Научная статья на тему 'О необходимости и возможности создания вуза нового типа на европейском Севере России'

О необходимости и возможности создания вуза нового типа на европейском Севере России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ КАДРЫ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EDUCATIONAL REFORM / INNOVATION PERSONNEL / RESEARCH-SCIENTIFIC-INNOVATION COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник А. Г., Шишаев М. Г., Скуфьина Т. П.

Обоснована необходимость и возможность создания в Мурманской обл. государственного научно-образовательного учреждения, в котором подготовка высококвалифицированных кадров органично сочеталась бы с современными научными исследованиями и внедрением их результатов в виде современных наукоемких инновационных технологий. В качестве основного механизма создания такого учреждения предлагается интеграция существующих в регионе государственных учреждений профессионального образования и развивающихся компонентов инновационной инфраструктуры с уникальным научно-исследовательским потенциалом Кольского научного центра РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олейник А. Г., Шишаев М. Г., Скуфьина Т. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости и возможности создания вуза нового типа на европейском Севере России»

О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ВУЗА НОВОГО ТИПА НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ

А.Г. Олейник, д.т.н.; М.Г. Шишаев, к.т.н.; Т.П. Скуфьина, д.э.н.

Институт информатики и математического моделирования технологических процессов КНЦ РАН

Аннотация

Обоснована необходимость и возможность создания в Мурманской обл. государственного научнообразовательного учреждения, в котором подготовка высококвалифицированных кадров органично сочеталась бы с современными научными исследованиями и внедрением их результатов в виде современных наукоемких инновационных технологий. В качестве основного механизма создания такого учреждения предлагается интеграция существующих в регионе государственных учреждений профессионального образования и развивающихся компонентов инновационной инфраструктуры с уникальным научно-исследовательским потенциалом Кольского научного центра РАН.

Ключевые слова:

устойчивое развитие, реформа образования, инновационные кадры, научно-образовательноинновационный комплекс.

Abstract

The paper substantiates the necessity and perspectives to establish a state education and research institution which would properly combine training of highly-qualified personnel and current scientific research as well as implementation of their results in the form of modern science-intensive innovation technologies. The basic mechanism to establish the institution is integration of the existing regional state vocational training institutions and developing innovation infrastructure components possessing a unique scientific and research potential of the Kola Science Center RAS.

Keywords:

sustainable development, educational reform, innovation personnel, research-scientific-innovation complex.

Широкомасштабные планы реализации стратегических экономических и политических целей России в Евро-Арктическом регионе, наряду с закономерным развитием субъектов Федерации, расположенных на Европейском Севере России, требуют качественной, надежной и стабильной кадровой базы. Для решения насущных и перспективных задач социально-экономического

развития этих территорий, неразрывно связанных с укреплением геополитического положения России в приарктической зоне,

нужны высококвалифицированные специалисты различных областей профессиональной компетенции,

ориентированные на реализацию инновационной линии развития региона. Эти специалисты должны иметь не

только необходимую теоретическую и практическую подготовку, но и хорошо представлять специфику использования своих знаний и практических навыков в условиях Крайнего Севера.

Особая острота кадровой проблемы в северных регионах России обусловлена тем, что в постсоветский период практически прекратился приток кадров из других регионов, а большая доля молодежи, выехавшей с Севера для получения образования в учебных заведениях других регионов, не возвращается обратно. Поэтому наиболее действенным путем решения задач кадрового обеспечения Европейского Севера России является развитие и совершенствование систем профессионального образования в этих регионах. К сожалению, некоторые созданные здесь в последние 10-15 лет высшие учебные заведения (главным образом в форме филиалов), оказавшись в условиях жесткой конкуренции за «внебюджетное» финансирование, ориентируют свою деятельность не на обеспечение потребностей региона в квалифицированных кадрах, а на удовлетворение индивидуальных запросов жителей в освоении «модных» специальностей на условиях полной компенсации затрат на обучение. Причем такие специальности часто не являются профильными для учебных заведений и, как следствие, не имеют реального обеспечения специализированной материально-технической базой и профессорско-преподавательским составом. В результате с ростом доступности образования падает его качество и снижается доверие работодателей к уровню квалификации выпускников региональных учебных заведений.

