Заключение
Таким образом, необходимым психолого-педагогическим условием подготовки кадров нового поколения является взаимодействие педагогов и студентов, направленное на обеспечение условий для более адекватного осознания студентами путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе, что может обеспечить педагогическое сопровождение.
Решение проблемы активизации процессов самоопределения студентов, оказание психолого-педагогической поддержки процессов личностного и профессионального самоопределения происходят путем включения студентов в различные виды деятельности.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М., 2015. 240 с.
2. Ретунская Т. Н. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 74-79.
3. Концепция воспитательной работы Северского технологического института - филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» на 2015-2020 годы. Северск, 2015.
4. Медведев В. Е., Татур Ю. Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 46-56.
References
1. Zeer E. F. Psihologiya pnofessional'nogo razvitiya [Psychology of Professional Development]. Moscow, 2015, 240 p. (In Russian).
2. Retunskaya T. Lichnostnoe i professional'noe samoopredelenie studentov v processe obucheniya [Personality and professional self-determination of students in the learning process]. Higher education in Russia, 2009, no. 7, pp. 74-79. (In Russian).
3. Koncepciya vospitatel'noj raboty Severskogo tekhnologicheskogo instituta - filiala federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya "Nacional'nyj issledovatel'skij yadernyj universitet "MIFI" na 2015-2020 gody [The concept of educational work of the Seversk Technological Institute - a branch of the federal state autonomous educational institution of higher professional education "National Research Nuclear University" MEPhI "for 2015-2020]. Seversk, 2015. (In Russian).
4. Medvedev V. Ye., Tatur Yu. G. Podgotovka prepodavatelya vysshej shkoly: kompetentnostnyj podhod [Preparation of a teacher of higher education: competence approach]. Higher education in Russia, 2014, no. 11, pp. 46-56. (In Russian).
УДК/UDC 378.02:372.8 Е. А. Румбешта, Е. С. Кисленко
E. Rumbeshta, E. Kislenko
О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБщЕСТВА
ON THE PREPARATION OF PHYSICS TEACHERS TO THE ORGANIZATION OF TRAINING OF STUDENTS OF SECONDARY SCHOOLS ON THE BASIS OF MODERN TECHNICAL NEEDS OF THE SOCIETY
Введение. В статье рассматривается качество современного естественно-научного образования и возникшие в связи с этим проблемы подготовки современного учителя физики. В настоящее время, как указывается во многих документах по высшему образованию и в программе развития страны, имеется недостаток инженерно-технических кадров. Это вызвано недостаточно качественным набором абитуриентов на технические специальности в вузе и их слабой мотивацией к обучению. Данные проблемы возникают уже в школе. Решить эти проблемы может только учитель.
Авторами предлагается модель подготовки современного бакалавра педагогического образования — учителя физики. Для качественной подготовки бакалавров разработана модель обучения, реализующаяся на предметах методической направленности и опирающаяся на значительную самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя. Подготовка студентов к активизации обучения физике и ориентации учеников на техническое образование ведется поэтапно, с распределением учебных заданий на четвертом и пятом курсах обучения.
Introduction. The article says the quality of modern science education and arising in connection with this problem of training of modern teachers of physics. At present, as indicated in many higher education documents, there is a lack of engineering and technical personnel in the country's development programme. This is due to the lack of quality set of applicants for technical specialties and their weak motivation in teaching at the University. These problems occur in school. Only a teacher can solve these problems. The authors propose a model of modern bachelor of pedagogical education — physics. For special training of bachelors built model of training, implemented on the subjects of methodical orientation and based on a significant independent work of students under the guidance of a teacher. Preparation of students to enhance the teaching of physics and orientation of students to technical education is built in stages, with the distribution of educational tasks in the fourth and fifth courses.
Ключевые слова: мотивация к обучению физике, ориентация на техническое образование, домашние опыты, практико-ориентированные проекты, исследовательские проекты, модель подготовки будущих учителей.
