О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЯДЕРНЫЙ ТЕРРОРИЗМ» И «БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ТЕРРОРИЗМ»
ABOUT THE NEED FOR LEGISLATE THE CONCEPTS OF «THE NUCLEAR TERRORISM» AND «THE BIOTERRORISM»
УДК 343.326
К.В. БОРИЧЕВ,
аспирант
(Ленинградский государственный университет
имени А. С. Пушкина, Россия, Санкт-Петербург) [email protected]
KONSTANTIN V. BORICHEV,
Postgraduate (Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russia)
Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы актуализации отечественного законодательства в сфере противодействия терроризму, а именно исследованию таких понятий, как «ядерный терроризм» и «биологический терроризм». В работе использованы различные научные методы: системный анализ, критический анализ, формально-логический метод, метод правового моделирования. Автором проведено исследование работ отечественных и зарубежных специалистов в области противодействия ядерному и биологическому терроризму и выявлена актуальность данной угрозы для Российской Федерации на современном этапе, с учетом уже имевшихся неоднократных попыток террористов осуществить подобного рода террористические акты на территории России. Проведен анализ упоминания в отечественном законодательстве понятий «ядерный терроризм» и «биологический терроризм» и выявлено их неоднократное использование в нормативных правовых актах, несмотря на отсутствие легальной дефиниции. Предложено внесение изменений в действующее антитеррористическое законодательство с закреплением определения понятий «ядерный терроризм» и «биологический терроризм» в целях устранения имеющихся пробелов, связанных с отсутствием дефинитивных предписаний. В статье представлены авторские определения рассматриваемых понятий, выявлены основные современные угрозы ядерного и биотерроризма. Особое внимание в исследовании уделено изучению возможных форм и методов осуществления актов ядерного и биологического терроризма, предложен ряд направлений по противодействию данным угрозам.
Ключевые слова: биологический терроризм, ядерный терроризм, противодействие терроризму, терроризм, террорист, террористический акт, биотерроризм.
Для цитирования: Боричев К.В. О необходимости законодательного закрепления понятий «ядерный терроризм» и «биологический терроризм» // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 4. - С. 84-92.
Abstract: the article is devoted to the problem of updating domestic legislation in the field of countering terrorism, namely, the study of such concepts as «nuclear terrorism» and «biological terrorism». Various scientific methods were used in the work: system analysis, critical analysis, formal logical method, method of legal modeling. The author conducted a study of the work of domestic and foreign experts in the field of countering nuclear and biological terrorism and identified the relevance of this threat to the Russian Federation at the present stage, taking into account the repeated attempts of terrorists to carry out such terrorist acts on the territory of Russia. The analysis of the mention of the concepts of «nuclear
terrorism» and «biological terrorism» in domestic legislation has been carried out and their repeated use in regulatory legal acts has been revealed, despite the lack of a legal definition. It is proposed to amend the current anti-terrorist legislation to consolidate the definition of the concepts of «nuclear terrorism» and «biological terrorism» in order to eliminate the existing gaps associated with the lack of definitive prescriptions. The article presents the author's definitions of the concepts under consideration, identifies the main modern threats of nuclear and bioterrorism. Special attention is paid to the study of possible forms and methods of carrying out acts of nuclear and biological terrorism, and a number of directions for countering these threats are proposed.
Keywords: biological terrorism, bioterrorism, counter-terrorism, terrorism, terrorist, terrorist act, nuclear terrorism.
For citation: Borichev K.V. About the need for legislate the concepts of «the nuclear terrorism» and «the bioterrorism»// Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. -№ 4. - P. 84-92.
Введение. Первую четверть XXI века можно по праву назвать эпохой активного распространения терроризма по всему миру. Несмотря на предпринимаемые мировым сообществом и отдельными государствами попытки противодействия данной угрозе, зачастую довольно успешные, терроризм продолжает существовать, постоянно видоизменяясь и совершенствуясь. Вместе с тем нельзя не отметить, что ряд западных государств используют террористов для достижения своих геополитических целей в определенных регионах. В частности, оказывая финансовую поддержку террористической организации «Исламское государство» (деятельность запрещена на территории России), снабжая боевиков современным вооружением, техникой и средствами связи, а также обучая террористов посредством направления в учебные центры, созданные международными террористическими организациями, своих профессиональных военных инструкторов, США и их союзники получили контроль над нефтяными месторождениями в Сирийской арабской республике и иных регионах мира1.
