О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЫЗОВА ЦИФРОВЫ1Х ТЕХНОЛОГИЙ
ON THE REGULATORY AND LEGAL IMPROVEMENT OF THE ACTIVITIES OF OPERATIONAL UNITS IN THE CONTEXT OF THE MODERN CHALLENGE OF DIGITAL TECHNOLOGIE
УДК 34.09
А.В. ЛАГУТОЧКИН,
кандидат юридических наук (Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, Россия, Симферополь) [email protected]
Ю.А. КОВТУН,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Россия, Белгород) [email protected]
ANDREI V. LAGUTOCHKIN,
Candidate of Law (Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Russia, Simferopol)
YURI A. KOVTUN,
Candidate of Law, Associate Professor (Belgorod National Research University, Belgorod, Russia)
Аннотация: развитие информационных технологий требует совершенствования методов и средств осуществления оперативно-розыскной деятельности и предопределяет направленность развития сыскной деятельности уполномоченных на то субъектов. Современные реалии сформировали необходимость совершенствования нормативно-правовой базы деятельности правоохранительных органов в противодействии преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. В качестве эффективного инструмента противодействия преступности правоохранительным органам необходимо иметь в своем арсенале инструменты для осуществления мониторинга информационного пространства, получения и обработки информации в режиме реального времени. Для полноценной оперативно-розыскной работы в сети Интернет необходимо развернутое нормативное закрепление полномочий сотрудников полиции. В статье рассматриваются проблемы нормативно-правового совершенствования деятельности правоохранительных органов, которые помогут успешно реализовывать поставленные перед оперативными подразделениями задачи. Определены проблемы и пути решения инновационного развития оперативно-розыскной деятельности, формирования совершенно новых подходов и тактик в современных условиях осуществления оперативно-розыскной деятельности. Исследован потенциал возможного развития нормативной и правовой базы регулирования представленной сферы, особенно это касается создаваемых субъектов регулирования и контроля информационно-телекоммуникационной среды.
Ключевые слова: нормативное обеспечение, информация, технологии, оперативные подразделения.
Для цитирования: Лагуточкин А.В., Ковтун Ю.А. О нормативно-правовом совершенствовании деятельности оперативных подразделений в условиях современного вызова цифровых технологий // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 4. С. 47-51.
Abstract: the development of information technologies requires the improvement of methods and means of carrying out operational investigative activities and determines the direction of the development of detective activities of authorized entities. Modern realities have formed the need to improve the regulatory framework for the activities of law enforcement agencies in countering crimes committed using information and telecommunications networks. As an effective tool for countering crime, law enforcement agencies need to have in their arsenal tools for monitoring the information space, receiving and processing information in real time. For full-fledged operational search work on the Internet, it is necessary to have a detailed regulatory consolidation of the powers of police officers. The article deals with the problems of regulatory and legal improvement of the activities of law
enforcement agencies, which will help to successfully implement the tasks assigned to operational units. The problems and ways of solving the innovative development of operational and investigative activities, the formation of completely new approaches and tactics in modern conditions of operational and investigative activities are identified. The potential of the possible development of the regulatory and legal framework for regulating the presented sphere is studied, especially with regard to the created subjects of regulation and control of the information and telecommunications environment.
Keywords: regulatory support, information, technologies, operational units.
For citation: Lagutochkin A.V., Kovtun Yu.A. On the regulatory and legal improvement of the activities of operational units in the context of the modern challenge of digital technologie // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 4. P. C. 47-51.
Оперативно-розыскная деятельность1 на протяжении веков своего становления совершенствовала методы получения оперативно значимой информации. Будь то наблюдение, ранее воспетое в «детективном методе» К. Дойлем, или скрытый от всеобщей декларативности агентурный метод, монументально внесенный в М-Ш веке до н.э. китайским полководцем Сунь Цзы («Искусство войны»), с точки зрения сыскной деятельности они едва ли изменились и в наши дни [1]. Однако следует признать, что ведущим локомотивом развития ОРД остается технический прогресс, способный по-новому толковать способы и тактику получения оперативно значимой информации.
