УДК 72:378(571.1/.5)
А.Г. Туманик, В.Ю. Сардова, г. Новосибирск
О памятниках профессионального творчества гражданского инженера А.Д. Крячкова в г. Ново-Николаевске в досоветский период
(в 1900-1910-е гг.)
Аннотация
Статья представляет собой обзор выполненных в г. Ново-Николаевске в начале ХХ в. авторских проек-тно-строительных работ одного из наиболее известных и авторитетных зодчих Западной Сибири — Андрея Дмитриевича Крячкова, подчеркивает фундаментальное архитектурно-градостроительное, историко-культурное значение построек мастера для современного г. Новосибирска, обращает внимание общественности на необходимость реставрации и сохранения их в городской среде.
Ключевые слова: архитектурно-градостроительное наследие, планировка и застройка сибирского города, градостроительная функция, архитектурно-художественный облик, стилистика архитектуры, архитектор А.Д. Крячков
Проблемы сохранения и адаптации к современным условиям функционирования и развития крупных российских городов их архитектурно-градостроительного, архитектурно-художественного наследия наиболее существенны, наиболее тяжелы именно в тех случаях, когда исторические объекты внутри общегородской среды малочисленны, разрозненны и в силу этого не способны путем объединения сформировать в этом пространстве локальные среды, наделенные самостоятельным статусом, самостоятельной организацией и самостоятельными функциями. Подобный пример в полной мере являет собой Новосибирск — крупнейший город на территории азиатской части России, возникший на трассе Транссибирской железнодорожной магистрали немногим более века тому назад и развившийся в масштабный административный, промышленный, культурно-научный центр только во второй половине XX столетия. Практически весь комплекс объектов архитектурно-градостроительного, архитектурно-художественного наследия Новосибирска сформирован в период с 1900-х до 1940-х гг., однако основную часть его составляют памятники, созданные в рамках лишь одного двадцатилетия - 20—30-х гг. минувшего века — и отразившие рационалистические эксперименты в архитектуре и градостроительстве раннего советского времени (1920-х гг.) и их трансформацию в тотальную «неоконсервативную» практику развития планировки и застройки городов (1930-х гг.). Наследие досоветского времени в архитектурно-градостроительном комплексе современного Новосибирска представлено буквально единичными объектами, необратимо разобщенными и изолированными друг от друга, а в ряде случаев — подвергшимися радикальной перестройке, в основном в советский период. Несомненно, для каждого, кто имеет профессиональное отношение к архитектуре и хорошо знает Новосибирск, такие объекты ассоциируются прежде всего с построенными в Ново-Николаевске в конце 1900-х — начале 1910-х гг. по проектам известного в Западной Сибири зодчего — гражданского инженера А.Д. Крячкова — Торговым (базарным) корпусом, зданиями реального училища и двенадцати городских начальных училищ («училищных домов», начальных школ).
Действительно, при том, что профессиональ-
ная деятельность А.Д. Крячкова как архитектора-практика достигла максимального размаха именно в советское время (в 1920—1930-е гг.) и именно на территории Новосибирска, — в указанный период переживавшего трансформацию в один из крупнейших — краевых — административных центров Сибири и Дальнего Востока, — наибольший вклад в формирование и развитие планировки и застройки города архитектор внес в досоветский период его истории — в начале ХХ в. Четырнадцать практически одновременно сооруженных в Ново-Николаевске в первой половине 1910-х гг. — по оригинальным (авторским) проектам А.Д. Крячкова — каменных зданий закрепили планировочную основу нового города, на высоком профессиональном уровне сформировали его исходный архитектурно-художественный облик, определили приоритетный принцип его будущего градостроительного развития, предполагавший опору этого процесса на постановку и решение масштабных — стратегических — планировочных задач и соответствующее такой практике создание комплексной городской застройки на основе высококачественных индивидуальных проектных разработок.
