Научная статья на тему 'О непрерывном медицинском образовании врачей - судебно-медицинских экспертов'

О непрерывном медицинском образовании врачей - судебно-медицинских экспертов Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
271
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING MEDICAL EDUCATION / НМО / НАКОПИТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ / CUMULATIVE LOANS / СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / FORENSIC MEDICAL EXAMINATION / ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / FORMS OF EDUCATIONAL ACTIVITY / CME

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Клевно В. А., Кучук Сергей Анатольевич, Романько Н. А.

В статье рассматривается пример организации процесса повышения квалификации врачей в условиях непрерывного медицинского образования на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Представлены методика и формы обеспечения непрерывности образовательного цикла; алгоритмы достижения обучающимися профессиональной компетенции в пределах пройденного материала. Описаны процедуры накопления кредитов специалистами бюро и другими заинтересованными лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Клевно В. А., Кучук Сергей Анатольевич, Романько Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CONTINUING MEDICAL EDUCATION OF DOCTORS OF FORENSIC EXPERTS

This article discusses the example of the organization of process of training doctors in continuous medical education based on the state health budget of the Moscow region «Bureau of forensic medical examination». Presents the methods and forms of the continuity of the educational cycle; algorithms achieve a trained professional competence within the traversed material. Procedures for accumulation of credits by the firm and other stakeholders.

Текст научной работы на тему «О непрерывном медицинском образовании врачей - судебно-медицинских экспертов»

О непрерывном медицинском образовании врачей — судебно-медицинских экспертов

д.м.н., проф. В.А. Клевно, к.м.н. С.А. Кучук, к.м.н. Н.А. Романько

Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области (нач.— д.м.н., проф. В.А. Клевно)

Аннотация: В статье рассматривается пример организации процесса повышения квалификации врачей в условиях непрерывного медицинского образования на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Представлены методика и формы обеспечения непрерывности образовательного цикла; алгоритмы достижения обучающимися профессиональной компетенции в пределах пройденного материала. Описаны процедуры накопления кредитов специалистами бюро и другими заинтересованными лицами.

Ключевые слова: Непрерывное медицинское образование, НМО, накопительные кредиты, судебно-медицинская экспертиза, формы образовательной активности.

On continuing medical education of doctors of forensic experts

V.A. Klevno, S.A. Kuchuk, N.A. Romanko

Bureau of Forensic Medicine of Moscow Region Abstract: This article discusses the example of the organization of process of training doctors in continuous medical education based on the state health budget of the Moscow region «Bureau of forensic medical examination». Presents the methods and forms of the continuity of the educational cycle; algorithms achieve a trained professional competence within the traversed material. Procedures for accumulation of credits by the firm and other stakeholders.

Key words: Continuing medical education, CME, cumulative loans, forensic medical examination, forms of educational activity.

При резком увеличении объема медицинской информации и скорости ее обновления, появлении высокотехнологичных методов диагностики и лечения, столь же резко обозначилась проблема морально устаревших технологий отечественного медицинского образования — сегодня они утратили былую актуальность.

Самым серьезным поводом для разработки адекватной системы профильного образования стало заметное снижение качества подготовки специалистов. Последствия некомпетентности практикующих врачей приобрели угрожающие масштабы, как и рост статистики

Существующая ситуация была отражена в докладе министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой «Развитие системы послевузовской подготовки и повышения квалификации медицинских специалистов» в октябре 2012 года. Период 2013-2014 гг. министром был обозначен как время перехода к системе непрерывного медицинского образования. Теперь главный вектор развития отечественных медицинских кадров — непрерывность и постоянность образовательного процесса.

Как известно, в конце 2013 года уже стартовал пилотный проект Минздрава России по внедрению новой модели медицинского образования — непрерывное медицинское образование [6].

Непрерывное медицинское образование (НМО) — образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специ-

альности и продолжается непрерывно, в течение всей профессиональной деятельности.

В основе концепта новой модели медицинского образования — непрерывность цикла от знаний к действию. Сегодня процесс постоянного повышения квалификации врачей признан наиболее экономически эффективным, а система накопительных кредитов — инновационной технологией в непрерывном медицинском образовании в России.

Как ожидается, высокий уровень профессиональной компетенции врачей по всем специальностям должен обеспечить накопительный принцип обучения. Условной единицей, выполняющей зачетную и накопительную функции, гарантирующей признание обучения, становится так называемый кредит.

