Научная статья на тему 'О паритете валют при финансово-хозяйственном взаимодействии государств - членов ЕАЭС'

О паритете валют при финансово-хозяйственном взаимодействии государств - членов ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРИТЕТ ВАЛЮТ / ДЕНОМИНАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТ / ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / ИНДЕКСЫ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ / THE PARITY OF CURRENCIES / CURRENCY REDENOMINATION / CONSUMER PRICE INDICES / INDICES OF VALUE OF CONSTRUCTION WORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пичуев Николай Николаевич, Пискурёв В. В.

В статье рассматривается вопрос необходимости учета паритета (соответствия) валют при развитии механизмов взаимодействия государств членов ЕАЭС в разных сферах финансово-хозяйственной деятельности на примере оценочной и инвестиционной деятельности. Делается вывод о том, что попытка использовать единый, универсальный финансовый индикатор для характеристики паритета валют в целом приведет к получению некорректных результатов при проведении оценочных работ в разных сферах финансово-хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PARITY OF CURRENCIES AT FINANCIAL AND ECONOMIC INTERACTION BETWEEN MEMBER STATES OF EAEU

The article discusses the necessity of accounting for parity (compliance) currency at the development of interaction mechanisms between the member States of the EAEU in different spheres of financial and economic activity on the examples for aspects of estimated and investment activity is considered. The conclusion is drawn that attempt of use of the uniform and universal financial indicator, for the characteristic of parity of currencies in general, will yield incorrect results in different spheres of financial and economic activity.

Текст научной работы на тему «О паритете валют при финансово-хозяйственном взаимодействии государств - членов ЕАЭС»

О паритете валют при финансово-хозяйственном взаимодействии государств - членов ЕАЭС

Н.Н. Пичуев

руководитель Корпоративной аналитической группы (г. Севастополь) В.В. Пискурёв

председатель Всероссийского профессионального союза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций (г. Москва)

Николай Николаевич Пичуев, [email protected]

Поводом для рассмотрения этого вопроса послужила ситуация в Крымском федеральном округе, сложившаяся совсем недавно в рамках переходного периода, установленного для урегулирования вопросов интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации.

Переходный период сроком до 1 января 2015 года был определен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Федеральным конституционным законом от 27 мая 2014 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» допускалось до 1 июня 2014 года обращение и осуществление расчетов в наличной и безналичной формах в национальной денежной единице Украины - гривне 1. С 1 июня 2014 года на использование гривни распространялся правовой режим для осуществления расчетов в иностранной валюте, установленный законодательством Российской Федерации.

Эти законодательные нормы поставили задачи определения соответствия и пересчета в рубли стоимостей в разных сферах деятельности, выраженные ранее в гривнях.

Например, в сфере бухгалтерского учета алгоритм такого пересчета был представлен в информационном письме Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2014 года № ПЗ-12/2014 «О ведении бухгалтерского учета на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Пересчет проводился по официальному курсу гривни к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) по состоянию на 1 июня 2014 года либо иные даты или периоды, предшествующие отчетным. Не вдаваясь в многочисленные детали, отметим главное -этот пересчет осуществлялся одномоментно и по официальному курсу гривни к рублю, установленному Банком России (на 1 июня 2014 года - 2,94366 рубля за одну гривню). В мелкорозничной торговле и на бытовом уровне населением использовался курс 3,0-3,1 рубля за одну гривню.

1 Денежная единица Украины гривня (согласно официальному переводу на русский язык статьи 99 Конституции Украины) введена в финансово-хозяйственный оборот со 2 сентября 1996 года. Согласно рекомендациям Украинской комиссии по вопросам правовой терминологии склонение слова гривня следует осуществлять по аналогии со словом вишня. Официальное сокращение — грн. (примеч. авт.).

Наш интерес вызвало определение соответствия стоимостей, сформированных ранее в гривнях, и выражения их в рублях при осуществлении оценочной деятельности в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.

Обратив внимание на значительную волатильность официального курса гривни к рублю, для сравнения мы сопоставили другие широко известные в Российской Федерации и Украине индикаторы: индекс цен потребительских товаров и услуг (уровень инфляции) и индекс стоимости строительно-монтажных работ (далее также - СМР). Такое сопоставление (отношение) при единой базовой дате (начало 1991 года) позволяет оценить паритет покупательной способности денежных единиц в сферах реализации потребительских товаров и услуг, а также в строительной отрасли обоих государств. Например, в строительной отрасли понятие «паритет валют» означает сопоставление стоимостей, выраженных в валютах рассматриваемых государств, при строительстве одного и того же объекта в условиях этих государств.

