О паритете валют при финансово-хозяйственном взаимодействии государств - членов ЕАЭС
Н.Н. Пичуев
руководитель Корпоративной аналитической группы (г. Севастополь) В.В. Пискурёв
председатель Всероссийского профессионального союза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций (г. Москва)
Николай Николаевич Пичуев, [email protected]
Поводом для рассмотрения этого вопроса послужила ситуация в Крымском федеральном округе, сложившаяся совсем недавно в рамках переходного периода, установленного для урегулирования вопросов интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации.
Переходный период сроком до 1 января 2015 года был определен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Федеральным конституционным законом от 27 мая 2014 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» допускалось до 1 июня 2014 года обращение и осуществление расчетов в наличной и безналичной формах в национальной денежной единице Украины - гривне 1. С 1 июня 2014 года на использование гривни распространялся правовой режим для осуществления расчетов в иностранной валюте, установленный законодательством Российской Федерации.
Эти законодательные нормы поставили задачи определения соответствия и пересчета в рубли стоимостей в разных сферах деятельности, выраженные ранее в гривнях.
Например, в сфере бухгалтерского учета алгоритм такого пересчета был представлен в информационном письме Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2014 года № ПЗ-12/2014 «О ведении бухгалтерского учета на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Пересчет проводился по официальному курсу гривни к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) по состоянию на 1 июня 2014 года либо иные даты или периоды, предшествующие отчетным. Не вдаваясь в многочисленные детали, отметим главное -этот пересчет осуществлялся одномоментно и по официальному курсу гривни к рублю, установленному Банком России (на 1 июня 2014 года - 2,94366 рубля за одну гривню). В мелкорозничной торговле и на бытовом уровне населением использовался курс 3,0-3,1 рубля за одну гривню.
1 Денежная единица Украины гривня (согласно официальному переводу на русский язык статьи 99 Конституции Украины) введена в финансово-хозяйственный оборот со 2 сентября 1996 года. Согласно рекомендациям Украинской комиссии по вопросам правовой терминологии склонение слова гривня следует осуществлять по аналогии со словом вишня. Официальное сокращение — грн. (примеч. авт.).
Наш интерес вызвало определение соответствия стоимостей, сформированных ранее в гривнях, и выражения их в рублях при осуществлении оценочной деятельности в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
Обратив внимание на значительную волатильность официального курса гривни к рублю, для сравнения мы сопоставили другие широко известные в Российской Федерации и Украине индикаторы: индекс цен потребительских товаров и услуг (уровень инфляции) и индекс стоимости строительно-монтажных работ (далее также - СМР). Такое сопоставление (отношение) при единой базовой дате (начало 1991 года) позволяет оценить паритет покупательной способности денежных единиц в сферах реализации потребительских товаров и услуг, а также в строительной отрасли обоих государств. Например, в строительной отрасли понятие «паритет валют» означает сопоставление стоимостей, выраженных в валютах рассматриваемых государств, при строительстве одного и того же объекта в условиях этих государств.
На рисунке 1 показана в комплексе динамика изменения трех финансовых индикаторов - официального курса гривни к рублю, результатов сопоставления соответствующих индексов стоимости СМР и индексов потребительских цен и услуг, как отношение этих индексов в Российской Федерации к индексам в Украине. При единой базовой дате сопоставления (1991 год) эти отношения позволяют оценить паритет валют на текущую дату в соответствующих сферах деятельности.
-по индексам потребительских цен - по курсу гривни
--по индексам стоимости СМР
Рис. 1. Динамика изменения трех финансовых индикаторов
Представленная в графическом виде информация наглядно показывает, что в разных сферах деятельности отношения финансовых индикаторов отличаются не только абсолютными значениями, но и тенденциями изменений 2.
