О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ЭКСПОРТА ЗЕРНА В РОССИИ: АДАПТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
Гурова М.М., аспирант кафедры Международной торговли и таможенного дела Ростовского государственного экономического
университета «РИНХ»
В статье автор анализирует динамику экспорта российского зерна и его долю на мировом зерновом рынке, исследует существующие в мире организации по поддержке экспорта зерна, дает рекомендации по созданию специализированной организации по поддержке экспорта зерна в России, используя опыт стран-лидеров зернового рынка.
Ключевые слова: зерновой рынок, экспорт зерна, организация по поддержке экспорта зерна, экспортный потенциал, конкурентоспособность.
CONCERNING THE NECESSITY OF GRAIN EXPORT SUPPORT AGENCY MODEL FORMULATION IN RUSSIA: FOREIGN EXPERIENCE ADAPTATION
Gurova M., The post-graduate student, International Trade and Customs chair, Rostov State Economic University «RINH»
In the article the author analyses the dynamics of grain export in Russia and its part on the world grain market, examines the existing foreign grain export support agencies, and suggests creation specialized grain export support organization in Russia using the experience of the leading countries on the grain market.
Keywords: Grain market, grain export, grain export support agency, export potential, competitiveness.
Зерновой рынок является основой всего агропромышленного комплекса России, а зерно и продукты его переработки имеют для страны стратегическое значение, поскольку от надежного обеспечения населения страны продовольствием во многом зависит не только продовольственная, но и национальная безопасность государства.
Экспорт зерна, как показывает мировая практика, является важной составляющей зернового рынка страны и одним из инструментов его регулирования. Позиция России, как зернопроизводящей и экспортирующей страны, на мировом рынке за последние десять лет была нестабильной. Так, доля России в мировом экспорте зерна, колебалась от 4% в 2003/04 году до 13,8% в 2009/10 году, достигнув рекордного уровня.
При существующей тенденции к сокращению внутреннего потребления экспорт зерна и развитие экспортного потенциала зернового рынка России должны быть приоритетным направлением отечественного зернового хозяйства. Содействие отечественному экспорту зерна обеспечит увеличение объемов производства, рост налоговых поступлений в бюджет, привлечение инвестиционных ресурсов в зерновую отрасль, развитие транспортной и складской инфраструктуры, создание дополнительных рабочих мест.
Одним из направлений государственной программы развития экспорта зерна и повышения его конкурентоспособности, по мнению автора, может стать создание специализированной организации по поддержке экспорта зерна в России, используя опыт стран-лидеров зернового рынка по созданию и функционированию аналогичных институтов, таких как: Австралийская ассоциация экспортеров зерна [1], Товарищество экспортеров зерна США [2], Канадский совет по зерну[3] и др.
Экспортеры чаще всего сталкиваются с проблемой нехватки ресурсов для самостоятельного выхода компании на внешний рынок и продвижения своего товара. Правительству отводят роль «посредника», который обеспечивает экспортеров всеми необходимыми ресурсами, в том числе финансовыми.
В мировой практике государство может осуществлять финансовую поддержку экспортных компаний несколькими способами. Прежде всего, через специализированные экспортные кредитные агентства и аналогичные им по реализуемым задачам структуры, а также международные банки развития.
Экспортные кредитные агентства оказывают широкий спектр услуг, основными из которых выступают: кредитование внешнеторговых операций, предоставление государственных гарантий по экспортным кредитам, страхование экспортных кредитов и сделок от политических и других рисков.
В традиционной системе экспортного финансирования центральную роль также играют национальные коммерческие банки. Привлечение государственной поддержки имеет ряд преимуществ по сравнению с частной, это касается, в первую очередь, возможности предоставления финансового или страхового покрытия на
длительные сроки, часто обеспеченное лишь правами на финансируемый товар.
