УДК 346.54
А.С. ПАНОВА, кандидат юридических наук, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
О НОРМАТИВНОМ СОДЕРЖАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Статья посвящена вопросам нормативно-правового регулирования качества продукции. Автор исследует нормативные особенности законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества продукции.
Проблема, связанная с поступлением на рынок продукции ненадлежащего качества, является одной из наиболее острых для многих стран, в том числе для России. Реализация населению недоброкачественной продукции имеет негативные экономические и социальные последствия. Наиболее серьезные последствия выражаются в том, что значительные денежные средства ежегодно не поступают в качестве налоговых платежей в бюджеты всех уровней. В разных уголках страны люди гибнут в результате употребления, использования опасной продукции. В целом, реализация недоброкачественной продукции не способствует созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, в том числе пагубно влияет на инвестиционный климат в России.
Серьезную роль в борьбе за высокое качество продукции должно играть право, его нормативные и ненормативные средства. Значение ненормативных средств в решении данной проблемы огромно. К примеру, мощным ненормативным средством правового обеспечения качества продукции выступает договор: регулирующие возможности договора характеризуются известной универсальностью. Субъекты вправе решать в договорах разнообразные экономические, организационные, социальные и иные вопросы, которые касаются лишь их взаимоотношений. Основную часть (до 90%) содержания договоров стороны призваны вырабатывать самостоятельно. Поэтому раскрытие возможностей договора непосредственно зависит от деловой активности, инициативы и, что не менее важно, уровня владения юридических и хозяйственных кадров передовыми приемами договорной работы [1; 2].
Договор в ряду иных ненормативных правовых средств - гарантийных и внедоговорных обязательств, мер оперативного воздействия, гражданско-правовой ответственности - нужно считать главным ненормативным средством, «инструментом создания прибавочной стоимости, конкурентной борьбы, рыночного планирования, кооперирования и специализации производства, повышения качества товаров (работ, услуг), рентабельного управления прибылью и т.д.» [3].
Обеспечение поступления на отечественный рынок продукции надлежащего качества в определяющей степени зависит от нормативно-правового регулирования данной сферы общественных отношений. Нормативность в правовой сфере означает не просто формирование типичного правила, а нечто большее - гарантию осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства [4, с. 115]. Юридическая норма рассчитана на неопределенное число типичных проявлений общественного поведения и носит общий характер. Ее ценность заключается в ее неперсонифицированности, неконкретности ее адресатов. В принципе она обращена не к данному, строго определенному, а к любому и каждому лицу, которое сейчас и в будущем (пока действует норма) окажется в ситуации, предусмотренной ее содержанием [5; 6].
Непосредственно нормативность выражена в позитивном праве, то есть в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде [4, с. 115]. Важ-
но и то, что нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы [4, с. 115]. В качестве важнейшего проявления права, формы его жизнедеятельности выступают нормативные акты. Юридическая наука традиционно рассматривает их как источники (формы) права, каждый из которых в концентрированном виде воплощает в себе характерные праву свойства, притом в специфической нормативно-структурной форме [7]. Нормативно-правовые акты образуют понятие «законодательство». Указанное понятие применяется для характеристики законов и подзаконных нормативно-правовых актов, но в первую очередь, оно должно использоваться для характеристики множества законов.
Законодательство, как совокупность нормативно-правовых актов, содержит юридические нормы и всегда направлено на регулирование определенной сферы общественных отношений.