Следует подчеркнуть, что рассматриваемая ситуация в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, по существу, имела одномоментный характер, а после пересчета гривен в рубли и формирования новых стоимостей необходимость в решении такой задачи практически отпала. Однако тема паритета валют, по нашему мнению, вновь
2 Более подробно об этих соотношениях см.: Пичуев Н. Н., Мринская Н. В., Пичуев И. Н. О соответствии (паритете) валют на примере пересчета в Крымском ФО. Ш1_: http://sroroo.ru/evaluators/analytics/980474/
встает на «повестку дня» в связи с началом функционирования с 1 января 2015 года новой международной организации региональной экономической интеграции - Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) 3.
Отметим отдельные моменты Договора о ЕАЭС. Так, статьей 28 предусматривается функционирование внутреннего рынка ЕАЭС как экономического пространства, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов. В развитии этих процессов предусматривается формирование интегрированного валютного рынка при повышении роли национальных валют во внешнеторговых и инвестиционных операциях с координацией обменного курса и обеспечении прямых взаимных котировок национальных валют, а также обеспечения конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса (статья 64). С целью обеспечения развития интеграционных процессов предусмотрено формирование информационного взаимодействия и обеспечение официальной статистической информацией (статьи 23 и 24).
При развитии механизмов взаимодействия государств - членов ЕАЭС для решения задач в аспектах таких видов деятельности, как, например, оценочная и инвестиционная, по нашему мнению, потребуется определение паритета (соответствия) валют в разных сферах финансово-хозяйственной деятельности этих государств. Обоснуем это предположение на примере уже рассмотренных трех финансовых индикаторов, официальная статистическая информация о которых представлена в широком доступе.
ГО 1
о 1
^
си ч
X
ГО О
-О X -О
го ^
I-
го
X
000 000 100 000 10 000 1 000 100 10
0
СП СП
т т т т ™ - — т * ^ т
** -
1 ^
ь ✓ И ^ -
н к ■ ат
1 — —
1
сп сп сп сп
СО СП
ел
со
СП СП
0 0 0
0 0
-¡г
0 0
со
0 0
со
0 0
РА
РК
РБ
0
- РФ
0
0
РА - Республика Армения РК - Республика Казахстан РБ - Республика Беларусь РФ - Российская Федерация
Рис. 2. Динамика изменения индексов потребительских цен и услуг государств членов ЕАЭС к базовому 1991 году (на начало соответствующего года) 4
Договор об учреждении ЕАЭС подписан 29 мая 2014 года в столице Республики Казахстан - городе Астане. Учредителями выступили Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. С 2 января 2015 года полноценным членом ЕАЭС становится Республика Армения. Ш1_: http://eaeuni0n.0rg/#ab0ut
При построении графиков (рисунки 2-8) использованы информационные материалы Национальной статистической службы Республики Армении (http://www.armstat.am/ru/), Национального статистического комитета Республики Беларусь (http://belstat.gov.by/), Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (http://stat.gov.kz/faces/homePage?_adf.ctrl-state=1a674og3cm_4&_ afrLoop=6275245213752368), Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/).
1
3
Проанализируем изменение финансовых индикаторов начиная с 1991 года, выбранного в качестве базового как предшествовавшего разделению экономик и последующему самостоятельному развитию Республики Армении, Республики Казахстан, Республика Беларусь и Российской Федерации после распада СССР.
На рисунке 2 показана динамика изменения индексов потребительских цен и услуг государств - членов ЕАЭС.
Для функциональных значений применена логарифмическая шкала для более наглядного их отображения, поскольку абсолютные значения индексов потребительских цен и услуг за период с 1 января 1991 года по 30 октября 2014 года имеют разброс более чем в 390 000 раз в Республике Армении и более чем в 6 000 раз в Российской Федерации.
В Республике Беларусь деноминация проводилась дважды - в 1994 и 2000 годах. С 20 августа 1994 года белорусский рубль «подешевел» в 10 раз, а с 1 января 2000 года -в 1 000 раз. В Республике Казахстан и Республике Армении деноминация национальных валют не проводилась.
Деноминации национальных валют, проведенные в Российской Федерации и Республике Беларусь, не могли не привести к погрешностям при определении ряда статистических величин. Очевидно, что чем ближе по времени базовый год к дате сопоставления, тем точнее определяются значения названных финансовых индикаторов.
