О необходимых показателях пространственного развития Российской Федерации и ее субъектов
Г.А.Лебединская
Актуальность темы критериев, индикаторов и показателей, характеризующих пространственное развитие на уровне Российской Федерации и ее субъектов, связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, комплексная природа науки об организации пространства предполагает большое количество показателей, применяемых к такому сложному предмету, как территория, которые должны быть систематизированы. Во-вторых, прогнозируется практическая потребность в них в связи с завершением формирования методологических основ Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и переходом к разработке ее как проектно-про-гнозного документа.
В соответствии с действующим законодательством в последних документах Минрегионразвития поставлена задача завершить систему территориального планирования Российской Федерации. Вместе с тем говорить о завершении системы пока нет достаточных оснований, поскольку не разработан документ федерального уровня - Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации, венчающая пирамиду, в виде которой принято схематически изображать иерархические уровни разработки документов в области организации территории [3].
В рамках подготовки к решению поставленной задачи было проведено обоснование состава индикаторов и показателей для оценки эффективности пространственного развития, а также разработаны предложения по их законодательному и нормативному закреплению, обеспечивающему применение при планировании пространственного развития на уровне Российской Федерации и ее субъектов. Это стало первой задачей исследования.
На разных этапах становления и развития пространственного планирования применялись различные системы показателей пространственного развития. В районной планировке применялся исчерпывающий перечень показателей, отражающих уровень обеспеченности как территории сырьем для развития промышленности, биосферными ресурсами для расселения, в том числе агроресурсами, продуктами питания, так и населения объектами соцкультбыта, услугами. С наибольшей полнотой показатели пространственного развития зафиксированы в нормативных документах ЦНИИП градостроительства [2,11,14-17].
Для отбора критериев оценки пространственного развития территории были систематизированы основные ее параметры:
1) расселение как процесс и одновременно результат распределения населения, характеризуемый через систему
признаков, включая численность и плотность населения регионов, городов, других поселений, плотность сети сельских поселений, количество городских агломераций, индекс агломеративности и т.д.; для городов - через показатели социально-культурного потенциала (к оценке качественной, не выражающейся в показателях, относится рисунок расселения);
2) социально-экономическое развитие, уровень хозяйственной освоенности, демографический потенциал, развитость отраслей экономики и непроизводственной сферы (промышленность, сельское и лесное хозяйство, торговля, транспорт, наука и культура);
3) инфраструктурная оснащенность;
4) природно-ресурсный потенциал, а именно природные условия, орография, климат, полезные ископаемые, аграрные, лесные, биопромысловые и охотничьи ресурсы;
5) рекреационный и историко-культурный потенциал;
6) природно-экологический потенциал;
7) состояние окружающей среды как признак ее качества с точки зрения пригодности для жизнедеятельности человека, с одной стороны, и ограничения для дальнейшего развития - с другой.
Определение системы показателей перечисленных параметров предполагает анализ всех показателей территории, в том числе применяемых для оценки ее пригодности для различных видов деятельности. При этом показатель выступает как обобщенная характеристика свойств объекта или процесса, выражаемая в качественной или количественной форме. Качественные показатели фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства, количественные - меру его выраженности, развития.
В методических документах подробно рассматривается природно-ресурсный потенциал территории [4,5,14], а именно: географическое положение, геолого-геоморфологические условия (тип рельефа, его влияние на скорость выноса загрязнений природными водами, возможность образования горно-долинной циркуляции, возникновения приземных инверсий); геолого-стратиграфическая характеристика (происхождение, распространенность, мощность, химический и физико-механический состав, выходы коренных пород, распространенность и особенности четвертичных отложений); наличие и интенсивность проявления геологических процессов (неотектоническая активность, вечная мерзлота, оползни, карстовые явления, просадочность пород); гидрогеологические условия (характеристика водоносных горизонтов, их
распространенность, глубина залегания, водообильность, химический состав); гидроклиматические характеристики атмосферы, определяющие предельные параметры загрязнений и разноса их продуктов по территории (тип климата, солнечная радиация, наличие и характер температурных инверсий, способствующих загрязнению приземного слоя, господствующие направления ветров по сезонам года, максимальные и средние скорости, продолжительность периодов со штилем, годовая сумма осадков, в частности ливневого характера, распределение их по сезонам, температура воздуха, неблагоприятные гидроклиматические явления погоды, стихийные бедствия, гидрологические условия - водный баланс, густота речной сети, средняя водность района, наличие и площадь подтопленных и заболоченных территорий, запасы пресных и минеральных подземных вод, их защищенность от поверхностного загрязнения; почвенный покров, природный потенциал почв, растительность и животный мир.