С развитием науки эволюционирует и техника, которая прогрессивно приобретает скорость внедрения в человеческую жизнь. Недавние изобретения поставили в обиход человеческого общения такие понятия, как гаджет, девайс, онлайн, биткоин, даже в дипломатических и государственных актах, а также выступлениях должностных лиц. Однако современные угрозы также эволюционируют наравне с техническим развитием. Сегодня никого не удивляют интернет-мошенничества, кибервымогательства, хищения средств с использованием информационных данных (пластиковых карт, онлайн-банкинга и т.д.). Преступники все чаще используют сетевые возможности получения информации об объектах возможного посягательства подысканием соучастников или орудий (средств), с использованием которых возможно совершение безнаказанных преступных действий. Все это предопределяет направленность развития сыскной деятельности уполномоченных на то субъектов, особенно это касается нормативного обеспечения их деятельности.
Понятие «устаревание» применимо и к законодательству, которое, как часто бывает, не успевает за технологическим развитием современного общества, а формируемая параллель-
1 Далее - ОРД.
но ведомственная правовая база, к сожалению, находится постоянно в отстающих позициях.
Любые современные исследования в данной области представляются попыткой по-иному представить сложившиеся практикой процессы, сформировать новые идеи вокруг реализации поставленных перед субъектами ОРД задач, и достаточно редко формируются направления инновационного развития ОРД, совершенно новые подходы и тактики в условиях совершенствования ОРД.
Сегодня государство предпринимает ряд попыток законодательно отрегулировать процесс пользования телекоммуникационными сетями. Это можно увидеть в принимаемых нормативных правовых актах, таких значимых как Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Информационное общество"» и др.
В представленных нормативных актах закладывается основа формирования информационного общества, его функционирование в современных условиях. Важно отметить широкий потенциал возможного развития нормативной правовой базы регулирования представленной сферы, особенно это касается создаваемых субъектов регулирования и контроля информационно-телекоммуникационной среды.
Так, особая роль в осуществлении контроля за телекоммуникационными сетями предоставлена Роскомнадзору. Данная служба осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электрон-
ных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы2.
Роскомнадзор играет важную роль в регулировании деятельности возникающих контентов на просторах телекоммуникационных сетей, является арбитром и функционером не без участия судебных органов. Однако созданный механизм блокирования сайтов с позиции безопасности государства весьма неповоротлив: требуется большое количество времени на блокировку сайтов, запрещаемых законодательством. Хотелось бы отметить необходимость обязательного упрощения бюрократически сложного механизма с урегулированием возникших заведомо противоправных явлений в Сети до уведомительного характера действий перед судебными органами. Это возможно путем внесения поправок в регламент действий, связанных с функционированием этих субъектов. Кроме того, Роскомнадзор сегодня подписывает соглашения по взаимодействию с территориальными органами МВД России хаотично, преимущественно инициатива исходит со стороны МВД России. Отсутствует единый подход к процессу взаимодействия между оперативными подразделениями МВД России и Роскомнадзором за контролем в сфере использования телекоммуникационных сетей. При этом следует отметить положительную динамику получаемой оперативными подразделениями МВД России оперативно значимой информации от данной службы, однако соглашение о едином подходе по взаимодействию рассматриваемых субъектов повлияло бы на эффективность противодействия новейшим сетевым угрозам.
При активной работе уполномоченных органов остается неразрешенным вопрос об информационных границах их полномочий на международном уровне и пределах защищаемых интересов граждан в телекоммуникационных сетях. В Европейском суде по правам человека на сегодняшний день находится ряд исков к правоохранительным органам тех государств, граждане которых направили соответствующие жалобы о нарушении права личности на неприкосновенность частной жизни в сети Интернет.
В России же законодатель до сих пор находится в ожидающей позиции. Считаем необходи-
2 О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
мым законодательно закрепить права личности на неприкосновенность частной жизни в телекоммуникационных сетях на глобальном уровне с принятием конкретных и четких условий ограничения таковых.
