Научная статья на тему 'О некоторых психолого-педагогических аспектах дистанционного обучения'

О некоторых психолого-педагогических аспектах дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старов Михаил Иванович, Чванова Марина Сергеевна, Вислобокова Марина Викторовна

The article analyses merits and deficiencies of distant education and interprets some experimental data.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF LEARNING AT A DISTANCE

The article analyses merits and deficiencies of distant education and interprets some experimental data.

Текст научной работы на тему «О некоторых психолого-педагогических аспектах дистанционного обучения»

О НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

М.И. Старое, М.С. Иванова, М.В. Вислобокова

Starov M.I., Chvanova M.S. & Vislobokova M.V. On some psychological and pedagogical peculiarities of learning at a distance. The article analyses merits and deficiencies of distant education and interprets some experimental data.

Использование информационно-комму-никационных технологий представляет собой новый уровень опосредования мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную и обучающую. В психологии факт связи деятельности и общения констатируется исследователями. Известный социальный психолог Г.М. Андреева считает, что посредством общения деятельность организуется и развивается. Как правило, рассматриваются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона отражает факт обмена информацией между общающимися, интерактивная - факт организации взаимодействия, перцептивная -факт установления взаимопонимания.

Эффективность педагогического воздействия при дистанционной форме обучения посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым посредством компьютера. Важно найти пути решения проблем, обусловленных тем, что:

- информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

- вербальное общение реализуется посредством фатического, информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов;

- органическим дополнением вербальной речи является употребление невербальных средств общения: ки нес и ка (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистика (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистика (включение в речь пауз, смеха, покашливаний и тому подобного), прокссмика (пространственная и временная организация общения -хронотипы "вагонного попутчика", "больничной палаты"), визуальное общение (контакт глазами);

- интерактивная сторона общения проявляется в совместной деятельности;

- в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками.

Что побуждает педагогов и психологов заниматься проблемами дистанционного обучения?

Привлекает не только возможность обеспечения оперативной обратной связи между обучаемым и обучающим на расстоянии по сети, увеличение числа "степеней свободы" в выборе "маршрута", темпа и содержания обучения, средств представления знаний, а также постоянная актуализация учебного материала с наименьшими затратами. В связи с идеями индивидуализированного и развивающего обучения интерес представляют психолого-псдагогичсские функциональные возможности использования средств информационно-коммуникационных технологий в обучении. В отличие от традиционного обучения, где обучаемый рассматривается одновременно и как субъект и как объект образовательного процесса, при дистанционном обучении посредством компьютера он выступает в качестве субъекта.

Безусловно, при желании обучаться на расстоянии посредством компьютерных сетей встает вопрос о том, что необходимо для начала обучения? Подходя к вопросу о моделировании "вхождения" в процесс дистанционного обучения, нами учитывались два аспекта: внутренний (готовность обучаемого) и внешний (условия обучения).

Внутренний аспект предусматривает личностную готовность к учебно-познавательной деятельности в условиях дистанционного обучения (ДО): знание средств ДО и умение работать в сети; знание компонент предметных областей, необходимых для начала обучения; совокупность личностных качеств, необходимых для усвоения новых знаний; овладение культурой работы в сети: владение этикетом общения; понимание причин негативных

і

моментов, связанных с общением в сети; понимание ограниченности системы дистанционного обучения, связанной с отсутствием личностного взаимодействия с преподавателем и опыта производственной деятельности.

К "внешнему" аспекту мы отнесли следующее: 1) наличие материально-технической базы, которая должна включать в себя как технические средства: компьютер, модем, сеть, так и программные: сетевое обеспечение, электронные учебники, системы диагностики и контроля знаний и многое другое; 2) организационно-методическое обеспечение, которое должно включать: перечень изучаемых дисциплин и тем, порядок их освоения, расписание и сроки поступления заданий, способы и критерий оценки знаний, процедуру выдачи диплома или сертификата.

