УДК 349.3 дпй д
ГРНТИ 10.67 Е01Ч: БМОййР
О некоторых вопросах возникновения и реализации права на страховые пособия лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой
©Галаева Людмила Анатольевна
Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева,г.Саранск,Россия [email protected]
Аннотация: Статья посвящена особенностям правовой регламентации социально - обеспечительных отношений с участием лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в частности, отношений, связанных с назначением страховых пособий как вида социально- обеспечительных предоставлений в праве социального обеспечения. Цели и задачи заявленной темы исследования разрешаются в контексте авторской классификации самозанятыхлиц, которая произведена со ссылкой на действующее российское законодательство. Анализируются особенности правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с участием лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой в рамках Закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ. Акцентируется внимание на проблеме определения момента возникновения юридического фактазастрахованности самозанятыхлиц. Анализируется судебная практика, связанная с определением права на страховые пособия в первом календарном году вступления самозанятых в правоотношения по данному виду обязательного социального страхования.
В результате исследования автор приходит к выводу о необходимости совершенствования законодательства с целью создания правовых условий для распространения упомянутого закона на иные категории (группы) самозанятых лиц, в частности на лиц, выступающих в качестве плательщиков налога на профессиональный доход.
Ключевые слова: обязательное социальное страхование, юридический факт, самозанятое лицо, страховой случай, страхователь, застрахованное лицо, правоотношение, временная нетрудоспособность, материнство.
Для цитирования: Галаева Л.А. О некоторых вопросах возникновения и реализации права на страховые пособия лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой //Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №7. С. 045-051. ЕОЫ: БМОООР
On Some Issues of the Emergence and Implementation of the Right to Insurance Benefits of Persons Who Independently Provide Themselves with Work
©Galaeva Lyudmila Anatolyevna
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia [email protected]
Abstract: The article is devoted to the peculiarities of the legal regulation of social security relations with the participation of persons who independently provide themselves with work, in particular, relations related to the appointment of insurance benefits as a type of social security provision in social security law. The goals and objectives of the stated research topic are resolved in the context of the author's classification of self-employed persons, which is made with reference to the current Russian legislation.
The features of legal relations regarding compulsory social insurance in case of temporary disability and in connection with maternity with the participation of persons who independently provide themselves with work within the framework of the Law of December 29, 2006 No. 255-FZ are analyzed. Attention is focused on the problem of determining the moment of occurrence of the legal fact of insurance of self-employed persons. Thejudicial practice related to determining the right to insurance benefits in the first calendar year of entry of self-employed people into legal relations for this type of compulsory social insurance is analyzed.
As a result of the study, the author comes to the conclusion that it is necessary to improve legislation in order to create
ISSN2072-3164(print) Том16.№7 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 45
ISSN 2310-7049 (online)
legal conditions for the extension of the mentioned law to other categories (groups) of self-employed persons, in particular to persons acting as payers oftax on professional income.
Keywords: compulsory social insurance, legal fact, self-employed person, insured event, policyholder, insured person, legal relationship, temporary disability, motherhood.
For citation: Galaeva L.A. On Some Issues of the Emergence and Implementation of the Right to Insurance Benefits of Persons Who Independently Provide Themselves with Work // Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №7. Pp. 045-051. (in Russ.). EDN: SMODDP
ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (самозанятые лица) - это особые субъекты социально - экономических отношений. Бесспорно, что в последние десятилетия наблюдается активное развитие самозанятости на российском рынке труда. В тоже время, экспертные оценки распространенности объемов самозанятости различны: от 5 до 16 млн. человек1. Представляется, что значительные расхождения в обозначенном диапазоне занятости обусловлены отсутствием четкого и единого понятия «самозанятости», хотя дискуссии по данному поводу ведутся. При этом одни и те же эксперты имеют различные толкования, раскрывающие содержательный аспект самозанятости как общественного явления и в одних случаях полагают, что «самозанятые по своим характеристикам занимают промежуточное место между наемными работниками и предпринимателями»2, в других же заключают, что «самозанятость - это особый вид предпринимательской деятельности»3.
