Научная статья на тему 'О перспективах развития налогового законодательства Российской Федерации'

О перспективах развития налогового законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОПОРЦИЯ / ТОВАР / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ПОКУПАТЕЛЬ / СУД / ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

На практике часто встречаются споры о применении налогоплательщиками пункта 4 статьи 170 НК РФ. Налогоплательщики могут столкнуться с вопросом о том, в каком периоде следует рассчитывать пропорцию, установленную пунктом 4 статьи 170 НК РФ. В статье автор попытался ответить на данный вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективах развития налогового законодательства Российской Федерации»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

Правительство Российской Федерации

20.05.2010 одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. (далее — Основные направления налоговой политики), подготовленные в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.

Основные направления налоговой политики являются документом, который необходимо учитывать в процессе бюджетного планирования. Кроме того, он позволяет определить ориентиры для всех участников налоговых отношений. Хотя данный документ не является нормативным правовым актом, он представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями.

1. Основные итоги реализации налоговой политики

1.1. Налог на прибыль организаций

В Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) были внесены следующие изменения, направленные на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ дополнена новой статьей, устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при осуществлении операций займа ценными бумагами, в том числе по займам, срок возврата по которым не определен или определен моментом востребования. Данная статья предусматривает правила налогообложения дивидендов, процентов и иного распределения по ценным бумагам, полученныхзаемщиком.

Кроме того, урегулирован порядок удержания налога на прибыль организаций с доходов, перечисляемых организации-нерезиденту в рамках договора РЕПО, договора займа ценными бумагами или договора доверительного управления имуществом. Так, если сделка РЕПО или займа ценными бумагами заключается между иностранной организацией (продавец по первой части РЕПО либо заимодавец) и российской организацией (покупатель по первой части РЕПО либо заемщик) и в период, когда акции находятся у российской организации, происходит выплата дивидендов, то российская организация признается налоговым агентом, обязанным удержать налог на дивиденды, не удержанный у источника выплаты дивидендов или удержанный не в полной сумме.

В НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом от 22.04.1996 «№ 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

Ранее НК РФ под операцией РЕПО понимал две заключаемые, одновременно взаимосвязанные сделки по реализации и последующему приобретению эмиссионных ценных бумаг того же выпуска, в том же количестве, осуществляемые по ценам, установленным соответствующим договором (договорами).

Таким образом, операциями РЕПО НК РФ признавал только операции с эмиссионными ценными бумагами. Например, Минфин России в письме от 07.06.2008 № 03-03-06/1/354 указывал на то, что две взаимосвязанные сделки, предметом которых являются инвестиционные паи, согласно действующему законодательству Российской Федерации о налогах и сборах не могут быть квалифицированы для целей налогообложения в качестве

операции РЕПО, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» инвестиционные паи не являются эмиссионными ценными бумагами.

В настоящее время объектом договора РЕПО могут выступать не только эмиссионные ценные бумаги российского эмитента, но и инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым осуществляет российская управляющая компания, акции или облигации иностранного эмитента и ценные бумаги иностранного эмитента, удостоверяющие права в отношении ценных бумаг российского и (или) иностранного эмитента. Такие меры позволят создать дополнительный инструмент привлечения финансирования из-за рубежа.

Предусмотрена возможность прекращения обязательств по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок. При этом однородными признаются требования по поставке ценных бумаг одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той же валюте.

Еще до внесения изменений в НК РФ данная возможность была закреплена в письме Минфина России от 18.09.2008 № 03-03-06/4/63. А в письме от 18.12.2007 № 03-03-05/272 Минфин России уточнял, что обязательства по операции РЕПО без ее переквалификации могут быть прекращены зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств и оформлены в установленном порядке. Указанный взаимозачет может быть осуществлен с использованием общепризнанных электронных систем «Блумберг» («Bloomberg»), «Европэй» (Europay), «Рейтер» («Reuters»), СВИФТ (SWIFT) и др.

Уточнены правила определения рыночных цен ценных бумаг для налога на прибыль организаций. При этом срок, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной, сокращен с 12 мес. до 90 дней. Это связано с нестабильностью на финансовых рынках, выражающейся в значительных изменениях цен на ценные бумаги за сравнительно небольшой отрезок времени.

Внесены изменения, предусматривающие, что рыночная цена ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, с 2010 г. может определяться только на основании расчетной цены ценных бумаг. При этом использование метода цены аналогичных (идентичных, однородных) ценных бумаг для определения их рыночной цены исключено из НК РФ, поскольку из-за уникальности каждой ценной бумаги невозможно применить данный критерий.