В России для оказания услуг по кредитованию внешнеторговых операций в 1993 году был создан Экспорто-Импортный банк (Росэксимбанк). За годы своей деятельности банк не справился с возложенной на него государством функцией финансирования внешней торговли. Причинами послужили как жесткие условия получения финансовой поддержки, так и ориентация исключительно на поддержку крупных контрактов. В 2007 году функции Росэк-симбанка перешли к Внешэкономбанку РФ. До настоящего времени Внешэкономбанку не удалось создать эффективную систему государственных гарантий по коммерческим кредитам экспортоориентированных предприятий. Аналогичная ситуация характерна для государственной системы страхования рисков внешнеторговых сделок[4].
Вместе с тем, создание новых институтов финансовой поддержки экспортеров в России требует серьезного обоснования. В противном случае, учитывая негативный опыт предыдущих лет, это может оказаться неоправданной потерей времени и ресурсов, тем более что существуют другие способы стимулирования экспорта посредствам специализированных агентств.
Государственная помощь экспортным компаниям частного сектора может быть оказана путем предоставления разного рода услуг, начиная с информирования о текущих возможностях на мировых рынках и заканчивая совместной разработкой и внедрением программ продаж продукции за рубежом. Подобные услуги являются разновидностью государственных услуг и обычно осуществляются организациями по поддержке экспорта[5].
Зерновая отрасль не является исключением. Так в США, крупнейшей стране-производителе и экспортере зерна, действуют сразу несколько таких организаций: Служба сельского хозяйства зарубежных стран при Министерстве сельского хозяйства США[6] и Товарищество экспортеров зерна США.
Создание подобной организации, специализирующейся на поддержке экспорта зерна может сыграть важную стимулирующую роль в развитии и расширении экспортного потенциала зернового рынка России.
В целях развития экспортного потенциала зернового рынка России целесообразно разработать модель «организации по поддержке экспорта зерна» с учетом национальных особенностей и специфики функционирования зернового рынка России.
Для решения поставленной задачи, прежде всего, необходимо определить ряд функций, отводимых подобной организации с учетом специфики ее деятельности.
В мировой практике деятельность организаций по поддержке экспорта (ОПЭ) зачастую сконцентрирована на задаче продвижения экспорта. Исходя из этого, ОПЭ будет в основном заниматься исследованием рынков и товаров, организацией встреч и выставок. В других случаях предполагается, что ОПЭ будет осуществлять работу по
всем вопросам, касающимся внешней торговли и экспорта. Такая организация отвечает за поддержку экспорта, торговую политику и доступ компаний на внешние рынки. Примером подобной организации является Служба сельского хозяйства зарубежных стран при Министерстве сельского хозяйства США, которая занимается расширением американского экспорта зерна и поддерживает открытый доступ к иностранным рынкам американской сельскохозяйственной продукции путем устранения торговых барьеров и обеспечения соблюдения прав экспортеров США в рамках существующих торговых соглашений. Служба работает с иностранными правительствами, международными организациями по созданию международных стандартов и правил торговли зерном с целью улучшения предсказуемости торговли сельскохозяйственной продукцией.
В связи с вышесказанным, перед российской организацией по поддержке экспорта зерна могут быть поставлены следующие задачи:
- разработка и внедрение государственной стратегии расширения российского экспорта зерна;
- развитие экспортного потенциала зернового рынка России;
- содействие выходу отечественных экспортеров на внешние рынки;
- защита интересов отечественных производителей и экспортеров зерна;
- стимулирование внутренних инвестиций, в том числе в зерновую инфраструктуру;
- создание благоприятных условий для привлечения иностран-
Руководство ОПЭ зерна
■ общее руководство деятельностью организации
■ разработка приоритетных направлений деятельности
■ стратегическое планипование
Сектор оказания услуг (в т.ч.