Новый этап противостояния России и западных стран связан с началом проведения Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины. Помимо финансовой и военной поддержки, Украине предоставляются данные разведок ведущих мировых государств, а военные инструкторы проводят обучение лиц, которые в дальнейшем в составе диверсионно-разведывательных групп или в одиночку осуществляют диверсии и террористические акты на территории России. Ярким примером стал тер-
1 США доставили бывших боевиков ИГ на свои базы в Сирии для переподготовки // «Информационное агентство ТАСС» [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/17246295?utm_source=yandex. ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_ referrer=yandex.ru (дата обращения: 18.02.2024).
рористический акт, совершенный 2 апреля 2023 года в одном из городских кафе жительницей Санкт-Петербурга, которая, попав под влияние зарубежных пропагандистов, была вовлечена в преступную деятельность2.
Отметим, что современный терроризм может быть охарактеризован общественно опасным способом деяния и многообъектностью посягательства. Исходя из этого, любой террористический акт представляет собой, по сути, посягательство на единый полиобъект, что может быть обосновано единством и соподчиненностью деяний, присущих этому составному преступлению, и наступлением множества последствий. Следовательно, многообъектность террористического акта определяет и сложную объективную сторону этого преступления [1, с. 365].
На сегодняшний день нельзя исключать вероятность того, что западными специальными службами и организациями в целях максимального устрашения жителей России и причинения максимального ущерба будут предприниматься попытки совершения террористических актов с посягательством на объекты использования атомной энергии, потенциально опасные биологические объекты либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ, источников радиоактивного излучения и патогенных биологических агентов.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации определила основные тенденции современного терроризма и выделила среди них стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения и разработку новых и совершенство-
2 СК предъявил Дарье Треповой обвинение в совер-
шении теракта в Петербурге // Информационное агентство ТАСС [электронный ресурс]. - uRL: https://tass.ru/ proisshestviya/17446259 (дата обращения: 10.12.2023).
вание существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших3. Современные исследователи едины во мнении, что терроризм с применением оружия массового поражения, или ОМП-терроризм, среди прочих видов терроризма имеет самую большую степень общественной опасности. Это обусловлено тем, что оружие массового поражения не имеет аналогов по своей поражающей силе, и его применение, помимо колоссальных разрушений, приведет к глобальной панике среди населения, что, в свою очередь, позволит террористам достичь максимального медийного и психологического эффекта и будет иметь катастрофические последствия для любого государства [2, с. 5].
В настоящее время угроза ядерного и биологического терроризма не только остается реальной, но и существенно возрастает в связи со складывающейся геополитической, военно-стратегической и общественно-политической ситуацией. На наш взгляд, на современном этапе особое значение приобретают дальнейшее развитие и углубление концептуальных и политико-правовых основ противодействия терроризму в России с учетом его постоянной трансформации как явления, сохраняющейся и возросшей в последние годы угрозы со стороны терроризма безопасности личности, общества и государства [3, с. 377]. Однако, несмотря на то что анализ ядерной и биологической угроз со стороны террористов в наши дни заслуживает особо пристального внимания, необходимо признать, что в отечественном законодательстве термины «ядерный терроризм» и «биологический терроризм» не закреплены [4, с. 28].
Ядерный терроризм. По мнению генерального директора МАГАТЭ, хищение ядерного оружия и завладение террористами средствами и информацией о производстве и его применении носят малую вероятность. Вместе с тем на данный момент остается реальным такое развитие неблагоприятных событий, при котором террористы могут применить «грязные» атомные бомбы или своими противоправными действиями повлияют на работу и выведут из строя действующие ядерные объекты [1, с. 378].
В новейшей истории России во второй половине 1990-х - начале 2000-х годов чеченские боевики предпринимали неоднократные попытки завладения ядерными материалами, в т.ч. «ядерным чемоданчиком», фиксировались фак-
3 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009) // Российская газета. - 2009. - № 198.