В 1908 г. архитектор Западно-Сибирского учебного округа А.Д. Крячков получил от городского управления Ново-Николаевска заказ на проектирование и строительство в городе здания реального (среднепрофессионального) училища (тогда еще сохранявшего статус частного учебного заведения). Выполненный зодчим и утвержденный в том же году проект монументального учебного комплекса — со значительным по площади П-образным планом, с разновысотными (двух- и трехэтажными) секциями, с полуподвальным этажом, с асимметричными композициями модернистских фасадов, с встроенным в один из углов доминирующим по высоте объемом одноглавой церкви, купол которой был решен как световой фонарь, — по ряду причин (к которым следует отнести: разрушительный общегородской пожар, происшедший в 1909 г.; сложный, масштабный и дорогостоящий в реализации, — особенно в условиях послепожарного восстановления застройки и хозяйственной жизнедеятельности города, — замысел; соответствующее этому решению место на восточном участке периметра главной — ярмароч-
ной (базарной) — площади города, которое было признано особо важным для города и, видимо, зарезервировано для перспективного строительства) был впоследствии отклонен. В 1910 г. А.Д. Крячков, сохранив первоначальную концепцию планировки здания, но упростив его архитектурную и декоративно-художественную композицию и значительно уменьшив его общий объем, разработал новый проект училищного комплекса (именно в 1910 г. реальное училище было преобразовано из частного в городское учебное заведение — городское реальное училище имени Дома Романовых), по которому в 1912 г. постройка под личным руководством автора была осуществлена на новом участке — на левой стороне Николаевского проспекта, в начале его, примерно в 100—120 м от Свято-Александро-Невско-го собора, на крутом подъеме (перепад рельефа был использован архитектором в качестве условия для дополнительного увеличения этажности здания и обеспечил ему дополнительную выразительность). Приобретя относительную компактность, объем училищного комплекса благодаря рациональной планировке («коридорного» типа) сохранил вместительность и функциональное разнообразие помещений, представленное домовой церковью, восемью классными комнатами, просторным актовым залом, библиотекой, физическим и естественно-историческим кабинетами, рисовальным и чертежным классами, обсерваторией с башней для метеорологических наблюдений, учительской комнатой, кабинетом врача, гимнастическим залом, душевыми помещениями, столовой с буфетами, коммуникационно-рекреационными пространствами — вестибюлем и поэтажными коридорами, а также служебными квартирами для руководства и педагогов училища, выделенными в отдельный трехэтажный блок с дополнительным — полуподвальным — этажом. В проекте и завершенной постройке общая кубатура объема здания, рассчитанная с учетом возраста и числа учащихся, размеры классных комнат, ориентация по сторонам света и освещенность помещений были определены в строгом соответствии с действовавшими в России в начале ХХ века санитарно-гигиеническими нормами; в училищном комплексе действовали местные водопровод и канализация. Благоустроен и оборудован как учебная территория был внутренний двор комплекса, где располагалась «площадка для игр и гимнастики»; небольшой дворик, окруженный металлической оградой на гранитном цоколе и гранитных столбах, отделял здание от красной линии Николаевского проспекта [3, с. 22—23]. Архитектурно-художественный облик новой постройки был демонстративно эклектичен: унаследованная от первоначального проекта отчетливая асимметрия объемно-пространственного и фасадного решения объекта в целом свидетельствовала об интересе архитектора А.Д. Крячкова к принципам и приемам формообразования, характерным для такого стиля, как модерн; противоположный подход автора к формированию объемов и фасадов отдельных блоков в составе комплекса, а также преобладавшие как в экстерьере, так и в интерьерах постройки декоративные приемы и детали имели классицистический характер; архитектурно-художественное решение встроенной домовой церкви основывалось на ис-
пользовании характерных формальных черт русского и византийского стилей.
Завершенный строительством комплекс реального училища стал одним из наиболее крупных архитектурных объектов Николаевского проспекта, не нарушив при этом доминирующего положения Свя-то-Александро-Невского собора: изъятие из первоначального проекта училища крупного, вертикально ориентированного объема домового храма позволило А.Д. Крячкову полностью подчинить новую постройку соборной архитектуре, создать основу для формирования целостного облика монументальной застройки центральной части Ново-Николаевска.
