Научная статья на тему 'О необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего вопросы ресоциализации осужденных'

О необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего вопросы ресоциализации осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / PRISONS / ПРАВА / RIGHTS / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисов Алексей Дмитриевич

в статье рассматриваются вопросы, связанные с социальной адаптацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы, раскрываются основные трудности, с которыми сталкиваются осужденные после отбытия наказания в виде лишения свободы, и предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO IMPROVE LEGISLATION GOVERNING ISSUES OF RE-SOCIALIZATION OF CONVICTS

this article discusses issues related to social adaptation of persons released from prison, reveals major difficulties the convicts face after serving the sentence, and proposes the solutions.

Текст научной работы на тему «О необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего вопросы ресоциализации осужденных»

§

I

Q)

5

ГО

Ü О

QQ

УДК 343.848 ББК 67.409.18 Д33

A.D. DENISOV*

ON THE NEED TO IMPROVE LEGISLATION GOVERNING ISSUES OF RE-SOCIALIZATION OF CONVICTS

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с социальной адаптацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы, раскрываются основные трудности, с которыми сталкиваются осужденные после отбытия наказания в виде лишения свободы, и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: социальная адаптация, осужденный, места лишения свободы, права, ресоциализация.

АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ДЕНИСОВ*

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

* Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].

Annotation: this article discusses issues related to social adaptation of persons released from prison, reveals major difficulties the convicts face after serving the sentence, and proposes the solutions.

Key words: social adaptation, convict, prisons, rights, re-socialization.

Каждый год из мест лишения свободы освобождаются тысячи мужчин и женщин, которые вправе рассчитывать на помощь общества, государства в трудоустройстве, социальном обслуживании, восстановлении семейных и родственных связей. Самостоятельно решить вопросы трудоустройства, проживания для многих из них является проблемой. Вовлечение бывших заключенных в обычные условия жизни - одно из направлений нормализации социальной обстановки.

Что необходимо для успешного вхождения в общество человеку, отбывшему уголовное наказание, помимо его желания? Безусловно, это наличие правовой базы и соответствующих социально-экономических ресурсов. В условиях, когда более одной трети освобождаемых из мест лишения свободы сталкивается с проблемами в социально-бытовой сфере, а система осуществления социальной помощи и контроля практически отсутствует, порождая тем самым стремительный рост числа совершаемых преступлений и, как следствие, высокий уровень рецидива. За последнее десятилетие количество преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступление, увеличилось на 20,4 /о1.

Между тем порядок оказания помощи нуждающимся лицам в трудовом и бытовом устройстве со стороны органов местного самоуправления до настоящего времени на федеральном уровне законодательно не решен. Во многих случаях все сводится к тому, что после отбытия наказания о человеке просто забывают.

Впервые о документе, призванном помочь лицам, освобожденным из исправительных учреждений, заговорил Президент Российской

Федерации на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации 11 февраля 2009 г., когда Правительству Российской Федерации было поручено подготовить предложения по вопросу формирования эффективной системы социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

Федеральная служба исполнения наказаний с целью реализации поручения Президента Российской Федерации направила предложения в Минздравсоцразвития России о необходимости подготовки проекта федерального закона «О социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы» с последующей разработкой и принятием соответствующих федеральных, ведомственных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих решение вопросов социальной адаптации лиц, ока-

^ ^ 2 завшихся в трудной жизненной ситуации2.

Минздравсоцразвития России выразило мнение о нецелесообразности принятия самостоятельного закона, регулирующего вопросы ресо-циализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и предложило внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и действующий Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Предложенный законопроект был согласован с Минюстом России и ФСИН России в августе 2009 г. До настоящего времени не принят.

В постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. № 33-СФ «О совершенствовании правового регулирования в сфере социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений», содержится два важных указания: первое - предложить Правительству Российской Федерации ускорить разработку проекта федерального закона «О реабилитации лиц, отбывших наказание в местах принудительного содержания», предусмотрев в нем механизм решения проблем, связанных с социальной адаптацией лиц, осужденных за совершение преступлений, второе - рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять меры по обеспечению выполнения поручения Президента Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № Пр-444) по разработке и принятию программ по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и по содействию их социальной реабилитации3.

В настоящее время в 68 субъектах Российской Федерации действуют 186 региональных

нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их трудоустройства, квотирования рабочих мест, обеспечения жильем, оказания им медицинской и иной помощи4, например постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. № 606 «Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка отдельных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, на 2012-2016 годы"»5, распоряжение Правительства Сахалинской области от 30 мая 2012 г. № 381-р «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "О содействии социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишение свободы, на 2012-2016 годы"»6, постановление Правительства Воронежской области от 29 июля 2010 г. № 625 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Воронежской области на 2011-2015 годы"»7, постановление Правительства Кировской области от 29 июля 2009 г. № 18/214 «Об утверждении областной целевой программы "Профилактика нарушений и борьба с преступностью в Кировской области на 2010-2014 годы"», содержащее в себе подпрограмму «Содействие занятости осужденных и социальная адаптация лиц, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы на территории Кировской области, на 2012-2014 годы»8.

Целью указанных программ является совершенствование работы по оказанию социальной помощи гражданам, вернувшимся из мест заключения, приобщение их к труду, обучение специальностям, востребованным на рынке труда, возвращение к нормальной жизни, формирование активной жизненной позиции. На первый взгляд, законодательно все хорошо, целевые программы помощи действуют в 68 из 83 субъектов России, а в остальных 15? Анализируя статистические данные, невольно приходишь к выводу о том, что не каждая из перечисленных целей в силу ряда причин находит реальное воплощение в жизни.

Органы государства, в обязанности которых входит решение вопросов трудового и бытового устройства освобожденных, не в полной мере выполняют возложенные на них обязанности. Отсутствие должного контроля на государственном уровне, а также порядка взаимодействия органов государственной власти между собой и ряд других проблем обусловливают необходи-

D0 CD

I

1

ш §

CD §

мость принятия единого специального нормативно-правового акта, учитывающего масштабность проблемы и специфический характер системы. Этим документом как раз и может стать федеральной закон «О социальной адаптации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы». Данный документ, с одной стороны, компенсировал бы отставание лиц, освобожденных из мест лишения свободы, от остальной части населения, с другой - распределил бы полномочия органов власти и создал бы реальные механизмы содействия этим лицам. Эти механизмы, на наш взгляд, должны включать в себя как государственные органы, так и органы местного самоуправления, а также предполагать привлечение сил общества (общественных организаций, общественных наблюдательных комиссий, общественных советов при территориальных органах ФСИН России, религиозных организаций и др.). Кроме того, законодательством Рос-

сийской Федерации должны быть предусмотрены стимулы для работодателей, собственников жилья для обеспечения освобожденных из мест лишения свободы жильем и работой.

Было бы не лишним разработать систему эффективного надзора за исполнением субъектами этой деятельности требований всех нормативно-правовых актов, относящихся к законодательству о социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Данная система, помимо органов государственной власти, должна включать в себя общественные наблюдательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Считаем, что решение проблемы ресоциа-лизации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, в современных условиях невозможно без общегосударственной системы помощи таким лицам, основанной на соответствующем федеральном законе.

Список использованной литературы

1 См.: URL: http://mvd.ru.

2 См.: URL: http://www.ach.gov.ru.

3 См.: Там же.

4 См.: URL: http://www.consultant.ru.

5 См.: Там же.

6 См.: URL: http://www.garant.ru.

7 См.: Там же.

8 См.: Там же.

Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.