Тем не менее, фактический рост самозанятых граждан в общей структуре занятости вызывает необходимость правового регулирования самозанятости как особой формы экономической деятельности и формы труда. В этой связи на страницах юридической литературы получают активное обсуждение проблемные аспекты правового статуса самозанятых лиц4, выявления и учета доходов от самостоятельной организации их трудовой деятельности в целях налогообложения5, вопросы отраслевой принадлежности правового института самозанятости6 и пр. Вопросы правового регулирования социального обеспечения самозанятых лиц не исключается из числа проблемных, а потому также
1 Доклад-презентация «Рынок услуг самозанятых граждан» / Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, февраль 2021 г. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/ 442787036.pdf; Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Динамика теневой занятости российского населения // Экономическая политика. 2021. Т. 16. № 2. С. 60-87.
2 Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Самозанятость на российском рынкетруда // Социально-трудовые исследования. 2019. № З.С. 1829.
3 Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. №1. С.60-85.
4Долинская В.В., Долинская Л.М. Проблемы правового статуса самозанятых // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Юриспруденция. 2018. №1. С.113-128.
5 Шуваев Е.А. Статус гражданина, зарегистрированного в качестве самозанятого и проблемы налогообложения доходов самозанятых лиц // URL: http://https://cyberleninka.ru/article/n/ status-grazhdanina-zaregistrirovannogo-v-kachestve-samozanyatogo-i-problemy-nalogooblozheniya-dohodov-samozanyatyh-lits/viewer
6Павловская О.Ю. К вопросу о проблемах правового регулирова-
ния самозанятости // Право и экономика. 2018. №12. С.12-17.
находятся в поле зрения отдельных ученых-юристов7.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ (ВЫДЕЛЕНИЕ) ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП САМОЗАНЯТЫХ ЛИЦ В СВЕТЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К сожалению, российское законодательство не имеет легальной дефиниции «самозанятых лиц». Анализ же различных законодательных актов позволяет, на наш взгляд, разграничивать с определенной долей условности следующие группы самозанятыхлиц.
1. Так, о самозанятых лицах упоминается в законодательстве об обязательном социальном страховании (далее - ОСС)8. По общему правилу, самозанятые лица включаются в отношения по ОСС как страхователи, которые обязаны или вправе совершать юридически значимые действия по уплате страховых взносов от доходов при осуществлении предпринимательской или профессиональной деятельности. Поскольку уплата последних совершается за самих себя (страхуют сами себя), то такие самозанятые - страхователи признаются одновременно и в качестве «застрахованных лиц», которым гарантируется социальное обеспечение при наступлении событий - страховых случаев в ОСС (достижение пенсионного возраста; наступление инвалидности; потеря кормильца и пр.) Поясним, что порядок уплаты страховых взносов конкретизируется в законодательстве о налогах и сборах, в рамках которого такие самозанятые - страхователи признаются «плательщиками страховых взносов, не производящие выплаты в пользу физических лиц» (ст.ст. 419,430 НК РФ)9. Отдельные авторы обоснованно рассматривают последних как активных плательщиков страховых взносов, гарантирующих финансовую устойчивость системы ОСС в целом10.
7См., например, Галаева Л.А., Сайфетдинова А.Ф Правовые вопросы включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в систему обязательного социального страхования // Экономика. Социология. Право.2020. №1 (17). С.120-128; Мироненко Е.И. Проблемы правового регулирования социального обеспечения самозанятых//Образование и право.2022. №11. С.54-57
8 Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее-Закон об ОПС); Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЭ (далее-Закон об ОМС); Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СПС «Консультант плюс»
'Налоговый кодекс РФ. Часть вторая, гл.34 «Страховые взносы» // СПС «Консультант плюс»
10Темирова 3. Д. Современное состояние и перспективы развития социальной эффективности функционирования системы обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством // Финансовые исследования. 2016. № 1. С. 153-156.
