Научная статья на тему 'О необходимости дифференцированного подхода к эксплуатации рычагов поворота лопастей втулок несущих винтов вертолетов семейства Ми-8 и типа Ми-24'

О необходимости дифференцированного подхода к эксплуатации рычагов поворота лопастей втулок несущих винтов вертолетов семейства Ми-8 и типа Ми-24 Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1271
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРТОЛЕТ / ВТУЛКА НЕСУЩЕГО ВИНТА / РЕГЛАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ДОЛГОВЕЧНОСТЬ / УСТАЛОСТНАЯ ТРЕЩИНА / ДЕФЕКТОСКОПИЯ / THE HELICOPTER / CARTRIDGE OF THE MAIN ROTOR / TIME LIMITS OF MAINTENANCE SERVICE / DURABILITY / FATIGUE CRACK / FLAW DETECTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Белокопытов Виктор Алексеевич, Разиньков Федор Федорович, Трофимов Георгий Михайлович

Обоснована необходимость дифференцированного подхода к эксплуатации рычагов поворота лопастей втулок несущих винтов вертолетов семейства Ми-8 и типа Ми-24. Предложены направления совершенствования эксплуатации рычагов поворота лопасти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Белокопытов Виктор Алексеевич, Разиньков Федор Федорович, Трофимов Георгий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NECESSITY OF DIFFERENT APPROACHES IN SERVICE OF Mi-8 AND Mi-24 HELICOPTERS MAIN HUB BLADE STEERING LEVERS

The necessity of different approaches in service of Mi-8 and Mi-24 helicopters main hub blade steering levers is substantiated. Lines of main hub blade steering levers technological development in service are suggested.

Текст научной работы на тему «О необходимости дифференцированного подхода к эксплуатации рычагов поворота лопастей втулок несущих винтов вертолетов семейства Ми-8 и типа Ми-24»

УДК 629.735.45.073

О НЕОБХОДИМОСТИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ЭКСПЛУАТАЦИИ РЫЧАГОВ ПОВОРОТА ЛОПАСТЕЙ ВТУЛОК НЕСУЩИХ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ СЕМЕЙСТВА МИ-8 И ТИПА МИ-24

В.А. БЕЛОКОПЫТОВ, Ф.Ф. РАЗИНЬКОВ, Г.М. ТРОФИМОВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.

Обоснована необходимость дифференцированного подхода к эксплуатации рычагов поворота лопастей втулок несущих винтов вертолетов семейства Ми-8 и типа Ми-24. Предложены направления совершенствования эксплуатации рычагов поворота лопасти.

Ключевые слова: вертолет, втулка несущего винта, регламент технического обслуживания, долговечность, усталостная трещина, дефектоскопия.

В настоящее время известно о трех катастрофах вертолетов типа Ми-24, произошедших в эксплуатации по причине усталостного разрушения рычага поворота лопасти (РПЛ) втулки несущего винта (ВНВ). Этот факт заставляет задуматься: правильные ли принимались решения по результатам проведенных исследований катастроф и не упущены ли какие-либо аспекты, характеризующие жизненный цикл такой важной с точки зрения обеспечения безопасности полетов вертолетов детали как РПЛ.

Из результатов проведенных исследований известно, что разрушения РПЛ вертолетов типа Ми-24 происходили вследствие наличия в материале деталей дефектов производственного происхождения в виде плен неметаллических включений, которые формировались в несплошность материала на этапе их термомеханической обработки (штамповки) [1], а также из-за повреждения эксплуатационного характера в виде забоины на ребре двутавровой части РПЛ.

Профилактические мероприятия по недопущению повторения разрушения РПЛ по причине загрязнения материала рычагов неметаллическими включениями разрабатывались заводом-изготовителем (ОАО "СМПП"), исходя из предположения, что выявленные дефекты производственного происхождения характерны только для деталей, изготовленных из двух некачественных плавок стали 40ХН2МА-СШ в Ш-ГУ кварталах 1991 года. Такие рычаги на корпусе имели маркировку "К" (первая катастрофа) и "И" (вторая катастрофа).