ты вскрытия могильника радиоактивных отходов в Сухуми, в результате чего двое из четверых боевиков погибли. Кроме того, в 2002 году чеченскими боевиками были осуществлены попытки посягательств на склады ядерных боеприпасов в Саратовской области. Вместе с тем благодаря успешной и слаженной работе всех российских силовых ведомств данные намерения боевиков были пресечены [5, с. 77-78].
По мнению американского терролога Барри Дэвиса, террористические организации могут создать и использовать «грязные» бомбы, т.е. обычные взрывные устройства, но начиненные ядерными отходами. Взрыв и разрушения от применения подобного устройства будут намного меньше, чем при взрыве атомной бомбы, однако радиоактивное загрязнение местности и заражение всего живого на ней будут носить масштабный разрушительный характер [6, с. 252].
На протяжении 2022-2023 годов в средствах массовой информации неоднократно публиковались материалы о возможном совершении террористического акта на Запорожской АЭС. 8 ноября 2023 года секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев на проходящей в Москве встрече с коллегами по Содружеству Независимых Государств заявил, что «Киев все чаще прибегает к террористическим методам против Москвы, не добиваясь успеха на поле боя, он уже пытался атаковать Ленинградскую, Калининскую и Курскую АЭС»4. В связи с этим как отечественные, так и международные эксперты высказывают единогласное мнение о реальности подобной угрозы, и вопрос противодействия ядерному терроризму в современных условиях в России приобретает особую актуальность.
Отметим, что на сегодняшний день в России отсутствует легальная дефиниция рассматриваемого понятия. Несмотря на то что термин «ядерный терроризм» получил широкое распространение среди ученых и практиков, его законодательно закрепленное определение отсутствует. Действительно, данный термин употребляется в п. 27 Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229, где указывается, что для «обеспечения стратегической стабильности, устранения предпосылок для развязывания глобальной войны и рисков применения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, формирования обновленной архитектуры международной безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное
4 Патрушев заявил о попытках Украины атаковать различные АЭС в России // Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/politika/19227255 (дата обращения: 12.11.2023).
внимание в том числе укреплению технической и физической ядерной безопасности на глобальном уровне и предотвращению актов ядерного терроризма»5.
В тексте Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации понятие «ядерный терроризм» применяется дважды: в п. 45 указывается, что кадровое обеспечение противодействия терроризму осуществляется в том числе по направлению подготовки специалистов в такой специфической области противодействия терроризму, как ядерный, химический и биологический терроризм; в п. 50 - что «основные усилия Российской Федерации в рамках международного антитеррористического сотрудничества должны быть сосредоточены на продвижении российских международных инициатив в области противодействия терроризму, включая Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма и Стратегию партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму»6.
Кроме того, понятие «ядерный терроризм» отечественный законодатель использует в ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-Ф3 «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», где среди перечисления видов деятельности Госкорпорации указывается «организация в пределах своей компетенции деятельности по противодействию угрозе ядерного терроризма и незаконному обороту ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также незаконному распространению ядерных технологий»7.
В ходе исследования был осуществлен анализ использования термина «ядерный терроризм» в отечественных нормативных правовых актах. В результате мониторинга интернет-портала правовой информации «КонсультантПлюс» подтверждено, что отечественный законодатель использует понятие «ядерный терроризм» в трех нормативных правовых актах, которые были указаны выше. Вместе с тем ни в одном из них легальная дефиниция рассматриваемого понятия не приводится.
В п. «а» ч. 3 ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве одного из особо квалифицированных признаков террористиче-
5 Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2023. - № 14. - Ст. 2406.
6 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009) // Российская газета. - 2009. - № 198.
7 Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // Российская газета. - 2007. - № 272.
