Научная статья на тему 'О новых стандартах службы пробации конкордата в области исполнения наказаний Северо-Западная и Центральная Швейцария'

О новых стандартах службы пробации конкордата в области исполнения наказаний Северо-Западная и Центральная Швейцария Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛУЖБА ПРОБАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / КОНКОРДАТ / УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / УСЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шмид М., Огрохина Е. А.

В статье характеризуется деятельность службы пробации в Швейцарии на основе стандартов, вновь принятых конкордатом Северо-Западная и Центральная Швейцария; рассматриваются основные фазы работы по предотвращению совершения преступниками повторных преступлений и их интеграции в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О новых стандартах службы пробации конкордата в области исполнения наказаний Северо-Западная и Центральная Швейцария»

УДК 343.847(494)

О новых Стандартах службы пробации конкордата в области исполнения наказаний Северо-Западная и Центральная Швейцария

М. ШМИД - руководитель службы пробации Кантона Золотурн (Швейцария);

Е. А. ОГРОХИНА - начальник кафедры русского и иностранных языков ВИПЭ ФСИН России, кандидат филологических наук, доцент

В статье характеризуется деятельность службы пробации в Швейцарии на основе стандартов, вновь принятых конкордатом Северо-Западная и Центральная Швейцария; рассматриваются основные фазы работы по предотвращению совершения преступниками повторных преступлений и их интеграции в общество.

Ключевые слова: служба пробации; социальное сопровождение; контроль; конкордат; условно-досрочное освобождение; уголовный процесс; исполнение наказания; условное наказание; пенитенциарное учреждение; лишение свободы; принудительные меры уголовно-правового характера.

On the new Probation Service Standards in the Penal System of the Concordat Northwestern and Central Switzerland

M. SCHMID - Head of the Probation Service of the Canton of Solothurn (Switzerland);

E. A. OGROKHINA - Head of the Department of Russian and Foreign Languages of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Philology, Associate Professor

The paper characterizes the activity of probation services in Switzerland on the basis of the standards newly adopted by Concordat Northwestern and Central Switzerland. It discusses the main phase of the work to prevent the next crimes of criminals and their integration into society.

Keywords: Probation Service; social support; control; concordat; grant of parole; criminal process; execution of punishment; a conditional sentence; prison; imprisonment; coercive measures under criminal law.

Служба пробации (Bewährungshilfe) в Швейцарии - это учреждение, относящееся к системе исполнения наказаний и принудительных мер (Straf- und Massnahmenvollzug). Она призвана осуществлять на основании предписания или добровольного желания клиентов1 их социальное сопровождение на всех этапах уголовного процесса, в ходе исполнения условного или частично условного наказания, а также после условно-досрочного освобождения. В противоположность учреждениям лишения свободы служба пробации функционирует амбулаторно.

Правовой основой деятельности службы пробации в Швейцарии являются Федеральная конституция Швейцарской Конфедерации, конституции кантонов, Швейцарский уголовный кодекс, законы и предписания федерального и кантонального уровней, международно-правовые документы, а также предписания конкордатов в области исполнения наказаний. Конкордат -это межкантональное объединение в Швейцарии на основе соглашения. В период с 1956 по 1963 г. кантоны заключили три региональных конкордата в области исполнения наказаний (Strafvollzugskonkordat): Восточная Швейцария (Ostschweiz), Северо-Западная и Центральная Швейцария (Nordwest-und Innerschweiz), Латинская Швейцария (Lateinische Schweiz). При этом речь идет о межкантональных соглашениях, которые восполняют пробел между федеральным и кантональным законодательством и направлены на унификацию норм уголовно-исполнительного права посредством обязательных предписаний и рекомендаций.

Так, в апреле 2015 г. конкордатом СевероЗападная и Центральная Швейцария были приняты новые Стандарты службы пробации (Standards für die Bewährungshilfe)2. Текст документа содержит введение, стандарты, то есть положения, обязательные для организации деятельности всех служб конкордата и деятельности сотрудников, комментарии к ним и приложение.

