Научная статья на тему 'О некоторых вопросах производства дознания в сокращённой форме (таможенный аспект)'

О некоторых вопросах производства дознания в сокращённой форме (таможенный аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
701
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО ДОЗНАНИЯ В СОКРАЩЁННОЙ ФОРМЕ / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / ДОЗНАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каретникова С. В.

В статье рассматриваются и анализируются проблемы предварительного расследования по производству дознания в сокращённой форме. Выявляются проблемные аспекты производства дознания в сокращённой форме таможенными органами, правовая регламентация и практическая реализация, предлагается авторское видение их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF INQUIRY PRODUCTION IN THE REDUCED FORM (CUSTOMS ASPECT)

In this article we examine and analyze the problems of preliminary investigation on inquiry production in the reduced form. We reveal the problem aspects of inquiry production in the reduced form by the customs authorities, legal regulation and practical realization, we suggest the author’s vision of their resolution.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах производства дознания в сокращённой форме (таможенный аспект)»

7.5. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ В СОКРАЩЁННОЙ ФОРМЕ (ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ)

Каретникова С.В. Должность: и.о. декана. Место работы: Российская таможенная академия. Филиал: Санкт-Петербургский филиал имени В.Б. Бобкова. Подразделение: факультет повышения квалификации. E-mail: svk-d@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются и анализируются проблемы предварительного расследования по производству дознания в сокращённой форме. Выявляются проблемные аспекты производства дознания в сокращённой форме таможенными органами, правовая регламентация и практическая реализация, предлагается авторское видение их разрешения.

Ключевые слова: производство дознания в сокращённой форме, уголовное судопроизводство, таможенные органы, уголовное дело, дознаватель.

SOME QUESTIONS OF INQUIRY PRODUCTION IN THE REDUCED FORM (CUSTOMS ASPECT)

Karetnikova S.V. Position: acting as the dean. Place of employment: Russian customs academy. Branch: Saint-Petersburg branch named after V.B.Bobkov. Department: professional training faculty. E-mail: svk-d@mail.ru

Annotation: In this article we examine and analyze the problems of preliminary investigation on inquiry production in the reduced form. We reveal the problem aspects of inquiry production in the reduced form by the customs authorities, legal regulation and practical realization, we suggest the author's vision of their resolution. Keywords: inquiry production in the reduced form, criminal legal proceedings, customs authorities, criminal case, inquirer.

Возрастание роли и значения таможенного дела как инструмента внешнеэкономической деятельности, объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона

«О таможенном регулировании в Российской Федера-

i

ции» таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают преступления, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации.

В силу статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации таможенные органы, как орга-

1 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 269.

ны исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями, являются органами дознания. В свою очередь, как органы дознания, таможенные органы уполномочены осуществлять уголовно-процессуальную деятельность по производству предварительного расследования в форме дознания в соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). В соответствии с п. 9 ч.3 ст. 151 УПК РФ, дознание производится дознавателями таможенных органов Российской Федерации лишь по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а в соответствии с п.3 ч.2 ст. 157 УПК РФ таможенные органы осуществляют производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, выявленных таможенными органами Российской Федерации.

Таким образом, следует констатировать, что решение подведомственных таможенным органам задач по производству дознания УПК РФ строго ограничено, что, как свидетельствуют статистические данные, негативно сказывается на решении задач противодействия преступности в области таможенного дела. Так, общее количество возбужденных таможенными органами уголовных дел составило в 2006 г. - 4423, в 2007 г. - 4504, в 2008 г. - 4988, в 2009 г. - 5757, в 2010 г. -4116., в 2011 г. - 4539, в 2012 г. - 1 612, в 2013г. -1917 уголовных дел, что почти на 19% больше, чем в аналогичном периоде 2012 года. Исходя из статистического исследования, наибольшее количество уголовных дел в 2013г. приходится на таможенные органы Центрального (706), Сибирского (276), Северо-Западного (234) таможенных управлений. Больше всего уголовных дел возбуждено Брянской (344), Московской (127), Белгородской (97)таможнями .

