Научная статья на тему 'О необходимости придания результатам оперативно-розыскной деятельности статуса доказательств в уголовно-процессуальном законодательстве Кыргызской Республики'

О необходимости придания результатам оперативно-розыскной деятельности статуса доказательств в уголовно-процессуальном законодательстве Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
613
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОЦЕСС РАССЛЕДОВАНИЯ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / RESULTS OF CRIME DETECTION ACTIVITIES / ORGANIZED CRIME / INVESTIGATION PROCESS / EVIDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саяков А. К.

В статье рассмотрена необходимость использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями, и уголовно-процессуального регулирования их в законодательстве Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the necessity of giving the status of evidence to the results of crime detection activities in the criminal procedure legislation of the Kyrgyz Republic

The article describes the need to use the results of crime detection activities in the investigation of crimes committed by organized criminal groups and their criminal procedure regulation in the legislation of the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «О необходимости придания результатам оперативно-розыскной деятельности статуса доказательств в уголовно-процессуальном законодательстве Кыргызской Республики»

Раздел 7. Зарубежный опыт

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИДАНИЯ РЕЗУЛЬТАТАМ ОПЕРАТИВНОрозыскной деятельности статуса доказательств

В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

кыргызской республики

А.К. Саяков

(адъюнкт адъюнктуры (докторантуры) Омской академии МВД России;

[email protected])

В статье рассмотрена необходимость использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями, и уголовно-процессуального регулирования их в законодательстве Кыргызской Республики.

Ключевые слова: результаты оперативно-розыскной деятельности, организованная преступность, процесс расследования, доказательства.

Одной из конституционных обязанностей государства является защита своих граждан от преступных посягательств. Согласно ст. 16 Конституции Кыргызской Республики «права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются высшей ценностью. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления». Однако в настоящее время ни органы законодательной власти, ни органы исполнительной власти, ни суд, ни правоохранительные структуры Кыргызской Республики не выполняют данную обязанность в полном объеме. Вследствие этого нарушаются права и интересы граждан, подрывается авторитет власти в целом. Прежде всего это относится к борьбе с организованной преступностью.

Проблема организованной преступности является предметом острых дискуссий среди ученых и сотрудников правоохранительных органов. Исследователями отмечается, что указанный вид преступности, обладая повышенной общественной опасностью, имеет тенденцию к расширению своих масштабов, становится основным фактором политической и социально-экономической нестабильности в Кыргызстане.

Особую тревогу вызывает деятельность транснациональной организованной преступности, включающей в себя элементы международного терроризма, незаконного оборота наркотиков, торговли людьми и оружием. Возрастающая и усиливающаяся взаимосвязь между ними заставляет искать новые подходы к снижению их негативного потенциала и укреплению системы национальной безопасности страны путем предъявления адекватных ответов [1, с. 4].

По справедливому замечанию

А.И. Долговой, «для того, чтобы деятельность правоохранительных органов с организованной преступностью была адекватна ее проявлениям, необходимо четко понимать, что же из себя представляет организованная преступность в современных условиях, какова ее структура, цели и направления деятельности преступных формирований, а также видеть правовые возможности контроля за организованной преступностью» [2, с. 162-163].

Принятие нового Уголовного кодекса Кыргызской Республики (далее - УК КР), введенного в действие с 1 января 1998 года, частично восполнило пробелы, имевшие место в уголовном законодательстве. В УК КР были внесены соответствующие нормы, отражающие различные аспекты противодействия организованной пре-

ступности. По сравнению с предыдущим УК, число таких норм было увеличено за счет включения в систему Особенной части УК КР ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации) (ст. 231 УК КР), а в нормах Общей части было закреплено определение наиболее опасных для общества форм соучастия (ст.ст. 31, 33, 34, 55).

Принятие в 1998 году Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД (1998 г.) в определенной степени способствовало решению вопроса о правовом регулировании оперативно-розыскных форм и методов борьбы с организованной преступностью. Однако практика борьбы с организованной преступностью показала, что этого было явно недостаточно.

Как отмечает К.М. Осмоналиев, «современная практика борьбы с организованной преступностью в Кыргызской Республике свидетельствует о фактическом ослаблении такой борьбы вопреки официально закрепленным намерениям государства усиливать эту борьбу. В подавляющем большинстве случаев (в 70 %) суды назначают виновным наказания ниже низшего предела или более мягкие наказания, чем это предусмотрено уголовным законом (что нередко связано с коррупцией в системе правосудия)» [1, с. 59].

