и (или) аккредитацию программ или учебных заведений. Тем самым Регистр будет получать информацию о состоянии рынка услуг в сфере удостоверения качества образования и принимать необходимые корректирующие меры. Результаты мониторинга будут использоваться Регистром для надзора за деятельностью экспертных организаций -членов Регистра и для проведения оценки и аккредитации организаций, подавших заявление на включение в Регистр.

В отличие от мониторинга, оценка деятельности и аккредитация экспертной организации будут проводиться только в случае подачи ею заявления на вступление в Регистр или продление членства в Регистре. Аккредитация экспертной организации является основанием для принятия решения о ее включении в Регистр или продлении ее членства в Регистре.

Следует подчеркнуть, что поскольку Регистр предназначен не только для защиты интересов уже действующих независимых экспертных организаций, но и для ограждения рынка от «недобропорядочных» организаций, то членство в Регистре не должно рассматриваться федеральными и региональными властями как условие про-

должения экспертными организациями своей деятельности. Более того, государству следует поддерживать репутационно, методически и финансово добропорядочные экспертные организации, не включенные в Регистр, для создания на рынке добросовестной конкуренции.

Регистр позволит учебным заведениям самим выбирать экспертную организацию для независимой оценки и аккредитации реализуемых программ, руководствуясь не только своими предпочтениями, но и репутацией экспертной организации и стоимостью ее услуг.

Мониторинг, оценка и аккредитация экспертных организаций, несомненно, улучшат качество экспертизы в сфере профессионального образования и, как следствие, повысят качество профессионального образования за счет увеличения числа сильных, независимых и успешных российских учебных заведений. Деятельность Регистра будет способствовать как росту взаимного доверия между российскими и зарубежными учебными заведениями, так и повышению мобильности студентов, преподавателей и исследователей.

Согласно сказанному выше, модель формирования Регистра должна включать три составляющие: модель мониторинга деятельности экспертных организаций, модель оценки деятельности и аккредитации экспертных организаций и процедуру принятия решения о включении экспертной организации в Регистр или продлении членства экспертной организации в Регистре.

При разработке проекта учитывалась международная практика «аккредитации аккредитаторов ». В частности, учитывался европейский опыт проведения периодической оценки и аккредитации агентств и создания Европейского регистра удостоверения качества высшего образования [5], включающего агентства, деятельность которых признается всеми европейскими государствами - членами Болонского процесса.

Регистр, его задачи и принципы

Термин «регистр» имеет два значения [6]. В первом значении регистр трактуется как «список, перечень, учетный документ, имеющий правовое значение». Во втором -как «название специального органа, осуществляющего функции надзора в специальной области управления».

Регистр в первом значении соответствует базе данных (при ведении регистра в электронной форме) или реестру (при ведении регистра в бумажной или мануальной форме), то есть представляет собой совокупность документированной информации. Информация должна быть организована в соответствии с требованиями, установленными организацией - владельцем Регистра, и содержать сведения и данные об экспертных организациях -членах Регистра и экспертных организациях, подавших заявление на вступление в Регистр.

Во втором значении регистр понимается как организация, осуществляющая функции по регулированию рынка услуг в сфере удостоверения качества образования, то есть как ОРРО - Общероссийский регистр организаций, представляющий собой систему мониторинга, оценки деятельности и аккредитации экспертных организаций, осуществляющих независимую оценкукачества образования и аккредитацию.

Регистр должен выполнять следующие задачи:

• предоставлять перечень организаций, экспертная деятельность которых соответствует требованиям к уровню экспертизы качества образования, разработанным на основе европейских и международных

стандартов (ESG1, ЕСА2, СНЕА3, INQAAHE 4 и EQAR5, APQN6);

• служить инструментом улучшения деятельности экспертных организаций;

• обеспечивать учебным заведениям возможность выбора экспертной организации для проведения независимой внешней оценки качества образования и аккредитации на основе собственных предпочтений, репутации агентств и стоимости их услуг;

• удовлетворять потребности учебных заведений в независимой оценке качества профобразования в целяхповышения конкурентоспособности программ на рынке образовательныхуслуг и выпускников программ на рынке труда;