Достаточно сложную и практически невыполнимую задачу активного реагирования на преступления, совершаемые с использованием информационных технологий, поставил законодатель перед правоохранительными органами. В условиях развития программного обеспечения на международном уровне в Сети существует огромное количество программных продуктов, подменяющих IP-адреса пользователя (анони-майзеров). Удалить все подобные программы равносильно попытке перевоспитать всех преступников, а ограничение в поисковых системах сервисов VPN ничего не решает. Это достаточно сложный вопрос, который пока не разрешим, если не прибегать к радикальным мерам - созданию в России своей телекоммуникационной сети, действующей только на территории государства, и автономного программного продукта, способного отслеживать противоправные действия пользователей.
Действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» с 1995 года неоднократно изменялся. Одним из наиболее значимых было изменение, внесенное Федеральным законом от 06.07.2021 № 374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной опасности». В частности, в Федеральный закон было введено новое оперативно-розыскное мероприятие3 «получение компьютерной информации» [2], однако понятие, субъекты, организация проведения до сих пор не регламентированы ни федеральными законами, ни ведомственными нормативными актами МВД России. Не ясна позиция законодателя по разграничению данного ОРМ от другого ОРМ «снятие информации с технических каналов связи», которое по своему содержанию и функции ранее включало в себя и деятельность по получению компьютерной информации. Представляется, что данная позиция законодателем была внесена преждевременно, а в системе оперативных подразделений МВД России присутствует неопределенность ввиду отсутствия регламента на проведение ОРМ «получение компьютерной информации». Можно предполагать, как данное ОРМ выглядит в имеющемся механизме
3 Далее - ОРМ.
противодействия современным преступлениям в информационной среде, и многие теоретики пытаются в своих научных трудах успешно представлять его проведение, не учитывая практики применения [см.: 3; 4]. Здесь важно отметить тот факт, что данное ОРМ с момента его декларирования в системе МВД России ни разу не использовалось преимущественно потому, что ОРМ «снятие информации с технических каналов связи» полностью удовлетворяет потребности в противодействии новейшим информационным преступлениям. Для некоторых исследователей представленная выше позиция может вызывать искаженное представление действительности и определенные сомнения. Однако практика работы одного из авторов в оперативных подразделениях последних пяти лет, связанных с организацией и проведением ОРМ технического направления, подтверждает выдвигаемый тезис. Утверждение оперативным сотрудником о проведении им ОРМ «получение компьютерной информации» вызывает сомнение в легитимности его осуществления. Причиной этому является и тот факт, что не установлено и не представлено, какими будут результаты проведения рассматриваемого ОРМ. Кроме того, нельзя не согласиться с А.Ю. Шумиловым, который утверждает, что «официального (легального) определения рассматриваемого нами оперативно-розыскного мероприятия законодатель так и не сделал. В принципе, как и для остальных прописанных в законе мероприятий» [5].
Действительно, понятия, раскрывающие ОРМ, в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» не представлены, а современная правоприменительная практика диктует необходимость исправления указанного недостатка. Спорным во многих ситуациях выглядит позиция судебных органов в отстаивании интересов обвинителей в условиях отсутствия конкретизации ОРМ и механизма получения результатов ОРД, которые, в свою очередь, ложатся в процесс доказывания в судебных разбирательствах.
В продолжение обозначенной проблемы следует указать, что в законе также отсутствует понятие «результат оперативно-розыскных мероприятий», его определение можно проследить из всех выводов, которые вытекают из оператив-
но-розыскных мероприятий. Если брать процесс документирования результатов оперативно-розыскных мероприятий, то в него входит составление оперативно-служебных документов, отражающих полученные фактические данные (рапорты, справки, акты, сводки и др.), с приложением к ним материальных носителей информации (дисков, фотографий, образцов предметов и веществ и т.д.). Однако что же признается результатом данных мероприятий, законом не разъяснено, возможно предположить, что это полученная информация в результате проведения того или иного оперативно-розыскного мероприятия либо сам исход того или иного мероприятия, который излагается в различной форме.