В зависимости от направленности, содержания и нормативных источников все юридические нормы качества продукции условно можно поделить на регулятивные, охранительные, процедурные, декларативные, дефинитивные, оперативные, нормы-принципы. Регулятивные и охранительные нормы составляют ядро данного законодательства ввиду их особой юридической направленности. Регулятивные нормы непосредственно направлены на установление определенного варианта поведения путем предоставления участникам общественного отношения позитивных субъективных прав и возложения на них позитивных юридических обязанностей. Правоохранительные предписания направлены на определение поведения субъектов путем регламентации мер государственно-принудительного воздействия (санкций): их оснований, характера, объема [8, с. 10]. Специализированные нормы (декларативные, дефинитивные, оперативные, нормы-принципы) непосредственно не влекут возникновения конкретных правоотношений, связанных с качеством продукции. Это нормы, «не имеющие непосредственного юридического значения, а лишь помогающие уяснить мотивы и цели издания акта и т.д.» [9]. «...При регламентировании общественных отношений
они как бы присоединяются к регулятивным и правоохранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. .Рассматриваемые нормы - ... продукт глубокой функциональной специализации права. » [8, с. 107].
Регулятивные нормы содержатся в отраслевых актах, а также в актах комплексного характера. Нормы гражданского законодательства регламентируют обязанности изготовителей, продавцов, подрядчиков, перевозчиков, экспедиторов, хранителей, связанные с надлежащим выполнением договорных обязанностей в части изготовления, продажи, перевозки, хранения продукции. Ряд норм, независимо от содержания договора, имеет обязательный характер. Так, Закон Российской Федерации (далее - РФ) от 7 февраля 1992 г. №№ 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает следующую обязанность изготовителя - устанавливать на продукты питания, парфюмерно-косметические товары ... срок годности [10]. Другая группа регулятивных предписаний формулируется в виде обязанностей изготовителей (исполнителей, продавцов) провести специальные юридические процедуры проверочного типа. Данные процедуры направлены на определение соответствия продукции заданным в законодательстве требованиям. Изготовители (исполнители, продавцы) нормативно обязываются обеспечивать в ходе своей дальнейшей хозяйственной деятельности указанное соответствие, включая исполнение выданных контролирующими государственными органами предписаний [10]. Таким образом, обязывающие нормы отражают динамику (развитие) механизма правового обеспечения качества продукции. Нормативная статика данного юридического механизма оформляется посредством норм-запретов и управомочивающих норм. Нормы запрещающего характера устанавливают запрет на продажу товаров, не прошедших проверку на соответствие обязательным требованиям либо не имеющих необходимых документов, запрет на введение в оборот поддельных и фальсифицированных товаров и т.п. Приведем несколько примеров. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №№ 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещает продажу товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен (п. 5 ст. 5). Запрещает продажу товара, в том числе импортного, без информации об обязательном
подтверждении его соответствия требованиям, установленным законом (п. 4 ст. 7).
Федеральный закон (далее - ФЗ) от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» устанавливает запрет на розничную продажу алкогольной продукции без требуемых сопроводительных документов, сертификатов соответствия и установленной обязательной маркировки (ст. 12, п. 2 ст. 16). Управомочивающие нормы предоставляют права по поводу качества продукции, связанные с совершением управо-моченным лицом положительных действий. Права по поводу качества продукции связаны либо с совершенствованием потребительских (эксплуатационных) свойств продукции, либо с возможностью проведения дополнительных проверок качества. Так, Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) предоставляет возможность продавцу передать покупателю товар повышенного качества (п. 4 ст. 469), предоставить на передаваемый товар гарантию качества на условиях, предусмотренных договором (п. 2 ст. 470). ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает право заявителя по своей инициативе пройти процедуру добровольного подтверждения соответствия на основании договора, заключенного с органом по сертификации (ст. 21), право маркировать продукцию, прошедшую процедуру добровольной проверки, знаками соответствия (ст. 22).