На рисунке 1 показана в комплексе динамика изменения трех финансовых индикаторов - официального курса гривни к рублю, результатов сопоставления соответствующих индексов стоимости СМР и индексов потребительских цен и услуг, как отношение этих индексов в Российской Федерации к индексам в Украине. При единой базовой дате сопоставления (1991 год) эти отношения позволяют оценить паритет валют на текущую дату в соответствующих сферах деятельности.

-по индексам потребительских цен - по курсу гривни

--по индексам стоимости СМР

Рис. 1. Динамика изменения трех финансовых индикаторов

Представленная в графическом виде информация наглядно показывает, что в разных сферах деятельности отношения финансовых индикаторов отличаются не только абсолютными значениями, но и тенденциями изменений 2.

Следует подчеркнуть, что рассматриваемая ситуация в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, по существу, имела одномоментный характер, а после пересчета гривен в рубли и формирования новых стоимостей необходимость в решении такой задачи практически отпала. Однако тема паритета валют, по нашему мнению, вновь

2 Более подробно об этих соотношениях см.: Пичуев Н. Н., Мринская Н. В., Пичуев И. Н. О соответствии (паритете) валют на примере пересчета в Крымском ФО. Ш1_: http://sroroo.ru/evaluators/analytics/980474/

встает на «повестку дня» в связи с началом функционирования с 1 января 2015 года новой международной организации региональной экономической интеграции - Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) 3.

Отметим отдельные моменты Договора о ЕАЭС. Так, статьей 28 предусматривается функционирование внутреннего рынка ЕАЭС как экономического пространства, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов. В развитии этих процессов предусматривается формирование интегрированного валютного рынка при повышении роли национальных валют во внешнеторговых и инвестиционных операциях с координацией обменного курса и обеспечении прямых взаимных котировок национальных валют, а также обеспечения конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса (статья 64). С целью обеспечения развития интеграционных процессов предусмотрено формирование информационного взаимодействия и обеспечение официальной статистической информацией (статьи 23 и 24).

При развитии механизмов взаимодействия государств - членов ЕАЭС для решения задач в аспектах таких видов деятельности, как, например, оценочная и инвестиционная, по нашему мнению, потребуется определение паритета (соответствия) валют в разных сферах финансово-хозяйственной деятельности этих государств. Обоснуем это предположение на примере уже рассмотренных трех финансовых индикаторов, официальная статистическая информация о которых представлена в широком доступе.

ГО 1

о 1

^

си ч

X

ГО О

-О X -О

го ^

I-

го

X

000 000 100 000 10 000 1 000 100 10

0

СП СП

т т т т ™ - — т * ^ т

** -

1 ^

ь ✓ И ^ -

н к ■ ат

1 — —

1

сп сп сп сп

СО СП

ел

со

СП СП

0 0 0

0 0

-¡г

0 0

со

0 0

со

0 0

РА

РК

РБ

0

- РФ

0

0

РА - Республика Армения РК - Республика Казахстан РБ - Республика Беларусь РФ - Российская Федерация

Рис. 2. Динамика изменения индексов потребительских цен и услуг государств членов ЕАЭС к базовому 1991 году (на начало соответствующего года) 4

Договор об учреждении ЕАЭС подписан 29 мая 2014 года в столице Республики Казахстан - городе Астане. Учредителями выступили Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. С 2 января 2015 года полноценным членом ЕАЭС становится Республика Армения. Ш1_: http://eaeuni0n.0rg/#ab0ut

При построении графиков (рисунки 2-8) использованы информационные материалы Национальной статистической службы Республики Армении (http://www.armstat.am/ru/), Национального статистического комитета Республики Беларусь (http://belstat.gov.by/), Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (http://stat.gov.kz/faces/homePage?_adf.ctrl-state=1a674og3cm_4&_ afrLoop=6275245213752368), Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/).

1

3

Проанализируем изменение финансовых индикаторов начиная с 1991 года, выбранного в качестве базового как предшествовавшего разделению экономик и последующему самостоятельному развитию Республики Армении, Республики Казахстан, Республика Беларусь и Российской Федерации после распада СССР.