К сожалению, в связи с перепрофилированием и комплексной перестройкой в конце 1920-х гг. (авторы проекта реконструкции — архитекторы М.А. Бурлаков, К.Е. Осипов, А.И. Бобров) комплекс городского реального училища как одна из старейших крупномасштабных профессиональных построек Ново-Николаевска — Новосибирска, как авторское произведение первого из мастеров архитектуры города и одного из крупнейших зодчих Сибири сегодня приходится считать, по существу, утраченным.
Упоминавшийся выше общегородской пожар
1909 г., продолжавшийся в Ново-Николаевске четыре дня и три ночи и уничтоживший 794 усадьбы с жилыми и хозяйственными постройками, хотя и нанес городу тяжелейший материальный урон, спровоцировал ускоренное и масштабное обновление его застройки. Видимо, для восстановления ряда сгоревших индивидуальных усадеб городское управление смогло изыскать средства самостоятельно, почему поступившую в его распоряжение после пожара восстановительную правительственную ссуду решено было частично направить на осуществление двух крупных проектов нового строительства — на сооружение Городского торгового (базарного) корпуса и тринадцати объектов новой системы городских начальных училищ (начальных школ). Городской управой Ново-Николаевска в мае 1910 г. был заключен договор с А.Д. Крячковым, который принял на себя «общее заведование техническим надзором, составление планов и смет» для постройки в городе названных каменных зданий.
Торговый (базарный) корпус, сооруженный в
1910 г., стал самой масштабной авторской постройкой архитектора А.Д. Крячкова и главным административно-коммерческим зданием в Ново-Николаев-ске в досоветское время [3, с. 23; 2, с. 220; 4, с. 281]. Не может не впечатлять динамика проектирования и строительства этого масштабного объекта: основная часть этих работ была выполнена, видимо, за несколько месяцев (о таком сроке свидетельствуют данные, приведенные в указанных в размещенных выше ссылках трудах докторов архитектуры, профессоров С.Н. Баландина и В.Т. Горбачева, однако в монографии «Архитекторы Томска (XIX — начало XX в.)» кандидата архитектуры, доцента В.Г. Залесова строительство торгового корпуса в Ново-Николаев-ске все-таки определено периодом с 1910 по 1912 г. [5, с. 112]); при этом удалось сохранить очень высокое техническое качество постройки. Протяженный (достигавший в длину 114 м) двухэтажный объем здания имел четкое функциональное деление: 10 разделенных капитальными внутренними стенами
прямоугольных ячеек первого этажа (площадью около 136 кв. м и высотой 4,7 м каждая), имевших по два входа с противоположных сторон здания и связанных друг с другом сквозным продольным проходом-проездом по центру корпуса (проектом А.Д. Крячко-ва предусматривалась возможность как разделения каждой из ячеек на два обособленных пространства по сторонам проезда, так и их объединения), были предназначены для размещения торговых предприятий (магазинов); склады магазинов должны были частично занять подвальное пространство здания (в подвальном этаже также были выделены секции для местной котельной и местной электростанции); в помещениях второго — основного — этажа корпуса должны были разместиться государственно-административные учреждения: городская управа, городская дума, отделения государственного банка, казначейства и др.; повышенную центральную часть постройки на втором ее этаже занимал двухсветный зал высотой 7,4 м и вместимостью до 1000 человек, предназначенный для различных общественных собраний и долгое время остававшийся самым масштабным и самым репрезентативным интерьером Ново-Николаевска (известно, что в первые годы эксплуатации торгового корпуса в этом помещении проводились концерты, ставились драматические и даже оперные спектакли) [4, с. 281, 284; 2, с. 220]. Заложенное в замысле и в проекте функциональное разделение здания торгового корпуса не отразилось на его архитектурно-художественном облике. Для объема и фасадов постройки характерны подчеркнутая симметричность общих и локальных композиционных решений, структурность и целостность, определяемые мощной объединительной функцией монументальной структуры ее несущего каркаса, не нарушающее единство художественного строя здания — как формальное, так и масштабное разнообразие деталей архитектурного и декоративного назначения. Безусловно, в создании этого произведения архитектором А.Д. Крячковым руководили дух и эстетика модернизма, однако в качестве исходного материала мастер использовал приемы и формы классицистического происхождения, а также — в значении весьма условных прообразов — отдельные элементы готики. Полагаясь на данный профессиональный опыт зодчего, можно утверждать, что в лучших постройках А.Д. Крячкова, подобных торговому корпусу в Ново-Николаевске, относящихся к первой половине 1910-х гг., предопределенный, казалось бы, принципиальным выбором автора эклектизм творческими усилиями и профессионализмом мастера трансформирован в достоверную версию архитектурного модерна.
