Научная статья на тему 'О нетрадиционных технологиях производства и укладки дорожно-строительных материалов в лесной зоне'

О нетрадиционных технологиях производства и укладки дорожно-строительных материалов в лесной зоне Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
138
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Салихов Мухаммет Габдулхаевич, Алибеков Сергей Якубович, Щербаков Юрий Евгеньевич, Вайнштейн Евгений Викторович, Сапцин Валерий Петрович

Рассмотрены примеры технологических карт при производстве и укладке некоторых дорожно-строительных материалов с учетом эффекта акад. П.А.Ребиндера при объединении щебня карбонатных пород с вяжущими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Салихов Мухаммет Габдулхаевич, Алибеков Сергей Якубович, Щербаков Юрий Евгеньевич, Вайнштейн Евгений Викторович, Сапцин Валерий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON NONCONVENTIONAL METHODS OF ROAD-BUILDING MATERIALS PRODUCTION AND LAYING DOWN

Examples of technological maps in manufacture and laying down of some road-building materials in view of the effect of academician P.A. Rebinder at mixing of macadam of carbonate strata with cementing ones are considered.

Текст научной работы на тему «О нетрадиционных технологиях производства и укладки дорожно-строительных материалов в лесной зоне»

УДК 625.072:531.8

М. Г.Салихов, С. Я. Алибеков, Ю. Е. Щербаков, Е. В. Вайнштейн, В. П. Сапцин

О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И УКЛАДКИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В ЛЕСНОЙ ЗОНЕ

Рассмотрены примеры технологических карт при производстве и укладке некоторых дорожно-строительных материалов с учетом эффекта акад. П.А.Ребиндера при объединении щебня карбонатных пород с вяжущими.

Введение. Дорожная отрасль отличается от большинства других линейностью и сравнительно большой материалоёмкостью. Технологии приготовления с применением традиционных каменных материалов и вяжущих, таких как щебень, песок строительный, минеральный порошок, битумы и портландцементы, сводятся к подбору составов, нагреву, просушке или увлажнению компонентов, дозированию, перемешиванию и уплотнению различными способами. Конечная цель технологии - формирование оптимальной микро- и макроструктуры бетонов в дорожных сооружениях. Взаимные связи между элементами структуры достигаются за счет межмолекулярного сцепления и внутреннего трения частиц минеральных материалов, клеящих свойств пленки вяжущих, химических и физико-химических процессов на разделах фаз при достижении (плотной) оптимальной упаковки. Влияние физико-механических свойств компонентов, химических процессов между ними, однородности смесей и степени уплотнения изучены достаточно хорошо и технологически учитываются. Однако межфазные процессы до настоящего времени либо учитываются не в полной мере, либо не учитываются вовсе. Их учет, особенно при применении в смесях относительно малопрочных и неконденционных каменных материалов (например, щебня из малопрочных карбонатных пород и мелкозернистого песка), может явиться большим резервом повышения эффективности дорожного строительства.

Теоретическое обоснование и постановка задачи. Устойчивость конгломератных систем зависит и от прочности межфазных связей. Так, согласно уравнению Дюпре [1, 2], работа адгезии пленки вяжущего к поверхности твердого тела

^ =°ж-в • (1 + Сов), (1)

где стж~в - свободная поверхностная энергия на границе раздела фаз «жидкость -воздух», т.е. поверхностное натяжение жидкости;

в - краевой угол смачивания капли жидкости на поверхности твердого тела (камня).

Согласно эффекту академика П.А.Ребиндера [3], при контакте с активной жидкостью или дисперсными частицами у камня происходит снижение свободной поверхностной энергии Жсв, которая может быть найдена из выражения:

=ст-ж •Ж , (2)

где - суммарная площадь контактных зон;

ст-ж - свободная поверхностная энергия на границе раздела фаз «твердое тело -жидкость».