ского акта определены деяния, сопряженные с посягательством на объекты использования атомной энергии, потенциально опасные биологические объекты либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических веществ или патогенных биологических агентов. Согласимся с мнением И.В. Шевченко, который утверждает, что террористический акт, в ходе совершения которого осуществляется посягательство на объекты использования атомной энергии, может быть реализован террористами посредством совершения определенных деяний, которые в конечном итоге приведут к нарушению штатной и безопасной работы данных атомных объектов, негативно отразятся и дестабилизируют технологические процессы и режим работы на них, что в конечном счете повлечет возникновение общественно опасных последствий в виде смертельно опасного воздействия радиоактивного излучения на население и экологической катастрофы [7, с. 70].
Представляется, что с учетом использования термина «ядерный терроризм» в отечественном законодательстве необходимы выработка и легальное закрепление его определения. На наш взгляд, под ядерным терроризмом следует понимать использование или угрозу использования ядерных взрывных устройств, ядерных материалов, радиоактивных веществ, источников радиоактивного излучения или их компонентов, посягательство на ядерные объекты и объекты использования атомной энергии (их разрушение, повреждение или захват), если эти действия совершены для устрашения населения и создают опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях дестабилизации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений.
Важно отметить, что с учетом распространенности объектов атомной промышленности в России, а также наличия значительного количества ядерно-опасных объектов, используемых в том числе в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, именно они и могут стать объектами преступных посягательств со стороны как отдельных террористов-одиночек, так и террористических сообществ и организаций.
На сегодняшний день актуальной является проблема террористической уязвимости действующих атомных электростанций и предприятий по хранению и переработке отработанного ядерного топлива. Как отечественные, так и зарубежные
ученые едины во мнении, что разрушение или повреждение АЭС по своей сути равнозначно взрыву атомной бомбы, что приведет к радиоактивному заражению огромных территорий и гибели и увечьям большого количества мирных жителей. Кроме того, не исключена угроза создания террористическими организациями самодельных «грязных» ядерных бомб и их применение в отношении России [3, с. 156].
На современном этапе отмечаются неоднократные попытки атак со стороны Украины на стратегически важные объекты России, в особенности топливно-энергетического комплекса, с использованием беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА). Подобного рода атаки с 2014 года начали применяться террористами на территории Сирии против российских военнослужащих, и к 2022 году в мире был накоплен значительный опыт использования БПлА в военных целях. В связи с этим не исключена вероятность использования киевским режимом террористических методов при ведении военных действий, в т.ч. попытки атак российских объектов атомной энергетики с использованием БПЛА. Ввиду доступности подобного рода средств ведения боевых действий и реального их применения для совершения террористических актов данный способ приобретает все большую актуальность. Вместе с тем гражданское население, несмотря на принятие мер административной ответственности, продолжает практически бесконтрольно использовать БПЛА, в связи с чем представляется необходимым принятие дополнительных оперативных мер как правового, так и технического характера, направленных на усиление контроля за производством, оптовой и розничной продажей БПЛА, их эксплуатацией и созданием условий, препятствующих несанкционированному использованию БПЛА в воздушном пространстве России [9, с. 225-226].
Важно отметить, что в современных условиях осуществление террористами акта ядерного терроризма может привести к колоссальным разрушениям на большой территории и уничтожению на ней всего живого, к заражению воздуха, почвы и воды, что существенно увеличит число пострадавших, в т.ч. в средне- и долгосрочной перспективе. Именно поэтому проблема эффективного противодействия ядерному терроризму на сегодняшний день является актуальной, и рассмотренные меры уголовно-правового характера составляют важный элемент эффективного противодействия данной угрозе.
Биологический терроризм. Несмотря на высокий терророгенный фактор ядерного терроризма, по масштабам возможных катастрофических последствий ему не уступает другой вид терро-
ризма - биологический. Пандемия новой корона-вирусной инфекции, которая в 2020-2022 годах распространилась по всему миру, привела к гибели большого количества жителей по всей планете и выявила серьезные недостатки в системах здравоохранения многих государств, которые своевременно не смогли перестроиться на новый формат работы по оказанию единовременной помощи инфицированным и организации масштабных карантинных мероприятий по недопущению распространения заболевания. Не вызывает сомнений, что террористическими организациями был осуществлен доскональный анализ сложившейся ситуации, оперативности мер реагирования по реализации противоэпидемиологических мер, в том числе в целях планирования и совершения актов биологического терроризма.