В качестве особой разновидности регулятивных норм в системе законодательства о качестве продукции следует назвать технико-юридические нормы. Хотя в современных научных классификациях обязывающих, запретительных, разрешительных и иных норм они и не находят места [11]. В правовой и экономической литературе к техническим нормам обычно относят нормы, которые регламентируют порядок обращения людей с орудиями труда, с техникой производства, с предметами и силами природы. В юриспруденции техническим нормам принято противопоставлять социальные нормы. Последние предназначены для регулирования общественного поведения людей, в котором люди выступают в их взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми, когда прямо и непосредственно проявляется сущность человека как «совокупность всех обществен-
ных отношений» [12, с. 43]. Социальные нормы призваны быть средством защиты интересов общества. «Человек наказывается за нарушение норм той организации, в которую он органически входит (общество, класс, коллектив). Наказание может иметь различные формы и виды: моральные или правовые» [12, с. 16]. Поэтому в теории права юридические нормы относят к категории социальных норм. Применительно к нормативно-правовому регулированию качества продукции, противопоставлять технические нормы юридическим бесперспективно, прежде всего, с точки зрения дальнейшего развития и совершенствования законодательства РФ о качестве продукции. Технико-юридические нормы являются нормативной частью правового регулирования качества продукции, образуя устойчивую группу норм преимущественно обязывающего характера. Существование технико-юридических норм по-разному обосновывается в специальной литературе. Например, К.С. Мауленов считает, что несмотря на то, что содержание технических норм обусловлено законами природы и техники, они (хотя и косвенным образом) все же влияют на общественные отношения. Субъекты таковых в процессе развития взаимных связей вынуждены считаться с техническими нормами, придерживаться их. Таким образом, технические нормы приобретают социальный характер, становятся технико-юридическими нормами [13]. Считаем, что существование технико-юридических норм - отнюдь не вынужденная мера, а объективная необходимость. Например, оправданным выглядит установление (утверждение) нормативных требований технического характера к объектам строительства. Верно то, что «способность регулировать общественные отношения техническая норма приобретает только с приданием ей правовой формы». Поэтому техническое правило, облеченное в правовую форму, не теряя своего технического содержания (характера), объективно приобретает качественные признаки правовой нормы, становится технико-юридической нормой. Таким нормам присущи все признаки норм правовых: 1) они исходят от государства; 2) в них выражается государственная воля; 3) их соблюдение обеспечивается возможностью государственного принуждения; 4) они объективируются в специальных нормативных актах (имеют свою внешнюю форму выражения); 5) они регулируют общественные отношения [15].
Большинство современных технико-юридических норм являются частью технических регламентов. Последние, по смыслу ФЗ от 27 декабря 2002 г № 184-ФЗ «О техническом регулировании», должны приниматься в форме нормативно-правовых актов: международных и межправительственных соглашений РФ, федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ [16]. Технико-юридические нормы, таким образом, обязательно должны иметь внешнюю строго формализованную объективированную форму. В противном случае добиться их исполнения будет невозможно. Закон в целях совершенствования производства, повышения уровня качества продукции (работ, услуг), в целях содействия распространению полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний, разработок) предоставляет организациям-изготовителям, научным организациям, общественным и саморегулируемым организациям право разработки и принятия собственных стандартов качества. Факт законодательного закрепления указанного права организаций следует рассматривать как проявление государственной воли в области правового обеспечения качества продукции. Таким образом, по своей сущности технико-юридические нормы субъективны в том смысле, что являются продуктом правотворческой деятельности государственных органов, приобретая, тем самым, субъективный характер. Указанные нормы обретают и объективное качество, поскольку сама сущность права объективна. Происходит, как и с юридическими нормами, своеобразное раздвоение технико-правовых норм на «объективные и субъективные моменты» [17]. Технико-юридические нормы составляют содержание многих нормативных актов о качестве продукции. В одних случаях технико-юридические нормы формулируются как определенное должное действие (поведение)1. Но в большинстве случаев - в виде конкретных требований, предъявляемых к определенным
1 Например, согласно [25] строительные конструкции и основания должны быть запроектированы таким образом, чтобы они обладали достаточной надежностью при возведении и эксплуатации с учетом, при необходимости, особых воздействий (например, в результате землетрясения, наводнения, пожара, взрыва). См. об этом также: Черданцев А.Ф. Технико-юридические нормы в советском праве: дис. ...канд. юрид. наук. - Свердловск, 1963. - С. 80-81.
