О. В. Акулова,
начальник учебно-методического управления
О ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА
В 2008 г. Герценовскому университету предстоит пройти очередную комплексную оценку своей деятельности. Наступающий учебный год будет посвящен самоаттестации. Это важный этап в деятельности университета. Необходимо в полной мере осознать степень его ответственности.
В течение прошедшего учебного года была разработана система организационно-управленческой и научно-методической подготовки к самоаттестации и достигнуты положительные результаты по всем ее направлениям. Активно модернизировалась образовательная среда университета, улучшались условия труда и учебы, совершенствовались технологии обучения, разрабатывалось учебно-методическое сопровождение образовательных программ.
В центре внимания университета постоянно находятся вопросы повышения качества образования. Не случайно вуз является головным по на-
правлению «Проблема качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования», которое разрабатывается как реализация одной из ведущих идей Болонского процесса.
РГПУ им. А. И. Герцена динамично и стабильно развивается как один из ведущих педагогических вузов страны. Об этом свидетельствуют данные комплексных проверок в рамках аттестации и аккредитации университета, результаты рейтинговой оценки, проводимой ежегодно Минобрнауки РФ. Анализ критериев государственной аттестации и аккредитации высших учебных заведений показывает, что все критериальные значения в РГПУ им. А. И. Герцена выше пороговых. Но если рассматривать комплексную оценку как механизм дальнейшего развития университета, то можно найти «точки роста». Остановлюсь лишь на некоторых.
Материалы заседания Ученого совета 31 августа 2007 г.
1. В университете расширился спектр укрупненных групп специальностей и направлений по реализуемым основным образовательным программам. Только за последние два года у нас началась подготовка по таким группам, как «Сфера обслуживания» и «Автоматика и управление». К настоящему времени РГПУ им. А. И. Герцена реализует
9 укрупненных групп специальностей и направлений высшего профессионального образования при критериальном требовании для университетов по данному показателю не менее семи. Но, к сожалению, они пока не равноценны. Если укрупненная группа «Образование и педагогика» составляет более 70% от контрольных цифр приема в университет на очное отделение, то, например, такая группа, как «Автоматика и управление», не дотягивает и до 1%, а группы «Физико-математические науки» и «Естественные науки» составляют около 4%.
Какая опасность кроется за этими цифрами? Если по укрупненной группе осуществляется подготовка лишь по одному направлению или специальности, то отнесение их в другую укрупненную группу автоматически ведет к ее закрытию в университете. Так получилось, например, со специальностью «Реклама», которая раньше относилась к группе «Культура и искусство», а затем была перенесена в группу «Гуманитарные науки», что повлекло сокращение укрупненной группы подготовки в университете.
Понятно, что имеются объективные сложности для развития непедагогических специальностей в университете. В этом году попытка увеличить набор по такой группе, как «Гуманитарные науки», завершилась тем, что университету сократили государственный заказ на подготовку кадров. Но наряду с объективными сложностями имеются и субъективные. Далеко не все потребности рынка труда, даже педагогического, мы удовлетворяем, предлагая реализуемый в университете спектр образовательных программ.
Изменения, происходящие в системе образования, вызывают появление новых педагогических профессий, например: тестолог, организатор Интернет-проектов, сетевой педагог и многие другие. Но мы реагируем на эти изменения не так быстро, как требуется. Сегодня чрезвычайно важно точно выбирать перспективные направления подготовки и стремиться к их реализации.
Вообще проблема введения новых направлений, профилей подготовки, расширения спектра специализаций, дополнительных
образовательных программ, отдельных модулей — это одна из стратегических, одна из важнейших задач каждого факультета. И здесь необходимо анализировать потребности работодателей, активнее лицензировать востребованные программы и самим формировать новые запросы потребителей .
2. Наш университет один из немногих вузов имеет многолетний опыт реализации многоуровневой подготовки кадров. Но подготовка бакалавров и магистров неравномерно развивается на разных факультетах. В целом в университете прием на обучение по программам подготовки бакалавров составляет менее 5 0%. Между тем перспективность многоуровневой подготовки очевидна. Она позволяет совершенствовать систему высшего профессионального образования, повышать качество подготовки выпускников, создает более благоприятные условия для выстраивания молодыми людьми индивидуальной образовательной траектории получения профессии.
Здесь у нашего университета много преимуществ для привлечения выпускников других вузов к магистерской подготовке. Тем более, что мы имеем возможность постоянно наращивать бюджетный набор в магистратуру. В этом году он составил 650 человек. Нам необходимо искать новые ниши и привлекать в магистратуру талантливых молодых людей. За развитием магистратуры наше будущее.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
3. Ключевым моментом комплексной оценки является качество подготовки выпускников.
В течение двух лет университет принимает добровольное участие в Интернет-экзамене, проводимом Национальным аккредитационным агентством. Результаты, которые демонстрируют студенты, постоянно улучшаются. Но пока рано говорить о том, что все проблемы решены. Не всегда удовлетворяет качество тестовых заданий. Далеко не все студенты готовы к тестовой форме аттестации. Факультетам необходимо более активно сотрудничать с разработчиками тестов, а также развивать тестовую систему внутренней оценки качества в университете.
Предстоящее самообследование факультетов должно быть максимально открытым и честным. Каждому факультету важно получить ответы на вопросы: Какие цели и задачи ставит факультет? Достаточно ли четко они сформулированы, действенны ли они? Достигаются ли поставленные цели? Каким образом проводится сбор данных? Систематически ли собираются данные? Какие проблемы возникают? Почему факультет действует так, а не иначе? Контролируются ли показа-
тели качества на входе, в процессе и результаты — на выходе?
Нужна серьёзная, неформальная экспертная оценка программ развития каждого факультета и такой же контроль за их реализацией. Обновление качества образования без этого невозможно . Грамотно проведенное самообследование будет способствовать совершенствованию учебного процесса, позволит выявить приоритетные направления обеспечения качества высшего образования в университетском сообществе.
Подготовка к проведению комплексной оценки деятельности университета в 2008 г. — это одно из приоритетных направлений работы университета и всех его структурных подразделений в новом учебном году. Но это не означает, что самоаттестация — это что-то отдельное от инновационной программы и программы развития университета. Развитие как раз и предполагает процесс постоянной самооценки,
поэтому комплексная оценка должна стать для нас фактором дальнейшего роста и достижения нового качества деятельности как российского центра науки и культуры.