УДК 37. 376 КОНДРАТЬЕВА В.Н.
старший преподаватель, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: lera03.30@mail.ru ЧАРКИНА Н.В.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образовании, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: charkin08@rambler.ru
UDC 37. 376
KONDRATYEVA V.N.
Senior teacher of department of technologies of psychology and pedagogical and vocational education, O^l State
University E-mail: lera03.30@mail.ru CHARKINA N.V.
Сandidate of pedagogical sciences, associate professor of technologies psychology and pedagogical and special, O^l
State University E-mail: charkin08@rambler.ru
О НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФИЛЬ ЛОГОПЕЛИЯ*
ON THE NECESSITY OF INTRODUCING DISCIPLINE «SPEECH THERAPY SUPPORT FOR CHILDREN OF EARLY AGE WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH» IN THE TRAINING OF STUDENTS IN THE DIRECTION 44.03.03 SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION PROFILE LOGOPEDIA
В статье рассмотрено значение раннего возраста в развитии ребенка. Доказана необходимость подготовки студентов для работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Приведены данные опроса студентов дефектологического отделения по проблемам ранней помощи детям. Раскрыты цель, задачи и содержание дисциплины по выбору «Логопедическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Ключевые слова: Дети с ограниченными возможностями здоровья, ранний возраст, логопедическая помощь, подготовка учителя-логопеда
The article considers the importance of early age in the development of the child. The necessity of training students to work with young children with disabilities is proved. The data of the survey of students of the Department of defectology on the problems of early care for children. The purpose, objectives and content of the discipline of choice «Speech therapy support for young children with disabilities» are revealed.
Keyword. Children with disabilities, early age, speech therapy help, training of speech therapist.
Теория и практика специального образования убедительно показывают, что сегодня существует острая потребность в учителях-логопедах, способных компетентно решать вопросы диагностики, коррекции, обучения и воспитания детей с различными нарушениями. Несомненно, что Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «01» октября 2015 года № 1087) позволяет студентам приобретать знания и представления о различных вариантах дизонтогенеза, определять структуру дефекта, учиться осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, овладевать знаниями в области программно-методичского обеспечения коррекции
речевых нарушений. Однако практика показывает, что рассматриваемые вопросы касаются преимущественно работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
В последние годы актуальным направлением коррек-ционной педагогики является психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, имеющих нарушения развития или риск возникновения задержки в психическом, речевом или моторном развитии. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, материалы медицинской статистики констатируют увеличение детей, имеющих поражение центральной нервной системы во внутриутробном периоде развития, детский церебральный паралич, диагностирующийся на первом году жизни, поражение зрительного анализатора. Е.Ф.Архипова приводит статистические данные о наиболее частых нарушениях,
* Печатается в рамках работы Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 14-15 ноября 2018 года, г. Орел.
© Кондратьева В.Н., Чаркина Н.В. © Kondratyeva V.N., Kondratyeva V.N.
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
которые можно встретить уже в раннем возрасте: речевые расстройства (50, 5%), расстройства эмоциально-волевой сферы (29,2%). Нужно отметить, что все чаще в раннем возрасте встречается диагноз «расстройство аутистическо-го спектра» (12,3%), «нарушения поведения и внимания (7.7%), «повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов» (9,2%).[1].
Следующим фактором, подтверждающим актуальность и необходимость ранней помощи детям, имеющим риск возникновения нарушений в развитии, является позиция родителей, которые заинтересованы не только в коррекции нарушений, но и в профилактике их появлений. Нужно отметить еще один фактор, положительно влияющий на оказание ранней помощи детям, остро нуждающимся в ней. Это создание основ нормативно-правовой базы, регламентирующей и регулирующей деятельность служб ранней помощи в нашей стране. В этой связи стоит отметить принятие таких нормативно-правовых документов как Указ президента РФ от 1.07.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.79), принятие и реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 года № 1839-р).
