УДК 341.48/49
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ КОНВЕНЦИИ О МЕЖДУНАРОДНОМ ТЕРРОРИЗМЕ
Иржанов Алимжан Самигуллаевич
Ведущий научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, к.ю.н., г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: a.irzhanov@adilet.gov.kz
Ключевые слова: международное право; терроризм; международный терроризм; противодействие терроризму.
Аннотация. В статье рассматривается некоторые аспекты подхода, представленного в проекте Всеобъемлющей Конвенции о международном терроризме. В частности, этот подход предполагает ограничить содержание дефиниции «международный терроризм» преступлениями, по которым приняты 19 международных конвенций и протоколов. В статье отмечаются отдельные недостатки данного подхода и рекомендуется вернуться к разработке комплексного и унифицированного понятия терроризма. В связи с этим предлагается определить «терроризм» как
деятельность, направленную на подготовку, финансирование и совершение терактов в государствах, посредством которых достигается воздействие на действия должностных лиц государств или международных организаций (либо наносится вред международным отношениям и правопорядку) в интересах субъекта терроризма; или
деятельность, направленную на подготовку, финансирование и совершение террористических актов, когда цель таких актов в силу их характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.
ХАЛЬЩАРАЛЬЩ ТЕРРОРИЗМ ТУРАЛЫ ЖАН-ЖА^ТЫ ЦАМТИТЫН КОНВЕНЦИЯНЬЩ ЖОБАСЫН ЭЗ1РЛЕУДЩ КЕЙБ1Р МЭСЕЛЕЛЕР! ТУРАЛЫ
Иржанов Алимжан Самигуллаулы
ЦР Зацнама институты халыцаралыц зацнама жэне салыстырмалы цуцыцтану бвлгмгтц жетекш1 зылыми цызметкерг, з.г.к., Астана ц., Цазацстан Республикасы; e-mail:a.irzhanov@adilet.gov.kz
ТYйiн свздер: халыцаралыц цуцыц; терроризм; халыцаралыц терроризм;терроризмге царсы кYрес.
Аннотация. Мацалада Халыцаралыц терроризммен кYрес туралы Жан-жацты конвенция жобасында келт1р1лген «халыцаралыц терроризм» угымын шектеуге цатысты тэсыдеменщ кейб1р аспектыер1 царастырылады. Мацалада аталган тэсыдеменщ жекеле-ген кемшглгктерг корсетыген жэне де терроризм угымына кешендг жэне унификацияланган аныцтама беру цажеттытне цайта оралу усынылады. Осыган орай, «терроризм» угымына келесгдей аныцтама беру усынылады:
сипатына немесе контекстте сэйкес мацсаты тургындарды цорцыту немесе Yкiметтi, не болмаса жалыцаралыц уйымды цандай-да бiр эрекет жасауга немесе ондай эрекет жасаудан бас тартуга мэжбYрлеу болып табылатын, террористы актг дайындалуга, царжыландыруга немесе жасауга багытталган цызмет; немесе
терроризм субъектшнщ мYддесiндегi мемлекеттердщ немесе халыцаралыц уйымдардыц лауазымды адамдары эрекеттерте ыцпал етуге комектесетт (не халыцаралыц цатынастарга жэне цуцыцтыц тэрттке зиян келтiретiн) мемлекеттерде терактiлердi даярлауга, царжыландыруга жэне жасауга багытталган цызмет.
Международное право и сравнительное правоведение
ABOUT SOME ISSUES OF THE DRAFTING OF THE COMPREHENSIVE CONVENTION ON INTERNATIONAL TERRORISM
Irzhanov, Alimzhan S.
Leading Researcher of the Department of international legislation
and comparative law of the Legislation Institute of the Republic of Kazakhstan,
Astana City, Republic of Kazakhstan; e-mail: a.irzhanov@adilet.gov.kz
Keywords: International Law; Terrorism; International Terrorism; Countering Terrorism. Abstract. The article considers some aspects of the position presented in the draft of the Comprehensive Convention against International Terrorism. In particular, this attitude suggests limiting the scope of the definition of«international terrorism»to crimes for which 19 international conventions and protocols have been adopted. The article highlights some weakness of this approach, and it is recommended to return to the development of a comprehensive and unified concept of terrorism. In this regard, it is proposed to define «terrorism» as
activities aimed at the preparation, financing, and committing acts of terrorism which the achieved effects on the actions of officials of States or international organizations (or harmed international relations and the rule of law) in the interests of the subject of terrorism; or
activities aimed at the preparation, financing, and committing acts of terrorism when the purpose of the conduct, by its nature or context, is to intimidate a population, or to compel a Government or an international organization to do or to abstain from doing any act.
Проблема противодействия международному терроризму является одной из самых актуальных глобальных проблем современности. В этой связи среди ученых и практиков широко обсуждаются ее различные аспекты. Особую актуальность получило изучение проблемы отсутствия на практике и науке общепризнанной дефиниции «международный терроризм», что создает определенные трудности в применении норм антитеррористического характера.