В заключение хотелось бы отметить, что достаточно часто в компьютерной среде, наряду с чисто сетевыми преступлениями, такими как распространение вредоносных программ, неправомерный доступ к компьютерной информации путем взлома личных аккаунтов, электронной почты, социальных сетей для использования полученной информации в преступной деятельности, совершаются иные преступления, не связанные с компьютерной информацией, но производящиеся с использованием сетевых возможностей (например, сбыт наркотиков и психотропных веществ через закладки с использованием сайтов и электронных платежей, сбыт или приобретение оружия, в том числе времен Великой Отечественной войны, антиквариата, добытых преступным путем). Особое внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин на коллегии МВД России 3 марта 2021 года уделил преступлениям, связанным с телекоммуникационной сетью Интернет, с распространением информации экстремистского и террористического содержания в социальных сетях, определив за МВД России активную роль в противодействии современным цифровым угрозам.
Считаем важным отметить тот факт, что направления совершенствования нормативно-правовой базы деятельности оперативных подразделений рассмотрены не все, а реализация уже представленных может существенно придать положительную динамику правоприменительной практике правоохранительных органов в условиях реализации поставленных современных задач.
Литература
1. Конрад Н.И. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование. - Москва - Ленинград; 1950. - 404 с.
2. ПавлюковВ.В. Практические способы получения и использования результатов оперативно-розыскного мероприятия «получение компьютерной информации» // Вестник Костромского государственного университета. - 2020. - Т. 26. - № 3. - С. 199-203.
3. Дубоносов Е.С. Проблемы проведения оперативно-розыскного мероприятия «получение компьютерной информации» // Уголовное и оперативно-разыскное законодательство: проблемы межотраслевых связей и перспективы совершенствования: сборник материалов межведомственной научно-практической конференции / под редакцией Е.Н. Билоуса, Г.В. Ищука, А.В. Ковалева, Г.С. Шкабина. - Москва, 2017. С. 56-62.
КРИМИНАЛИСТИКА,
2021 ' 4
4. Екимцев С.В. Особенности проведения оперативно-розыскного мероприятия «получение компьютерной информации» // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2019. - № 2 (79). - С. 27-30.
5. Шумилов А.Ю. Получение компьютерной информации как новое оперативно-розыскное мероприятие: первые шаги научного познания // Оперативник (сыщик). - 2016. - № 4 (49). - С. 35-38.
References
1. Konrad N.I. Sun'-tszy. Traktat o voennom iskusstve. Perevod i issledovanie. - Moskva - Leningrad; 1950. - 404 s.
2. Pavlyukov V.V. Prakticheskie sposoby polucheniya i ispol'zovaniya rezul'tatov operativno-rozysknogo meropriyatiya "poluchenie komp'yuternoi informatsii" // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2020. - T. 26. - № 3. - S. 199-203.
3. DubonosovE.S. Problemy provedeniya operativno-rozysknogo meropriyatiya "poluchenie komp'yuternoi informatsii" // Ugolovnoe i operativno-razysknoe zakonodatel'stvo: problemy mezhotraslevykh svyazei i perspektivy sovershenstvovaniya: sbornik materialov mezhvedomstvennoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / pod redaktsiei E.N. Bilousa, G.V. Ishchuka, A.V. Kovaleva, G.S. Shkabina. -Moskva, 2017. S. 56-62.
4. Ekimtsev S.V. Osobennosti provedeniya operativno-rozysknogo meropriyatiya "poluchenie komp'yuternoi informatsii" // Nauchnyi vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. - 2019. - № 2 (79). - S. 27-30.
5. Shumilov A.Yu. Poluchenie komp'yuternoi informatsii kak novoe operativno-rozysknoe meropriyatie: pervye shagi nauchnogo poznaniya // Operativnik (syshchik). - 2016. - № 4 (49). - S. 35-38.
(статья сдана в редакцию 20.04.2021)