Основываясь на этом предположении, в конструкторскую документацию было внесено изменение, в соответствии с которым с 1999 года РПЛ для всех ВНВ вертолетов конструкции М.Л. Миля изготавливают из стали 40ХН2МА-ВД.

Введенный после первой катастрофы для вертолетов гражданской авиации ремонтный бюллетень № 101 -БР-Г был направлен на выявление и замену при капитальном ремонте втулок несущего винта рычагов, имеющих маркировку "К". В эксплуатации для таких РПЛ бюллетенем № 536-БЭ-Г вводился контроль наружных поверхностей в соответствии с разработанными технологическими картами с периодичностью:

- визуально с помощью лупы 4 - кратного увеличения и зеркала - через 25±5 часов;

- методом цветной дефектоскопии при периодических формах обслуживания вертолета Ми-8 - через 150±20 часов, вертолета Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ - через 100±10 часов.

Указанные виды контроля были внесены в Регламенты технического обслуживания вертолетов семейства Ми-8 (типа Ми-8 - п. 2.06.11, типа Ми-8МТ - п. 65.10.00е).

Для вертолетов семейства Ми-8 и типа Ми-24 государственной авиации были приняты аналогичные документы, регламентирующие работы с РПЛ в эксплуатации и ремонте.

После второй катастрофы вертолета типа Ми-24 по причине разрушения РПЛ в государственной авиации было принято подготовленное ОАО "СМПП" "Решение о порядке производства, ремонта и эксплуатации втулок НВ 8-1930, 24-1930-000 выпуска с 01.01.1987г. до 30.06.1999г., эксплуатирующихся в составе вертолетов типа Ми-24, Ми-14, Ми-8".

На основании этого Решения в эксплуатации были введены бюллетени 541-БЭ-В (540-БЭ-В) "Порядок эксплуатации втулок несущего винта 8-1930-000 сер.02 (24-1930-000 сер.02)", которыми было определено:

- заменить РПЛ, изготовленные из штамповки условных плавок "К" и "И", на новые РПЛ, изготовленные из стали 40ХН2МА-ВД, в эксплуатации силами эксплуатирующей организации и за счет Заказчика;

- ввести на все эксплуатирующиеся ВНВ периодический контроль РПЛ:

• визуальным методом с помощью лупы 4 - кратного увеличения и зеркала - через 25±5 часов;

• методом магнитопорошковой дефектоскопии или методом цветной дефектоскопии при периодическом ТО: для вертолетов Ми-8Т - через каждые 150±20 часов; для вертолетов типа Ми-8МТ, Ми-14, Ми-24 - через каждые 100±10 часов.

В ремонте были введены бюллетени 104-БР-В (103 БР-В) "Порядок ремонта втулок НВ 8-1930-000 (24-1930-000) сер.02 выпуска с 01.01.1987г. по 30.06.1999г.", которыми была определена обязательная замена РПЛ при капитальном ремонте ВНВ выпуска с 01.01.1987г. по 30.06.1999г. включительно на новые РПЛ, изготовленные из стали 40ХН2МА-ВД.

Для вертолетов гражданской авиации указанное Решение введено не было, как недостаточно обоснованное ни с технической, ни с экономической точек зрения. Вместо него было выпущено Указание Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о проведении в эксплуатации разовой проверки магнитопорошковым методом всех рычагов ВНВ выпуска до 30.06.99г., эксплуатирующихся в составе вертолетов семейства Ми-8, в соответствии с требованиями разработанной в ГосНИИ ГА технологической карты "Контроль наружных поверхностей рычагов поворота лопастей несущего винта вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ".