Кредиты — единицы измерения трудоёмкости учебной нагрузки по программам повышения квалификации. На этапе последипломного образования 1 кредит соответствует 1 академическому часу [1, 2]. Непрерывность повышения квалификации специалиста будет достигаться ежегодным набором 50 часов, что за 5 лет составит 250 кредитов.

Накопление кредитов — обязательный фактор для допуска к ресертификации [4, 5]. А пренебрежение процедурой их накопления может лишить врача допуска к продлению сертификата специалиста или аккредитации и права практики по специальности.

Важно понимать: зачетные единицы отражают не столько время, затраченное на изучение дисциплины, сколько достижение обучающимися профессиональной компетенции в пределах пройденного материала или объема учебной программы.

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ В НМО

Система НМО направлена на формирование у врачей профессиональной потребности в постоянном улучшении своих знаний и совершенствовании прак-

по дефектам оказания медицинской помощи.

Сертификация, лицензирование, трудовые договоры и система оплаты труда — вот мотивационные механизмы по поддержанию постоянно высокого и перманентно обновляемого профессионального уровня врачей.

© В.А.Клевно, С.А. Кучук, Н.А. Романько

48

ОБРАЗОВАНИЕ

тических навыков. В рамках системы накопительных кредитов разработан примерный перечень обучающих «активностей» врача-специалиста, состоящий из 36 позиций, не входящих в его прямые служебные обязанности [6].

Очевидно, что научно-практические общества способны реализовывать наиболее эффективные программы повышения квалификации специалистов и наряду с образовательными учреждениями участвовать в их сертификации. Более того, сегодня одна из ключевых позиций закреплена именно за медицинскими научно-практическими обществами (ассоциациям), которые не только принимают участие в разработке нормативной базы НМО, типовых образовательных модулей и квалификационных требований по специальностям, но и обеспечивают реализацию практической части обучения специалистов (рис. 1).

Высшее образование в ВУЗе (5-6 лет)

Программы высшего образования в ординатуре (2-5 лет)

Дополнительное образование (программы повышения квалификации)

СЕГОДНЯ

72-288 часов 1 раз в 5 лет

W

ЗАВТРА

50 часов ежегодно 250 часов за 5 лет

Рис. 1. Организация системы НМО с 2016 года

В этой связи ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», будучи инициатором создания профессиональной некоммерческой организации — Ассоциации судебно-медицинских экспертов, одним из ключевых направлений своей деятельности считает разработку программы постоян-

ного повышения квалификации врачей — судебно-медицинских экспертов.

На состоявшейся 25-26 сентября 2014 года V международной конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине», нами был сделан доклад на тему о роли Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области и Ассоциации судебно-медицинских экспертов в НМО, в котором на примере государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» была показана важная роль и возможности медицинской организации и профессиональной ассоциации в НМО врачей — судебно-медицинских экспертов [3].

Учитывая возможности Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области, наиболее эффективными видами образовательной активности на его базе становятся такие виды, как:

• дистанционное обучение на рабочем месте (самостоятельное);

• наставничество;

• участие в клинико-анатомических разборах;

• выступления на конференциях;

• научно-методическая работа.

Как это выглядит на деле? В ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» разработан график мероприятий, проходящих в рамках обучения врачей — судебно-медицинских экспертов:

1-я среда месяца — расширенное заседание методического совета ГБУЗ МО «Бюро СМЭ»;

2-я и 4-я среда — внутризональные конференции;

3-я среда — внутриучрежденческая научно-практическая конференция.

На расширенном заседании методического совета вниманию коллег предлагается аналитический материал по 25-ти экспертным заключениям врачей — судебно-медицинских экспертов (через 1 год после начала их трудовой деятельности в ГБУЗ МО «Бюро СМЭ») по различным разделам судебно-медицинской экспертизы с детальным клиническим разбором 2-3 случаев.

При проведении внутриучрежденческой научно-практической конференции аудитории читается тематическая лекция или доклад с последующим разбором клинических случаев, их рецензирование и обсуждение.

Предлагаемое начисление кредитов в ГБУЗ МО «Бюро СМЭ»

Таблица 1

Наименование обучающего действия Кредит Форма отчётности

Внутриучрежденческая научно-практическая конференция • лектор..................................................................................4 • докладчик............................................................................3 • рецензент.............................................................................2 • участник...............................................................................1 Программа конференции с указанием докладчика и темы, протокол конференции, список присутствующих

Расширенный методический совет • докладчик..................................................................................2 • выступающий............................................................................1,5 • участник.....................................................................................1 Протокол заседания расширенного методического совета, список присутствующих

Внутризональная конференция • выступающий.......................................................................1,5 • участник...............................................................................1 Протокол внутризональной конференции, список присутствующих

Клинико-анатомическая конференция • выступающий.......................................................................1,5 • участник...............................................................................1 Протокол клинико-анатомической конференции, список присутствующих

На внутризональных конференциях в каждом из 8-ми судебно-медицинских (танатологических) отделах (зонах) обсуждаются сложные экспертные случаи, проводятся тематические занятия с привлечением экспертов лабораторных подразделений, осуществляются консультации.