• препятствовать созданию и деятельности «аккредитационных фабрик» - сомнительных экспертных организаций, которые поддерживают существование слабых учебных заведений и «фабрик по производству дипломов », лоббируя их интересы;

• способствовать повышению качества профессионального образования и, как следствие, росту числа сильных, независимых и успешных российских учебных заведений;

• способствовать повышению мобильности студентов и преподавателей и тем самым увеличивать степень взаимного доверия между российскими учебными заведениями;

• содействовать признанию результатов обучения в российских учебных заведениях, предоставляя российским и зарубежным учебным заведениям информацию, необходимую для оценки их надежности;

• способствовать установлению взаимного доверия между экспертными орга-

1 Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования.

2 Европейский консорциум по аккредитации в высшем образовании.

3 Совет по аккредитации высшего образования (США).

4 Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании.

5 Европейский регистр гарантии качества.

6 Азиатско-тихоокеанская сеть агентств по гарантиям качества.

низациями, действующими в сфере удостоверения качества образования, и тем самым снижать риск возникновения конфликтов интересов;

• способствовать распространению в обществе, среди студентов, учебных заведений и работодателей информации о целях, задачах, процедурах и критериях независимой внешней оценки качества и аккредитации программ и учебных заведений;

• содействовать признанию экспертных организаций, действующих в сфере удостоверения качества образования, всеми заинтересованными сторонами российского рынка образовательных услуг и обществом в целом;

• гармонизировать деятельность экспертных организаций с европейскими и международными стандартами и правилами в сфере удостоверения качества образования и тем самым содействовать международному признанию российских экспертных организаций.

Требования, устанавливаемые для включения экспертных организаций (ЭО) в Регистр, должны основываться на следующих принципах.

1. Принцип добровольности. Оценка и аккредитация ЭО могут проводиться только в случае подачи ею письменного заявления на включение в Регистр. Членство в Регистре не должно рассматриваться федеральными и региональными властями как условие продолжения ЭО своей деятельности.

2. Принцип свободного доступа ЭО к участию в процессах оценки и аккредитации. Все ЭО, подавшие заявку и признающие принципы, правила и требования, установленные Регистром, должны допускаться к оценке и аккредитации.

3. Принцип объективности оценок. Организация, оценивающая ЭО, должна обеспечивать объективность оценок своей независимостью от экспертной организации-заявителя и от других сторон, заинтересованных в результатах оценки, а также

независимость и компетентность экспертов, проводящих оценку.

4. Принцип воспроизводимости результатов оценок. Воспроизводимость результатов экспертных оценок деятельности ЭО-заявителей должна обеспечиваться: применением правил и процедур, основанных на единых требованиях; проведением проверок и оценок на основе фактических данных; оформлением результатов проверок и оценок в виде отчетов.

5. Принцип достоверности представленных ЭО доказательств соответствия ее деятельности требованиям членства в Регистре. При оценке деятельности ЭО должна оцениваться достоверность представленных организацией доказательств о выполнении требований, установленных для включения в Регистр.

6. Принцип гласности результатов оценки. Информация о результатах оценки деятельности ЭО-членов Регистра или ЭО-заявителей должна публиковаться.

7. Принцип конфиденциальности информации. Должна обеспечиваться конфиденциальность всей информации об ЭО-за-явителе, полученной в ходе оценки организации.

Критерии членства в Регистре

В Регистр может быть включена экспертная организация, соответствующая следующим требованиям.

1. Официальный статус. Экспертная организация должна соответствовать всем требованиям законодательства РФ и быть официально признана государственными органами управления образованием как экспертная организация, осуществляющая на территории России внешнюю оценку и (или) аккредитацию программ и (или) учебных заведений.

2. Срок деятельности. Экспертная организация имеет право подать заявку на включение в Регистр, если она не менее двух лет осуществляет деятельность в сфе-

ре удостоверения качества образования (проводит внешнюю оценку и (или) аккредитации образовательных программ и (или) учебных заведений).

3. Регулярность деятельности. Работа по удостоверению качества образования должна быть основным видом деятельности организации (согласно уставным документам) и осуществляться регулярно, но не менее пяти раз в год.