Keywords: motivation for teaching physics, focus on technical education, home experiments, practice-oriented projects, research projects, model of training future teachers.
Российское государство в настоящее время переживает период изменений и разрешения многих проблем. Проблемы существуют и в естественно-научном образовании школьников, и в подготовке современного учителя, в частности учителя физики.
По мнению В. В. Путина, «Главная проблема сегодняшней российской экономики — это ее крайняя неэффективность. Производительность труда в России остается недопустимо низкой. Нам нужно возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров» [13]. «Необходимы возможности ранней профориентации и практической подготовки», — отмечает генеральный директор WorldSkills Russia Р. Уразов [2].
В указе Президента РФ от 07.05.2018 одна из задач направлена на формирование мотивации на рабочие профессии, делается акцент на инженерном образовании [16]. Инженерное образование, таким образом, нуждается в грамотных и мотивированных студентах, то есть подготовленных учителями к его получению школьниках.
Проблема инженерного образования проявляется не только в России, но и за рубежом. Исследования, проведенные ведущим рейтинговым агентством «Эксперт» [1], отражают дефицит инженерных кадров. В США в 2008 г. только 4 % бакалавров получили подготовку по инженерным специальностям.
Потребность в квалифицированных инженерных кадрах удовлетворена в Японии на 80 %, в Индии — на 67 %, в Бразилии — на 57 %, в США — на 52 %, в России — на 45 %, в Китае — на 24 % [1].
Качество естественно-научного образования в современных условиях становится ареной конкурентной борьбы между странами и является важнейшим фактором экономического развития каждой страны. Томские преподаватели крупного технического вуза в своих исследованиях по данной проблеме отмечают одну из существенных причин этого явления [15; 5]. Это уменьшение интереса к техническому образованию, которое возникает еще в школе и проявляется низкой подготовкой школьников и, соответственно, трудностями в усвоении базового курса физики в вузе.
О низком уровне подготовки школьников по физике говорят проведенные исследования. Число выбравших и сдававших выпускной экзамен по физике российских школьников с 2010 по 2017 г. уменьшилось с 213 186 до 155 000. Средний балл за эти годы колеблется в пределах 50, что недопустимо низко.
Имеющийся в Томской области уровень результатов ЕГЭ по физике приводит к тому, что томские вузы вынуждены устанавливать в большинстве случаев низкие проходные баллы для поступающих на технические направления обучения [7; 8].
Анализ результатов программ (framework) этих исследований показывает, что содержание и методика школьного естественно-научного образования в России не являются обособленными или уникальными и в целом соответствуют мировым тенденциям. В то же время российский подход к изучению естественно-научных предметов больше ориентирован на воспроизведение знаний, а не на их применение или освоение способов действий, присущих естественным наукам: исследования и научную аргументацию [11; 4].
Эта особенность (вероятно, исторически сложившаяся) проявляется уже в начальной школе,
усиливается в 8-м классе и сохраняется даже для учащихся, выбирающих естественно-научный предмет (физику) в качестве своей специализации. Таким образом, необходимо обратить внимание на непрерывное естественно-научное образование наших школьников [6; 9; 12].
Результаты международных исследований также косвенно свидетельствуют об эффективности непрерывного школьного естественно-научного образования [11].
В этом отношении Российская Федерация явно оказалась в невыгодном положении. В соответствии с ФГОС основного общего образования в 5-6-х классах среди естественно-научных предметов, обязательных для изучения, отсутствует интегрированный предмет «Природоведение» (естествознание), а есть лишь биология и география. Между тем именно в возрасте 10-12 лет (что соответствует 5-6-му классам) дети отличаются повышенной любознательностью, стремлением исследовать природу, проводить и даже придумывать интересные эксперименты. Во всех странах у школьников в этом возрасте наиболее активно формируются первоначальные исследовательские умения, основы естественно-научной грамотности и научного мировоззрения, причем делается это, как правило, в рамках интегрированного предмета «Естествознание» (Science), аналог которого в течение многих лет присутствовал и в российской (советской) школе. Двух-, трехлетний разрыв в полноценном естественно-научном образовании (только с 7-го класса в российской школе начинается изучение физики и с 8-го — химии) приводит к утрате многими учащимися интереса к естественным наукам, забываются даже те первоначальные естественно-научные знания и умения, которые осваивались в начальной школе в рамках предмета «Окружающий мир» [11; 12].