В этой сфере в Казахстане предпринят ряд важных стратегических мер, направленных на развитие антитеррористической политики и законодательства1. Так, в п. 3.1. Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года определяется, что своевременное введение и правильное применение правовых норм, направленных на предупреждение и пресечение распространения терроризма, должно стать одним из приоритетных направлений развития правоохранительной и судебной систем2. Ввиду этого Казахстаном осуществляется постоянное совершенствование антитеррористического законодательства. Так, например, в текущем году были приняты поправки в ст. 10 Конституции РК и
закон, устанавливающие возможность лишения гражданства по решению суда за совершение террористических преступлений3. Кроме того, принятие таких законодательных новелл соответствует предусмотренному в п. 2.8. Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года направлению уголовной политики, предполагающему усиление уголовной ответственности за террористические преступления.
Вместе с тем международно-договорная практика показывает наличие применения различных подходов и проблем, связанных с неопределенностью правового содержания понятия «терроризм». В качестве примера использования различных подходов к определению терроризма в международных договорах можно привести нормы Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года и Договора о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года.
Представленные в данных конвенциях понятия терроризма имеют существенные различия по своему содержанию. В част-
1 Среди зарубежных стран, которые приняли стратегические документы по борьбе с терроризмом, можно отметить Великобританию, где была принята долгосрочная стратегия CONTEST, включающая комплексный подход к противодействию терроризма. Данная стратегия хотя и была принята в 2003 году, но она ежегодно подвергается пересмотру и обновлению.
2 Указ Президента Республики Казахстан «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» от 24 августа 2009 года № 858.//http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858
3 См. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года.
ности, в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года термин «терроризм» включает «а) какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в Приложении к настоящей Конвенции, и как оно определено в этом договоре;
б) любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения,
и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон»4.
Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года под дефиницией «терроризм» понимает: «противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде:
насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц;
уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей;
причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо
из мести за такую деятельность;
нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой;
иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством Сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом»5.
Как видно из сопоставительного анализа, в этих конвенциях представлены различные подходы к определению терроризма, что свидетельствует, прежде всего, о необходимости выработки единого концептуального представления терроризма в рамках казахстанского законодательства, а также указывает на актуальность и целесообразность разработки унифицированного понятия «терроризм» на международном уровне. Наличие единообразного понимания понятия «терроризм» позволило бы повысить эффективность противодействия с терроризмом, а также исключить в договорной практике подобные коллизии и облегчить имплемен-тацию этих норм в национальное законодательство.
Началом применения термина «международный терроризм» считаются 70-е годы XX века [1], а начиная с 1996 года употребление понятия «терроризм» стало официальным и в международно-правовых документах ООН [2]. В 1996 году был учрежден Специальный Комитет, который разрабатывает проект Всеобъемлющей Конвенции о международном терроризме. Вместе с тем в настоящее время консенсус по разработке данного проекта между странами так и не был достигнут, в связи с разногласиями по вопросу правового содержания понятия «терроризм»6.
В качестве компромиссного варианта было предложено ограничить содержание дефиниции «международный терроризм» преступлениями, по которым приняты 19 международных конвенций и протоколов. В связи с чем разработанный проект Всеобъемлющей Конвенции вообще не содержит понятия «терроризм»7, но включает пере-
4 Закон Республики Казахстан «Оратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 18 апреля 2002 года № 316//http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z0200003l6.
5 Закон Республики Казахстан «О ратификации Договора о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом» от 23 октября 2000 г. N 93//http://adilet.zan. kz/rus/docs/Z000000093.
6 Указ Президента Республики Казахстан «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» от 24 августа 2009 года № 858.//http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858
7 Доклад специального комитета, учрежденного резолюцией 51/210 ГА ООН от 17 декабря 1996 г. -ООН. Нью-Йорк, 2013. - 32 с.
'.Международное право и сравнительное правоведение
чень общих деяний, которые, по мнению разработчиков, можно квалифицировать как акты терроризма.
Анализируя проект конвенции, некоторые исследователи отметили такой серьезный недостаток, как «расплывчатое определение понятия «международный терроризм», которое, как представляется, пока еще оставляет поводы для возможных политических спекуляций, а выработанный понятийный аппарат не позволяет уверенно и безошибочно квалифицировать преступление именно как международный терроризм, разграничивать его от близких по ряду признаков преступлений» [3]. Кроме того, принятие проекта конвенции с предложенным компромиссным подходом к определению терроризма не отражает истинной цели конвенции - а именно предоставления унифицированного понятия «терроризма», как международно-правовой основы сотрудничеству противодействия терроризму. В связи с чем полагаем, что предлагаемый компромиссный вариант хотя и частично устраняет пробел, связанный с определением терроризма, носит половинчатый характер и отсрочивает решение данной проблемы на неопределенный срок.