С точки зрения средообразующей и средозащитной роли компонентов природных ландшафтов необходимыми критериями оценки территории являются: состояние атмосферы и гидросферы, осуществляющих транспортировку и первичную трансформацию продуктов загрязнения; состояние почв как ведущего компонента, аккумулирующего и перерабатывающего эти загрязнения; состояние растительности и животного мира, изменяющееся под воздействием техногенных нагрузок; состояние ландшафтов, образующих природную территориальную структуру региона и определяющих предельные значения устойчивости всего региона.
На основании этих оценок определяются главные критерии устойчивости природных ландшафтов и их компонентов, дается их классификация по степени комплексной устойчивости к антропогенным воздействиям.
Интегрирующими показателями степени соответствия территории потребностям человека являются демографическая емкость и экологический потенциал территории [16], которые характеризуют ее как универсальный пространственный базис жизни и развития и позволяют прогнозировать и регламентировать нагрузки на природную среду на уровне регионов [4, 5,14].
Из указанных выше основных признаков пространственного развития выделяются признаки, характеризующие территорию через ее площадные параметры, - распаханность, лесистость, контурность угодий, плотность сети автодорог (индикатор инфраструктурной оснащенности), распространенность антропогенных нарушений, а также признаки, измеряемые в удельных показателях - заселенность, плотность, обеспеченность, интенсивность, насыщенность объектами историко-культурного наследия.
Значение различных показателей меняется в зависимости от региональных природных особенностей. Например, для городов в пустынных зонах наиболее существенным для жизнеобеспечения фактором является циклическое колебание стока рек под влиянием гелиогеомагнитной возмущенности.
Для систем расселения критическим лимитирующим фактором будет состояние воздушного бассейна - первый показатель антропогенных воздействий, наиболее существенный при формировании ограничений их дальнейшего развития (определяющий его фактор - барико-циркуляционные процессы), - в сравнении с состоянием водных объектов, почв и подземных вод. На локальном уровне к таким ограничениям относятся радиация, шум, вибрация, электромагнитное излучение и т.д. [14].
Наибольшее разнообразие показателей дает статистическая информация, которую собирают и систематизируют федеральный и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики по субъекту РФ - Росстата. Статистическая информация о различных сторонах экономической и социальной жизни субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных образований, наделенных статусом городских округов и муниципальных районов, публикуется в информационных изданиях, аналитических работах и статистических таблицах территориального органа Росстата. Она раскрывает динамику явлений и их структуру, содержит комментарии по видам экономической деятельности, демографии, рынку труда, уровню жизни населения, ценам и тарифам и т.д., а также списки организаций, сформированные по различным сегментам рынка.
Большой массив информации, имеющей и территориальную привязку, сконцентрирован в кадастрах, учетах и реестрах, которые ведутся федеральными и территориальными органами государственной власти по отраслевому признаку. Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский, Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный и Жилищный кодексы, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Необходимую информацию о недвижимости содержат государственный кадастр недвижимости, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; о природных ресурсах - Земельный, Водный и Лесной кадастры, Реестр особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения, Красные книги, Реестр при-родно-заповедных территорий и объектов, Охотничье-про-мысловый кадастр, Реестр рыбных запасов, Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, Реестр загрязнителей.
Таким образом, статистическая, нормативная, справочная и картографическая база, которой пользуются при разработке документации территориального планирования, обширна и многообразна.