Все вышесказанное говорит о том, что достаточно явно проявлена проблема: школьное физическое образование нуждается в изменениях, способствующих повышению уровня естественнонаучной грамотности, повышению интереса к физике как науке и ее практическому применению, развитию стремления школьников к получению технического образования.
Решить проблему усиления практической подготовки школьников ряд исследователей предлагает через введение разработанной ими программы по физике для 7-9-х классов с усилением ее практической направленности [10]. Это достаточно эффективный подход к изучению предмета, но он не решает всей проблемы. Существует необходимость усиления мотивации на изучение физики школьниками и более ранней ориентации их на технические профессии, а значит — на выбор профиля в старших классах. Таким образом, решение проблемы лежит в рамках основной школы.
Это означает, что нужен особый пропедевтический курс, который ориентирует учеников на изучение физики как основы будущих инженерных специальностей, на подготовку которых ориентированы томские университеты.
Подготовку учеников к изучению физики на основе разработанного авторами элективного пропедевтического курса целесообразно начинать с 5-го класса [14; 8]. Это обусловлено психологическими особенностями учащихся данного возраста. Исследователи в области педагогической психологии установили, что на возраст, соответствующий 5-6-му классам, приходится максимум сензитивного периода развития функциональной системы интеллекта, задачей которого является освоение окружающего мира [14]. Именно в этот период ученики задают большое число вопросов и пытаются ответить на них.
Этот период развития учеников наиболее благоприятен для формирования умений наблюдения физических явлений, измерения величин, объяснения явлений, конструирования моделей, желательно действующих, а далее возникшую мотивацию школьников необходимо поддерживать. Для этого необходимо изменить подход к изучению физики в 7-9-х классах, что требует изменений в подготовке учителя.
Авторами разработана модель подготовки будущих учителей физики для решения названных проблем (рис. 1).
Процесс профессиональной подготовки построен, как указано в модели, непрерывно и последовательно. Бакалавры пробуют выстроить содержательную программу мотивирующего на изучение физики пропедевтического курса для учащихся 5-6-х классов, обсуждают ее и корректируют. Изучают разработанную авторами программу [14], посещают занятия (программы внедряются, кроме школы № 197 г. Северска, в Центре дополнительного физико-математического образования при ТГПУ), осуществляют пробы проведения занятий. Содержательно курс состоит из двух частей. Для учащихся 5-го класса совместно со студентами разработан курс «Изучаем технические открытия. Пробуем конструировать», например изучение изобретения парусников и его истории. Ученики конструируют парусные кораблики, испытывают их и обсуждают. Для учащихся 6-го
Подготовка будущих учителей физики к ориентации школьников на технические профессии
Принципы: Этапы подготовки Содержание
- непрерывности; - самостоятельной активности; - совместной оценки деятельности и рефлексии 1. Подготовка к организации пропедевтического обучения физике; появлению интереса к предмету —► 1. Разработка пропедевтического элективного курса для учащихся 5-6-х классов практико-технической направленности. Моделирование и проба курса
2. Подготовка бакалавров к обучению физике учащихся 7-8-х классов с поддержанием интереса к предмету, его техническому применению 2. Подбор материалов по техническому применению физики и знакомство учащихся с ними. Организация моделирования опытно-практической работы для развития практических умений школьников. Разработка и апробирование мини-проектов по физике технического содержания
—»
3. Подготовка бакалавров к закреплению интереса учащихся 9-го класса к физике, технике; развитию мотивации на выбор естественнонаучного или физико-математического профиля
—► 3. Разработка бакалаврами уроков с элементами исследования, содержания исследовательских проектов
1
Результат Умение формирования интереса к физике и его технической направленности; создание предметной базы и мотивации для выбора естественно-научного или физико-математического профиля и дальнейшего получения технического образования
Рис. 1. Модель подготовки будущих учителей физики
класса — курс «Физика в быту. Моделируем элементы домашней техники», где изучается телефон, создается модель на основе устройства первых телефонов [12; 8].
