Летуновский П.В.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ ПРИЗЫВНОЙ И ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В 70 - 80-е ГОДЫ ХХ ВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Богатый исторический опыт свидетельствует, что в самые критические периоды истории наше Отечество спасали мощные запасы духовной силы российского народа. Именно это сплачивало российское общество, создавало ту обстановку социального согласия, которая позволяла стране выходить обновленной и оздоровленной из тягчайших испытаний. Неслучайно Президент России Д.А. Медведев в своем первом Послании Федеральному собранию России отметил: «... наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть чем гордиться, есть что любить. Есть что отстаивать и что защищать...» [5].
Особое место в нашей истории принадлежало и принадлежит воспитанию у граждан страны готовности с оружием в руках отстаивать ее территориальную целостность и независимость. Эта закрепившаяся веками норма была характерна для советского и постсоветского периодов существования державы. Многонациональное советское и российское общество направляло в ряды Вооруженных сил своих лучших представителей, которые достойно защищали интересы Отечества, сохраняли его суверенитет, создавали и приумножали боевые традиции армии и флота.
Опыт прошлого показывает, что постоянная забота о подготовке граждан к защите Отечества не только оказывала влияние на состояние обороноспособности, но и являлась непременным условием обеспечения безопасности страны в целом. В этой связи заслуживает внимания опыт подобной работы в Смоленской области, который автор исследовал в течение многих лет.
Несмотря на элементы известной демократизации политической жизни общества, в 80-е годы ХХ в. продолжали сохраняться многочисленные деформации. В частности, усиливалась роль партийно-административного аппарата. При этом необходимо разделять, с одной стороны, труд миллионов людей, создававших оборонительный комплекс государства, а с другой - серьёзный назревающий
кризис политической системы. Однако, при всех перипетиях того исторического периода, система подготовки молодёжи к защите Отечества показала устойчивый характер.
Весомый вклад в эту работу вносили созданные ещё в 70-е гг. XX в. клубы призывной молодёжи, университеты призывников, факультеты будущих воинов, которые организовывались при городских и районных военных комиссариатах на базе домов офицеров, домов культуры и заводских клубов [10, л. 82, 87, 126]. Указанные формы работы были важным элементом патриотического воспитания. Они позволяли, используя встречи с участниками важнейших исторических событий, показывать юношам, как на практике претворялись в жизнь идеи защиты Отечества. Это способствовало подготовке их к выполнению требований присяги и воинских уставов. Во время таких занятий закладывались основы гражданственности, формировался характер будущего воина.
Непосредственное руководство повседневной деятельностью клубов и университетов будущего воина осуществляли общественные советы, в состав которых входили представители государственных органов, молодёжные активисты предприятий, ветераны войны и труда. Контроль и статистическую отчетность по деятельности клубов и университетов будущего воина, а также методическую помощь осуществляли научно-методические советы, создаваемые под непосредственным руководством военных комиссариатов при областных организациях общества «Знание».
В рай(гор)военкоматах формировались комитеты или группы содействия из офицеров запаса, которые на общественных началах проводили работу среди призывников. В составе этих комитетов были выделены секции по подготовке молодёжи к воинской службе. Члены секций оказывали действенную помощь военкоматам в изучении морально-деловых качеств лиц из числа призывного контингента, в патриотическом воспитании молодёжи призывного возраста, в развитии оборонно-массовой и оборонно-спортивной работы.
В исследуемый период широко использовалась такая форма работы, как слеты призывников, превращавшихся в своеобразный смотр достижений, которыми юноши встречали призыв на действительную военную службу. В подготовке и проведении таких слетов принимали активное участие молодёжные организации. Например, в Смоленске только в 1984 г. в подобных слетах приняли участие 3870 юношей допризывного и призывного возрастов [12, л. 93, 105].