Отдел информирования и консультирования
- подготовка информационных материалов
- сбор и распространение информации
- консультирование по вопросам таможенного регулирования в России и зарубежных странах
- помощь в подготовке документации и заключении внешнеэкономической сделки
- проведение обучающих семинаров и бизнес-тренингов для экспортеров
Юридический отдел
- правовая помощь при заключении и исполнении экспортных контрактов
- правовая защита отечественных экспортеров за рубежом
- оказание юридических услуг при судебных разбирательствах
Инвестиционный отдел
- создание благоприятных условий и положительного имиджа России для привлечения иностранных инвестиций в зерновую отрасль
- разработка программ по стимулированию внутренних инвестиций
- помощь в разработке программ по развитию зерновой инфраструктуры
Административный аппарат
- бухгалтерия
- отдел планирования и бюджетирования
- отдел кадров
- технический отдел
Сектор разработки программ помощи
Отдел международного сотрудничества
- совместная разработка и реализация программ в области экспорта зерна и продуктов его переработки
- организация международных встреч, конференций, круглых столов за рубежом и в России
Отдел развития рынка и поддержки экспорта
- разработка программ по поддержке и расширению российского экспорта зерна
- исследование вопросов государственного регулирования экспорта зерна
- содействие в выходе отечественных экспортеров на внешние рынки
Отдел финансирования экспорта
- разработка программ по финансовой поддержке экспортеров
- анализ финансовой и коммерческой документации заявителей
- помощь в выборе экспортного финансирования
Исследовательский и аналитический отдел (маркетинговый отдел)
- анализ зарубежных рынков сбыта и условий торговли
- мониторинг мировых цен
- оценка качества экспортируемого зерна
- анализ деятельности российских производителей и экспортеров зерна и продуктов его переработки
- помошь в разработке рекламы
Рис. 1 Схема структурно-организационных связей и функций подразделений ОПЭ зерна1
1 Составлено автором.
ных инвестиций в зерновую отрасль;
- оказание информационных и консалтинговых услуг для участников зернового рынка;
- правовая помощь при заключении и исполнении внешнеторговой сделки;
- осуществление финансовой поддержки.
В зависимости от спектра задач, поставленных перед ОПЭ, выбирается организационно-правовая форма ее функционирования.
Организационно-правовая форма функционирования ОПЭ может иметь различные виды. Большая часть ОПЭ функционируют в качестве структурного подразделения при министерствах (например, Служба сельского хозяйства зарубежных стран при Министерстве сельского хозяйства США и Канадская зерновая комиссия[7]).
В некоторых случаях ОПЭ функционируют в качестве частной организации или структурного подразделения ассоциации экспортеров, (например Австралийская ассоциация экспортеров зерна). Такая форма встречается достаточно редко, не больше 10% от общего числа организаций, что объясняется отсутствием достаточных финансовых ресурсов в частном секторе для поддержки подобной организации.
Самую большую группу составляют так называемые автономные организации, являющиеся государственными предприятиями, финансирование которых осуществляется за счёт правительства (например, Корпорация по развитию экспорта в Канаде[8] и организация Австралийских экспортеров пшеницы при Правительстве Австралии[9]). В большинстве случаев они финансируются через государственное субсидирование, или за счет целевых налогов и сборов. Такие ОПЭ функционируют как самостоятельные организации, подотчетные определенному министерству или напрямую правительству.
Организации, которые функционируют как частные, на наш взгляд, являются более эффективными, чем полностью государственные. Однако, учитывая отсутствие опыта по созданию и работе подобных организаций в России, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности, считаем, что наиболее эффективной в современных российских условиях будет автономная организационно-структурная форма деятельности ОПЭ, созданная при финансовой поддержке государства.
На рисунке 1 нами предложена схема возможной структуры ОПЭ зерна, в которой отражены функции подразделений организации с учетом возложенных на нее задач.
Важно, что организационно-правовая форма деятельности ОПЭ зерна должна учитывать текущие приоритеты развития страны, на основе которых будут реализованы различные стратегии поддержки экспорта: развитие экспортного потенциала, расширение экспорта, проникновение на рынок и др.