При условии наступления равновесия в контактных зонах из уравнения Неймана можно записать:

<т_Ж = <т_в _ <ж_в . Со80 , (3)

где <т_ - свободная поверхностная энергия на границе раздела фаз «твердое тело - воздух».

Подставив (3) в (2), получаем:

Ке = (<т_в _ <ж_в ■ Созв) ■ . (4)

Отсюда видно, что падение (снижение) свободной поверхностной энергии, и соответственно прочности межфазных связей, прямо пропорционально изменению свободной поверхностной энергии твердого тела, поверхностному натяжению жидкости, краевому углу смачивания жидкости и суммарной площади контактных зон. Известно, что чем мельче каменный материал, тем больше значение суммарной площади его поверхностей, тем больше его потенциальная активность. Соответственно, тем больше падение его свободной поверхностной энергии и работа адгезии. Это говорит о том, что при увеличении площади контактных зон пропорционально усиливаются межфазные связи и устойчивее получается система. При использовании в смесях щебня малопрочных карбонатных пород с развитой внутренней поверхностью обеспечение большего контакта с активной жидкостью происходит легче, чем у изверженных пород. Это связано с наличием на их поверхности большого количества открытых пор и трещин, по которым жидкости и активные дисперсные частицы проникают вглубь под действием фильтрационных и диффузионных процессов. Процесс движения жидкостей во внутренней структуре камня может быть облегчен действием избыточных давлений, нагрева, вакуумирования, воздействием ультразвукового и вибрационного поля и т.д. по отдельности или комплексно [4, 5]. Эти положения были проверены и подтверждены многочисленными экспериментами.

Предложения по практическому решению проблемы. Авторами разработаны нетрадиционные технологии производства работ. Примеры некоторых технологических карт представлены в табл. 1, 2.

Таблица 1

Технологическая карта производства черного известнякового щебня методом объёмной пропитки нефтяным гудроном для конструктивного слоя дорожной одежды толщиной 10 см на 1000 м2

№ про-цесов Источник обоснования Описание рабочих процессов Ед. измере-рения Кол-во работ Производительность в смену Потребность в маш/см

1 ВНиР, В45-27 Транспортировка щебня к сушильному барабану бульдозером, питателем и ковшовым элеватором 3 м 1100 296,3 3,71

2 Расчет Просушка щебня(при 200-220 0С 3 м 1100 160 6,88

3 СниП 1У-3-84. Приложение Транспортировка щебня от суш. барабана передвижным ленточным транспортером на расстояние до 5 м 3 м 1100 480 2,29

4 ЕНиР, Е1-2 Транспортировка щебня от склада до установки для пропитки одноковшовым погрузчиком на расстояние до 50 м и его разгрузка в бадью 3 м 1100 109,1 10,1

Окончание табл. 1

№ про-цесов Источник обоснования Описание рабочих процессов Ед. измере-рения Кол-во работ Произво-дительнос ть в смену Потребность в маш/см

5 Расчет Транспортировка щебня в бадье кран -балкой от пункта загрузки до приямка гудронохранилища 3 м 1100 320 3,44

6 ЕНиР, Е-17-19 Нагрев гудрона до 90 0С 3 м 1100 4,21 4,58

7 Расчет Пропитка щебня 3 м 1100 80 13,75

8 Расчет Транспортировка бадьи до пункта загрузки щебнем 3 м 1100 - -

9 Расчет Вибрирование черного щебня и его укладка в склад 3 м 1100 400 2,75

10 ВНиР, Сб. В45 Погрузка черного щебня на автосамосвалы погрузчиком 1100 307,7 3,57

Таблица 2

Технологическая карта производства черного объёмно-силикатизированного щебня для конструктивного слоя толщиной 10 см дороги 3-й категории

№ процессов Источник обоснования Описание рабочих процессов Ед. измерения Кол-во работ Производитель-ность в смену Потребность в маш/см