На рисунке 2 показана динамика изменения индексов потребительских цен и услуг государств - членов ЕАЭС.

Для функциональных значений применена логарифмическая шкала для более наглядного их отображения, поскольку абсолютные значения индексов потребительских цен и услуг за период с 1 января 1991 года по 30 октября 2014 года имеют разброс более чем в 390 000 раз в Республике Армении и более чем в 6 000 раз в Российской Федерации.

В Республике Беларусь деноминация проводилась дважды - в 1994 и 2000 годах. С 20 августа 1994 года белорусский рубль «подешевел» в 10 раз, а с 1 января 2000 года -в 1 000 раз. В Республике Казахстан и Республике Армении деноминация национальных валют не проводилась.

Деноминации национальных валют, проведенные в Российской Федерации и Республике Беларусь, не могли не привести к погрешностям при определении ряда статистических величин. Очевидно, что чем ближе по времени базовый год к дате сопоставления, тем точнее определяются значения названных финансовых индикаторов.

Рассмотрим изменение индексов потребительских цен и услуг государств - членов ЕАЭС с даты последней деноминации белорусского рубля. На рисунке 3 показана динамика изменения индексов потребительских цен и услуг государств - членов ЕАЭС в нормированном виде (приведенных к единице на начало 2000 года).

г? 40

о

* #

Г

г *

1 1

* *

- * ■ - -- - - - • 1 «■ 1=^ ш 1* " —

о о о

о

35 30 25 20 15 10 5 0

СП СП

0 0 2

0 0 2

0 0 2

0 0 2

0 0 2

0 2

0 2

0 2

РБ

- РФ

РК

- РА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Динамика изменения индексов потребительских цен и услуг государств - членов ЕАЭС в нормированном виде на начало 2000 года в долях (приведены данные на начало

соответствующего года)

Итак, за последние 15 лет наименьшие темпы инфляции были в Республике Армении, а наибольшие - в Республике Беларусь.

Рис. 4. Динамика изменения индексов стоимости строительно-монтажных работ государств - членов ЕАЭС к базовому 1991 году (приведены данные на начало

соответствующего года)

Теперь рассмотрим изменение индексов стоимости строительно-монтажных работ государств - членов ЕАЭС. На рисунке 4 показана динамика изменения этого финансового индикатора для государств - членов ЕАЭС, за исключением Республики Армении.

Данные представлены начиная с 1 января не 1991 года, а 2003 года, что обусловлено отсутствием до 1 января 1991 года формируемой помесячно официальной информации в открытом доступе. Для функциональных значений применена логарифмическая шкала для более наглядного их отображения, поскольку абсолютные значения индексов стоимости строительно-монтажных работ за период 1 января 2004 года - 30 октября 2014 года имеют разброс более чем в 8 000 раз в Республике Беларусь и более чем в 80 раз в Российской Федерации (учитывая деноминацию национальных валют в обеих странах).

На рисунке 5 показана динамика изменения индексов стоимости строительно-монтажных работ государств - членов ЕАЭС, за исключением Республики Армении, в нормированном виде, приведенных к единице на начало 2000 года (после деноминации белорусского рубля).

Итак, за последние 10 лет наименьшие темпы роста стоимости строительно-монтажных работ наблюдались в Республике Казахстан, а наибольшие - в Республике Беларусь.

Теперь рассмотрим в комплексе динамику изменения трех финансовых индикаторов государств - членов ЕАЭС - соотношение официальных курсов национальных валют к рублю 5, индексов стоимости СМР и индексов потребительских цен и услуг как отношение индексов Российской Федерации к индексам других государств - членов ЕАЭС (см. рисунки 6-8). Для Республики Армении из-за сложности с переводом не удалось найти и использовать статистические материалы по индексам стоимости СМР. При единой базовой дате сопоставления (1991 год) эти отношения дают возможность оценить паритет валют

5 Центральный банк Армении (https://www.cba.am/en/SitePages/Default.aspx), Национальный банк Республики Казахстан (http://www.nationalbank.kz/?docid=178&switch=russian), Национальный банк Республики Бела-

русь (http://www.nbrb.by/), Банк России (http://www.cbr.ru/).