Понимая, что часть обучаемых остановится перед барьером незнания компьютера (тогда встает вопрос о формировании необходимого уровня компьютерной грамотности), мы провели эксперимент в ¡Щегпе! с так называемыми русскоязычными "хакерами" мира - людьми, для которых общение с компьютером стало неотъемлемым компонентом жизнедеятельности, таким образом как бы обеспечивая себе некоторую "чистоту эксперимента", обусловленную решением вопроса компьютерной грамотности.

Приведем некоторые результаты.

I. Прежде всего нас интересовали мотивы предпочтения общения в сетях. Обобщая ответы, мы получили следующий список.

1. Желание получить новую информацию вне зависимости от интересов.

2. Желание найти собеседников, компетентных в интересующей профессиональной области, возможность получить ответ на узкопрофессиональные вопросы.

3. Расширение круга общения.

4. Новизна и привлекательность самого общения в сети. Мы назвали данный аспект "эффектом игры".

5. Удобство обмена компьютерными программами и письмами.

6. Компенсация коммуникативных барьеров, связанных с различными недостатками собеседников, включая дефекты внешности. Мы назвали это "эффектом маски".

7. Чувство физической безнаказанности за некорректные проступки и стремление иметь дело с негативными сообщениями в опосредованной форме.

8. В так называемых "чатах" (своеобразных виртуальных тусовках по интересам, где общающиеся по сети не знают адресов

своих собеседников) - желание выплеснуть эмоции незнакомому человеку. По всей видимости, это близко к "эффекту попутчика" в поезде.

Результаты опроса представлены на рисунке 1 по следующим возрастным группам: адаптационный возраст (15 - 19 лет), старший вузовский возраст (20 - 22 года), возраст профессионального становления или акмсологический (23 года и старше).

15 - 19 лет

3 В

154 20%

Д

30%

Адаптационный возраст 20 - 22 года

30%

Старший вузовский возраст 23 года и старше

ж 3 3 б

0%8% 8%0% в 17%

Возраст профессионального становления (акмсологический)

Результирующая диаграмма

д

25%

Рис. 1. Мотивы предпочтения общения в сети: а - чувство уверенности в себе, никто не видит Ваших недостатков; б - чувство ненаказуемости за свои поступки; в - желание общаться с ком-петенгными в Вашей области людьми; г - желание найти человека, способного понять Вас; д - желание получить новую информацию; е - потребность в общении; ж - затрудняется ответить; з - что-то другое.

II. Примерно половина опрошенных, хорошо владеющих компьютером, положительно относятся к дистанционному обучению. Результаты: "Против" - 20 %; "Не уверены" - 28 %; "За" - 52 % всех опрошенных (рисунок 2). Если тестируемых условно разделить на три возрастные группы, то в группе более старшего возраста акцент смещается в сторону приветствия дистанционной формы обучения. Почему? Далеко не все смогли аргументировать ответ и нам пришлось обратиться к дополнительному эксперименту - интервьюированию студентов и преподавателей физико-математического факультета, не испытывающих проблемы со знанием компьютера. Результаты анализа в нашей интерпретации следующие.

15 - 19 лет

20 - 22 года

нет

25%

Отношение к дистанционному обучению

согласуется с понятием индивидуальности человека - полной свободой в выборе своей жизни во всей ее полноте, в том числе и обучении.

2. Если условно разделить взаимодействие обучаемого и преподавателя на два уровня (на практике это невозможно): информационный и личностный, то можно констатировать значимость личностного взаимодействия в процессе обучения. В системе дистанционного обучения личностная компонента опосредована и ограничена в главном - межличностном общении преподавателя и ученика. Особенно значим этот компонент для школьников и студентов младших курсов, для которых личность учителя (преподавателя) зачастую определяет отношение к изучаемой дисциплине. Для старшекурсников определяющим становится интерес к содержанию обучения.

3. В условиях человеческой коммуникации, в отличие от кибернетических устройств, партнеры оказывают воздействие друг на друга посредством знаков (например, мимики, жестов, тембра голоса). Знак меняет состояние участников коммуникативного процесса. Об эффективности коммуникации судят по ее воздействию по различным психологическим характеристикам и в зависимости от этого корректируют коммуникативный процесс. При дистанционной форме часть таких характеристик отсутствует, таким образом тормозится процесс коррекции.

