УДК 341
О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ КОНВЕНЦИЙ МОТ И КАЗАХСТАНСКОГО
ТРУДОВОГО ПРАВА
Сарсембаев Марат Алдангорович
Главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, д.ю.н., профессор, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: конвенция; труд; МОТ; Трудовой кодекс; заработная плата; работодатель; профсоюзы; работники; семейные обязанности.
Аннотация. В данной научной статье ее автор предлагает проанализировать нормы конвенций Международной организации труда, к которым присоединилась Республика Казахстан, для того, чтобы иметь возможность на основе четких норм этих между -народно-правовых документов совершенствовать аналогичные нормы трудового права Республики Казахстан. В рамках одной статьи невозможно подвергнуть развернутому анализу все несколько десятков конвенций МОТ, которые вошли в казахстанское правовое поле. Поэтому в статье была поставлена задача проанализировать несколько конвенций МОТ из числа тех, к которым присоединилось казахстанское государство. Объектом научно-юридического анализа стали Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, принятая в Женеве 67-й сессией Генеральной конференции МОТ 23 июня 1981 года, Конвенция об охране заработной платы, принятая в Женеве на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ 1 июля 1949 года, Конвенция МОТ о создании процедуры установления минимальной заработной платы от 16 июня 1928 года. Анализ этих конвенций был произведен также в целях усовершенствования норм самих конвенций. Автор статьи указывает на недостатки в нормах этих конвенций МОТ и предлагает свои подходы, формулирует предложения с тем, чтобы улучшить содержание этих конвенций. В статье говорится о том, что Республика Казахстан как официальная страна-участница этих конвенций может периодически через Административное бюро труда МОТ вносить свои предложения по совершенствованию текстов этих и других конвенций и добиваться их улучшения.
ХЕ¥ КОНВЕНЦИЯЛАРЫНЬЩ ЖЭНЕ ;АЗА;СТАНДЬЩ ЕЦБЕК ;¥;ЫГЫНЬЩ НОРМАЛАРЫН ЖЕТ1ЛД1РУ
;ажетт1Г1 туралы
Марат Алдаотор^лы Сэрсембаев
КР Зацнама институты халыцаралыц зацнама жэне салыстырмалы цщыцтану бвлгмгтц бас зылыми цызметкерг, з.г.д, профессор, Астана ц., Казахстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Ty^h свздер: конвенция; ецбек; ХЕ¥; Ецбек кодексг; жалацы; жумыс беруш1; кэстодацтар; цызметкерлер; отбасылыц мтдеттерг.
Аннотация. Осы гылыми мацалада автор Казацстан Республикасы цосылган Халыцаралыц ецбек уйымы конвенцияларыныц нацты нормалары неггзтде Казацстан Республикасы ецбек цуцыгыныц уцсас нормаларын жетглдгру ушгн осы халыцаралыц цуцыцтыц цужаттардыцнормаларынталдаудыусынады.Б1рмацалааясындацазацстандыццуцыцтыц вр1ске юрген ХЕ¥-ныц ондаган конвенцияларыныц барлыгын жан-жацты талдау мумкгн емес. Сондыцтан осы мацалада Казацстан мемлекетг цосылган ХЕ¥ конвенцияларыныц арасынан солардыц бгрнешеут талдау мгндетг цойылган. 1981 жылгы 23 маусымда Жене-вада ХЕ¥Бас конференциясыныц 67-сессиясында цабылданган Отбасылыц мтдеттермен ецбек ететт ецбекш1 ерлер мен эйелдерге арналган тец царау жэне тец мумк1нд1ктер туралы конвенция, 1949 жылгы 1 шглдеде Женевада ХЕ¥ Бас конференциясыныц 32-сессия-сында цабылданган Жалацыны цоргау туралы конвенция, 1928 жылы 16 маусымдагы ХЕ¥ Ец твменгг жалацыны белгшеу рэс\м\н цуру туралы конвенция гылыми-цуцыцтыц талдау объектгсг болып табылады. Осы конвенцияларды талдау конвенциялардыц вздергнгц нормаларын да жетглдгру ушгн журггзглдг. Мацаланыц авторы осы ХЕ¥ конвенцияларыныц нормаларындагы кемшглгктердг кврсетгп, осы конвенциялардыц мазмунын жацсарту ушгн
Халыцаралыц щцыц жэне салыстырмалы щцыцтану
вз квзцарасын усынады, усыныстарын тужырымдайды. Мацалада Казацстан Республи-касы осы конвенциялардыц ресми цатысушы реттде мезгт-мезгт ХЕ¥ Экгмштк ецбек бюросы арцылы осы жэне басца да конвенциялардыц мэттдерт жет1лд1ру бойынша вз усыныстарын енггзе алатыны жэне оларды жацсартуга умтылатыны туралы айты-лады.
