Научная статья на тему 'О необходимости структурного реформирования системы предупреждения преступности несовершеннолетних'

О необходимости структурного реформирования системы предупреждения преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / «ТРУДНЫЕ» ПОДРОСТКИ / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / «DIFFICULT» JUVENILES / JUVENILE DELINQUENCY / CRIMINAL SITUATION / OPPOSITION TO CRIME / CRIMINAL-LEGAL MEASURES / REFORMING / LOW ENFORCEMENT AGENCIES / JUVENILE JUSTICE / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысенко А. В.

Борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из стратегических задач в деле противодействия преступности. Существует необходимость обеспечить комплексное воздействие на причины и условия преступности, а также на все формы ее проявления. Система мер предупреждения преступности несовершеннолетних должна быть определена, главным образом, в двух направлениях: первое – меры, применяемые в отношении взрослых (совершеннолетних), второе – меры, применяемые непосредственно к самим несовершеннолетним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лысенко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About necessity of structural reforming of the system of prevention of juvenile delinquency

The fight against juvenile delinquency is one of the strategic tasks in the cast of crime opposition. There is necessity to provide complex influence on the reasons and crime conditions, on all the forms of its manifestation. The system of meazures of crime prevention of juvenile must be determined in two ways: the first – meazures concerning aduits, the second – meazures concerning juvenile.

Текст научной работы на тему «О необходимости структурного реформирования системы предупреждения преступности несовершеннолетних»

3. Уголовный кодекс РФ от 13.07.1996. М., 2007.

4. Бессонов В.А. Виктимологические аспекты предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации: Автореф. дис...канд.юрид.наук. Н. Новгород, 2000.

5. Копырюлин А.Н. Преступления в сфере компьютерной информации: Уголовно-правовой и криминологический аспекты. Дис.... канд. юрид. наук.

6. Антон Серго. Интернет и право. М., 2003.

7. http : // cyber-crimes. ru/ statistic /

8. Цирлов В.Л. Основы информационной безопасности автоматизированных систем. М., 2008.

9. Доклад Генерального Секретаря ООН «Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом» // Материалы комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Вена, L7CN 15/1993/3.

УДК 343.97

Лысенко А.В.

Соискатель Российской академии правосудия

О НЕОБХОДИМОСТИ СТРУКТУРНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из стратегических задач в деле противодействия преступности. Существует необходимость обеспечить комплексное воздействие на причины и условия преступности, а также на все формы ее проявления. Система мер предупреждения преступности несовершеннолетних должна быть определена, главным образом, в двух направлениях: первое — меры, применяемые в отношении взрослых (совершеннолетних), второе — меры, применяемые непосредственно к самим несовершеннолетним.

The fight againstjuvenile delinquency is one of the strategic tasks in the cast of crime opposition. There is necessity to provide complex influence on the reasons and crime conditions, on all the forms of its manifestation. The system of meazures of crime prevention ofjuvenile must be determined in two ways: the first — meazures concerning aduits, the second — meazures concerning juvenile.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, криминальная ситуация, противодействие преступности, уголовно-правовые меры, реформирование, правоохранительные органы, «трудные» подростки, ювенальная юстиция, профилактика преступлений.

Key words: juvenile delinquency, criminal situation, opposition to crime, criminal-legal measures, reforming, low enforcement agencies, «difficult» juveniles, juvenile justice, crime prevention.

Преступность несовершеннолетних в России в последние годы характеризуется в основном неблагоприятными тенденциями, которые прослеживаются на общем фоне абсолютного и относительного роста преступности в целом. Это:

а) «омоложение», так, в 2007 г. в России 1 млн 054 тыс. 220 несовершеннолетних были доставлены в органы внутренних дел за совершение правонарушений, в том числе 246 тыс. 189 детей младше 14 лет; в 2007 г. на учете в милиции состояли 334 тыс. 419 несовершеннолетних, из них 77 тыс. 700 — не достигших 14-летнего возраста;

б) высокий удельный вес преступности несовершеннолетних в преступности в целом (в 2007 г. — 10 %) — увеличилось число несовершеннолетних, совершающих преступления. В 2007 г. было выявлено 131 тыс. 965 таких несовершеннолетних;

в) преобладание в структуре подростковой преступности доли тяжких преступлений (29,8 % преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2007 г., по степени общественной опасности от-

несены к категории тяжких и особо тяжких преступлений);

г) «феминизация» преступности, так, в 2007 г. в органы внутренних дел были доставлены 161 тыс. 463 несовершеннолетних лица женского пола, а на учете состояли 59 тыс. 715, из которых 11 тыс. 191 — девочки, которым не исполнилось 14 лет;

д) появление новых форм преступного поведения, как индивидуально несовершеннолетними, так и в группах с взрослыми.