4. Использование результатов внутренней оценки качества и гарантий качества образования, проведенной оцениваемым учебным заведением. Внешняя оценка программ и (или) учебных заведений должна использовать результаты внутренней оценки качества и гарантий качества образования (отчет о самооценке и другие документы по внутренней гарантии качества образования).

5. Процедуры, критерии и показатели удостоверения качества, используемые экспертной организацией. Экспертная организация должна:

• разработать процедуры, критерии и показатели внешней оценки качества профессионального образования и (или) аккредитации, интегрировав в них требования ESG, ФГОС, стандартов международных агентств, профессиональных стандартов и образовательных бенчмарок;

• опубликовать процедуры, критерии и показатели внешней оценки качества профессионального образования и (или) аккредитации.

6. Ресурсы экспертной организации. Экспертная организация должна располагать человеческими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, достаточными как для эффективной организации и проведения процедур удостоверения качества, так и для обеспечения их постоянного совершенствования.

7. Миссия экспертной организации. Экспертная организация должна опубликовать четко сформулированные цели и задачи своей деятельности; должно быть ясно, что деятельность в сфере удостове-

рения качества образования является ее основной деятельностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Независимость экспертной организации. Экспертная организация должна быть независимой в той степени, которая позволяет ей:

• нести ответственность за свои действия и результаты внешней оценки и (или) аккредитации;

• автономно и независимо от третьих сторон определять и проводить процедуры внешней оценки и (или) аккредитации об-разовательныхпрограмм и (или) учреждений; осуществлять подбор, обучение, сертификацию и назначение внешних экспертов; выносить заключения и рекомендации, содержащиеся в отчетах, обеспечивать независимость заключений и рекомендаций, содержащихся в отчетах.

9. Подбор, обучение, сертификация и обеспечение независимости экспертов организации. Все эксперты, участвующие в процедурах оценки программ и учебных заведений, должны пройти обучение, для того чтобы организация могла гарантировать, что ее эксперты:

■ понимают цели и задачи удостоверения качества образования;

■ способны проводить процедуры оценки программ и учебных заведений в соответствии с нормами и правилами, установленными организацией;

■ умеют оценивать качество и гарантии качества образования на основе критериев и стандартов организации; анализировать документы по внутренней гарантии качества; разрабатывать программу визита в учебное заведение; собирать и анализировать данные и сведения во время визита в учебное заведение; формировать рекомендации и заключения; составлять итоговые отчеты; проводить последующие действия.

Сертификация удостоверяет право экспертов участвовать во внешней оценке программ и учебных заведений, проводимых экспертной организацией. Организация дол-

жна разработать меры по обеспечению независимости своих экспертов.

10. Этапы внешней оценки качества образования, проводимой экспертной организацией. Внешняя оценка качества образования должна, как правило, включать: самооценку образовательных программ и (или) учреждений; визит экспертов в образовательное учреждение; утверждение и публикацию отчета экспертов; последующие действия.

11. Результативность процедур удостоверения качества образования, применяемых экспертной организацией. Процедуры внешней оценки должны вести к достижению заявленных организацией целей и задач оценки, этапы оценки должны выполняться в установленные сроки, а начатые внешние оценки - доводиться до конца и завершаться итоговым отчетом.

12. Отчетность экспертной организации. Экспертная организация должна:

• разработать и утвердить процедуры проведения внутренней оценки своей деятельности (самооценки) и предоставления обществу и всем заинтересованным сторонам отчетности о своей деятельности;

• проходить обязательную внешнюю проверку ее деятельности (не реже одного раза в пять лет) и публиковать отчет о ее результатах.

13. Наличие жалоб и апелляций от проверяемых и (или) аккредитуемых учебных заведений. Учебные заведения в случае несогласия с выводами и заключениями экспертов и (или) работой экспертов должны иметь возможность подать апелляцию или жалобу. Процедуры принятия экспертной организацией решения о качестве образования и (или) аккредитации должны включать (в случае удовлетворения апелляции) возможность изменения выводов и заключений, с которыми были не согласны учебные заведения, и повторного рассмотрения отчета экспертов.

