I БЭЛУК. САЛАМЫТТЫК САКТООНУ БАШКАРУУ.
РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ (НАЦИОНАЛЬНОЙ) ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Г.В.Белов - д.м.н., профессор, замдиректора по науке Научно-производственного объединения
«Профилактическая медицина», М.М.Капаров - к.м.н., директор медико-реабилитационного центра при Кыр-гызском НИИ курортологии и восстановительного лечения, М.Т.Султанмуратов - д.м.н., профессор, замдиректора по науке КНИИК и ВЛ, Н.А.Сапыкова - м.н.с. КНИИК и ВЛ, Бишкек, Кыргызская Республика
Кыргыз Республикасынын санатория-курорттук иштеринин енугуусуне улуттук программаны
eздeштYPYYHYн керектYYЛYГY
Белов Г.В., Капаров М.М., Султанмуратов М.Т., Сапыкова Н.А.,
Корутунду: Кыргыз Республикасындагы курорттук жана реабилитациялык (калыбына келтирYY) кызмат-тын абалын анализдеген проблемалык макала.
Негизги сездер: курортология, калыбына келтирYYЧY медицина, нормативдик документтер, концепту-алдык ыкма.
On the need for development of an inter-agency (national) programme on development of the health
resort sphere in the Kyrgyz Republic
JG.V. Belov - PhD, Professor, deputy director for scientific work, Scientific and production Centre for
preventive Medicine, Bishkek, Kyrgyz Republic M.M. Kaparov - MD, director of the Medical Rehabilitation centre at the Kyrgyz Research In-stitute of
Balneology and Medical rehabilitation M.T. Sultanmuratov - PhD, Professor, Kyrgyz Research Institute of Balneology and Medical rehabilitation N.A. Sapykova - junior researcher, Kyrgyz Research Institute of Balneology and Medical re-habilitation
Abstract. Analytical paper discussing the current state and needs of the health resort and medical rehabilitation service in the Kyrgyz Republic.
Key words: health resort service, rehabilitative medicine, normative documents, conceptual approach
Кыргызстан располагает несметными курортными богатствами. Более сотни местрождений минеральных вод, несметные запасы лечебных грязей, около 40 лечебно-оздоровительных местностей. И самое главное: глубокое озеро Иссык-Куль с чистой соленой водой, песчаными пляжами, отделенное горными хребтами от степей и пустынь, которое создает в летние месяца идеальные условия для отдыха и оздоровления. Не даром во времена Советского союза было принято решение о превращении Иссык-кульского курортного района во «Всесоюзную здравницу», рассчитывая на приток туристов и отдыхающих из соседних республик [1]. В эти времена была создана мощная инфраструктура
курортов Кыргызстана: в восьмидесятые годы многие министерства, ведомства, союзные Республики строили здания санаториев и пансионатов. После обретения независимости в девяностые года курортная сфера в Кыргызстане развивалась, вернее, существовала, по энеркции. Количество туристов снижалось. Резко выраженная в силу биоклиматических особенностей Приисыккулья сезонность еще более усилилась. Курортный сезон сократился до двух месяцев - июля-августа. В этих условиях стало трудно сохранять квалифицированные кадры. Сезонные работники не обеспечивали необходимые качество обслуживания. Система подготовки и переподготовки кадров для курортной сферы за счет
Рис. 1. Коээфицент сезонности в Иссык-Кульском курортном районе и на курорте Белокуриха (россия).
выезда на курсы в центральные институты повышения квалификации перестала работать. Санаторно-курортный этап лечения в условиях реформирования здравоохранения был расценен как очень затратный и излишний. Министерство здравоохранения Кыргызской Республики утратило интерес к курортной сфере.
В 1999 году Министерство здравоохранения выступило с инициативой принятия Закона Кыргызской Республики «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В январе 2000 года разработанный Закон был подписан Президентом [2]. Однако, согласованное Постановление Правительства КР по реализации этого закона не было утверждено, в связи с объявлением в 2001 году в Кыргызстане Годом туризма. Если в Российской Федерации Министерство здравоохранения взяло на себя роль разработчика и координатора Федеральных программ развития курортов и само является одним из самых крупных собственников санаториев [3], то в Кыргызстане роль разработчика и координатора программ развития курортов взял на себя Государственный комитет по туризму, спорту и молодежной политике.
В концепции развития туризма в Кыргызстане делался акцент на элитный туризм, на инвестиции в строительство дорогих отелей и объектов развлечений. Медицинская сторона курортного дела не нашла в этих программах должного внимания. Лечебная база санаториев и пансионатов не стала объектом пристального внимания, в результате чего происходит ее быстрое старение, природные лечебные ресурсы используются не достаточно эффективно, медицинские услуги оказываются на не должном уровне.