Рассмотрим изменение индексов потребительских цен и услуг государств - членов ЕАЭС с даты последней деноминации белорусского рубля. На рисунке 3 показана динамика изменения индексов потребительских цен и услуг государств - членов ЕАЭС в нормированном виде (приведенных к единице на начало 2000 года).
г? 40
о
4»
* #
Г
г *
1 1
* *
- * ■ - -- - - - • 1 «■ 1=^ ш 1* " —
о о о
о
35 30 25 20 15 10 5 0
СП СП
0 0 2
0 0 2
0 0 2
0 0 2
0 0 2
0 2
0 2
0 2
РБ
- РФ
РК
- РА
Рис. 3. Динамика изменения индексов потребительских цен и услуг государств - членов ЕАЭС в нормированном виде на начало 2000 года в долях (приведены данные на начало
соответствующего года)
Итак, за последние 15 лет наименьшие темпы инфляции были в Республике Армении, а наибольшие - в Республике Беларусь.
Рис. 4. Динамика изменения индексов стоимости строительно-монтажных работ государств - членов ЕАЭС к базовому 1991 году (приведены данные на начало
соответствующего года)
Теперь рассмотрим изменение индексов стоимости строительно-монтажных работ государств - членов ЕАЭС. На рисунке 4 показана динамика изменения этого финансового индикатора для государств - членов ЕАЭС, за исключением Республики Армении.
Данные представлены начиная с 1 января не 1991 года, а 2003 года, что обусловлено отсутствием до 1 января 1991 года формируемой помесячно официальной информации в открытом доступе. Для функциональных значений применена логарифмическая шкала для более наглядного их отображения, поскольку абсолютные значения индексов стоимости строительно-монтажных работ за период 1 января 2004 года - 30 октября 2014 года имеют разброс более чем в 8 000 раз в Республике Беларусь и более чем в 80 раз в Российской Федерации (учитывая деноминацию национальных валют в обеих странах).
На рисунке 5 показана динамика изменения индексов стоимости строительно-монтажных работ государств - членов ЕАЭС, за исключением Республики Армении, в нормированном виде, приведенных к единице на начало 2000 года (после деноминации белорусского рубля).
Итак, за последние 10 лет наименьшие темпы роста стоимости строительно-монтажных работ наблюдались в Республике Казахстан, а наибольшие - в Республике Беларусь.
Теперь рассмотрим в комплексе динамику изменения трех финансовых индикаторов государств - членов ЕАЭС - соотношение официальных курсов национальных валют к рублю 5, индексов стоимости СМР и индексов потребительских цен и услуг как отношение индексов Российской Федерации к индексам других государств - членов ЕАЭС (см. рисунки 6-8). Для Республики Армении из-за сложности с переводом не удалось найти и использовать статистические материалы по индексам стоимости СМР. При единой базовой дате сопоставления (1991 год) эти отношения дают возможность оценить паритет валют
5 Центральный банк Армении (https://www.cba.am/en/SitePages/Default.aspx), Национальный банк Республики Казахстан (http://www.nationalbank.kz/?docid=178&switch=russian), Национальный банк Республики Бела-
русь (http://www.nbrb.by/), Банк России (http://www.cbr.ru/).
го
■t О
о
OJ ^
ц
го т го
X
о
12 10 8 6 4 2
со
0 0 2
ю
0 0 2
0 0 2
РБ
СП
0 0 2
0 2
—Г"
со
0 2
—Г"
ю
0 2
- РФ
РК
Рис. 5. Динамика изменения индексов стоимости строительно-монтажных работ государств - членов ЕАЭС в нормированном виде на начало 2004 года (приведены данные на начало соответствующего года)
oi >
m m D 01
х
0) 3 о
X I-
о о о
0,05 0,04 0,03 0,02 0,01 0,00
Ц. ^ «ч S Ч» — ^
Ч
__ _ Л
3 0 0 2
5 0 0 2
0 0 2
СП
0 0 2
0 2
3
0 2
5
0 2
по индексам потребительских цен по курсу белорусского рубля
--по индексам стоимости СМР
Рис. 6. Динамика изменения соотношений трех финансовых индикаторов для Российской
Федерации и Республики Беларусь
0
на текущую дату в соответствующих сферах деятельности. Для обозначения национальных валют использована кодировка международного стандарта ISO 4217: RUB - российский рубль, BYR - белорусский рубль, KZT - казахский тенге, AMD - армянский драм.