Вместе с тем важно отметить, что в настоящее время в мире распространено большое количество различных микроорганизмов, бактерий и вирусов, в том числе смертельных для человека и способных вызвать серьезные заболевания. При этом учеными исследовано относительно небольшое количество опасностей заражения, тогда как ежегодно в естественной среде вирусы мутируют, появляются новые штаммы. Однако нельзя забывать и о разработках в области биологического оружия, которые ведутся в биолабораториях ряда стран. Помимо создания новых вирусов изучаются и уже существующие микроорганизмы, микробы и вирусы в целях получения на их основе новых модификаций, против которых будут неэффективны имеющиеся на сегодняшний день лекарственные средства и которые нельзя будет обнаружить и вовремя диагностировать.
По мнению современных исследователей, создание биологического оружия, а также подготовка и осуществление акта биологического терроризма существенно дешевле и проще в сравнении с ядерным оружием. Так, по оценкам специалистов в сфере биологической безопасности и противодействия биотерроризму, стоимость биологических агентов в сотни раз меньше стоимости ядерных материалов. При этом «привлекательными» для террористов остаются простота транспортировки биологического патогена в необходимую локацию и относительная легкость его применения. Действительно, высвобождение аэрозоля с биологическими элементами происходит незаметно для окружающих и его невозможно распознать без применения специальных лабораторных исследований. При этом возможное наличие инкубационного периода также может быть использовано террористами в своих целях. Пострадавший может начать ощущать воздействие на свой организм биологических агентов спустя несколько часов или дней, а
ТРИБУНА
молодого ученого
это, в свою очередь, затруднит своевременное выявление места осуществления террористического акта, его время и дату, осложнит проведение неотложных следственных и оперативно-разыскных мероприятий по поиску преступников. Кроме того, для идентификации биологического агента потребуется специальное оборудование и лаборатории, что также может занять определенное время [8, с. 159].
Вместе с тем, как и в ситуации с ядерным терроризмом, на сегодняшний день в России отсутствует легальная дефиниция понятия «биологический терроризм». Несмотря на то что этот термин довольно широко применяется учеными и практиками, его законодательно закрепленное определение отсутствует. Действительно, данный термин употребляется в п. 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в котором указывается, что «достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение задач по предупреждению и пресечению террористической и экстремистской деятельности организаций и физических лиц, попыток совершения актов ядерного, химического и биологического терроризма»8.
В п. 45 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации указывается, что «кадровое обеспечение противодействия терроризму осуществляется в том числе по направлению подготовки специалистов в такой специфической области противодействия терроризму, как противодействие биологическому терроризму»9.
В п. 29 Концепции внешней политики Российской Федерации говорится, что «для предотвращения возникновения биологических угроз и обеспечения биологической безопасности Российская Федерация уделяет приоритетное внимание предотвращению террористических актов, совершаемых с использованием опасных патогенов, и ликвидации последствий совершения таких актов»10.
В Федеральном законе от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» отечественный законодатель вместо
8 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 27 (часть II). Ст. 5351.
9 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009) // Российская газета. - 2009. - № 198.
10 Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023
№ 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2023. - № 14. Ст. 2406.
термина «биологический терроризм» использует понятие «террористический акт с использованием патогенов». При этом под патогеном предлагается понимать «патогенные биологические агенты - микроорганизмы, вирусы, белковоподобные инфекционные частицы (прионы), яды биологического происхождения (токсины) и иные биологические агенты, в том числе созданные в результате генетических манипуляций, применения технологий синтетической биологии и другой направленной деятельности, способные вызывать патологический процесс в организме человека, животного или в растениях, а также биологические материалы, в которых могут содержаться перечисленные патогены»11.
Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2001 году разработаны методические рекомендации «Организация и проведение противоэпидемических мероприятий при террористических актах с применением биологических агентов», в которых используется как понятие «биотерроризм», так и «терроризм с применением биологических агентов». Кроме того, в данных методических рекомендациях приводится определение биологического террористического акта как «применение биологических агентов (патогенов) непосредственно для преднамеренного скрытого заражения среды обитания человека (воздуха замкнутых пространств, местности с находящимися на ней объектами, растительностью, сельскохозяйственными культурами, воды, открытых водоемов и водопроводной сети, продовольствия, животных) или же путем совершения взрывов, созданием условий для аварий иным методом на объектах биотехнологической промышленности, в микробиологических лабораториях, работающих с патогенными для человека и животных микроорганизмами, с элиминацией последних во внешнюю среду за пределы этих объектов (лабораторий)».
В ходе исследования был осуществлен анализ использования термина «биологический терроризм» в отечественных нормативных правовых актах. В результате мониторинга интернет-портала правовой информации «КонсультантПлюс» подтверждено, что отечественный законодатель использует понятие «биологический терроризм» в пяти нормативных правовых актах, которые были указаны выше. Однако лишь в одном ведомственном нормативном правовом акте предпринята попытка дать определение рассматриваемого явления.
Представляется, что с учетом многократного использования термина «биологический тер-
11 Федеральный закон от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» // Российская газета. - 2021. - № 1.
ТРИБУНА
молодого ученого
роризм» в отечественном законодательстве необходимы выработка и легальное закрепление его определения. На наш взгляд, под биологическим терроризмом (терроризмом с применением биологических агентов (патогенов) следует понимать использование или угрозу использования патогенов, посягательство на объекты биотехнологической промышленности, микробиологические лаборатории (их разрушение, повреждение или захват), работающие с патогенными для человека и животных микроорганизмами, с элиминацией последних во внешнюю среду за пределы этих объектов (лабораторий), если эти действия совершены для устрашения населения и создают опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях дестабилизации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений.
По мнению бывшего главного санитарного врача России Г.Г. Онищенко, для террористических целей могут быть применены три вида биоагентов:
1) низкотехнологичные биоагенты, которые могут быть использованы террористами посредством заражения продуктов питания и питьевой воды;
2) высокотехнологичные биоагенты, которые при применении способа аэрозольного распыления, в особенности с использованием самолетов или БПЛА, приведут к заражению больших территорий и площадей;
3) биоагенты на основе микробиологических технологий, представляющие собой искусственно модифицированные бактерии, устойчивые к действию антибиотиков, или вирусы, устойчивые к различным неблагоприятным факторам окружающей среды [11, с. 16].
Начальник научно-технического управления ОАО «Биопрепарат» Г.Я. Щербаков отмечает, что террористами могут быть использованы следующие биоагенты:
1) экопатогены, основной целью которых является нанесение максимального ущерба окружающей среде, что впоследствии приведет к экологической катастрофе;
2) опасные биоагенты, представляющие собой разнообразные патогенные микроорганизмы и паразитические организмы, применение террористами которых приведет к заболеваниям населения, животных и растений;
3) токсины, т.е. токсичные продукты микроорганизмов, природные яды животного или растительного происхождения либо их аналоги,
которые могут быть получены террористами в биолабораториях [12, с. 51-52].
На наш взгляд, террористами могут быть применены различные варианты распространения патогенов:
- аэрозольное распыление (является самым эффективным и опасным из всех способов, в особенности при распылении с самолетов и БПЛА);
- заражение питьевой воды и продуктов питания, в частности в заведениях общественного питания или продуктовых магазинах;
- заражение предметов обихода (обработка патогенами предметов мебели и др.);
- заражение различных посылок и почтовых отправлений;
- диверсии на предприятиях биологической промышленности;
- заражение замкнутых воздушных пространств (метрополитена и иного общественного транспорта, административных зданий и различных государственных учреждений);
- распространение искусственно зараженных переносчиков болезней (клещей, комаров, блох и т.д.);
- совершение взрыва объектов биологической промышленности или в микробиологических лабораториях;
- бомбардировка патогенами в составе военных боеприпасов (бомб, ракет, снарядов, мин и т.п.) [2, с. 40-41].