Также предусмотрено, что с 01.01.2011 порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Минфином России. В течение 2010 г. предполагается утвердить указанный порядок. До утверждения данного порядка расчетная цена не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг может определяться налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика с использованием методов оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для определения расчетной цены долговых ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, может быть использована ставка рефинансирования Банка России. Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, а также методы оценки расчетной цены таких ценных бумаг (если оценка расчетной цены осуществляется налогоплательщиком самостоятельно) должны быть закреплены в учетной политике налогоплательщика.

Установлены особенности порядка налогообложения прибыли клиринговых организаций при осуществлении централизованного клиринга как составной части организованных биржевых торгов. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» под клиринговой деятельностью понимается деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Изменен механизм налогообложения прибыли по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. В частности, налогоплательщикам, осуществляющим дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, предоставлено право учитывать убытки, полученные по внебиржевым срочным сделкам, при определении основной налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Кроме того, отменена текущая переоценка требований (обязательств) по финансовым инструментам срочных сделок; установлено, что премия по опционному контракту признается в составе расходов единовременно на дату осуществления расчетов по опционной премии, независимо оттого, исполнен или не исполнен опционный контракт, а также независимо от вида базисного актива.

В соответствии с международной практикой налогообложения, а также в целях сближения

бухгалтерского и налогового учетов из НК РФ исключен метод оценки ценных бумаг по стоимости последних приобретений (ЛИФО).

Уточнен порядок определения налоговой базы налоговым агентом по доходам от долевого участия для организаций, получающих доходы от долевого участия в российских организациях. С 2010 г. при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков — получателей дивидендов.

В целях сближения бухгалтерского и налогового учетов отменена переоценка полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте в налоговом учете.

Ранее организации, ведущие учет доходов и расходов по методу начисления, сталкивались с проблемой, связанной с различиями ведения налогового и бухгалтерского учета порядка переоценки сумм авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте.

Так, п. 9 приказа Минфина России от27.11.2006 № 154н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетактивов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)» устанавлено, что суммы полученных и выданных авансов, задатков принимаются в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой указанные активы и обязательства принимаются к бухгалтерскому учету.

В то же время в налоговом учете на основании п. 8 ст. 271 НК РФ доходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода. А в соответствии с п. 10 ст. 272 НК РФ расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего расхода.

Минфин России в письмах от 13.04.2009 №0303-06/1/234, от 06.04.2009 №03-05-05-01/22 указывал, что в случае предварительной оплаты товара в иностранной валюте у организации-продавца возникает курсовая разница между оплаченной стоимостью товара по курсу Банка России на дату получения аванса и доходом от реализации, определенным по курсу Банка России на дату реализации (в части, приходящейся на предварительную оплату). В соответствии с п. 8 ст. 271 ип.10 ст. 272 НК РФ указанные курсовые разницы, учитываемые в составе внереализационных

доходов (расходов), подлежат признанию на дату перехода права собственности при совершении операций с имуществом в виде валютных ценностей, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.

В настоящее время доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления определяются по курсу Банка России, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток).

1.2. Налог надобавленную стоимость

Установлен заявительный порядок возмещения НДС, представляющий собой осуществление зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд руб.

Кроме того, право на применение заявительного порядка возмещения НДС получили налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично.

В НК РФ были внесены изменения, устраняющие неблагоприятные последствия при незначительных нарушениях правил заполнения счетов-фактур. Так, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также

налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, более не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

Таким образом, в настоящее время неправильное указание, например, адреса, почтового индекса, ИНН, КПП организационно-правовой формы, а также технические ошибки в наименовании продавца или покупателя не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, если при этом остальные требования, установленные для применения налоговых вычетов, соблюдены.

В целях уточнения порядка обложения НДС операций по реализации финансовых инструментов срочных сделок установлены особенности определения налоговой базы по этому налогу для финансовых инструментов срочных сделок, заключаемых на бирже.

В качестве меры, направленной на совершенствование налогообложения операций, связанных с эксплуатацией жилого фонда, уточнен порядок применения НДС управляющими организациями и товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ).

Поскольку коммунальные услуги, реализуемые управляющим компаниям и ТСЖ, организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями от налогообложения НДС не освобождены, ауправляющие организации и ТСЖявляются по существу сборщиками платы за коммунальные услуги, с 01.01.2010 предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения коммунальных услуг, в том числе с НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, освобождено от налогообложения НДС.