Как и на примере Украины, представленная в графическом виде информация о государствах - членах ЕАЭС наглядно показывает значительную степень отличия отношений финансовых индикаторов в различных сферах деятельности не только по абсолютным значениям, но и по тенденциям их изменений.
Представление стоимостей в некоем эквиваленте (например долларовом) не будет «панацеей» или неким универсальным способом пересчета, ибо, по сути, будут реализо-
N
m D 01
1,000
0,100
X
0) 3 о
X
£ о о
0,010
0,001
0,000
со
0 0
OJ
ю
0 0
OJ
0 0
OJ
СП
0 0
OJ
0
OJ
0
OJ
0
OJ
--по индексам стоимости СМР
- по индексам потребительских цен
по курсу теньге
Рис. 7. Динамика изменения соотношений трех финансовых индикаторов для Российской Федерации и Республики Казахстан
q 1,000
<
m D 01
CD S X
си 3 о
X I-
о о о
0,100
0,010
0,001
0,000
со
0 0
OJ
ю
0 0
OJ
0 0
OJ
СП
0 0
OJ
0
OJ
со
0
OJ
ю
0
OJ
по курсу драма
по индексам потребительских цен
Рис. 8. Динамика изменения соотношений трех финансовых индикаторов для Российской Федерации и Республики Армении
ваться кросс-курсы национальных валют.
В Российской Федерации еще в середине двухтысячных годов был реализован проект расчета паритета валют для национальных строительных рынков стран СНГ. Группой авторов под руководством В.М. Дидковского были предложены и апробированы технология формирования паритетов покупательной способности валют на национальных строительных рынках стран СНГ, а также методика использования этих паритетов при оценке стоимости строительства новых и существующих зданий и сооружений в странах СНГ. Эти материалы были представлены в ряде выпусков сборника межрегионального информационно-аналитического бюллетеня «Индексы цен в строительстве» (издание ООО «КО-ИНВЕСТ»). В настоящее время в выпусках этих сборников регулярно представляется информация только о паритете доллара США и рубля Российской Федерации. По странам СНГ (кроме Республики Казахстан) информация не формируется.
В процессе анализа рассматриваемых параметров мы обратили внимание на некоторое различие при формировании и представлении статистической информации соответствующими ведомствами государств - членов ЕАЭС. Различие существует и в ряде методических подходов к ценообразованию в строительстве. Об этих проблемах уже говорилось на заседаниях Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств - участников СНГ 6.
В результате проведенного сопоставительного анализа мы пришли к заключению, что при развитии механизмов взаимодействия государств - членов ЕАЭС для решения задач в рамках таких видов деятельности, как, например, оценочная и инвестиционная, потребуется определение паритета (соответствия) валют в разных сферах финансово-хозяйственной деятельности этих государств. Это, в свою очередь, вызовет необходимость применения соответствующих финансовых индикаторов, формирование которых будет обеспечиваться официальной статистической информацией на единой методической базе для государств - членов ЕАЭС. При этом следует подчеркнуть, что попытка использовать единый, универсальный финансовый индикатор для характеристики паритета (соответствия) валют в целом приведет к получению некорректных результатов при проведении оценочных работ в разных сферах финансово-хозяйственной деятельности).
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя : Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ.
2. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» : Федеральный конституционный закон от 27 мая 2014 года № 7-ФКЗ.
3. О ведении бухгалтерского учета на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя : письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2014 года № ПЗ-12/2014.
4. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. URL: http:// eaeunion.org/#about
5. Материалы XXXII-XXXV заседаний Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ. URL: http://omorrss.ru/press_center/regional_ news/v-chelyabinske-sostoyalos-xxxv-zasedanie-mezhpravitel-stvennogo-soveta-po-sotrudnich estvu-v-stroitel-noj-deyatel-nosti-gosudarstv-uchastnikov-sng
6. Пичуев Н. Н., Мринская Н. В., Пичуев И. Н. О соответствии (паритете) валют на примере пересчета в Крымском ФО. URL: http://sroroo.ru/evaluators/analytics/980474/
7. Интернет-портал СНГ. URL: http://www.e-cis.info/
8. Интернет-портал Евразийского экономического союза. URL: http://eaeunion.org/#about-info
9. Официальный сайт Российского союза строителей. URL: http://omorrss.ru/about_the_ union
10. Национальная статистическая служба Республики Армении. URL: http://www.arm stat.am/ru/
6 XXXII-XXXV заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ. URL: http://omorrss.ru/press_center/regional_news/v-chelyabinske-sostoyalos-xxxv-zasedanie-
mezhpravitel-stvennogo-soveta-po-sotrudnichestvu-v-stroitel-noj-deyatel-nosti-gosudarstv-uchastnikov-sng
11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: http://belstat. gov.by/
12. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. URL: http://stat.gov.kz/faces/homePage?_adf.ctrl-state=1 a674og3cm_4&_afrLoop= 6275245213752368
13. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
14. Центральный банк Армении. URL: https://www.cba.am/en/SitePages/Default.aspx
15. Национальный банк Республики Казахстан. URL: http://www.nationalbank.kz/? docid=178&switch=russian
16. Национальный банк Республики Беларусь. URL: http://www.nbrb.by/
17. Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/
26 ноября 2015 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - ТПП РФ, Палата) прошла IV Международная конференция «Антикризисное управление в современных экономических условиях». Мероприятие посетили 374 участника, в том числе из регионов России и стран СНГ, - представители органов государственной власти, общественных организаций, научных и образовательных учреждений, специалистов по вопросам антикризисного управления, представителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, арбитражные управляющие, представители ассоциаций российских и региональных банков России, операторы электронных торговых площадок, организаторы и участники торгов, члены Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и иные заинтересованные лица.
Деловая программа была открыта пленарным заседанием, модератором которого выступил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко. Он напомнил, что в составе Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности действует подкомитет по антикризисному управлению, который активно продвигает позиции ТПП РФ в государственных органах, проводит экспертную работу по подготовке предложений о совершенствовании законодательства в сфере банкротства. Однако в этой сфере много проблемных зон, которые Владимир Страшко и предложил обсудить участникам Конференции.
С приветственным словом выступил президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он отметил, что кризис, как правило, является толчком для внесения изменений в законодательство о банкротстве. поэтому необходимо уделить внимание обсуждению реализации дорожной карты «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)», первым пунктом которой является внесение изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве) в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления, концептуально меняющих подходы к оздоровительным процедурам, что особенно важно в современных экономических условиях. Согласно анализу статистики арбитражных судов Российской Федерации подавляющее большинство (96,6%) составляют процедуры конкурсного производства, а восстановлением платежеспособности закончились менее 0,2 процента процедур. Палата концептуально поддерживает необходимость внесения нового законопроекта, однако следует тщательно подойти к вопросу баланса интересов кредитора и должника, не допуская перегибов в интересах какой-либо стороны. Предлагаемый должником план антикризисного управления должен предусматривать больше прав и возможностей по восстановлению его платежеспособности, в том числе по реструктуризации кредитной задолженности при обязательной антикризисной реструктуризации должника в согласованные с кредиторами сроки. Это предоставит должнику выбор: либо самому инициировать реабилитационные процедуры, либо подвергнуться риску быстрой принудительной ликвидации. Докладчик затронул и социальную сторону банкротства. По его мнению, привлечение средств третьих лиц для погашения задолженности по оплате поможет в случае банкротства работодателя удовлетворить текущие платежи по оплате труда приоритетно перед требованиями об уплате задолженности по налогам и сборам. Президент Палаты напомнил о необходимости разработки юридических
* * *
IV Международная конференция «Антикризисное управление в современных экономических условиях» *
?
ф
26 ноября 2015 года, Москва
*
Окончание на с. 94