лт Менеджмент в здравоохранении
- -
A.Ю. Абрамов,
к.м.н., РГМУ им.Н.И.Пирогова, г. Москва
B.П. Падалкин,
д.м.н., профессор, г. Москва
□ НОВОВВЕДЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
УДК 614.251
Рассматривается федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступивший в силу с 1 мая 2009 г. Обсуждаются нововведения рассматриваемого закона. Дана оценка организации работ по его реализации в субъектах Российской Федерации. Ключевые слова: Федеральное законодательство, государственный контроль, защита прав юридических лиц, реализация закона
В декабре 2008 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (№ 294-ФЗ от
26.12.2008). С 1 мая 2009 г. закон вступил в силу. Следует отметить, что вступление в силу было ускорено на 2 месяца (Закон № 60-ФЗ от
28.04.2009) — факт беспрецедентный и говорящий о значении, придаваемом данному закону.
Цель принятого закона — повышение эффективности в сфере государственного контроля (надзора), дальнейшее снижение административных барьеров в сфере предпринимательства и устранение основных недостатков, выявленных в ходе практики применения Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Название закона свидетельствует о том, что в деятельности надзорных органов существуют проблемы, если законодатели принимают закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей... при проведении контроля». Логично было бы принять закон «О надзоре и контроле», разграничив эти понятия, как это было в нашей стране в конце 20 века. Надзор был сосредоточен в государственных органах власти, имевших право утверждать нормативные документы, обязательные для исполнения на всей территории страны. Такими надзорными органами были и достаточно эффективно работали пожнадзор, госгортехнадзор, санитарный надзор, финансовый надзор и т.д. Контроль при надлежащей организации подготовки методических материалов можно бы было передать квалифицированным специалистам участников рынка и саморегулируемым организациям, аккредитованным в установленном порядке.
А.Ю. Абрамов, В.П. Падалкин, 2011 г.
енеджер №1
здравоохранения 3011
Положения закона не применяются к мероприятиям по контролю деятельности органов, на которые приходится значительная часть самых сложных проверок (налоговый контроль, финансовый контроль и финансово-бюджетный надзор и др.). Всего таких органов в законе значится 13. Из них к органам здравоохранения относится расследование причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве. В законе появилась норма, регламентирующая особенности организации и проведения отдельных видов проверок, имеющих значимую специфику (их 20). Эту норму можно трактовать так, что вид контроля, предмет контроля, основания для проверок и сроки их проведения могут устанавливаться другими федеральными законами. В этом перечне значатся такие важные виды контроля, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти, подведомственными Минздравсоцразвития России, как лицензионный контроль и контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в части соблюдения лицензионных требований и условий.
На первый взгляд, этой записью устранена причина, по которой ранее органы прокуратуры некоторых субъектов РФ предъявляли претензии к территориальным органам Росздравнадзора по поводу мероприятий по контролю, связанных с проверкой возможности выполнения лицензионных требований и условий соискателем лицензии. Свою позицию они объясняли отсутствием в Законе № 134-Ф3 записи о таком виде проверки и об основании проведения предлицензионной проверки, являющейся по виду внеплановой, хотя ее проведение является требованием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
На вопрос о том, каким законом и подзаконными актами должны руководствоваться специалисты надзорных органов в данном случае, ответа пока нет.
В законе много нововведений. Прежде всего отметим новые (их 6) и существенно переработанные статьи (их 4). Ряд из этих статей изложен настолько подробно, что схож с инструкцией.
Новыми статьями в сфере контроля деятельности предпринимателей являются: статья 8. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; статья 9. Организация и проведение плановой проверки; статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки; статья 11. Документарная проверка; статья 12. Выездная проверка; статья 13. Срок проведения проверки.
К существенно дополненным статьям в законе относятся: статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор); статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор); статья 6. Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль; статья 7. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок.
Введены такие понятия, как: муниципальный контроль, проверка, документарная проверка, уведомление о предпринимательской деятельности, эксперт и экспертная организация, и дана их дефиниция.