Таким образом, будущие учителя получают небольшую частично активную практику по обучению и мотивированию на физику учеников 5-6-х классов. Студенты разрабатывают анкету по выявлению мотивации учащихся 7-го класса на изучение физики. Сравнивают свою анкету с авторской. Анкета корректируется.
После изучения содержания учебников 7-го класса разных авторов студенты подбирают дополнительные материалы по практическому применению изучаемых школьниками законов, явлений, предъявляют их на занятии, обсуждают, как их предъявить ученикам. Проектируют домашние опыты к соответствующим темам. Тематика домашних опытов должна вызывать интерес учащихся, давать дополнительные знания, включить учеников в доступную практическую деятельность, показать применение изучаемого материала в технике и быту. Разработанная студентами система вопросов к опытам помогает ученикам разобраться в сущности физического материала и его практической ценности. Пример задания к одному из опытов: попробуйте встать со стула, не нагибая спины. Объясните эффект. Приведите практические применения изучаемого вопроса.
Разрабатываются некоторые мини-проекты для проведения их на уроке. В содержание мини-проекта обязательно включаются опыты или демонстрация практического характера. Например, обобщающий урок по тепловым явлениям строится как мини-проект, где ученики на опытах демонстрируют и объясняют изученные явления. Подчеркивают применение их в быту и природе.
Следующим видом деятельности студентов является создание базы практико-информацион-ных и исследовательских проектов для учащихся 9-го класса. Для подготовки к включению школьников в длительную проектную деятельность каждый студент выбирает тему и разрабатывает проект на основе полученного опыта мини-проектов и изучения литературы. В этой деятельности студентам помогает их участие как членов жюри в ежегодном конкурсе проектов школьников, проводимом Центром дополнительного физико-математического образования ТГПУ и физико-математическим факультетом.
После анализа тематики учебника и поиска литературы студенты взяли за основу практико-исследовательские мини-проекты, которые можно планировать, частично начинать на уроке и продолжать при желании дома, на тему «Физика в быту» [17]. Ниже предлагается содержание некоторых мини-проектов:
1. Исследование видов теплопередачи.
2. Работа и мощность электрического тока.
3. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников в классе и квартире.
4. Дефекты зрения.
Бакалавры самостоятельно прорабатывают тематику и разрабатывают план мини-проекта, подбирают литературу, которую можно порекомендовать ученикам. При обсуждении организации проведения проекта совместно с учениками принимают решение сделать проекты групповыми. Также создают карты проектов для групп учащихся, которые не могут сразу самостоятельно включиться в разработку мини-проекта. В картах содержится способ выполнения, представления и пункт рефлексивной оценки деятельности. Самостоятельно студенты выделяют универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся. Отмечают, какие действия поддерживают мотивацию, развивают практические умения и элементы технического мышления.
В 9-м классе учащиеся продолжают углубленно изучать предмет, развивать практические, экспериментальные и коммуникативные умения на основе проектов, в которых отражается техническое применение физики. Такие проекты делают не все учащиеся класса, но все присутствуют при их представлении, что также настраивает некоторых учащихся на выполнение проектов и ориентирует на техническое образование. Важность технического образования на современном этапе развития страны может быть доведена до учащихся через оценку важности такого образования президентом, который отмечает, что «... сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства» [3].