Таким образом, в настоящее время эксплуатация РПЛ однотипных вертолетов (типа Ми-8 и типа Ми-8МТ) в государственной и гражданской авиации осуществляется по документам различного содержания:

в гражданской авиации:

в эксплуатации действует бюллетень 536-БЭ-Г, в соответствии с которым периодическому контролю подвергаются РПЛ 8-1932-501 ВНВ 8-1930-000 сер.02 только выпуска с ГГГ кв. 1991г. по ГГГ кв. 1993 г.;

в ремонте действует бюллетень № 101-БР-Г, в соответствии с которым при капитальном ремонте ВНВ обязательной замене рычагов на новые подлежат только РПЛ с индексом "К";

в государственной авиации:

в эксплуатации действует бюллетень 541-БЭ-В, в соответствии с которым периодическому контролю подлежат РПЛ 8-1932-501 всех ВНВ 8-1930-000 сер.02, находящихся в эксплуатации, при этом обязательной замене в эксплуатации подлежат все РПЛ 8-1932-501, изготовленные из штамповок условных плавок "К" и "И";

врремонте действует бюллетень 104-БР-В, которым определена обязательная замена РПЛ 81932-501 при капитальном ремонте ВНВ 8-1930-000 сер.02 выпуска с 01.01.1987г. по 30.06.1999г. включительно на новые РПЛ, изготовленные из стали 40ХН2МА-ВД.

Если для эксплуатации, осуществляемой раздельно в государственной и гражданской авиации, такое противоречие не представляет особых затруднений, то при ремонте на авиационных ремонтных заводах, допущенных к ремонту авиационной техники двойного назначения, существующие противоречия в руководящих документах могут привести (и уже приводили) к невыполнению указанных требований в необходимом объеме.

Помимо анализа профилактических мероприятий, введенных после разрушения двух РПЛ 24-1932-501 несущего винта в эксплуатации, в процессе исследования третьего разрушенного рычага были проведены оценки: несущей способности конструкции РПЛ втулки несущего винта вертолетов типа Ми-24 и необходимой периодичности инструментального контроля РПЛ 24-1932-501 в эксплуатации.

В качестве исходных данных были использованы следующие сведения.

Имевшие место в эксплуатации три случая разрушения РПЛ ВНВ вертолетов типа Ми-24 по механизму усталостного разрушения произошли за период с августа 1997г. по февраль 2009 г. Окончательное разрушение рычагов происходило при следующих наработках втулок: 470 часов, 662 и 403 часа.

Этим разрушениям характерны следующие особенности.

Во-первых, все три случая проявились за достаточно длительный временной интервал - более чем за 11 лет. Это указывает на то, что их причиной явилось не исчерпание нормативных запасов усталостной прочности для данного типа конструкции, а фактор, резко снизивший эти запасы именно для этих конкретных, единичных (по отношению к общему количеству находящихся в эксплуатации РПЛ) деталей. Как показали исследования, такими факторами явились дефекты в поверхностном слое материала ребер двутавровых участков РПЛ в виде металлургических дефектов и забоин, резко повысивших локальные напряжения в материале ребер.

Во-вторых, усталостные трещины развивались только от дефектов, распложенных в зоне, прилегающей к корпусу осевого шарнира, т. е. в зоне жесткой заделки рычага.

В-третьих, площади доломов всех трех изломов составляли не более 10 % от общих площадей разрушения, что свидетельствовало о сравнительно низком уровне напряжений, обусловленных эксплуатационными нагрузками на РПЛ.

Согласно статистическим данным по отбраковке РПЛ ВНВ вертолетов семейства Ми-8 дефекты производственного происхождения типа "заков", "волосовина" или "загрязнение неметаллическими включениями" выявлялись неоднократно. Тем не менее, случаев развития усталостных трещин от этих дефектов в эксплуатации на РПЛ 8-1932-501 ВНВ вертолетов семейства Ми-8 не отмечено. Данный факт указывает на то, что действующие суммарные напряжения от постоянных и переменных шарнирных моментов лопастей, по-видимому, не превышают предел выносливости стали 40ХНМА.