В законе разграничено осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Государственный контроль (надзор) осуществляется на уровнях деятельности федеральных органов исполнительной власти и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Они получили названия: федеральный государственный контроль (надзор) и региональный государственный контроль (надзор).
Рассмотрим более подробно некоторые нововведения, акцентировав внимание на
контроле деятельности предпринимателем в сфере здравоохранения.
Закон предусматривает уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности.
Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности — документ, который представляется зарегистрированным в установленном законодательством РФ порядке ЮЛ, ИП в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти и посредством которого такое ЮЛ, такой ИП сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям (статья 2, пункт 8)
Виды предпринимательской деятельности, которые в сфере здравоохранения можно начать осуществлять посредством уведомления, не значатся (статья 8, пункт 2).
Впервые сфера применения закона распространена на муниципальный контроль. Это не государственный контроль. Под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации. На органы местного самоуправления возлагается обязанность по принятию нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок организации и осуществления муниципального контроля в случае, если данный порядок не установлен нормативно-правовыми актами субъекта РФ.
В то же время органы муниципального контроля не должны подменять собой органы государственного контроля и надзора. Следовательно, предметом их деятельности не может являться проверка соблюдения требований федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации.
Законом установлены новые полномочия органов прокуратуры в сфере государственного и муниципального контроля. С 1 января 2010 г. проекты ежегодных планов проверок всеми контролирующими органами в срок до 1 ноября года, предшествующего проведению плановых проверок, подлежат передаче в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Данный сводный план проверок подлежит размещению на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего года (части 6 и 7 ст. 9).
Подробно дополнительные функции прокуратуры по защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства изложены в Методических рекомендациях «Организация прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности и осуществление прокурорами новых полномочий в сфере государственного и муниципального контроля», направленных органам прокуратуры субъектов Российской Федерации Письмом Генеральной прокуратуры от 30.04.2009 № 73/3-104-09.
Проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении ЮЛ, ИП мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п. 6 ст. 2).
Проверки подразделены на плановые (статья 9), внеплановые (статья 10), докумен-
7енеджер №1
здравоохранения 3011
тарные (статья 11) и выездные (статья 12). Плановая и внеплановая проверка может быть документарной или выездной, а документарная и выездная проверка — плановой и внеплановой. Форма проведения проверки может избираться надзорным органом самостоятельно.
В законе четко прописан перечень оснований для проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.
Организация и проведение плановой проверки в сфере здравоохранения выделены особо. Пункт 9 статьи 9 в законе сформулирован следующим образом: «В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации». Пока указанное постановление не принято.
С целью ограничения количества более затратных выездных проверок в законе оправданно введено разделение проверок на документарные и выездные. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (статья 11, часть 1).
Законом не установлено, какие конкретно могут быть истребованы документы при проведении документарных проверок, единственное требование при этом — относи-
мость указанных сведений и документов к предмету проверки.
Различие между выездными и документарными проверками в том, что при документарной проверке контрольные мероприятия проводятся по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля на основании предоставленных фирмой, учреждением (организацией) или предпринимателем документов, используемых при осуществлении их деятельности, а также документов, ранее поступивших в распоряжение контрольного органа.
Выездные проверки проводятся по месту нахождения юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также месту осуществления их деятельности.
Не имея опыта, и с учетом российской действительности в отношении проведения документарной проверки оценить это нововведение не представляется возможным. Очевидно одно — надзорный орган, если документарная проверка не позволяет оценить соответствие обязательным требованиям, вправе проверить предпринимателя по месту осуществления деятельности.
Вопросы, связанные с проведением внеплановой проверки, изложены в статье 10 Закона № 294-ФЗ. В числе оснований для такой проверки указаны такие факты, как:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На практике такие расплывчатые формулировки будут доставлять неприятности как надзорным органам, так и проверяемым. Что понимать под «возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан...»?
Э-
Например, торговля фальсифицированным лекарственным средством, содержащим вместо действующего вещества нейтральный наполнитель, который не причиняет прямого вреда больному, но косвенно пациент, получающий такой препарат, не получает должного лечения, и такой препарат причиняет вред.