Нами был проведен опрос среди студентов 2, 3 курсов (30 человек) дефектологического отделения института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С.Тургенева» с целью выявления степени осведомленности студентов о системе ранней помощи детям. Вопросы касались проблем особенностей развития детей раннего возраста, дифференциальной диагностики нарушений в раннем возрасте, системы помощи детям раннего возраста с риском возникновения нарушений. Следует отметить, что студенты в целом знают и ориентируются в вопросах развития детей в раннем возрасте, называют значимые факторы в развитии детей, ориентируются в закономерностях речевого онтогенеза, владеют методиками психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста. Студенты нуждаются в расширении и систематизации знаний в области технологий логопедической помощи детям раннего возраста.
Нужно отметить, что в коррекционной педагогике накоплен большой научно-методический материал по практике диагностики, обучения и коррекции нарушений у детей раннего возраста: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3 лет», Каролинский план для детей от рождения до 5 лет, Гавайский профиль раннего обучения, Мюнхенская функциональная диагностика, Программа ранней диагностики «Тандем», стандартизированные шкалы обследования младенцев (Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова, Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт и др.), группа методик для быстрой оценки психомоторного развития младенцев-«скрининг-методики» (А.М.Казьмин, Л.В.Дайхина, Е.В.Кожевникова и др.), ранняя диагностика умственного развития Е.А.Стребелевой и другие. Значительный вклад внсла Е. Ф. Архипова, создав новое направление в логопедии «Профилактика речевых нарушений и технология коррекционно-логопедической работы с детьми младенческого и раннего возраста».
Сотрудниками кафедры «Технологий психолого-педагогического и специального образования» института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С.Тургенева» была предложена и составлена программа дисциплины по выбору «Логопедическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Цель дисциплины: содействие становлению профессиональной компетентности обучающихся путем изучения предметного содержания курса «Логопедическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Задачи дисциплины:
1. Изучение процессов образования, развития и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2. Изучение психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
3. Изучение особенностей методического обеспечения психолого-педагогического и логопедического сопровождения детей раннего возраста;
4. Изучение технологий коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого, раннего возраста;
5. Воспитание гуманного отношения к детям с проблемами в развитии и стремление к изучению психофизических особенностей и оказанию необходимой коррекционно-психолого-педагогической помощи.
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Логопедия», «Логопедические технологии», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ». Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения профессионального цикла дисциплин, дисциплин по выбору студентов, прохождения производственной практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
В ходе изучения дисциплины студенты получают знания, умения и навыки по проблемам развития детей раннего возраста, диагностики детей раннего возраста, дифференциальной диагностики нарушений в раннем возрасте, содержании коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста, работа учителя-логопеда с семьей ребенка раннего возраста с ОВЗ. Учебным планом предусмотрены лекционные и практические занятия по дисциплине. Так же выделены часы для самостоятельной работы студентов. Можно отметить, что курс содержателен, охватывает много проблем коррекции и обучения детей раннего возраста с ОВЗ. Самостоятельная работа студентов имеет огромное значение для формирования системы знаний по коррекции нарушений в раннем возрасте. Студентам предлагается конспектирование психолого-педагогической литературы, подготовка и защита информационных проектов, подготовка сообщений и рефератов, подготовка практического материала методического характера для работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья или риском их возникновения.
Таким образом, данная дисциплина систематизирует и углубляет знания студентов по проблемам коррекционного обучения детей раннего возраста. Кроме того, в ходе изучения курса имеется возможность провести практические
занятия на базе МБУ «ГОЦППМСП» г. Орла на Службе ранней помощи, дошкольных образовательных организаций г. Орла, где студенты могут изучить практические
материалы специалистов по ранней помощи, а также попробовать свои силы в работе с детьми раннего возраста.
Библиографический список
1. АрхиповаЕ.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста: учебное пособие. М.:Мозаика-Синтез, 2015. 256 с.
2. ВоротниковаН.Л., ДьяковаЕ.В., ЧаркинаН.В.. Проблема поиска содержания коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях городского ППМС-Центра // Итоговый сборник II Всероссийского съезда дефектологов М., 2017 г.
References
1. ArkhipovaE. F. Speech Therapy assistance to young children: textbook. M:Mosaic-Synthesis, 2015. 256 p.
2. Vorotnikova N. L., Dyakova E. V, Charkina, N. V.. The problem of finding the content of correctional and developmental work with children of early and preschool age with autism spectrum disorders in the conditions of the city PPMS Center / / The Final collection of the II all-Russian Congress of defectologists M., 2017