го

■t О

о

OJ ^

ц

го т го

X

о

12 10 8 6 4 2

со

0 0 2

ю

0 0 2

0 0 2

РБ

СП

0 0 2

0 2

—Г"

со

0 2

—Г"

ю

0 2

- РФ

РК

Рис. 5. Динамика изменения индексов стоимости строительно-монтажных работ государств - членов ЕАЭС в нормированном виде на начало 2004 года (приведены данные на начало соответствующего года)

oi >

m m D 01

х

0) 3 о

X I-

о о о

0,05 0,04 0,03 0,02 0,01 0,00

Ц. ^ «ч S Ч» — ^

Ч

__ _ Л

3 0 0 2

5 0 0 2

0 0 2

СП

0 0 2

0 2

3

0 2

5

0 2

по индексам потребительских цен по курсу белорусского рубля

--по индексам стоимости СМР

Рис. 6. Динамика изменения соотношений трех финансовых индикаторов для Российской

Федерации и Республики Беларусь

0

на текущую дату в соответствующих сферах деятельности. Для обозначения национальных валют использована кодировка международного стандарта ISO 4217: RUB - российский рубль, BYR - белорусский рубль, KZT - казахский тенге, AMD - армянский драм.

Как и на примере Украины, представленная в графическом виде информация о государствах - членах ЕАЭС наглядно показывает значительную степень отличия отношений финансовых индикаторов в различных сферах деятельности не только по абсолютным значениям, но и по тенденциям их изменений.

Представление стоимостей в некоем эквиваленте (например долларовом) не будет «панацеей» или неким универсальным способом пересчета, ибо, по сути, будут реализо-

N

m D 01

1,000

0,100

X

0) 3 о

X

£ о о

0,010

0,001

0,000

со

0 0

OJ

ю

0 0

OJ

0 0

OJ

СП

0 0

OJ

0

OJ

0

OJ

0

OJ

--по индексам стоимости СМР

- по индексам потребительских цен

по курсу теньге

Рис. 7. Динамика изменения соотношений трех финансовых индикаторов для Российской Федерации и Республики Казахстан

q 1,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

m D 01

CD S X

си 3 о

X I-

о о о

0,100

0,010

0,001

0,000

со

0 0

OJ

ю

0 0

OJ

0 0

OJ

СП

0 0

OJ

0

OJ

со

0

OJ

ю

0

OJ

по курсу драма

по индексам потребительских цен

Рис. 8. Динамика изменения соотношений трех финансовых индикаторов для Российской Федерации и Республики Армении

ваться кросс-курсы национальных валют.

В Российской Федерации еще в середине двухтысячных годов был реализован проект расчета паритета валют для национальных строительных рынков стран СНГ. Группой авторов под руководством В.М. Дидковского были предложены и апробированы технология формирования паритетов покупательной способности валют на национальных строительных рынках стран СНГ, а также методика использования этих паритетов при оценке стоимости строительства новых и существующих зданий и сооружений в странах СНГ. Эти материалы были представлены в ряде выпусков сборника межрегионального информационно-аналитического бюллетеня «Индексы цен в строительстве» (издание ООО «КО-ИНВЕСТ»). В настоящее время в выпусках этих сборников регулярно представляется информация только о паритете доллара США и рубля Российской Федерации. По странам СНГ (кроме Республики Казахстан) информация не формируется.

В процессе анализа рассматриваемых параметров мы обратили внимание на некоторое различие при формировании и представлении статистической информации соответствующими ведомствами государств - членов ЕАЭС. Различие существует и в ряде методических подходов к ценообразованию в строительстве. Об этих проблемах уже говорилось на заседаниях Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств - участников СНГ 6.

В результате проведенного сопоставительного анализа мы пришли к заключению, что при развитии механизмов взаимодействия государств - членов ЕАЭС для решения задач в рамках таких видов деятельности, как, например, оценочная и инвестиционная, потребуется определение паритета (соответствия) валют в разных сферах финансово-хозяйственной деятельности этих государств. Это, в свою очередь, вызовет необходимость применения соответствующих финансовых индикаторов, формирование которых будет обеспечиваться официальной статистической информацией на единой методической базе для государств - членов ЕАЭС. При этом следует подчеркнуть, что попытка использовать единый, универсальный финансовый индикатор для характеристики паритета (соответствия) валют в целом приведет к получению некорректных результатов при проведении оценочных работ в разных сферах финансово-хозяйственной деятельности).

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя : Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ.

2. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» : Федеральный конституционный закон от 27 мая 2014 года № 7-ФКЗ.

3. О ведении бухгалтерского учета на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя : письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2014 года № ПЗ-12/2014.

4. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. URL: http:// eaeunion.org/#about

5. Материалы XXXII-XXXV заседаний Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ. URL: http://omorrss.ru/press_center/regional_ news/v-chelyabinske-sostoyalos-xxxv-zasedanie-mezhpravitel-stvennogo-soveta-po-sotrudnich estvu-v-stroitel-noj-deyatel-nosti-gosudarstv-uchastnikov-sng

6. Пичуев Н. Н., Мринская Н. В., Пичуев И. Н. О соответствии (паритете) валют на примере пересчета в Крымском ФО. URL: http://sroroo.ru/evaluators/analytics/980474/

7. Интернет-портал СНГ. URL: http://www.e-cis.info/

8. Интернет-портал Евразийского экономического союза. URL: http://eaeunion.org/#about-info

9. Официальный сайт Российского союза строителей. URL: http://omorrss.ru/about_the_ union

10. Национальная статистическая служба Республики Армении. URL: http://www.arm stat.am/ru/

6 XXXII-XXXV заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ. URL: http://omorrss.ru/press_center/regional_news/v-chelyabinske-sostoyalos-xxxv-zasedanie-

mezhpravitel-stvennogo-soveta-po-sotrudnichestvu-v-stroitel-noj-deyatel-nosti-gosudarstv-uchastnikov-sng

11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: http://belstat. gov.by/

12. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. URL: http://stat.gov.kz/faces/homePage?_adf.ctrl-state=1 a674og3cm_4&_afrLoop= 6275245213752368

13. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

14. Центральный банк Армении. URL: https://www.cba.am/en/SitePages/Default.aspx

15. Национальный банк Республики Казахстан. URL: http://www.nationalbank.kz/? docid=178&switch=russian

16. Национальный банк Республики Беларусь. URL: http://www.nbrb.by/

17. Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/

26 ноября 2015 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - ТПП РФ, Палата) прошла IV Международная конференция «Антикризисное управление в современных экономических условиях». Мероприятие посетили 374 участника, в том числе из регионов России и стран СНГ, - представители органов государственной власти, общественных организаций, научных и образовательных учреждений, специалистов по вопросам антикризисного управления, представителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, арбитражные управляющие, представители ассоциаций российских и региональных банков России, операторы электронных торговых площадок, организаторы и участники торгов, члены Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и иные заинтересованные лица.

Деловая программа была открыта пленарным заседанием, модератором которого выступил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко. Он напомнил, что в составе Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности действует подкомитет по антикризисному управлению, который активно продвигает позиции ТПП РФ в государственных органах, проводит экспертную работу по подготовке предложений о совершенствовании законодательства в сфере банкротства. Однако в этой сфере много проблемных зон, которые Владимир Страшко и предложил обсудить участникам Конференции.

С приветственным словом выступил президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он отметил, что кризис, как правило, является толчком для внесения изменений в законодательство о банкротстве. поэтому необходимо уделить внимание обсуждению реализации дорожной карты «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)», первым пунктом которой является внесение изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве) в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления, концептуально меняющих подходы к оздоровительным процедурам, что особенно важно в современных экономических условиях. Согласно анализу статистики арбитражных судов Российской Федерации подавляющее большинство (96,6%) составляют процедуры конкурсного производства, а восстановлением платежеспособности закончились менее 0,2 процента процедур. Палата концептуально поддерживает необходимость внесения нового законопроекта, однако следует тщательно подойти к вопросу баланса интересов кредитора и должника, не допуская перегибов в интересах какой-либо стороны. Предлагаемый должником план антикризисного управления должен предусматривать больше прав и возможностей по восстановлению его платежеспособности, в том числе по реструктуризации кредитной задолженности при обязательной антикризисной реструктуризации должника в согласованные с кредиторами сроки. Это предоставит должнику выбор: либо самому инициировать реабилитационные процедуры, либо подвергнуться риску быстрой принудительной ликвидации. Докладчик затронул и социальную сторону банкротства. По его мнению, привлечение средств третьих лиц для погашения задолженности по оплате поможет в случае банкротства работодателя удовлетворить текущие платежи по оплате труда приоритетно перед требованиями об уплате задолженности по налогам и сборам. Президент Палаты напомнил о необходимости разработки юридических

* * *

IV Международная конференция «Антикризисное управление в современных экономических условиях» *

?

ф

26 ноября 2015 года, Москва

*

Окончание на с. 94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.