Научная статья на тему 'О подготовке учащихся к государственной аттестации по математике'

О подготовке учащихся к государственной аттестации по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиганшин Ф. Н., Зиганшина С. Ф.

В статье рассматриваются вопросы обучения учащихся решению математических задач в свете их подготовки к государственному экзамену. При этом уделяется внимание реализации психологопедагогических закономерностей обучения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиганшин Ф. Н., Зиганшина С. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке учащихся к государственной аттестации по математике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

7. Заключение (социоморальная рефлексия). Учитель подводит итоги: «Итак, мы обсудили с

вами непростую дилемму. Я надеюсь, что выводы, к которым мы с вами пришли, помогли вам пересмотреть свое отношение к Родине. Мы не выбираем с вами страну, в которой родились, как не выбираем родителей. Не место красит человека, а человек место. Возможно, дискуссия помогла вам изменить свое мнение, но в любом случае я прошу вас подумать над этой проблемой наедине с самим собой».

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что рассмотренные выше образовательные технологии при регулярном использовании в процессе учебной и внеурочной деятельности, несомненно, способствуют достижению высоких личностных результатов, в частности обеспечивают формирование устойчивой положительной нравстенно-этической ориентации, что и предполагает вводимый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Список использованной литературы:

1. Архангельский, Л.М. Социально-этические проблемы теории личности/ Л.М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974. - 221 с.

2. Егошина, Н.Г. Нравственно-патриотический контекст иноязычного образования / Н.Г. Егошина// Проблемы развития образования и воспитания: теория и практика [монография] - Москва: Изд-во «Перо», 2015. - С. 38 - 49.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов/ И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 384 с.

4. Кондрашов, В.А., Чичина, Е.А. Этика: История и теория. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 544 с.

5. Кульневич, С.В. Воспиттаельная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию/ С.В. Кульневич. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 288 с.

6. Топенкова, М.М. социально-духовные ценности и экология сознания// Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 2. - С. 240 - 259.

7. Шрейдер, Ю.А. Этика. Введение в предмет. Уч. пособие для высш. учебных заведений/ Ю.А. Шрейдер. -М.: Текст, 1998. - 271 с.

© Н.Г. Егошина, А.Ю. Янаева, 2015

УДК 378.14

Ф.Н. Зиганшин

К.п.н., доцент

С.Ф. Зиганшина

Факультет педагогики Бирский филиал Башкирского государственного университета

г. Бирск. Российская Федерация

О ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обучения учащихся решению математических задач в свете их подготовки к государственному экзамену. При этом уделяется внимание реализации психологопедагогических закономерностей обучения школьников.

Ключевые слова

Обучение, математическая задача, умения и навыки, закономерности.

Проблема обучения учащихся решению задач является классической в преподавании математики в школе. Возникнув вместе с зарождением математики, она и сегодня сохраняет свою актуальность.

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по математике является одной из актуальных проблем преподавания математики в современной образовательной школе. Не обсуждая организационные аспекты проведения этого экзамена, остановимся на подготовке учащихся к нему. Учитывая, что итоговая аттестация

104

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

учащихся по математике сводится к проверке их умения решать задачи, то и подготовка к ней заключается в формировании у школьников этого умения.

Умение решать задачи является сложным умением. При формировании у учащихся этого умения в педагогических и научно-методических исследованиях рассматриваются многочисленные его компоненты. Здесь остановимся на наиболее значимых их них. Формирование у учащихся умения решать задачи немыслимо без опоры на их фактические знания. Здесь, как нигде, справедливо утверждение: первоосновой, исходной базой формирования умений и навыков являются знания. Отсюда важно в курсе математики выделить теоретический материал, лежащий в основе решения экзаменационных задач, и организовать соответствующее его изучение. Таким материалом являются геометрические формулы, соотношения и зависимости между величинами и т.д. При этом необходимо выяснять с учащимися, для решения каких задач может быть использована данная формула, что должно быть известно для этого. В итоге необходимо добиться осознанного восприятия этих формул, усвоения способов применения по образцу и готовности к творческому применению их.

Важным законом теории обучения является положение о том, что усвоение достаточно сложных умений происходит пооперационно. Поэтому при формировании у учащихся умения решать задачи важно выделить и отработать с ними наиболее значимые компоненты этого умения. К таким относятся : умение выделять в задаче данные и искомые элементы и соотношения между ними; умение расширять условие задачи путем выявления новых величин и соотношений, не указанных в условии; умение выбирать неизвестную величину и выражать через нее другие величины; умение составлять уравнения и их системы по условию задачи; умение решать основные типы уравнений и систем уравнений. При необходимости эти умения должны формироваться целенаправленно.

Для формирования у учащихся целостного представления о решении задачи необходимо отдельные умения соединить в единое целое; в качестве соединяющего механизма выступает ориентировочная основа решения задач-стратегия решения задач.Учащиеся должны усвоить эти ориентировочные основы и использовать их при самостоятельном конструировании таковых в процессе решения каждой конкретной задачи. Для широкого круга задач сложно построить эффективную обобщенную ориентировочную основу их решения. Здесь естественно прибегнуть к типологизации задач и разработать ориентировочные основы решения выделенных при этом типов задач. При этом крайне важно отметить, что эффективность ориентировочных основ решения отдельных типов задач во многом зависит от того, насколько эти основы обладают преемственностью.

Необходимым элементом решения учащимися любой задачи является актуализация определенных ранее сформулированных у них ассоциаций. Поэтому важно систематизировать ассоциации, которые срабатывают при решении задач, и сформировать их у учащихся.

Таким образом, при подготовке учащихся к итоговому экзамену по математике важно:

1) организовать усвоение учащимися теорем и формул, направленное на их применение при решении

задач;

2) выявить обобщенные умения решать различные типы задач и сформировать у учащихся их компоненты;

3) разработать типологизацию экзаменационных задач и сформировать у учащихся ориентировочные основы их решения;

4) отработать с учащимися решения выделенных типов задач и сформировать у них умения реализовывать ассоциативные связи решения экзаменационной задачи с решением типовой задачи.

Список использованной литературы:

1. Мишин В.И. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика. - М., 1987-217 с.

2. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1984.- 324 с.

3. Усова А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. - Челябинск, 1987. - 318 с.

© Ф.Н. Зиганшин, С.Ф. Зиганшина, 2015

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.