Анализ современного терроризма показывает наличие в нем таких черт,как многоплановость, комплексность, разнонаправ-ленность. В этой связи можно предложить изменение подхода к содержанию терроризма: отход от концепции терроризма как единого преступления к пониманию терроризма как совокупности преступлений, связанных одной целью - совершение теракта. Также отдельными учеными выделяется еще одна такая характеристика терроризма как многообъектность [4]. В связи с этим представляется, что современное понимание терроризма должно учитывать его сложность, многоплановость и многообъектность. Так, многоплановость терроризма может включать в себя существование нескольких уровней (планов), многообъ-ектность может выражаться в наличии на каждом уровне нескольких объектов. В связи с этим
следует отметить су-
ществование на каждом уровне своей системы преступлений террористического характера. Так, например, подготовка и вербовка людей включает целый комплекс разнонаправленных преступлений, финансирование терроризма предполагает совершение уже несколько иных деяний и т.д.
Отдельным уровнем, характеризующим терроризм как феномен, может быть признан сам террористический акт. В этой связи акт терроризма также представляется способом воздействия, т.е. совершением теракта запугивается население страны, которое может высказывать свое отрицательное отношение как к государству, так и к международным организациям. Под актом терроризма принято считать непосредственное совершение конкретного преступления, например, в форме взрыва, захвата транспортных средств, посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля и др.
В рамках понимания терроризма как многопланового явления следует отметить, что основным связующим звеном является цель. Как правило, основной целью терроризма выступает не само запугивание населения, а попытка воздействия на политику или действия государств и международных организаций.
Таким образом, полагаем возможным определить понятие «терроризм» в проекте всеобъемлющей конвенции о международном терроризме как
деятельность, направленную на подготовку, финансирование и совершение террористических актов, посредством которых достигается воздействие на действия/ политику государств или международных
организаций (либо наносится вред международным отношениям и правопорядку) в интересах субъекта терроризма;
или
деятельность, направленную на подготовку, финансирование и совершение террористических актов, когда цель таких актов в силу их характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить государство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.
В контексте предлагаемого определения, возможно, сделать ссылки на упоминаемые в 19 антитеррористических конвенциях деяния путем признания их актами терроризма. В этом случае теракт получает двойную криминализацию, как в международном, так и в национальном праве. При этом террористический акт может выступать и как отдельное самостоятельное уголовное преступление, и как признак квалифицирующий понятие «терроризм». В связи с этим включение в понятие «терроризм»такого признака, как совершение теракта, позволяет различить субъектов терроризма и теракта. Так, субъектами теракта являются физические лица, а субъектами терроризма - физические лица, террористические организации, иностранные организации и др. Исследуя вопрос со-
отношения терроризма и акта терроризма, также можно привести интересную позицию Ткаченко В.В. и Ткаченко С.В., которые предлагают «понятие «терроризм» как явление и террористические акты представлять как понятие «преступность и преступление». Каждое конкретное преступление террористического характера является точечным выражением терроризма как явления» [5].
В связи с этим представляется возможным повысить роль международного права в сфере противодействия терроризму. Так, например, возможно усиление координирующей функции международного права в области противодействия терроризму в части установления международно-правовой ответственности и осуществлении международного уголовного преследования лидеров и членов международных террористических организаций.
В заключение следует отметить, что необходимость в унифицированном понятии «терроризм» будет обуславливаться как неоднородной практикой сотрудничества государств в области противодействия терроризму, так и наличием разнонаправленных подходов у государств к его содержанию. Учитывая это, потребность в дальнейшей концептуальной разработке содержания терроризма, признаков и его специфики будет в будущем только возрастать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазутин Л.А. К вопросу о понятии и формах проявления международного терроризма //Российский юридический журнал - Екатеринбург, 2000. -№2. - С. 54-66.
2. Горбунов Ю.С. Основные этапы договорно-правового регулирования международного сотрудничества государств в противодействии терроризму // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2006. - № 3. - С. 90-94.
3. Волеводз А.Г. Криминализация международного терроризма в уголовном праве // Международное уголовное право и международная юстиция. - № 2. - 2014. - С. 3 - 6.
4. Капитонова Е.А., Романовский Г.Б. Современный терроризм: монография. - М., 2015. - 216 с.
5. Ткаченко В.В. и Ткаченко С.В. Российский терроризм: проблемы уголовной ответственности. -М., 2017. - 109 с.
REFERENCES
1. Lazutin L.A. K voprosu o ponjatii i formah projavlenija mezhdunarodnogo terrorizma// Rossijskij juridicheskij zhurnal - Ekaterinburg, 2000. -№2. - S. 54-66.
2. Gorbunov Ju.S. Osnovnye jetapy dogovorno-pravovogo regulirovanija mezhdunarodnogo sotrudnichestva gosudarstv v protivodejstvii terrorizmu // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel 'stva i sravnitel'nogo pravovedenija. - 2006. - №3. - S. 90 - 94.
3. Volevodz A.G. Kriminalizacija mezhdunarodnogo terrorizma v ugolovnom prave // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaja justicija. - № 2. - 2014. - S. 3-6.
4. Kapitonova E.A., Romanovskij G.B. Sovremennyj terrorizm: monografija. - M., 2015. -216 s.
5. Tkachenko V.V. i Tkachenko S.V Rossijskij terrorizm: problemy ugolovnoj otvetstvennosti. - M., 2017. - 109 s.