Обоснование отбора критериев, индикаторов и показателей для оценки пространственного развития, в частности эффективности организации территории, явилось второй задачей исследования.
Очевидно, что большинство перечисленных выше показателей заимствованы из смежных наук - географии, социологии, демографии, экономики. При этом сложность территории как объекта оценки подразумевает наличие множества специализированных областей (отраслей) знания, занимающихся детальным изучением ее отдельных сторон и свойств. В данном контексте необходимо решить две задачи: определить минимально необходимый набор показателей, характеризующих территориальное развитие, и выделить синтетические комплексные, или интегрированные, показатели, которые могли бы дать обобщенную характеристику территории с точки зрения оценки эффективности ее организации.
Значительную часть показателей эффективности территориальной организации хозяйства следует отнести к отраслевым, причем для оценки пространственной неравномерности из них можно выделить ограниченное число синтетических показателей. Для оценки эффективности организации территории целесообразно использовать те показатели, которые дают представление:
1) о степени соответствия характера природопользования природно-ресурсным условиям;
2) о мере выполнения формами расселения общественной миссии, их роли в обеспечении экономического развития, социального прогресса, инновационного развития;
3) о нагрузке на окружающую природную среду, о степени приближения или перехода порога антропогенного воздействия, за которым снижение качества среды приводит к ухудшению условий проживания и в дальнейшем к непригодности или неэффективности сложившихся форм расселения.
Значимость выделения среди показателей оценки условий и параметров наиболее развитых форм городского расселения связана с тем, что в крупных городах (свыше 250 тыс. жителей) проживает 53,3% городского и 39,3% всего населения страны. Для анализа развития агломераций необходимо знать: численность и динамику населения центра и городов внешней зоны, индекс агломеративности, социально-культурный потенциал центров, плотность транспортных сетей и интенсивность сообщений, демографический потенциал (как природно обусловленную емкость территории), экологические и планировочные пределы роста [11-13].
Большинство показателей, которые традиционно использовались для анализа городских агломераций, недоступны без проведения специальных исследований - уточнения их границ на основе исследования социально-экономических процессов и пространственно-временной доступности центров. Поскольку городские агломерации не определены законодательством и не являются объектами учета, готовой статистической базы и достоверной информации относительно их нет.
Индикаторами пространственного развития следует считать показатели, позволяющие оценить контрастность расселения, наличие и распространенность каких-либо процессов. Среди них:
- плотность населения, соотношение городского и сельского населения, степень его концентрации в городах и различных формах взаимосвязанного расселения;
- плотность сети городских и сельских поселений, их людность, группировки, пространственное распределение (рисунок расселения);
- освоенность территории, плотность инфраструктур на ее единицу, в первую очередь транспортных сетей, развитость всех видов инфраструктур;
- динамика численности населения в регионах, городах, муниципальных образованиях;
-социально-культурный потенциал центров, индекс агломеративности (для агломераций);
- обеспеченность населения услугами и пространственно-временная их доступность; доля населения, проживающего в пределах нормативной доступности, в том числе в зонах: а) пространственно-временной доступности крупных центров с полным набором объектов социально-культурного обслуживания; б) с нормативным качеством окружающей среды (или с различными отклонениями от него); в) благоприятных условий жизни (благоустроенное жилье, обеспеченность стандартным набором социально-культурных услуг, связью, Интернетом и т.д.);
- прогрессивность общественных процессов в поселениях и на территориях, качество жизни (структура занятости, доля поступающих в вузы детей, здоровье населения и т.д.);
- состояние окружающей среды, развитость рекреации, степень соответствия параметров городов и районов демографической и экологической емкости территории.
Для систематизации сведений о территориальном развитии ранее нами применялся метод выведения синтетических показателей развитости территории по группам факторов и интегрального планировочного показателя развитости районов путем сверки с весами на основе экспертно определяемого веса каждой из групп факторов [8]. При очевидных преимуществах интегральных оценок недостатком такого метода является экспертная составляющая в определении веса групп факторов, которая зависит также от особенностей территории и целей оценки.