Во введении представлены уровни обязательности стандартов, законодательные основы деятельности служб пробации и краткое описание их деятельности.

Основная задача службы пробации в соответствии со ст. 93 Швейцарского уголовного кодекса состоит в предупреждении совершения сопровождаемым лицом новых преступлений и в его социальной интегра-ции3. Это касается, с одной стороны, лиц, которые условно-досрочно освободились из учреждений системы исполнения наказаний и принудительных мер, а с другой - тех, кто приговорен к условному или частично-условному наказанию.

Согласно ст. 96 Швейцарского уголовного кодекса на весь период уголовного процесса и исполнения наказания кантоны должны обеспечить подозреваемому и осужденному социальное сопровождение (поддержку), за которым они могут обратиться самостоятельно4. В большинстве кантонов это является функцией службы пробации. Кроме того, клиент может сам выбрать службу социального сопровождения.

В соответствии со ст. 237 (абз. 2, литера d) Швейцарского уголовно-процессуального кодекса (Schweizerische Strafprozessordnung, StPO) службе пробации предписано социальное сопровождение в ходе исполнения альтернативных принудительных мер уголовно-правового характера5.

На основании кантонального законодательства клиенты могут добровольно воспользоваться возможностью последующего социального сопровождения после истечения испытательного срока или на завершающем этапе исполнения наказания. Кроме того, в некоторых кантонах область задач службы пробации расширена и к ней относятся, например, общественно полезные работы, электронный мониторинг, реализация обучающих программ, а также контроль амбулаторного лечения клиентов (ст. 63 Швейцарского уголовного кодекса)6. Что касается последнего, то в тех кантонах,

где контроль амбулаторного лечения возложен на предписывающий орган, службы пробации участвуют в организации соответствующих мест для амбулаторного лечения и содействии в работе специалистов.

В зависимости от кантона службы про-бации различным образом привлечены к контролю предписаний судов и ведомств исполнения наказаний. Частично такой контроль остается за распорядительными инстанциями, в какой-то мере или на завершающем этапе контроля может быть задействована служба пробации.

Собственно стандарты представляют собой установления, которыми должны руководствоваться сотрудники службы про-бации в своей деятельности. При этом они предполагают три уровня обязательности:

1. Обязательная норма для каждой кантональной службы пробации.

2. Обязательная норма для каждой службы пробации, если на нее возложена такая обязанность7.

3. Норма, данная в качестве кантонального установления, к которой следует стремиться.

В соответствии с данными стандартами сотрудники службы пробации не персонифицируют преступление и осуждают не клиентов, а совершенные ими преступления. Они уважают человеческое достоинство осужденного, принимают во внимание состояние его здоровья и вопросы безопасности.

Совместная работа сотрудников службы пробации и клиентов обсуждается и закрепляется письменно в отношении взаимных ожиданий, возможностей, прав и обязанностей. Такой рабочий союз нацелен на сотрудничество и транспарентный обмен информацией.

Предотвращение рецидивов и социальная интеграция понимаются и претворяются в жизнь как равноценные аспекты службы пробации, для их реализации специалистам службы пробации необходимы дополнительные знания о динамике совершения преступления (Deliktdynamik), работа, ориентированная на преступление и возможные риски (Delikt- und Risikoorientierte Arbeit). При этом ориентирование на риски зависит от социальных последствий совершенных преступлений. Таким образом, служба про-бации принимает во внимание угрозу другим людям и самому преступнику.

Деятельность службы пробации понимается как социальная работа в системе исполнения наказаний и принудительных мер

уголовно-правового характера. Сотрудники службы реализуют, с одной стороны, функцию контроля и превенции, с другой - социальной поддержки клиентов. Сотрудники службы пробации должны иметь образование в области социальной работы или эквивалентное образование, позволяющее работать в системе исполнения наказаний.