Во время написания статьи нам, несмотря на достаточную настойчивость, не удалось получить комментариев по указанным формулировкам ни в органах прокуратуры, ни в соответствующих федеральных органах надзора. Объяснение шло на профессиональном языке соответствующего ведомства. Ни одной ссылки на нормативные акты любого уровня, регламентирующие указанные факты, приведено не было.
О внеплановой проверке надзорный орган обязан уведомить компанию (предпринимателя) не менее чем за 24 часа до ее начала. Проверять внепланово субъектов малого и среднего предпринимательства по основаниям, связанным с угрозой причинения вреда, контролеры могут только после согласования с прокуратурой.
Исключение при проведении внеплановой проверки предусмотрено в том случае, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. В момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7
настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов (статья 10, часть 12).
Особый порядок проведения выездных внеплановых проверок предусмотрен для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для
7енеджер №1
здравоохранения 3011
каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
— микропредприятия — 60 млн. рублей;
— малые предприятия — 400 млн. рублей;
— средние предприятия — 1000 млн. рублей
Категория субъекта малого или среднего
предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
С первых дней действия закона возникла проблема отсутствия полной и достоверной информации об отнесении организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, так как внесение их в соответствующие реестры является добровольным. При этом у органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), отсутствуют правовые основания для требования предоставления документов, необходимых для возможности принятия решения об отнесении проверяемой организации к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Особая ситуация складывается и при решении вопроса об отнесении субъектов фармацевтического бизнеса к субъектам малого и среднего предпринимательства. Это обусловлено достаточно сложной структурой субъектов фармацевтического рынка. В настоящее время на фармацевтическом рынке осуществляют свою деятельность 2947 дистрибьюторов, 24 550 розничных аптек, 27 595 субъектов относятся к мелкорозничной сети (аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины). Особое место в предпринимательской деятельности занимают аптечные сети — их 1617. Количество точек продаж в крупных аптечных сетях колеблется от 141 до 1192. Официального определения понятия «аптечная сеть» нет. Росздравнадзор дает следующее определение: «объединение в одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель или единый холдинг) с единой вертикалью управления не менее 5 аптечных объектов». Ряд крупных аптечных сетей приобретают другие, более мелкие аптечные сети, оставляя им статус самостоятельного юридического лица. Четкое представление о порядке отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства участников фармацевтического рынка, входящих в крупные аптечные сети (холдинги) на правах самостоятельных лиц, пока отсутствует.
Закон закрепляет за государственными федеральными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль, и органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный контроль, полномочия по принятию административных регламентов исполнения государственных функций при проведении проверок и осуществлении контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 разработку и утверждение административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) уполномочены осуществлять федеральные органы исполнительной власти.
Менеджер
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг руководствоваться Порядком, утвержденным указанным постановлением.
Важное нововведение связано с экспертами и экспертными организациями, к которым, согласно закону, относятся граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (статья 2, часть 7). Применение на практике этого требования закона потребует определенного времени в связи с тем, что не определен порядок их привлечения к проверкам, отсутствует и положение об экспертах и экспертных организациях.
О мерах по реализации рассматриваемого закона
Министерством экономического развития Российской Федерации издан Приказ № 141 от 30.04.2009 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым утверждены типовые формы: распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица,
индивидуального предпринимателя, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства; акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя; форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации издан Приказ от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым утверждены формы:
— порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства;
— решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки;
— решение об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
В субъектах Российской Федерации организация работы по реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ находится на разном уровне.
Системная и целенаправленная работа проводится в органах государственной власти города Москвы. В целях реализации указанного закона издан Указ Мэра г. Москвы от 10.02.2009 № 8-УМ; Постановление Правительства Москвы от 17.02.2009 № 104-ПП «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы»; Приказ Прокуратуры города Москвы от 30.04.2009 № 20; Приказ руководителя Департамента здравоохранения города Москвы от 11.06.2009 № 685 «О мерах по реализации Постановления Правительства Москвы от 17.02.2009
7енеджер №1
здравоохранения ЗОН
№ 104-ПП «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы».