В результате принимавшихся мер по установлению фактических обстоятельств совершения противоправных деяний и изобличению виновных лиц подозреваемыми и обвиняемыми в ходе расследования уголовных дел в федеральный бюджет уплачено таможенных платежей на сумму около 98 миллионов рублей.

Статистика неумолимо свидетельствует о необходимости совершенствования указанной деятельности. Согласно статистическим данным, количество преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, выявляемых таможенными органами, ежегодно увеличивается, однако количество обвинительных приговоров, вынесенных судами, невелико.

А именно, в 2013 году окончено производство составлением обвинительного акта (постановления) и направлено прокурору для принятия решения в порядке статьи 226 УПК РФ 68 уголовных дел. Из поступивших прокурору с обвинительным актом (постановлением) уголовных дел 59 направлено в суд: 10 - по преступлениям, квалифицированным по части 1 статьи 194 УК РФ, 1 - по части 2 статьи 194 УК РФ, 48 -по части 1 статьи 200.1 УК РФ. Судами по оконченным таможенными органами уголовным делам постановлено 27 обвинительных приговоров.

Сказанное подчеркивает актуальность и жизненную необходимость научного анализа и выработки научно-исследовательских и прикладных рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуальной деятельности по производству дознания таможенных ор-

ганов. Срок производства дознания, а также другие проблемные вопросы рассматриваемого института постоянно вызывают на практике значительные трудности в расследовании уголовных дел. Отсутствие четкой регламентации действий должностных лиц таможенных органов, большая доля которых оставлена на их усмотрение, равно как неоднозначность правовых норм способствуют возникновению проблемных аспектов в правоприменительной деятельности таможенных органов.

Одним из наиболее дискутируемых в теории и на практике институтов уголовного процесса является институт ускоренного досудебного производства.

Очевидно, что понятие «ускоренное производство» в уголовном процессе свойственно не только досудебной стадии подготовки материалов о преступлениях. Исходную точку проблемы уменьшения сроков производства, сокращения затрат процессуальных средств, с одной стороны, и сохранения гарантий прав участников уголовного судопроизводства - с другой, следует искать в оптимизации режима процессуальной экономии2.

В истории отечественной процедуры дознания существовала протокольная форма досудебной подготовки материалов, в основе которой заложен особый процессуальный порядок досудебного производства, отличавшийся от предварительного расследования (дознания и предварительного следствия) как по форме, так и по содержанию.

Изучение практики применения ускоренного досудебного производства в различных странах свидетельствует о том, что оно получило широкое распространение в государствах с развитой демократией не только потому, что является экономичным с точки зрения процессуальных затрат, но и потому, что не связано со сколько-нибудь значительным ущемлением прав участников процесса.

Действовавшее в РСФСР уголовно-процессуальное законодательство содержало единственный правовой институт ускоренного досудебного производства -протокольную форму досудебной подготовки материалов, вокруг которой в 1996-1998 гг. возникло так много дискуссий и проблем3. Введенный в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 4 января 1985 г. институт протокольной формы в последующие годы показал свою эффективность в борьбе с преступлениями, не представляющими большой общественной опасности. При этом работа с протокольными производствами прочно вошла в практику участковых уполномоченных милиции.

Между тем динамичность наращивания органами милиции объемов протокольного производства не совпадала объективно с возможностями судебной системы, вступая в противоречие с ее медлительностью и неповторимостью.

Несмотря на то, что многие судьи активно рассматривали дела, подготовленные по протокольной форме, Верховный Суд Российской Федерации принял соответствующее постановление пленума, ориентирующее суды на активизацию работы с протокольными производствами, так как в большинстве судов сформировались «завалы» неразрешенных дел.

2 Гирько, С.И. Деятельность полиции в уголовном судопроизводстве: Монография/ С.И. Гирько. - М.: ФГКУ» ВНИИ МВД России», 2013. - С.10.

3 Колоколов И. Протокольная форма - новый вид предвари-

тельного расследования // Российская юстиция. 1998. № 2.

