Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ (НАЦИОНАЛЬНОЙ) ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ (НАЦИОНАЛЬНОЙ) ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTH RESORT SERVICE / REHABILITATIVE MEDICINE / NORMATIVE DOCUMENTS / CONCEPTUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белов Г. В., Капаров М. М., Султанмуратов М. Т., Садыкова Н. А.

Analytical paper discussing the current state and needs of the health resort and medical rehabilitation service in the Kyrgyz Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белов Г. В., Капаров М. М., Султанмуратов М. Т., Садыкова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ (НАЦИОНАЛЬНОЙ) ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

I БЭЛУК. САЛАМЫТТЫК САКТООНУ БАШКАРУУ.

РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ (НАЦИОНАЛЬНОЙ) ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Г.В.Белов - д.м.н., профессор, замдиректора по науке Научно-производственного объединения

«Профилактическая медицина», М.М.Капаров - к.м.н., директор медико-реабилитационного центра при Кыр-гызском НИИ курортологии и восстановительного лечения, М.Т.Султанмуратов - д.м.н., профессор, замдиректора по науке КНИИК и ВЛ, Н.А.Сапыкова - м.н.с. КНИИК и ВЛ, Бишкек, Кыргызская Республика

Кыргыз Республикасынын санатория-курорттук иштеринин енугуусуне улуттук программаны

eздeштYPYYHYн керектYYЛYГY

Белов Г.В., Капаров М.М., Султанмуратов М.Т., Сапыкова Н.А.,

Корутунду: Кыргыз Республикасындагы курорттук жана реабилитациялык (калыбына келтирYY) кызмат-тын абалын анализдеген проблемалык макала.

Негизги сездер: курортология, калыбына келтирYYЧY медицина, нормативдик документтер, концепту-алдык ыкма.

On the need for development of an inter-agency (national) programme on development of the health

resort sphere in the Kyrgyz Republic

JG.V. Belov - PhD, Professor, deputy director for scientific work, Scientific and production Centre for

preventive Medicine, Bishkek, Kyrgyz Republic M.M. Kaparov - MD, director of the Medical Rehabilitation centre at the Kyrgyz Research In-stitute of

Balneology and Medical rehabilitation M.T. Sultanmuratov - PhD, Professor, Kyrgyz Research Institute of Balneology and Medical rehabilitation N.A. Sapykova - junior researcher, Kyrgyz Research Institute of Balneology and Medical re-habilitation

Abstract. Analytical paper discussing the current state and needs of the health resort and medical rehabilitation service in the Kyrgyz Republic.

Key words: health resort service, rehabilitative medicine, normative documents, conceptual approach

Кыргызстан располагает несметными курортными богатствами. Более сотни местрождений минеральных вод, несметные запасы лечебных грязей, около 40 лечебно-оздоровительных местностей. И самое главное: глубокое озеро Иссык-Куль с чистой соленой водой, песчаными пляжами, отделенное горными хребтами от степей и пустынь, которое создает в летние месяца идеальные условия для отдыха и оздоровления. Не даром во времена Советского союза было принято решение о превращении Иссык-кульского курортного района во «Всесоюзную здравницу», рассчитывая на приток туристов и отдыхающих из соседних республик [1]. В эти времена была создана мощная инфраструктура

курортов Кыргызстана: в восьмидесятые годы многие министерства, ведомства, союзные Республики строили здания санаториев и пансионатов. После обретения независимости в девяностые года курортная сфера в Кыргызстане развивалась, вернее, существовала, по энеркции. Количество туристов снижалось. Резко выраженная в силу биоклиматических особенностей Приисыккулья сезонность еще более усилилась. Курортный сезон сократился до двух месяцев - июля-августа. В этих условиях стало трудно сохранять квалифицированные кадры. Сезонные работники не обеспечивали необходимые качество обслуживания. Система подготовки и переподготовки кадров для курортной сферы за счет

Рис. 1. Коээфицент сезонности в Иссык-Кульском курортном районе и на курорте Белокуриха (россия).

выезда на курсы в центральные институты повышения квалификации перестала работать. Санаторно-курортный этап лечения в условиях реформирования здравоохранения был расценен как очень затратный и излишний. Министерство здравоохранения Кыргызской Республики утратило интерес к курортной сфере.

В 1999 году Министерство здравоохранения выступило с инициативой принятия Закона Кыргызской Республики «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В январе 2000 года разработанный Закон был подписан Президентом [2]. Однако, согласованное Постановление Правительства КР по реализации этого закона не было утверждено, в связи с объявлением в 2001 году в Кыргызстане Годом туризма. Если в Российской Федерации Министерство здравоохранения взяло на себя роль разработчика и координатора Федеральных программ развития курортов и само является одним из самых крупных собственников санаториев [3], то в Кыргызстане роль разработчика и координатора программ развития курортов взял на себя Государственный комитет по туризму, спорту и молодежной политике.