Здание торгового корпуса даже в проектах не подвергалось перестройке (правда, при этом не раз попадало под вполне реальную угрозу сноса), хотя практика реставрации его в советское и постсоветское время явно не соответствовала высокому качеству его строительства, первоначальной отделки и оборудования. Ныне здание полностью утратило первоначальное назначение, потеряны его первоначальные градостроительные функции как объекта, размещенного в геометрическом центре Ново-Нико-лаевска — посреди открытого пространства главной городской площади.
Тринадцать зданий городских начальных училищ общественным управлением Ново-Николаевска решено было построить «в разных частях города» и всего за два строительных сезона. Проектно-смет-ную документацию для всех тринадцати намеченных школьных зданий архитектор А.Д. Крячков сумел подготовить предельно оперативно — за вторую половину 1910 г. В период с весны 1911 г. по осень 1912 г. в Ново-Николаевске было возведено двенадцать двухэтажных каменных училищных построек: в наиболее старой и плотно заселенной Центральной части города — пять зданий, в Вокзальной части — четыре здания, на прибрежных территориях Закаменской части — три здания; строительство одного из тринадцати зданий начальных школ по невыясненным причинам не состоялось. Большинство (восемь) новых школьных построек соответствовало трехкомплектным начальным школам, способным производить одновременный прием 150 учащихся (действовавшие в рассматриваемое время нормы Министерства народного просвещения определяли в качестве комплекта группу из 50 учащихся и одного учителя), два здания предназначались для четырех-комплектных школ, одно — для пятикомплектной. В качестве основы для планировочных решений школьных зданий Ново-Николаевска А.Д. Крячков использовал разработку специалистов Министерства народного просвещения — «образцовую» схему планировки — план «романовского типа» — для городской школы, хотя даже для зданий трехкомплектных начальных училищ им были созданы две модификации такого плана; у каждой постройки, предназначавшейся для четырех- или пятикомплектной школы, проектом был определен оригинальный план [3, с. 24]. Многовариантная авторская доработка типовой планировочной схемы школьных зданий закономерно привела к формированию еще более достоверного и впечатляющего разнообразия их объемно-композиционных и архитектурно-художественных решений. Тем не менее ни оригинальная трактовка А.Д. Крячковым каждой из школьных построек Ново-Николаевска, ни уверенно продемонстрированные и реализованные их автором принципы и методы эклектического формообразования, — которые, очевидно, были мировоззренчески близки молодому мастеру, — не только не подорвали, но, наоборот, закрепили жизненное единство этих произведений. В эстетике двенадцати зданий начальных училищ налицо был тот же набор стилевых влияний и реминисценций (готика, — «английская готика», по личному определению А.Д. Крячкова, — классицизм, рационализм и доминирующий, как объединяющее начало, концептуальный модерн), что был очевиден в облике Торгового корпуса, но при этом не было даже намека на копирование данного облика: созданный талантом и мастерством А.Д. Крячкова ансамбль-каркас первичной профессиональной застройки Ново-Николаевска, действительно, зафиксировал высочайшую степень требовательности художника к самому себе, высочайший уровень творчества. (К большому сожалению, в дальнейшем архитектурно-градостроительном развитии крупнейшего современного города Азиатской России подобный пример найти крайне трудно.) Фасады всех школьных зданий были решены либо в технике сплошной