При разработке организационной структуры ОПЭ зерна необходимо учитывать географическое распределение экспортеров. В связи с этим целесообразно предусмотреть создание организации на региональном уровне. Ведущие экспортоориентированные зерновые производства России находятся в Южном федеральном округе, который к тому же обладает наибольшим экспортным потенциалом. Ростовская область является крупнейшим зернопроизводителем не только в ЮФО, но и на территории РФ, а административный центр Ростовской области - город Ростов-на-Дону с населением свыше 1 млн. человек в 2002 году город приобрел дополнительное политическое и экономическое значение как столица Южного федерального округа[10].
Создание ОПЭ зерна на территории Ростовской области с размещением офиса организации в городе Ростове - на - Дону, как нам представляется, было бы целесообразно с точки зрения географии экспортных поставок. К тому же создание подобной организации способствовало бы экономическому развитию не только региона, но и всего федерального округа.
При создании ОПЭ зерна, на наш взгляд, следует учитывать возможность найма требуемых специалистов (в Ростове-на-Дону существует развитая система высшего образования и подготовки высококвалифицированных специалистов), наличие как государственных, так и частных организаций уже оказывающих отдельные услуги в сфере поддержки экспорта (Торгово-промышленная палата Ростовской области), а также имеющиеся в распоряжении финансовые ресурсы и возможность их привлечения.
Главным условием эффективной работы ОПЭ зерна должно стать тесное взаимодействие организации с экспортерами и производителями зерна, поскольку цель создания такой организации -
содействие работе частных экспортных компаний и зернопроизводителей.
Несмотря на финансирование ОПЭ зерна государством, ее деятельность не должна строиться в отрыве от зернового бизнеса и экспортеров, что зачастую происходит на практике. Организация должна ориентироваться в своей деятельности на конкретные потребности экспортеров, оказывая необходимый спектр услуг. Все это может быть реализовано при тесном взаимодействии с бизнес-структурами путем организации регулярных встреч и круглых столов.
Необходимо организовать согласованную работу между всеми структурными подразделениями организации и высокий уровень взаимодействия с внешней средой - коммерческими компаниями, финансовыми институтами, государственными органами и др.
По мнению автора, особый интерес представляет проблема обеспечения финансирования деятельности ОПЭ зерна поскольку источник финансирования оказывает большое влияние на независимость, стабильность и эффективность деятельности ОПЭ.
В связи с тем, что предлагаемая модель ОПЭ зерна создается при финансовой поддержке государства, то одним из основных источников финансирования работы организации является государственный бюджет. Вместе с тем, финансирование из государственного бюджета имеет ряд недостатков, которые по нашему мнению, могут оказать негативное влияние на деятельность организации в целом. Во-первых, финансирование в рамках государственного бюджета традиционно определяется один раз в год, а это накладывает существенные ограничения на разработку и реализацию среднесрочных программ, тем более, что бюджетное финансирование может быть сокращено по причинам финансового кризиса. Во-вторых, запланированный бюджет организации может не покрыть расходы на все запланированные мероприятия. Кроме того, бюджетное финансирование может ограничить сферы использования бюджетных средств, поскольку зачастую финансирование осуществляют по определенным статьям, что может ограничить деятельность ОПЭ по разработке новых программ поддержки экспортеров в изменяющихся рыночных условиях.
Дополнительным источником финансирования деятельности ОПЭ, широко используемым в мире, может стать взимание платы за оказание услуг. Взимание подобной платы, с практической точки зрения, гарантирует стабильное поступление финансовых средств, что позволит ОПЭ зерна осуществлять планирование своих мероприятий на среднесрочную перспективу. Перечень предоставляемых услуг на платной основе может быть следующими: плата за участие в выставках и ярмарках, в том числе организованных за рубежом, индивидуальное консультирование, изучение и анализ рынков, юридическая помощь или информационные услуги. К платным услугам можно отнести организацию выставок и деловых встреч, обучающих семинаров и тренингов. Доходы от таких услуг формируют лишь небольшую часть бюджета необходимого для нормального функционирования ОПЭ зерна. Вместе с тем, переход на предоставление платных услуг, как показывает мировая практика, должен быть постепенным, когда компании уже участвуют в процессе экспорта. На начальном этапе функционирования ОПЭ зерна большинство предоставляемых услуг должно быть бесплатным.