В последующие 5 лет органом, координирующим государственную политику в курортной сфере, было Государственное агентство по туризму, то входящее в Министерство экономического раз-
вития, то в качестве отдельной структуры, то подчиненное Торгово-промышленной палате. Новая редакция Закона КР «О туризме», продвигаемый этим агентством в 2008-2008 годах, так и не была принята в связи со многими спорными статьями о приоритетах политики в курортной сфере. Руководители агентства рассчитывали привлечь богатых туристов, не вкладывая в развитие инфраструктуры курортов, а за счет спекулятивных акций типа «Кыргызстан - родина Санта-Клауса», «Мисс бикини Мира». Конечно, делались попытки научного обоснования проводимой в курортной сфере политики, в том числе Институтом стратегических исследований при Президенте КР. Летом 2007 года вышло распоряжение президента Кыргызской Республики об образовании рабочей комиссии по разработке «Стратегии развития туризма на озере Иссык-Куль». В рабочую комиссию вошли руководители многих министерств и ведомств, государственной администрации Иссык-Кульской области, представители Сети развития Ага-Хана, Программы ПРООН по сокращению бедности, Японского агентства международного сотрудничества (ЛСА), Проекта по продвижению Кыргызстана как страны туризма Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызстане и других общественных организаций и ассоциаций. Государственное агентство по туризму и Сеть развития Ага-Хана организовали круглый стол для разработки проекта Стратегии. Мы на круглом столе показали, что главной проблемой для туризма в Кыргызстане является кратковременность курортного сезона [4]. Если в таких туристических странах как Франция, Швейцария, Испания доля туристов, приезжающих в июле-августе, составляет около 35 % от всего потока, то на Иссык-Куль в эти два месяца приезжают 90% туристов, а в остальные 10 месяцев только 10%. В результате в июле-августе месяцах нагрузка на инфраструктуру курортов в десятки раз больше среднемесячной (рис.1).
МЕДИЦИНА
Кыргызстана
В несколько раз больше требуется транспорта, мощнее канализация, система уборки мусора, в несколько раз больше обслуживающего персонала, которые остальные десять месяцев не будут работать. В несколько раз больше на одного отдыхающего при этом требуется денег на обслуживание. Возрастает себестоимость путевок, они становятся не конкурентоспособными на мировом рынке туризма. Решением этой проблемы по итогам дис-скусии было признано расширение лечебных услуг, пользующихся спросом круглый год. Развернутые предложения Минздрав представил в письменном виде, однако они были проигнорированы.
Также без привлечения медиков курортологов была разработана «Концепция устойчивого развития эколого-экономической системы "Иссык-Куль" на период до 2020 года» [5]. Несмотря на название, данная концепция построена не на развитии, а на консервации эколого-экономичес-кой системы "Иссык-Куль". Предлагается много мер ограничительного плана: мораторий на сбор, лекарственных трав, ягод, грибов, использование моторных лодок, квадрациклов и т.п. Концепция не базируется реальных цифрах. В частности, не соответствует действительности предпосылка концепции, что «...Туризм на Иссык-Куле, в основном, представлен пребыванием отдыхающих в отелях, частных гостиницах и гостевых домах. Рекреационно-оздоровительный туризм представлен слабо». По данным Института стратегических исследований при Президенте КР [6] в 2007 году курортно-рекреационный туризм или отдых в пансионатах, санаториях и дома отдыха, в основном на Иссык-Кульском побережье, составил более 90% доходов всей отрасли, туризм историко-культурной и этнографической направленности — около 3%, горно-приключенческий туризм (включающий эко-туризм) — около 5%, деловой туризм (около 1%).
Одним из предложений Концепции является «равномерное распределение всего объема туристов вдоль акватории озера», тогда как мы предлагали «равномерное распределение всего объема в течение года».
В 2008, 2009 и 2010 годах наблюдается значительное сокращение туристического потока, обусловленное высокой стоимостью и низким качеством санаторно-оздоровительных услуг. По итогам сезона 2008 года, только 10% отдыхающих из СНГ выразили желание вернуться на Иссык-Куль еще раз. Без определенного качества санаторно-оздо-ровительных услуг Кыргызстан становится страной «одноразового» туризма.
На настоящий момент стало очевидным, что курортная сфера в Кыргызстане нуждается в государственной поддержке, особенно в части законодательной инициативы, межотраслевой координации, обеспечения научных исследований, рационального финансирования социально-значимых проектов.