Одним из стратегических направлений реформирования отечественной системы высшего образования, призванным повысить ее эффективность, является переход на двухступенчатую модель обучения в высшей школе. Предполагается, что первая ступень высшего образования - бакалавриат - станет источником кадров для реального сектора экономики и необходимой начальной ступенью для повышения образовательного уровня в магистратуре или специалитете. При этом реализацию программ второй ступени подготовки - специалистов и магистров - планируется закрепить за относительно небольшим числом крупных образовательных центров, функционирующих на базе существующих ведущих вузов России и вновь создаваемых федеральных университетов. В силу указанных выше тенденций концентрация подготовки магистров и специалистов в

университетских центрах за пределами регионов приведет к дальнейшему углублению дисбаланса между кадровым обеспечением инновационных процессов в «центре» и на «окраине».

Для сохранения и развития человеческого потенциала, без которого невозможно укрепление геополитических позиций и устойчивое инновационное развитие субъектов Евро-Арктического региона России, жизненно необходимо наличие на данной территории государственного научно-образовательного учреждения, в котором подготовка высококвалифицированных кадров органично сочеталась бы с современными научными исследованиями и внедрением их результатов в виде современных наукоемких инновационных технологий.

Каким должен быть новый вуз?

Для обеспечения кадровой базы инновационного развития необходим локализованный в регионе научнообразовательный инновационный комплекс, наиболее адекватной формой реализации которого является университет исследовательского типа. Это наиболее завершенный вид университета, который удовлетворяет и потребностям общества и потребности личности во всех формах и уровнях образования.

Характерными особенностями исследовательского университета являются [1-3]:

• тесная интеграция обучения и исследования на всех ступенях образовательного процесса;

• большое количество специальных программ послевузовской подготовки;

• значительно меньшее число студентов, приходящихся на одного преподавателя, чем в обычных вузах;

• проведение крупных фундаментальных исследований, финансируемых преимущественно из бюджета и различных фондов на некоммерческой основе;

• тесная связь с бизнесом и хорошо поставленная коммерциализация результатов научных исследований, осуществляемая в околоуниверситетском пространстве, преимущественно в исследовательских парках;

• тесная интеграция с мировыми научно-исследовательскими центрами;

• определяющее воздействие на региональное научно-техническое и социально-экономическое развитие.

Среди особенностей исследовательского университета обычно отмечают еще и высокую долю

обучающихся по программам магистров, кандидатов и докторов наук и меньшую долю студентов первой ступени обучения - бакалавриата [1-5]. Однако это предполагает наличие «вокруг» исследовательского университета некоторого количества разнопрофильных вузов, осуществляющих подготовку бакалавров, часть из которых продолжает образование в исследовательском университете. Подобная схема приемлема в крупных образовательных центрах и не может быть реализована в северных регионах России, особенно с учетом тенденции сокращения количества вузов и концентрации образовательной деятельности в крупных центральных университетах.

Основания для создания исследовательского университета в Мурманской области

Каждый из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Евро-Арктического региона, обладает определенным образовательным и научным потенциалом, который может рассматриваться как базис для создания федерального исследовательского университета. Однако имеется целый ряд аргументов в пользу создания исследовательского университета именно в Мурманской области.

В настоящее время Мурманская область является одним из наиболее экономически развитых регионов Северо-Западного федерального округа, самой урбанизированной территорией в рамках Баренцева региона. В связи со стратегическими задачами региона в системе народнохозяйственного комплекса страны Мурманской области необходимо сформировать собственную инновационно ориентированную систему непрерывного профессионального образования. Это обусловлено прежде всего тем, что современная структура экономики области существенно отличается от структуры экономик регионов-соседей. Так, ресурсный потенциал вузов Архангельской области и Республики Карелия соответствует, в первую очередь, производственной специализации и целям развития именно этих регионов. Активизация диверсификационных процессов в экономике Мурманской области потенциально лишь усиливает ее отличия от соседних регионов.