14. Степень удовлетворенности учебных заведений качеством экспертизы. Эк-

спертная организация должна вести мониторинг удовлетворенности учебных заведений качеством экспертизы, для того чтобы получать информацию о качестве процедур оценки и качестве работы экспертов. Мониторинг должен охватывать все аспекты экспертной деятельности и быть направлен на улучшение процедур и критериев экспертизы и работы экспертов.

15. Влияние результатов экспертизы и рекомендаций экспертов на повышение качества образования, предоставляемого учебными заведениями. Экспертная организация должна вести мониторинг влияния результатов оценки и (или) аккредитации на повышение результатов обучения выпускников и уровня обеспечения гарантий качества образования, предоставляемых учебным заведением. Мониторинг должен охватывать аспекты образовательной деятельности учебного заведения, для которых экспертами были вынесены рекомендации по исправлению недостатков и улучшению качества образовательной деятельности.

16. Предоставление экспертной организацией информации, необходимой для проведения мониторинга ее деятельности. Экспертная организация должна размещать в открытом доступе: нормативные документы; описание процедур и критериев оценки и (или) аккредитации; отчеты о результатах внешней оценки и (или) аккредитации.

Организационная структура Регистра

Организационно-правовая форма Регистра должна соответствовать правовой юрисдикции Российской Федерации.

Создание Регистра в форме чисто государственного учреждения противоречило бы как общемировым тенденциям развития образования, так и духу Болонского процесса [7].

Созданию Регистра в форме некоммерческой организации препятствуют два обстоятельства. Во-первых, экспертные орга-

низации, удостоверяющие качество образования, еще не получили в России достаточного общественного признания; общество по-прежнему доверяет только тем организациям, которым доверяет государство. Поэтому экспертным организациям нужна поддержка государства до тех пор, пока общественные гарантии качества образования, подкрепленные репутацией самих организаций, не станут цениться наравне с государственными гарантиями. Во-вторых, из-за слабости институтов гражданского общества репутационная ответственность общественных организаций не может служить препятствием для недобропорядочной практики. Поэтому при создании Регистра как независимой организации появится много структур, которые захотят управлять Регистром, но при этом либо не смогут обеспечить необходимый уровень экспертной деятельности организаций, либо станут лоббировать интересы отдельных организаций.

Создание Регистра в форме коммерческой организации представляется неприемлемым, поскольку направленность ее деятельности на получение прибыли существенно увеличивает риск недобропорядочной работы организации в качестве владельца Регистра.

Следовательно, на современном этапе развития общества и системы образования в России наиболее приемлемой представляется следующая схема. Регистр создается в форме государственной организации, однако последняя сама не проводит внешнюю оценку экспертных организаций, а поручает ее проведение третьей стороне, например экспертной организации, являющейся членом Регистра и получившей международное признание; комиссии экспертов, формируемой из представителей экспертных организаций, академического сообщества, студентов, профессиональных сообществ и объединений работодателей;

комиссии международных экспертов или международным агентствам удостоверения качества и др. Решение о включении экспертной организации в Регистр должно выноситься на основе решения об ее аккредитации, принимаемого коллегиальным совещательным органом Регистра, в состав которого входят представители всех заинтересованных сторон.

Организационная структура Регистра должна обеспечивать:

• проведение мониторинга деятельности всех экспертных организаций, действующих в сфере удостоверения качества образования;

• проведение внешней оценки деятельности и аккредитации экспертных организаций - как членов Регистра, так и организаций-заявителей;

• принятие решения о продолжении членства экспертных организаций в Регистре или включении экспертных организаций в Регистр.

На основании сказанного выше была предложена следующая структура Регистра (рис.).

Функции структурных подразделений Регистра могут выполнять соответствующие подразделения органа государственного управления в сфере образования. Подчеркнем, что организационная структура Регистра отражает тот факт, что Комиссия по экспертизе не входит в структуру Регистра и является независимым оценщиком деятельности экспертных организаций.

Создание и обеспечение функционирования Регистра осуществляются за счет и в пределах средств, полученных:

• от органа государственного управления в сфере образования;

• от проведения внешних оценок экспертных организаций;

• по грантам, в виде пожертвований и т.д.

