УДК 914/919 327 502.335
Д.А. Михайлов
О некоторых вопросах обеспечения комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению новых и малоисследованных в теоретическом плане вопросов, связанных с обеспечение безопасности населения и территорий в Арктической зоне Российской Федерации. В статье изложены современные проблемы политики, экономики, экологии. Раскрыта стратегическая значимость Арктической зоны России. Отражены российские интересы, усилия и задачи при решении проблем освоения Арктики.
Ключевые слова: Арктика; безопасность населения; чрезвычайные ситуации; стратегия развития.
Содержание
Введение
1. Стратегия России в Арктике
2. О возможных чрезвычайных ситуациях в Арктике
3. Защита населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Заключение
Литература
Введение
Арктическая зона России (далее — АЗР) охватывает обширную территорию, в основном за Северным полярным кругом. В АЗР расположены полностью или частично семь субъектов Российской Федерации, определенных решением Государственной Комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом (рис. 1).
В современных условиях Арктика приобретает все большую роль в глобальной политике и экономике, а сам Арктический регион становится важнейшей ареной взаимоотношений России с зарубежными партнерами. Арктическая зона занимает треть территории России. Здесь сосредоточено почти 80 процентов запасов всех полезных ископаемых страны. Вместе с тем значительная часть Арктической зоны Российской Федерации носит очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий с низкой плотностью населения.
1. Стратегия России в Арктике
Одной из главных целей государственной политики Российской Федерации в Арктической зоне является расширение ресурсной базы указанной зоны, способной в значительной степени обеспечить в социально-экономической сфере потребность страны в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья. В сфере экологической безопасности - сохранение и обеспечение защиты природной среды, что особенно сложно на территории Арктической зоны, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Что касается сферы науки и технологий - здесь важно сформировать и обеспечить достаточный уровень фундаментальных и прикладных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, включая разработку средств для решения задач обороны и безопасности, а также надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях северных территорий.
В условиях всевозрастающего интереса многих стран к освоению природных богатств Арктической зоны России необходимо усиливать охрану своих северных границ.
Шумш<
Рис. 1. Арктическая зона Российской Федерации
Для этой цели предусматривается создание арктической группировки войск для защиты экономических и политических интересов России в этом регионе. Речь не идет о строительстве военных баз или создании северного военного округа. В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее — «Основы») говорится лишь об усилении пограничных войск России и необходимости создания береговой охраны российских арктических границ.
Вопрос милитаризации Арктики не стоит. Акцент делается на опережающее развитие пограничной инфраструктуры Арктической зоны страны.
На Севере наша страна будет содержать, как и прежде, лишь необходимую группировку войск общего назначения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирования и органов. Однако все, что касается Арктики и защиты национальных интересов страны, этот вопрос неизбежно вскоре станет предметом обсуждения на международной арене. Пока же страна укрепляет свои пограничные рубежи, как говорят полярники, «на Северах». Работа по модернизации уже проведена на погранзаставе «Нагурская». Это первое практическое воплощение в жизнь решений, обозначенных в «Основах».
Принятие этого базового документа стало важным этапом в области национальной политики в Арктике, ведь именно в нем изложена стратегия действий России в данном регионе. Если сформулировать ее несколькими словами, стратегия заключается в том, чтобы оптимизировать систему
комплексного контроля за обстановкой в Арктике. И военное присутствие — это далеко не первоочередная задача. Как раз наоборот, в документе подчеркивается, что стратегическим национальным интересам является сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, а также сбережение ее уникальных экологических систем, имеющих общемировое значение.
Согласно документу приоритетами Российской Федерации в Арктике также будут: активное освоение природных ресурсов региона, развитие транспортной и пограничной инфраструктуры, а также информационно-телекоммуникационной среды.
Как на практике осуществить эту стратегию в регионе, который считается приоритетным для дальнейшего развития сразу несколькими мировыми державами? Есть риск скатиться к силовой конфронтации в этом регионе. Несомненно, ведь цена вопроса очень высока. Стратегическое значение Арктики очевидно, и уступить эту неосвоенную богатую землю никто добровольно не захочет.
Поэтому Россия и вынуждена создать отдельную группировку войск в Арктике, которая призвана обеспечить безопасность российской части Северного Ледовитого океана в различных условиях военно-политической обстановки.
Реализация Стратегии позволит сохранить и усилить позиции России как ведущей арктической державы, использовать и постоянно наращивать ее конкурентные преимущества в интересах поддержания мира и стабильности в Арктике, укрепления политического и экономического влияния Российской Федерации на мировой арене.