По мнению американского исследователя терроризма Барри Дэвиса, большинство государств фактически не подготовлены к отражению террористических атак с использованием биологического оружия. Согласимся, что на первый план должны выйти меры по своевременному обнаружению патогенов, диагностированию заболеваний и эффективному реагированию на выявленные угрозы. Для этого необходимо создание запасов различных вакцин и лекарств, а также постоянное обучение медицинских и иных привлекаемых работников на всех уровнях системы здравоохранения [6, с. 251].
Особое опасение вызывает тот факт, что после начала специальной военной операции были выявлены факты наличия на территории Украины нескольких десятков биологических лабораторий, исследования в которых проводились под контролем Агентства по сокращению угрозы при Министерстве обороны США. По данным начальника войск РХБЗ Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенанта И.А. Кириллова, еще до начала СВО оборонными ведомствами ряда западных стран на территории Украины под предлогом проведения совместных исследований в области биологической безопасности проводились опыты с возбудителями различных
ТРИБУНА
2024'4
заболеваний: конго-крымской геморрагической лихорадки, лептоспироза, менингита, ханта-вирусов. Кроме того, Министерством обороны Российской Федерации получены достоверные сведения, что вплоть до 2022 года на Украине во Львовской биолаборатории проводились исследования с возбудителями чумы, сибирской язвы и бруцеллеза, а в биологических подразделениях Харькова и Полтавы - с возбудителями дифтерии, сальмонеллеза и дизентерии. При этом не исключена вероятность проведения ими исследований с применением методов синтетической биологии, целью которых являлось усиление патогенных свойств микроорганизмов и изучение их влияния на местное население12.
Таким образом, на сегодняшний день угроза биотерроризма не только остается реальной, но и возрастает вероятность совершения актов биологического терроризма на территории России.
Заключение. Не вызывает сомнений тот факт, что ядерное и биологическое оружие представляют собой одно из самых страшных и опасных средств уничтожения людей, которые созданы человечеством за весь период его существования. Колоссальный деструктивный потенциал обоих видов оружия массового поражения крайне привлекателен для террористов, так как помимо причинения значительного имущественного ущерба и гибели большого числа людей акты ядерного или биологического терроризма приведут к массовой истерии и панике населения многих стран мира, расположенных вблизи эпицентра террористического акта.
С учетом тенденций, складывающихся за последние годы в области геополитики, в особен-
12 Минобороны Российской Федерации: биолаборатории в Харькове, Полтаве и Львове работали с чумой и дизентерией // Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/13994211 (дата обращения: 04.02.2024).
ности в ее военно-политической составляющей, наличия целого ряда крупных военных конфликтов на многих континентах и вовлечения в них миллионов людей можно прогнозировать рост террористической активности и, как следствие, поиск террористами новых методов совершения террористических актов, в том числе связанных с применением ядерных и патогенных материалов. Представляется, что помимо противодействия терроризму, которое осуществляют правоохранительные органы и спецслужбы многих государств, должен быть четко отработан механизм уголовно-правового противодействия терроризму, эффективная организация работы которого должна стать неотъемлемой частью единой системы противодействия терроризму в России. В связи с этим необходимо постоянное совершенствование действующего антитеррористического законодательства, устранение всех существующих правовых коллизий и пробелов, с тем чтобы ни один террорист, совершивший террористический акт, не остался безнаказанным, а правоприменитель имел возможность использовать актуальные правовые нормы, отвечающие критериям современности и соответствующие в плане уголовно-правового противодействия тем средствам и методам, которые могут быть применены террористами.
На наш взгляд, важным элементом данного направления деятельности должно стать законодательное закрепление таких понятий, как «ядерный терроризм» и «биологический терроризм», авторские определения которых представлены в работе. Это позволит устранить имеющиеся пробелы в действующем антитеррористическом законодательстве, когда в нормативных правовых актах используются понятия, не имеющие легальной дефиниции, а также окажет существенную помощь правоприменителю в квалификации деяний подобного рода.
Литература
1. Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера (криминологическое и уголовно-правовое исследование). - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2006. - 464 с.
2. Симонова А.Е. Противодействие биотерроризму: международно-правовой аспект. - Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2017. - 160 с.
3. Бельский В.Ю. Терроризм в исторической ретроспективе и современных условиях: монография; под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 479 с.