Распределение основных функций между участниками Регистра

Собственник и владелец Регистра

(орган государственного управления в сфере образования или его соответствующее структурное подразделение):

• определяет организационную структуру Регистра;

• рассматривает и утверждает нормативные документы Регистра;

• формирует политику, принимает принципиальные решения и координирует работу Регистра;

• утверждает решение об аккредитации, принятое Советом по аккредитации. Утвержденное решение об аккредитации является основанием для включения экспертной организации в Регистр;

• принимает решение о включении экспертной организации в Регистр;

• утверждает решение о приостановлении или прекращении членства экспертной организации в Регистре.

Совет по аккредитации является коллегиальным совещательным органом и формируется из представителей всех заинтересованных сторон (экспертных организаций, учебных заведений, студентов, работодателей, государственных органов управления образованием и др.).

Совет по аккредитации экспертных организаций осуществляет следующие функции:

• принимает решения об аккредитации экспертных организаций или об отказе в аккредитации на основании отчетов о результатах оценки их деятельности;

• утверждает состав комиссии экспертов-оценщиков, которой поручается проведение внешней оценки деятельности экспертной организации-заявителя;

• принимает решение о привлечении конкретной экспертной организации к проведению внешней оценки деятельности экспертной организации-заявителя;

• принимает решения по приостановке или прекращению членства экспертных организаций в Регистре;

• рассматривает проекты норматив-ныхи организационно-методических доку-

ментов и готовит предложения по их совершенствованию;

• дает рекомендации по совершенствованию деятельности членов Регистра;

• рассматривает и готовит рекомендации по направлениям международного сотрудничества в области оценки и аккредитации экспертных организаций.

Члены комитета, являющиеся представителями общественных организаций, во время работы в Совете по аккредитации должны выступать как независимые эксперты, действующие в пределах личных компетенций, а не как лоббисты соответствующих сторон.

Апелляционная комиссия рассматривает апелляции и жалобы, поданные экспертными организациями, заявления которых на вступление в Регистр были отклонены Советом по аккредитации. Председатель Апелляционной комиссии является членом Совета по аккредитации по должности, т.е. не имеет права голосовать при принятии решения об аккредитации. Заместитель председателя и члены Апелляционной комиссии не вправе занимать какие-либо другие посты в Регистре. В случае удовлетворения апелляции отчет возвращается в Совет по аккредитации для нового рассмотрения и принятия решения, учитывающего результаты рассмотрения апелляции.

Комиссия по мониторингу деятельности экспертных организаций осуществляет сбор информации об их деятельности, обработку (обобщение и анализ) полученных данных и их интерпретацию, предоставляет результаты мониторинга всем заинтересованным сторонам для принятия необходимых управленческих решений.

Мониторинг охватывает деятельность всех экспертных организаций, действующих на рынке услуг в сфере удостоверения качества образования, - как организаций -членов Регистра, так и организаций, не включенныхв Регистр.

Комиссия по экспертизе проводит оценку деятельности экспертной организа-

ции и не является подразделением Регистра. Согласно сказанному выше, проведение внешней оценки экспертных организаций, подавших заявление на включение в Регистр или являющихся членами Регистра, поручается третьей стороне, например комиссии экспертов, формируемой из представителей академического сообщества, студентов и работодателей и включающей, по крайней мере, одного международного эксперта, или экспертной организации, которая является членом Регистра и имеет международное признание.

Комиссия по экспертизе должна гарантировать: независимость внешней оценки от экспертной организации-заявителя; прозрачность всех этапов проведения оценки; наличие в отчете экспертов достаточно подробной и подтвержденной информации, позволяющей Совету по аккредитации удостовериться в том, что организация-заявитель выполняет критерии членства в Регистре.

Камеральный анализ отчета о самооценке и визит в экспертную организацию являются, как правило, обязательными этапами оценки экспертной организации. Однако при оценке ЭО, имеющей международное признание, например членство в ENQA, оценка может быть проведена только на основе камерального анализа отчета о результатах самооценки без визита в экспертную организацию.

