О ПЕРЕХОДЕ НА СИСТЕМУ ТАРИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ СТАЦИОНАРНОЙ ПОМОЩИ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ НА ОСНОВЕ КЛИНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
М.Е. Семёнов, A.B. Соколов, C.B. Левин
Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр», Санкт-Петербург
Работа по формированию новой системы тарификации стационарной медицинской помощи в Санкт-Петербурге начата с 2005 г. В качестве основной модели вы1брана система тарификации стационарные медицинских услуг в системе ОМС Москвы1 на основе медико-экономических стандартов (МЭС) и клинико-статистических групп (КСГ). Для исключения разбалансирования финансово-экономических взаимоотношений внедрение новой системы1 тарификации проводится в несколько последовательные этапов. Перечислены1 положительные результатыь внедрения новой тарифной политики.
.Ключевые слова: обязательное медицинское страхование (ОМС), стандартизация, медико-экономический стандарт (МЭС), клини-ко-статистическая группа (КСГ).
В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию четко сформулирована необходимость гарантированного бесплатного для граждан предоставления медицинской помощи в соответствии со стандартным перечнем лечебно-диагностических услуг и лекарств и определения минимальных требований к условиям предоставления медицинской помощи. Реализация этой политической задачи отнесена к основным приоритетам в деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ на ближайшие два года. Об этом заявлено в докладе о результатах и основных направлениях деятельности Минзд-равсоцразвития России на 2006 г. и на период до 2008 г.: «Конкретизировать гарантируемые объемы и повысить качество медицинских услуг позволит стандартизация медицинских техноло-
гий. Реализация государственных гарантий будет осуществляться в рамках стандартов с утвержденным тарифом на медицинские услуги и лекарственные средства. Будет законодательно установлена единая система стандартизации медицинской помощи и осуществлен переход от содержания лечебно-профилактических учреждений на принципы финансирования медицинской помощи по стандарту ее оказания, вне зависимости от места ее оказания». В том же докладе в очередной раз подчеркнуты роль и значение стандартизации в здравоохранении: «Главным инструментом повышения структурной эффективности здравоохранения является стандартизация медицинской помощи».
К настоящему времени Минздравсоцразви-тия России утверждены современные классификаторы медицинских услуг, номенклатура
ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
работ и услуг в здравоохранении, реестр услуг с указанием условных единиц трудозатрат, протоколы ведения больных, более 770 клинических стандартов в виде клинико-экономических матриц. Для наполнения раздела медикаментозного обеспечения стандартов Формулярным комитетом РАМН в 2007 г. выпущено 3-е издание справочника лекарственных средств, в который ведущими специалистами нашей страны отобраны важнейшие и жизненно необходимые лекарственные средства. Справочник содержит формулярные статьи о 611 важнейших лекарственных средствах и ориентировочные цены на минимальные дозировки лекарственных препаратов. Ведущими специалистами РАМН и независимыми клиническими фармакологами проведена экспертиза их клинической полезности, наличия доказательств эффективности и экономической целесообразности. Механизмом практического использования федеральных протоколов и клинических стандартов может стать разработка на их основе протоколов ведения больных лечебных учреждений и введение их в практическую деятельность. В соответствии с п. 7 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» на уровне субъекта Федерации должны быть разработаны медико-экономические стандарты (МЭС). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время имеется необходимая нормативная база трехуровневой системы стандартизации (федеральный, региональный уровни и уровень медицинской организации), регулирующей объемы и качество оказания медицинской помощи в соответствии с отраслевым стандартом ОСТ 91500.01.0007—2001 «Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения».
Подготовка условий для перехода к новой системе тарификации стационарной медицинской помощи в Санкт-Петербурге начата в январе 2005 г. Был изучен опыт различных регионов РФ по внедрению системы тарификации стационарных медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). В качестве основной модели была выбрана система тарификации стационарных медицинских услуг, действующая более пяти лет в системе ОМС г. Москвы с модификацией, проведенной
в Белгородской области. Выбор обусловлен тем, что основой указанных систем тарификации являются МЭС, которые сформированы с использованием отраслевых классификаторов «Простые медицинские услуги» и «Сложные и комплексные медицинские услуги», а также содержат клинико-статистические группы (КСГ). Последние представляют из себя группировки нозологически родственных групп заболеваний в соответствии с Международной классификацией болезней, сходных по объему затрат на их лечение, что в перспективе обеспечивает единство нормативной базы системы тарификации в масштабах России. С целью формирования единой системы тарификации и обеспечения разграничения тарифов по степени трудо- и ресурсоемкости предлагалось использовать опыт Московской области по применению единых весовых коэффициентов (баллы) для тарификации не только стационарных, но и амбулаторных, а также отдельных лечебно-диагностических медицинских услуг. Распоряжением Комитета по здравоохранению от 29.12.2005 г. № 504-р были утверждены основные направления новой тарифной политики в системе ОМС и классификаторы медицинских услуг для законченного случая стационарного лечения однородных групп заболеваний для взрослого и детского населения и классификатор оперативных пособий. Временные МЭС стационарной медицинской помощи для взрослого и детского населения утверждены распоряжением Комитета по здравоохранению от 25.01.2006 г. № 24-р. Этим же распоряжением определены общие положения и правила применения временных МЭС. Также утверждены классификаторы анестезиологических и реанимационных пособий, специализированной стационарной онкологической помощи для взрослого и детского населения.
