лящим и оппозиционерам нормы шариатского права, пропагандируемые лидерами режима, применялись по произвольному решению главарей бандформирований.
Ни один из известных самим чеченцам лидер банды не был привлечен к ответственности.
1 11 ноября 1996 г. парламент ЧРИ по инициативе Э. Яндарбиева (он тогда исполнял функции погибшего президента) принял Закон «О внесении изменений в Конституцию ЧРИ». Согласно ст. 4 измененной Конституции ислам объявлялся государственной идеологией на территории ЧРИ.
2 В 1983 г. был принят Уголовный кодекс Судана, в соответствии с которым применялись членовредительские наказания (отсечения рук) и смертная казнь.
3Имамат — общее название мусульманского теократического государства. Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х годов XIX в. во время борьбы наро-
дов Северного Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828—1832), Гамзат-бек (1832-1834), Шамиль (1834-1859).
4 Арби Алаутдинович Бараев (1973 — 23 июня 2001) — активный участник сепаратистского движения в Чечне в 1990-е годы, поддерживал создание в Чечне «шариатского» государства.
В структуре вооружённых формирований ЧРИ дослужился до звания бригадного генерала, возглавлял созданный им же при содействии некоторых высших руководителей ЧРИ так называемый Исламский полк особого назначения (расформированный в 1998 г. по указанию президента ЧРИ Аслана Масхадова, который одновременно лишил Бараева его воинского звания).
После окончания первой чеченской войны в 1997— 1999 гг., получил известность как террорист и бандит, убийца и главарь банды работорговцев и похитителей людей, от рук которых пострадало более ста человек на территории Чечни и соседних регионов.
О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ НАРУШЕНИЙ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ В РОССИИ
В.Ю. ЧИСТЯКОВ,
соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского университета МВД России
Аннотация. В статье раскрываются основные тенденции преступных нарушений авторских прав в аудиовизуальной сфере, рассматривается состояние и динамика преступлений, анализируется правоприменительная практика борьбы с указанной группой преступлений.
Ключевые слова: аудиовизуальные произведения, состояние и динамика преступлений в аудиовизуальной сфере.
SOME TRENDS VIOLATIONS OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS IN
THE AUDIOVISUAL FIELD IN RUSSIA
V.Y. CHISTYAKOV, applicant department operational search activities of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In the article the main trends of criminal copyright infringement in the audiovisual field, reviewed the status and dynamics of the crimes, analyzed enforcement practice against this group of crimes.
Key words: the audiovisual works, the state and dynamics of crime in audiovisual field.
ГК РФ предусмотрено, что объектами авторского права являются аудиовизуальные произведения (ч. 1 ст. 1259 ГК РФ). Аудиовизуальное произведение является сложным произведением, авторские права на которые определены ст. 1240 ГК РФ.
Особый правовой режим на аудиовизуальные произведения установлен ст. 1263 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопро-
вождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Аудиовизуальные произведения — один из наиболее распространенных объектов для посягательства так называемых пиратов. В связи с этим законодатель принял специальные нормы, регламентирующие лицензирование деятельности, связанной с изготовлением и распространением аудиовизуальных произведений '.
В последние годы в Российской Федерации наметилась устойчивая тенденция роста количества нарушений в области авторских и смежных прав, которые не могут не отразиться на экономике страны. Особенно тревожная ситуация складывается в новых высокотехнологичных сферах. Цифровые технологии позволяют легко и быстро делать копии произведений, практически идентичные оригиналу. Так, по экспертным оценкам, в России производство одного контрафактного компакт-диска обходится примерно в 0,5 доллара США. По оценкам некоторых специалистов, при продаже контрафактной продукции распространителям и потребителям в среднем по 3 доллара США за единицу (в рублевом эквиваленте) ввезенное из-за границы оборудование для ее производства окупается в течение одного года 2.