объектам2. По своему внутреннему строению технико-юридические нормы состоят из гипотез и диспозиций. Указывают на условия действия норм, а также на сами правила поведения (предписывают, как должны действовать субъекты, попавшие в условия, обозначенные в гипотезах).
Охранительные нормы устанавливают санкции в нашем случае за нарушение законодательства РФ о качестве продукции, в том числе санкции за нарушение технико-юридических норм качества. Содержатся, в основном, в отраслевых кодифицированных актах3. При этом обязательность норм о качестве, включая обязательность технико-юридических норм, опирается на силу санкций других правовых норм, большинство из которых носит бланкетный характер. Как известно, «особенность позитивно-правового содержания бланкетной нормы состоит в том, что в нем имеется общая ссылка на то или иное специальное правило без раскрытия его конкретного содержания» [18]. По такой формуле построены санкции норм КоАП РФ, УК РФ. К примеру, п. 1 ст. 9.4 КоАП РФ устанавливает, что нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Нормы ГК РФ предусматривают последствия передачи (поставки) товара ненадлежащего качества, ответственность подрядчика за ненадлежащее качество выполненной работы. Ответственность перевозчика за повреждение (порчу) груза, ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции в части не-
2 Так, ФЗ от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (с изм. от 22 апреля 2010 г.) устанавливает допустимые уровни содержания потенциально опасных веществ в сыром молоке и сырых сливках. Также допустимые уровни содержания микроорганизмов и соматических клеток в сыром молоке и сырых сливках, показатели идентификации сливок сырых, перечень пищевых добавок и ароматизаторов, допускаемых при производстве продуктов детского питания и т. д. // СЗ РФ. - 2008. - № 24. - Ст. 2801; 2010. - № 30. - Ст. 3994.
3 Исключение в этом смысле составляет Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», нормы которого предусматривают санкции за передачу потребителю товара ненадлежащего качества (ст. ст. 13-15, 18, 20, 21 и др.).
обеспечения надлежащего качества перевозимой продукции и т.д. (ст. ст. 475, 503, 505, 518, 538, 542, 723, 754, 761, 796, 803 и др.). Нормы ГК РФ об ответственности, касающиеся качества продукции, могут состоять из двух элементов: гипотезы и санкции. Например, нормы за передачу товара ненадлежащего качества. Право выбора конкретной санкции предоставляется покупателю. Размер санкции определяется по соглашению сторон, а при недостижении соглашения - судом. Характер санкций охранительных гражданско-правовых норм в области регулирования качества продукции носит компенсационно-восстановительный характер и отражает в целом специфику гражданско-правовой ответственности. В редких случаях охранительная норма Кодекса может устанавливать штрафной характер санкции, как в случае со ст. 505 ГК РФ: в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли-продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре.