Подобный порядок применения освобождения от налогообложения НДС установлен по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, с

01.01.2010 в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями и ТСЖ, для формирования резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

1.3. Акцизное налогообложение

В 2009 г. были приняты изменения в НК РФ, предусматривающие ежегодную индексацию ставок акцизов в 2010—2012 гг. с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Одновременно были существенно повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию. Впервые с 2005 г. были индексированы ставки акциза в отношении нефтепродуктов.

Кроме того, были внесены изменения в соответствующую главу НК РФ, позволяющие предотвратить применение различных схем по уклонению от уплаты акцизов на алкогольную продукцию за счет ограничения права на налоговые вычеты в случае использования в качестве сырья при производстве крепкого алкоголя спиртосодержащей продукции вместо спирта.

Суть этих схем заключается в том, что производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве сырья для производства такой продукции не спирт этиловый, а спиртосодержащую продукцию. При этом налогоплательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. Таким образом, неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, являлась причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, т. е. возмещаемой из бюджета.

Для решения данной проблемы были внесены уточнения, предусматривающие, что при исчислении суммы акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, на дату приобретения подакцизного товара, использованного в качестве сырья.

1.4. Налог на доходы физических лиц

В положения НК РФ, регулирующие НДФЛ, были внесены следующие изменения.

Упрощена форма предоставления освобождения от налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Ранее при продаже такого имущества налогоплательщику предоставлялся имущественный налоговый вычет в размере доходов, полученных от продажи имущества, что приводило к освобождению от налогообложения полученныхдоходов, однако для получения такого освобождения налогоплательщики были обязаны представить

налоговую декларацию, а также заявление на предоставление имущественного налогового вычета. В настоящее время указанные доходы не подлежат обложению НДФЛ.

Одновременно с этим для упрощения декларирования доходов физическими лицами в НК РФ были внесены изменения, позволяющие не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов.

Таким образом, с учетом внесенных изменений уже в 2010 г. налогоплательщики, получившие доход от реализации в 2009 г. имущества, которое находилось в их собственности более трех лет (например, автомобили, квартиры, иное имущество), не будут обязаны представлять налоговую декларацию.

Кроме того, в НК РФ были внесены изменения, направленные на оптимизацию порядка налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. В частности, были уточнены перечень расходов и порядок исчисления налоговой базы физических лиц по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, полученными в результате обмена (конвертации), в порядке наследования и дарения, а также по операциям, осуществляемым в пользу физического лица доверительным управляющим.

Уточнения коснулись также порядка налогообложения доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды при совершении операций с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов.

Еще одним существенным изменением стала возможность переноса на будущие периоды убытков, полученных физическими лицами в результате совершения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке.

1.5. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов Для снижения налоговой нагрузки на малый бизнес, а также в качестве антикризисной меры были внесены изменения в НК РФ, которые привели к расширению возможностей применения упрощенной системы налогообложения.

Так, для организаций увеличен с 15 до 45 млн руб. предельный размер доходов, дающих право для перехода на упрощенную систему налогообложения по итогам 9 мес. того года, в котором

подается соответствующее заявление.

Размер ограничения по доходам налогоплательщиков (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей), превышение которого за налоговый период (календарный год) влечет утрату права применения упрощенной системы налогообложения, увеличен начиная с итогов отчетного (налогового) периода за 2010 г. с 20 до 60 млн руб.

В 2009 г. был уточнен ряд положений упрощенной системы налогообложения на основе патента. Было решено противоречие, возникающее в связи стем, что с 01.01.2009 действовала норма, согласно которой при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек. Однако при этом положение, согласно которому индивидуальный предприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент, в случае привлечения наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера), было исключено только Федеральным законом от 17.07.2009 № 165-ФЗ.

Этим же законом было исключено такое основание для утраты индивидуальным предпринимателем права применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, как осуществление вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта Российской Федерации. Исключение данного основания связано с тем, что НК РФ не запрещает индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения на основе патента, осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, налогообложение которых осуществляется в рамках иных налоговых режимов.

Помимо перечисленных изменений был расширен перечень видов предпринимательской деятельности, осуществление которой позволяет применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, а также были уточнены сроки, за которые производится пересчет годовой стоимости патента в соответствии с продолжительностью того периода, на который этот патент был выдан.