Массовая востребованность потребителями контрафактной продукции приносит весьма крупный доход, что, в свою очередь, порождает проникновение в этот бизнес криминальных структур. По данным Российской антипиратской организации (РАПО), в России контрафактное происхождение имеют 75% всех видеокассет и 90% DVD-дисков в розничной продаже. Российские и зарубежные эксперты оценивают ущерб, причиненный России от пиратства, в 5 миллиардов рублей в год, а ежегодный теневой оборот в этом секторе — в сумму свыше 390 млрд руб., при этом потери федерального бюджета за счет неуплаты налогов превышают 550 миллионов долларов. Недобор таможенных платежей по аудиовизуальной продукции (по самым минимальным оценкам) составляет порядка 10 миллионов долларов США в год 3.
Оценивая динамику преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, следует отметить, что на протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества зарегистрированных уголовно-наказуемых деяний, нарушающих авторские и смежные права.
Динамика зарегистрированных преступлений, нарушающих авторские и смежные права, за последние годы характеризуется следующими данными: 1997 г. — 302 преступления, 1998 г. - 607, 1999 г. - 606, 2000 г. -875, 2001 г. - 810, 2002 г. 949, 2003 г. - 674, 2004 г. - 949; 2005 г. - 1490; 2006 г. - 4373; 2007 г. - 4969. В 2008 г. зарегистрировано 4276 преступлений данного вида, что почти в 2,9 раза больше, чем в 20054.
Изучение и анализ оперативно-розыскной практики показывает, что большинство преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, выявляется в сфере сбыта контрафактной аудиовизуальной продукции либо использования в коммерческих целях заведомо контрафактных компьютерных программ и баз данных.
Уголовная статистика также отражает материальный ущерб по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 146 УК РФ. Так, по данным ГИАЦ МВД РФ, в 2005 г. по оконченным и приостановленным уголовным делам по ст. 146 УК РФ (из числа находящихся в производстве) размер причиненного ущерба составил 201 570 тыс. руб., в 2006 г. -573 369 тыс. руб., в 2007 г. - 577 400 тыс. руб. В 2008 г. размер причиненного ущерба составил 891 650 тыс. руб., что в 4,2 раза больше ущерба, причиненного указанными преступлениями в 2005 г.5
Анализ приведенных данных свидетельствует о значительном росте материального ущерба, причиненного данными преступлениями за указанный период.
Важно иметь в виду, что значительный рост преступлений, нарушающих авторские и смежные права, свидетельствует не только об усилении криминализации в этой области, но и говорит о приобретении определенного опыта работы правоохранительными органами, которые приобрели определенные навыки по выявлению, раскрытию и расследованию нарушений авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере.
Приведенные выше данные свидетельствуют, на первый взгляд, о якобы незначительном количестве преступлений рассматриваемой категории. Однако, по нашему мнению, к подобной оценке следует подходить с особой осторожностью. Дело в том, что уголовная статистика отражает лишь малую часть преступных нарушений авторских и смежных прав, в том числе в аудиовизуальной сфере. Статистические данные отражают не фактическое количество совершенных преступлений, а всего лишь выявленные преступления.
Одна из важных задач анализа нарушений авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере - это выявление не статистической преступности в данной сфере (статистической ее картины), а преступности фактической. С этой точки зрения необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что нарушениям авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере присущ очень высокий уровень латентности. По данным специалистов, при чрезвычайно высоком уровне контрафактной деятельности преступных групп в настоящее время регистрируется и расследуется правоохранительными органами не более 5% преступлений 6.
Индивидуальный преступный контингент и преступные группы, как за рубежом, так и в России, вполне осознанно занимаются преступной деятельностью в данной сфере в связи с высокой рентабельностью производства и реализации контрафактной продукции.
Следует обратить внимание на высокий уровень нелегальной (теневой) экономики в сфере оборота аудиовидеопродукции.
На коллегии Генеральной прокуратуры РФ в 2006 г.
отмечалось, что по оценке экспертов объем фальсифицированных товаров на отечественном рынке видеопродукции составляет почти 70%, а программного обеспечения — около 90%7. Приблизительно те же оценки приводит Российская антипиратская организация (РАПО). По ее данным в России контрафактное происхождение имеют 75% всех видеокассет и 90% DVD-дисков в розничной продаже8.
Следует заметить, что значительная часть потребителей сознательно идет на приобретение контрафактной продукции, поддерживая, тем самым, дополнительный спрос на подобную продукцию.