Определенное место в законодательстве о правовом обеспечении качества продукции занимают процедурные нормы. Процедура, согласно Толковому словарю русского языка Ушакова, - это порядок выполнения, ряд последовательных действий, необходимых для выполнения чего-нибудь [19]. Для реализации норм материального права в некоторых случаях необходимы нормативные предписания процедурного характера. Принято считать, что процедурные нормы характерны для процессуальных отраслей законодательства. В них (процедурных нормах) закрепляется технология реализации материальных норм права: «процессуальные нормы права ...закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав» [20], «нормы процессуального права регулируют процессуальный порядок и процедуры практической реализации.. .уже установленных норм материального права. [18; 21]. В результате анализа норм материального права (в данном случае норм гражданского законодательства), с точки зрения их процедурной составляющей, можно утверждать о наличии в материальных отраслях права процедурно-нормативных предписаний организационного характера. Данные предписания характеризуют порядок последовательной
смены конкретных актов поведения, который составляет основное содержание материальных процедурных норм. Отражают динамику конкретного правового механизма, «обеспечивают реализацию ... статусных норм» [22]. Служебное значение процедурных юридических норм в рассматриваемой нами сфере законодательства выражается в предназначенности данных норм определять порядок практической реализации основных «статусных» нормативных предписаний о качестве продукции. В рамках законодательства об обеспечении качества продукции можно говорить о четырех основных группах процедурных норм. Первая группа - процедурные нормы, связанные с разработкой нормативно-правовых актов о качестве и безопасности продукции. Условно данную группу норм можно обозначить как процедурные нормы правотворческого характера. Речь, в частности, идет о нормах ст. 9 ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», которая устанавливает порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, ст. 9.1 регламентирует порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. О нормах ст. 10 - об особом порядке разработки и принятия технических регламентов, ст. 16 - о правилах разработки и утверждения национальных стандартов, ст. 16.1 -о правилах формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов. Вторая группа процедурных норм - нормы, прописывающие процедуры оценки соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Частично содержатся в ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», посвящены порядку применения форм подтверждения соответствия (ст. ст. 20-24, 26, 27 и др.). Основная часть норм содержится в технических регламентах, национальных стандартах и сводах правил [23]. Третья группа процедурных норм касается регулирования договорных отношений, возникающих по поводу проектирования, изготовления (строительства), продажи, перевозки, хранения и утилизации продукции.
Здесь речь идет как об общих нормах ГК РФ о порядке исполнения обязательств, процедурах заключения, изменения и расторжения договора, так и о нормах части второй ГК РФ о процедурных особенностях отдельных видов договорных обязательств - купли-продажи (поставки), подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения. Нормы, уточняющие отдельные процедурные вопросы, касающиеся договорных отношений в области качества продукции, встречаются и в иных нормативных актах. К примеру, в ФЗ от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ст. 3) [31], в ФЗ от 2 декабря 1994 г. № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ст. ст. 5, 6). Четвертая группа норм предписывает процедуры привлечения к ответственности за нарушение требований законодательства в области обеспечения качества продукции и условий договоров. Имеются в виду общие и особенные нормы ГК РФ об ответственности за нарушение договорных обязательств, а также охранительные нормы других законодательных актов.
Теперь об особенностях специализированных норм законодательства РФ в области обеспечения качества продукции. Декларативные нормы, как «нормативные предписания, включающие в себя положения программного характера, .. .содержащие нормативные объявления» [4, с. 80], содержатся в основном в Конституции Российской Федерации [33]. Относительно сферы регулирования качества продукции к их числу можно отнести правила п. 1 ст. 20 о том, что каждый имеет право на жизнь, п. 1 ст. 41 о праве каждого на охрану здоровья, положения ст. 42 о праве каждого на благоприятную окружающую среду. Декларативные положения, касающиеся государственной политики в области качества продукции, можно встретить в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Послание Президента РФ «нельзя отнести к нормативным актам и к актам применения права. Это правовой акт, содержащий политические нормы, особая разновидность политико-юридических документов, закрепляющих основы, принципы, цели, направления государственной политики, в том числе государственной экономической политики» [24] и такой разновидности государственной экономической политики,
как политика государства в области обеспечения качества продукции. В частности, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. отмечается, что отечественная экономика должна переориентироваться на реальные потребности людей. А они сегодня главным образом связаны с обеспечением безопасности, с улучшением здоровья. Развитие производства должно происходить только там, где есть реальная конкуренция. Российским потребителям нужно создать доступ к недорогим качественным товарам. И задача российских компаний - научиться их производить [25]. Ежегодные Послания Президента РФ важны тем, что определяют направления дальнейшего развития отечественного законодательства.