Кроме того, с принятием Конституции Российской Федерации и базовых законов организации судебной системы изменился статус судей, исходя из которого обязанность принятия судьей решения о возбуждении уголовного дела по материалам, подготовленным в протокольной форме, вступала в противоречие с положениями ст. 120 и 123 Конституции Российской Федерации.

Однако только 7 октября 1997 г. (фактически, год спустя) было принято Определение Конституционного Суда Российской Федерации «О разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1996 г.», которым была подтверждена конституционность протокольной формы досудебной подготовки материалов, а с 15 ноября 1997 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР», внесший коррективы в механизм осуществления протокольной формы досудебной подготовки материалов4.

После вступления в силу Федерального закона от 18 декабря № 174-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» институт протокольной формы досудебной подготовки материалов из Кодекса был изъят и таким образом перестал существовать.

Между тем с учетом имеющейся практики в органах внутренних дел по протокольной форме, которая позволяла достаточно эффективно справляться с возрастающей нагрузкой по оформлению досудебных производств, сохранялась все эти годы.

В настоящее время значительная часть преступлений, расследуемых в форме дознания, - это уголовные дела, которые не представляют особой правовой и фактической сложности. Именно это обстоятельство не редко побуждало сторонников упрощенной и ускоренной процессуальной формы возвращаться к проблеме процессуальной экономии.

В целях совершенствования правоохранительной деятельности, обеспечивающей своевременное предупреждение преступлений разных категорий, создания оптимальных условий для скорейшего расследования преступлений и передачи дела в суд и в то же время для сохранения гарантий прав и законных интересов потерпевших, обвиняемых и участников уголовного судопроизводства в УПК РФ введено дознание в сокращенной форме.

Дознание в сокращенной форме не содержит недостатки протокольной формы, соответствует современным тенденциям досудебного производства.

Необходимо также учитывать, что процессуальная форма, сходная с протокольной формой производства, известна правовым системам многих западных стран и активно используется при производстве по делам об уголовно-правовых деликтах.

В частности, сокращенная форма содержится в законодательстве Франции, Германии, Италии, Великобритании.

Дознание в сокращенной форме введено в УПК РФ Федеральным законом РФ от 04.03.2013 N 23-Ф3 «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» с целью упрощения формы дознания при проведении рас-

4 Гирько С.И., (2014), О мерах по оптимизации досудебного производства в современных условиях. Пробелы в российском законодательстве, 3: 182-185.

следования по определенной категории дел при наличии закрепленных в законе условий.

В статье 226.1 УПК РФ указано, что дознание в сокращённой форме производится в порядке, установленном главой 32 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными вышеуказанной главой. Дознание в сокращенной форме проводится только по письменному ходатайству подозреваемого по уголовному делу.

Для удовлетворения указанного ходатайства подозреваемого необходимо наличие следующих условий:

1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного подозреваемого;

2) подозреваемый признает свою вину в содеянном, не оспаривает квалификацию содеянного, которая указана в постановлении о возбуждении уголовного дела, не оспаривает характер и размер причиненного им ущерба;

3) отсутствуют обстоятельства, исключающие проведение дознания в сокращенной форме, перечисленные в законе, а именно:

- подозреваемый на момент совершения преступления достиг совершеннолетия;

- нет оснований для применения в отношении виновного принудительных мер медицинского характера;

- подозреваемый не относится к категории лиц, уголовные дела, в отношении которых рассматриваются в особом порядке;

- лицо подозревается в совершении преступлений, которые расследуются в форме дознания;

-подозреваемый владеет русским языком и не нуждается в услугах переводчика;

-подозреваемый сам осознано ходатайствует о проведении дознания в сокращенной форме.

В соответствии с гл.32.1 УПК РФ установлен порядок проведения дознания в сокращенной форме.

До начала проведения первого допроса подозреваемого дознаватель разъясняет последнему право заявить ходатайства о проведении дознания в сокращенной форме. Отметка об этом делается в протоколе допроса подозреваемого. В течение двух суток с момента разъяснения права на заявления ходатайства, подозреваемый вправе заявить такое ходатайство в письменной форме. Оно должно быть подписано подозреваемым и его защитником.