1 ЕНиР, Е1-1 Погрузка известнякового щебня фр. 10 - 20 мм в кузов автосамосвала погрузчиком ТО-18 3 м 13,4 267 0,05

2 Расчет Подвоз щебня на АБЗ автосамосвалами КамАЗ-5511 на расстояние до 30 км 3 м 13,4 35,9 0,37

3 ЕНиР, Е2-1-22 Загрузка щебня в бункер-питатель погрузчиком ТО-18 (или надвижка бульдозером ДЗ-29) 3 м 13,4 267 (851) 0,05 (0,02)

4 Расчет Просушка щебня в сушильном агрегате 3 м 13,4 160 0,08

5 Расчет Выгрузка просушенного щебня в кузов автосамосвала и транспортирование на расстояние до 500 м 3 м 13,4

6 Е1-1 Погрузка просушенного щебня в перфорированные бочки (15 шт) погрузчиком ТО-18 3 м 3,0 267 0,01

7, 8 Е-2527 Снятие крышки с цистерны № 1 при помощи ручной лебедки и заполнение её натриевым жидким стеклом при помощи шестеренного насоса шт. 1 11 0,1

9 Е1-5 Подъём и опускание перфорированной бочки со щебнем в раствор жидкого стекла автокраном КС-2561 Е т 0,5 11 0,05

10 Е25-27 Снятие крышки с цистерны № 2 и заполнение её раствором хлористого кальция шт. 1 11 0,1

11 Е1-5 Подъём автокраном 1 -й бочки из цистерны № 1, опускание её в бак № 2 до погружения т 0,5 11 0,05

12 Е1-5 Подъём автокраном 1 -й бочки из цистерны № 2 и опускание на разгрузочную площадку т 0,5 11 0,05

13 Е25-27 Выгрузка пропитанного стабилизированного щебня из 1 -й бочки при помощи ручной лебедки шт. 1 11 0,1

14 Е1-5 Подъём автокраном 2-й бочки из цистерны № 1, опускание её в цистерну № 2 до погружения т 0,5 11 0,05

15 Е1-5 Подъём автокраном 2-й бочки из бака № 2 и опускание на разгрузочную площадку т 0,5 11 0,05

Окончание табл. 2

№ процессов Источник обоснования Описание рабочих процессов Ед. измерения Кол-во работ Производитель-ность в смену Потребность в маш/см

16 Е25-27 Выгрузка пропитанного и стабилизированного щебня из 2-й бочки при помощи ручной лебедки шт. 1 11 0,1

17 Повторить с п. 7 по п. 11 ещё 13 раз т 0,5 12,4

18 Е25-27 Подъём и установка крышки на цистерну № 1 ручной лебедкой шт. 1 11 0,1

19 Подъём и установка крышки на цистерну № 2 ручной лебедкой шт. 1 11 0,1

20 Повторить с п. 6 по п. 17 включительно ещё 3 раза (II, III, IV циклы 45 бочек или 9 м3 щебня), итого: -автокран -ручная лебедка -погрузчик т шт. 3 м 0,5 1 12 0,32 37,2 48,0

21 Е1-1 Погрузка просушенного щебня в бочки (15 шт) погрузчиком ТО-18

22 Е25-27 Снятие крышки с цистерны при помощи ручной лебедки и заполнение жидким стеклом (№ 1) шт. 1 11 0,1

23 Е1-5 Подъём и опускание бочек с щебнем (7 шт) в раствор жидкого стекла (в цистерну № 1) автокраном КС 2561 Е т 0,5 11 0,05

24 Е1-5 Подъём автокраном 61-й бочки из цистерны №1, опускание её в цистерну № 2 до погружения т 0,5 11 0,05

25 Е1-5 Подъём автокраном 62-й бочки из цистерны № 2 и опускание на разгрузочную площадку т 0,5 11 0,05

26 Е25-27 Выгрузка пропитанного и стабилизированного щебня из 61-й бочки при помощи ручной лебедки шт. 1 11 0,1