Поскольку конструктивно РПЛ ВНВ вертолетов семейства Ми-8 и типа Ми-24 идентичны, этот факт свидетельствует о том, что фактические эксплуатационные напряжения в РПЛ вертолетов семейства Ми-8 значительно ниже напряжений в РПЛ вертолетов типа Ми-24.

Отсюда следует важный вывод: мероприятия по предотвращению разрушения,

разрабатываемые для РПЛ вертолетов семейства Ми-8, должны отличаться от мероприятий, разрабатываемых для РПЛ вертолетов типа Ми-24, в том числе и по периодичности инструментального контроля в эксплуатации.

При расчете долговечности РПЛ 24-1932-501 с дефектом была использована методика расчета долговечности рычага от имеющегося в материале концентратора напряжений, разработанная ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" и приведенная в "Обосновании № НВ-Ми-8МТВ-99/18 периодического контроля в эксплуатации технического состояния рычагов поворота лопасти втулки несущего винта 8-1930-000 сер.02 (выпуска 1991 - 1993 гг.)".

В основу проведенного расчета, как и в случае расчетов, выполненных ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля", были положены формулы, основанные на гипотезе линейного суммирования усталостных повреждений.

При эквивалентном шарнирном моменте, равном 80 ± 80 кгм, действующем на втулку несущего винта вертолета типа Ми-24, соответствующие ему напряжения в РПЛ 24-1930-501 составляют

оп ± Од = 5 ± 5 кгс/мм2.

Отнулевой расчетный цикл через характеристики реального асимметричного цикла определялся формулой

О0 =л/°тах хАо

где стах = оп + (+од) - уровень максимальных напряжений, Ао = 2од - размах переменных напряжений.

Тогда

О0Ми-24 =л/10 Х10 = 10 кгс /

мм

В расчете также были использованы данные по экспериментальной оценке скорости роста усталостной трещины в РПЛ вертолета '-3, выполненной на заводе WSK «Свидник». Испытания проводились блоками на двух уровнях:

о1 = оп ± од = 10 ± 20 кгс/мм2, N = 38470 циклов,

Оц = оп ± од = 20 ± 30 кгс/мм2, N = 2030 циклов.

Приведенная к наиболее тяжелому режиму нагружения наработка составляла

N

прив

= N + N1 х

о

01

V О 02 У

где т - показатель наклона кривой выносливости материала РПЛ. Обычно для высокопрочных сталей он принимается равным т = 4; О01 и о02 - приведенные к отнулевому циклу напряжения первого и второго режимов.

N прив = 2030 + 38470 Х

прив

^34,6л4

V 54,7 у

= 8,1x10

3

циклов.

Приведенная наработка до разрушения дефектного РПЛ-24-1930-501, установленного на вертолётах типа Ми-24, составила

N Ми-24 = ^-3 Х

о

0'-3

V О 0Ми-24 У

= 8,1 х103 х

54,7

10

4

= 7,25х10 циклов.

Для вертолетов типа Ми-8 эта величина составляет 1,16*10 циклов, т.е. долговечность дефектного РПЛ вертолетов типа Ми-24 в 16 раз меньше долговечности РПЛ вертолетов семейства Ми-8.

Долговечность, выраженная в часах налета, составила: для РПЛ 24-1930-501 - 530 часов, для РПЛ 8-1930-501 - 10000 часов.

В упомянутом "Обосновании № НВ-Ми-8МТВ-99/18" ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" применен коэффициент запаса, равный пяти, в результате чего величина долговечности РПЛ 8-1930-501 вертолетов семейства Ми-8 уменьшилась до 2000 часов, исходя из чего и были установлены периодичности инструментального контроля РПЛ для различных типов вертолетов Ми-8, указанные в эксплуатационных бюллетенях.