Полный перечень представителей данной группы самозанятых лиц следует формировать со ссылкой на специальные законы об отдельных видах ОСС и на законодательство о налогах и сборах, включая в их число индивидуальных предпринимателей (далее - ИП); членов крестьянских (фермерских) хозяйств; адвокатов; арбитражных управляющих; нотариусов, занимающиеся частной практикой; медиаторов; оценщиков; патентных поверенных; членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и пр.
2. В связи с введением в 2019 году нового специального налогового режима выделилась новая форма регистрируемой занятости, объединяющая в соответствии с отдельным законодательным актом «плательщиков налога на профессиональный доход»11. Несмотря на то, что нормативный материал закона не содержит упоминаний о самозанятости, на практике именно налогоплательщики налога на профессиональный доход (далее - НПД) признаются в качестве самозанятыхлиц. В этой связи позволительно выделять вторую группу самозанятыхлиц, в число которой входят:
1) физические лица, осуществляющие отдельные виды экономической деятельности без приобретения правового статуса ИП;
2) физические лица, осуществляющие отдельные виды допускаемой предпринимательской деятельности с правовым статусом ИП, перешедших на специальный режим налогообложения «Налог на профессиональный доход» (ч.1ст.4 Закона от 27.11.2018 №422).
Уместно отмечается, что возможность применения указанного специального налогового режима самостоятельно экономически активными физическими лицами, не зарегистрированными в качестве ИП (!) - «самозанятыми лицами» - является отличительной особенностью налога на профессиональныйдоход12.
3. О третьей группе самозанятыхлиц идет речь в п.70 ст.217 НК РФ, указывающем на перечень физических лиц, не пребывающих в правовом статусе ИП, доходы которых освобождаются от налогообложения при осуществлении услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (репетиторство; присмотр и уход за детьми и т.д.). Перечень подобных услуг вправе расширять субъекты Российской Федерации в силу своей законотворческой деятельности13. Данная категория самозанятых лиц вправе легализовать свою трудовую деятельность и осуществить регистрацию (постановку на учет) в налоговых органах на основании предоставляемого ими уведомления об осуществлении деятель-
11 Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)//Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 49 (часть I). Ст.7494.
12Соболь О.С. Налог на профессиональный доход в системе специальных налоговых режимов:эксперимент правового обеспечения // Вестник Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА). 2019. №7. С.104-111.
13 См.: например, Закон Рязанской области от 03.11.2017г. № 77-
03 «О дополнительных видах услуг для личных, домашних и (или)
подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения»; Республики Марий Эл от 27.10.2011г. № 59-3 «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» // СПС «Гарант»; Закон Республики Мордовия от 26.04.2022 № 16-3 «О регулировании отдельных вопросов в области народных художественных промыслов в Республике Мордовия» // http://publication.pravo.gov.ru/document/1300202204280003
ности оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд14.
Полагаем, что вести речь о проблемных аспектах формирования и реализации социально - обеспечительных прав лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, следует вести с позиций их разграничения на условно выделенные нами группы. В рамках настоящего исследования рассмотрим отдельные проблемные аспекты возникновения и реализации права самозанятыми лицами на страховые пособия как разновидности социально - обеспечительных предоставлений в праве социального обеспечения.
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ЗАСТРАХОВАННОСТИ САМОЗАНЯТЫХ ЛИЦ В РАМКАХ ЗАКОНА ОТ 29.12.2006 №255
Как известно, страховые пособия выступают в качестве страхового обеспечения в одном из видов ОСС - «обязательном социальном страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - ОСС на случай ВН), получившем формальное закрепление в связи с принятием в 2006 году отдельного законодательного акта15. В соответствии с нормами Закона от 29.12.2006 №255 определяется и реализуется право на назначение и выплаты страховых пособий (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком) в связи с наступлением таких страховых случаев как «временная нетрудоспособность» и «беременность и роды», «рождение ребенка», «уход за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет» в жизни лиц, подлежащих данному виду ОСС. Проанализируем особенности распространения Закона от 29.12.2006 № 255 на выделенные нами группы самозанятыхлиц.