Поэтому мы хотели напомнить о разработанной
ежемесячный научно-практическии медицинским журнал
нами, но нереализованной «Концепции развития курортной и восстановительной медицины в Кыргызстане». Она разрабатывалась в 2005 году. По приказу Минздрава КР была создана комиссия для проверки деятельности санаторно-курортной службы, основные направления были обсуждены на международных научных конференциях, симпозиумах [7, 8, 9, 10, 11], опубликованы в журналах, и вынесены на коллегию Минздрава в декабре 2005 г.
В концепции был использован системный подход и ставились следующие задачи:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы
2. Совершенствование системы финансирования.
3. Научно-практическое развитие и методическое обеспечение санаторно-курортной и реабилитационной службы
4. Совершенствование медицинского образования и кадровой политики
5. Развитие материально-технической базы реабилитационных и санаторно-курортных учреждений.
6. Пропаганда курортных богатств Кыргызстана.
Коллегия Минздрава отложила принятие Концепции на один квартал, с учетом ее доработки и представления плана мероприятий по ее реализации. Затем в связи со сменой руководства в Кыргызском НИИ курортологии и восстановительного лечения — головного учреждения Миздрава КР в области курортологии, реабилитации и физиотерапии, о ней старались не вспоминать.
Вместо системного подхода новый руководитель КНИИКиВЛ предложил тактику «десяти шагов вперед», утверждаемых в Комплексном плане института на каждый год. Шаги выбирались самые простые, легкодостижимые, в большинстве хозяйственного плана, выполнение их не контролировалось.
Однако теперь на пятый год необходимо проанализировать, как же решались эти 6 задач, стоящие перед санаторно-курортной и реабилитационной службой.
В рамках решения первой задачи предлагалось разработать проект изменений в Закон КР «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Ввести ряд новых статей. В Российской Федерации в одноименный Закон [12] с 2004 по 2007 год внесено 5 изменений, что позволило этому Закону продуктивно работать. У нас над изменениями было решено не работать, а утвердить Постановлением Правительства два положения. Однако даже эти два сугубо медицинские положения до сих пор не утверждены. Делалась попытка разработать проект Закона «О государственной поддержке санаторно-курортного дела в Кыргызской Республики», но проект не прошел согласования в системе Минздрава.
Застопорилась работа над Национальными стандартами (КМС) на санаторно-оздоровитель-ные услуги.
Не были подготовлены какие-либо межгосударственные соглашения в курортной сфере. В России имеется неудовлетворенный спрос на санаторно-курортное лечение [13]. В условиях финансового кризиса последних лет уменьшилось число Россиян, выезжающих на лечение на курорты Германии, Чехии, Италии, Швейцарии [14], в том числе из Урало-Сибирских регионов. У Кыргызстана была возможность привлечь поток отдыхающих из этих регионов, но для этого требуется предоставление санаторно-оздоровительных услуг по определенным стандартам, использование современной физиоаппаратуры и бальнеотехники [15, 16]. К сожаленью, разрыв в качестве санаторно-курортной лечения в Российской Федерации и в Кыргызстане не уменьшается, а увеличивается.
По второму разделу концепции для улучшение финансирования курортной сферы планировалось:
- Предусмотреть приоритетное бюджетное финансирование научно-исследовательских работ по курортной и реабилитационной медицине. (К сожалению, бюджетное финансирование фактически снижалось, если исключить выплаты за выслугу лет медикам в 2009-2010 за предыдущие годы. Не удалось добиться дополнительного финансирования из фонда высоких технологий).
- Совершенствовать систему финансирования медицинских реабилитационных услуг и санаторно-курортного лечения населения. В рабочие и программные документы Фонда обязательного медицинского страхования внести внедрение методик физиотерапевтического лечения больных (физиотерапевтические процедуры ФОМСом не оплачиваются).
- Предусмотреть налоговые льготы для пансионатов на период реконструкции лечебной базы, снижение кредитных ставок под реконструкцию, отмену НДС не только на физиотерапевтическое оборудование, но и на бальнеотех-нику. Согласовать с поправками в налоговый кодекс. Ограничить строительство новых пансионатов на берегу озера Иссык-Куль, так как в связи с этим старые пансионаты с прекрасными садами и парками, лучшими акваториями приходят в упадок (такие предложения курортологами не разрабатывались).
- По третьему разделу — оптимизации научно-практического развития и методического обеспечения санаторно-курортной и реабилитационной службы тоже существенных подвижек не произошло.