При оценке периодичности проведения инструментального контроля РПЛ 24-1930-501 был использован другой расчетный подход, основанный на экспериментально полученной зависимости изменения скорости роста усталостной трещины в материале РПЛ вертолета W-3 А, инициированной искусственным дефектом в ребре двутавра, при режимах нагружения, близких к реальным (рис. 1).

4

45 I, нм 40

35

30

25

20

15

10

5

0

I ! ! ! 1 п | ш 1 1 1 ! IV! 1 1

! ! ! 1 1 * 1 1 1 38.5 36.5

1 ! ! * 1 • 1 1 1 32.4 30.4

! ! ! 1 1 1 1 1 1 28,4 26,3

1 ! ! 1 1 1 1 1 1 1 9 * А 22 Ьп ' 24,3 ,3

! ! ! 1 I 1 1 1 / 1 1 4 1В.2 ! 7 1В*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

! ! I 1 1 1 \* 14,21 М 12,1 1 1

I ! ! 1 Л ■ 8,1 1 1 1 1

0 о < 0 » 1 ' о к°--. ^0 4,0 -''-*'2.0 | 1 1 1 1 1 1

5000

10000

15000

20000

25000 N..

30000

Рис. 1. Экспериментальная зависимость роста усталостной трещины, обусловленной дефектом в материале РПЛ, от количества приложенных циклов

Кривая развития усталостной трещины в дефектном РПЛ условно была разбита на 4 периода.

1. Инкубационный период, когда в зоне поверхностной концентрации напряжений, обусловленной локальным повреждением материала, происходят внутренние структурные изменения материала и образования субмикротрещин.

2. Второй период - период "медленного" развития усталостной трещины, в процессе которого несущая способность детали обеспечивает восприятие без разрушения максимально возможных нагрузок, оговариваемых эксплуатационными ограничениями.

3. Третий период - период ускоренного развития усталостной трещины (Ууск » 2Унач),

когда несущая способность детали снижается до величин восприятия без разрушения нормативных (без необходимых запасов) нагрузок.

4. Четвертый период - период критического роста трещины, когда из-за резкого снижения несущей способности детали в любой момент может произойти разрушение от нормальных эксплуатационных нагрузок.

Очевидно, что обнаружение усталостных трещин должно происходить в течение времени, определяемого вторым и третьим периодами.

Из практики исследования скорости развития усталостных трещин в различных материалах известно, что для конкретного материала относительные характеристики периодов развития усталостных трещин в определенном диапазоне напряжений и адекватности характеристик нагружения достаточно стабильны. Поэтому относительные продолжительности периодов развития усталостных трещин могут служить количественными критериями оценки величин эксплуатационной наработки по каждому периоду, если известна общая продолжительность развития усталостного разрушения.

Так как РПЛ вертолета '-ЗА по материалу (сталь 40ХН2МА) и конструктивному исполнению подобны РПЛ вертолета типа Ми-24, то количественные характеристики развития усталостного разрушения РПЛ вертолета '-ЗА можно принять за исходные для оценки характеристик развития усталостного разрушения РПЛ 24-1932-501 в процессе эксплуатации вертолетов типа Ми-24. Результаты расчета сведены в табл. 1.

Таблица 1

Тип вертолета. Долговечность РПЛ Периоды усталостного разрушения

I II III IV

Вертолет '-3. Относительная долговечность 0,523 0,25 0,13 0,097

Вертолет Ми-24Р. Долговечность в часах - 470 ч 245,8 117,5 61,1 45,6

Вертолет Ми-24П. Долговечность в часах - 662 ч 346 165,5 86,0 64,5

Вертолет Ми-24П. Долговечность в часах - 403 ч 210 101 52,6 39,4

Как следует из табл. 1, продолжительность развития усталостной трещины в течение II и III периодов по худшему значению эксплуатационной долговечности РПЛ (403 часа) составила 153,6 часа. С учетом того, что количественные характеристики долговечности являются случайными величинами, был введен коэффициент безопасности, учитывающий, в то же время, возможность одного пропуска в эксплуатации трещины при первом инструментальном контроле, - П = 3. В этом случае периодичность контроля технического состояния дефектных РПЛ 24-1932-501 по худшему результату эксплуатационной долговечности составила 51,2 часа.