В ходе исторического развития основной научно-исследовательский потенциал Евро-Арктического региона России сконцентрирован в научных центрах РАН. Региональные научные центры РАН создавались как мультидисциплинарные научные организации, основной задачей которых являлось проведение фундаментальных научных исследований с ориентацией на их практическую реализацию в ключевых отраслях экономики и социальной сферы соответствующих регионов. Стратегическим положением Мурманской области во многом обусловлен тот факт, что именно здесь сформировался самый крупный и многопрофильный научный центр - Кольский научный центр (КНЦ) РАН, включающий 11 научно-исследовательских институтов и проблемно ориентированных исследовательских центров.

Комплексные междисциплинарные исследования, проводимые в КНЦ РАН, расширяют базу знаний и данных о природно-ресурсном потенциале приполярных и арктических территорий, обеспечивают познание глубинных закономерностей развития природных систем Севера, способствуют выявлению условий и перспективных направлений эффективной хозяйственной деятельности на Севере Европы и арктических территориях, ведут к совершенствованию техники и технологий в сфере добычи и переработки природных

ресурсов и ряде других значимых отраслей, определяемых потребностями экономики и приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ.

Кольский научный центр РАН на протяжении многих лет активно реализует программы послевузовского образования. Здесь действует аспирантура по 26 специальностям, в которой на сегодняшний день обучаются около 200 человек, успешно функционируют 5 диссертационных советов (по океанологии, экономике и менеджменту, горному делу, химическим технологиям и геоэкологии).

Именно наличие мощного научного потенциала позволило в кратчайшие сроки в середине 1990-х гг. создать в г.Апатиты крупное широкопрофильное учебное заведение - Кольский филиал Петрозаводского государственного университета (КФ ПетрГУ). По спектру специальностей и количеству студентов КФ ПетрГУ сопоставим с «самостоятельными» университетами евро-арктической части РФ, а по качественным показателям профессорско-преподавательского состава - даже превосходит большинство из них. Кроме КФ ПетрГУ, институты КНЦ РАН активно участвуют в образовательной деятельности филиалов других вузов, расположенных в городах Апатиты и Кировск. На сегодняшний день ученые КНЦ руководят деятельностью трех филиалов университетов, возглавляют 22 базовые кафедры, ведут преподавательскую деятельность более чем по 270 дисциплинам. Тесное сотрудничество с высшей школой обеспечивает активное вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность посредством постоянно действующих научных семинаров, участия в конференциях для студентов и аспирантов, выполнения курсовых и дипломных проектов на базе институтов научного центра.

Важное дополнение к научному и образовательному потенциалу естественно-научной и технологической направленности КНЦ РАН и тесно связанных с ним вузов, расположенных в г.Апатиты, представляет собой научно-образовательный потенциал Мурманского государственного педагогического университета, специализирующегося в области педагогики и гуманитарных наук.

Накопленный в Мурманской области опыт по практической интеграции науки и образования является еще одной чертой, выделяющей ее среди соседей по Европейскому Северу России.

В регионе созданы и развиваются элементы инновационной инфраструктуры. Некоммерческое партнерство «Технопарк «Апатиты», созданное в 2003 г., обеспечивает поддержку инновационных идей на ранних этапах коммерциализации. В конце 2007 г. получил государственную аккредитацию Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор, к направлениям уставной деятельности которого относятся: содействие коммерциализации инновационных технологий и создание новых инновационных предприятий; разносторонняя поддержка малого и среднего предпринимательства и др.

Принимая во внимание задачи и принципы деятельности исследовательского университета, можно говорить о двух «базовых» подходах к его организации:

• трансформация классического университета в исследовательский университет путем интеграции с ним научных и инновационных структур;

• создание исследовательского университета на базе развитой научно-исследовательской структуры путем тесной интеграции с ней сети образовательных учреждений, прежде всего высшего образования, и инновационных структур.