Так, ч. 3 ст. 2 последнего указывает, по сути, на первую группу самозанятых лиц, в которую включены адвокаты, ИП, арбитражные управляющие, члены КФХ и т.д. Наиболее полный перечень представителей этой группы следует формировать с учетом так называемых «иных лиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой», ссылаясь в уточнение данного понятия в законодательстве о налогах и сборах, в частности, на положения ст. 419 НК РФ, в которой дополнительно указаны оценщики, патентные поверенные, медиаторы и пр.
Показательно, что в целях ОСС на случай ВН законодатель признает всех представителей самозанятых, осуществляющих предпринимательскую или профессиональную деятельность в качестве плательщиков страховых взносов, однако исходит из диспозитив-ности правового регулирования и допускает возможность добровольного вступления таких самозанятых в правоотношения по ОСС на случай ВН. Иными словами, представители самозанятых из данного перечня
14 Приказ ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@ «Об утверждении формы и формата уведомления физического лица об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд,атакжепорядка еезаполнения»// СПС «Консультантплюс»
15 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон от 29.12.2006 №255) // СПС «Консультант плюс»
ISSN2072-3164(print) Том16.№7 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве AI
ISSN 2310-7049 (online)
вправе самостоятельно решать вопрос о приобретении прав и исполнении обязанностей в рамках Закона от 29.12.2006 № 255. В этом состоит существенное отличие порядка их вступления в правоотношения по иным видам ОСС, в частности, в отношения по ОПС и ОМС, включение в которые происходит в императивном порядке. Общая же правовая характеристика самозанятых данной группы относительно всех видов ОСС состоит в совмещении (сочетании) правового статуса страхователя и застрахованного в одном физическом лице, о чем выше уже упоминалось. Соответственно, таких самозанятых следует характеризовать как субъектов финансовых отношений, связанных с уплатой страховых взносов в качестве страхователей, и как субъектов социально - обеспечительных отношений в качестве застрахованных лиц, связанных с назначение и выплатой того или иного страхового пособия.
Содержание финансовых и социально-обеспечительных правоотношений с участием самозанятых лиц основывается на положениях ст.4.5 Закона от 29.12.2006 №255. Так, самозанятые приобретают статус субъектов финансовых правоотношений по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в силу двух юридических фактов:
1) подачи заявления страховщику16;
2) уплаты страховых взносов страховщику17, в размере стоимости страхового года , определяемого по формуле: (МРОТ на начало финансового года * 2,9%)*1218.
Поясним, что обязательства по уплате страхового взноса в виде стоимости страхового года у самозанятых как страхователей должны быть выполнены не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления. Показательно, что правовые последствия в случае невыполнения данной обязанности связаны лишь с прекращением отношений между самозанятым как страхователем и страховщиком, что выступает своего рода санкцией. В данной ситуации законодатель исключает применение мер различной юридической ответственности к специфическим страхователям, что обосновывается добровольностью вступления в правоотношения по ОСС на случай ВН.
С другой стороны, выполнение юридической обязанности, связанной с выполнением уплаты страхового взноса, корреспондируется с правом на получение страхового обеспечения у такой категории самозанятых как застрахованных лиц, которое возникает в особо порядке: при условии уплаты в полном объеме страховых взносов за календарный год, предшествующим году в котором наступил страховой случай (ч. 6 ст.4.5 Закона от 29.12.2006 №255).
Таким образом, по общему правилу, изначально
16 Приказ ФСС РФ от 22.04.2019 № 216 «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СПС «Консультантплюс»
17 Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 790 «О порядке уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (вместе с «Правилами уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности ивсвязисматеринством»)// СПС «Консультантплюс»
18 В 2023 году общая сумма страхового года составила 5652 руб.