Комиссия по оценке и аккредитации не принимает непосредственного участия в оценке деятельности экспертной организации; в ее функции входят: подготовка материалов для принятия решений Советом по аккредитации; инспекционный контроль экспертных организаций - членов Регистра; уведомление Совета по аккредитации о необходимости приостановки или прекращения членства ЭО в Регистре; предоставление экспертной организации-заявителю разъяснений по вопросам, связанным с проведением процедур оценки и аккредитации. Комиссия не может предоставлять экспертным организациям консультационные ус-

луги, которые были бы направлены на обеспечение их аккредитации.

Информационно-аналитический центр ведет реестр экспертных организаций, включенных в Регистр; участвует в разработке процедур и критериев оценки соответствия ЭО требованиям членства в Регистре, а также программ обучения и (или) тренинга экспертов, назначенных для оценки деятельности экспертных организаций; формирует и ведет банк нормативных и организационно-методических документов по оценке и аккредитации ЭО; распространяет информацию о включении, приостановке или прекращении членства ЭО в Регистре.

Секретариат отвечает за повседневную деятельность и управление Регистром. Он поддерживает работу всех других подразделений Регистра и служит местом контакта для третьих сторон. Секретариат взаимодействует с экспертными организациями-заявителями в тех случаях, когда представленные ими документы были неправильно составлены.

Структура базы данных Регистра

Регистр как база данных должен включать сведения об экспертных организациях - членах Регистра, об экспертных организациях, проходивших оценку и аккредитацию, организациях, подавших заявку на включение в Регистр. Структура базы данных регистра может содержать следующие разделы.

Раздел 1 - сведения об экспертной организации, результаты рассмотрения ее заявления на вступление в Регистр, результаты проведения периодических оценок ее соответствия требованиям Регистра (для членов Регистра).

Раздел 2 - сведения о деятельности ЭО в сфере удостоверения качества образования (оценка и аккредитация на институциональном и программном уровнях; оценка систем менеджмента качества образования, развитие методологии оценки и аккредитации и др.).

Раздел 3 - информация о применяемых ЭО определениях качества, методах оценки результатов обучения и гарантий качества образования (экспертная оценка; отчет экспертов; мониторинг проведения последующих действий; проведение акк-редитационных экспертиз; подготовка материалов для принятия аккредитационных решений и др.).

Раздел 4 - сведения о выполнении ЭО критериев членства (включения) организации в Регистре.

Раздел 5 - информация обо всех внешних оценках и (или) аккредитациях образовательных программ и учреждений, ранее проведенных ЭО, которая является членом Регистра или подала заявление о включении в Регистр.

Модели мониторинга, оценки и аккредитации экспертных организаций

На первом этапе проекта были разработаны принципы, механизмы и модели мониторинга, оценки и аккредитации ЭО, действующих в сфере независимой оценки качества профессионального образования и аккредитации.

На втором этапе проекта проведена апробация моделей мониторинга деятельности, оценки и аккредитации ЭО на примере двух российских экспертных организаций, действующих в сфере удостоверения качества профессионального образования: Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) и Ак-кредитационного центра Ассоциации инженерного образования России.

Результаты апробации моделей показали, что модели не имеют недостатков, требующих внесения в них каких-либо существенных изменений, и позволяют получать независимую, объективную и полную информацию о деятельности экспертной организации и проводить ее оценку и аккредитацию.

Апробация моделей позволила также

изучить возможности внедрения моделей в практику независимой оценки качества профессионального образования.

На основе рекомендаций, полученных при апробации, модели мониторинга, оценки и аккредитации были доработаны. На их основе были выработаны методические рекомендации по внедрению моделей федеральными и региональными государственными органами управления образованием, объединениями работодателей, крупными работодателями и общественными организациями.

Критерии принятия Советом по аккредитации решения об аккредитации

Комиссия по экспертизе при оценке деятельности экспертных организаций, вступающих в Регистр или подтверждающих свое членство в Регистре, основывается на оценке соответствия деятельности ЭО критериям членства в Регистре. На основании утвержденного отчета экспертов Комиссия готовит материалы для принятия Советом по аккредитации решения об аккредитации экспертной организации-заявителя или об отказе в аккредитации.

Совет по аккредитации принимает решения об аккредитации, руководствуясь следующими критериями (схема).