Кроме того, сотрудники службы пробации имеют обязанность неразглашения информации (Schweigepflicht) и одновременно с этим обязанность предоставления отчетов органам уголовного правосудия (Berichterstattungspflicht) по запросу или в особых случаях угрозы рецидивов. Служба проба-ции в каждом отдельном случае принимает во внимание правовые ценности общественной безопасности и личности клиента, даже если клиент не сотрудничает, особенно в ситуации повышенной угрозы обществу, или не в состоянии сотрудничать в связи с психическим заболеванием.

В стандартах описаны следующие процессуальные фазы, различным образом реализуемые службами пробации в швейцарских кантонах: принятие дела (Fallaufnаhme), анализ случая (Fallanalyse), интервенции (Interventionen), мониторинг рисков (Risikomonitoring), оценка результатов (Fallevaluation).

Тематика проработки преступления (Tatbearbeitung) и исправления ситуации (Wiedergutmachung) должна быть задана в соответствии с совокупной работой над преступлением (deliktorientierte Arbeit). При отсутствии возможности контакта преступника с жертвой в ходе работы над преступлением принимают участие нейтральные посредники.

В каждом случае составляется досье, структура которого регулируется кантонами. В завершении работы дается документированная оценка результатов.

На этапе принятия дела службой проба-ции производится разбор случая (Falltriage) с целью оценки риска совершения клиентом новых преступлений, а также его общественной опасности на основе уже имеющихся данных.

В соответствии со ст. 376 Швейцарского уголовного кодекса социальное сопровождение вменяется в обязанность службе пробации того кантона, в котором преступник проживает. Так, на основании установлений конкордата Северо-Западная и Центральная Швейцария служба пробации кантона, вынесшего приговор, ответственна за передачу полномочий службе кантона проживания клиента8.

В ходе длительной работы над преступлением, прежде всего в случае совершения клиентом особо тяжких преступлений, совместно с ним проводится совокупный анализ случая (Fallanalyse). В него интегрируется уже имеющийся анализ преступления и возможных рисков, проведенный иными органами. Тем самым создается актуальная картина для сопровождения и контроля клиента. В случае решающих как желательных, так и нежелательных изменений данный документ перерабатывается.

Из анализа преступления вытекает планирование интервенций. Под интервенцией в работе с осужденными следует понимать вмешательство (Dazwischentreten) как меру, необходимую для решения какой-либо проблемы9. Данное понятие является общепринятым для обозначения любого действия в социальной работе. План интервенций (включая работу над преступлением) обсуждается с клиентом и фиксируется в письменной форме с целью установления дальнейших действий. Он включает в себя по меньшей мере два направления работы: поддержку (социальная работа) и изменение ситуации (работа над рисками и преступлением).

Интервенции устанавливаются согласно целям и видам работы в зависимости от совершенного преступления. Они могут носить как материальный (финансовые средства, жилье, питание и т. п.), так и нематериальный характер (информация, контакты, переговоры и т. п.). При этом служба пробации привлекает к работе иные органы и учреждения и координирует их деятельность.

В случае повышенных рисков совершения последующих преступлений и/или степени общественной опасности клиента на

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 Общепринятое в Швейцарии обозначение лиц, находящихся под контролем и сопровождением службы пробации.

2 См.: URL: https://www.konkordate.ch/download/pictures/ e9/67cpeyyi4q7sipd6qm9sgnh8ux3yj0/06.5_standards_bewah-rungsdienste_april_2015.pdf (дата обращения: 04.10.2016).

3 См.: URL: http://www.admin.ch/ch/d/sr/311_0/a93.html (дата обращения: 04.10.2016).

4 См.: URL: http://www.admin.ch/ch/d/sr/311_0/a96.html (дата обращения: 04.10.2016).

5 Суд может назначить более мягкую принудительную меру уголовно-правового характера вместо предварительного заключения или принудительной изоляции от общества, если она предполагает аналогичную цель (см.: Schweizerische Strafprozessordnung. URL: http://www.admin.ch/opc/de/ classified-compilation/20052319/index.html (дата обращения: 10.10.2016)).