самозанятые в течение определенного периода выступают в качестве субъектов - страхователей финансовых правоотношений со страховщиком (с 2022 г. - это социальный фонд России)19. Иными словами, правоотношения по уплате страховых взносов предопределяют социально - обеспечительные правоотношения, в рамках которых реализуется право на назначение и выплату страховых пособий при наступлении страховых случаев. Отметим, что правоприменение положений ст.4.5 Закона от 29.12.2006 № 255, на первый взгляд вполне понятно и ясно. Однако применение нормативного материала осложняется, если речь идет о наступлении событий «временной нетрудоспособности» и «беременности и родов», «ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет» в первом календарном году вступления самозанятых в правоотношения по данному виду ОСС. Достаточно частно возникает вопрос: могут ли они быть правомочными субъектами и притязать на назначение и выплату страховых пособий?
Полагаем, что в ответе на поставленный вопрос следует исходить из общих положений Закона от 29.12.2006 № 255, согласно которым только наступивший страховой случай (!) влечет право на назначение того или иного вида страхового пособия. В этой связи уместно вести речь о квалификации упомянутых выше событий, наступивших в жизни самозанятых лиц на первом году вступления в отношения со страховщиком, в качестве страховых случаев. И здесь важное значение имеет момент определения юридического факта (признака) застрахованности самозанятых лиц в период существования первичных финансовых правоотношений.
Как показывает правоприменение, вопрос определения момента возникновения юридического факта (признака) застрахованности, и соответственно, момента наступления страхового случая у самозанятых лиц, впервые вступивших в отношения со страховщиком, достаточно спорный. Поэтому судебная практика по делам, связанным с отказами в назначении страхового обеспечения самозанятым не однозначна.
АНАЛИЗ СУДЕБНОГО ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРАВА НА СТРАХОВЫЕ ПОСОБИЯ
В одних случаях правоприменение со стороны и страховщика, и судов основывается на буквальном толковании ч. 3 ст.2 и ч.б ст.4.5 от Закона 29.12.2006 №255. Последние полагают, что юридический факт застрахованности самозанятых лиц на первом году участия в отношениях по данному виду ОСС наступает не в период существования финансовых правоотношений до истечения календарного года, а после окончания календарного года и в связи с уплатой необходимого объема страховых взносов. Следуя такой правовой позиции одни суды соглашаются со страховщиком и отказывают в назначении пособия по беременности и родам женщинам - ИП, у которых событие беременность и роды наступили в году вступления в правоотношения по данному виду ОСС, даже несмотря на то, что страхо-
19Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЭ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. №29.
вые взносы были полностью уплачены20.
В других, аналогичных случаях, судебное правоприменение полностью противоположно: событие «беременность и роды» у самозанятой женщины из числа ИП признается страховым случаем несмотря на то, что произошло в году вступления в правоотношения со страховщиком, за который уплачены страховые взносы. В этой связи показательны выводы суда: беременность и роды как единый физиологический процесс не подлежит разделению, и описан в законе как единый страховой случай. В ситуации, когда дата открытия листка нетрудоспособности по беременности и родам совпадает с годом вступления в правоотношения со страховщиком, не может препятствовать реализации гарантированных государством прав на социальную защиту. Суд удовлетворил требования женщины - ИП и обязал страховщика назначить и выплатить пособия по беременности и родам за весь период (70 дней до родов и 70 дней после родов). Такая судебная позиция позволяет полагать, что юридический факт застра-хованности самозанятых лиц на первом году участия в отношениях по данному виду ОСС наступает уже в период существования финансовых правоотношений до истечения календарного года, в котором начались отношения со страховщиком, но при условии уплаты должного объема стоимости страхового года21.
Представляется, что во избежание разноречивой судебной практики необходима конкретизация норм Закона от 29.12.2006 №255, позволяющих иметь четкое представление о моменте наступления факта застра-хованности самозанятыхлиц.
ВЫВОДЫ
Что касается самозанятых из числа иных, выделенных выше второй и третьей групп самозанятыхлиц, то Закон от 29.12.2006 № 255 не содержит каких - либо норм, допускающих возможность их добровольного вступления в правоотношения по данному виду ОСС. Получается, что для отдельных самозанятых лиц не существует правового механизма по приобретению правового статуса страхователя и застрахованного в рамках данного вида ОСС. Соответственно, наступление в их жизни таких событий как «временная нетрудоспособность», «беременность и роды» и «уход за ребенком до полутора лет» не приобретает качество страховых случаев, определяющих в конечном итоге право на назначение и выплату страховых пособий, целевая направленность которых состоит в обеспечении социальной защиты экономически активных групп населения при реализации социального риска утраты доходов.