Так, для Тверской области, на примере которой рассматривался наш метод, характерны высокая экологическая ответственность, связанная с положением на Валдайской возвышенности у водораздела рек бассейнов трех морей, наличием ценных водораздельных лесов, что определило высокий удельный вес экологических факторов, а также ле-сохозяйственный и аграрный тип освоенности большей части территории при ограниченном числе полифункциональных городских центров. С точки зрения экономико-географического положения область отличали высокая контрастность освоенности и развитости с учетом разделяющей ее полимагистрали Москва-Санкт-Петербург и тяготения ее юго-восточной части к Московской агломерации, а также положение части территорий Калининского, Зубцовского
и Конаковского районов фактически в составе московской столичной системы расселения.
Многообразие условий развития Тверской области хорошо иллюстрируется синтетическими удельными показателями, соотнесенными со среднеобластным уровнем. Величина отклонений от него дает возможность определить специализацию территории и выявить проблемы ее развития, связанные с отставанием той или иной сферы хозяйства или обслуживания.
В связи с наличием множества сопряженных с градостроительством областей знания, обоснованно и профессионально описывающих одни и те же процессы, и соответствующих показателей мы задались целью выделить признаки и характеристики территории, наиболее полно описывающие предмет градостроительства как науки, то есть специализированные показатели, которыми следует оперировать при разработке профильных для градостроительства документов и которые впоследствии должны быть закреплены в нормативных актах. В силу высокой комплексности градостроительной науки - по сути науки о пространстве, поскольку пространство есть вместилище всех происходящих в обществе процессов, существует тенденция расширительного толкования ее предмета в сторону смежных дисциплин - физической и экономической географии, экономики, социологии, демографии, даже антропологии. Важной методологической задачей самоопределения науки о пространстве (градостроительства и территориального планирования) стало более точное определение ее предмета на фоне расширительного, общего поля, заимствованного из других наук, объектом которых являются территория, город, социально-экономические и другие процессы.
Такая задача ставилась в связи с тем, что предмет градостроительной науки в четких определениях не сформулирован. Например, в известной монографии «Градостроительство как система научных знаний» (1999) предмет теории градостроительства был сформулирован как построение его общих методологических, а также методических основ в конкретных социально-экономических условиях данного общества в данное время. Там же сказано, что теория градостроительства исследует общие понятия, закономерности формирования и функционирования городов и систем расселения, разрабатывает принципы и критерии принятия проектных и управляющих решений в этой области. Вместе с тем уточняется, что город как объект и предмет теории градостроительства в конечном счете интересен в своих пространственно-материальных формах и построениях, вмещающих все виды городской жизнедеятельности. Главная же методологическая сложность точного определения предмета градостроительной теории состоит в том, что там единство формы и содержания в философском смысле связано с городом как явлением окружающей действительности. Поэтому важной основой и частью предмета теории градостроительства являются общие законы развития сложных социально-экономических и социально-технических систем. Город как сложная динамическая
система исследуется в ее социальных, экономических, экологических, технических и пространственных измерениях [3].
Авторы указанной работы остановились на методах архитектурно-пространственного анализа, селектированных особым образом применительно к городу как явлению крупного архитектурного формообразования. Мы же в качестве рабочей гипотезы предлагаем считать предметом науки об организации пространства (градостроительства и территориального планирования) приемы, формы, методы организации пространства, основанные на изучении и выявлении закономерностей городских, социально-экономических, демографических, природных, техногенных процессов, определяющих формы и параметры пространственного развития городов и сложных территориальных систем расселения.
Ключевые определения пространства, территории и ее организации и пространственного развития также следует представить на профессиональную дискуссию. Так, организацию территории нашей страны мы определяем как сферу конструктивной деятельности Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления по использованию и формированию функциональной и пространственной структуры соответствующих территорий с целью обеспечения эффективного и сбалансированного выполнения городскими и сельскими поселениями, лесами, акваториями, земельными массивами, транспортными магистралями и иными коммуникациями, другими элементами пространственной структуры социальных, экономических и экологических функций.