Такая обстановка резко обостряет криминальную ситуацию как в стране, так и в регионах, поэтому проблема преступности несовершеннолетних по-прежнему остается актуальной. Криминализация несовершеннолетних является угрозой молодому поколению, а вместе с тем и перспективам нормального развития гражданского общества и национальной безопасности.

Это свидетельствует о том, что государство и общество не в полном объеме используют свои возможности в сфере борьбы с преступностью не-

совершеннолетних для достижения качественных и количественных изменений в данной области. Изменить данную ситуацию возможно лишь с учетом особенностей политики борьбы с преступностью несовершеннолетних на основе знаний о преступности и личности несовершеннолетних, при этом необходимо учитывать криминологические положения при непосредственной уголовно-правовой реакции.

В настоящее время среди ученых нет единого понимания понятия «предупреждение преступлений и правонарушений», наряду с ним используются такие понятия, как профилактика преступлений и борьба с преступностью. Одни ученые в качестве родового, более общего понятия принимают предупреждение преступности [1], а другие считают профилактику и предупреждение преступности синонимичными категориями и не разделяют их по сути [2]. Как показывает практика, в абсолютном большинстве работ, нормативных актах, методических рекомендациях данные понятия используются как взаимозаменяющие. Примером этому может служить Инструкция о деятельности ОВД по предупреждению преступлений [3], которая понятия «предупреждение и профилактика преступлений» органами внутренних дел использует как синонимы и определяет, что это деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказание профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Борьба с преступностью — целенаправленная системная деятельность общества и государства, представляющая собой единство следующих подсистем: 1) общей организации борьбы с преступностью; 2) предупреждения преступности (общего, специального, индивидуального); 3) правоохранительной деятельности (карающей и правовосста-новительной). Слово «борьба» отражает активное

столкновение противоположных интересов, групп, мнений. Это такая деятельность, которая преследует определенную цель — приобрести господство одних над другими. В преступности находят свое проявление интересы, ценности, установки, находящиеся в непримиримом противоречии с теми, которые охраняются законом [4, с. 80].

Борьба с преступностью несовершеннолетних является одним из стратегических направлений в деле противодействия преступности в целом. В рамках ее необходимо обеспечить комплексное воздействие на причины и условия, способствующие преступности, а также на все формы ее проявления с целью предотвращения ее самодетерминации. Необходимо отметить, что специфика борьбы с преступностью несовершеннолетних заключается в том, что она преимущественно лежит в сфере ее предупреждения. Для повышения эффективности решения данной задачи система мер предупреждения преступности несовершеннолетних должна осуществляться, главным образом, в двух направлениях: первое — уголовно-правовые меры, применяемые в отношении взрослых (совершеннолетних), общественно опасные действия которых побуждают или могут побудить несовершеннолетних к совершению преступных антиобщественных действий, и второе — направление по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, заключается в применении мер непосредственно к самим несовершеннолетним.

Современная криминальная ситуация в России и анализ статистических данных позволяют сделать достаточно тревожный вывод о преступной активности несовершеннолетних (см. таблицу).

На стабильно высоком уровне остается удельный вес несовершеннолетних преступников (в общем их числе), имевших в прошлом криминальный опыт. Из общего числа подростков, выявленных за совершение преступления в 2007 г., 17,0 % ранее совершали преступные деяния, а 12,3 % были судимы. Это свидетельствует о крайне низкой эффективности мер уголовно-правового ха-

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии в Российской Федерации (2002-2008 гг.)

Показатели Годы

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при соучастии 139 681 145 368 154 414 154 734 150 264 139 099 116090

Удельный вес, % 9,1 9,6 9,8 9,1 8,4 7,8 6,8

рактера, применяемых к несовершеннолетним, впервые нарушившим уголовный закон. Данный факт говорит о растущей латентности преступлений несовершеннолетних и неудовлетворительной работе правоохранительных органов, отсутствии координации деятельности между подразделениями и службами. К сожалению, сотрудников отделов по предупреждению преступлений несовершеннолетних отвлекают другими формами службы, зачастую в ущерб основным обязанностям по работе с подростками. Подростковая преступность в России демонстрирует наличие ряда устойчивых негативных тенденций, которые являются, помимо прочего, закономерным следствием разрушения системы предупреждения преступности.