4. Многие не испытали на себе возможности разных форм дистанционного обучения и затрудняются ответить на поставленные вопросы. Их ответы являются предположением.

III. Каковы приоритеты в системе отношений среди опрошенных в 1Мегпе1 "хакеров"? Для изучения направленности в системе отношений использована модель М.И. Старова [1]. Приведем результаты самооценки (рисунок 3).

Направленность системы отношений

не знают

II. Примерно половина опрошенных, хорошо владеющих компьютером, положительно относятся к дистанционному обучению. Результаты: "Против" - 20 %; "Не уверены" - 28 %; "За" - 52 % всех опрошенных (рисунок 2). Если тестируемых условно разделить на три возрастные группы, то в группе более старшего возраста акцент смещается в сторону приветствия дистанционной формы обучения. Почему? Далеко не все смогли аргументировать ответ и нам пришлось обратиться к дополнительному эксперименту - интервьюированию студентов и преподавателей физико-математического факультета, не испытывающих проблемы со знанием компьютера. Результаты анализа в нашей интерпретации следующие.

15 - 19 лет

не

знаю

нет

17%

23 года и старше

не

знаю

Отношение к дистанционному обучению

Да

52%

согласуется с понятием индивидуальности человека - полной свободой в выборе своей жизни во всей ее полноте, в том числе и обучении.

2. Если условно разделить взаимодействие обучаемого и преподавателя на два уровня (на практике это невозможно): информационный и личностный, то можно констатировать значимость личностного взаимодействия в процессе обучения. В системе дистанционного обучения личностная компонента опосредована и ограничена в главном - межличностном общении преподавателя и ученика. Особенно значим этот компонент для школьников и студентов младших курсов, для которых личность учителя (преподавателя) зачастую определяет отношение к изучаемой дисциплине. Для старшекурсников определяющим становится интерес к содержанию обучения.

3. В условиях человеческой коммуникации, в отличие от кибернетических устройств, партнеры оказывают воздействие друг на друга посредством знаков (например, мимики, жестов, тембра голоса). Знак меняет состояние участников коммуникативного процесса. Об эффективности коммуникации судят по ее воздействию по различным психологическим характеристикам и в зависимости от этого корректируют коммуникативный процесс. При дистанционной форме часть таких характеристик отсутствует, таким образом тормозится процесс коррекции.

4. Многие не испытали на себе возможности разных форм дистанционного обучения и затрудняются ответить на поставленные вопросы. Их ответы являются предположением.

III. Каковы приоритеты в системе отношений среди опрошенных в 1тегпе1 "хакеров"? Для изучения направленности в системе отношений использована модель М.И. Старова [1]. Приведем результаты самооценки (рисунок 3).

Направленность системы отношений

Рис. 2. Отношение к дистанционному обучению.

1. Дистанционное обучение, как бы оно не было "украшено" возможностями современных гипермедиа технологий и систем виртуальной реальности с богатым набором видео, аудио, графики, анимации, технологично по своей сути. Технологичность предусматривает существование определенных границ обучения, что плохо

Рис. 3. Приоритеты в системе отношений среди опрошенных в 1тегпе1 "профессиональных пользователей".

дела

12%

людей

12%

Большинство молодых людей выбрали "живу для себя - людей - дела", либо "живу для себя", либо "живу для себя и людей" -64 %.

Часть молодых людей выбрали "живу для людей - себя - дела", либо "живу для людей и себя", "живу для людей" - 12 %.

Часть опрошенных (12 %) выбрали варианты: "живу для дела - людей - себя", "живу для дела - себя - людей", 12 % опрошенных не смогли определить свой выбор.

Сложно сделать вывод только по опросу "хакеров", поскольку неясно, данная точка зрения присуща большинству современной молодежи или только специфической се части, которая часто работает с компьютером. А как настроены люди постарше? Для ответа на вопрос проведено дополнительное анкетирование среди людей разного возраста и отношения к современным компьютерным технологиям - результаты

15 - 19 лет

не совсем

9%

нет

55%

20 - 22 года

не совсем 33%

нет

50%

23 года и старше

не

совсем

13%

нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49%

общий

не

совсем

нет

52%

отличаются принципиально по различным группам.