В мировой практике еще одним дополнительным источником финансирования ОПЭ могут стать добровольные или обязательные взносы экспортёров. Вместе с тем, сбор таких взносов может осуществляться только объединениями экспортеров, т.е. полностью частной организацией. Что не применимо для предложенной модели ОПЭ зерна на современном этапе. В ассоциациях экспортеров оплата членских взносов гарантирует им предоставление дополнительных привилегий, как, например, индивидуальная помощь в зарубежном представительстве.
По нашему мнению, желательной финансовой моделью для ОПЭ зерна будет та, которая характеризуется несколькими источниками финансирования и постоянством поступлений. В таком случае наиболее успешной будет комбинированная модель финансирования, сочетающая в себе как финансирование за счет государственного бюджета, так и других источников в качестве дополнительных.
В заключении отметим следующее:
• создание специализированной организации по поддержке экспорта зерна в России, используя опыт функционирования аналогичных институтов в странах-лидерах зернового рынка, должно
способствовать развитию экспортного потенциала российского зернового рынка;
• наиболее эффективной в современных российских условиях будет автономная организационно-структурная форма деятельности организации, созданная при финансовой поддержке государства;
• организация должна иметь своё четко определенное место в структуре органов государственной власти и общественных организаций, выполняемые ею функции и обязанности не должны, с одной стороны, противоречить действиям органов власти, а с другой стороны - быть ими неоправданно ограничены;
• учитывая географическое распределение экспортеров зерна в России, целесообразно предусмотреть создание организации на региональном уровне. Наиболее обоснованным в данном случае будет размещение организации в г. Ростове-на-Дону, административном центре крупнейшего зернопроизводителя и экспортера -Южного федерального округа;
• организация должна иметь автономность и независимость мнения, что обеспечивается комбинированной моделью финансирования, которая использует диверсифицированные источники финансирования;
• глубокая специализация в вопросах поддержки экспорта зерна, которая может быть достигнута путем привлечения к работе высококвалифицированных специалистов, проведения обучающих семинаров и тренингов, а также регулярное консультирование с представителями бизнес-сообщества с целью выявления и обсуждения проблем, возникающих при экспорте зерна;
• тесное взаимодействие с коммерческими структурами и экспортерами зерна, на которых и направлена работа организации.
Примечания:
1. Australian Grain Exporters Association. Режим доступа - http:/ /www.agea.com.au/Home/
2. U.S. Wheat Associates. Режим доступа - http:// www.uswheat.org/
3. Canada Grains Council. Режим доступа - http:// www.canadagrainscouncil.ca/
4. Лукиных О.А. Совершенствование систем поддержки экспорта в зарубежных странах // Российский внешнеэкономический вестник, № 11, 2008. - с. 63-79.
5. Жаринов А.А. Основные принципы функционирования организаций по поддержке экспорта// Российский внешнеэкономический вестник, № 11, 2009. - с. 16-23.
6. Foreign Agricultural Service U.S. Department of Agriculture. Режим доступа - http://www.fas.usda.gov/
7. Canadian Grain Commission. Режим доступа - http:// www.grainscanada.gc.ca/cgc-ccg/cgc-ccg-eng.htm
8. Export Development Canada. Режим доступа - http:// www.edc.ca/english/index.htm
9. Wheat Exports Australia. Режим доступа - http:// www.wea.gov.au/index.php
10. Правительство Ростовской области. Официальный портал. Режим доступа - http://donland.ru/Default.aspx?pageid=75187
11. Жаринов А.А. О поддержке экспорта малых и средних предприятий// Российский внешнеэкономический вестник № 1, 2010, с. 51.