Определенное представление о том, в какой мере россияне пользуются нелегальными музыкальными и видеодисками, дают результаты опроса общественного мнения ВЦИОМ (проведен в апреле 2005 г., опрошено 1600 человек в 100 населенных пунктах в 40 областях, краях и республиках России). По данным опроса, 44% респондентов, пользующихся техникой для прослушивания CD, приходилось приобретать нелегальные музыкальные диски. Полагают, что все диски в их музыкальной коллекции — нелегальные, 16% пользователей техники для прослушивания CD, еще у 43% нелегальной является часть дисков (в их числе у 15% — половина дисков контрафактные). И 41%затрудняются ответить, какую долю среди их музыкальных дисков составляет нелегальная продукция. Среди пользователей техникой для просмотра DVD 16% считают все свои видеодиски контрафактными, 55% — часть дисков (в том числе 20% — половину), 33% затрудняются ответить 9.
Анализ приведенных данных показывает, что у 59% респондентов музыкальные диски являются полностью или частично контрафактными. 71% респондентов пользуются для просмотра видеопродукции контрафактными видеодисками.
Обобщение правоприменительной практики борьбы с нарушениями авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере позволяет отметить и некоторые другие наметившиеся в последние годы тенденции в сфере оборота контрафактной аудиовидеопродукции.
Лица, нарушающие авторские и смежные права в аудиовизуальной сфере, организовали хорошо налаженную систему производства и реализации компакт-дисков, функционирующую на высочайшем уровне. По мнению председателя совета Гильдии развития аудио- и видеоторговли (ГРАВТ) Алексея Наумова, поставщики контрафакта развивают более эффективную и даже более прогрессивную систему дистрибуции, чем та, что существует у правообладателей. Пираты имеют представителей в каждом регионе и оперативно поставляют свежую продукцию. Они даже выполняют за продавца часть маркетинговых функций, поскольку ориентируются на выпуск дисков, пользующихся повышенным спросом. И самое важное — пираты используют гибкие формы оплаты, допуская отсрочку платежа и разрешая продавцам
вернуть не пользующийся спросом товар, обменять его на более популярные новинки. Поставщики кон-трафакта обыгрывают легальных производителей не только по цене, но и по всем статьям 10.
Стремительный рост информационных технологий способствует ускоренному переводу объектов авторских и смежных прав в цифровое распространение, что представляет неограниченные перспективы в отношении новых возможностей использования таких объектов в множестве различных форматов.
К примеру, по данным Международной федерации производителей фонограмм №Р1 в США спустя всего лишь пять лет после появления первой возможности коммерческого скачивания музыки объем онлайновых продаж музыкальных файлов вместе с продажами мелодий для использования в мобильных телефонах достиг 30% от всего объема реализации в этой индустрии. При этом в 2007 г. общемировые доходы музыкальной индустрии по этим двум видам продаж достигли 1,7 млрд (рост + 53% по сравнению с 2006 г.) и 2,5 млрд (+ 11%) долл. США соответственно. Для сравнения поступления от радиокомпаний и реализации музыки для использования в портативных плеерах составили 350 (+ 23%) и 140 (+ 15%) млн долл. США соответственно п.
Новые информационные технологии пираты используют в преступных целях.
О растущей значимости проблемы роста уровня контрафакта, реализуемого по анналам сети Интернет и с использованием иных высоких технологий, свидетельствует и устойчивый рост выявляемых преступлений в этой сфере.
Происходят изменения в географии реализации контрафактной аудиовидеопродукции. Если раньше основная доля контрафакта была сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, через которые проходят наиболее крупные оптовые потоки, то сейчас есть основания считать, что значительная часть контрафакта перемещается в регионы, где менее активно ведется борьба, в том числе ввиду территориальной отдаленности, и где ниже уровень потребительской культуры населения, а основным критерием спроса является цена.