THE NEED TO IMPROVE STANDARDS OF ILO CONVENTIONS AND THE KAZAKHSTAN
LABOR LAW
Sarsembayev, Marat. A.
Chief research fellow of the Department of international legislation
and comparative law of the Legislation Institute of the Republic of Kazakhstan,
d.j.s., professor, Astana City, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: convention; labor; the ILO; the Labour Code; wages; employers; trade unions; workers; family responsibilities.
Abstract. In this scientific article the author proposes to analyze the rules of ILO conventions to which the Republic of Kazakhstan, in order to be able on the basis of clear rules of the international legal instruments to improve similar labor law regulations of the Republic of Kazakhstan. In one researching article it can not be subjected to a detailed analysis of all the several tens of ILO Conventions, which entered the Kazakh legal field. Therefore, this article has been tasked to analyze only several ILO conventions among those to which the Kazakh state joined. The object of scientific and legal analysis are the Convention on Equal treatment and equal opportunities for men and women workers: workers with family responsibilities, adopted in Geneva on the 67th session of the ILO General Conference on 23 June 1981, the Protection of wages Convention, adopted in Geneva on 32-th session of the General conference of the ILO 1 July 1949, the ILO Convention on the Establishment of procedures for setting the minimum wage by 16 June 1928. The analysis of these conventions has been made in order to improve the rules of the conventions themselves. The author points the shortcomings in the standards of the ILO conventions and offers his approaches, formulates proposals in order to improve the content of these conventions. The scientific article says that the Republic of Kazakhstan as the official member country of the conventions may periodically through the Administrative Office of the ILO make proposals for improving the text of these and other conventions and seek to improve them.
В Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы утверждается: «В условиях рыночной экономики, наличия рынка труда и проблем занятости населения актуальным является вопрос трудовых правоотношений» [1]. Этот же документ применительно к трудовому праву говорит о необходимости имплементации, инкорпорации международно-правовых норм в казахстанское национальное законодательство: «В этой связи необходимо постоянное совершенствование трудового законодательства на основе системного анализа практики его применения и учета международного опыта в данной сфере». Поэтому в данной научной статье хотелось бы предпринять попытку анализа соотношения норм конвенций Международной организации труда (МОТ) и казахстанского трудового законодательства, исследования процесса инкорпорации норм международного трудового права в казахстанское законодательство по вопросам труда, анализа совершенствования норм самих конвенций МОТ [2].
Международная организация труда как специализированное учреждение ООН осуществляет ряд существенных функций, одной из которых является разработка и принятие конвенций и рекомендаций по ра-нообразным аспектам трудового права. Созданная в 1919 году до 2017 года эта организация приняла более 180 конвенций и более 200 рекомендаций по вопросам труда. Республика Казахстан ратифицировала наиболее базовые и приоритетные Конвенции МОТ (в целом Республика Казахстан присоединилась к более 20 Конвенциям МОТ). В качестве примера можно привести Конвенцию Международной Организации Труда № 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» от 20 июня 1977 года (ратифицирована Законом Республики Казахстан от 26 июня 1996 года; Конвенцию № 156 Международной организации труда о равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязан-
ностями (Республика Казахстан присоединилась к ней на основании своего Закона от 16 ноября 2012 года); Конвенцию № 95 об охране заработной платы, принятую в Женеве на 32-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 1 июля 1949 года (Закон Республики Казахстан от 7 апреля 2014 года стал основой для присоединения к данной Конвенции); Конвенцию № 26 о создании процедуры установления минимальной заработной платы от 16 июня 1928 года (Казахстан присоединился к ней 7 апреля 2014 года). Анализ именно этих 3 конвенций МОТ важен потому, что Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин затрагивает основные права человека; Конвенция об охране заработной платы и Конвенция о создании процедуры установления минимальной заработной платы регулируют вопросы заработной платы как один из основных и чувствительных институтов трудового права, вокруг которых возникают доходящие до стачек и забастовок частые споры между работниками, работодателями, профсоюзами.