12. Notes:
13. Australian Grain Exporters Association. Access mode - http:// www.agea.com.au/Home/
14. U.S. Wheat Associates. Access mode - http://www.uswheat.org/
15. Canada Grains Council. Access mode - http:// www.canadagrainscouncil.ca/
16. Lukinikh O. Improving the support systems of export in the foreign countries // Russian foreign economic bulletin Num. 11, 2008. -p. 63-79.
17. Zharinov A.A. Basic principles of exports support organizations functioning// Russian foreign economic bulletin Num. 11, 2009 - p.16-
23.
18. Foreign Agricultural Service U.S. Department of Agriculture. Access mode - http://www.fas.usda.gov/
19. Canadian Grain Commission. Access mode - http:// www.grainscanada.gc.ca/cgc-ccg/cgc-ccg-eng.htm
20. Export Development Canada. Access mode - http://www.edc.ca/ english/index.htm
21. Wheat Exports Australia. Access mode - http://www.wea.gov.au/ index.php
22. Rostov region government. Official website. Access mode -http://donland.ru/Default.aspx?pageid=75187
23. Zharinov A.A. About export support of the small and medium enterprises// Russian foreign economic bulletin Num. 1, 2010, p. 51.
Библиографический список:
24. Жаринов А.А. Основные принципы функционирования организаций по поддержке экспорта// Российский внешнеэкономический вестник, № 11, 2009. - с. 16-23.
25. Жаринов А.А. О поддержке экспорта малых и средних предприятий// Российский внешнеэкономический вестник № 1, 2010, с. 51.
26. Лукиных О.А. Совершенствование систем поддержки экспорта в зарубежных странах // Российский внешнеэкономический вестник, № 11, 2008. - с. 63-79.
27. Правительство Ростовской области. Официальный портал. Режим доступа - http://donland.ru/Default.aspx?pageid=75187
28. Australian Grain Exporters Association. Режим доступа - http:/ /www.agea.com.au/Home/
29. Canada Grains Council. Режим доступа - http:// www.canadagrainscouncil.ca/
30. Canadian Grain Commission. Режим доступа - http:// www.grainscanada.gc.ca/cgc-ccg/cgc-ccg-eng.htm
31. Export Development Canada. Режим доступа - http:// www.edc.ca/english/index.htm
32. Foreign Agricultural Service U.S. Department of Agriculture. Режим доступа - http://www.fas.usda.gov/
33. U.S. Wheat Associates. Режим доступа - http:// www.uswheat.org/
34. Wheat Exports Australia. Режим доступа - http:// www.wea.gov.au/index.php
Bibliographic list:
35. Zharinov A.A. Basic principles of exports support organizations functioning// Russian foreign economic bulletin Num. 11, 2009 - p.16-23.
36. Zharinov A.A. About export support of the small and medium enterprises// Russian foreign economic bulletin Num. 1, 2010, p. 51.
37. Lukinikh O. Improving the support systems of export in the foreign countries // Russian foreign economic bulletin Num. 11, 2008. -p. 63-79.
38. Rostov region government. Official website. Access mode -http://donland.ru/Default.aspx?pageid=75187
39. Australian Grain Exporters Association. Access mode - http:// www.agea.com.au/Home/
40. Canada Grains Council. Access mode - http:// www.canadagrainscouncil.ca/
41. Canadian Grain Commission. Access mode - http:// www.grainscanada.gc.ca/cgc-ccg/cgc-ccg-eng.htm
42. Export Development Canada. Access mode - http://www.edc.ca/ english/index.htm
43. Foreign Agricultural Service U.S. Department of Agriculture. Access mode - http://www.fas.usda.gov/
44. U.S. Wheat Associates. Access mode - http://www.uswheat.org/
45. Wheat Exports Australia. Access mode - http://www.wea.gov.au/ index.php