В концепции развития туризма в Кыргызстане делался акцент на элитный туризм, на инвестиции в строительство дорогих отелей и объектов развлечений. Медицинская сторона курортного дела не нашла в этих программах должного внимания. Лечебная база санаториев и пансионатов не стала объектом пристального внимания, в результате чего происходит ее быстрое старение, природные лечебные ресурсы используются не достаточно эффективно, медицинские услуги оказываются на не должном уровне.

В последующие 5 лет органом, координирующим государственную политику в курортной сфере, было Государственное агентство по туризму, то входящее в Министерство экономического раз-

вития, то в качестве отдельной структуры, то подчиненное Торгово-промышленной палате. Новая редакция Закона КР «О туризме», продвигаемый этим агентством в 2008-2008 годах, так и не была принята в связи со многими спорными статьями о приоритетах политики в курортной сфере. Руководители агентства рассчитывали привлечь богатых туристов, не вкладывая в развитие инфраструктуры курортов, а за счет спекулятивных акций типа «Кыргызстан - родина Санта-Клауса», «Мисс бикини Мира». Конечно, делались попытки научного обоснования проводимой в курортной сфере политики, в том числе Институтом стратегических исследований при Президенте КР. Летом 2007 года вышло распоряжение президента Кыргызской Республики об образовании рабочей комиссии по разработке «Стратегии развития туризма на озере Иссык-Куль». В рабочую комиссию вошли руководители многих министерств и ведомств, государственной администрации Иссык-Кульской области, представители Сети развития Ага-Хана, Программы ПРООН по сокращению бедности, Японского агентства международного сотрудничества (ЛСА), Проекта по продвижению Кыргызстана как страны туризма Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызстане и других общественных организаций и ассоциаций. Государственное агентство по туризму и Сеть развития Ага-Хана организовали круглый стол для разработки проекта Стратегии. Мы на круглом столе показали, что главной проблемой для туризма в Кыргызстане является кратковременность курортного сезона [4]. Если в таких туристических странах как Франция, Швейцария, Испания доля туристов, приезжающих в июле-августе, составляет около 35 % от всего потока, то на Иссык-Куль в эти два месяца приезжают 90% туристов, а в остальные 10 месяцев только 10%. В результате в июле-августе месяцах нагрузка на инфраструктуру курортов в десятки раз больше среднемесячной (рис.1).

МЕДИЦИНА

Кыргызстана

В несколько раз больше требуется транспорта, мощнее канализация, система уборки мусора, в несколько раз больше обслуживающего персонала, которые остальные десять месяцев не будут работать. В несколько раз больше на одного отдыхающего при этом требуется денег на обслуживание. Возрастает себестоимость путевок, они становятся не конкурентоспособными на мировом рынке туризма. Решением этой проблемы по итогам дис-скусии было признано расширение лечебных услуг, пользующихся спросом круглый год. Развернутые предложения Минздрав представил в письменном виде, однако они были проигнорированы.

Также без привлечения медиков курортологов была разработана «Концепция устойчивого развития эколого-экономической системы "Иссык-Куль" на период до 2020 года» [5]. Несмотря на название, данная концепция построена не на развитии, а на консервации эколого-экономичес-кой системы "Иссык-Куль". Предлагается много мер ограничительного плана: мораторий на сбор, лекарственных трав, ягод, грибов, использование моторных лодок, квадрациклов и т.п. Концепция не базируется реальных цифрах. В частности, не соответствует действительности предпосылка концепции, что «...Туризм на Иссык-Куле, в основном, представлен пребыванием отдыхающих в отелях, частных гостиницах и гостевых домах. Рекреационно-оздоровительный туризм представлен слабо». По данным Института стратегических исследований при Президенте КР [6] в 2007 году курортно-рекреационный туризм или отдых в пансионатах, санаториях и дома отдыха, в основном на Иссык-Кульском побережье, составил более 90% доходов всей отрасли, туризм историко-культурной и этнографической направленности — около 3%, горно-приключенческий туризм (включающий эко-туризм) — около 5%, деловой туризм (около 1%).

Одним из предложений Концепции является «равномерное распределение всего объема туристов вдоль акватории озера», тогда как мы предлагали «равномерное распределение всего объема в течение года».

В 2008, 2009 и 2010 годах наблюдается значительное сокращение туристического потока, обусловленное высокой стоимостью и низким качеством санаторно-оздоровительных услуг. По итогам сезона 2008 года, только 10% отдыхающих из СНГ выразили желание вернуться на Иссык-Куль еще раз. Без определенного качества санаторно-оздо-ровительных услуг Кыргызстан становится страной «одноразового» туризма.

