УДК 528.4
О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ТЕКУЩИХ ДЕЖУРНЫХ ПЛАНОВ ПЛОЩАДКИ СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ
Иван Иванович Кулага
ООО «Росинжиниринг Строительство», 354392, Россия, г. Сочи, Адлерский район, с. Эсто-Садок, ул. Ачипсинская, 16а, инженер-геодезист, тел. (812)331-53-36, доб. 2561, e-mail: [email protected]
Анна Петровна Чахлова
ООО «Росинжиниринг Строительство», 354392, Россия, г. Сочи, Адлерский район, с. Эсто-Садок, ул. Ачипсинская, 16а, инженер-геодезист, тел. (812)331-53-36, доб. 2234, e-mail: [email protected]
Описана необходимость создания текущих дежурных планов в условиях горной местности во время строительства, разработана технология создания текущих дежурных планов.
Ключевые слова: текущий дежурный план, топографический план, коммуникации, инженерные сети.
ABOUT THE NEED OF CREATION OF PRESENT MONITOR PLANS OF THE CONSTRUCTION SITE IN MOUNTAINOUS TERRAIN
Ivan I. Kulaha
Open Company «Rosengineering Stroitelstvo» 354392, Russia, Sochi, Adler area, Esto-Sadok, Achipsim-sky St, 16a, engineering surveyor, tel. (812)331-53-36, 2561, e-mail: [email protected]
Anna P. Chakhlova
Open Company «Rosengineering Stroitelstvo» 354392, Russia, Sochi, Adler area, Esto-Sadok, Achipsim-sky St, 16a, engineering surveyor, tel. (812)331-53-36, 2234, e-mail: [email protected]
The article is described the need of the creation of present plans in mountainous terrain during construction and the technology of creating the present plans.
Key words: present monitor plan, topographical plan, utility systems, engineering networks.
Согласно [1] перед получением разрешения на строительство и разработкой проекта необходимо выполнить инженерные изыскания, которые в последующем обязательно входят в состав проектной документации. В рамках инженерных изысканий составляется топографический план масштаба 1:500 на территорию застройки. Во время строительства, в рамках технического надзора за качеством производства работ, выполняют исполнительные съемки, которые в виде исполнительного топографического плана передаются в отдел «Архитектуры и градостроительства» муниципального образования лишь на этапе ввода объекта в эксплуатацию [2].
Зачастую на территории строительства одновременно ведется возведение нескольких комплексных объектов под разными этапами в один период времени. При выполнении земляных работ возникает риск повреждения и порыва инженерных сетей. Для того чтобы избежать данной проблемы, предлагается
вести текущий дежурный план с начала строительства. Данный план должен обеспечить своевременное отображение фактически выполненных работ с целью сокращения временных издержек на поиски уже проложенных подземных коммуникаций и предотвращения их порывов, тем самым минимизируя возможные экономические издержки.
Более того составление текущих дежурных планов обусловлено тем, что во время строительства инфраструктурных объектов в условиях горной местности возможно внесение изменений в проект инженерных сетей до 30% от общего объема. Это связано с тем, что при проектировании инженерных сетей не всегда есть возможность участь все особенности местности из-за сложного характера рельефа, геологической специфики грунтов. При плотной застройке в условиях горной местности возможность изменения положения подземных сетей, как в плане, так и по высоте ограничена особенностями рельефа, то изменение положения одной из нити коммуникаций автоматически влечет за собой необходимость корректировки проектного положения большинства других инженерных сетей [3].
Концепция создания текущих дежурных планов на площадке строительства заключается в том, что на генеральный план объекта наносят объекты с жесткими контурами и инженерные сети по данным исполнительных съемок, выполненных как в рамках текущего объекта строительства, так и смежного, в специализированной программной продукте. При этом условные знаки для отображения объектов местности необходимо использовать в соответствии с требованиями [2]. Каждый объект должен размещаться в соответствующем слое согласно классификации, разработанной в генподрядной организации, либо заказчиком [3, 4]. Кроме планового положения сети на сводном плане необходимо отображать высотные отметки поворотных точек коммуникаций, характеристики объектов строительства и другую сопутствующую информацию, которая позволит получать всю необходимую информацию об объекте и оперативно принимать проектные решения.
Так же для каждой линии коммуникаций необходимо создавать гиперссылку на электронный файл исполнительной схемы. Это позволит при необходимости в кратчайший срок извлечь из базы данных, созданной в специализированном программном продукте, необходимую исполнительную схему, в которой будет отображена информация, как по данному объекту, так и по исполнителю работ. После нанесения объектов по результатам исполнительной съемки, соответствующие объекты (либо их части) генерального плана необходимо удалять, либо переносить в невидимый слой при наличии изменений, что позволит оценить объем выполненных работ.