Аудиовидеопиратство как один из видов криминального предпринимательства в силу своей высокой доходности и низкой степени риска остается благоприятной экономической средой для формирования организованных преступных групп. В отдельных регионах криминальные структуры занимаются организованной поставкой «пиратской» продукции, диктуют только им выгодные условия торговли, пресекают торговую деятельность лиц, продающих лицензионную продукцию. Так, анализ статистических данных свидетельствует о том, что по сравнению с 2004 г. в 2007 г. больше привлечено к уголовной ответственности лиц за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно
за приобретение, хранение, перевозку контрафактных произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере (ч. 2 ст. 146 УК РФ) (соответственно осуждено 291 и 1896 лиц). За тот же период почти в два раза увеличилось число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за аналогичные действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Все это свидетельствует не только том, что правоохранительные органы стали больше выявлять преступлений в сфере защиты авторских и смежных прав, которые совершаются организованными группами, использующими теневой капитал. Преступность в аудиовизуальной сфере все больше приобретает организованный характер.
Хотя «авторские» преступления не приносят такого дохода, как наркобизнес, торговля оружием и др., риск быть привлеченным к уголовной ответственности намного ниже. В целях избежания уголовной ответственности преступные группы предпринимают ряд мер, к которым, в частности, относятся тщательное сокрытие следов преступной деятельности, налаживание коррумпированных связей с сотрудниками правоохранительных органов, занимающихся раскрытием и расследованием преступлений данной категории, и другие меры.
В рамках обсуждаемой проблемы следует обратить внимание на недостатки в сфере организации борьбы с нарушениями авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере:
Ф на региональном уровне отсутствуют согласованные программы борьбы с контрафактной продукцией;
Ф отсутствие инициативы у территориальных подразделений БЭП по выявлению и пресечению производств и оптовых каналов поставок контрафакта, а также в проведении целевых мероприятий в отношении фактических руководителей преступного бизнеса;
Ф отсутствует четкое взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов с правообладателями, представители которых отсутствуют в большинстве субъектов Российской Федерации;
# коррупция в правоохранительных органах. Многие торговые точки контролируются коррумпированными милиционерами. Поэтому, кроме изъятия контрафактной продукции, их владельцам ничего не грозит;
Ф отсутствие должного взаимодействия между оперативными работниками органов внутренних дел, призванными выявлять уголовно-наказуемые нарушения авторских и смежных прав, со следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, на которых возложена обязанность расследования преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ (ч. 2 ст. 151 УПК РФ);
Ф несовершенство правоприменительной прак-ти-ки по делам рассматриваемой категории. Так, несмотря на то, что было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14
«О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»12- остаются проблемы в судебной практике при рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел. В связи с вопросами, возникающими в практике при рассмотрении указанных уголовных дел определенные проблемы требуют своего законодательного, методического и организационного разрешения;
Ф отсутствие всестороннего анализа экономической деятельности юридических и физических лиц, занимающихся изготовлением и сбытом объектов интеллектуальной собственности; отсутствие инициативы у территориальных подразделений БЭП по выявлению и пресечению производств и оптовых каналов поставок контрафакта, а также в проведении целевых мероприятий в отношении фактических руководителей преступного бизнеса.
Изложенное свидетельствует о необходимости активного противодействия преступлениям, связанным с нарушениями авторских и смежных прав. Это, в свою очередь, вызывает потребность постоянного исследования указанной категории преступлений с целью разработки научно обоснованных рекомендаций и предложений по повышению эффективности их выявления и раскрытия.
1 См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 17 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3430.
2 См.: Подшибихин Л., Леонтьев К. Продукты мультимедиа: правовые проблемы и экономические перспективы // Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права. 2002. № 9. С. 8-9.
3 См.: www. e-barg-mes. ur. ru
4 См. форму 5 ГИАЦ МВД РФ «Сведения о результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности» за 2005-2008 гг.
5 Там же.
6 См.: Основной документ Международной конференции «Мошенничество и контрафактная деятельность в России. Предотвращение и борьба». М., 2000. С. 3.
7 Цит. по: Кузьмин В. От контрафакта до нанотехнологий. Владимир Путин узнал о планах министров // Российская газета. 2006. 4 апр.
8 См.: Дорохов Р. Первый видеопират за решеткой // Ведомости. 2004. 19 авг.
9 О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации в 2007 году: Аналитический доклад / Под ред. Лопатина В.Н. М., 2008. С. 100.
10 Журнал «Эксперт Северо-Запад». Санкт-Петербург http://www.expert.ru/rus_business/2006/07/kontrafakt/
11 О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности... С. 85.
12 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. № 7.