Научная статья на тему 'О перспективах правового регулирования деятельности по возврату долгов'

О перспективах правового регулирования деятельности по возврату долгов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТОРСКИЕ АГЕНТСТВА / COLLECTION AGENCIES / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВОЗВРАТУ ДОЛГОВ / OPERATIONS TO REPAY DEBT / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА / FEDERAL LAW DRAFT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишкин Сергей Николаевич

В статье дана правовая оценка деятельности коллекторских агентств. Рассмотрены некоторые перспективы правового регулирования деятельности по возврату долгов в контексте проекта федерального закона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROSPECTS OF LEGAL REGULATION OF ACTIVITY FOR DEBT RECOVERY

The article gives a legal assessment of the collection agencies. Certain prospects of legal regulation of debt collection in the context of the draft federal law are described

Текст научной работы на тему «О перспективах правового регулирования деятельности по возврату долгов»

УДК 34.03

О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЗВРАТУ ДОЛГОВ

Шишкин Сергей Николаевич

Конституционный Суд РФ, советник судьи, д.ю.н., e-mail: [email protected]

В статье дана правовая оценка деятельности кол-лекторских агентств. Рассмотрены некоторые перспективы правового регулирования деятельности по возврату долгов в контексте проекта федерального закона

Ключевые слова: коллекторские агентства; деятельность по возврату долгов; правовое регулирование; проект федерального закона

ABOUT THE PROSPECTS OF LEGAL REGULATION OF ACTIVITY FOR DEBT RECOVERY

Shishkin Sergey N.

The Constitutional Court ofthe Russian Federation, Judge Advisor, Doctor of Law, e-mail: Sergey.N.Shishkin@ gmail.com

The article gives a legal assessment ofthe collection agencies. Certain prospects of legal regulation of debt collection in the context of the draft federal law are described

Keywords: collection agencies; operations to repay debt; legal regulation; federal law draft

Для цитирования: Шишкин С.Н. О перспективах правового регулирования деятельности по возврату долгов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2016. № 2 (58). С. 88-90.

В настоящее время легализована передача банками права требования по кредитному договору третьим лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности.

Согласно п. 51 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [1], разрешая дела по спорам об уступке требований, возникающих из кредитных договоров с потребителями (физическими лицами), суд должен иметь в виду, что законом о защите прав потребителей не предусмотрено право банка, иной кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности. Вот здесь нужно было бы поставить точку. Однако далее следующий текст: «если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении» фактически перечеркивает то, что написано в начале рассматриваемого пункта, становящегося в итоге благим пожеланием заемщикам от судей Верховного Суда РФ. Этим обстоятельством в полной мере и с большим удовольствием для себя и пользуются банки, поскольку кредитный договор, как и договор банковского вклада,

является договором присоединения («не хочешь, не подписывай»). Так диспозитивность для банка оборачивается императивностью для экономически слабой стороны правоотношения. И то обстоятельство, что условия договора согласованы, - это не более чем цивилистиче-ская сказка.

Какие же субъекты подразумеваются, в первую очередь, под третьим лицом, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности? Конечно же это коллекторские агентства, являющиеся порождением гипертрофированного перевеса в сторону частноправового регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Весьма символично, что термин «коллектор» - преимущественно технический — в одном из первых значений (согласно словарю) - участок канализационной сети.

Появлению такого уродливого явления как коллекторские агенства в нашей стране мы обязаны банкам, поскольку, как отмечают некоторые авторы [2], самостоятельная работа банков по возврату просроченных кредитов, хотя и является наиболее распространенным методом, требует от банков значительных затрат -материальных и временных. В Россию понятие коллекторская деятельность пришло из США [2]. Возникает вопрос: почему нужно постоянно имплементировать институты деградирующего

88

Учёные записки СПб филиала РТА № 2 (58) 2016

права США и других, так называемых, «развитых правопорядков»?

Генеральной прокуратурой РФ неоднократно выявлялись факты грубых и незаконных методов воздействия на людей коллекторами [3]. Совсем недавно на всю страну «прогремели» вопиющие случаи с тяжкими последствиями в результате действий коллекторов, что вынудило граждан ряда регионов страны создавать центры поддержки пострадавших от коллекторов. В Новосибирской области дело дошло до группового изнасилования должницы [4].

Причем подобные случаи имели место уже после вступления в силу Федерального закона от 21.12.2013 № ЗБЗ-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О потребительском кредите (займе)» [5], в ст. 15 которого предпринята попытка регламентировать особенности совершения действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа). Названный Закон, как и п. 51 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда, успешно «перекочевавший» в ст. 12 Закона, вызвал определенную эйфорию на страницах юридической прессы: «Банки получили легитимное право размещать должников для взыскания на комиссионной основе в коллектор-ские агентства и уступать права требования по кредитным договорам другим лицам. То есть продавать (выделено мной - С.Ш.) своих должников коллекторам и другим заинтересованным лицам» [2, с. 31]. Воистину, чрезмерное увлечение институтами римского права может и к рабовладению привести.