За последние 3 года в ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» ежегодно проводилось:

• 15-16 внутриучрежденческих научно-практических конференций, на которых были представлены от 6 до 9 лекций / докладов, разобраны и обсуждены от 40 до 45 экспертных случаев;

• 14-15 заседаний расширенного методического совета;

• 17-18 внутризональных конференций.

Одним из важных направлений работы ГБУЗ МО

«Бюро СМЭ» является помощь органам здравоохранения. Врачи — судебно-медицинские эксперты проводят исследования тел умерших в стационарах медицинских организаций, по результатам которых сопоставляют заключительный клинический и судебно-медицинский диагнозы. При выявлении расхождения диагнозов необходимо проводить клинико-анатомический разбор случая, для чего организуется специальная конференция. За год проводится от 111 до 114 таких клинико-анатомических конференции, на которых разбирается от 138 до 222 клинических случаев расхождений диагнозов.

НАЧИСЛЕНИЕ КРЕДИТОВ

Рассмотрим, как в ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» используется методика начисления кредитов врачам — судебно-медицинским экспертам, принимающим участие в образовательных мероприятиях и программах (см. табл. 1).

Так, по итогам внутриучрежденческой научно-практической конференции лектору, докладчику, рецензенту и участнику начисляется соответственно от 4 до 1 кредитов, а формой отчетности является программа конференции с указанием докладчика и темы, протокол конференции, список присутствующих.

При проведении заседания расширенного методического совета докладчику, выступающему и участнику начисляется соответственно от 2 до 1 кредитов. Форма отчетности: протокол заседания расширенного методического совета, список присутствующих.

При проведении внутризональной конференции выступающему и участнику начисляется соответственно от 1,5 до 1 кредитов. Форма отчетности аналогична описанной выше.

При проведении клинико-анатомической конференции выступающему и участнику начисляется соответственно от 1,5 до 1 кредитов. Форма отчетности — копия протокола клинико-анатомической конференции

и список присутствующих, заверенные печатью медицинской организации.

Важно подчеркнуть, что на базе ГБУЗ МО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» могут проводиться обучающие циклы не только в рамках НмО собственных сотрудников — врачей — судебно-медицинских экспертов, но и заинтересованных студентов, аспирантов, интернов и ординаторов. Для этой цели используются собственные ресурсы, а также привлекаются ресурсы специалистов смежных медицинских сообществ, что имеет огромную практическую ценность как для состоявшихся, так и для будущих специалистов.

Обширная комплексная программа обучения, запланированная к реализации на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы», позволит решать не только множество научно-практических задач, но и будет способствовать возрождению института заинтересованного наставничества; повышению престижа профессии и формированию пула широкообразованных врачей — судебно-медицинских экспертов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакаров С.И. Балльно-накопительная система сертификации как фактор совершенствования непрерывного профессионального образования врачей-стоматологов / С.И. Абакаров [и др.] // Институт стоматологии.— 2011.— Т. 4, № 53.— С. 14-15.

2. Агафонов Б.В. Опыт организации непрерывного профессионального образования для врачей общей практики Московской области / Б.В. Агафонов

[и др.] // Земский врач.— 2011.— № 1.— С. 39-42.

3. Клевно В.А., Кучук С.А. Роль медицинской организации в НМО на примере ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2014.— № 3.— С. 68-70.

4. Пальцев М.А. Проблемы развития высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования / М.А. Пальцев, 2008 // Ремедиум.— 2008.— № 7.— С. 6-8.

5. Пивень Д.В. О новых тенденциях в системе медицинского последипломного образования и необходимости их развития / Д.В. Пивень // Менеджер здравоохранения.— 2008.— N 4.— С. 33-39.4.

6. Приказ Министерства здравоохранения РФ

от 11 ноября 2013 г. № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».

Для корреспонденции =

КУЧУК Сергей Анатольевич — заместитель начальника государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (ГБУЗ МО «Бюро СМЭ») по организационно-методической работе, кандидат медицинских наук. Адрес: 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, корп. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ». Тел. +7 (495) 3688460. e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.