Текст Конвенции № 156 Международной организации труда о равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями в целом составлен на достаточно высоком профессиональном уровне и может быть использован Республикой Казахстан как средство совершенствования отечественного трудового законодательства. Вместе с тем, следует отметить, что данная Конвенция имеет ряд недостатков. Республика Казахстан как страна-участница данной Конвенции могла бы инициировать улучшение тех или иных норм данного международно-правового документа.
В пункте 1 статьи 3 Конвенции отмечается, что обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей для работников мужчин и женщин является одной «из целей национальной политики каждого Члена Организации». Заключительная фраза этой статьи с английского на русский язык переведена не совсем точно: в английском языке «national policy» означает «общенациональная или общегосударственная политика». В то же время переведенный дословно на русский язык термин «национальная политика» означает политику, проводимую для поддержания дружественных отношений между нациями и народами внутри государства. Поэтому целесообразно, предложить следующую поправку пункта 1 статьи 3 Конвенции: обеспечение «подлинного равенства обращения и возможностей для работников мужчин и женщин» является одной «из целей внутригосударственной политики каждого Члена Организации...» [3].
В рассматриваемой международной
конвенции имеются нормы об определенных гарантиях охраны заработной платы, которые не содержатся в национальных законах Казахстана. К примеру, в статье 7 Конвенции указано следующее: «Когда на предприятиях существуют магазины для продажи трудящимся предметов первой необходимости или представляются другие виды обслуживания, связанного с предприятием, трудящиеся данного предприятия не будут принуждаться к пользованию такими магазинами или другими видами обслуживания». «Когда доступ к другим магазинам или видам обслуживания невозможен, - говорится далее в этой статье, - компетентным органом власти принимаются соответствующие меры к тому, чтобы трудящимся была предоставлена возможность покупать товары или пользоваться обслуживанием по справедливым и доступным ценам или чтобы магазины, открытые предприятием, или предоставляемое им обслуживание осуществляли свои функции не с целью получения предприятием прибыли, а в интересах занятых на нем трудящихся». В Конвенции сформулированы также другие гарантии, которые отсутствуют в законах Республики Казахстан. Нормы об этих гарантиях целесообразно внедрить в казахстанское трудовое законодательство.
Проведенный анализ данной Конвенции также выявил некоторые недостатки. Так, в статье 1 Конвенции закреплено: «В целях настоящей Конвенции термин «заработная плата» означает, независимо от названия и метода исчисления, всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны». Как официальное государство-участник данной Конвенции Казахстан через Административный совет Международного бюро труда может предложить внести изменения в текст Конвенции о том, что работодателями могут выступать не только предприниматели, но и другие субъекты права. Кроме того, целесообразны такие рекомендации как расширение круга участников, замена термина «предприниматель» на «работодатель», внесение отдельную статью о гарантиях выплаты заработной платы. Учитывая эти рекомендации, можно предложить следующую редакцию статьи: «Государства, профсоюзы и работодатели обеспечивают следующие гарантии по оплате труда работников: установление минимального размера
Халыцаралыц цуцыц жэне салыстырмалы цуцыцтану
заработной платы; утверждение оговоренного минимума стандартов оплаты труда; установление повышенного размера оплаты труда при привлечении работников в праздничные, выходные дни, в ночное время».
Республика Казахстан может предложить внести отдельную статью по индексации заработной платы, редакцию которой можно сформулировать следующим образом: «Государства, профсоюзы осуществляют контроль, а работодатели обеспечивают повышение заработной платы путем индексации заработной платы, которая должна проводиться в порядке, установленном соглашениями, коллективными договорами с ориентацией на уровень инфляции».