Оцениваемая экспертная организация,

которой было отказано в аккредитации, должна иметь право подать апелляцию. Апелляционная комиссия Регистра может рассматривать апелляцию в соответствии с официальной процедурой и в случае ее удовлетворения возвращает отчет экспертов в Совет по аккредитации для нового рассмотрения и принятия решения, учитывающего результаты апелляции.

Принятие решения о включении экспертной организации в Регистр

После принятия решения об аккредитации экспертной организации-заявителя материалы аккредитационного дела поступают к руководителю Регистра для принятия решения о включении ЭО в Регистр. Для повышения объективности принимаемого руководителем решения о включении организации в Регистр наряду с результатами аккредитации учитываются также и результаты мониторинга деятельности экспертной организации-заявителя, в том числе и текущего.

Присуждение ЭО аккредитации без условий означает, что она полностью соответствует требованиям включения в Регистр и потому, как правило, будет включена в Регистр. Тем не менее аккредитация без условий не подразумевает автоматического включения экспертной организации-заявителя в Регистр. Для большей объективности решений полно-

Схема

Решение об аккредитации Соответствие критериям членства в Регистре Качество экспертной деятельности

Аккредитация без условий сроком на 5 лет Полное соответствие Высокое

Хорошее

Аккредитация с условием сроком на 3 года Соответствие в основном Высокое

Хорошее

Отказ в аккредитации Частичное соответствие Хорошее

Приемлемое

Не соответствует Приемлемое

Низкое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мочия Совета по аккредитации и руководителя Регистра разделены, поэтому руководитель, опираясь на данные текущего мониторинга деятельности экспертной организации-заявителя, может отказать организации во включении в Регистр.

Присуждение ЭО аккредитации с условием означает, что она в основном соответствует требованиям членства в Регистре и потому может быть включена в Регистр. Тем не менее руководитель Регистра, опираясь на данные текущего мониторинга деятельности экспертной организации-заявителя, также может отказать организации во включении в Регистр.

Решение о включении ЭО в Регистр поступает в Информационно-аналитический центр, и организация, ставшая членом Регистра, вносится в реестр, а информация, собранная в ходе ее оценки и аккредитации и принятия решения о включении в Регистр, заносится в базу данных Регистра.

Надзор за деятельностью экспертных организаций - членов Регистра

Одним из инструментов улучшения деятельности в сфере экспертизы качества профессионального образования является надзор за деятельностью экспертных организаций - членов Регистра, который осуществляется как в форме мониторинга деятельности ЭО, так и в формате инспекционных визитов в экспертные организации.

Мониторинг деятельности ЭО, включенных в Регистр, осуществляется Комиссией по мониторингу, которая предоставляет результаты мониторинга руководителю Регистра, Совету по аккредитации, Комиссии по оценке и аккредитации.

Комиссия по оценке и аккредитации организует и проводит инспекционные визиты в экспертные организации - члены Регистра. Визиты могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Внеплановые визиты проводятся в случаях: поступления жалоб на действия экспертной организации; наличия трех и более апелляций от

учебных заведений; результатов мониторинга, указывающих на нарушения в деятельности организации; прямого поручения Совета по аккредитации и (или) руководителя Регистра.

Совет по аккредитации на основании заключения и отчета Комиссии по оценке и аккредитации о результатах инспекционного визита может принять решение о приостановке или прекращении членства экспертной организации в Регистре. После утверждения решения руководителем Регистра членство ЭО в Регистре приостанавливается или прекращается.

Аккредитация аккредитаторов

В настоящее время в России в сфере внешней оценки и (или) аккредитации образовательных программ и учебных заведений, оценки внутренних систем обеспечения качества образования действуют ряд организаций. Международная и российская практика показывает, что независимая оценка и аккредитация позволяют учебному заведению достаточно быстро улучшить результаты обучения и повысить гарантии качества образования, добиться доверия со стороны основных потребителей образовательных услуг учебного заведения. Поэтому рынок услуг по удостоверению качества образования должен быть открыт для всех добропорядочных независимых оценщиков, поддерживая тем самым конкурентную среду и обеспечивая учебным заведениям возможность выбора организации-оценщика.