Пространственное развитие общества является фундаментальной категорией, охватывающей и сферу общественного самосознания, осознания обществом окружения, пространственной среды, в которой оно находится [6]. Мы понимаем под ним (общепринятого определения не существует) качественное изменение свойств пространства, включая города, системы расселения, регионы, в результате преобразовательной деятельности человека под влиянием социально-экономических, культурных, демографических, природных и техногенных процессов.
Эффективность организации территории определяется рядом синтетических показателей, отражающих результативность мероприятий по организации территории, взаимной увязке расселения, развитию производства, социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в сравнении с затратами, необходимыми для их обеспечения.
Приведенные определения - предварительные, дискуссионные. Необходимо провести работу по их формализации, поскольку отсутствие ряда понятий, которыми можно оперировать при анализе пространственного развития, в нормативных актах и методических материалах в области градостроительства, является препятствием для определения соответствующих показателей и их включения в государственную отчетность. Важнейшую роль в системе определений занимает категория городского пространства как часть предмета науки о городских процессах. Невыделенность этой
категории означает третирование урбанизации и подавление городского начала прогресса цивилизации - процессы, особенно заметные с начала 2000 года, когда в отечественной науке произошел поворот от классического европейского знания к традициям американского антиурбанизма, восходящего к общему провинциализму американской истории [6,7].
Всем известна роль городов и городских систем в общественном развитии как проводников инноваций. Поскольку центральность в городской культуре является результатом достижения определенной стадии зрелости городских процессов, исторического процесса в целом, не вносится извне, а созревает внутри, содержится там и требует для себя плотной культурной среды, необходимо обращение к изучению проблем городов, урбанизации, городских процессов [6].
Невозможно заниматься прогнозированием развития наиболее сложных систем расселения - мегаполисов и городских агломераций, в которых сегодня сосредоточены более половины городского населения страны и наибольший культурный, демографический, производственный, научный потенциал, без исследования городских процессов, а также социально-экономических и культурных, определяющих связность городов и других поселений в этих системах [1,6,11-13,15], как и невозможно определить показатель социально-культурного потенциала города, интегральную оценку его социальной роли в системе расселения [11].
Значимым аспектом проблемы является разграничение понятий агломерации, конурбации, групповой системы населенных мест и включение их в нормативные акты [16].
Концепция групповых систем, выдвинутая ЦНИИП градостроительства в 1970-х годах при разработке Генеральной схемы расселения на территории СССР, была ориентирована на создание объектов с заранее заданными свойствами и представляла собой попытку найти решения, которые при сохранении выгод от пространственной концентрации функций позволили бы избежать основных недостатков агломераций, в том числе стихийного развития вдоль магистралей и срастания поселений, поглощения территории пригородных зон, деградации природных пространств [11,13].
В определениях указанных понятий необходимо подчеркнуть различие агломерации - стихийно развивающихся объективно существующих объектов - и групповых систем как объекта управления - сегодня больше теоретической модели, реализация которой предполагает специальные организационно-правовые механизмы, включая соглашения между соответствующими муниципальными образованиями.
Признавая целесообразным применение выработанной в отечественном градостроительстве системы показателей, характеризующих пространственное развитие на уровне Российской Федерации и ее субъектов, вместе с тем необходимо выделить показатели и характеристики, выявляющие неравномерности пространственного развития, различия территорий. Мера полярности расселения свидетельствует не только о проблемах, но и о масштабе урбанизации, зрелости
городских процессов, готовности пространственных условий для инновационного развития.
В результате исследования нами разработаны предложения по минимальному перечню показателей, которые, на наш взгляд, необходимо использовать для оценки изменений в системе расселения страны и в параметрах пространственного развития, в частности для информирования органов власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов (см. ниже).