Сегодня в законодательстве Казахстана сформирован механизм по гарантированию минимального размера заработной платы [4]. Однако на практике часто возникают проблемы, решение которых могло бы обеспечить достаточную эффективность такого механизма. В этой связи можно предложить провести сравнительный анализ казахстанского законодательства и Конвенции МОТ о минимальном размере заработной платы 1928 года. Так в преамбуле Конвенции МОТ о минимальном размере заработной платы указывается, что Генеральная конференция Международной организации труда, рассмотрев ряд предложений о процедуре установления минимальной заработной платы и связанных с этим проблемах, решила придать этим предложениям форму международной конвенции. Вместе с тем следует отметить, что преамбула данной Конвенции не содержит цели (целей) Конвенции, отсутствует значимость и роль данной Конвенции для мирового сообщества в целом и для каждого государства в отдельности. Наличие таких положений в преамбуле позволило бы каждому государству осознанно решать вопрос о целесообразности ратификации данной Конвенцию. Отсутствие в этой и других конвенциях четко сформулированных целей приводит к тому, что не все страны присоединяются к документам МОТ, не все страны выполняют в полном и достаточном объеме нормы конвенций МОТ, что порой вызывает упреки МОТ [5]. В связи с этим можно предложить, чтобы Казахстан выступил с инициативой о необходимости формулирования целей Конвенции в ее преамбуле.
Статья 1 этой Конвенции указывает: «Каждый член Международной организации труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется ввести или сохранить процедуру, с помощью которой могут устанавливаться минимальные ставки заработной платы трудящихся...». Во 2-м пункте этой же статьи предпринята попытка опре-
делить содержания термина «промышленность»: «Для целей настоящей Конвенции термин «промышленность» включает обрабатывающую промышленность и торговлю». Непонятна целесообразность определения термина «промышленность» в рамках данной конвенции. Также следует отметить, что статья 1 и последующие статьи Конвенции не содержат определение термина «минимальная заработная плата». В этой связи целесообразно ввести обобщающее определение термина «минимальная заработная плата» для того, чтобы каждое государство, в том числе Республика Казахстан, как участница данной Конвенции, четко представляло себе международно-правовое обязательство. Поэтому рекомендуем в статье 1 Конвенции привести четкое и развернутое определение понятия «минимальная заработная плата». В связи с этим можно предложить следующую редакцию понятия «минимальная заработная плата»: «Для целей настоящей Конвенции термин «минимальная заработная плата» означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством в таком размере, ниже которого работодатель не вправе уплачивать трудящемуся за труд, который выполнен либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны».
Исходя из основных положений Конвенции о размере минимальной заработной плате, полагаем целесообразным изучить вопрос о возможности перехода в Республике Казахстан от общей минимальной заработной платы к отраслевой. Это в свою очередь позволило бы учитывать специфику условий труда в каждой отрасли экономики республики, точечно повышать минимальные размеры заработной платы, обеспечивая тем самым защиту социальных интересов населения. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года рекомендуем внести норму, которая позволила бы привлекать заинтересованных лиц к обсуждению вопроса о повышении минимального размера заработной платы, что в свою очередь обеспечивало бы более эффективное осуществление норм рассматриваемой Конвенции.
Подпункт 3 пункта 2 статьи 3 Конвенции предписывает, что установленный минимум заработной платы становится обязательным для соответствующих предпринимателей и трудящихся и не может подлежать снижению ни по индивидуальному соглашению, ни по коллективному договору (кроме отдельного случая, когда есть разрешение со стороны компетентного органа власти). Статьи 1,
4, 102 и 104 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года содержат положения о минимальном размере заработной платы. В статье 104 Трудового кодекса предпринята достаточно успешная попытка закрепить нормы о недопустимости снижения размера минимальной заработной платы. Вместе с этим полагаем возможным более четко определить содержание указанных норм. Учитывая это, рекомендуем дополнить статью 104 Трудового кодекса следующим положением: «Установленный минимум заработной платы является обязательным для работодателей и трудящихся и не может быть снижен ни по индивидуальному трудовому соглашению, ни по коллективному договору, кроме случая об особом разрешении компе-
тентного органа государственной власти».