На настоящий момент стало очевидным, что курортная сфера в Кыргызстане нуждается в государственной поддержке, особенно в части законодательной инициативы, межотраслевой координации, обеспечения научных исследований, рационального финансирования социально-значимых проектов.

Поэтому мы хотели напомнить о разработанной

ежемесячный научно-практическии медицинским журнал

нами, но нереализованной «Концепции развития курортной и восстановительной медицины в Кыргызстане». Она разрабатывалась в 2005 году. По приказу Минздрава КР была создана комиссия для проверки деятельности санаторно-курортной службы, основные направления были обсуждены на международных научных конференциях, симпозиумах [7, 8, 9, 10, 11], опубликованы в журналах, и вынесены на коллегию Минздрава в декабре 2005 г.

В концепции был использован системный подход и ставились следующие задачи:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы

2. Совершенствование системы финансирования.

3. Научно-практическое развитие и методическое обеспечение санаторно-курортной и реабилитационной службы

4. Совершенствование медицинского образования и кадровой политики

5. Развитие материально-технической базы реабилитационных и санаторно-курортных учреждений.

6. Пропаганда курортных богатств Кыргызстана.

Коллегия Минздрава отложила принятие Концепции на один квартал, с учетом ее доработки и представления плана мероприятий по ее реализации. Затем в связи со сменой руководства в Кыргызском НИИ курортологии и восстановительного лечения — головного учреждения Миздрава КР в области курортологии, реабилитации и физиотерапии, о ней старались не вспоминать.

Вместо системного подхода новый руководитель КНИИКиВЛ предложил тактику «десяти шагов вперед», утверждаемых в Комплексном плане института на каждый год. Шаги выбирались самые простые, легкодостижимые, в большинстве хозяйственного плана, выполнение их не контролировалось.

Однако теперь на пятый год необходимо проанализировать, как же решались эти 6 задач, стоящие перед санаторно-курортной и реабилитационной службой.

В рамках решения первой задачи предлагалось разработать проект изменений в Закон КР «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Ввести ряд новых статей. В Российской Федерации в одноименный Закон [12] с 2004 по 2007 год внесено 5 изменений, что позволило этому Закону продуктивно работать. У нас над изменениями было решено не работать, а утвердить Постановлением Правительства два положения. Однако даже эти два сугубо медицинские положения до сих пор не утверждены. Делалась попытка разработать проект Закона «О государственной поддержке санаторно-курортного дела в Кыргызской Республики», но проект не прошел согласования в системе Минздрава.

Застопорилась работа над Национальными стандартами (КМС) на санаторно-оздоровитель-ные услуги.

Не были подготовлены какие-либо межгосударственные соглашения в курортной сфере. В России имеется неудовлетворенный спрос на санаторно-курортное лечение [13]. В условиях финансового кризиса последних лет уменьшилось число Россиян, выезжающих на лечение на курорты Германии, Чехии, Италии, Швейцарии [14], в том числе из Урало-Сибирских регионов. У Кыргызстана была возможность привлечь поток отдыхающих из этих регионов, но для этого требуется предоставление санаторно-оздоровительных услуг по определенным стандартам, использование современной физиоаппаратуры и бальнеотехники [15, 16]. К сожаленью, разрыв в качестве санаторно-курортной лечения в Российской Федерации и в Кыргызстане не уменьшается, а увеличивается.

По второму разделу концепции для улучшение финансирования курортной сферы планировалось:

- Предусмотреть приоритетное бюджетное финансирование научно-исследовательских работ по курортной и реабилитационной медицине. (К сожалению, бюджетное финансирование фактически снижалось, если исключить выплаты за выслугу лет медикам в 2009-2010 за предыдущие годы. Не удалось добиться дополнительного финансирования из фонда высоких технологий).

- Совершенствовать систему финансирования медицинских реабилитационных услуг и санаторно-курортного лечения населения. В рабочие и программные документы Фонда обязательного медицинского страхования внести внедрение методик физиотерапевтического лечения больных (физиотерапевтические процедуры ФОМСом не оплачиваются).

- Предусмотреть налоговые льготы для пансионатов на период реконструкции лечебной базы, снижение кредитных ставок под реконструкцию, отмену НДС не только на физиотерапевтическое оборудование, но и на бальнеотех-нику. Согласовать с поправками в налоговый кодекс. Ограничить строительство новых пансионатов на берегу озера Иссык-Куль, так как в связи с этим старые пансионаты с прекрасными садами и парками, лучшими акваториями приходят в упадок (такие предложения курортологами не разрабатывались).

- По третьему разделу — оптимизации научно-практического развития и методического обеспечения санаторно-курортной и реабилитационной службы тоже существенных подвижек не произошло.