Данным приказом утверждены формы:
— распоряжения Департамента здравоохранения о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
— заявления о согласовании Департаментом здравоохранения города Москвы с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки ЮЛ, ИП, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства;
— акта проверки Департаментом здравоохранения города Москвы ЮЛ, ИП;
— уведомления о плановой проверке ЮЛ, ИП;
— уведомления о внеплановой проверке ЮЛ, ИП;
а также утвержден Административный регламент проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, Департамента здравоохранения города Москвы.
Прокуратурой города Москвы создан отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле и рабочая группа по реализации требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Применение положений Федерального закона № 294-ФЗ в сфере здравоохранения, в полном объеме, потребует разработки нормативно-правовых актов по многим вопросам, требующим уточнения. Видимо, поэтому в самом законе делаются исключения по частоте проведения проверок для
здравоохранения, а в Федеральном законе № 60-ФЗ вступление в силу части 4 статьи 1 закона № 294-ФЗ, включающей особенности организации и проведения проверок при осуществлении лицензионного контроля и контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в части вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения отложено до 1 января 2011 года.
Особо следует отметить, что вступление в силу закона в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения при осуществлении лицензионного контроля и контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дважды откладывалось законодателем:
— с 1 января 2010 года (Федеральный закон от 28.04.2009 № 60-ФЗ),
— с 1 января 2011 года (Федеральный закон от 27.12.2009 № 365-ФЗ).
Таким образом, согласование внеплановых контрольных мероприятий с прокуратурой до 1 января 2011 года требуется только при проведении мероприятий по контролю соответствия качества оказываемой медицинской помощи.
В целях обеспечения реализаций положений Федерального закона № 294-ФЗ изданы Постановления Правительства РФ:
— от 28.10.2009 № 847, утвердившее форму и содержание ежегодного сводного плана;
— от 23.11.2009 № 944, утвердившее перечень видов деятельности, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью;
— от 20.08.2009 № 689, утвердившее Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю.
В субъектах Российской Федерации начата работа по аккредитации. Например, в г. Москве Департаментом здравоохранения аккредитация экспертов и экспертных организаций осуществляется в соответствии с при-
казом от 16.10.2009 №1301 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 20.08.2009 № 689», утвердившим:
— регламент по аккредитации;
— положение о комиссии;
— состав комиссии;
— форму свидетельства по аккредитации;
— форму заявления о предоставлении свидетельства об аккредитации;
— форму заявления о переоформлении/ продлении свидетельства.
По состоянию на 15 декабря 2010 г. в городе Москве аккредитовано:
— организация — 1 (Центр медицинской инспекции);
— физических лиц — 47.
Необходимо также принять во внимание, что практически вся деятельность в сфере здравоохранения подлежит лицензированию. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятель-
ности» № 128-ФЗ (статья 3) основными принципами осуществления лицензирования являются в том числе обеспечение единого экономического пространства и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации. Введение ограничений по контролю субъектов малого и среднего предпринимательства нарушает эти принципы.
Введение подобных ограничений, упрощение порядка лицензирования, вплоть до перехода на уведомительный порядок, или его отмена в сфере здравоохранения возможны только после разработки и создания системы обязательного страхования от рисков при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности, системы аккредитации медицинских организаций (не путать с аккредитацией экспертов и экспертных организаций для участия в мероприятиях по контролю), создания и начала деятельности саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения.
Abramov A.Y., Padalkin V.P. About innovations in carrying out state control (supervision) and municipal control (SMU im. N.I. Pirogova)
Abstract: the article examines the federal law «On protection of legal persons and individual entrepreneurs in the implementation of state control (supervision), and municipal control», which came into force on 1 May 2009. Discussed innovations of the law. Assessed the organization of work on its implementation in the Russian Federation. Keywords: federal legislation, state control, protection of the rights of artificial persons, the implementation of the law.
1енеджер №1
здравоохранения ЗСЭ11