Таким образом, участие защитника при производстве дознания в сокращенной форме обязательно.

Поступившее письменное ходатайство дознаватель обязан разрешить в срок не более 24 часов с момента его подачи. Рассмотрев указанное ходатайство, дознаватель должен его разрешить путем вынесения постановления о его удовлетворении или отказе в его удовлетворении. Об удовлетворении ходатайства дознаватель уведомляет прокурора в течение 24 часов. Кроме этого дознаватель выносит постановление о проведении дознания в сокращенной форме.

Подозреваемый, его защитник и потерпевший вправе обжаловать это постановление прокурору или в суд.

В случае, если дознаватель удовлетворил ходатайство подозреваемого о проведении дознания в сокращенном порядке, он проводит следственные действия достаточные для установления события преступления, размера причиненного им ущерба, а также виновности подозреваемого. Таким образом, дознаватель проводит лишь те следственные действия, которые необходимы и достаточны для установления наличия события преступления, характера и размера причиненного

ущерба, а также вины подозреваемого в совершении инкриминируемого преступления.

Дознаватель вправе:

- не проверять доказательства, если они не оспариваются подозреваемым, его защитником и потерпевшим или его представителем;

- не допрашивать лиц, которые были допрошены в ходе предварительной проверки сообщения о совершении преступления, если нет необходимости уточнить или установить дополнительные сведения;

- не назначать судебную экспертизу по вопросам, на которые имеются ответы в заключение специалиста. Если заключение специалиста не содержит ответы на все необходимые вопросы, выводы специалиста ставятся под сомнения какой-либо из сторон по делу -проводится экспертиза в ходе сокращенного дознания. Экспертиза назначается дознавателем и в случаях, когда по закону ее проведение обязательно;

- не проводить другие следственные действия, направленные на установление обстоятельств, которые были установлены материалами предварительной проверки.

Отсюда в ходе дознания в сокращенной форме материалы предварительной проверки, полученные не процессуальным путем, используются как допустимые доказательства.

Дознание в сокращенной форме должно быть проведено в срок не более 15 суток с момента удовлетворения ходатайства подозреваемого о проведении дознания в сокращенной форме до направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением.

Срок дознания в сокращенной форме может быть продлен прокурором до 20 суток. О продлении срока дознания уведомляются подозреваемый с его защитником и потерпевший с его представителем.

После сбора доказательств в соответствии с требованиями УПК РФ, достаточными для подтверждения виновности подозреваемого, дознаватель составляет обвинительное постановление, в котором излагаются фактически те же обстоятельства, что и в обвинительном акте, составляемом по окончании дознания в общем порядке. Это постановление подписывает дознаватель и начальник отдела дознания.

Это постановление должно быть составлено не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме.

После составления обвинительного постановления в течение трех суток дознаватель знакомит обвиняемого и его защитника обвинительным постановлением и всеми материалами уголовного дела. Об ознакомлении составляется соответствующий протокол, если об ознакомлении с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела ходатайствует потерпевший и его представители. При наличии ходатайства потерпевшего и (или) его представителя указанные лица знакомятся с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела в этот же срок, о чем в протоколе ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела также делается отметка. Если закончить ознакомление с делом в установленный законом срок невозможно, дознание проводится в общем порядке. Если от сторон не поступили ходатайства о признании доказательств недопустимыми, о производстве других следственных действий, дознаватель незамедлительно направляет уголовное дело прокурору.

Таким образом, при исследовании сокращённой формы дознания и производства дознания в общем порядке можно констатировать, что в законодательстве присутствует достаточное количество неурегулированных позиций. В отношении уголовных дел, отнесённых к компетенции таможенных органов РФ, сокращённая форма дознания в настоящее время применяется только к ст.200.1 УК РФ. В аналитическом обзоре правоохранительной деятельности таможенных органов РФ за 2013 год приводятся данные, что в отношении 10 уголовных дел завершено предварительное расследование в сокращённой форме дознания, и эти уголовные дела были направлены в суд 5.