Для исключения возможного риска разба-лансировать финансово-экономические взаимоотношения в системе ОМС города внедрение новой системы тарификации должно проводиться в несколько этапов:
Первый этап: создание предпосылок для модификации системы тарифного регулирования стационарной медицинской помощи.
Второй этап: реализация новой системы тарификации на основе КСГ заболеваний в ограниченном числе стационаров в форме пилотного проекта. В пилотный проект включились
5 крупных многопрофильных стационаров города (3 взрослых и 2 детских). Итогами второго этапа явились стабильная лечебная и финансово-экономическая деятельность стационаров в пределах установленных плановых заданий, оптимизация структуры и сроков стационарного лечения пациентов и развитие деятельности в режиме стационаров дневного пребывания и амбулаторно-консультативных отделений.
Третий этап: подведение предварительных итогов и планомерный переход на новую систему тарификации на основе КСГ временных МЭС заболеваний в масштабах города. В результате проводимых мероприятий и постепенного расширения количества участников пилотного проекта произошло сокращение количества госпитализаций на койки круглосуточного пребывания без снижения числа пролеченных пациентов за счет развития стационарозамещающих технологий. Для достижения оптимальной степени упорядочивания в системе охраны здоровья граждан посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач, для проведения экспертизы, согласования и внедрения МЭС медицинской помощи, протоколов ведения больных и других документов системы стандартизации в здравоохранении Санкт-Петербурга создан Экспертный совет по стандартизации в здравоохранении при Комитете по здравоохранению и профильные комиссии (распоряжение Комитета по здравоохранению от 24.04.2006 г. № 166-р). Формирование рабочих групп по экспертизе временных МЭС и их работа позволили постепенно переходить с временных на модернизированные МЭС, утвержденные Экспертным советом. В целях реализации национального проекта «Здоровье» и политики Правительства Санкт-Петербурга по реформированию здравоохранения в направлении стандартизации и управления качеством оказания медицинской помощи создана компьютерная информационно-аналитическая система «Эксперт—МЭС», призванная решать следующие задачи:
■ обеспечение разработки, экспертизы, ведения и актуализации МЭС медицинской
помощи детскому и взрослому населению Санкт-Петербурга;
■ формирование предпосылок для мотивированной и прозрачной тарификации МЭС с учетом заложенных трудозатрат и медикаментов;
■ экспертиза объема оказанной медицинской помощи в конкретном случае лечения в сопоставлении с примененным МЭС;
■ статистический анализ выполнения массивов однородных МЭС в одном и/или нескольких медицинских учреждениях с целью выработки управленческих решений и внесения предложений по коррекции МЭС.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 г. № 730 создана единая система управления качеством медицинской помощи, важными элементами которой являются МЭС и индикаторы качества.
Четвертый этап: планомерный переход на систему тарификации стационарных медицинских услуг в соответствии с утвержденными Экспертным советом МЭС, что предполагает последовательное введение модернизированных МЭС по всем КСГ. Результатами введения новой тарифной политики являются:
1. Положительные изменения в структуре госпитализированной заболеваемости за счет сокращения числа госпитализаций лиц, не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении.
2. Рост числа госпитализаций в стационары дневного пребывания.
3. Увеличение количества амбулаторно-кон-сультативных посещений.
4. Улучшение качества медицинской помощи за счет соблюдения технологических сроков госпитализации и минимальных объемов лечения в соответствии с клинико-экономическими стандартами.
5. Стабилизация финансово-экономической деятельности стационаров за счет использования тарифов, дифференцированных в соответствии с расходами стационаров на определенные виды медицинской помощи.