О НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Гишева Лариса Муратовна, старший
преподаватель кафедры финансов и кредита
Адыгейский филиал Московской открытой социальной академии
Аннотация. Основу данной статьи составляют теоретические исследования новых направлений развития промышленной политики региона. Выделены основные факторы, определяющие организацию и поддержку промышленных кластеров - точек роста будущей конкурентоспособности экономики территории. Приведен ряд стратегических направлений, способствующих развитию промышленной политики.
Ключевые слова: регион, промышленность, политика, кластер, предприятия
Контакты автора: [email protected]
ABOUT NEW DIREXTIONS OF THE DEVELOPMENT OF INDUSTRY POLICY IN OUR REGION
Gisheva Larisa Muratovna, elder teacher of the department of finance and credit
Adyghe Branch of Moscow Open Social Academy
Annotation. The main idea of this article is theoretical exploration of the new directions jf the development of the industry policy in our region. The main factors which help to organize and support the industry clusters - the points of growing of future competitive economy of our territory.There is a row of strategic directions which of help to develop the industry policy.
Key words: region, industry, policy, clusters, enterprises
Формирование промышленной политики на федеральном и региональном уровнях является важнейшей составляющей современного этапа развития экономики России. Используя данный инструмент, государство осуществляет управление всей рыночной средой, а также отдельными отраслями и предприятиями с целью повышения их коммерческой и бюджетной эффективности. В целом концепция промышленного развития должна состоять из трех взаимодействующих элементов. Первый из них - конкурентная среда с соответствующей институциональной инфраструктурой. Второй - предприятия в рамках процесса реструктуризации и адаптированные к условиям конкурентной среды. Третий - политика, представляющая собой инструмент государственного регулирования. В рамках последней устанавливаются приоритеты развития,
а также механизмы и размеры поддержки соответствующих отраслей и предприятий.[4]
В условиях финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, значительная часть ресурсов промышленных предприятий вынуждено используется на финансирование текущих нужд действующего производства. Инвестиционная сфера из-за высокого риска долгосрочных вложений становится малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов, а также населения, имеющего свободные денежные средства. Это противоречит основным принципам региональной промышленной политики, так как инвестиционная составляющая является определяющим ее элементом.
В настоящее время разделение полномочий по объектам между федеральной и региональной политикой в инвестиционно-финансовой сфере крайне сложно и противоречиво. Помощь хозяйствующим субъектам в развитии их производств и продвижении продукции на рынках осуществляется, прежде всего, за счет проведения региональной протекционистской политики. В условиях кризиса основой поддержки инвестиционной политики тех или иных хозяйствующих объектов может быть оценка издержек различных предприятий данной отрасли. Выбор данного фактора обосновывается тем, что предприятие с наименьшими издержками является более эффективным.
Приоритеты промышленной политики, особенно для регионов и территорий, определяются исходя из конкурентоспособности видов экономической деятельности промышленных предприятий. В настоящее время не основной капитал, а кадры, информация и торговля определяют конкурентоспособность территорий. Важны не только передовые технологии и компании, но и готовность, способность территории принять новые фирмы и инвестиционные потоки. Поэтому нужна замена отраслевой логики промышленной политики пространственно-территориальной логикой. [1]
Для реализации такого подхода необходима трансформация внутренней организации экономического пространства территории. Отказ территорий от интегрированной модели экономической деятельности в пользу сети автономных и взаимозаменяемых звеньев - производственных комплексов и предприятий, привязанных к месту, позволил хозяйственной власти на территории распределять полномочия преимущественно на основе экономических оценок конкурентных потенциалов основных видов экономической деятельности. Решение этой задачи - проблема пока во многом дискуссионная.
На наш взгляд, при проведении таких оценок помимо базовых ресурсных факторов конкурентоспособности - естественных краткосрочных конкурентных преимуществ во внимание должны приниматься географические, климатические, геополитические особенности промышленной деятель-
Гишева Л.М.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ности, а также конкурентные преимущества инфраструктурного характера, привносимые интеграционной компонентой, и технологический задел продвижения продукции на внутренние и внешние рынки. Такой набор параметров не случаен - именно они являются основой долгосрочного конкурентного развития промышленности. Для выработки управляющих воздействий по развитию промышленности со стороны власти и бизнеса важны не столько стоимостная оценка слагаемых конкурентного потенциала, сколько темпы приращения конкурентных возможностей развития. При обособлении по объективным показателям потенциально конкурентоспособных видов экономической деятельности на территории появляется возможность разведения региональной промышленной политики по временным горизонтам. Текущая промышленная политика должна нацеливать на доминирование на рынках ближайшей временной перспективы. Для "взращивания" перспективных конгломератов потребуется активизация интеллектуальных ресурсов территории, основой развития которых является опора на технологический подход. Практика показывает, что среди трех основных факторов конкурентоспособного роста (технологии, общественные институты, макроэкономическая среда) первенство принадлежит уровню технологического развития, способностям к инновационному развитию.[3]
Поэтому содержанием промышленной политики должна стать организация и поддержка промышленных кластеров - точек роста будущей конкурентоспособности экономики территории, которые, согласно Майклу Портеру, представляют группу географически соседствующих компаний и организаций, связанных общей сферой деятельности и взаимодополняющих друг друга. Кластеры возникают по инициативе "снизу", исходящей от крупных предприятий или сообществ предприятий, или "сверху" - от органов власти и управления территорией.