Вместе с тем очевидно, что экспертные организации не могут бесконтрольно вести оценку и аккредитацию и должны также быть объектами оценки и аккредитации. Аккредитация аккредитаторов в США уже достаточно давно проводится Советом по аккредитации высшего образования США (The Council for Higher Education Accreditation - CHEA), в Европе в 2008 г. с той же целью был создан EQAR, а в России разработана модель Общероссийского регистра

организаций, призванного упорядочить отношения в сфере удостоверения качества образования и сформировать процедуры оценивания и аккредитации экспертных организаций.

Данная модель Регистра является замкнутой, поскольку включает все инструменты мониторинга и оценки деятельности экспертных организаций, необходимые для принятия решений об аккредитации и включении ЭО в Регистр. Кроме того, критерии оценки и аккредитации ЭО согласованы с требованиями членства в ENQA и EQAR, поскольку они разрабатывались на основе европейских стандартов ESG, и в то же время отражают российскую специфику. Кроме того, разработчики проекта не стремились прорабатывать детали, поскольку считали, что это лучше сделать в ходе функционирования Регистра.

В заключение хотелось бы отметить, что к этому проекту было привлечено внимание общественности. Проект проходил экспертизу и получил одобрение в Европейском регистре агентств по гарантиям качества (EQAR) и Европейской ассоциации гарантий качества образования (ENQA). В заключительном мероприятии в ноябре 2012 г. приняли участие вице-президент ENQA г-жа Х. Кекалайнен и исполнительный директор EQAR г-н К. Тюк, которые подтвердили правильность идей,

положенных в основу модели формирования Регистра.

Литература

1. Рубин Ю.Б. Формирование эффективных

стратегий взаимодействия в сфере оценки гарантий качества образования в мировой и российской практике // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 7-10.

2. Концепция долгосрочного социально-эко-

номического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

3. Соболева Э.Ю. Обеспечение конкуренто-

способности экспертных организаций в сфере образовательного аудита // Современная конкуренция. 2012. №6.

4. См.: Рубин Ю.Б, Соболева Э.Ю. Внутрен-

ние гарантии качества процедур независимой аккредитации в образовании // Высшее образование в России. 2011. №2. С. 12-23.

5. См.: Соболева Э.Ю. Развитие экспертных

организаций в сфере образования // Высшее образование сегодня. 2012. №12.

6. Советский энциклопедический словарь. М.:

Советская энциклопедия, 1980. 1600 с.

7. Report to the London conference of ministers

on a European Register of Quality Assurance Agencies. ENQA, Occasional Papers 13. Helsinki, 2007.

8. EQAR Annual Report 2011.

9. EQAR External Evaluation Report 2011.

g

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ имени Ивана Федорова

Центр дополнительного образования в области медиаиндустрии Семинары:

■ «Всё о полиграфии за 4 дня!» - новый ежемесячный мастер-класс!

■ «Флексографские краски в производстве упаковки. Контроль качества печати» — новый!

■ «Все о трафаретной печати» - новый!

■ «Современная технология глубокой печати» - новый!

■ «Медиапланирование» — новый!

■ «Психология рекламы» — новый!

Курсы:

■ «Редакторское мастерство в современных условиях»

■ «Технология флексографской печати» (72 ч.)

■ «Технология и стандартизация офсетного производства» (72 ч.) —

новый!

■ «Создать сайт с нуля за 4 занятия!» (16 ч.)

■ «Векторное рисование» (20-40 ч.)

■ «Художественная обработка фотографий» (30-60 ч.)

Профессиональная переподготовка (в течение года):

■ «Современная технология полиграфического и упаковочного производства с применением новейших методов управления качеством»

■ «Графический дизайн» (1,5 года)

■ «Редакторская подготовка изданий (книгоиздание, печатные СМИ)»

■ «Современные технологии управления книжным бизнесом»

■ «Реклама»

Консалтинг (по заявкам предприятий)

Программы - на сайте

www.mgup.ru/Центр дополнительного образования Заявки принимаются по тел/факс: (499) 977-80-70, тел: (499) 976-33-76, (495) 608-23-29, e-mail: [email protected], [email protected]

Иногородним слушателям предоставляется общежитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.