Важное место в законодательстве РФ об обеспечении качества продукции следует отводить дефинитивным нормам и нормам оперативного действия. Дефинитивные нормы закрепляют в обобщенном виде признаки основополагающих юридических терминов и понятий в целях объяснения их юридического значения, облегчения исполнения регулятивных нормативных предписаний, единообразного использования юридических терминов и категорий в соответствующей сфере правового регулирования. В частности, они содержатся в ст. 2 «Основные понятия» ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и в ст. 2 «Основные понятия» ФЗ от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в начальных статьях всех принятых Федеральных законов о технических регламентах, в нормативных текстах технических регламентов, утвержденных Постановлениями Правительства РФ. В качестве примеров укажем на ст. 4 ФЗ от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», п. 3 гл. 1 Технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 307. В актах технического законодательства нормы-дефиниции играют особую роль ввиду «перегруженности» данных актов специфическими терминами, многие из которых имеют технический характер. Здесь без дефинитивных разъяснений законодателя обойтись невозможно.
Оперативные нормы, (в некоторых источниках они именуются темпоральными нормами) [26],
важны для нормативного обеспечения качества продукции тем, что содержат необходимую информацию о действии законодательных актов во времени, устанавливают даты вступления в силу нормативно-правовых актов, касающихся качества продукции, указывают на акты, подлежащие отмене. При помощи оперативных норм изготовители (исполнители, продавцы), покупатели, правоприменительные органы могут получить необходимую информацию о нормативно-правовом режиме регулирования качества продукции в определенный момент времени. Начиная с того, каков характер и объем обязательных предписаний, установленных государством в отношении конкретных видов продукции, и заканчивая размером санкций, нормативно установленных за совершение правонарушений, связанных с производством и обращением недоброкачественной продукции.
Большинство норм-принципов, регулирующих качество продукции, устанавливаются комплексными законодательными актами специального технического характера4, встречаются в конкретных технических регламентах, национальных стандартах5, могут содержаться в других нормативных актах. С точки зрения нормативно-правового регулирования качества товаров, важны многие нормы-принципы ГК РФ. В частности, нормы, устанавливающие равенство участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, за исключением случаев, предусмотренных законом; нормы
4 Так, ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в ст. 3 устанавливает принципы технического регулирования, в ст. 12 - принципы стандартизации, в ст. 19 -принципы подтверждения соответствия, в п. 2 ст. 31 - принципы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). ФЗ от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» закрепляет принципы аккредитации в области обеспечения единства измерений (п. 2 ст. 19).
5 В частности, в [30; 31] определены принципы государственного контроля (надзора) за соответствием табачной продукции требованиям данного закона. Нормативные принципы устанавливаются в национальных стандартах, касающихся либо общих положений национальной стандартизации, реже могут содержаться в группах национальных стандартов, касающихся конкретных областей стандартизации. Здесь можно указать на [32], на национальные стандарты, посвященные системам менеджмента качества. Устанавливают нормативные принципы менеджмента качества [33; 34; 35].
ГК РФ о необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав, их судебной защиты (п. 1 ст. 1 ГК РФ), приобретения и осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Важны нормы-принципы о свободном перемещении товаров на всей территории РФ, установленные в п. 3 ст. 1 ГК РФ, п. 2 ст. 1 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [27], а также нормы о свободе договора (ст. 421 ГК РФ). Нормативно-правовое регулирование отношений в области обеспечения качества продукции должно всецело выстраиваться на признании перечисленных норм-принципов ГК РФ.
Развивать нормативно-правовое регулирование качества продукции следует исходя из тесной привязки нормативных принципов в области обеспечения качества продукции с иными нормативными принципами. В частности, с принципом предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции (п. 1 ст. 1 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). В тесной привязке с принципом государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 6, 16-25 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [28]). С принципом реализации прав покупателей (потребителей) на получение добросовестной и достоверной рекламы относительно рекламируемых товаров (ст. 1 ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» [29]). С учетом сказанного, в целях действительного обеспечения поступления на российский рынок продукции высокого качества считаем необходимым выстраивание всего законодательства РФ в области обеспечения качества продукции в строгом соответствии с указанными отраслевыми и комплексными нормативными принципами.
Список литературы
1. Путинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2008. - С. 60.