Для апробации предложенного перечня показателей необходимо применение их при разработке документа федерального уровня, задающего стратегию и параметры взаимоувязанного развития городов и других поселений страны на долгосрочную перспективу, в рамках Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, основанной на методологии ЦНИИП градостроительства при создании Генеральной схемы расселения на территории СССР 1980 года, а также цикле фундаментальных научных исследований Российской академии архитектуры и строительных наук, проведенных в 2008-2012 годах.
Анализ состава данных, предусмотренного действующим законодательством (статистическая информация, данные в ведомственных кадастрах, учетах и реестрах), показал необходимость определения ряда отсутствующих пока понятий, связанных с пространственным развитием, а также создания законодательных условий для применения рассмотренных индикаторов и показателей при планировании пространственного развития на уровне Российской Федерации и ее субъектов.
Проведенное исследование показало необходимость законодательной поддержки организации пространства как целостного процесса с фиксацией процедур, обеспечивающих взаимодействие и координацию всех отраслевых прогнозов, программ, мероприятий, учет соответствующих показателей, в двух формах - в форме отдельного федерального законопроекта об организации территории и в форме специализированного раздела об организации пространства в качестве составной части законопроекта о стратегическом планировании в Российской Федерации [9].
В связи с изменениями, которые планируются в федеральном законодательстве с принятием закона о стратегическом планировании, перед нами поставлены задачи эффективного включения пространственного планирования в систему стратегического планирования Российской Федерации на стадии разработки стратегического прогноза как основы концепции долгосрочного социально-экономического развития и последующих отраслевых стратегий [10].
Необходимо обеспечить на федеральном уровне условия для межотраслевого информационного обмена по вопросам, касающимся территориального развития, путем координации деятельности отраслевых министерств и ведомств, ведомственных информационных систем, учетов и кадастров.
Прогнозы, социальные программы, планы социально-экономического развития городов, других поселений, му-
Опорные показатели для мониторинга изменений в системе расселения страны
№ Показатели Единица измерения
Заселенность территории
1 Распределение населения по субъектам РФ, административным районам, муниципальным образованиям, городам тыс.чел., %
2 Плотность всего населения чел./кв.км
3 Плотность городского населения чел./кв.км
4 Доля городского населения (степень концентрации) в городах различной величины %
5 Доля городского населения в различных формах взаимосвязанного расселения %
6 Плотность сельского населения чел./кв.км
7 Динамика численности населения в регионах, городах, муниципальных образованиях % к предшествующим периодам
Контрастность, полярность, разнообразие (диапазон различий)
8 Плотность сети городских и сельских поселений ед./кв.км
9 Плотность сети сельских поселений ед./кв.км
10 Средняя людность поселений чел.
11 Группировки сельских поселений по численности тыс.чел., % по категориям
12 Пространственное распределение поселений (рисунок расселения) графический материал
Освоенность и потенциал территории
13 Промышленно-производственный потенциал на единицу территории млн.руб./кв.км
14 Доля сельхозугодий, в том числе пашни (распаханность) %
15 Доля используемых в севообороте угодий %
16 Среднее количество занятых в сельхозпредприятиях чел.
17 Плотность инфраструктур на единицу территории, в том числе транспортных сетей км/кв.км
18 Развитость инфраструктур синтетический показатель
19 Интенсивность движения
20 Развитость рекреации: рекреационный поток тыс.чел./год
21 Количество ООПТ, доля площади ед., %
Рекреационный потенциал
22 Количество объектов экскурсионного показа на единицу территории ед./кв.км
23 Историко-культурная ценность: количество объектов культурного наследия, плотность ед./кв.км
Обеспеченность населения услугами, пространственно-временная доступность услуг, доля населения, проживающего в пределах нормативной доступности
24 В пространственно-временной доступности крупных центров с полным набором объектов социально-культурного обслуживания % от всего населения
25 С нормативным качеством окружающей среды или с различными отклонениями от него % от всего населения
26 С благоприятными условиями жизни (благоустроенное жилье, обеспеченность стандартным набором социально-культурных услуг, связью, Интернетом и т.д.) % от всего населения
Качество среды проживания в поселениях и на территориях
27 Структура занятости по отраслям %
28 Доля поступающих в вузы детей %
29 Средняя продолжительность жизни, здоровье населения: доля новорожденных с различными патологиями, доля состоящих на диспансерном учете (кардиология, онкология, ПНД, НД) лет, % на 1000 чел.