Темы проектов могут быть несколько шире тематики 9-го класса. Ученики, получая новые знания и умения, могут более осмысленно выбрать свой профиль обучения в 10-м классе. Примеры проектов студентов, разработанных для учащихся: «Создание модели телескопа», «Применение в технике закономерностей движения по окружности», «Физика и музыка. Электронные инструменты», «Явление электромагнитной индукции и способы выработки электрической энергии», «Свойства электромагнитных волн разного диапазона», «Атомная энергетика в Томской области».
Самостоятельное выполнение, предъявление, обсуждение проектов, рефлексивная оценка на занятии позволяют бакалаврам понять практические затруднения, которые могут возникнуть у учителя в процессе организации такого рода деятельности.
Разработка проектов ведет к учету формируемых у учащихся регулятивных действий. На пробах разработки групповых проектов студенты самостоятельно осваивают и ряд коммуникативных действий. Процесс названной подготовки продолжается с уточнением способов подготовки, форм и методов. Имеются предварительные результаты анализа анкеты, предложенной бакалаврам 4-го и 5-го курсов.
Анкета для бакалавров 4-го курса.
1. Насколько актуально, по Вашему мнению, проведение пропедевтического курса для учащихся 5-6-го класса как средства повышения мотивации к физике, технике?
2. Проводили ли бы Вы пропедевтические курсы, если бы представилась такая возможность?
3. Чему Вы научились в результате проведенной подготовки?
4. Что бы Вы хотели еще узнать, смоделировать, чтобы более эффективно мотивировать школьников к техническому образованию?
Анкета для бакалавров 5-го курса.
1. Чему Вы научились при составлении моделей программ пропедевтического курса на пробных занятиях? Актуален ли курс для мотивирования на обучение физике?
2. Каково, по Вашему мнению, значение домашних опытов при изучении теоретического материала физики для развития учащихся?
3. Какими должны быть домашние опыты, чтобы заинтересовать школьников физикой?
4. Чем, по Вашему мнению, различается проектная деятельность школьников в 8-м и 9-м классах? Вы готовы ее организовывать?
5. Сформулируйте мнение о полезности подготовки Вас как учителя физики к мотивированию школьников на предмет и их ориентацию на технические специальности.
Проведенное анкетирование подтвердило необходимость дополнительной подготовки студентов по названной тематике, позволило улучшить систему подготовки. Все студенты, участвующие в эксперименте, оценили его полезность.
Предложенная модель подготовки будущих учителей физики дорабатывается, но уже сейчас видна ее эффективность и полезность при обучении физике.
Литература
1. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL: http://asi.ru/ (дата обращения: 14.07.2017).
2. Билет в будущее: школьники смогут примерить профессии на себя [Электронный ресурс]. URL: https://proforientator.ru/ publications/articles/detail.php?ID=10087 (дата обращения 01.06.2018)
3. Бредгауэр В. А., Матвеева И. А. Развитие инженерного мышления обучающихся в условиях интеграции и преемственности в естественнонаучном образовании // Формирование инженерного мышления в процессе обучения : материалы междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 27-37.
4. Демидова М. Ю. Основные результаты естественно-научной части исследования TIMSS для начальной школы // Педагогические измерения. 2017. № 2. С. 30-34.
5. Ерофеева Г. В., Склярова Е. А. Преподавание физики в техническом ВУЗе на современном этапе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 4 (119). С. 248-250.
6. Камзеева Е. Е. Особенности выполнения российскими восьмиклассниками заданий по естествознанию международного исследования TIMSS // Педагогические измерения. 2017. №2. С. 56-62.
7. Кисленко Е. С. Ориентация младших школьников на изучение физики через организацию элективных курсов практической направленности // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2016. С. 99-102.
8. Кисленко Е. С. Проблема инженерной подготовки в ВУЗе и пропедевтический курс физики в школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. Вып. 12. С. 56-62.
9. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. Успешная школа и эффективная система образования: какие факторы помогают приблизиться к идеалу? (По данным исследования PISA-2015) // Педагогические измерения. 2017. № 2. С. 69-80.
10. Программа для 7-9 классов. Физика / Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, В. Г. Разумовский, А. А. Фадеева // Физика в школе.
2016. № 2. С. 14-31.
11. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA / А. Ю. Пентин, С. Г. Ковалева, Е. И. Давыдова, Е. С. Смирнова // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 79-109.
12. Пентин А. Ю. От задачи формирования естественнонаучной грамотности к необходимым компетенциям учителей естественно-научных дисциплин // Непрерывное педагогическое образованием. 2012. № 1. С. 158.
13. Послание Президента РФ Федеральному собранию от12.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_138990/ (дата обращения: 22.09.2017).
14. Румбешта Е. А., Кисленко Е. С. Пропедевтический курс по физике для 5-6-х классов как средство развития интереса к предмету и его практической составляющей // Вестник Томского государственного педагогического университета.
2017. Вып. 4 (181). С. 57-63.
15. Склярова Е. А., Ерофеева Г. В., Пескова Е. С. Информационно-коммуникационные технологии в вузе и школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 11 (89). С. 74-76.
16. Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-204-ot-7-maja-2018-goda-07-05-2018.html (дата обращения 03.06.2018).
17. Хакимова А. Х., Румбешта Е. А. Мини-проекты по физике в основной школе как средство формирования учебных умений и интереса к предмету // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 7 (122). С. 223-228.
References
1. Agentstvo strategicheskikh initsiativ [Agency for Strategic Initiatives]. Available at: http://asi.ru/ (accessed 14.07.2017). (In Russian).
2. Bilet v budushcheye: shkol'niki smogut primerit' professii na sebya [Ticket to the future: schoolchildren will be able to try on the profession for themselves]. Available at: https://proforientator.ru/publications/articles/detail.php?ID=10087 (accessed 01.06.2018). (In Russian).
3. Bredgauer V. А., Matveeva I. А. Razvitiye inzhenernogo myshleniya obuchayushchikhsya v usloviyakh integratsii i preyemstvennosti v yestestvennonauchnom obrazovanii [Development of engineering thinking of students in the conditions
of integration and continuity in natural science education]. Materials of the international scientific-practical conference "Formation of engineering thinking in the learning process". Yekaterinburg, 2016, pp. 27-37. (In Russian).
4. Demidova M. Yu. Osnovnyye rezul'taty yestestvenno-nauchnoy chasti issledovaniya TIMSS dlya nachal'noy shkoly [Main results of the natural-science part of the research of the TIMSS for elementary school]. Pedagogical measurements, 2017, no. 2, pp. 30-34. (In Russian).
5. Erofeeva G. V., Sklyarova E. A. Prepodavaniye fiziki v tekhnicheskom VUZe na sovremennom etape [Teaching Physics in a Technical University at the Present Stage]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol. 4 (119), pp. 248-250. (In Russian).
6. Kamzeeva E. E. Osobennosti vypolneniya rossiyskimi vos'miklassnikami zadaniy po yestestvoznaniyu mezhdunarodnogo issledovaniya TIMSS [Specifics of the Russian eighth-graders performing tasks in the natural sciences of the international study TIMSS]. Pedagogical measurements, 2017, no. 2, pp. 56-62. (In Russian).
7. Kislenko E. S. Oriyentatsiya mladshikh shkol'nikov na izucheniye fiziki cherez organizatsiyu elektivnykh kursov prakticheskoy napravlennosti [Orientation of younger schoolchildren to the study of physics through the organization of elective practical courses]. Materials of the IX International Scientific and Practical Conference "Teaching Natural Sciences, Mathematics and Computer Science at the University and School". Tomsk, 2016, pp. 99-102. (In Russian).