Особое внимание уделялось формированию у юношей интереса к овладе-
нию профессией офицера, осознанного стремления к поступлению в военноучебные заведения. В современных условиях заслуживает внимание опыт деятельности командования Смоленского высшего зенитно-ракетного инженерного училища (ныне Военная академия войсковой ПВО ВС РФ) по подготовке допризывной и призывной молодёжи к военной службе. Курсанты училища шефствовали над 9 средними школами областного центра, 4 городскими профтехучилищами, школой-интернатом № 7, проводили работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи на авиационном заводе, в совхозе им. Мичурина, на авто-агрегатном заводе, трикотажной фабрике [9, л. 78, 110]. Во всех подшефных школах были созданы и работали специальные секции и кружки по военноприкладным видам спорта. Учащиеся под руководством курсантов отрабатывали практически некоторые разделы строевой подготовки, изучали общевоинские уставы и организацию службы войск. В школах с их помощью оформлялись уголки боевой славы, регулярно проводились разнообразные мероприятия, развивающие у молодёжи любовь к воинской службе, Вооруженным силам, стремление стать офицером. В те годы получила широкое распространение практика индивидуального шефства курсантов над учащимися, позволявшая глубже вникать во внутренний мир будущего воина.
Важное место в деятельности государственных органов и общественных организаций отводилось воспитанию молодёжи на боевых и трудовых традициях народа, Вооруженных сил. С этой целью были разработаны положения о патриотических клубах, которыми предусматривалось учреждение Знамени клуба, девиза, нагрудного знака и жетонов победителей. К 1985 г. в Смоленской области было создано и работало 54 таких клуба [9, л. 5, 6].
Заметную роль в этой работе в рассматриваемый период играли организации общества «Знание». При правлениях этих организаций создавались научнометодические советы по пропаганде военных знаний, которые в тесном контакте с внештатными отделами пропаганды обкомов ДОСААФ и другими организациями направляли и проводили работу с призывной молодёжью. На заседаниях научно-методических советов обобщались опыт пропаганды военных знаний, проводилась аттестация лекторских кадров, обсуждались тексты лекций и т.д. Они выступали организаторами пропаганды военных и военно-технических знаний. К примеру, научно-методический совет Смоленской областной организации общества «Знание» формировался таким образом, что в его работе участвовали представители различных общественных организаций. Он состоял из 23 человек
и объединял в своих рядах руководителей государственных органов, ветеранов войны и труда, работников облвоенкомата, обкома ДОСААФ, областного отдела народного образования, комитета по физической культуре и спорту, других активистов патриотической пропаганды [14, л. 5].
Важное место в системе подготовки к военной службе отводилось физической закалке детей и юношей. Она осуществлялась в школах, военнопатриотических объединениях, подростковых клубах, организациях оборонного общества. При этом использовались плановые занятия, оборонно-спортивные и туристические игры «Зарница», «Орленок», оборонно-спортивные, оздоровительные лагеря. Призывники активно занимались военно-техническими и военно-прикладными видами спорта, сдавали нормативы по комплексу ГТО [14, л. 7].
В ходе физических занятий и спортивно-массовых состязаний у будущих воинов одновременно с физической закалкой формировалась и психологическая устойчивость к преодолению трудностей армейской службы. Анализ архивных источников показывает, что физическая подготовка допризывной и призывной молодёжи тесно увязывалась с проведением работы по развитию массовости физической культуры и спорта. Для этих целей создавалась серьёзная материальная база. Так, например, строительство комплексных спортивных площадок неуклонно росло. Всего за эти годы в области было построено более 25 спортплощадок и создано 52 спорткомплекса [13, л. 24]. Только силами молодежных (комсомольских) организаций было построено и реконструировано 24 комплексных спортивных сооружения, 145 игровых площадок, 49 городков комплекса ГТО, 27 спортивных тиров, 9 трасс здоровья. Если в 1983 г. было 139 комплексных спортивных площадок, то к концу 1980-х гг. их количество уже составляло 190, а число волейбольных и баскетбольных площадок увеличилось с 400 до 500.