Экология: потенциал и состояние окружающей среды
30 Экологическая емкость территории
31 Лесопокрытая площадь в динамике тыс.га
32 Потенциал самоочищения атмосферы (характер барико-циркуляционных процессов) коэффициент
33 Модуль поверхностного стока лс/кв.км
34 Эксплуатационные запасы подземных вод млн. куб.м
35 Площадь зон распространения загрязнений атмосферного воздуха с превышением ПДК по основным ингредиентам (параметры ареалов рассеивания), доля населения поселений в пределах этих зон тыс.га, %
36 Степень соответствия параметров городов и районов демографической емкости %
Для агломераций
37 Индекс агломеративности (соотношение численности населения центра и городов внешней зоны) %
38 Динамика численности населения в различных зонах агломерации % к предшествующим периодам
39 Социально-культурный потенциал центров индекс
40 Количество направлений ед.
41 Плотность транспортных сетей км/кв.км
42 Количество центров межселенного обслуживания ед.
43 Демографический потенциал тыс.чел.
Нормируемые параметры
44 Предельная численность населения тыс.чел.
45 Плотность застройки тыс.кв.м/га
46 Доля лесопокрытой площади %
47 Процент застройки (соотношение застроенных и открытых площадей) %
ниципальных образований, субъектов Федерации, страны в целом должны быть привязаны к населению и территории в рамках общей стратегии расселения. Ключевыми понятиями интеграции всех отраслевых мероприятий являются «территория» и «население», поскольку с пространственными различиями связана неравномерность общественного развития, а с населением - весь ход определяющих его социальных, экономичских, инновационных процессов [10].
При этом важно в федеральном законодательстве определить понятие городских агломераций, в которых сосредоточена подавляющая часть интеллектуального и инновационного потенциала. Необходимо также исследование комплекса условий развития городских агломераций, в том числе эко-
номических и эколого-градостроительных, с определением их границ и введением в статотчетность основных показателей: численности населения центра и городов внешней зоны, индекса агломеративности, плотности транспортных сетей и интенсивности движения, социально-культурного потенциала, демографической емкости, пределов роста на основе нормируемых параметров.
Литература
1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.
2. Владимиров В.В. Диалог с пространством. М., 2004.
3. Градостроительство как система научных знаний / Вла-
димиров В.В., Саваренская Т.Ф., Смоляр ^M. M.: УРСС, 1999.
4. Кивва К.В. Эколого-градостроительные решения в региональных схемах территориального планирования // Здоровье населения - стратегия развития среды жизнедеятельности: в 2 т. Сб. статей к Общему собранию РААСН. Т.1. Белгород: Изд-во БГТУ, 200В. С. 51-63.
5. Кивва К.В. Экологическая безопасность населения как элемент градостроительной стратегии и политики России // Градостроительство. 2011. №2. С. 74-7В.
6. КоганЛ.Б. Социально-градостроительные основы разработки политики пространственного развития общества // Городское управление. 2011. № 12.
7. Коган Л.Б. Урбанизация // Философская энциклопедия. Т. 5. M.: Советская энциклопедия, 1970.
В. Лебединская Г.А., Крестмейн М.Г. Территориальный анализ в современных условиях // Промышленно-граждан-ское строительство (ПГС). 1995. № 9.
9. Лебединская Г.А. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации как необходимая составная часть системы документов территориального планирования. Доклад на IX общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России». СПб., 2012.
10. Листенгурт Ф.М. Критерии выделения крупномасштабных агломераций в СССР // Известия АН СССР. 1975. № 1.
11. Лаппо Г.М. Городские агломерации в СССР. M., 197В.
12. Малоян Г.А. Агломерация - градостроительные проблемы. M., 2010.
13. Общая методика составления территориальных комплексных схем охраны окружающей среды областей / ЦНИИП градостроительства. M., 19В7.