Отметим, в свое время Фонд социального страхования РФ, выступающий до конца 2022 г. в качестве страховщика по ОСС на случай ВН обозначал собственную правовую позицию по поводу расширения числа потенциальных застрахованных лиц за счет так называемых иных категорий (групп) самозанятых граждан и пришел к выводу о недопустимости расширения круга лиц, имеющих право добровольно вступать в право-
20 См., например, Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого АО от 29 апреля 2022 г. по делу № А81-3763/2022// https://sudact.ru/ arbitral/doc/OtWk700c4IY8/
21 См., например, Решение Арбитражного суда Санкт-Петербур-
га и Ленинградской области от 19 августа 2022 г. по делу № А56-21791/2022. // https://sudact.ru/arbitral/doc/VvmpwtMtMPZ5/
отношения по данному виду ОСС. Доводы последнего как субъекта правоприменительного процесса состояли в следующем: размер страхового обеспечения для самозанятых значительного превышает размер поступающих от них страховых взносов, рассчитанных по стоимости страхового года. В этой связи расширение числа потенциальных застрахованных лиц может повлечь вероятность формирования дефицита бюджета ФСС РФ, что приведет к возникновению финансовых рисков для выполнения страховщиком социальных обязательств. Дополним, что Министерство труда РФ, в свою очередь, полностью поддерживало страховщика и отказалось рассматривать инициативу общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» о предоставлении права самозанятым - физ-лицам участвовать в отношениях по ОСС на случай ВН посредством иного правового механизма: заключения договора добровольного социального страхования22.
В связи с объединением с 2023 г. фондов социального страхования и создания единого бюджета Социального фонда РФ подобные инициативы весьма актуальны и должны, по все видимости, приобрести статус законодательных инициатив. Полагаем, что целесообразны изменения Закона от 29.12.2006 № 255 по расширению перечня самозанятыхлиц, которые вправе вступать в правоотношения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на добровольной основе. Кроме того, на наш взгляд, уместно пересмотреть и подходы к правовому регулированию объемов (размеров) финансового участия самозанятых лиц в данном виде ОСС. Представляется, что объемы финансирования со стороны самозанятых лиц, изъявляющих желание вступить в правоотношения, следует дифференцировать, принимая во внимание такие критерии как:
1) вид деятельности самозанятого лица (предпринимательской или профессиональной);
2) системы налогообложения самозанятого лица и его участия в налоговых правоотношениях и пр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы остановиться на еще на одном моменте: особенностям распространения Закона от 29.12.2006 № 255 на самых распространенных представителей самозанятых - ИП, которые перешли на специальный налоговый режим НПД. Дело в том, что в силу ч.Ист.2 Закона от27.11.2018 № 422 ИП, применяющие НПД, уже не признаются плательщиками страховых взносов. В этой связи на практике достаточно часто возникают вопросы о соотношении данной нормы закона с законодательством по ОСС. Иными словами, уместны вопросы о том, вправе ли такие самозанятые приобретать статус страхователей и застрахованных в отдельных видах ОСС? Авторский комментарий таков: по общему правилу нет, если иное не предусмотрено специальным законом по отдельному виду страхования. Так, п.6 ч.1 ст. 29 Закона об ОПС допускает возможность добровольного вступления в правоотношения по ОПС лиц их числа самозанятых как плательщиков НПД, соответственно, ИП, перешедшие на такую систему налогообложения,
22 Самозанятые останутся без больничных и пособий: электронный ресурс: https://finance.rambler.ru/money/46256788-samozanyatye-051апи15уа-Ье2-Ьо1шсЬпуРн-ро5оЫу/; https://www.gazeta.ru/business/ 2021/04/20/13566398.5Ы:т1?и1т_5оигсе=гПпапсе
155М2072-3164(рпМ) Том16.№7 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 49
¡ББЫ 2310-7049 (опПпе)
все- же вправе приобретать статус страхователей и застрахованных в ОПС, и соответственно, участвовать с формировании своих пенсионных прав. Нормативный материал Закона 29.12.2006 № 255, в свою очередь, не содержит подобных норм, а значит говорить о распространении представителей самозанятых - ИП, которые перешли на специальный налоговый режим НПД, гово-
ЛИТЕРАТУРА
1. Долинская В.В., Долинская Л.М. Проблемы правового статуса самозанятых // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Юриспруденция. 2018. №1. С.113-128.