Анализ научно-образовательного потенциала североевропейских регионов России показывает, что ни в одном из рассмотренных субъектов Федерации нет достаточно мощного и многопрофильного вуза, на базе которого мог бы быть реализован первый подход. Высшие учебные заведения данных территорий относительно молоды. Большинство из них имеют выраженную гуманитарную направленность и, что особенно важно, не обладают достаточной научно-исследовательской базой, необходимой для реализации функций исследовательского университета в части развития высоких технологий и подготовки специалистов по стратегически важным для интересов России в высоких широтах направлениям.

Напротив, Мурманская область имеет необходимый базис для создания университета исследовательского типа на основе второго подхода. Такой университет сможет на высоком качественном уровне реализовать кадровое и научно-методическое обеспечение решения задач инновационного развития Мурманской области и всего Евро-Арктического региона России, укрепления геополитических позиций Российской Федерации в зоне Арктики.

Цели и задачи исследовательского университета

Общая цель создания университета исследовательского типа - формирование на территории научнообразовательного учреждения, являющегося центром образования, науки и культуры, где подготовка высококвалифицированных кадров органично сочетается с современными научными исследованиями и осуществляется в рамках системно управляемой совокупности интегрированных учебно-инновационных комплексов, созданных на основе научно-педагогических школ.

Специфические особенности жизнедеятельности на Севере и особенно его арктической части, масштабные кросскультурные коммуникации населения Мурманской области обусловливают целесообразность ориентации системы подготовки специалистов на местное население, обладающее компетенцией проживания в суровых климатических условиях, соответствующими социальными особенностями и навыками работы в межкультурной среде. Такие специалисты связывают свое благополучие с благополучием своего края. Опыт

проживания в регионе делает специалистов более «сориентированными» в решении актуальных социальноэкономических региональных проблем современности и проблем, которые проявятся в будущем.

Исследовательский университет призван решать три группы задач, ассоциированных с основными направлениями его деятельности.

В рамках образовательной деятельности основной функцией исследовательского университета является создание и обеспечение системы непрерывного профессионального образования в интересах эффективного удовлетворения кадровых потребностей региональной социально-экономической системы, а также индивидуальных потребностей жителей Евро-Арктического региона России. Система непрерывного образования объединяет образовательные структуры различного уровня. Центральным звеном являются образовательные учреждения, реализующие массовое высшее профессиональное образование (ВПО) по важнейшим для Евро-Арктического региона России направлениям. Профориентационная работа среди школьников, тесное сотрудничество с учреждениями начального и среднего профессионального образования должны обеспечить не только формирование необходимого для поступления в вуз базиса знаний и компетенций у абитуриента, но и помочь ему сделать осознанный выбор будущей специальности, понять, для чего ему нужно высшее образования и где в будущем он сможет применить полученные знания, умения и навыки. В процессе обучения по массовым программам ВПО должна выделяться наиболее талантливая молодежь, склонная к углубленному изучению «прорывных» направлений техники и технологий, а также научно-исследовательской деятельности. Именно данный контингент студентов целесообразно направлять для продолжения образования на II ступени ВПО. Подготовку магистров и аспирантов необходимо осуществлять в специализированных научно-образовательных структурах, непосредственно интегрированных с профильными научно-исследовательскими учреждениями.

Научно-исследовательская деятельность связана с реализацией функции получения новых знаний и генерации инновационных идей. Данное направление деятельности в исследовательском университете на начальном этапе может осуществляться достаточно эффективно и разносторонне только в тесном сотрудничестве с институтами КНЦ РАН. Сочетание опыта ведущих ученых с энтузиазмом и свежим взглядом молодых исследователей, возможность использования достаточно развитой материальной базы КНЦ позволят исследовательскому университету в короткие сроки активно включиться в реализацию научных, научнотехнических программ федерального, межрегионального, регионального масштабов. Основой для развертывания научной деятельности в исследовательском университете могут послужить базовые кафедры институтов КНЦ, уже действующие в учреждениях ВПО.