Принципиальные отличия кластера от других территориальных образований, значимые для промышленной политики, следующие:
- географически сконцентрированное сочетание компаний, в том числе из смежных отраслей. Фундамент кластера - сильные компании, проверенные рынком;
- широкий состав участников. Это, как правило, поставщики, сервисные организации, научные центры, центры компетенций, специализированные банки, учебные заведения, курсы повышения квалификации, государственные структуры, малые предприятия;
- бизнес-климат территории (тесные связи, интенсивный обмен идеями и информацией о новых технологиях, использование лучшей управленческой практики). [2]
Мировой опыт показывает, что создание кластеров - затратный процесс, в котором примерно половину финансирования принимает на себя государство (за счет федерального и регионального бюджетов). Но это не исключает развитие новых механизмов финансирования. Например, возможно привлечение банками средств населения с длительными сроками заимствования, а также развитие механизмов аутсорсинга, субконтрактинга.
Для организации промышленных кластеров необходимо наличие на территории крупных современных исследовательских университетов, способных составить конкуренцию зарубежным образовательным учреждениям на рынке образовательных услуг и инновационных разработок.
Основа кластеризации промышленности территории - модернизационный процесс, базирующийся на инновациях. Структурно он охватывает технические, технологические, организационноуправленческие и институциональные нововведения. Кластерные принципы промышленной политики наиболее применимы к технологической модернизации. Под технологическим кластером предлагается понимать сообщество различных предприятий и организаций на определенной территории, объединенных задачей опережающего роста приоритетных видов экономической деятельности в условиях повышения инновационной активности. Такие сообщества, на наш взгляд, имеют существенную отличительную особенность: они используют высокие технологии в разных видах деятельности, что способствует становлению инновационного процесса не в отдельной фирме, а в целевом секторе промышленности территории.
Выбор технологических кластеров - методически не простая и пока слабо проработанная проблема. Решение этой задачи, видимо, должно увязываться с наличием предпосылок для развития территориального потенциала критических технологий, а также сервисных видов деятельности, обслуживающих высокие технологии и создающих на их основе новое оборудование. Базовыми компаниями кластера на территории могут рассматриваться крупные национальные компании - операторы глобальных рынков, а также предприятия крупных финансовых, производственных, торговых и инновационных бизнес-сетей. [3]
Майкл Портер отмечал, что кластерная политика территории должна проводиться в формате общей стратегии регионального развития. Основным методом ее реализации является программный подход. Разработка областных программ модернизации промышленности по опыту Татарстана, Чувашской Республики, Свердловской области и других является наиболее эффективным способом стимулирования промышленной кластеризации территории.
Центральное внимание в реализации кластерного подхода в развитии промышленности необходи-
мо уделить формированию горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между участниками процесса производства товаров и услуг и субъектами инновационной деятельности.
Преимущества кластерной промышленной политики многообразны. В результате ее реализации администрации территорий лучше видят сильные и слабые стороны промышленного развития, усиливается их партнерский диалог с бизнесом, диверсифицируется региональная экономика. Все это ведет к росту числа налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, снижению зависимости бюджетов от отдельных бизнес-групп. Кластерный подход сулит выгоду и бизнесу: он более полно использует кадровый потенциал и инфраструктуру территории, имеет доступ к исследованиям и рекомендациям научных центров, благодаря которым снижаются издержки, обеспечивается выход на новые рын-ки.[5]
Следующими направлениями развития промышленной политики региона могут явиться:
- развитие транспортных, энергетических, телекоммуникационных, логистических систем на новой технической базе, обеспечивающее реальную интеграцию экономического пространства;
- более равномерное размещение топливноэнергетических баз;
- адаптация хозяйственных структур регионов к требованиям рыночной экономики и устойчивого развития (включая структурную перестройку промышленности, развитие сетей обслуживания, экологизацию производства);
-модернизация системы расселения на основе новой градостроительной доктрины и аграрной реформы;
- регулирование миграционных потоков с учетом предпочтений населения и потребностей рынков труда.[4]
Конкретные направления стратегии развития промышленной политики связаны, конечно, с решением крупных региональных проблем, имеющих существенное значение для всего государства, что требует огромных вложений, но, тем не менее, их следует реализовать для решения главных проблем общественного воспроизводства.
Использованная литература:
1. Гребенкин А.В. Трансрегрессивный подход к региональной промышленной политике. Научный доклад. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2007.
2. Клейнер Г. Системная парадигма и экономическая полити-ка//Общественные науки и современность. - 2007. - № 2. - С. 142;
3. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика и механизмы ее реализации: системный подход//Экономика региона. - 2007. - № 3. С. 19-31; Екатеринбург: Пресс, 2006 и др.
4. Титов К.Э. Региональная промышленная политика: цели, задачи, приоритеты. Вопросы экономики. 2007.-№5.- с.10.
5. Шаккум М. Национальная промышленная политика в свете присоединения России к ВТО - "Промышленная политика в Российской Федерации". - 2007. - № 1. - С. 4.
Рецензия
Промышленная политика региона рассматривается в качестве подсистемы народнохозяйственного комплекса, функционирующей в соответствии с общими требованиями развития российской экономики и учитывающей характерные региональные черты. Регулирование и управление региональной промышленной политикой - относительно новая задача, к решению которой необходимо привлечение широкого круга участников.
Актуальность темы научной статьи состоит в том, что с целью реализации новых направлений развития промышленной политики необходима трансформация внутренней организации экономического пространства территории, где принимаются во внимание географические, климатические, геополитические особенности промышленной деятельности, а также конкурентные преимущества инфраструктурного характера, привносимые интеграционной компонентой, и технологический задел продвижения продукции на внутренние и внешние рынки.
По мнению автора, содержанием промышленной политики региона должна стать организация и поддержка промышленных кластеров - точек роста будущей конкурентоспособности экономики территории, что позволит структурно охватить технические, технологические, организационно-управленческие и институциональные нововведения.
Тема научной статьи является актуальной, имеет практическую значимость, рекомендуется к опубликованию.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Адыгейского филиала Московской открытой социальной академии С.Ю.Уракова