Деятельность по предупреждению преступности предполагает правовую обеспеченность: наличие достаточного правового регулирования на уровне закона задач, методов и форм профилактической работы; прав и обязанностей участников; гарантий прав и законных интересов лиц, в отношении которых они осуществляются. Поэтому представляется необходимым в рамках реформирования МВД России объединить в отдельный правоохранительный орган Федеральную службу по контролю соблюдения законодательства несовершеннолетними. Современная система МВД России имеет прецеденты по подобному реформированию. Например: подразделения пожарной охраны отнесены к МЧС, подразделения исполнения наказаний — к министерству юстиции, а такие правоохранительные органы как Госнаркоконтроль и Федеральная миграционная служба — приобрели самостоятельность.

В новой Федеральной службе по контролю соблюдения законодательства несовершеннолетними важно также «усилить» кадровую политику, для чего: во-первых, всем должностным лицам необходимо пройти специальную подготовку на предмет углубленного изучения юриспруденции, психологии подростков, специальной педагогики и др. Сотрудники данной службы должны обладать социально-педагогическими, психолого-возрастными знаниями, поскольку их работа требует общения не только с «трудными» подростками, но и с их родителями, их окружением. Учеными [5, с. 57] высказывалось мнение, что для эффективной работы в этом направлении необходимо ввести в учебных заведениях МВД специализацию, предусматривающую изучение психологических и возрастных особенностей подростков и специфику работы с ними. Предлагается разрабатывать новые формы организации

и использования времени не только в процессе обучения, но и переподготовки кадров [6, с. 97]; обращается внимание на важность использования широких возможностей служебной подготовки при повышении квалификации сотрудников милиции, работающих с несовершеннолетними [7, с. 159].

Во-вторых, считаем целесообразным расширить штат путем привлечения профессиональных психологов, наркологов и представителей других узких специальностей.

Немаловажным шагом в деле борьбы с преступностью несовершеннолетних является возрождение института ювенальной юстиции. Так, экспериментально осуществляют свою деятельность ювенальные суды в г. Санкт-Петербурге, Ростовской и Саратовской областях. По нашему мнению, для эффективной деятельности ювеналь-ной юстиции недостаточно только создания специальных судов, которые рассматривают весь объем дел (уголовных, административных, гражданских), касающихся несовершеннолетних. Большое значение имеет создание единого правоохранительного органа, занимающегося профилактикой преступлений указанной категории лиц и досудебного сбора материалов, который бы более полно отражал подлинную картину по каждому конкретному делу. Такой орган должен объединять в себе все субъекты профилактики преступности несовершеннолетних и иметь соподчиненность как по горизонтали, так и по вертикали. Данная структура подчиненности необходима для того, чтобы была возможность проследить, в каком звене произошел сбой в цепочке предупреждения преступности несовершеннолетних. Таким образом, следует определить круг функций каждого органа, входящего в систему юве-нальной юстиции, четко регламентировать их деятельность в нормативных актах, а также установить ответственность каждого субъекта данной системы в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Следовательно, правосудие в отношении несовершеннолетних должно определяться как составная часть системы обеспечения социальной справедливости для несовершеннолетних и оцениваться эффективностью ювенальной системы и ее постоянным совершенствованием. Одновременно с этим необходимо принимать меры по разработке прогрессивной социальной политики в отношении несовершеннолетних в целом.

Литература

1. Теоретические основы предупреждения преступности / Отв. ред. В.В. Клочков, Г.М. Миньковский. М.,

1977. С. 31. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 1999. С. 115; Криминология. М., 2000. С. 130.

2. Филонов В.П. Состояние, причины преступности в Украине и ее предупреждение: Монография. Донецк, 1999. С. 272-275; Криминология / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. М., 1998. С. 156.

3. Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: утв. Приказом МВД России от 17 янв. 2006 г. № 19.

4. Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2000.

5. Наказание и исправление преступников / Под ред. Ю.М. Антона. М., 1992. С 243; Базарова Ю.Р. Превентивное уголовно-правовое воздействие в отношении учащихся общеобразовательных учреждений: Дисс.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003.

6. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2003.

7. Ильяшенко А.Н. Борьба с насильственной преступностью в семье. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.