Как отмечает М.А. Фомин [6], деятельность так называемых коллекторских фирм должна была привлечь внимание как науки криминологии, так и уголовного права, но этого не произошло. Соответственно, практические работники правоприменительных органов оказались не готовы к противодействию этой новой разновидности преступных проявлений. В самом общем виде действия коллектора содержат признак противоправности, когда требование о возврате долга сопряжено с насилием и угрозами насилия, а также с иными деяниями, признаваемыми уголовным законом преступными [6].

В отсутствие специального нормативного правового акта деятельность коллекторских агентств формально основывалась на нормах гражданского законодательства, но, будучи по

существу альтернативной формой юстиции, противоречила ст. 118 Конституции РФ.

В феврале 2016 года в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен проект № 999547-6 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» [7] (далее - законопроект). Авторами законопроекта являются Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко и Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.Е. Нарышкин. В пояснительной записке к законопроекту, в частности, отмечалось, что в Федеральное Собрание и другие органы власти поступают многочисленные обращения, значительная часть которых связана с взысканием задолженности по кредитным договорам, осуществляемым так называемыми профессиональными взыскателями или коллекторами. О существовании проблемы свидетельствуют также многочисленные публикации в прессе. Отмечаются факты угроз жизни и здоровью должников -физических лиц, их запугивания, вторжения в жилище, распространения порочащих их сведений, незаконного использования сведений, составляющих персональные данные, включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

Нарушения прав должников - физических лиц, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, отражают лишь часть проблем, существующих в рассматриваемой сфере, так как сведения из правоохранительных органов касаются только случаев обращений должников - физических лиц — в ситуациях, когда нарушение их прав носит ярко выраженный характер. Недобросовестными лицами могут также совершаться действия, не подпадающие под формальные составы правонарушений, предусмотренных действующим законодательством, но при этом ущемляющие права должников и создающие для них невыносимые условия (звонки в круглосуточном режиме, завуалированные угрозы, психологическое давление, введение в заблуждение в отношении личности взыскателя и возможных последствий неисполнения обязанности по уплате долга и так далее). Одна из причин данной ситуации - экономическая эффективность недобросовестных практик, стимулирующая к их применению и создающая преимущества для недобросовестных

Юриспруденция на современном этапе

89

Шишкин С.Н.

лиц относительно добросовестных участников рынка, не нарушающих права должников.

В целом же складывалась патовая ситуация. Можно было бы запретить передавать права, связанные с банковскими услугами, лицам, не имеющим банковской лицензии, и, соответственно, запретить коллекторскую деятельность, и не принимать названный выше законопроект. Но при таких обстоятельствах данный вид предпринимательской деятельности мог бы уйти в «тень» со всеми вытекающими из этого криминальными последствиями. Судебные приставы, как известно, исполняют только судебные решения. Кроме того, они не смогут физически обеспечить возврат долгов, особенно по потребительским кредитам в таких громадных масштабах. Значительное увеличение штата судебных приставов противоречило бы административной реформе, а в современных экономических условиях просто расточительно для государства.

Таким образом, принимать Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» [8] (далее - Закон о возврате долгов) все-таки пришлось.

Отрадно, что в самом Законе о возврате долгов канализационный термин «коллектор» вообще не употребляется. В Законе о возврате долгов предусмотрены способы взаимодействия с должником и ограничения в их использовании, общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат долгов, условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником. В качестве организационных форм государственного регулирования деятельности юридических лиц по возврату долгов предполагается ведение их государственного реестра, а также государственный контроль за их деятельностью. Одним из оснований для исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра станет, согласно законопроекту, однократное грубое нарушение закона.

Крайне важно учитывать, что без надлежащего и строгого государственного контроля за деятельностью по возврату долгов многие положения Закона о возврате долгов останутся лишь благими пожеланиями. И, конечно же, было необходимо установить не ведение государственного реестра юридических лиц,

занимающихся деятельностью по возврату долгов, а лицензирование этого вида предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» [9] к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Таким образом, деятельность по возврату долгов в полной мере отвечает названным критериям.

Актуальным представляется и введение лицензирования микрофинансовой деятельности, порождающей множество долгов под огромные проценты.

Библиографический список:

1. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 9.

2. Казакова Е.Б. Обеспечение возврата просроченной задолженности посредством коллекторских агентств как мера защиты прав и законных интересов кредиторов // Банковское право. 2015. № 6. С. 26-31.

3. Зыкова Т. Игра на выбивание // Российская газета. 2009. 5 марта.

4. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/genproc/ news-1071190 (дата обращения: 19.03.2016).

5. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ (ред. от

21.07.2014) «О потребительском кредите (займе)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. № 51, ст. 6673.

6. Фомин М.А. Уголовно-правовые аспекты коллектор-ской деятельности // Исполнительное право. 2009. № 3. С. 34-39.

7. URL: http://www.asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spra vkaNew%29?0penAgent&RN=999547-6&02 (дата обращения: 19.03.2016).

8. Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27 (ч. 1). Ст. 4163.

9. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в ред. от

30.12.2015) «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 19, ст. 2716.

90

Учёные записки СПб филиала РТА № 2(58) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.