ISSN 2224-8617. Том 3,2013, № 1(4)
53
2. О возможных чрезвычайных ситуациях в Арктике
Арктика — важный стратегический район, который входит в зону интересов не только арктических государств — России, США, Канады, Дании, Норвегии, но и всего Европейского союза, а также большинства других стран с развитой экономикой, таких, как Япония, Южная Корея и бурно развивающийся в последние годы Китай. В первую очередь, их привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала Арктического континентального шельфа. При этом самые крупные и перспективные месторождения углеводородов находятся в российском секторе. На сегодняшний день на арктическом шельфе России уже открыто более 20 крупных нефтегазовых месторождений.
В связи с освоением месторождений углеводородного сырья прибрежной зоны, строительства и эксплуатации морских нефтегазовых платформ в ледовых условиях Северных морей следует ожидать повышения опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе. Здесь размещены объекты, которые могут стать источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Это нефтепроводы, газопроводы, предприятия по добыче, переработке и хранению газа, нефти и нефтепродуктов, атомные электростанции, химически опасные объекты, взрывопожароопасные объекты, важные элементы коммуникаций В числе негативных факторов, воздействующих на окружающую среду при нефтедобыче, наиболее опасным является загрязнение почвы и водоемов нефтепродуктами, высокоминерализованными пластовыми водами и химическими реагентами, применяемыми в технологии добычи. В основном загрязнение происходит в виде аварийных выбросов из скважин и прорывов трубопроводных коммуникаций.
Серьезную потенциальную угрозу для окружающей природной среды и жизнедеятельности людей в Арктике представляет глобальное потепление, которое в полярных районах проявляется почти в 10 раз сильнее, чем в среднем на планете.
К значительному ущербу населению и экономике территорий Арктического региона могут привести и чрезвычайные ситуации, вызываемые такими опасными природными явлениями как: шквальные ветры, сильные морозы, а также весенне-летние половодья, сопровождаемыми ледяными заторами на реках Арктического региона.
3. Защита населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
На современном этапе развития региона исключительную важность представляет работа МЧС России по созданию комплексной системы безопас-
ности в Арктической зоне Российской Федерации. В связи с чем научно-методическое сопровождение деятельности МЧС России по обеспечению безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктике является весьма актуальным. МЧС России разработан проект комплексной системы мониторинга, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне Российской Федерации (далее — Система) в целях реализации «Основ».
Данная Система позволит обеспечить безопасность населения и территорий Арктики от чрезвычайных ситуаций с учетом возможных природных и техногенных угроз, как существующих, так и перспективных, связанных с реализацией в регионе новых экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года. В основу положен имеющийся опыт по созданию органов управления МЧС России, в том числе центров управления силами Государственной противопожарной службы, автоматизированной информационно-управляющей системы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), и Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.
Первое аварийно-спасательное формирование появится в Дудинке, а затем планируется создать также формирования в г. Нарьян-Мар и населенном пункте Певек. Там будут размещены основные силы и средства МЧС России, предназначенные для обеспечения безопасности населения и территорий в Арктике.
В рамках Системы развитие сил и средств МЧС России в Арктике планируется на базе создаваемых в регионе в течение 2011-2015 годов комплексных аварийно-спасательных центров. На них возлагается выполнение задач предупреждения, ликвидации и реагирования на чрезвычайные ситуации, а также оказание оперативной помощи лицам, терпящим бедствие в российском секторе Арктического региона и прилегающих территориях иностранных государств в соответствии с международными соглашениями. В составе Центра планируется иметь два комплекса: аварийно-спасательный,
обеспечивающий реагирование на чрезвычайные ситуации и проведение поисково-спасательных работ и информационно-аналитический, обеспечивающий информационно-аналитическую поддержку проведения мероприятий. В настоящее время принято решение о создании сети комплексных аварийно-спасательных центров, охватывающей различные города Арктической зоны. Для обустройства прорабатывается выделение земельных участков для последующего строительства или реконструкции зданий с учетом требований к размещению комплексных центров.
В зоны ответственности создаваемых арктических центров будут входить территории соответст-
вующих субъектов Российской Федерации, а также внутренние воды и прилегающая 12 мильная зона территориальных вод. Комплексные центры планируется разместить в населенных пунктах Арктического региона, обладающих транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой, людскими ресурсами и возможностью оперативного реагирования на возникшие чрезвычайные ситуации (рис. 2).