6 См.: URL: http://www.admin.ch/ch/d/sr/311_0/a63.html (дата обращения: 04.10.2016).

7 Задачи, стоящие перед службами пробации в Швейцарии, могут быть различны.

основе анализа преступления выявляются соответствующие индикаторы и осуществляется мониторинг с целью регулярной перепроверки факторов риска и желаемого исправления. При крайне высокой степени угрозы обществу должны быть определены кризисные интервенции.

В завершении производится оценка работы над преступлением, то есть выявляется соотношение между заявленными целями на этапе анализа преступления и достигнутыми изменениями. При этом сотруднику службы пробации необходимо ответить на следующие вопросы:

- как были реализованы запланированные интервенции?

- каковы причины нереализованных или частично реализованных интервенций?

- имеют ли интервенции искомый результат (уменьшение опасности рецидива и социальная интеграция)?

- каковы вероятные причины нерезультативных или частично результативных интервенций?

- возникали ли трудности вследствие несоответствующих закрытых процессов?

- что я мог бы изменить или какую поддержку получить по возможности?

- как я чувствую себя, когда вспоминаю о работе с клиентом?

Подводя итог, следует отметить, что служба пробации в Швейцарии реализует свою деятельность в тесном сотрудничестве с прокуратурой, судами, ведомством исполнения наказаний, службами пробации иных кантонов, учреждениями исполнения наказаний, психологическими, психиатрическими, социальными и иными службами (например, службы трудовой занятости, размещения, финансового регулирования и т. п.).

1 Obshheprinjatoe v Shvejcarii oboznachenie lic, nahodjashhihsja pod kontrolem i soprovozhdeniem sluzhby probacii.

2 Sm.: URL: https://www.konkordate.ch/download/pictures/ e9/67cpeyyi4q7sipd6qm9sgnh8ux3yj0/06.5_standards_ bewahrungsdienste_april_2015.pdf (data obrashhenija: 04.10.2016).

3 Sm.: URL: http://www.admin.ch/ch/d/sr/311_0/a93.html (data obrashhenija: 04.10.2016).

4 Sm.: URL: http://www.admin.ch/ch/d/sr/311_0/a96.html (data obrashhenija: 04.10.2016).

5 Sud mozhet naznachit' bolee mjagkuju prinuditel'nuju meru ugolovno-pravovogo haraktera vmesto predvaritel'nogo zakljuchenija ili prinuditel'noj izoljacii ot obshhestva, esli ona predpolagaet analogichnuju cel' (sm.: Schweizerische Strafprozessordnung. URL: http://www.admin.ch/opc/de/ classified-compilation/20052319/index.html (data obrashhenija: 10.10.2016)).

6 Sm.: URL: http://www.admin.ch/ch/d/sr/311_0/a63.html (data obrashhenija: 04.10.2016).

8 Cm.: Richtlinien für die Zusammenarbeit zwischen der Bewährunghilfe, den Vollzugsinstitutionen und den Einweisungsbehörden vom 4. November 2005, Ziff. 5.1.

9 Cm.: Wörter, Begriffe, Bedeutungen: Ein Glossar zur Sozialen Arbeit der Fachhochschule Aargau Nordwestschweiz. Fachhochschule Aargau Nordwestschweiz. 2005. S. 91.

7 Zadachi, stojashhie pered sluzhbami probacii v Shvejcarii, mogut byt' razlichny.

8 Sm.: Richtlinien für die Zusammenarbeit zwischen der Bewährunghilfe, den Vollzugsinstitutionen und den Einweisungsbehörden vom 4. November 2005, Ziff. 5.1.

9 Sm.: Wörter, Begriffe, Bedeutungen: Ein Glossar zur Sozialen Arbeit der Fachhochschule Aargau Nordwestschweiz. Fachhochschule Aargau Nordwestschweiz. 2005. S. 91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.