В плане совершенствования медицинского образования и кадровой политики по-прежнему остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных кадров. За пять лет в целевую ординатуру и аспирантуру не было отправлено

не одного человека. Подготовка кандидатов и докторов наук собственными силами сталкивается со многими сложностями - методическими и методологическими. Если в 2005 году сотрудники КНИИКиВЛ защитили 2 докторские и 4 кандидатские диссертации, то потом в 2006 - одну кандидатскую, и только в 2009 еще одну. В то же время утверждены темы докторских диссертаций 6 соискателям, а кандидатских - более 15. Защищаться в Диссертационных советах России новому поколению соискателей почти нереально. Требуют нострификации дипломы, кандидатские минимумы по иностранному языку, философии. Сдача кандидатского минимума по специальности 14.03.11 восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия также затруднена из-за разности образовательных стандартов по данному предмету. Создать Диссертационный совет по специальности 14.03.11 надо на базе существующих докторских Диссертационных советов с привлечением двух профессоров из Казахстана. Без высококвалифицированных врачей восстановительной медицины кыргызская школа курортологов, имеющая более чем пятидесятилетнюю историю, может зачахнуть даже в окружении курортных богатств.

Заключение

Разработанные нормативно-правовые документы Кыргызской Республики в курортной сфере страдают узковедомственным подходом, и не согласуются между собой. Ситуация в курортном и туристическом деле Кыргызстана нестабильная, и не соответствует имеющемуся потенциалу. Исполнение мероприятий по реализации ведомственных программ контролируется плохо. Назрела острая необходимость разработки Национальной программы развития курортного дела на ближайшее десятилетие.

литература:

1. Алымкулов Д.А., Бикмухаметова Н.Г. Рекреационные возможности и прогнозы развития курортов Киргизии. Фрунзе «Илим», 1985. — 200 с.

2. Закон Кыргызской Республики «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Бишкек, 2000.

3. Разумов А.Н. Основы государственного регулирования в сфере развития восстановительной и курортной медицины // Мат. международного конгресса «Здравница — 2001», М, 2001. - С.6-9.

4. Каратаев М.М., Белов Г.В. О проекте стратегии развития туризма на озере Иссык-Куль // Медицина Кыргызстана. 2007. №4. — С.14-16

5. Концепция устойчивого развития эколого-экономической системы "Иссык-Куль " на период до 2020 года. Утверждена Указам ПрезидентаКыргызской Республики от 10 февраля 2009 года N 98.

6. Кабилова К.С. Перспективы развития оздоровительного туризма в Кыргызстане //Медицина Кыргызстана. 2007,

МЕДИЦИНА

ежемесячный научно-практическии медицинскии журнал

Кыргызстана

№4.-

7. Белов Г.В. СултанмуратовМ.Т., КапаровМ.М. О состоянии курортной службы в Киргизии и перспективах ее развития // Материалы Х международного симпозиума «Новые технологии восстановительной медицины и курортологии».1-8 октября 2005, Турция, Анталия, Москва,

2005. -С. 129-130.

8. СултанмуратовМ.Т., БеловГ.В., КапаровМ.М. Основные принципы концепции развития курортов в Кыргызстане //МатериалыМеждународного симпозиума «Управление качества медицинской и санаторно-курортной помощи в современных условиях» Астана-Чолпон-Ата, 2005. -С. с.191-197

9. Султанмуратов М.Т., Белов Г.В., Оганова Н.Э., Молдои-саев Р.Б.Задачи ассоциации курортологов Кыргызстана по оптимизации деятельности санаторно-курортных организаций // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2005, №4. - С.34-36

10. Белов Г.В. О стратегии и мероприятиях по развитию курортного дела в Кыргызстане //Медицина Кыргызстана.

2006. №1. -С. 8-15

11. Belov G. V. СоЫШоп and prospects ofdevelopment of sanato-

rium establishments of Kyrgyzstan //Abstract 35th Congress of ISMH Istanbul, Turkey. June 6-10, 2006. № 0094

12. Закон Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (с изменениями от 22 августа 2004 года, 9 мая 2005 года, 18, 29 декабря 2006 года, 8 ноября 2007 года).

13. Разумов А.Н., Лимонов В.И. Организация санаторно-курортной сферы: системный анализ. -М. : Квадрига, 2008. - 80 с.

14. Стороженко Н.А. Проблемы курортной отрасли в период экономической нестабильности // Материалы Международного конгресса «Здравница-2009». Москва. - 2009. -С.181-182.

15. Поважная Е.Л. Нормативно-правовое регулирование организации и оказания санаторно-курортной помощи в Российской Федерации // Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации / Материалы Международного конгресса «Здравница-2009». Москва. - 2009. -С.11-12.

16. Пономаренко Г.Н. Инновационные технологии в физиотерапии и курортологии //Материалы Международного конгресса «Здравница-2009». Москва. - 2009. -С.150-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.