Таким образом, предлагаем проведение тщательного анализа Конвенции 1952 года Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения (№ 102), Конвенции 1921 года о праве на объединение в сельском хозяйстве (№ 11), Конвенции 1921 года о возмещении при несчастных случаях в сельском хозяйстве (№ 12), Конвенции 1927 года о страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве (№ 25) на предмет возможного присоединения к ним, с учетом того что Казахстана в значительной мере является аграрным государством, а также что эти международно-правовые документы регламентируют вопросы труда в сельской местности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция правовой политики на период с 2010 до 2020 года. Утверждена указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года. - Доступно на: http://adilet.zan. kz/rus/search/docs/fulltext.
2. Более подробно об инкорпорации международных трудовых норм в казахстанское законодательство см.: Идрисова С. Влияние международных договоров на развитие трудового законодательства Республики Казахстан // Правовая реформа в Казахстане. - 2003. - № 3. -С. 101-105; Волкова В. Юридические особенности международных правовых актов о труде // Правовая реформа в Казахстане. - 2004. - № 1. - С. 102-106.
3. Филиппова И.А. Сравнительный анализ источников трудового права России, Казахстана и Франции // Право и государство. - 2016. - № 1. - С. 81, 84; Международное трудовое право: Учебник. - Алматы: Институт международного права и международного бизнеса «Данекер», 2000. - 210 с.
4. См.: Нургалиева Е.Н. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Казахстан. -Караганда: Карагандинский университет «Болашак» РИО Болашак-Баспа, 2015. - С. 306.
5. http://www.top-personal.ru/lawissue.html?1530; look additionally: International Labour Standards on Wages. Available at: http://ilo.org/global/standards/subjects-covered-by-international-labour-standards/wages/lang--en/index.htm; Belmen D., Wolfson P. What Does the Minimum Wage Do in Emerging Countries? A Review of Studies and Methodologies. - Geneva, Switzerland: International Labour Office, 2016. - 36 p.
REFERENCES
1. Kontseptsia pravovoy politiki na period s 2010 do 2020 goda. Utverzhdena ukazom Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 24 avgusta 2009 goda. - Dostupno na: http://adilet.zan.kz/ rus/search/docs/fulltext.
2. Bolee podrobno ob inkorporatsii mezhdunarodnych trudovych norm v kazakhstanskoe zakonodatelstvo sm.: Idrisova S. Vliyanie mezhdunarodnych dogovorov na razvitie trudovogo zakonodatelstva Respubliki Kazakhstan // Pravovaya reforma v Kazakhstane. - 2003. - № 3. -Str. 101-105; Volkova V. Uridicheskie osobennosti mezhdunarodnych pravovych aktov o trude // Pravovaya reforma v Kazakhstane. - 2004. - № 1. - Str. 102-106.
3. Philippova I.A. SravniteFnyi analiz istochnikov trudovogo prava Rossii, Kazakhstana i Frantsii // Pravo i gosudarstvo. - 2016. - № 1. - Str. 81, 84; Mezhdunarodnoe trudovoe pravo: Uchebnik. -Almaty: Institut mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnogo biznesa «Daneker», 2000. - 210 str.
4. Sm.: Nurgalieva E.N. Kommentariy k Trudovomu kodeksu Respubliki Kazakhstan. -Karaganda: Karagandinskiy universitet «Bolashak» RIO Bolashak-Baspa, 2015. - Str. 306.
5. http://www.top-personal.ru/lawissue.html?1530; look additionally: International Labour Standards on Wages. Available at: http://ilo.org/global/standards/subjects-covered-by-international-labour-standards/wages/lang--en/index.htm; Belmen D., Wolfson P. What Does the Minimum Wage Do in Emerging Countries? A Review of Studies and Methodologies. - Geneva, Switzerland: International Labour Office, 2016. - 36 p.