кирпичной кладки, либо в смешанной технике — с компоновкой поверхностей и объемов, сохранивших открытую фоновую кладку, с оштукатуренными и окрашенными деталями фасадного декора (карнизными тягами, рустовкой стен на уровне первых этажей, обрамлениями оконных и дверных проемов) или с оштукатуренными и окрашенными крупными архитектурными элементами, такими, к примеру, как объем главной лестничной клетки или объем башни для хранения водных запасов. Как и все городские постройки А.Д. Крячкова, здания начальных школ отличались высоким уровнем благоустройства и технической оснащенности (так, в частности, в каждом из них функционировали внутренний водопровод, канализация и система водяного отопления с оборудованием, выписанным из Варшавы). Ко всем школьным зданиям были пристроены одноэтажные жилые корпуса с квартирами для заведующих училищами. Необходимо отметить и качество разработки градостроительной (планировочно-пространствен-ной) основы ансамбля училищных зданий, которое существенно способствовало профессиональному успеху его создателя. Схема размещения начальных школ на плане Ново-Николаевска была разработана специалистами городской управы; согласно схеме, девять из двенадцати построенных по проектам А.Д. Крячкова школьных зданий были размещены на углах кварталов, что делало их хорошо заметными с больших расстояний, с различных обзорных позиций на многих улицах города [3, с. 24 — 25], — создавало эффект не условного, но вполне достоверного пространственного их взаимодействия, на базовом уровне формировало ландшафт и среду капитальной городской застройки Ново-Николаевска, определяло характер их развития в будущем.
В советский период восемь из двенадцати зданий городских начальных училищ подверглись непрофессиональной перестройке («отголоском» этой разрушительной практики в рамках последнего десятилетия стал «капитальный ремонт» здания «крячковской» школы, расположенного на ул. Бориса Богаткова), одно школьное здание (на ул. Ленина) было полностью утрачено в результате сноса его под нужды нового строительства. В относительной сохранности в настоящее время находятся только три объекта из состава ансамблевой авторской (архитектора А.Д. Крячкова) каменной застройки досоветского Ново-Николаевска: здание начального училища на ул. 1905 г.; школьная постройка на ул. Сибирской (Железнодорожный район Новосибирска); школьное здание на ул. Ядринцевской (Центральный район города).
Объективно, комплекс исторического архитектурно-градостроительного, архитектурно-худо-же-ственного наследия современного Новосибирска не содержит в своем составе какого-либо более ценного материала, чем рассмотренные в настоящей работе ранние (относящиеся к первой половине 10-г гг. ХХ века) авторские постройки одного из исторически наиболее известных и авторитетных мастеров зодчества Западной Сибири, каким был А.Д. Крячков: здание городского реального училища; городской торговый корпус; ансамбль зданий городских начальных училищ. Следовательно, восстановление и сохранение перечисленных памятников (крайне незначительных количественно в современной застройке крупнейшего города Азиатской России) в их оригинальном проектно-строительном состоянии, в их оригинальном качестве не определяет собой дискуссионную тему, не является возможным проявлением великодушия и благотворительности со стороны местных (муниципальных) и региональных (государственных) органов управления и созданных в целях защиты историко-культурного наследия общественных институтов, но является их официальной обязанностью, их прямой функцией и полностью соответствует имеющимся в их распоряжении ресурсам. Если же иметь в виду социокультурный и профессиональный аспекты предполагаемого воссоздания наиболее ценных объектов из состава авторского наследия архитектора А.Д. Крячкова на территории Новосибирска, необходимо отметить, что подобная реставрационная практика могла бы иметь мощный образовательный (просветительский) эффект и стать школой, формирующей профессиональное мировоззрение и профессиональное мастерство будущих архитекторов, дизайнеров, художников.
Список использованных источников
1. Баландин С.Н. Городской торговый корпус // Энциклопедия Новосибирска / под ред. чл.-корр. РАН В.А. Ламина. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2003. — С. 220.
2. Баландин С., Ваганова О. Сибирский архитектор А.Д. Крячков. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1973. — 56 с.
3. Горбачев В.Т. Архитектура торговых зданий в купеческих городах Сибири // Города Сибири (эпоха феодализма и капитализма). — Новосибирск: Наука, 1978. — С. 271—284.
4. Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX — начало XX века). — Томск: Изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. — 170 с.