Данные меры способствовали повышению массовости занятий физкультурой. В соревнованиях по многоборью ГТО на приз газеты «Комсомольская правда» в 1987 г. приняли участие 150 тыс. юношей и девушек, 7694 из них выполнили спортивные разряды [12, л. 35]. В 1986 г. в Смоленской области функционировало 16 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимались спортом 7836 учащихся. В 1989 г. Число школ за счет открытия новых филиалов в сельской местности увеличилось до 33 [10, л. 115-116].
В целях массового привлечения молодежи к регулярным занятиям физкультурой и спортом была разработана комплексная программа «Здоровье». Она предполагала расширение охвата подростков сдачей нормативов комплекса ГТО.
Реализация программы должна была способствовать повышению роли культурно-спортивных комплексов, коренной перестройке работы спортсооружений, развитию спортивно-оздоровительной работы в молодёжных общежитиях. В течение 1985-1989 гг., как показывают архивные материалы, в полтора раза увеличилось число клубов любителей бега, групп здоровья, туризма, велоспорта. Важное значение для осуществления программы имело решение о бесплатном предоставлении для занятий и соревнований стадионов, плавательных бассейнов, спортзалов школам, а студентам высших учебных заведений обеспечивалась 50процентная скидка [9, л. 12-13].
Из анализа работы государственных органов и общественных организаций по подготовке молодёжи к защите Отечества в Смоленской области в 70-80-е гг. ХХ в. следует, что в основе этой деятельности на региональном и федеральном уровнях должна лежать не партийная, а государственно-патриотическая идеология с опорой на научные и духовно-нравственные основы, с учетом особенностей развития менталитета, экономических, культурных и других факторов, которые существуют в отдельно взятых регионах нашего государства, имеющих богатую трудовую и военную историю.
Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своей Родине. Патриотическое воспитание в системе подготовки молодёжи к защите Отечества должно быть конкретным, направленным на реальные объекты воспитания. Деятельная сторона этого процесса является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные дела и поступки.
В современных условиях это направление определилось как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Эта деятельность предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
Анализ этой деятельности позволяет утверждать, что технология процесса воспитания защитников Отечества должна быть направлена на создание даль-
нейших условий национального возрождения России как великой державы. За последние 5600 лет в мире произошло 14600 войн, т.е. каждый год на Земле было по три войны. Сегодня высказывается немало суждений о том, что идет третья мировая война, скрытая и направленная, прежде всего, против России. А. Фурсов, директор Института русской истории РГГУ, утверждает, что в 1980-е гг. начался новый передел мира, и он продлится до 2020-х гг. [8, с. 2-5].
В XXI в. мир столкнулся с неожиданным противником - международным терроризмом. Ему объявлена война, в которой участвуют все цивилизованные страны. После глобальных трансформаций, сопровождавших Россию с начала 90-х гг. ХХ столетия, она оказалась в совершенно новой архитектуре международных отношений, которые характеризуются значительными сложностями и проблемами. По своей сути, сложившийся миропорядок принципиально мало чем отличается от того, с которым приходилось сталкиваться России на протяжении своей многовековой истории. Все та же настороженность в отношении нашей страны, то же стремление любой ценой уменьшить ее роль и влияние на протекание мировых процессов, вытолкнуть Россию на периферию мирового развития и использовать лишь в качестве инструмента при разрешении споров между другими государствами, претендующими на статус великодержавности. Государство должна исходить из того, что основные направления воспитания подрастающего поколения по защите Отечества должны определяться собственными национальными интересами и ценностями. Система подготовки молодёжи к защите Родине не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач всей системы воспитания в целом, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира. Ответственность за функционирование этой системы лежит на государстве, как на самом высокоорганизованном и оснащенном субъекте патриотического воспитания, что не снимает моральной ответственности за ее функционирование с образовательных структур, общественных организаций и с каждого гражданина России в отдельности.
В современных условиях, после определенного спада, стала активизироваться деятельность по подготовке молодежи к выполнению воинского долга. Так, уже подведены первые итоги выполнения государственной программы: «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» [3]. Изучен и проанализирован богатый опыт этой работы в регионах Рос-
сии. В октябре 2010 г. постановлением Правительства России была утверждена очередная государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», где определяются дальнейшие направления процесса по формированию патриотического сознания российских граждан, как одного из факторов единения нации [4].