27 Повторить с п. 22 по п. 24 ещё раз т 0,5 6,0

28 Е2527 Подъём и установка крышки на цистерну № 1 ручной лебедкой т. 1 11 0,1

29 Итого для пропитки 13,4 м3 щебня (67 бочек по 0,2 м3) требуется: -автокран -ручная лебедка -погрузчик т шт. 3 м 0,5 1 12 43,2 56,8 0,36

30 Расчет Подвоз пропитанного щебня к агрегату питания фронтальным погрузчиком 3 м 13,4

31 Е1-1 Загрузка щебня в бункер-питатель погрузчиком ТО-18 3 м 13,4 267 0,05

32 Просушка объёмно-силикатизированного щебня в сушильном агрегате

33 Перемешивание объёмно-силикатизированного щебня с битумом (3 % от массы щебня) в смесителе в течение 1 мин.

34 Выпуск черного объёмно-силикатизированного щебня из смесителя в кузов автосамосвала (потребителю)

Часть предложенных нами технологий, основанных на принципах использования потенциала свободной поверхностной энергии внутренних поверхностей малопрочных каменных материалов, принята производственниками и реализована на практике.

Так, например, объёмная пропитка известнякового щебня путем создания избыточных давлений столбом пропитываемых жидкостей - нефтяным гудроном

осуществлена на Фомичевском АБЗ Куженерского ДРС ГУП Республики Марий Эл в августе 1997 года и натриевым жидким стеклом - в Балтасинском ДУ Республики Татарстан в сентябре 2001 года.

В связи с обострением проблемы дорожно-транспортных происшествий на дорогах в зимний период из-за резкого повышения интенсивности движения и образования на покрытиях льда и снежного наката авторами в 2006 году разработаны и переданы в производство (заказчик - ГУ «Марийскавтодор») составы антигололедных асфальтобетонов с пониженной адгезией льда длительного действия [6]. Разработаны соответствующие технологии их производства и укладки (табл. 3).

В настоящее время идет процесс их производственной проверки в Килемарском ДРС ГУП РМЭ. Суть одной из предложенных технологий состоит в замене некоторой части песчаной фракции асфальтобетонных смесей для верхнего слоя покрытия кристаллической противоморозной солью. В качестве последней используется хлористый натрий. Соль №С1 можно вносить в процессе приготовления, в процессе укладки асфальтобетонной смеси в покрытие или в виде заранее приготовленной песчано-соляной смеси.

Резкое возрастание интенсивности движения и подвижных нагрузок на автомобильных дорогах России и во всем мире, особенно за последние 10 - 15 лет, побудило создание многощебеночных асфальтобетонных смесей на прочном щебне с повышенной сдвигоустойчивостью, известных под названием щебеночно-мастичных асфальтобетонов (ЩМА) [7]. Однако они обладают сравнительно высокой себестоимостью, требуют переоборудования технологических линий по выпуску традиционных смесей, перерасхода битума и дорогостоящих импортных связующих добавок.

Таблица 3

Технологическая карта устройства верхнего слоя покрытия автомобильной дороги толщиной 5 см и шириной 8,0 м со скоростью потока 250 м/см из антигололедной асфальтобетонной смеси

№ процессов Источник обоснования Описание рабочих процессов Единица измерения Количество работ Производительность в смену Потребность в маш/см

1 ЕНиР, Е17-5 Разбивочные работы. Подгрунтовка основания розливом жидкого битума в количестве 0,8 л/м2 автогрудронатором при дальности возки 20 км т 6,40 8,51 0,76

2 Расчет Подвозка асфальтобетонной смеси на 20 км автосамосвалами (10 т) с разгрузкой в бункер асфальтоукладчика т 249,3 24,4 10,2

3 ЕНиР, Е17-6 Укладка асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком слоем 5 см 2 м 2000 4705,8 0,42