Исходя из полученных результатов, было рекомендовано для РПЛ 24-1932-501 проводить инструментальный контроль не через 100 часов, как это регламентировано бюллетенем № 540-БЭ-В, а через 50 часов налета.

Как следует из данных, приведенных в табл. 1, все три эксплуатационные наработки до разрушения и расчетная долговечность дефектных РПЛ 24-1932-501 имеют хорошую сходимость.

В связи с тем, что в представленном расчете коэффициент безопасности был принят из иных посылок, чем в расчетах ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" (п = 5), был проведен пересчет периодичности инструментального контроля РПЛ 8-1932-501, установленных на вертолетах семейства Ми-8.

Как было отмечено выше, без учета коэффициента запаса, равного пяти, долговечность РПЛ 8-1932-501 с имеющимся в материале дефектом составляет не менее 10000 часов.

Ожидаемая долговечность РПЛ 8-1932-501 с дефектами производственного и эксплуатационного происхождения может быть оценена по величине долговечности РПЛ 24-1932-501, разрушившихся в результате развития усталостных трещин от аналогичных дефектов.

Эквивалентные значения переменных шарнирных моментов на втулках несущих винтов вертолетов типа Ми-24 и типа Ми-8Т составляют ММи-24=+80 кгм и ММи_8Т=+38 кгм соответственно. Учитывая, что частота вращения несущих винтов указанных вертолетов составляет соответственно йМи-24=240 и йМи-8=192 оборотов в минуту, и, задаваясь значениями минимальной наработки до разрушения РПЛ 24-1932-501 от дефекта производственного происхождения (470 часов) и от дефекта эксплуатационного происхождения (403 часа), воспользовавшись известной формулой

Ґ\л л<5

М Ми-24 V М Ми-8 У

получим:

- долговечность РПЛ 8-1932-501 с дефектом производственного происхождения (пленой неметаллических включений) - примерно 51800 ч;

- долговечность РПЛ 8-1932-501 с дефектом эксплуатационного происхождения (забоиной) -примерно 44450 ч.

Результаты расчета продолжительности периодов развития усталостного разрушения РПЛ 8-1932-501 для всех трех случаев рассчитанной долговечности приведены в табл. 2.

Таблица 2

Тип вертолёта. Долговечность РПЛ Периоды усталостного разрушения, ч

I II III IV

'-3А "Сокол". Относительная долговечность 0,523 0,25 0,13 0,097

Ми-8. Долговечность по расчету МВЗ им. М.Л. Миля - 10000 ч 5230 2500 1300 970

Ми-8. Долговечность с производственным дефектом - 51800 ч 27091 12950 6734 5025

Ми-8. Долговечность с эксплуатационным дефектом - 44450 ч 23247 11112 5778 4313

Из приведенных в табл. 2 данных следует, что даже если принять долговечность РПЛ 8-1932-501 равной 10000 часам, то в этом случае инкубационный период развития усталостной трещины будет сопоставим с назначенным ресурсом рычагов, устанавливаемых на втулки несущих винтов вертолетов типа Ми-8 (6000 часов), и будет превосходить назначенный ресурс рычагов втулок, устанавливаемых на вертолеты типа Ми-8МТ (5000 часов).

Учитывая, что РПЛ 8-1932-501 вертолетов семейства Ми-8 подвергаются обязательному магнитопорошковому контролю при ремонте в условиях авиационного ремонтного завода с периодичностью 1500 часов, необходимость дополнительного инструментального контроля рычагов в эксплуатации с целью выявления усталостных трещин от имеющихся в их материале концентраторов напряжений в этом случае отпадает.