В плане совершенствования медицинского образования и кадровой политики по-прежнему остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных кадров. За пять лет в целевую ординатуру и аспирантуру не было отправлено
не одного человека. Подготовка кандидатов и докторов наук собственными силами сталкивается со многими сложностями - методическими и методологическими. Если в 2005 году сотрудники КНИИКиВЛ защитили 2 докторские и 4 кандидатские диссертации, то потом в 2006 - одну кандидатскую, и только в 2009 еще одну. В то же время утверждены темы докторских диссертаций 6 соискателям, а кандидатских - более 15. Защищаться в Диссертационных советах России новому поколению соискателей почти нереально. Требуют нострификации дипломы, кандидатские минимумы по иностранному языку, философии. Сдача кандидатского минимума по специальности 14.03.11 восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия также затруднена из-за разности образовательных стандартов по данному предмету. Создать Диссертационный совет по специальности 14.03.11 надо на базе существующих докторских Диссертационных советов с привлечением двух профессоров из Казахстана. Без высококвалифицированных врачей восстановительной медицины кыргызская школа курортологов, имеющая более чем пятидесятилетнюю историю, может зачахнуть даже в окружении курортных богатств.
Заключение
Разработанные нормативно-правовые документы Кыргызской Республики в курортной сфере страдают узковедомственным подходом, и не согласуются между собой. Ситуация в курортном и туристическом деле Кыргызстана нестабильная, и не соответствует имеющемуся потенциалу. Исполнение мероприятий по реализации ведомственных программ контролируется плохо. Назрела острая необходимость разработки Национальной программы развития курортного дела на ближайшее десятилетие.
литература:
1. Алымкулов Д.А., Бикмухаметова Н.Г. Рекреационные возможности и прогнозы развития курортов Киргизии. Фрунзе «Илим», 1985. — 200 с.
2. Закон Кыргызской Республики «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Бишкек, 2000.
3. Разумов А.Н. Основы государственного регулирования в сфере развития восстановительной и курортной медицины // Мат. международного конгресса «Здравница — 2001», М, 2001. - С.6-9.
4. Каратаев М.М., Белов Г.В. О проекте стратегии развития туризма на озере Иссык-Куль // Медицина Кыргызстана. 2007. №4. — С.14-16
5. Концепция устойчивого развития эколого-экономической системы "Иссык-Куль " на период до 2020 года. Утверждена Указам ПрезидентаКыргызской Республики от 10 февраля 2009 года N 98.
6. Кабилова К.С. Перспективы развития оздоровительного туризма в Кыргызстане //Медицина Кыргызстана. 2007,
МЕДИЦИНА
ежемесячный научно-практическии медицинскии журнал
Кыргызстана
№4.-
7. Белов Г.В. СултанмуратовМ.Т., КапаровМ.М. О состоянии курортной службы в Киргизии и перспективах ее развития // Материалы Х международного симпозиума «Новые технологии восстановительной медицины и курортологии».1-8 октября 2005, Турция, Анталия, Москва,
2005. -С. 129-130.
8. СултанмуратовМ.Т., БеловГ.В., КапаровМ.М. Основные принципы концепции развития курортов в Кыргызстане //МатериалыМеждународного симпозиума «Управление качества медицинской и санаторно-курортной помощи в современных условиях» Астана-Чолпон-Ата, 2005. -С. с.191-197
9. Султанмуратов М.Т., Белов Г.В., Оганова Н.Э., Молдои-саев Р.Б.Задачи ассоциации курортологов Кыргызстана по оптимизации деятельности санаторно-курортных организаций // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2005, №4. - С.34-36
10. Белов Г.В. О стратегии и мероприятиях по развитию курортного дела в Кыргызстане //Медицина Кыргызстана.
2006. №1. -С. 8-15
11. Belov G. V. СоЫШоп and prospects ofdevelopment of sanato-
rium establishments of Kyrgyzstan //Abstract 35th Congress of ISMH Istanbul, Turkey. June 6-10, 2006. № 0094
12. Закон Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (с изменениями от 22 августа 2004 года, 9 мая 2005 года, 18, 29 декабря 2006 года, 8 ноября 2007 года).
13. Разумов А.Н., Лимонов В.И. Организация санаторно-курортной сферы: системный анализ. -М. : Квадрига, 2008. - 80 с.
14. Стороженко Н.А. Проблемы курортной отрасли в период экономической нестабильности // Материалы Международного конгресса «Здравница-2009». Москва. - 2009. -С.181-182.
15. Поважная Е.Л. Нормативно-правовое регулирование организации и оказания санаторно-курортной помощи в Российской Федерации // Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации / Материалы Международного конгресса «Здравница-2009». Москва. - 2009. -С.11-12.
16. Пономаренко Г.Н. Инновационные технологии в физиотерапии и курортологии //Материалы Международного конгресса «Здравница-2009». Москва. - 2009. -С.150-151.