IV. Любопытен анализ ответов на вопросы:

1. "Можно ли влюбиться по сети?" Большинство (72 %) считают "Да", некоторые приводят конкретные примеры перехода "дистанционного" общения в 1тегпе1 в традиционное.

2. На вопрос "Удовлетворяют ли потребность в общении компьютерные телекоммуникации?" 52 % опрошенных ответили "Нет", 32 % - "Да" и 16 % - "Частично" (рисунок 4).

3. На вопрос "Испытываете ли Вы дискомфорт от того, что не видите собеседника?" 50 % ответили - "Нет" (рисунок 5).

V. Какие формы дистанционного обучения наиболее эффективны сегодня в России? Для выяснения этого вопроса мы обратились к публикациям.

15 - 19 лет

не знает да

17% 17%

не всегда 17%

нет

49%

20 - 22 года

не всегда 33%

нет

67%

23 года и старше

не

всегда 25%

нет

50%

общий

не

всегда да

25% 25%

нет

50%

Рис. 4. Результаты ответов на вопрос: Рис. 5. Результаты ответов на вопрос:

"Удовлетворяют ли потребность в общении "Испытываете ли Вы дискомфорт от того, что компьютерные телекоммуникации?". не видите собеседника?".

1. Тематические образовательные проекты (например, по проблемам охраны окружающей среды и другие) имеют высокий образовательный потенциал.

2. Сетевые олимпиады и конкурсы для студентов и школьников.

3. Сетевые консультации и видсолекто-рии.

4. Сетевые тематические конференции.

Можно сделать вывод, что интересны и

эффективны технологии, ориентированные на самообразование.

ВЫВОДЫ

1. Необходимо проводить исследования и практическую апробацию разных форм дистанционного обучения, поскольку накопленный зарубежный опыт без изменения в соответствии с "Российским менталитетом" неприемлем и об этом свидетельствует практика дистанционного обучения наших студентов в зарубежных учебных заведениях. Недостаточный опыт использования дистанционного обучения в России не позволяет проводить глубокие обобщения о его массовом рациональном применении в различных системах обучения.

2. Дистанционной формой посредством компьютерных сетей нельзя заменить подготовку специалиста, как это предлагается в ряде публикаций, можно лишь органично вписать ее в интегративный целостный процесс обучения.

3. Наиболее эффективными являются формы дистанционного обучения, ориентированные на развитые компоненты самообразования: сетевые олимпиады, конкурсы, сетевые спецкурсы, конференции.

4. Для организации систем дистанционного обучения необходимо учитывать специфику психолого-педагогичсского фактора общения в сети - как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды.

5. Возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем, либо уменьшается их значимость.

6. Оценка эффективности коммуникационного взаимодействия затруднена в связи с отсутствием ряда "фоновых" компонент, сопровождающих обычную коммуникацию. Это приводит, в конечном счете, к торможению процесса коррекции обучения.

7. Поскольку учебно-воспитательный процесс един, то актуальным является рассмотрение особенностей организации воспитания при дистанционном обучении.

1. Старое М. И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя. М.-Тамбов, 1996.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ И ЗАДАЧИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Н.И. Чанг

Chang N.I. The sociocultural situation and objectives of higher education.

Образование является одним из важнейших факторов социальных преобразований. Распространено мнение, что образование нельзя считать преобразующей силой. Оно выступает лишь как зеркало того общества, которое его создаст и направлено на воспроизводство данных социальных отношений. Однако образование всегда находится в диалектической взаимосвязи с обществом. Как важная подсистема социума оно всегда зависит от общества: уровня его экономического раз-

вития и политической организации, состояния культуры. В свою очередь, образование не пассивно в отношении общества. Оно не только отражает, но и формирует социальные структуры, меняет политическую и экономическую жизнь общества. Так, в процессе индустриализации общества образование все теснее увязывается с экономикой. Производство испытывает постоянную и все возрастающую потребность в поставках новых технологии, высококвалифицированных специалистах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.