4. Романовский Г.Б., Безрукова О.В. Правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации / Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия: монография. - Москва: Проспект, 2019. - С. 6-29.
5. Сундиев И.Ю. Введение в оперативно-розыскную террологию: монография. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - 191 с.
6. Davies Barry B.E.M. Terrorism. Inside a World Phenomenon. - London: Virgin Books Ltd, 2005. - 310 p.
7. ШевченкоИ.В. Уголовная ответственность за террористическую деятельность: монография. - Москва: Юрлитинформ, 2011. - 176 с.
8. Капитонова Е.А., Романовский Г.Б. Современный терроризм: монография. - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 216 с.
480130315332
9. Меркурьев В.В. Борьба с терроризмом: новые вызовы и угрозы: монография; под общ. ред. В.В. Меркурьева. - Москва, Проспект, 2019. - 680 с.
10. Организация и проведение противоэпидемических мероприятий при террористических актах с применением биологических агентов: методические рекомендации» (утв. Минздравом России 06.11.2001 № 2510/11646-01-34) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «ГАРАНТ»
11. Онищенко Г.Г. Противодействие биотерроризму: стратегия национального здравоохранения // Вакцинация (информационный бюллетень). - 2002. - № 3 (21). - С. 2-24.
12. Щербаков Г.Я. Источники и основные угрозы для национальной безопасности // Ядерное распространение. - 2003. -Вып. 47. - С. 50-59.
References
1. Dikaev S.U. Terror, terrorizm i prestupleniya terroristicheskogo kharaktera (kriminologicheskoe i ugolovno-pravovoe issledovanie). - Sankt-Peterburg: Yuridicheskii tsentr Press, 2006. - 464 s.
2. Simonova A.E. Protivodeistvie bioterrorizmu: mezhdunarodno-pravovoi aspekt. - Moskva: Knizhnyi dom «LIBROKOM», 2017. - 160 s.
3. Bel'skii V.Yu. Terrorizm v istoricheskoi retrospektive i sovremennykh usloviyakh: monografiya; pod red. V.Yu. Bel'skogo, A.I. Satsuty. - Moskva: YuNITI-DANA, 2019. - 479 s.
4. Romanovskii G.B., Bezrukova O.V. Pravovye osnovy protivodeistviya terrorizmu v Rossiiskoi Federatsii / Terrorizm i sovremennoe pravo: aktual'nye voprosy protivodeistviya: monografiya. - Moskva: Prospekt, 2019. - S. 6-29.
5. SundievI.Yu. Vvedenie v operativno-rozysknuyu terrologiyu: monografiya. - Moskva: YuNITI-DANA: Zakon i pravo, 2011. - 191 s.
6. Davies Barry B.E.M. Terrorism. Inside a World Phenomenon. - London: Virgin Books Ltd, 2005. - 310 p.
7. ShevchenkoI.V. Ugolovnaya otvetstvennost' za terroristicheskuyu deyatel'nost': monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2011. - 176 s.
8. Kapitonova E.A., Romanovskii G.B. Sovremennyi terrorizm: monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2015. - 216 s.
9. Merkur'ev V.V. Bor'ba s terrorizmom: novye vyzovy i ugrozy: monografiya; pod obshch. red. V.V. Merkur'eva. - Moskva, Prospekt, 2019. - 680 s.
10. Organizatsiya i provedenie protivoepidemicheskikh meropriyatii pri terroristicheskikh aktakh s primeneniem biologicheskikh agentov: metodicheskie rekomendatsii» (utv. Minzdravom Rossii 06.11.2001 № 2510/11646-01-34) [Elektronnyi resurs]. Dostup iz SPS «GARANT»
11. Onishchenko G.G. Protivodeistvie bioterrorizmu: strategiya natsional'nogo zdravookhraneniya // Vaktsinatsiya (informatsionnyi byulleten'). - 2002. - № 3 (21). - S. 2-24.
12. Shcherbakov G.Ya. Istochniki i osnovnye ugrozy dlya natsional'noi bezopasnosti // Yadernoe rasprostranenie. - 2003. -Vyp. 47. - S. 50-59.
(статья сдана в редакцию 19.02.2024)