14. Программно-целевое планирование систем населенных мест / Листенгурт Ф^., Портянский И.А., Юсин Г.С. M.: Экономика, 19В7.
15. Районная планировка / ЦНИИП градостроительства. M.: Стройиздат, 19В6.
16. Рекомендации по реализации схем и проектов районной планировки /ЦНИИП градостроительства. M.: Стройиздат, 19В7.
Literatura
1. Alaev E.B. Economico-geograficheskaya terminologiya: ponyatijno-terminologicheskij slovar. M., 1977.
2. Vladimirov V.V. Dialog s prostranstvom. M., 2004.
3. Gradostroitelstvo kak sistema nauchnyh znanij / Vladi-mirov V.V., Savarenskaya T.F., Smolyar I.M., M.: URSS, 1999.
4. Kivva K.V. Ekologo-gradostroitelnye reshenija v regio-nalnyh shemah territorialnogo planirovaniya // Zdorovie naseleniya - strategiya razvitiya sredy zhiznedeyatelnosti: v 2 t. / Sb. Statej k Obschemy sobraniju RAASN. Belgorod: Izd-vo BGTU, 200В. S. 51-63.
5. Kivva K.V. Ekologicheskaya bezopasnost naseleniya kak element gradostroitelnoj strategii i politiki Rossii // Gradostroitelstvo. 2011. №2, S. 74-7В.
6. Kogan L.B. Socialno-gradostroitelnye osnovy razrabotki politiki prostranstvennogo razvitiya obschestva // Gorodskoje upravlenie. 2011. № 12.
7. Kogan L.B. Urbanizatsia // Filosofskaya enciklopediya. T. 5. M.: Sovetskaya enciklopediya, 1970.
8. Lebedinskaya G.A., Krestmein M.G. Territorialnyj analiz v sovremennyh usloviyah // Promyshlenno-grazhdanskoje stroitelstvo (PGS), 1995. № 9.
9. Lebedinskaya G.A. Generalnaya shema rasseleniya na territorii Rossijskoj Federatcii kak neobhodimaya sostavnaja chast sistemy documentov territorialnogo planirovaniya. Doklad na IX obscherossijskom forume «Strategicheskoye planirovanije v regionah i gorodah Rossii». SPb., 2012.
10. Listengurt F.M. Kriterii vydelenija krupnomasshtabnyh aglomeratcij v SSSR // Izvestiya AN SSSR. 1975. № 1.
11. Lappo G.M. Gorodskiye aglomeratcii v SSSR. М., 1978.
12. Maloyan G.A. Agglomeratcija - gradostroitelnye prob-lemy. M., 2010.
13. Obschaya metodika sostavleniya territorialnyh komplek-snyh shem ohrany okruzhajuschej sredy oblastej / CNIIP grado-stroitelstva. М., 1987.
14. Programmno-celevoye planirovaniye sistem naselennyh mest / Listengurt F.M., Portyanskij I.A., Yusin G.S. М.: Ekonomika, 1987.
15. Rajonnaja planirovka / CNIIP gradostroitelstva. М.: Stroiizdat, 1986.
16. Recomendacii po realizacii shem i proektov rajonnoj planirovki / CNIIP gradostroitelstva. М.: Strojizdat, 1987.
About the Necessary Indicators of Spatial Development
at the Level of the Russian Federation and Its Subjects.
By G.A.Lebedinskaya
Article is dedicated the analisys of criteria and indicators characterizing spatial development at the level of the Russian Federation and its subjects. It offers the minimum set of indicators of spatial development for application in planning, and also for creation of organizational conditions for their application, including informing of authorities concerning spatial development at the level of the Russian Federation and its subjects. Problems of effective inclusion of spatial planning in the system of strategic planning in the Russian Federation are formulated.
Ключевые слова: организация территории, территориальное планирование, критерий, показатель, стратегическое планирование, системы расселения, городские агломерации.
Key words: territory organization, territorial planning, criterion, indicator, strategic planning, moving systems, city agglomerations.