1.6. Единый социальный налог

Федеральным законом от24.07.2009 № 213-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов

(положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» единый социальный налог отменен.

1.7. Государственная пошлина

Были упорядочены перечни юридически значимых действий, при совершении которых взимается государственная пошлина, а также проиндексированы ставки государственной пошлины, установленные НК РФ, в среднем в 2 раза.

1.8. Транспортный налог

В целях повышения налоговой автономии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также создания условий для повышения доходов региональных бюджетов принят Федеральный закон от28.11.2009 № 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», расширяющий с 01.01.2010 диапазон возможных ставок транспортного налога, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, начиная с 2010 г. средние ставки транспортного налога, установленные НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в 10 раз (ранее указанные ставки могли быть изменены не более чем в 5 раз).

2. Перспективы развития налогового законодательства в 2011—2013гг.

В период 2011—2013 гг. ожидается продолжение реализации целей и задач, предусмотренных Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов и Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов в целях дальнейшего совершенствования налогового администрирования.

2.1. Налоговое стимулирование

инновационной деятельности

В целях поддержки инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (НИОКР) предлагается реализовать набор мер по следующим основным направлениям.

Корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Инструментом поддержки инноваци-

онного сектора является снижение на продолжительный период (до 2015 г., а для отдельных категорий — до 2020 г.) совокупного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков до 14 % в пределах страхуемого годового заработка. При этом уплату взносов по полной ставке за указанных плательщиков предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета.

Прежде всего, указанная льгота будет предоставлена индивидуальным предпринимателям, имеющим статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящим выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий.

Временное применение пониженной ставки взносов будет распространено и на другие категории плательщиков, осуществляющих деятельность в инновационной сфере. В частности, речь идет об организациях, созданных в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», а также об организациях, которые осуществляют не только экспорт программного обеспечения, но и его поставку на внутренний рынок.

Может быть рассмотрен вопрос и о включении в категорию плательщиков страховых взносов, для которых предусматривается пониженная ставка взносов, проектных (инжиниринговых) организаций.

Кроме того, будет предусмотрен переходный период до 2015 г. для уплаты страховых взносов организациями средств массовой информации, в рамках которого в 2011г. сохраняется ставка на уровне 26%, с повышением ее в 2012г. до 27%, с последующим плавным повышением до общего уровня в2015г.

Амортизационная политика. В настоящее время состав амортизационных групп основан на физическом сроке службы того или иного объекта основных средств. Однако не во всех случаях физический срок службы объекта основных средств должен определять скорость отнесения его стоимости на расходы по налогу на прибыль организаций.

Очевидно, что для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы, в частности скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из

эксплуатации до истечения физического срока их службы. При этом Правительство РФ вынуждено постоянно менять состав амортизационных групп, что делается как для снижения уровня налоговой нагрузки, так и для учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли. Однако сами сроки полезного использования для того или иного объекта основных средств перестали быть обоснованными.

Таким образом, предлагается в среднесрочной перспективе пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп.

Уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Применяемые в настоящее время нормы НК РФ, регулирующие порядок налогового учета расходов на НИОКР в целях налога на прибыль организаций, не представляют возможность однозначно толковать следующие ситуации:

— порядок учета расходов на НИОКР, завершившихся положительно, но результаты которых начинают использоваться в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг) или оформляются в виде объектов интеллектуальной собственности через некоторое время после завершения НИОКР;

— признание расходов на НИОКР, результаты которых организация перестает использовать до истечения срока, установленного законодательством о налогах и сборах на их списание;

— момент начала исчисления 12 мес., в течение которых учитываются в расходах затраты на НИОКР, не давшие положительного результата.

Кроме того, некоторые нормы НК РФ после внесения изменений, направленных на сближение порядка учета для целей налогообложения расходов на НИОКР вне зависимости от того, завершились ли они положительным результатом, утратили актуальность. Так, отличается определение расходов на НИОКР, давшие положительный результат, и не давшие положительный результат, что приводит к сложностям для налогоплательщиков с принятием для целей налогообложения прибыли соответствующих расходов.

Подобный вывод можно сделать относительно условия, согласно которому расходы на НИОКР, завершившиеся положительным результатом, принимаются к вычету только после начала использования результатов НИОКР в деятельности организации. Такое условие было актуальным при наличии различного порядка учета для целей налогообложения расходов на НИОКР в зависимости от их результата. При одинаковом порядке учета расходов на НИОКР (вне зависимости от их результата) оно представляется избыточным и, более того, устанавливающим для налогоплательщиков неверные стимулы, так как

учет расходов на НИОКР, не давших положительного результата, происходит быстрее, чем списание расходов на НИОКР, давших положительный результат, с учетом данного условия.