Предполагается, что сокращенный порядок дознания позволит исключить нерациональное расходование сил и средств органов предварительного расследования, необоснованное затягивание сроков дознания по таким уголовным делам. Важно только разъяснять все права и обязанности участникам процесса, чтобы не случилось так, что быстрота процесса может поставить под сомнения законность и справедливость.

Исходя из выше изложенного, нами разработан проект Федерального закона о производстве дознания в сокращенной форме в соответствии с гл. 32.1 УПК РФ. Предлагается раздел 8 дополнить главой 32.2 в части следующего содержания: «Протокольная форма досудебной подготовки материалов». А именно, о порядке и сроках протокольной формы досудебной подготовки материалов по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, за которые предусмотрено максимальное наказание до трех лет лишения свободы, перечисленных в пункте 1 части третьей ст. 150 УПК РФ, в порядке, установленном главами 6-7, 12, 21, 22, 24, 26-27, 29, 32, 32.1 УПК РФ с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

В этом случае будет достаточно подробно регламентирован порядок производства дознания в сокращённой форме, что приведёт к широкому и эффективному применению сокращённой формы дознания на стадии предварительного расследования по ряду уголовных дел небольшой и средней тяжести.

Список литературы:

1. Алексеев И.М. К вопросу об эффективности досудебного производства в уголовном процессе Российской Федерации. Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3.

2. Бурцев А.В., Жукова Н.А. Объекты и субъекты уголовно-процессуальных правоотношений, возникающих на стадии возбуждения уголовного дела. // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №6, с. 182-185.

3. Гирько, С.И. Деятельность полиции в уголовном судопроизводстве: Монография/ С.И. Гирько. - М.: ФГКУ» ВНИИ МВД России», 2013. - С.10.

4. Гирько С.И. О мерах по оптимизации досудебного производства в современных условиях. // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №3, с. 182-185.

5. Ковтун Ю.А., Жукова Н.А., Шевцов Р.М., Рудов Д.Н. Взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений. // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №6, с. 178-181.

6. Колоколов И. Протокольная форма - новый вид предварительного расследования // Российская юстиция. 1998. № 2.

7. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 269.

8. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации (данные за 12 месяцев 2013 года). Управление таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы России.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью С.В. Каретниковой, и.о. декана факультета повышения

квалификации Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии по теме «О некоторых вопросах производства дознания в сокращенной форме (таможенный аспект)»

Представленная статья посвящена достаточно актуальной теме, поскольку различные аспекты производства дознания в сокращенной форме постоянно находятся в сфере интересов ученых и практиков.

Автор справедливо отмечает, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»1 таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают различные преступления, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления. Кроме того, таможенные органы вправе проводить неотложные следственные действия и осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях. Поэтому само обращение к указанной теме заслуживает одобрения.

Представляется, что выявление существующих проблем, а также предложение определенных путей их разрешения, могут оказать определенную помощь таможенным органам в противодействии преступлениям, отнесенным к их компетенции, в противодействии таким опасным проявлениям преступности, как коррупция и международный терроризм, незаконный оборот объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации.

1 Федеральный закон от 27.11.2010 № ЗП-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 269.

Несомненный интерес представляют статистические данные, приведенные автором. Справедливым представляется мнение автора о том. что дознание в сокращенной форме в тех случаях, когда оно производится в соответствии с законом, в целом соответствует современным тенденциям досудебного производства, способствует сокращению сроков уголовного досудебного производства, что в свою очередь способствует повышению эффективности уголовного преследования. Статья представляет интерес не только для ученых, но и для практических работников правоохранительных органов, в том числе, для работников таможенных органов.

Сказанное позволяет рекомендовать представленную статью Каретниковой С.В. «О некоторых вопросах производства дознания в сокращенной форме (таможенный аспект)» для опубликования.

Профессор кафедры технических средств

таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

д.ю.н., профессор ( —О.Н.Коршунова

Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации (данные за 12 месяцев 2013 года). Управление таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы России.

удостовсряю

Спсцийлсг по кадрам OJjJM ВД>°»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.