Кроме того, в феврале 2010 г. Правительство России приняло еще один документ, регулирующий данную сферу деятельности. «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» определяет базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществление военнопатриотического воспитания граждан, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий видами спорта в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе [2].
Не остается без должного внимания данный вопрос и в Смоленской области. В настоящее время в регионе действуют два центра по патриотическому воспитанию подростков и молодежи: Смоленское областное государственное учреждение культуры «Центр-музей имени адмирала Нахимова», на базе которого проводятся встречи ветеранов и молодежи, «дни призывников», торжественные проводы на службу в ряды Вооруженных сил, и Смоленское областное учреждение «Центр героико-патриотического воспитания и социальной помощи молодежи «Долг», которое является координационным центром поисковой работы на Смоленщине, опорным центром по патриотическому воспитанию молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации.
В регионе активно работают отряды поискового движения, созданные на базе патриотических центров. В настоящее время они составляют 34 поисковых объединения, действующих в 23 районах области [1, с. 5]. Только в прошлом году было проведено 17 поисковых экспедиций, в ходе которых подняты и перезахоронены с воинскими почестями останки 1761 бойца, погибших в годы Великой Отечественной войны1.
1 Подсчитано автором по отчетным материалам поисковых экспедиций на территории Смоленской области. - П.Л.
Заслуживает внимания и деятельность координационного совета по патриотическому воспитанию молодых граждан, проживающих на территории Смоленской области, который является совещательным органом при областной администрации и осуществляет свою деятельность по многим направлениям, приоритетными из которых являются:
- создание условий для повышения активности участия молодых граждан в мероприятиях, посвященных героическому военному прошлому России и Смоленщины;
- осуществление информационной и пропагандистской деятельности в целях привлечения к участию подрастающего поколения, проживающего на территории области, в мероприятиях героико-патриотической направленности;
- усиление роли общественных организаций в повышении престижа военной службы в молодежной среде [6].
В заключение необходимо отметить, что военная служба была и остается основой сохранения национального суверенитета нашего государства, независимо от политического строя, сложившегося в стране. Современной России нужны мощные Вооруженные силы, способные стать несущей опорой в системе обеспечения национальной безопасности. Следовательно, подготовка молодежи, способной встать на защиту Родины, является важнейшей задачей как государственных структур, так и всей общественной жизни. Российская армия сегодня находится в состоянии качественных преобразований. В этой связи, надо полагать, критический анализ деятельности государственных структур и общественных организаций в советский период развития государства, отдельных его регионов по подготовке молодёжи к защите Отечества должен помочь осмыслению и переосмыслению накопленного опыта и его творческого применения в современных реалиях.
* * *
1. Время и мы: интервью губернатора Смоленской области // Ориентир. 2007. 7 августа.
2. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года: утв. Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 134-р // Российская газета. 2010. 12 февраля.
3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы: Государственная программа: утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422 // Красная звезда. 2001. 2 марта.
4. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы: Государственная программа: утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795 [электронный ресурс]. ЦКЬ: http://government.ru/gov/results (дата обращения 1.11.2010).
5. Послание Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2008. 10 ноября.
6. Постановление администрации Смоленской области от 30.06.2009 № 379 // Смоленская газета. 2009. 7 июля.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 134-р [электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html (дата обращения
30.10.2010).
8. Фурсов А. Счет победителей. Невыученные уроки войн, проигранных Россией // Политический журнал. 2004. №13.
9. ЦДНИСО (Центр документации новейшей истории Смоленской области). Ф. Р-6. Оп. 106. Д. 83.
10. ЦДНИСО. Ф. Р-6. Оп. 106. Д. 84.
11. ЦДНИСО Ф.14. Оп. 106. Д.83.
12. ЦДНИСО Ф. 14. Оп. 106 Д.85.
13. ЦДНИСО Ф.14. Оп. 106. Д.93.
14. ЦДНИСО Ф.24. Оп. 205. Д.38.