Объекты, попадающие в классификацию «Рельеф», «Растительность», «Грунты и микроформы земной поверхности», «Болота и солончаки» и подобные с нежесткими контурами на данном плане отображать не предполагается, за исключением случаев уже сформированных и не подлежащих изменению контуров объектов.
Данная концепция была разработана сотрудниками геодезической службы ООО «Росинжиниринг Строительство» во время строительства Олимпийских объектов и горнолыжного комплекса ОАО «Газпром», расположенном в
п.Эсто-Садок г.Сочи при помощи программного продукта AutoCad. На территории комплекса одновременно велось строительство нескольких объектов, принадлежащих к различным этапам строительства с привлечением субподрядных организаций.
В связи с изменениями фактического положения сетей относительно проектного, в том числе, вызванными влиянием природных и климатических факторов, существовала необходимость оперативно вносить изменения в рабочие проекты еще не уложенных сетей, для чего необходимо было учитывать все ранее уложенные сети и возведенные сооружения. При подписании исполнительной документации работ, выполненных субподрядными организациями, ген-подрядной организацией совместно с бумажной копией исполнительной схемы, запрашивался электронный файл с фактическим планово-высотным положением сети коммуникаций в формате *.dwg, оформленный согласно [5]. Далее имеющаяся информация с электронной версии переносилась на текущий дежурный план в программном комплексе AutoCad, с созданием гиперссылки на электронную версию. Текущий дежурный план создавался в единой системе координат и высот [8].
Текущий дежурный план и база данных исполнительных схем размещался в сетевой папке с доступом только заинтересованных лиц. При этом редактировать данные могли только сотрудники геодезической службы, все остальные лица имели доступ лишь для просмотра без возможности редактирования и удаления файлов. Данное ограничение доступа к базе данных позволило исключить проблему потери информации, но при этом возможность оперативного просмотра текущего дежурного плана для принятия решений как проектных, так и производственных сохранялась даже при удаленном доступе пользователя к системе.
Фрагмент текущего дежурного плана на площадке строительства представлен на рис. 1.
Рис. 1. Фрагмент текущего дежурного плана на территории строительства
Таким образом, на территорию всех объектов строительства был создан единый текущий дежурный план. Благодаря данному плану время на внесение
изменений в проектную документацию значительно сокращалось, что позволяло снизить различные виды издержек и не выходить за графики производства работ. Так же при производстве земляных и строительных работ по данным, полученным из текущего дежурного плана, риск порыва сетей сводился к минимуму. Кроме того, при устройстве объектов временного назначения была возможность оценить наглядно, без дополнительных натурных обследований, возможные точки подключения к существующим инженерным сетям, а так же определить места, не планируемые для производства строительно-монтажных работ с целью устройства временных путей подъезда и временных площадок складирования материалов. Для составления исполнительного топографического плана М 1:500 по окончании строительства объекта было предложено использовать методику, описанную в работе [9] совместно с тахеометрической съемкой и данными текущего дежурного плана. На данный момент предложение находится на рассмотрении руководства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) (29 декабря 2004 г.).
2. Карпик А. П. Системная связь устойчивого развития территорий с его геодезическим информационным обеспечением // Вестник СГГА. - 2010. - Вып. 1 (12). - С. 3-7.
3. Никонов А. В., Рахымбердина М. Е. Исследование точности измерения превышений электронным тахемоетром высокой точности в полевых суловиях // Вестник СГГА. - 2013. -Вып. 1 (21). - С. 12-16.
4. Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. / Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. - М.: Недра, 1989. - 286 с: ил.
5. ГОСТ 52439-2005. Модели местности цифровые. Каталог объектов местности.
6. ГОСТ 51606-2000. Система классификации и кодирования цифровой картографической информации. Общие требования.
7. ГОСТ 51872-2002. Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения.
8. Проблемы обеспечения точности координатно-временных определений на основе применения ГЛОНАСС технологий / А. С. Толстиков, В. А. Ащеулов, К. М. Антонович, Ю. В. Сурнин // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 2 (18). - С. 3-6.
9. Широкова Т. А., Антипов А. В. Методика создания планов крупного масштаба по данным аэрофотосъемки и воздушного лазерного сканирования // Вестник СГГА. - 2012. -Вып. 3 (19). - С. 12-16.
© И. И. Кулага, А. П. Чахлова, 2015