Бесспорным является тот факт, что коррупция - это один из рычагов противодействия организованных преступных формирований (далее - ОПФ) всей существующей системе борьбы с организованной преступностью. Но при этом возникает вопрос: А в коррупции ли только дело?

Анализ практики расследования организованной преступной деятельности в Кыргызской Республике позволяет сделать вывод о том, что данное направление правоохранительной деятельности требует оптимизации. При этом необходимо указать на отсутствие системного подхода к расследованию преступлений, совершаемых ОПФ. Данный факт проявляется в низком уровне взаимодействия прежде всего между органами расследования и оперативно-розыскными подразделениями. В результате этой

Раздел 7. Зарубежный опыт несогласованности невозможно достичь общей цели расследования - установления истины по конкретному уголовному делу, создания системы доказательств, обеспечивающих справедливость тех решений, которые будут вынесены на основе этой доказательственной базы.

Как справедливо отмечает Н.А. По-дольный, «процесс расследования - это прежде всего процесс познания, процесс поиска и использования полученной информации. От его успеха зависит справедливость правосудия, осуществляемого по конкретному уголовному делу. От его организации зависит успех расследования преступлений, составляющих... организованную преступность» [3, с. 293].

В связи с этим следует поддержать мнение о том, что «процесс доказывания в расследовании преступлений многосложен, поэтому возрастает роль оперативнорозыскной деятельности в части использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности, вплоть до придания им значения судебных доказательств» [4, с. 133].

Потребность в использовании результатов оперативно-розыскной деятельности при организации раскрытия и расследования преступлений, совершаемых ОПФ, обусловлена рядом факторов. С одной стороны, сложностью, масштабностью и изощренностью организованной преступной деятельности, высокой степенью организованности и сплоченности криминальных структур, не только конспиративно осуществляющих свою преступную деятельность, но и предпринимающих меры по своей защите и противодействию правоохранительным органам. С другой стороны, органы расследования в борьбе с криминальными структурами должны противопоставить им в рамках действующего законодательства доказательства, достаточные для нейтрализации криминальных структур. Изучение этого вопроса свидетельствует о том, что в Кыргызстане до настоящего времени не удалось создать стройную, гибкую схему использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Как было отмечено выше, принятие Закона об ОРД (1998 г.) в определенной степени способствовало решению вопроса о правовом регулировании оперативно-розыскных форм и методов борьбы с организованной преступностью. Ст. 14

«Использование результатов оперативнорозыскной деятельности» Закона об ОРД (1998 г.) предусматривает, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания наказания и без вести пропавших.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Кыргызской Республики, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Но при этом, согласно данной норме, доказательствами признаются не сами по себе данные, полученные посредством ОРД, а сформированные с их помощью в законном порядке процессуальные доказательства. Чтобы стать доказательствами, они должны быть введены в уголовный процесс в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Кыргызской Республики, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, т.е. получить статус одного или нескольких доказательств, предусмотренных ст. 81 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики (далее - УПК КР).

К сожалению, следует указать на отсутствие в УПК КР правовой регламента-

ции результатов оперативно-розыскной деятельности, что свидетельствует об их непроцессуальном характере. Если в ст. 89 УПК РФ говорится о том, что «запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом» [5, с. 51], то в УПК КР об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности даже не упоминается.

В данном случае следует согласиться с А.М. Барановым в том, что «при придании оперативно-розыскной деятельности законодательного регулирования были допущены методологическая и технико-юридическая ошибки. Негласные способы собирания доказательств нашли закрепление в рамках иной деятельности, а сведения, полученные в результате ее осуществления, должны использоваться в уголовном процессе. Закон об ОРД не смог снять этого противоречия» [6, с. 161-162].

Мы поддерживаем точку зрения

В.М. Бозрова, который пишет: «...механизм проведения ОРД непосредственно органом дознания в основе своей такой же, что и механизм однородного следственного действия. Различие только в форме. Причем гарантия достоверности результатов ОРД заключается не в их способе получения, а в проверяемости, в том числе и с точки зрения законности» [7, с. 24]. «Что же касается возможных фальсификаций и злоупотреблений, - добавляет он, - то они не исключаются и в процессе реализации любых следственных действий. Задача в том, чтобы свести вероятность подобных явлений до минимума через систему уголовных и уголовно-процессуальных гарантий» [7, с. 24-25].