2. Пугинский Б.И. Предисловие к книге: Вахнин И.Г. Техника договорной работы. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2009. - С. 7.
3. Цветков И.В. Договорная работа: учебник. - М.: Проспект, 2010. - С. 8.
4. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. - М.: Норма, 2009.
5. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. - М.: Юрид. лит., 1971. - С. 74.
6. Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М.: Наука, 1982. -С. 7.
7. Зивс С.Л. Источники права. - М.: Наука, 1981. - С. 14.
8. Алексеев С.С. Структура советского права. - М.: Юрид. лит., 1975. - С. 103.
9. Самощенко И.С. Методологическая роль системного подхода в изучении структуры советского законодательства // Вопросы философии. - 1979. - № 2. - С. 66.
10. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (с изм. от 28 сентября 2010 г) // СЗ РФ. - 2002. - № 52. - часть 1. - Ст. 5140; 2010. - № 40. -Ст. 4969.
11. Тихомиров Ю.А. Технико-юридические нормы в системе права // Право и экономика. - 2004. - № 10. - С. 3.
12. Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. - М.: Мысль, 1972.
13. Мауленов К.С. Правовое обеспечение качества строительства (гражданско-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Харьков, 1983. - С. 10-11.
14. Ершов О.Г. Об актах технического нормирования и правовом регулировании отношений в строительстве // Законодательство и экономика. - 2007. - № 10. - С. 58.
15. Черданцев А. Ф. Понятие технико-юридических норм и их роль в формировании общественных отношений // Советское государство и право. - 1964. - № 7. - С. 134.
16. Панова А.С. Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности // Актуальные проблемы экономики и права. -2009. - № 2 (10). - С. 120-128.
17. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - М.: Аванта +, 2001. -С. 171.
18. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. -М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000. - С. 399.
19. Толковый словарь русского языка Ушакова: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. - URL: http://slovari.yandex.ru
20. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. -М.: Проспект, 2009. - С. 578.
21. Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 342.
22. Давыдова Г.Н. Юридические процедуры в гражданском праве. Общая характеристика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2004. - С. 9.
23. Об утверждении Перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и
измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и осуществления оценки соответствия: Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 1191-р // СЗ РФ. - 2009. - № 35. - Ст. 4260.
24. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. - М.: Юристъ, 2006. - С. 80.
25. Российская газета. - 2009. - 13 ноября.
26. Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 347-348.
27. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г № 135-ФЗ (с изм. от 29 ноября 2010 г.) // СЗ РФ. - 2006. - № 31. - часть 1. - Ст. 3434; 2010. - № 49. -Ст. 6409.
28. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с изм. от 5 июля 2010 г) // СЗ РФ. - 2007. -№ 31. - Ст. 4006; 2010. - № 28. - Ст. 3553.
29. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (с изм. от 28 сентября 2010 г.) // СЗ РФ. - 2006. -№ 12. - Ст. 1232; 2010. - № 40. - Ст. 4969.
30. Технический регламент на табачную продукцию: Федеральный закон от от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ (ст. 17) // СЗ РФ. - 2008. - № 52. - часть 1. - Ст. 6223.
31. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ // СЗ РФ. -2008. - № 30. - часть 1. - Ст. 3579.
32. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения: Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.0-2004 (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. № 152-ст). - М.: ИПК «Издательство стандартов», 2005.
33. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (принят постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. № 332-ст). - М.: ИПК «Издательство стандартов», 2003.
34. Системы менеджмента качества. Требования: Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. № 333-ст). - М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001.
35. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности: Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9004-2001 (принят постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. № 334-ст). - М.: ИПК «Издательство стандартов», 2002.
В редакцию материал поступил 18.01.11
Ключевые слова: законодательство в области обеспечения качества продукции; техническое регулирование; норма права; регулятивная норма; техническая норма; охранительная норма; процедурная норма; декларативная норма; дефинитивная норма; оперативная норма; норма-принцип.