Рис. 2. Территории, на которых возможно оказание помощи аварийно-спасательными центрами
На основе ресурсов комплексных аварийно-спасательных центов предполагается обеспечить высокую оперативность и взаимодействие между ведомствами и субъектами при совместном применении сил и средств РСЧС по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в арктических условиях.
Учитывая масштабы территории, природно-климатические условия региона и уровень его освоения, в перспективе предполагается создание мобильных оперативных сил и средств реагирования на чрезвычайные ситуации.
В целях обеспечения должной мобильности подразделений центра и приписанных к нему сил и средств, в каждом центре необходимо иметь вертолеты и возможность оперативно привлекать самолёты (рис. 3).
Один из таких центров планируется разместить в городе Дудинка. Там будет сформирован опытный участок по созданию и функционированию арктического спасательного центра совместного с центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
В опытной зоне будет отрабатываться внедрение инновационных технологий повышения защищенности населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации:
технологий мониторинга территорий АЗР и создания информационно-статистических баз данных;
технологий ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в АЗР;
технологий обеспечения безопасности при добыче, хранении и транспортировке полезных ископаемых.
Рис. 3. Вертолет МЧС России «Ка-32»
Внедрение данных технологий позволит решить ряд важнейших вопросов:
повышение оперативности реагирования сил ликвидации чрезвычайных ситуаций в АЗР;
повышение эффективности деятельности территориальных органов МЧС России в АЗР;
повышение оперативности ведения АСДНР с учетом особенностей региона;
обеспечение безопасности потенциально опасных объектов на территории АЗР.
Заключение
Таким образом, создание условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращение экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, являются важнейшими задачами государства. Проблема носит комплексный характер, ее решение требует продуманной координации действий органов государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проблемы обеспечения безопасности населения Заполярья и окружающей среды диктуется самой жизнью. Опасные природные явления предотвратить невозможно, а аварии в техносфере исключить в ряде случаев очень сложно.
Для решения основных проблем обеспечения защиты населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации необходимо следующее:
1. Разработка и создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Совершенствование систем мониторинга потенциально опасных объектов и территорий активного промышленного освоения, создание региональных ситуационных центров, располагающих данными мониторинга и силами быстрого реагирования, что позволит обеспечить немедленные эффективные действия в случае наступления чрезвычайных ситуаций.
3. Совершенствование действующего законодательства в области независимой оценки рисков ЧС на потенциально опасных объектах и нормативной базы по предупреждению и ликвидации
ВБЫ 2224-8617. Том 3,2013, № 1(4)
55
чрезвычайных ситуаций, разработка ряда мер законодательного характера по обеспечению промышленной и экологической безопасности объектов добычи углеводородного сырья на морских месторождениях. Очевидно, что и документы, регламентирующие действия спасателей в суровых арктических условиях, являются необходимыми. Перспективной также будет разработка Федеральной целевой программы, направленной на повышение эффективности мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации.
4. Оценка природно-техногенных рисков и разработка вариантов обеспечения безопасности в случае необходимости экстренного реагирования на события.
В целях выполнения задач по предупреждению, ликвидации и реагированию на чрезвычайные ситуации, оказанию оперативной всесторонней помощи лицам, терпящим бедствие на приполярных территориях Российской Федерации, представляется целесообразным создать систему специализированных аварийно-спасательных центров. Все это должно обеспечить значимый социально-экономический эффект по стабилизации жизнедеятельности народов Севера.
Круг политических, экономических и социальных проблем, связанных с обеспечением комплексной безопасности северных территорий России, весьма широк. Назрел вопрос о социально-экономическом развитии северных территорий страны в
тесной увязке с решением проблемы их комплексной безопасности. Реализация намеченных планов является оптимальным решением проблемы создания эффективной системы противодействия новым рискам чрезвычайных ситуаций, действенным механизмом консолидации усилий государства и общества в создании условий, обеспечивающих опережающий экономический рост и безопасное сбалансированное территориальное и инфраструктурное развитие.
Литература
1. Акимов В.А., Молчанов В.П., Соколов Ю.И. Риски чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.
2. Международная научно-практическая конференция «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009.
3. Международная научно-практическая конференция «Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и создание комплексных аварийно-спасательных центров в Арктике». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012.
4. Управление информации МЧС России. Арктика: под звездой МЧС// Спасатель. М.: ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России», Вып. № 34 (371), 2012.
21.12.2012
Сведения об авторе
Михаилов Дмитрий Александрович; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ); e-mail: [email protected]; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7; м.н.с.