Основные задачи в инновационной деятельности исследовательского университета заключаются в формировании кадрового, производственно-технического и организационного потенциала, образующего необходимую «критическую массу» для прорывного инновационного развития региона. В первую очередь необходимо обеспечить развитие инновационной культуры и наработку опыта инновационной деятельности подготавливаемых специалистов, а также целевую подготовку специалистов в области инноватики. В рамках исследовательского университета необходимо создать современную материально-техническую базу, позволяющую практически реализовать инновационные технологические схемы и реальное производство опытных образцов инновационной продукции. Важной составляющей является разработка и апробация моделей инновационных схем, механизмов коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности и создание реально действующей нормативно-правовой базы, способствующей инновационному развитию региона. Так как инновационные решения, как правило, имеют междисциплинарный характер, то в составе исследовательского университета целесообразно иметь единый центр поддержки инновационной деятельности. Данный центр должен обеспечивать инновационный менеджмент, информационную и методическую поддержку инновационной деятельности всего университета, а также оказывать услуги в данной области сторонним инноваторам.

Возможный механизм образования нового университета

Готовящиеся реформы системы образования неизбежно приведут к очередному изменению сложившихся в регионах систем подготовки профессиональных кадров, что выразится, в первую очередь, в сокращении количества образовательных учреждений. В наиболее сложной ситуации, по-видимому, окажутся все учебные заведения, имеющие статус филиалов и представительств, несмотря на то, что данные учебные заведения существенно различаются по имеющейся материальной и научно-образовательной базе, объемам и качеству предоставляемых образовательных услуг. Более жесткие требования по обеспечению учебного процесса профильной материальной и преподавательской базой могут поставить в трудное положение и Мурманский педагогический университет.

Для сохранения немалого педагогического и научного потенциала вузов и ссузов Мурманской области, формирования надежного базиса подготовки инновационных кадров в регионе, обеспечения возможности удовлетворения разносторонних образовательных потребностей жителей необходимо новое кардинальное решение. Поэтому и представителям высшего образования и науки, и региональной администрации, и дальновидным бизнесменам, связывающим развитие своего дела с Мурманской областью, следует объединить свои усилия для создания на ее территории исследовательского университета.

Наиболее рациональным путем его создания представляется слияние в единое образовательное учреждение большинства наиболее крупных высших и средних специальных учебных заведений региона, получающих финансирование из федерального бюджета. Основные показатели деятельности нового Университета, подразумевающие бюджетное финансирование, в краткосрочной перспективе не превышают суммы соответствующих показателей интегрируемых в него образовательных учреждений. Таким образом, суммарный объем поступлений из федерального бюджета, адресованный вузам и ссузам Мурманской области, останется прежним или даже снизится за счет оптимизации расходов, основанной на повышении сбалансированности и согласованности функционирования региональной системы профессионального образования.

Определенные трудности на этом пути, по-видимому, могут быть связаны с преодолением психологического барьера руководства действующих вузов, с осознанием ими жизненной необходимости объединения со вчерашними конкурентами. Вторая проблема - доказать на федеральном уровне необходимость создания государственного исследовательского университета на территории Мурманской обл. и целесообразность интеграции под его эгидой всех государственных вузов региона. Решение именно этой проблемы требует объединения усилий всех заинтересованных сторон.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлев В.А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия // Университетское управление. - 2000. - № 2(13). - С.25-31. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.rU/univman/msg/145145.html. 2. Национальные исследовательские университеты - будущее высшей технической школы России / В.М.Кутузов, Д.В.Пузанков, В.Ф.Рябов [и др.] // Университет. управление: практика и анализ. - 2009. - № 1. - С.16-22. 3. Сайт Томского гос. ун-та. - Режим доступа: http://tsu.ru. - Загл. с экрана. 4. Исследовательские университеты в России: пути становления и развития / П.С.Чубик, А.И.Чучалин, Ю.П.Похолков [и др.] // Университет. Управление: практика и анализ. - 2009. - № 1. - С.22-30. 5. Алфимов М.В. Исследовательские университеты в России. Новое название того, что уже есть, или...? // Персональный сайт акад. РАН М.В.Алфимова. - Режим доступа: http://www.alfimov.info/usunivercities.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.