4 ЕНиР, Е17-7 Подкатка асфальтобетонной смеси катком с массой 6 т при 5 проходах по одному следу 2 м 2000 2580,7 0,77

5 ЕНиР, Е17-7 Укатка асфальтобетонной смеси тяжелым катком с массой свыше 10 т при 10 проходах по одному следу 2 м 2000 1269,8 1,57

С целью снижения себестоимости ЩМА в Чувашской Республике в качестве стабилизирующей добавки опробованы отходы и побочные продукты местной промышленности, в частности целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности, после обработки их огнестойким антипиреном [8]. Исследования опытных участков, проведенные сотрудниками УПРДОР «Волга» совместно с ППС Волжского филиала МАДИ (ГТУ), показали работоспособность и эффективность ЩМА с использованием вышеуказанных добавок. На кафедре автомобильных дорог МарГТУ подобраны составы ЩМА и испытаны их образцы с использованием отсевов дробления известнякового камня Новоторъяльского КДЗ без добавления стабилизирующей добавки [9]. Получены также обнадёживающие результаты. Исследования в этом направлении продолжаются.

Вывод. Широко используемые традиционные технологии производства и укладки различных дорожно-строительных материалов исчерпали свои возможности в плане дальнейшего улучшения эксплуатационных свойств дорожных конструкций. В связи с этим нетрадиционные технологии производства и укладки могут дать новый импульс в развитие дорожной отрасли и явиться резервом повышения эффективности и качества дорожно-строительных работ в целом.

Список литературы

1. Битумные материалы (асфальты, смолы, пеки) / под ред. А.Дж. Хойберга; пер. с англ. С.Ш. Абрамовича. - М.: Химия, 1974.- 247 с.

2.Королев, И.В. Пути экономии битума в дорожном строительстве / И.В. Королев. - М.: Транспорт, 1986. - 149 с.

3. Ребиндер, П.А. Поверхностные явления в дисперсных средах / П. А. Ребиндер // Избр. труды. - М.: Наука, 1979. - С. 31 - 32.

4. Салихов, М.Г. Разработка научно-практических основ объёмной пропитки малопрочных каменных материалов жидкими вяжущими для дорожного строительства: автореф. дисс. ... д-ра техн. наук. - М.: МАДИ (ГТУ), 1999. - 37 с.

5.Баронова, Л.Г. Разработка технологии строительства одежд лесовозных дорог с использованием черного объёмно -силикатизированного щебня: автореф. дисс. .канд. техн. наук. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. - 19 с.

6. Салихов, М.Г. О разработке составов, производстве и укладке асфальтобетонов с пониженной адгезией льда / М.Г.Салихов, М.Х.Хамзин, Ю.Е.Щербаков и др. // Современные научно-технические проблемы транспортного строительства: сб. науч. трудов Всеросс. науч.-практической конф. - Казань: КазГАСУ, 2007. - С. 104 - 106.

7. ГОСТ 31015-2002. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия: Принят Межгос. НТК по стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России 17.10.2002. - М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2003. - 22 с. (Введен в действие с 01.05.2003 г.).

8. Салихов, М.Г. Опытно-промышленная апробация асфальтобетонной смеси с использованием местных стабилизирующих добавок / М. Г. Салихов, И. В. Лотков //Наука в условиях современности: сб. статей студентов, аспирантов, докторантов и профессорско-преподавательского состава по итогам науч.-техн. конф. МарГТУ в 2006 году. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - С. 159 - 161.

9. Вайнштейн, Е.В. Проектирование состава минеральной части щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси с заполнителем из отсевов дробления известняков без стабилизирующей добавки ^айр-66 / Е. В. Вайнштейн //Научному прогрессу - творчество молодых: сб. материалов Всерос. науч. студ. конф. по естественно-научным и техническим дисциплинам. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007. - С. 275.

Поступила в редакцию 01.08.07.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.