2. ГалаеваЛ.А., Сайфетдинова А.Ф Правовые вопросы включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в систему обязательного социального страхования // Экономика. Социология. Право. 2020. №1 (17). С.120-128.
3. Мироненко Е.И. Проблемы правового регулирования социального обеспечения самозанятых // Образование и право.2022. №11. С.54-57.
4. Павловская О.Ю. К вопросу о проблемах правового регулирования самозанятости // Право и экономика.2018. №12. С.12-17.
5. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 1. С. 60-85.
6. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Самозанятость на российском рынке труда. //Социально-трудовые исследования. 2019. №3. С.18-29.
7. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Динамика теневой занятости российского населения // Экономическая политика. 2021. Т. 16. № 2. С. 60-87.
8. Соболь О.С. Налог на профессиональный доход в системе специальных налоговых режимов: эксперимент правового обеспечения // Вестник Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА). 2019. №7. С.104-111.
9. Темирова 3. Д. Современное состояние и перспективы развития социальной эффективности функционирования системы обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством // Финансовые исследования. 2016. № 1. С. 153-156.
10. Чернова П.А., ШобейЛ.Г. Правовой статус самозанятых в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Образование и право. 2022. № 4. С. 177-180.
11. Шуваев Е.А. Статус гражданина, зарегистрированного в качестве самозанятого и проблемы налогообложения доходов самозанятых лиц // URL: http://https://cyberleninka.ru/article/n/ status-grazhdanina-zaregistrirovannogo-v-kachestve-samozanyatogo-i-problemy-nalogooblozheniya-dohodov-samozanyatyh-lits/viewer.
рить не приходится. Такие самозанятые, равно и иные плательщики НПД, не вправе приобретать статус страхователей и застрахованных, и притязать на назначение и выплату страховых пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Полагаем, что это следует признать существенным пробелом Закона от 29.12.2006 № 255, который нуждается в преодолении.
REFERENCES
1. Dolinskaya V.V., Dolinskaya L.M. Problems of the legal status of the self-employed // Bulletin of the Moscow State Regional University. SeriesJurisprudence. 2018. No. 1. P. 113-128.
2. Galaeva L.A., Sayfetdinova A.F. Legal issues of inclusion of persons who independently provide themselves with work in the system of compulsory social insurance // Economics. Sociology. Right. 2020. No. 1(17). P. 120-128.
3. Mironenko E.I. Problems of legal regulation of social security for the self-employed // Education and Law.2022. No. 11. P.54-57.
4. Pavlovskaya O.Yu. On the issue of legal regulation of self-employment // Law and Economics. 2018. No. 12. P. 12-17.
5. Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. Regulation of the activities of self-employed citizens // Issues of state and municipal management. 2020. No. 1. P. 60-85.
6. Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. Self-employment in the Russian labor market. //Social and labor research. 2019. No. 3. P.18-29.
7. Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. Dynamics of shadow employment of the Russian population // Economic Policy. 2021. Vol. 16. No. 2. pp. 60-87.
8. Sobo! O.S. Tax on professional income in the system ofspecial tax regimes: an experiment in legal support // Bulletin of the University named after O.E. Kutafina (MSAL). 2019. No. 7. P.104-111.
9. Temirova Z. D. Current state and prospects for the development of social efficiency of the functioning of the compulsory social insurance system in case of temporary disability and in connection with motherhood // Financial Research. 2016. No. 1. P. 153-156.