В настоящее время неопределенность порядка налогового учета расходов на НИОКР в тех или иных ситуациях во многом компенсируется разъяснениями Минфина России (см., например, письма от 10.02.2010 № 03-03-05/23, от 14.01.2010 № 03-02-07/1-13, от 24.12.2009 № 03-03-05/251). Однако такие письма не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения, поэтому возникают споры, которые решаются в судебном порядке.

Для устранения недостатков предлагается закрепить порядок ведения налогового учета расходов на НИОКР в НК РФ, который не должен содержать неясностей и противоречий, устранив различия в порядке учета в расходах затрат на НИОКР для различных видов работ.

Целесообразно также определить в НК РФ перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизация оборудования и др.), относимых к расходам на НИОКР в целях НК РФ. Этот вопрос представляется особенно актуальным в связи с предоставлением возможности с 01.01.2009 применять повышающий коэффициент 1,5 красходам на НИОКР по направлениям, утверждаемым Правительством РФ. Предоставление налоговой субсидии по таким расходам без четкого определения перечня их статей в законодательстве о налогах и сборах может привести к злоупотреблениям, выражающимся в отнесении части общепроизводственных и общехозяйственных расходов к расходам на НИОКР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях. В целях совершенствования действующего порядка применения нулевой ставки по НДС необходимо продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения данной ставки. В частности, необходимо исключить из числа документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки, документы, подтверждающие фактическое поступление экспортной выручки на счет налогоплательщика в российском банке. Также следует оценить целесообразность с точки зрения их избыточности и других требований к документам (например, требования к контракту на поставку товаров и. т. д.).

Создание благоприятных условий налогового администрирования. Создание благоприятных условий налогового администрирования имеет особое значение для инновационных компаний. Оно предполагает внедрение как новых инстру-

ментов налогового администрирования (создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, единое окно постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам), так и использование неформальных инструментов и регламентов (особый отбор сотрудников, добросовестное исполнение обязанностей по информированию налогоплательщиков о способах исполнения законодательства о налогах и сборах, отсутствие очередей, удобные часы работы инспекций и т. д.).

Освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на три года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции. Вступление в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создало возможность для классификации оборудования в зависимости от его энергетической эффективности. Таким образом, создается возможность для освобождения от уплаты налога на имущество организаций технологического оборудования с высокими классами энергоэффективности. Введение указанной льготы может способствовать обновлению производственных мощностей в промышленности, а также обеспечивать спрос на продукцию высокотехнологичных производств.

Вместе с тем возникает необходимость определения видов оборудования, относящегося к энергоэффективному, т. е. необходимость формирования критериев, позволяющих объективно сформулировать требования к такому оборудованию.

Также целесообразно рассмотреть вопрос об освобождении от уплаты налога на имущество организаций, переданного образовательным и научным (инновационным) организациям для создания научно-технической продукции.

Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации. В целях обеспечения более широких масштабов использования инвестиционного налогового кредита и уточнения действующих правил изменения сроков уплаты налогов и сборов, в частности, предлагается:

— передать полномочия по принятию решения о предоставлении инвестиционного налого-

вого кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации с последующим администрированием налоговыми органами в уведомительном порядке (т. е. сохранение за налоговыми органами полномочий по администрированию процедуры применения кредита, но не принятия решения по факту его предоставления и его сумме);

— увеличить размер инвестиционного налогового кредита, предоставляемого организации при проведении ею НИОКР либо технического перевооружения собственного производства с 30 до 100 % стоимости приобретенного организацией оборудования.

Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социальнозначимых областях. Предлагается в ближайшее время внести изменения в НК РФ, направленные на установление особого порядка налогообложения некоммерческих организаций, в том числе бюджетных учреждений, налогом на прибыль организаций. Этот порядок предполагает освобождение доходов указанных организаций, получаемых в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, от налогообложения налогом на прибыль при соблюдении ряда ограничений и условий, в соответствии с которыми некоммерческие организации должны быть лишены возможности осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, за исключением непосредственно связанных с теми целями, для достижения которых были созданы эти некоммерческие организации.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»: Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЭ.

3. Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от29.11.2001 № 156-ФЗ.

4. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от22.04.1996№ 39-Ф3.

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.