8. Kislenko E. S. Problema inzhenernoy podgotovki v VUZe i propedevticheskiy kurs fiziki v shkol [The problem of engineering training at the university and the propaedeutic physics course at school]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, vol. 12, pp. 56-62. (In Russian).
9. Kovaleva G. S., Loginova, O. B. Uspeshnaya shkola i effektivnaya sistema obrazovaniya: kakiye faktory pomogayut priblizit'sya k idealu? (Po dannym issledovaniya PISA-2015) [Successful school and effective education system: what factors help to approach the ideal? (According to the PISA-2015 study)]. Pedagogical measurements, 2017, no. 2, pp. 69-80. (In Russian).
10. Nikiforov G. G., Orlov V. A., Razumovsky V. G., Fadeev A. A. Programma dlya 7-9 klassov. Fizika [Program for grades 7-9. Physics]. Physics at school, 2016, no. 2, pp. 14-31. (In Russian).
11. Pentin A. Yu., Kovaleva S. G., Davydova E. I., Smirnova E. S. Sostoyaniye yestestvennonauchnogo obrazovaniya v rossiyskoy shkole po rezul'tatam mezhdunarodnykh issledovaniy TIMSS i PISA [The state of science education in the Russian school according to the results of international studies TIMSS and PISA]. Educational Issues, 2018, no. 1, pp. 79-109. (In Russian).
12. Pentin A. Yu. Ot zadachi formirovaniya yestestvennonauchnoy gramotnosti k neobkhodimym kompetentsiyam uchiteley yestestvenno-nauchnykh distsiplin [From the task of forming natural science literacy to the necessary competencies of teachers of natural science disciplines]. Continuing Pedagogical Education.ru, 2012, no. 1, pp. 158. (In Russian).
13. Poslaniye Prezidenta RF Federal'nomu sobraniyu ot 12.12.2012 [Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 12.12.2012]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990/ (accessed 22.09.2017). (In Russian).
14. Rumbeshta Ye. A., Kislenko Ye. S. Propedevticheskiy kurs po fizike dlya 5-6-kh klassov kak sredstvo razvitiya interesa k predmetu i yego prakticheskoy sostavlyayushchey [Propaedeutic course in physics for 5-6 classes as a means of developing interest in the subject and its practical component]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, vol. 4 (181), pp. 57-63. (In Russian).
15. Sklyarova E. A., Erofeeva G. V., Peskova E. S. Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologii v vuze i shkole [Information and Communication Technologies at the University and School]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, vol. 11 (89), pp. 74-76. (In Russian).
16. Ukaz Prezidenta RF № 204 ot 7 maya 2018 goda [Presidential Decree No. 204 of May 7, 2018]. Available at: http://prezident. org/articles/ukaz-prezidenta-rf-204-ot-7-maja-2018-goda-07-05-2018.html (accessed 03.06.2018). (In Russian).
17. Khakimova A. Kh., Rumbeshta E. A. Mini-proyekty po fizike v osnovnoy shkole kak sredstvo formirovaniya uchebnykh umeniy i interesa k predmetu [Mini-projects in physics at a primary school as a means of building learning skills and interest in the subject]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol. 7 (122), pp. 223-228. (In Russian).
УДК/UDC 37.048.45 С. С. Семенов, М. А. Семенова, И. Е. Семенова
S. Semenov, M. Semenova, I. Semenova
АКТУАЛИЗАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ACTUALIZATION OF SELF-DETERMINATION OF SUBJECTS OF PEDAGOGICAL PRACTICE
Введение. Актуализация самоопределения субъектов педагогической практики отражает общественные запросы перехода к глобально ориентированной педагогике. В статье рассматривается процесс самоопределения сквозь призму двух ведущих аспектов: онтологического и социологического. Цель статьи — обобщить представления о научной картине мира в онтологическом аспекте, чтобы в социологическом плане субъектам педагогической практики самим ориентироваться и ориентировать обучающихся в реальном мире.