Исходя из того, что образование дефекта эксплуатационного происхождения в виде забоины на ребре РПЛ является неопределенной (вероятной) величиной, целесообразно сохранить в эксплуатации визуальный контроль РПЛ 8-1932-501, совместив эту операцию с работами, выполняемыми на втулке несущего винта при периодических видах обслуживания.

Такие работы могут быть, например, совмещены с работами по проверке моментов затяжки болтов крепления РПЛ, которые в соответствии с требованиями "Регламентов технического обслуживания" вертолетов проводятся с периодичностью:

для вертолетов типа Ми-8 - через 750 часов налета (пункт 2.06.11);

для вертолетов типа Ми-8МТ - через 300 часов налета (пункт 65.10.00е).

Для вертолетов типа Ми-24, учитывая чувствительность ребер двутаврового участка РПЛ к концентраторам напряжений, необходимо ввести целевой контрольный осмотр ребер РПЛ с помощью лупы 4 - кратного увеличения и зеркала на предмет обнаружения механических забоин после каждых работ на технике в зоне несущей системы вертолета.

Выводы

1. Инструментальный контроль РПЛ 24-1932-501 втулок несущих винтов вертолетов типа Ми-24 магнитопорошковым методом дефектации следует проводить не через 100 часов, как это регламентировано бюллетенем № 540-БЭ-В, а через 50 часов налета.

2. Для вертолетов типа Ми-24 необходимо ввести целевой контрольный осмотр ребер РПЛ 24-1932-501 с помощью лупы 4 - кратного увеличения и зеркала на предмет обнаружения механических забоин после каждых работ на технике в зоне несущей системы вертолета.

3. Расчетная долговечность дефектных РПЛ 8-1932-501 втулок несущих винтов вертолетов семейства Ми-8 составляет не менее 10000 часов, что превышает назначенный ресурс деталей, вследствие чего назначение в эксплуатации инструментального периодического контроля с целью выявления трещин усталостного характера не имеет смысла.

4. Проведение визуального контроля ребер двутаврового участка РПЛ 8-1932-501 с целью выявления повреждений эксплуатационного характера может быть совмещено с проведением периодических работ по проверке моментов затяжки болтов крепления РПЛ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разиньков Ф.Ф., Куруськин А.А., Бармотин М.И. Результаты исследования разрушенного рычага поворота лопасти несущего винта вертолета Ми-24П, потерпевшего катастрофу 19.09.2002 г. // Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. - 2003. - Вып. 15. - С. 82 - 93.

ABOUT NECESSITY OF DIFFERENT APPROACHES IN SERVICE OF Mi-8 AND Mi-24 HELICOPTERS MAIN HUB BLADE STEERING LEVERS

Belokopytov V.A., Razinkov F.F., Trofimov G.M.

The necessity of different approaches in service of Mi-8 and Mi-24 helicopters main hub blade steering levers is substantiated. Lines of main hub blade steering levers technological development in service are suggested.

Key words: the helicopter, cartridge of the main rotor, time limits of maintenance service, durability, fatigue crack, flaw detection.

Сведения об авторах

Белокопытов Виктор Алексеевич, 1939 г.р., окончил ХАИ (1963), кандидат технических наук, старший научный сотрудник ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России", автор более 150 научных работ, область научных интересов - прочность летательных аппаратов, анализ разрушений элементов конструкции воздушных судов.

Разиньков Федор Федорович, 1958 г.р., окончил РКИИГА (1981), кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела НЦПЛГ ВС ФГУП ГосНИИГА, автор более 80 научных работ, область научных интересов - исследование элементов конструкции воздушных судов методами металлофизики.

Трофимов Георгий Михайлович, 1951 г.р., окончил МАИ (1974), заместитель начальника отдела НЦПЛГ ВС ФГУП ГосНИИГА, автор более 40 научных работ, область научных интересов - механика разрушения, усталость и анализ разрушений элементов конструкции воздушных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.