10. Chernova P.A., Shobey L.G. Legal status of the self-employed in the Russian Federation: problems and prospects // Education and Law. 2022. No. 4. P. 177180.
11. Shuvaev E.A. Status of a citizen registered as self-employed and problems of taxation of income of self-employed persons // URL: http://https:// cyberleninka.ru/article/n/status-grazhdanina-zaregistrirovannogo-v-kachestve-samozanyatogo-i-problemy-nalogooblozheniya-dohodov-samozanyatyh-lits/viewer.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Галаевой Л.А на тему: «О некоторых вопросах возникновения и реализации права на страховые пособия лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой»
Бесспорно, самозанятые лица особые субъекты экономических и социально - трудовых отношений. Фактический рост числа самозанятых граждан в общей структуре занятости населения в России вызывает необходимость четкого правового регулирования самозанятости как особой формы труда. В частности, на страницах юридической литературы получают активное обсуждение проблемные аспекты правовой регламентации социального обеспечения самозанятых лиц. Критический анализ законодательных положений, касаемых социального обеспечения самозанятых лиц, обосновывается необходимостью преодоления проблем правового регулирования в данной сфере общественных отношений. Сказанное обосновывает актуальность заявленной темы научной статьи.
В настоящее время в отечественном законодательстве отсутствует четкое определение категории «лица, самостоятельно обеспечивающих себя работой (самозанятые лица)». Это приводит к возникновению различного рода проблем в правоприменении.
Анализ действующего законодательства позволил автору с определенной долей условности разграничить отдельные категории самозанятыхлиц. Далее акцентируется внимание на проблемных аспектах распространения обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством как вида обязательного социального страхования на различные группы самозанятыхлиц. В частности, автор освещает проблемные аспекты определения права на страховые пособия у самозанятых, упомянутых в Федеральном законе от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», у которых события «временной нетрудоспособности», «беременности и родов» и «ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет» наступают в первом календарном году вступления самозанятых в правоотношения по данному виду обязательного социального страхования. Автор приходит к выводу о сложности определения момента возникновения юридического факта (признака) застрахованности, и соответственно, момента наступления страхового случая у самозанятыхлиц на первом году правоотношений со страховщиком. Разбор конкретных судебных решений демонстрирует разноречивое судебное правоприменение при разрешении споров самозанятых и страховщиков, связанных с определением права на назначение и выплату страховых пособий в рамках упомянутого закона.
Автор обращает внимание на проблемах распространения Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» на иные категории самозанятых лиц, в частности на самозанятых из числа налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также самозанятых, о которых идет речь в п.70 ст.217 НК РФ. Автор приходит к выводу о необходимости законодательных изменений: 1) по расширению круга лиц, имеющих право добровольно вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 2) к подходам в определении объемов (размеров) финансового участия различных категорий самозанятых в данном виде обязательного социального страхования.
Статья «О некоторых вопросах возникновения и реализации права на страховые пособия лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой» изложена научным языком, доступным для восприятия стилем, выдержана структурно. Оригинальность текста в системе «Антиплагиат» составляет 74,48%. Полагаю, что статья «О некоторых вопросах возникновения и реализации права на страховые пособия лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой» можетбыть рекомендована к опубликованию в научном журнале.
Рецензент: C.B. Бочкарева, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры теории, истории государства и права и международного права, Мордовский государственный университетим. Н.П.Огарева
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 74,48%
Статья поступила в редакцию 24.10.2023, принята к публикации 14.11.2023
The article was received on 24.10.2023, accepted for publication 14.11.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Галаева Людмила Анатольевна, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса; Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева; г.Саранск, Россия. SPIN-код: 7923-6898. E-mail: [email protected]
ABOUTTHE AUTHOR
Galaeva Lyudmila Anatolyevna, Cand.Sci.(Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure; National Research Ogarev Mordovia State University; Saransk, Russia. SPIN-code: 7923-6898. E-mail: [email protected]
ISSN2072-3164(print) Том16.№7 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 51
ISSN 2310-7049 (online)