Таким образом, чтобы результаты ОРД имели статус доказательств, необходимо придать уголовно-процессуальную природу негласным приемам и способам собирания сведений (доказательств), т.е. урегулировать их посредством уголовнопроцессуального закона. Тогда, по справедливому замечанию А.М. Баранова, «в сознании юристов исчезнет основание, препятствующее использованию в качес-

тве доказательств сведений, полученных в результате негласного собирания доказательств (получаемых сегодня в рамках ОРД)» [6, с. 164].

Именно поэтому вопрос о соотношении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности по расследованию уголовных дел следует отнести к числу основных проблем борьбы с организованной преступной деятельностью в Кыргызской Республике.

В связи с этим следует поддержать мнение В.М. Бозрова о том, что «объективно сложившаяся криминальная ситуация требует расширения возможностей действующего законодательства по ее разрешению. В данном случае речь должна идти об активном применении результатов ОРД в доказывании по уголовному делу, поскольку оперативные данные насыщены объективно существующими сведениями о фактах, входящих в предмет доказывания... отличие сведений, полученных в результате ОРД, по своему механизму образования лишь в процессуальной форме, которую и надо привести в требуемое соответствие. Не случайно в дореволюционной России допускалось прямо использование в качестве доказательств агентурных данных при расследовании государственных преступлений» [7, с. 25].

Отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве нормы, предусматривающей использование результатов оперативно-розыскной деятельности путем их представления, делает обоснованной постановку вопроса о дополнении действующего уголовно-процессуального законодательства Кыргызской Республики соответствующей нормой.

В качестве положительного примера можно привести законодательный опыт казахстанских коллег, которые включили в УПК Республики Казахстан соответствующую статью, регламентирующую использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Некогда небольшая (в один абзац) статья 130 УПК Республики Казахстан, посвященная использованию результатов ОРД в доказывании по уголовным делам,

Раздел 7. Зарубежный опыт преобразилась в объемный текст, занимающий почти целую страницу, что явилось следствием принятия целого ряда законов, в том числе Закона Республики Казахстан от 16 марта 2001 г. № 163-11 ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией».

Исходя из вышеизложенного очевидно, что положения о результатах оперативно-розыскной деятельности должны быть закреплены в уголовно-процессуальном законе. В связи с этим предлагается включить в раздел о доказательствах и доказывании УПК КР развернутую статью «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам» следующего содержания: «Результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные в соответствии с требованиями Закона Кыргызской Республики “Об оперативно-розыскной деятельности” и содержащие в себе данные, имеющие значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 82 настоящего Кодекса, могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, предусмотренных главой 10 настоящего Кодекса.

Фактические данные, непосредственно воспринятые лицом, оказывающим на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, могут быть использованы в качестве доказательств после допроса указанного лица в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) с его согласия. При необходимости и возможности непосредственного восприятия лицом, ведущим уголовный процесс, обстоятельств дела, выявленных в результате оперативно-розыскных мероприятий, эти обстоятельства дела фиксируются в протоколе следственного либо судебного действия, проводимого по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом.

Использование предметов и документов, полученных в ходе оперативнорозыскной деятельности, в качестве вещественных доказательств и документов осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 85 и 89 настоящего кодекса. Приобщение материалов оперативно-розыскной деятельности в качестве вещественных доказательств и документов производится с соблюдением требований статей 86 и 87 настоящего Кодекса».

Кроме того, на наш взгляд, необходимо дополнить ч. 2 ст. 81 УПК КР и внести в нее в качестве самостоятельного вида доказательства результаты оперативно-розыскной деятельности.

1. Осмоналиев К.М. Организованная преступность в Кыргызской Республике: анализ и оценка состояния (результаты криминологического исследования). Бишкек: АКН, НИЦ МВД КР, 2003.

2. Долгова А.И. Организованная преступность, терроризм и коррупция:

тенденции и совершенствование борьбы с ними // Прокурорская и следственная практика. 2005. № 3-4.

3. Подольный Н.А. Расследование преступлений, составляющих молодежную организованную преступность. М.: Юрлитинформ, 2007.

4. Заугольников С.Л. Взаимосвязь уголовно-процессуальной и оперативнорозыскной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы шестой междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т, 2008.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2008.

6. Баранов А.М. Обеспечение законности в досудебном производстве по уголовным делам. Омск, 2006.

7. Бозров В. Результатам ОРД - статус доказательств // Законность. 2004. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.